Проблема осознания и принятия личностью гуманистических ценностей бытия кратко

Обновлено: 05.07.2024

1. Гуманизм — (от лат. humanus — человеческий, человечный) признание ценности человека как личности , его права на свободное развитие и проявление своих способностей. В философском же смысле можно найти множество определений. Но все они будут похожи. И гласят примерно следующее. Гуманизм – есть система построения человеческого общества, где высшей ценностью является человеческая жизнь.

В какой исторический период он получил распространение?

Как некая черта мировой культуры. Гуманизм проявился еще в древнем мире. Уже от эпохи Древнего царства в Египте (III тысячелетие до н.э.). Проявления гуманизма заметны на протяжении всей истории человечества. В основе христианской, мусульманской и буддистской этики так же лежат принципы гуманизма. Но еще задолго до христианства и позже него идеи гуманизма неоднократно ясно и глубоко осознавались самыми мудрыми представителями человечества (Платон, Конфуций, Ганди и др.). Гуманистические идеи как направление в культуре зародились в XIV—XV вв., в Италии получив значительное распространение и развитие в эпоху Возрождения и буржуазных революций XVII — начала XIX вв. в «борьбе прогрессивных сил против феодально-сословного угнетения.

2. Как изменились ценности гуманизма под влиянием распространения атеизма?

Стремление атеизма, на мой взгляд, заключается в уменьшении всемогущества Бога и доказательстве самоценности человека. С другой же стороны атеизм есть отрицание объективных ценностей. Ценности гуманизма не изменились, они стали отрицаться. В этом отношении он представляет собой разновидность нигилизма и эгоизма. Поскольку ничто не имеет разумной причины и существует случайно, нет ни добра, ни зла, ни истины, ни обмана, ни правды, ни кривды. Все относительно, все произвольно, все субъективно. Любое явление может быть правильным или неправильным в зависимости от точки зрения. Собственный комфорт – единственная важная ценность атеиста. Если у него есть какие-то нравственные ценности, которые он худо-бедно пытается соблюдать , то они всегда унаследованы из христианства (или постхристианства) через национально-культурную традицию, но они не присущи атеизму изначально.

3. Какие изменения произошли в XX веке в представлениях о структуре психики человека?

Начались изменения в традиционных представлениях о психической жизни человека. В этот период новые открытия и достижения в естественных науках проявили неудовлетворительность механистических и натуралистических толкований природы человека. Для многих мыслителей становится очевидным, что сведение человека к природным характеристикам не позволяет проникнуть в тайну человеческого бытия, в область "внутренней" жизни человека, которая не поддается натуралистическим интерпретациям и не выявляется посредством эмпирического наблюдения. "Внутренний" мир человека можно лишь описать, наблюдая за различными проявлениями жизнедеятельности индивида и раскрывая смысл и значения последних.

4. Какие виды научных знаний способствовали развитию современной антропологии как философского направления и отдельной науки?

эмпирическое — основано на описании явлений и реальных объектов посредством наблюдения и эксперимента.

метатеоретическое — наиболее высокий уровень знания, который включает в себя множество высказываний , составляющих основания научных теорий — аксиом, принципов, научной картины, идеалов.

теоретическое — передает причины и смысл причинно-следственных связей явлений. Это совокупность различных теорий и гипотез, которые обеспечивают научное толкование реальности;

синтетическое — знание, которое проявляется только вместе с опытом, расширяя и добавляя информацию об исследуемом объекте;

аналитическое — знание, которое не привносит никакой новой информации об объекте, лишь выявляя и поясняя уже заключенное в нем содержание ;

выводное — выводится из первичного материала, который собирает исследователь; интерпретация этого материала, как правило, сопровождается эмоционально-оценочным переживанием;

предпосылочное — предшествует реальной эмпирической и теоретической деятельности исследователя;

номотетическое — отображает законы, выявленные на основе обобщения явлений ;

идеографическое — описывает существенные черты в индивидуальных явлениях.

5. Какое отражение антропологические проблемы нашли в современных учениях о бытии (экзистенциализм, философия жизни)?

В современных учениях отразились следующие проблемы:

6. Каковы тенденции изменения человека в условиях современной цивилизации?

Изменения человека таковы. Все больше и больше закрываться в себе. В своем внутреннем мире. И все большая зависимость чужого мнения. Хайдеггер, например, был убежден, что люди забыли, что значит жить для самих себя. Они зависят от чужого мнения и это мешает им раскрыться и быть по-настоящему свободными. Здесь важно понять, что другие не смогут спасти нас от "ничто" и поэтому, в действительности, не важно что о нас думают другие, не стоит тратить свои время и энергию на то, чтобы произвести на них впечатление.

Краткий вывод. Сформулируйте собственную точку зрения на проблемы гуманизма. На мой взгляд, проблемы гуманизма были, есть и будут. В независимости от времени. Человек же ни куда не делся , а значит, не делись и проблемы связанные с ним. Поэтому, чтобы сохранить себя в этом мире и устроить свою свободную жизнь, нужно понять себя, свой внутренний мир, свои возможности, способности, волю. Лишь в том случае, если отдельно взятые люди в качестве духовных сил будут работать над совершенствованием самих себя и общества , окажется возможным решить порождаемые действительностью проблемы и обеспечить благотворный во всех отношениях всеобщий прогресс.


Фундаментом отношения человека к миру является система ценностей. Изменения, происходящие в мире в последние десятилетия, ведут за собой переоценку значимости многих фундаментальных ценностей сложившихся за предыдущие столетия. В связи с этим, актуальность изучения аксиологической проблематики с каждым годом постоянно возрастает.

В период средневековья произошла переоценка классических античных ценностей, и отождествление их с божественной сущностью. Высшее благо воплощалось в Боге, который являлся олицетворением единства Истины, Добра, Красоты и источником нравственных ценностей. Августин Блаженный выдвигал положение: познай Бога и собственную душу: Бога — через душу, душу — через Бога. Углубление в себя есть путь к Богу. Чем лучше человек познает самого себя, тем ближе он становится к Богу [2, с.31]. В оторванности от Бога, по мнению средневековых философов, ценность человека ничтожна.

Развитие общественных отношений и науки в Новое время дает возможность иначе взглянуть на категорию ценность. Олицетворением человеческого идеала становятся любознательный ученый, предприимчивый купец, расчетливый предприниматель. Высшей ценностью, по мнению философов, выступает человек, который по своей сути свободен и равен Богу, являясь в то же время маленьким звеном в величественном механизме природы [10, с. 186–187].

Просветители разработали концепцию нового общества, ядро которой составили универсальные общечеловеческие принципы, идеалы и ценности: свобода, равенство, справедливость, разум, прогресс и т. д.

К началу XX в. практически все философские направления обозначили свое отношение к ценностям, их специфике и роли в жизни человека и общества.

Принимая позицию М. С. Кагана, о том, что ценность, есть освоенный смысл, В. Н. Сагатовский дает свое определение ценности. Он разделяет объективную ценность — все, что существует в качестве выбираемого субъектом как предпочтительного, имеющего для него значение, и субъективную ценность, являющуюся внутренней основой выбора. По мнению философа, у человека ценность задает ранжировку предпочитаемых потребностей, подлежащих удовлетворению, и средств их удовлетворения. В базовых (главных, наиболее устойчивых) ценностях кристаллизуется фундаментальный настрой, они являются глубинной основой интерпретации информации [27].

В психологических исследованиях понятие ценность раскрывается через понятия ценностное отношение, ценностные ориентации, личностные ценности, ценностное сознание, аксиологическое Я.

Американские психологи А.Маслоу и К.Роджерс, представители гуманистической психологии, включая ценностный компонент в структуру личности, подчеркивают регулятивную роль ценностей.

Центральным понятием теории А. Маслоу является самоактуализирующаяся личность, которая в процессе становления стремится к максимально реализовать свой человеческий потенциал. В структуру мотивационно-потребностной сферы личности, по А.Маслоу, входят две группы ценностей: ценности свойственные самоактуализирующимся личностям — высшие ценности и ценности, направленные на удовлетворение той или иной потребности — низшие (дефициентные) ценности. А.Маслоу сближает категории ценности и потребности, по его мнению, высшие ценности, могут быть осознаны и реально стать мотивирующими только при условии реализации дефициентных ценностей. Недостатком концепции А.Маслоу является рассмотрение развития личности в отрыве от социальной среды и исторических факторов [19].

В отечественной психологии Б. Г. Ананьев, Е. И. Головаха, А. И. Донцов, В. Н. Мясищев, Н. Ф. Наумова, К. К. Платонов, М. С. Яницкий и др. ученые отождествляют ценностные ориентации с направленностью, ведущей системообразующей характеристикой личности.

В ракурсе нашего исследования мы рассматриваем ценности как некие смысловые образования, определяющие отношения между целями и средствами их достижения; регулирующие и переводящие любые виды деятельности в нравственно-смысловой уровень. Мы соглашаемся с точкой зрения исследователей (К. А. Абульханова-Славская, Б. С. Братусь, Д. А. Леонтьев, А. Г. Москаленко, В. Ф. Сержантов и др.) рассматривающих ценности во взаимосвязи со смыслами.

Д. А. Леонтьев выделяет шесть разновидностей смысловых образований (структур), выступающих как функционально различные элементы смысловой сферы личности: личностный смысл, смысловая установка, мотив, смысловая диспозиция, смысловой конструкт, личностные ценности. Эти смысловые структуры были отнесены Д. А. Леонтьевым к трем уровням организации: высший уровень, к которому относится одна из разновидностей смысловых структур — личностные ценности, являющиеся неизменным и устойчивым в масштабе жизни субъекта источником смыслообразования. Мотивирующее действие личностных ценностей не ограничивается конкретной деятельностью, конкретной ситуацией, они соотносятся с жизнедеятельностью человека в целом и обладают высокой степенью стабильности. Изменение в системе ценностей представляет собой чрезвычайное, кризисное событие в жизни личности. Рассматривая форму переживания и субъективной репрезентации личностных ценностей, Д. А. Леонтьев отметил, что ценности переживаются как идеалы — конечные ориентиры желательного состояния дел [18].

Согласно В. Ф. Сержантову в характеристике ценности присутствуют два свойства — личностный смысл и значение [28]. Личностный смысл взаимосвязан с потребностями, а значение представляет собой совокупность социально значимых функций, свойств предмета и идеи, благодаря которым они представляют ценность в обществе. По отношению к индивидуальному сознанию ценности отражаются в нем как значения, обладающие определенным смыслом для индивида.

1. Абульханова-Славская, К. А. Стратегия жизни [Текст] / К. А. Абульханова-Славская. — М.: Мысль, 1991. — 299с.

2. Алексеев, П. В. История философии [Текст] / П. В. Алексеев. — М.: ТК Велби, Проспект, 2005. — 240с.

3. Анисимов, С. Ф. Духовные ценности: производство и потребление [Текст] / С. Ф. Анисимов. — М.: Мысль, 1988. — 253с.

4. Баева, Л. В. Ценности изменяющегося мира: экзистенциальная аксиология истории: монография / Л. В. Баева. — Астрахань, 2004. — 277с.

5. Барышков, В. П. Аксиология личностного бытия [Текст] / В. П. Барышков. — М.: Логос, 2005. — 192с.

6. Беккер, Г. Современная социологическая теория в ее преемственности и изменении [Текст]: пер. с англ. / Г.Беккер, А.Босков. — М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1961. — 882с.

7. Братусь, Б. С. Аномалии личности [Текст] / Б. С. Братусь. — М.: Мысль, 1988. — 301 с.

8. Вебер, М. Избранные произведения [Текст]: пер. с нем. / Сост., общ. ред. и послесл. Ю. Н. Давыдова; Предисл. П. П. Гайденко. — М., 1990. — 808 с.

9. Виндельбанд, В. От Канта до Ницше [Текст]: пер. с нем. / Виндельбанд В. История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками в 2 т. / В.Виндельбанд. — М.: Терра-Канон-Пресс-Ц, 2000. — 512с.

10. Волкова, А. Н. История философии [Текст] / А. Н. Волкова, В. С. Горнев, Р. Н. Данильченко. — М.,1997. — 458 с.

12. Дробницкий, О. Г. Некоторые аспекты проблемы ценности [Текст] / О. Г. Дробницкий // Проблемы ценности в философии. — Москва; Ленинград, 1966. — 124 с.

13. Залесский, Г. Е. Психология мировоззрения и убеждений личности [Текст] / Г. Е. Залесский. — М.: Издательcтво Московского университета, 1994. — 144 с.

14. Здравомыслов, А. Г. Потребности, интересы, ценности [Текст] / А. Г. Здравомыслов. — М.: Политиздат, 1986. — 224 с.

16. Камю, А. Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство [Текст] / А.Камю. — М., 1990. — 415 с.

17. Кант, И. Критика чистого разума [Текст]: пер. с нем. / И.Кант. — М.: Эксмо; СПб.:Мидгард, 2007. — 1120 с.

18. Леонтьев, Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности [Текст]: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению и специальностям психологии / Д. А. Леонтьев. — 3-е изд., доп. — М.: Смысл, 2007. — 510 с.

19. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А.Маслоу. — СПб.: Питер, 2009. — 352 с.

20. Москаленко, А. Т. Смысл жизни и личность [Текст] / А. Т. Москаленко, В. Ф. Сержантов. — Новосибирск: Наука Сиб. отд-ние, 1989. — 205 с.

21. Нарский, И. С. Ценность и полезность [Текст] / И. С. Нарский // Философские науки. — 1969. — № 3.- С.62–64.

22. Новейший философский словарь [Текст] / Составитель и главный научный редактор А. А. Грицанов. — Минск: Книжный Дом, 2003. — 1280 с.

23. Орлов, А. Б. Человекоцентрированный подход в психологии, психотерапии, образовании и политике (к 100-летию со дня рождения К.Роджерса) [Текст] / А. Б. Орлов // Вопросы психологии, 2002. — № 2. — с. 64–84.

24. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения [Текст]: пер. с англ. / Т.Парсонс // Американская социологическая мысль. — М. 1996. — С. 494–526.

25. Риккерт, Г. Два пути теории познания [Текст] / Г.Риккерт // Новые идеи в философии. Сборник седьмой. Теория познания III. — СПб.: Образование, 1913. — С. 1–79.

26. Роджерс, К. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]: пер. с англ. / К.Роджерс. — М.: Прогресс, Универс, 1994. — 520 с.

27. Сагатовский, В. Н. Ценности и духовность [Текст] / В. Н. Сагатовский / Философия в духовной жизни общества (Материалы Первого Российского Философского конгресса). Т. 1. СПб. 1997. — С. 124–127.

28. Сержантов, В. Ф. Человек, его природа и смысл бытия [Текст] / В. Ф. Сержантов. — М., 1990. — 360 с.

29. Словарь практического психолога [Текст] / Сост. С. Ю. Головин. — Минск: Харвест, 1998. — 798 с.

30. Тугаринов, В. П. Марксисткая философия и проблема ценности [Текст] / В. П. Тугаринов // Проблема ценности в философии / под ред. А. Г. Харчева (гл. ред), Т. Н. Горнштейн, М. А. Кисселя и В. П. Тугаринова. — М.-Л.: Наука, 1966. — с. 14–24.

32. Философия [Текст]: Учебник / Под ред. проф. В. Н. Лавриненко. — 2-е изд., испр. и доп. — M.: Юристъ. 2004. — 520 с.

33. Франкл В. Человек в поисках смысла [Текст]: Сборник: пер. с англ. и нем. / Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. — М.:Прогресс,1990. — 368с.

34. Фрейд, З. Введение в психоанализ [Текст]: пер. с нем. / З.Фрейд. — Спб.: Лениздат, Команда А, 2012–544с.

35. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления [Текст]: пер. с нем. / М.Хайдеггер. — М.: Республика, 1993. — 447 с.

36. Ядов, В. А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [Текст] / В. А. Ядов. — Л.: ЛГУ, 1979. — 264с.

Основные термины (генерируются автоматически): ценность, личностный смысл, потребность, Бог, личность, смысл, высший уровень, индивидуальная жизнедеятельность, нравственно-смысловой уровень, социальная среда.

Похожие статьи

Экзистенциальный, моральный, ментальный аспект духовного.

 высший уровень — личностно-смысловой, который определяется качеством смысловых отношений человека. Задача последнего уровня состоит в строительстве системы смысловой ориентировки в мире, стержнем которой является общий смысл жизни.

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история.

При этом центральное место личностные ценности и смыслы занимают в гуманистической психологии.

А. Маслоу придерживался близкого взгляда, считая, что ценности являются значимыми для личности на том же уровне, что и физиологические потребности.

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место.

Особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, в общей психологии, занимают ценности, являясь продуктом жезнедеятельности общества и социальных групп.

Теоретический анализ основных подходов к определению понятия.

социальная активность, социальная активность личности, ценность, личность, образ жизни, интерес общества, деятельность, социальная среда, усвоение ценностей, высокий уровень.

Меняющиеся условия жизнедеятельности способствуют трансформации потребностей человека; это, в свою очередь, влечет за собой

Они выступают результатом усвоения смыслов и ценностей общества в процессе его социального воспитания и социализации и.

Становление нравственно-ценностной позиции студентов.

Становление нравственно-ценностной позиции личности является нравственное развитие, формирование личностной позиции, потребности в нахождении собственных смыслов деятельности.

Социологические подходы к изучению ценностей личности.

Ключевые слова: ценности,ценности личности, ценностная регуляция, ценности

Т. Парсонс рассматривает ценности как высшие принципы, которые обеспечивают согласие как

В общем смысле ценности понимаются как «социально одобряемые и разделяемые большинством.

Ценности и их влияние на формирование личности

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, их реализация происходит в

Осознавая собственные ценностные ориентации, человек занимает своё особое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

Особенности формирования нравственных качеств личности.

В качестве движущей силы процесса формирования нравственных качеств личности школьников, можно выделить следующие факторы: - социальные, отражающие потребности общества, его развитие

— М.: Смысл, 2000, 456 с. 4. Лихачев Б. Т., Педагогика.

Экзистенциальный, моральный, ментальный аспект духовного.

 высший уровень — личностно-смысловой, который определяется качеством смысловых отношений человека. Задача последнего уровня состоит в строительстве системы смысловой ориентировки в мире, стержнем которой является общий смысл жизни.

Подходы к пониманию сущности ценностей и их систем: история.

При этом центральное место личностные ценности и смыслы занимают в гуманистической психологии.

А. Маслоу придерживался близкого взгляда, считая, что ценности являются значимыми для личности на том же уровне, что и физиологические потребности.

Общая характеристика ценностей человека, их роль и место.

Особое место в структуре личности каждого конкретного субъекта, в общей психологии, занимают ценности, являясь продуктом жезнедеятельности общества и социальных групп.

Теоретический анализ основных подходов к определению понятия.

социальная активность, социальная активность личности, ценность, личность, образ жизни, интерес общества, деятельность, социальная среда, усвоение ценностей, высокий уровень.

Становление нравственно-ценностной позиции студентов.

Становление нравственно-ценностной позиции личности является нравственное развитие, формирование личностной позиции, потребности в нахождении собственных смыслов деятельности.

Меняющиеся условия жизнедеятельности способствуют трансформации потребностей человека; это, в свою очередь, влечет за собой

Они выступают результатом усвоения смыслов и ценностей общества в процессе его социального воспитания и социализации и.

Социологические подходы к изучению ценностей личности.

Ключевые слова: ценности,ценности личности, ценностная регуляция, ценности

Т. Парсонс рассматривает ценности как высшие принципы, которые обеспечивают согласие как

В общем смысле ценности понимаются как «социально одобряемые и разделяемые большинством.

Ценности и их влияние на формирование личности

Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, их реализация происходит в

Осознавая собственные ценностные ориентации, человек занимает своё особое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности.

Особенности формирования нравственных качеств личности.

В качестве движущей силы процесса формирования нравственных качеств личности школьников, можно выделить следующие факторы: - социальные, отражающие потребности общества, его развитие


Гуманизм – это определение для некоторого диапазона убеждений и ценностей. В той мере, в которой человек разделяет эти убеждения и отношения, он может называть себя гуманистом. Что важно для гуманистов, так это то, что существует множество ценностей, и они обоснованы идеями гуманитарных наук. Они вытекают из человеческих отношений; впоследствии они также помогают формировать социальные институты и определяют деятельность человека.

Что такое ценности

Ценности - это идеи, которые помогают нам действовать. В этом они похожи на планы, цели, страхи, намерения, политики и т. д. Все это идеи, которые ведут нас к действию.

Среди этих идей одни ценности относятся только к способам наших действий, а не к последствиям (как к планам, целям и страхам) или простому факту их работы (как с намерениями, так и политикой).

Нет какого-то определенного способа разделить ценности, но здесь есть частичная таксономия. Например, есть ценности, связанные с отношением к другим людям, с действиями, с отношением к вещам.

религия и нравственность

Понятие гуманизма

Его можно рассматривать как мировоззрение или образ жизни, как более или менее неоспоримую доктрину. В совокупности он представляет собой набор убеждений и ценностей, которые являются взглядом на мир – философией, благодаря которой многие люди живут своей жизнью.

Гуманизм и мораль

Одна из ключевых идей, которой придерживаются представители гуманистического направления, заключается в том, что люди являются частью человеческой природы, моральными существами. С другой стороны, люди не являются моральными в смысле добра, но все они, за исключением психопатов и крайне аутичных людей, обладают способностью мыслить морально и не могут избежать этого. То, что называется моралью (это идеи о правильном или неправильном), возникает просто из человеческой природы.

Фактически гуманизм – это альтернатива религии, которая выполняет ту же функцию, что и последняя. Он позволяет человеку формировать его отношение к миру.

моральный выбор

Разум

Одна из основных гуманистических ценностей - это то значение, которое придается истине и рациональному мышлению как единственному доказанному пути обеспечения знания о фактах Вселенной.

Религиозные люди часто дают прекрасные или утешительные ответы, даже если они сомневаются, насколько они верны, или будут полагаться на неоспоримую догму перед лицом доказательств того, что это явно ложно. Часто критики так называемого нового атеизма отвергают критику религии, говоря, что она опирается на религию как совокупность предположений, гипотез, которые кажутся бессмысленными. Вместо этого, говорят эти критики, религия - это ощущаемый опыт, отношения или что-то еще.

Таким образом, гуманисты отвергают идеи и теории, которые не являются разумными, и не принимают понятия, которые не подкреплены адекватными доказательствами. Цель гуманистов заключается в том, чтобы приблизиться к истине как можно ближе. Они считают безумным верить в вещи без достаточного количества доказательств.

наука и разум

Роль науки

Наука - это просто лучший, почти единственный способ достоверно узнать о мире, но его ответы всегда временны, всегда открыты для повторного изучения в свете новых доказательств. Они не являются вечными истинами, никогда не неопровержимыми. Законы Ньютона были свергнуты Эйнштейном; теории Эйнштейна не могут учитывать квантовую физику; теория струн может отменить нынешние идеи.

То, что дает наука, - это не правда, а постепенное приближение к истине. Наука отказывается принимать догму, отказывается, позволять чему-либо быть бесспорным, допускает, что она может совершать ошибки, но содержит свои собственные средства для их исправления. Конечно, ученые могут ошибаться, но это человеческая ошибка, а не ошибка в методе. И этот дух непредвзятого, разумного исследования является важной частью гуманистических идей.

Мораль и нравственность

Человеческие моральные инстинкты необязательно являются руководством к тому, как вести себя, но они являются хорошей отправной точкой, поскольку вытекают из моделей поведения, способствовавших выживанию группы, которые были сформированы, проработаны и адаптированы в течение тысяч лет моральной философией и практическими рассуждениями.

Но обстоятельства меняют ситуации, и конкретные формулировки морали и этики могут устареть. Люди несут ответственность за сохранение морали. Цель морали, как видят ее гуманисты, состоит не в том, чтобы соответствовать некоторой модели. Она существует, чтобы служить человеку.

Моральный смысл наряду с убеждениями обеспечивает основу для этики, в рамках которой гуманисты могут применять утилитарную этику или этику добродетели или могут занимать любое количество позиций. При этом гуманистическая мораль не заходит так далеко, чтобы устанавливать фиксированные правила. Это требует от людей суждения в рамках обстоятельств каждой ситуации. Эта гибкость, эта приверженность диалогу и этической беседе имеет основополагающее значение для гуманистических нравственных ценностей. Именно они играют большую роль в формировании личности.

Таким образом, гуманистическая мораль придает ценность и значение индивидууму. Взаимозависимость личности и общества подразумевает обязанность человека по отношению к обществу – индивидуальную ответственность за свое поведение, поскольку оно влияет на общество.

Духовность

Это понятие довольно спорно для гуманистов, так как они отвергают существование трансцендентного царства, душ и духов. Однако этот опыт все же очень реальный, даже если он имеет естественное происхождение. Дело в том, что мистическое чувство расширения, союза не имеет конкретного интеллектуального содержания. Кроме того, следует принять во внимание широту гуманистической традиции, представленной некоторыми мыслителями, которые признаются как представители гуманизма, хотя этого понятия не было ранее. Эта традиция включает Конфуция, Эпикура, стоика Маркуса Аврелия, Дэвида Хьюма, Джона Локка, французских философов, Тома Пейне, Мэри Уолстонкрафт, Джорджа Элиота. Соответственно, духовность следует рассматривать как важную часть системы гуманистических ценностей.

духовность человека

Права и достоинство

Существует и ряд других ценностей. Гуманистическая позиция состоит в том, что все люди имеют право на достоинство. Это утверждение вводит ключевую идею о том, что люди имеют право на жизнь, повышая тем самым ценность и проблемы универсальности прав, разнообразие прав (индивидуальные и коллективные, т.е. группы), их дифференциации (гражданские, религиозные, близкие). Достоинство как гуманистическая ценность открывает двери для множества прав человека. Они должны стать частью мировой культуры, способствуя формированию действительно человеческого общества с правами и достоинством, одинаковыми для всех людей.

Внутренний мир человека

Это понятие рассматривается как философами, так и психологами, педагогами. Его рассматривают как субъективную реальность, то есть все, что является внутренним содержанием психологической деятельности, свойственно только одному конкретному человеку. Это обусловливает индивидуальность и уникальность каждого человека. С другой стороны, данное понятие имеет большое значение при рассмотрении гуманистических ценностей человека.

Формирование внутреннего мира является опосредованным. Этот процесс связан с определенными внешними условиями. Данное положение объясняется тем, что внутренний мир человека – это специфическая форма отражения внешнего мира, которой свойственна собственная пространственно-временная характеристика и содержание.

Некоторые религиозные и философские концепции полагают, что человек изначально обладает определенным внутренним миром, а в течение жизни происходит его открытие и познание. Другие представления об этой категории базируются на более материалистической основе. Согласно этой точке зрения возникновение и развитие внутреннего мира происходят в процессе формирования человека как личности, которому свойственна активность, связанная с отражением и освоением окружающей действительности.

внутренний мир человека

Гуманистические ценности в сфере образования

Одна из целей современного образования – воспитание личности. Духовность и нравственность, относящиеся к гуманистическим ценностям, выступают как важнейшие, базисные характеристики личности. Ребенок при этом выступает как центр духовной жизни. Духовно-нравственное воспитание – это организованный, целенаправленный процесс, представляющий собой как внешнее, так и внутреннее (эмоционально-сердечное) воздействие педагога на духовно-нравственную сферу развивающейся личности. Эта сфера является системообразующей по отношению к внутреннему миру ребенка. Такое воздействие определяется комплексным, интегрированным характером по отношению к чувствам, желаниям, мнениям личности. В его основе лежит определенная система гуманистических ценностей, заложенная в содержании образования. Актуализацию этой системы обусловливает определенная позиция педагога.

образование и воспитание личности

Гуманистическое воспитание

Несмотря на то что гуманистические ценности являются неотъемлемой частью содержания образования, их выявление не происходит само по себе. Этот процесс должен быть целенаправленным, а сами ценности необходимо структурировать, дидактически переработать, после чего педагог принимает их как личную систему ценностей. И только после этого их можно использовать как систему ценностных ориентаций учащихся, учитывая их возрастные особенности. Только в этом случае они могут выступить как основа духовно-нравственного воспитания школьников.

Мир в наших руках

Гуманизм – это мировоззрение, согласно которому наивысшей ценностью считается человеческая жизнь, и все доступные ресурсы должны использоваться для её сохранения и улучшения её качества. В более широком смысле гуманизм – это система устройства человеческого общества, в основе которой лежит данное мировоззрение.

Гуманисты убеждены, что каждый здравомыслящий человек способен отличать добро от зла, основываясь на собственных представлениях о морали и нравственности. Все его действия должны быть направлены на то, чтобы приносить благо себе и окружающим, и за каждый свой поступок он несёт личную ответственность.

Принципы гуманизма

Чтобы лучше понять, что такое гуманизм, следует ознакомиться с основными идеями, на которых основывается данная концепция. Основные идеи гуманизма можно сформулировать следующим образом:

Основная идея гуманизма состоит в том, что высшей ценностью является человеческая жизнь, и при этом каждый человек имеет право на счастье, благополучие и возможность самореализации.

Виды гуманизма

Основные идеи данной концепции можно найти в трудах Сократа, Аристотеля, Демокрита, Конфуция и других мыслителей древности. И всё же принято считать, что в относительно современном виде гуманизм зародился в эпоху Возрождения. С тех пор он менялся и развивался, в связи с чем можно выделить следующие его виды:

  • Классический. Это система взглядов, возникшая в период Ренессанса как возрождение и переосмысление идей упомянутых выше античных мыслителей. Авторами и сторонниками классического гуманизма были Мишель де Монтень, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Фрэнсис Бэкон, Томас Мор и Эразм Роттердамский.
  • Теистический. Это мировоззрение, основанное на вере в спасение человека Богом. Оно представляет собой альтернативную систему взглядов для верующих людей, поскольку остальные формы гуманизма в той или иной мере поддерживают атеизм.
  • Атеистический (светский). Создателем данной концепции считается Жан-Поль Сартр. Она противопоставляется религиозным учениям, подчёркивая, что человек должен делать всё для достижения счастья в этом мире, не рассчитывая на загробную жизнь. Все представления о добре и справедливости должны формироваться без привлечения идей о существовании божеств и сверхъестественных сил.
  • Коммунистический. Это форма гуманизма, основательно переработанная марксистами с целью показать, что именно коммунизм лучше всего воплощает гуманистические идеи.
  • Научный (натуралистический). Это современная форма гуманизма, идеи которой сосредоточены на необходимости развития личности, самосовершенствования, самоактуализации и самореализации.
  • Нормативный. Основной принцип данной формы гуманизма заключается в том, что каждый человек должен иметь возможность удовлетворить свои потребности. Он не должен подстраиваться под общество, поскольку общество существует для удовлетворения его потребностей, а не наоборот.

Израильский историк Юваль Харари предлагает свою классификацию, согласно которой существует 3 вида гуманизма:

Представители гуманизма

Сторонниками данного мировоззрения были многие философы и писатели. Мы рассмотрим нескольких из них – тех, чей вклад можно считать наиболее значимым.

Франческо Петрарка (1304-1374)

Это выдающийся итальянский поэт, творивший в эпоху Проторенессанса (период, непосредственно предшествовавший Ренессансу). Его считают первым гуманистом, поскольку он в своих произведениях уделял пристальное внимание жизни и персональным потребностям человека, превозносил любовь и другие чувства.

Он привнёс в литературу следующие идеи:

  • каждая человеческая жизнь уникальна и неповторима;
  • каждый имеет право на полную физическую и духовную свободу;
  • человек живёт для себя, а не для Бога;
  • каждый имеет свободу выбора и несёт личную ответственность за свои решения;
  • не нужно мечтать о загробной жизни, нужно стремиться к бессмертию в памяти потомков;
  • каждый человек должен стремиться к счастью, опираясь для этого только на собственные силы;
  • не нужно приносить своё счастье в жертву религии, нужно наслаждаться жизнью и любить близких;
  • каждый человек прекрасен внешне и внутренне.

Джаноццо Манетти (1396-1459)

Это выдающийся флорентийский гуманист, государственный деятель, оратор и писатель эпохи Возрождения. Он был христианином, однако отрицал при этом все формы принижения человеческого достоинства и подавления свободы, встречающиеся в христианстве. Также он был противником религиозного аскетизма, выступая за активную жизнь, построенную на развитии личности, познании и творчестве.

Одна из важнейших идей Манетти заключалась в том, что человека нужно оценивать по его личным качествам и достижениям, а не по социальному статусу и богатству. Звучит обыденно, однако в XV веке подобное утверждение звучало весьма смело, ведь тогда большое значение имели происхождение, титул и достаток.

Лоренцо Валла (1407-1457)

Этот итальянский историк и гуманист считал естественным и правильным всё, что служит для самосохранения человека, а также для удовлетворения его потребностей, получения удовольствия и достижения счастья. Его религиозные взгляды были близки к пантеизму, поэтому он считал, что удовлетворение человеком своих потребностей – это требование природы.

Эразм Роттердамский (1466-1536)

Мишель Монтень (1533-1592)

Монтень считается крупнейшим учёным Северного Возрождения и одним из величайших гуманистов в истории. Он был убеждённым скептиком и считал что вся суть философии сводится к тому, чтобы сомневаться. Значительную часть своей жизни он посвятил борьбе со средневековым догматизмом. Путешествуя по Европе, он встретился и подружился со многими гуманистами.

Современный гуманизм

  • Возникновение (XIX век – 1930-е годы).
  • Становление (1930-е – 1980-е годы).
  • Обособление светского гуманизма (с 1980-х по сегодняшний день).

Сегодня гуманизм включает множество разных направлений, но его основу составляет светский гуманизм. Его суть сводится к тому, что не существует никаких сверхъестественных сущностей, ради примирения с которыми следовало бы отказываться от удовольствий и удовлетворения потребностей. Вместо религиозных обрядов светский гуманизм требует соблюдения законов морали.

Отличия гуманизма от гуманности

Многие люди не понимают, чем гуманизм отличается от гуманности, и даже отождествляют эти понятия. Конечно же, они взаимосвязаны, однако обозначают совершенно разные вещи.

  • гуманизм – это философская концепция или система взглядов, ориентированная на достижение счастья каждого человека.
  • а гуманность – это свойство личности, доброта и уважение по отношению к окружающим, способность к сопереживанию и состраданию.

Заключение

Гуманизм – это одна из самых перспективных систем построения человеческого общества. Он задаёт моральные и нравственные ориентиры, не позволяющие людям причинять вред другу другу и в то же время подталкивающие человечество к развитию. Существует много направлений в гуманизме, но в основе большинства из них лежит право человека самостоятельно определять смысл и форму своей жизни.

Читайте также: