Индуктивные умозаключения и их виды кратко

Обновлено: 02.07.2024

Умозаключения бывают непосредственные и опосредованные. Непосредственные умозаключения делаются из одной посылки, и являют собой уже известные нам действия над суждениями (обращения, превращения, противоставления предикату), а так же преобразование суждений по логическому квадрату. Опосредованные умозаключения делаются из нескольких посылок, о них мы и будем говорить в данной главе.

Существуют такие виды опосредованных умозаключений, их еще называют методами мышления:

Чаще всего не полные индуктивные выводы – неверные. Их преимущество состоит в том, что они направленны на расширения знаний о предмете, могут указать на новые их свойства, в то время как индуктивный метод чаще всего направлен на выяснения уже известных фактов.

Я с некоторыми другими логиками выделяю еще такой вид умозаключения как Абдукция. Абдукция – это вид умозаключения, при котором на основе общего, делается вывод о причине частного, проще говоря – это вывод от общего к причине частного.
Я считаю, на отмену от общепринятого мнения, что именно этот вид умозаключений использовал на самом деле Шерлок Холмс, а так же другие реальные и не реальные детективы.
Чтобы понять, в чем заключается суть Абдукции, ее лучше рассматривать в сравнении с другими видами умозаключения.

Вернемся к дедукции. Мы предположили, что дедуктивный вид умозаключения имеет достоверный характер. Но, тем не менее, надо выделить некоторые правила простого силлогизм, чтобы это было действительно так. Итак, рассмотрим общие правила силлогизма.
1. В силлогизме должно быть только три термина или не должно быть термина, который употребляется в двух значениях. Если такой есть считается, что в силлогизме больше трех терминов, так как четвертый подразумевается. К примеру:
Движение – вечно.
Хождение в университет – это движение.
Хождение в университет – вечно.

3. Термин, который не распределён в одной из посылки, не может быть распределён в выводе. Например:
Все кошки (+) – живые существа (-).
Все собаки (+) – это не кошки (+).
Все собаки (+) – это не живые существа (+).
Как видим следствие такого умозаключения - ложно.

4. Посылки силлогизма не могут быть только отрицательными. Вывод в таком силлогизме в лучшем случае будет вероятностным, но чаще всего его либо вообще невозможно сделать, либо он ложен.

5.Посылки силлогизма не могут быть только частными. Хотя бы одна посылка из силлогизма должна быть общая. В силлогизме, в котором две посылки частные сделать вывод не возможно.

6.Если в силлогизме одна посылка отрицательная, то и вывод будет отрицательным.

7.Если в силлогизме одна посылка частная, вывод из него следует так же только частный.

Следующий вид сокращенного умозаключения – Эпихейрема. Оно являет собой простой силлогизм, в которой две посылки – энтимемы.
Сначала сделаем из двух силлогизмов энтимемы:

Силлогизм №1.
Все то, что ограничивает человеческую свободу, делает его рабом.
Социальная необходимость ограничивает человеческую свободу
Социальная необходимость делает человека рабом.

Теперь сделаем силлогизм из двух энтимем, который и будет нашей эпихейремой:
Социальная необходимость делает человека рабом, потому, что ограничивает человеческую свободу.
Работа – это социальная необходимость, так как является действием, которое дает возможность существовать в социуме.
Работа – делает человека рабом.

Сорит – полисиллогизм, в котором пропущено суждение, связывающее два простых силлогизма, то есть вывод первого силлогизма, который стал первой посылкой второго, попросту упускается.
Все что развивает память и мышления – полезно.
Изучения наук – развивает память и мышления.
Логика – это наука.
Изучения логики – полезно.
Как видим суть силлогизма от того, что оно из полисиллогизма превратилось в сорит, не поменялась.

Первоначально следует сказать об основополагающем разделении индуктивных умозаключений. Они бывают полные и неполные.

Полными называются умозаключения, в которых вывод делается на основе всестороннего изучения всей совокупности предметов определенного класса.

Применяется полная индукция только в случаях, когда можно определить весь круг предметов, входящих в рассматриваемый класс, т. е. когда их число ограничено. Таким образом, полная индукция применяется лишь в отношении замкнутых классов. В этом смысле применение полной индукции не очень распространено.

При этом такое умозаключение дает достоверное значение, так как все предметы, о которых делается заключение, перечислены в посылках. Вывод производится только относительно этих предметов.

Для того чтобы можно было говорить о полной индукции, необходимо проверять соблюдение ее правил, условий. Так, первое правило гласит, что количество предметов, входящих в рассматриваемый класс, должно быть ограничено и определено; их количество не должно быть большим. Каждому элементу взятого класса, относительно которого создается умозаключение, должен быть присущ характерный признак. И наконец, выведение полного умозаключения должно быть обоснованным, необходимым, рациональным.

Схему полного умозаключения можно отразить как:

Пример полного индуктивного умозаключения.

Все обвинительные приговоры издаются в особом процессуальном порядке.

Все оправдательные приговоры издаются в особом процессуальном порядке.

Обвинительные приговоры и оправдательные приговоры есть решения суда.

Все решения суда издаются в особом процессуальном порядке.

В этом примере отражен класс предметов — решения суда. Все (оба) его элементы были указаны. Правая сторона каждой из посылок справедлива по отношению к левой. Поэтому общий вывод, который имеет непосредственное отношение к каждому падежу в отдельности, является объективным и истинным.

Несмотря на все неоспоримые преимущества, достоинства полной индукции, часто возникают ситуации, в которых ее использование затруднительно. Это связано с тем, что в большинстве случаев человек сталкивается с классами предметов, элементы которых или неограниченны, или очень многочисленны. В некоторых случаях элементы взятого класса вообще недоступны для изучения (в силу удаленности, больших габаритов, слабой технической оснащенности или невысокого уровня имеющейся техники).

Поэтому часто применяется неполная индукция. Несмотря на ряд недостатков, сфера применения неполной индукции, частота ее использования значительно больше, чем полной.

Неполной индукцией называют умозаключение, которое на основе наличия определенных повторяющихся признаков причисляет тот или иной предмет к классу однородных ему предметов, также имеющих такой признак.

Неполная индукция часто применяется в повседневной жизни человека и научной деятельности, так как позволяет делать заключение на основе анализа определенной части данного класса предметов, экономит время и силы человека. При этом нельзя забывать, что в результате неполной индукции получается вероятностное заключение, которое в зависимости от вида неполной индукции будет колебаться от менее вероятного к более вероятному .

Схему неполной индукции можно представить как:

S1, S2, S3… составляют класс К.

Вероятно, каждый элемент К — Р.

Сказанное выше можно проиллюстрировать следующим примером.

Вероятно, все имена существительные изменяются по падежам.

В зависимости от того, как обосновывается вывод умозаключения, принято делить неполную индукцию на два вида — популярную и научную.

Популярная неполная индукция, или индукция через простое перечисление, рассматривает предметы и классы, к которым эти предметы относятся, не очень глубоко. Так, на основе повторяемости одного и того же признака у некоторой части однородных предметов и при отсутствии противоречащего случая делается общее заключение, что все предметы этого рода обладают этим признаком.

Как видно из названия, популярная индукция очень распространена, особенно в ненаучной среде. Степень вероятности такой индукции невелика.

При формировании популярного индуктивного умозаключения следует помнить о возможных ошибках и не допускать их появления.

Поспешное обобщение означает, что при заключении во внимание принята только та часть фактов, которая говорит в пользу сделанного заключения. Остальные не рассматриваются вовсе.

Например:

Зимой в Тюмени холодно.

Зимой в Уренгое холодно.

Тюмень и Уренгой города.

Во всех городах зимой холодно.

После, значит, по причине — означает, что какое-либо событие, явление, факт, предшествующий рассматриваемому, принимается за его причину.

Подмена условного безусловным означает, что не учитывается относительность любой истины. То есть факты в данном случае могут вырываться из контекста, меняться местами и т. д. При этом продолжает утверждаться истина полученных результатов.

Научная индукция, или индукция через анализ фактов, представляет собой умозаключение, в посылках которого наряду с повторяемостью признака у некоторых явлений класса содержится также информация о зависимости этого признака от определенных свойств явления.

То есть в отличие от популярной индукции научная не ограничивается простой констатацией. Рассматриваемый предмет подвергается глубокому исследованию. В научной индукции очень важно соблюдать ряд требований:

1) предметы исследования должны отбираться планомерно и рационально;

2) необходимо как можно глубже познать природу рассматриваемых предметов;

3) уяснять характерные признаки предметов и их связей;

4) сравнивать результаты с закрепленными ранее научными сведениями.

Важной чертой научной индукции, определяющей ее роль в науке, является способность раскрывать не только обобщенные знания, но и причинные связи. Именно при помощи научной индукции были открыты многие научные законы.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

5.2. Основные формы индуктивных рассуждений

5.2. Основные формы индуктивных рассуждений Когда мы определяем индуктивное рассуждение по характеру его заключения, то относим его к более широкому классу вероятностных (или правдоподобных) рассуждений. Но это определение нуждается в указании специфического, видового

3.2. Виды умозаключений

3.2. Виды умозаключений Умозаключения, или опосредованные умозаключения делятся на три вида. Они бывают дедуктивными, индуктивными и умозаключениями по аналогии.Дедуктивные умозаключения или дедукция (от лат. deductio – выведение) – это умозаключения, в которых из общего

11. Значение ложных умозаключений для учения о формах заблуждения

11. Значение ложных умозаключений для учения о формах заблуждения На первый взгляд могло бы показаться, будто исследованные в этом учении о fallacia ошибочные формы умозаключения имеют для разрабатываемого здесь учения о заблуждении значение со своей стороны лишь

§ 1. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ

§ 1. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ. ВИДЫ УМОЗАКЛЮЧЕНИЙ В процессе познания мы приобретаем новые знания. Некоторые из них — непосредственно, в результате воздействия предметов внешнего мира на органы чувств. Но большую часть знаний — путем выведения новых знаний из

§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНДУКТИВНЫХ УМОЗАКЛЮЧЕНИИ

§ 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ИНДУКТИВНЫХ УМОЗАКЛЮЧЕНИИ Познание в любой области науки и практики начинается с эмпирического познания. В процессе наблюдения однотипных природных и социальных явлений фиксируется внимание на повторяемости у них определенных признаков. Устойчивая

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ

§ 4. ВИДЫ ПОНЯТИЙ Понятия делятся на виды по: (1) количественным характеристикам объемов понятий; (2) типу обобщаемых предметов; (3) характеру признаков, на основе которых обобщаются и выделяются предметы. Большей частью эта классификация относится к простым понятиям

3. Типология умозаключений

3. Типология умозаключений Выступая в качестве более сложной, чем понятие и суждение, формы мышления, умозаключение представляет собой в то же время более богатую по своим проявлениям форму. И в этом есть определенная закономерность.Обозревая практику мышления, можно

5. Основные ошибки в индуктивных умозаключениях

5. Основные ошибки в индуктивных умозаключениях Как и в любом другом рассуждении, в индукции возможны свои логические ошибки. Наиболее распространенными из них выступают две: отождествление причинной и временной последовательности явлений и «поспешное

3. Основные ошибки в индуктивных умозаключениях

3. Основные ошибки в индуктивных умозаключениях Правильно ли сделаны выводы в следующих индуктивных умозаключениях, и если нет, то какие допущены логические ошибки: «Демад считал управление Демосфена причиной всевозможных бед на том основании, что после его управления

2. Виды аналогии

2. Виды аналогии 1. Определите виды аналогии в следующих примерах слушателей: «Так, в Новосибирске, при ввозе в Россию партии резиновых зверей, коммерсант заявил их как детские игрушки. Когда от него потребовали сертификат безопасности, он заявил, что ошибся, и

Виды рая

44. Виды индуктивных умозаключений

44. Виды индуктивных умозаключений Первоначально следует сказать об основополагающем разделении индуктивных умозаключений. Они бывают полные и неполные.Полными называются умозаключения, в которых вывод делается на основе всестороннего изучения всей совокупности

ЛЕКЦИЯ № 15 Умозаключение. Общая характеристика дедуктивных умозаключений

ЛЕКЦИЯ № 15 Умозаключение. Общая характеристика дедуктивных умозаключений 1. Понятие умозаключения Умозаключение — это форма абстрактного мышления, посредством которой из ранее имевшейся информации выводится новая. При этом не задействуются органы чувств, т. е. весь

Как проводили биологическую эволюцию: виды-инкубаторы и виды-выводки

Как проводили биологическую эволюцию: виды-инкубаторы и виды-выводки Материалистическая наука полагает, что всё на свете происходит без сверхъестественных вмешательств. В частности, совершенно естественно происходит и биологическая эволюция, причём новые

Индуктивное умозаключение — это мыслительная структура (форма мысли), вид умозаключения, в котором общий вывод следует из двух и более частных или единичных посылок. Если дедукция предполагает знание какого-то закона, общего положения и дедуктивное рассуждение в таком случае — конкретизация этого общего положения, то индукция — наоборот, поиск общего через рассмотрение ряда единичных или частных положении. Это способ практического, опытного овладения, освоения окружающего предметного мира, это переход от знания меньшей степени общности к знанию большей степени общности. Короче - это противоположная дедукции направленность рассуждения, соответственно и структура мысли.

В виде схемы структура индуктивного умозаключения имеет такой вид:

S1, S2, S3 составляют часть предметной области S

В отличие от дедуктивных категорических умозаключений, где связь крайних терминов устанавливается через их отношение к среднему, т.е. в посылках эта связь не дана непосредственно; в индуктивных умозаключениях связь, устанавливаемая в выводе, дана непосредственно в самих посылках. Другой особенностью индуктивных умозаключений является то, чти они никогда (за единственным исключением) не дают абсолютно достоверного знания. Индуктивные умозаключения по существу своему всегда дают знание проблематичное, вероятное, правдоподобное. Единственным исключением является умозаключение по так называемой полной индукции. Но поскольку полная индукция применима в ограниченных случаях и не соответствует природе индукции - давать более общее, чем исходное, т.е. новое знание, поэтому научная ценность и значимость полной индукции незначительна.

Научная же ценность и значимость индукции заключается как раз в том, что она расширяет наше знание, распространяет знание, полученное из ограниченных предметных областей, на более широкую предметную область, на область неизвестного. В практике научного и обыденного познания, в практике научного исследования мы постоянно пользуемся индукцией для достижения ценных и в общем-то правильных научных положений.

В индукции, как и в дедуктивных умозаключениях, выделяют посылки и заключение (вывод), но посылки не подразделяются на меньшую и большую (все посылки индуктивных рассуждений равнозначны), а могут быть подразделены на первую, вторую и т. д. Количество посылок не ограничивается, хотя ясно, что их число не должно превышать число самих предметов, элементов, составных частей какого-то объема (какой-то предметной области), относительно которого идет рассуждение.

Различают два основных вида индукции: полную и неполную. Полная индукция — это умозаключение, в котором общий вывод получен на основании единичных посылок о каждом предмете (каждом элементе) какого-то множества (класса, области, объема и пр.). Поскольку речь идет о каждом элементе множества, то понятно, что полной индукцией можно пользоваться только относительно поддающихся исчислению предметных областей (множеств, классов, объемов и пр.). Например:

В понедельник было пасмурно

Во вторник было пасмурно

В среду было пасмурно

В четверг было пасмурно

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

В пятницу было пасмурно

В субботу было пасмурно

В воскресенье было пасмурно

Всю неделю было пасмурно.

Несмотря на абсолютную достоверность, вывод по полной индукции в научном отношении мало популярен, наименее ценен и прежде всего потому, что этот вид имеет ограниченное употребление (ведь надо обязательно перечислить все предметы), он не дает ничего нового, не распространяет знание на более широкую предметную область, на неизвестное, т.е. не соответствует существу индукции, ее природе; общий вывод в этом случае — лишь более короткая формулировка знания, данного в посылках, их сумма. На этом основании некоторыми специалистами в логике данный вид и не включается в индукцию.

Неполная индукция - это и есть собственно индукция; по природе своей, по существу это умозаключение, в котором общий вывод делается на основании посылок, лишь частично охватывающих ту или иную, исследуемую или рассматриваемую, предметную область. Неполная индукция подразделяется на три вида: индукция через простое перечисление при отсутствии противоречащего случая; индукция через отбор фактов, исключающих случайность обобщения, и научная индукция.

Индукция через простое перечисление при отсутствии противоречащего случая, по другому называемая еще популярной индукцией, есть общий вывод на основании лишь того, что из всех первых, даже случайно попавшихся случаев (фактов), не встретилось ни одного, противоречащего обобщению.

Степень достоверности (вероятности) вывода по индукции через простое перечисление существенно зависит от количества рассматриваемых случаев: чем больше их число, тем выше достоверность вывода.

Индукция через отбор фактов, исключающих случайность обобщения, отличается от популярной индукции упорядоченностью отбора случаев-фактов. Она рассматривает не первые попавшиеся, а систематизированно подобранные, подобранные определенным образом, запланированные случаи, чем и повышает степень достоверности своего вывода.. Здесь также, как и в популярной индукции, чем больше будет рассмотрено случаев, тем выше станет и степень достоверности вывода. Строго говоря, этому виду индукции соответствуют и все виды социологических исследований, статистические обобщения.

Научная индукция - умозаключение, в котором обобщение строится путем отбора необходимых и исключения случайных обстоятельств.

В зависимости от способов исследования различают: индукцию методом отбора (селекции) и индукцию методом исключения (элиминации).

Раннее мы говорили о дедуктивных умозаключениях, когда происходит переход от общего знания к частному.

Но откуда взялись эти общие знания?

Наука и философия считают, что все знания человека имеют опытное происхождение.

Общее в природе и обществе проявляется в единичном, в отдельном, т.е. конкретных предметах и явлениях. Поэтому познание общего возможно лишь через познание единичного, частного, отдельного.

Одним из путей познания общего является и н д у к ц и я (от лат. induction - наведение) или индуктивное умозаключение.

Индукцией называется умозаключение, движущееся от знания одной степени общности к новому знанию большей степени общности.

Это такой ход мысли, в результате которого на основании знания об отдельных предметах данного класса получается общий вывод, содержащий знание обо всех предметах класса.

Коротко говоря, это умозаключение от частного к общему.

Индуктивное умозаключение имеет две теоретические предпосылки:

1) признание объективной (т.е. существующей вне человека и его сознания) действительности и его законов. Именно признание закономерного развития мира позволяет в единичном открывать общее, т.е. такой закон, который является верным для большого количества явлений и делать правильные умозаключения от части фактов ко всем фактам, подчиняющимся тому же самому закону.

Поэтому для познания закона нет необходимости изучать все огромное количество факторов, подчиняющихся данной закономерности. Обычно бывает достаточно изучения лишь части факторов.

Например, М.В.Ломоносов при изучении горения металлов заметил, что вес веществ, вступающих в реакцию при горении, и вес продуктов сгорания равны между собой.

На основании определенного числа факторов он сделал общий вывод о том, что при всех превращениях вес остается одним и тем же, т.е. вещество не исчезает и не создается, а только превращается из одного вида в другой.

2) второй теоретической основой индуктивного умозаключения является признание познаваемости мира и его законов.

Т.о., объективная закономерность явлений мира и их познаваемость составляют научное основание индуктивных умозаключений.

В зависимости от полноты обобщения изучаемых фактов различают два вида индукции: полную индукцию и неполную индукцию.

Полной называется такая индукция, в которой общий вывод о некотором классе делается на основании изучения всех предметов данного класса.

1) Натриевая селитра хорошо растворима в воде;

2) Калиевая селитра хорошо растворима в воде;

3) Аммиачная селитра хорошо растворима в воде;

4) Кальциевая селитра хорошо растворима в воде.

Иных селитр неизвестно.

Следовательно, селитры хорошо растворимы в воде.

Это можно представить схематически:

Посылки: В символической записи:

Заключение: V х (х ε К) → Р (х)

Каждый элемент класса К обладает Р.

Чтобы получить умозаключение полной индукции, необходимы два условия:

1) Точно знать число предметов или явлений, образующих исследуемый класс;

2) Убедиться в том, что обобщаемый признак принадлежит к а ж д о м у предмету или явлению этого класса.

Неполная индукция и ее виды.

Неполной называется такая индукция, в которой общий вывод о каком-либо классе предметов делается в результате изучения только части предметов исследуемого класса.

Например: люди неоднократно убеждались в том, что при нагревании таких газов как азот, кислород, водород с повышением их температуры, происходит увеличение занимаемого ими объема.

В результате был сделан вывод, что все газы при нагревании расширяются.

Или: наблюдая смены дня и ночи, можно умозаключить, что это чередование будет постоянно, пока есть солнечная система.

Значение неполной индукции в том, что она расширяет наши знания, распространяя их с известных фактов на неизвестные факты, позволяет по конечному числу сделать вывод о свойствах и закономерностях бесконечного множества подобных фактов природы и общества.

Любое общее положение науки относится к неограниченному количеству действительных и возможных факторов, обобщает собой бесконечное многообразие повторяющихся явлений материального мира. На этом основании формулируются законы. Закон есть форма всеобщности в природе.

Выводы в неполной индукции могут существенно отличаться. Это зависит от способа отбора исследуемого материала.

Схема умозаключения неполной индукции:

Посылки: В символической записи:

Заключение: V х (х ε К) → Р (х)

Все элементы класса К обладают

По способу отбора исследуемого материала различают два вида неполной индукции:

а) индукция через простое перечисление, называемая популярной индукцией;

б) научная индукция.

Популярной индукцией называют такое умозаключение, в котором устанавливают принадлежность признака однородным предметам или явлениям определенного класса при отсутствии противоречащего случая и делают вывод о принадлежности данного признака всем предметам или явлениям этого класса.

Например, в результате испытания небольшого количества тел было установлено, что с изменением температуры, давления и других параметров изменяются свойства этих тел. На основании этих ограниченных данных сделан общий вывод: всякое тело изменяет свои свойства с изменением условий его бытия.

Но умозаключения в популярной индукции имеют свои особенности:

1) популярная индукция носит проблематичный характер, т.е. дает лишь вероятные или даже маловероятные выводы;

2) логический процесс получения умозаключений при популярной индукции требует, чтобы среди обобщаемых факторов не было ни одного противоречащего случая, т.к. если обнаружится хотя бы один противоречащий случай, то индуктивное умозаключение невозможно. Поэтому, популярная индукция называется обобщением путем перечисления не противоречащих факторов.

Выводы посредством простого перечисления всегда применяются в науке и практике. Многие выводы оказались истинными и вошли в общий фонд науки. Но были и ложные (из-за не учета всех случаев).

Например, в начале XXв.радиофизики, опираясь на опыт радиопередач на большие расстояния, сделали вывод, что только длинные волны обеспечивают прочную связь на большие расстояния. Но этот вывод в 20-х годах опровергли радиолюбители, доказав возможность хорошей связи на большие расстояния и на коротких волнах. Или вывод, что металлы тонут в воде, что все лебеди белы, что природа не терпит пустоты…

3) необходимо учитывать разнообразные условия, при которых имеет место обобщенный признак;

4) учет количества повторяющихся признаков у обобщаемых предметов и явлений, т.к. количество повторяющихся фактов определяет вероятность обобщения: чем больше фактов, тем больше вероятность. Научная индукция. Высшим видом индукции является научная индукция.

Научной индукцией называется такое умозаключение, в котором на основании познания необходимых признаков и необходимых связей части предметов класса делается общий вывод обо всех предметах этого класса.

Необходимый признак является общим для всех предметов определенного класса.

Если удается доказать, что данный признак необходимо присущ для части однородных предметов класса, то оно будет необходимым и общим признаком для всех предметов этого класса.

Например, изучая лишь некоторые виды растений, люди убедились, что вода является необходимым компонентом и необходимым условием их жизни. На основании этого сделан общий вывод: всем растениям необходима влага.

В научных обобщениях также широко применяется умозаключение на основании познания необходимой связи, важнейшим видом которой является причинная связь.

Особенность причинной связи такова, что она при одних и тех же условиях производит одинаковые действия, т.е. приводит к одинаковым следствиям. Поэтому, зная причину явления и условия, мы можем заключить, что следствие с необходимостью наступит. Это позволяет предвидеть события.

Например, наблюдая ряд случаев с телом, погруженным в жидкость, заметили, что тело теряет часть своего веса. Установив, что причиной этого следствия является свойство жидкости оказывать давление снизу вверх на погруженное тело, с достоверностью сделали вывод: все тела, погруженные в жидкость, теряют часть своего веса.

Сказанное позволяет нам сделать вывод о преимуществах научной индукции по сравнению с индукцией через простое перечисление.

Эти преимущества в следующем:

- научная индукция не ограничивается перечислением противоречащих факторов, а выделяет необходимые признаки и необходимые связи предметов и явлений, на основании которых дает достоверные выводы;

- общие суждения, основанные на научной индукции, выражают общие и необходимые истины и позволяют формулировать законы природы и общества;

- при научной индукции количество случаев не имеет решающего значения для общего вывода.

Аналогия и ее виды

Распространенным в науке и практике приемом получения новых знаний об окружающем мире является – аналогия (от греч. слова analogia – сходство).

Умозаключение по аналогии – это логический вывод, заключающий знание о признаках одного предмета на основании знания того, что этот предмет в существенных признаках имеет сходство с другим предметом.

Основаниями для умозаключения по аналогии являются:

1) практическая деятельность человека, позволяющая устанавливать связи между признаками предметов и явлений;

2) общая закономерность, которая выражается в существенных признаках и связях предметов и явлений.

В результате общественно-практической деятельности человеческий ум настолько привыкает к аналогии, что эта привычка начинает действовать как бы механически и человек использует ее в разных обстоятельствах.

Например, по аналогии были открыты золотоносные рудники в Австралии. Некто Гаргревс, приехавший в Австралию из североамериканской Калифорнии, обратил внимание на то, что горные породы в Новом Южном Уэльсе в Австралии сходны с горными породами в Калифорнии, где он добывал золото. На основании сходных горных пород он пришел к выводу: если в Калифорнии такие породы содержат золото, то оно может быть и здесь. И он не ошибся.

Аналогия очень доступна и поэтому она очень широко применяется во всех науках и практике.

Ход мышления при умозаключении по аналогии можно представить в виде следующей формулы:

Даны два явления: А и В.

А имеет признаки: a, b, c, d.

В имеет признаки: a, b, c.

Вероятно, В имеет признак d.

Здесь мы на основании сходства трех признаков у двух явлений сделали предположение о наличии признака d в явлении В.

Наше предположение не является произвольным. В его основе реальная действительность. Качество конкретного предмета предполагает определенные, необходимо присущие ему свойства. И если предмету А присущи свойства: a, b, c, d, то предмет В, обладающий свойствами a, b, c – вероятно имеет то же качество, что и А, а следовательно, может обладать и свойством d.

Условия, определяющие вывод по аналогии.

Выводы по аналогии носят, в основном, вероятный характер и лишь часть выводов являются достоверными. Поэтому возникает вопрос о степени вероятности этих выводов.

Степень вероятности выводного знания определяется рядом условий:

1) от сходства существенных признаков, рассматриваемых предметов и явлений;

2) от учета различий между сравниваемыми предметами и явлениями. Если различия между признаками сравниваемых предметов несущественны, то вывод по аналогии допустим.

В зависимости от того в какой связи находятся признаки сравниваемых предметов или явлений, различают следующие виды аналогии: строгую аналогию и нестрогую аналогию.

Строгой является такая аналогия, в которой сходство сравниваемых предметов или явлений по их признакам является необходимо-зависимой. Умозаключение строится следующим образом: от сходства двух предметов по одному признаку переходят к сходству по другому признаку, который зависит от первого признака.

Например: студент Ткаченко часто строит логические выводы на основе поспешных и непродуманных обобщений и его выводы часто бывают ошибочными.

Зная, что и студент Кравченко тоже строит логические выводы на основе поспешных и непродуманных обобщений, мы можем по аналогии с Ткаченко заключить, что и выводы Кравченко будут ошибочными.

Слабой является такая аналогия, в которой сходство двух предметов или явлений по сравниваемым признакам будет лишь вероятной. Здесь умозаключение строится следующим образом: от сходства двух предметов или явлений в известных признаках переходят к сходству неизвестного признака, о котором еще неизвестно, находится ли он в зависимости от первых двух признаков или нет.

Например, мы знаем, что студент Ткаченко хороший спортсмен, дисциплинированный студент и отличник учебы. Мы получили информацию, что студент Кравченко тоже хороший спортсмен и дисциплинированный студент. На основании этого можно предположить, что и студент Кравченко отличник учебы. Однако, это заключение не необходимо. Кравченко может иметь среднюю успеваемость.

В нестрогой аналогии предполагаемый признак не находится в прямой зависимости от известных нам признаков.

Аналогия имеет большое значение в познании, практике и науке. Ее роль в следующем:

1) такой метод познания как моделирование построен на использовании аналогии;

2) аналогия широко используется в изучении общественных явлений. Например, малоизвестные события в одной стране можно объяснить по аналогии с другой, если известно, что уровень развития экономики, культуры, политический строй этих стран сходны;

3) аналогия помогает предсказывать будущие события в жизни человека или в стране;

4) широко применяется умозаключение по аналогии в правовом процессе и судебно-следственной практике.

Читайте также: