Зачем нужна вера кратко

Обновлено: 30.06.2024

Даже давно воцерковленным верующим людям (а что уж говорить об иных!) иногда кажется, что многие самые важные события в жизни происходят как бы случайно и стихийно и зачастую практически невозможно выявить причину того или иного свершения. Но чем больше изучаешь примеры других людей, тем больше начинаешь чувствовать, что какая-то закономерность все-таки имеется и ничего не происходит случайно. И сразу же становится чрезвычайно актуальным знаменитый вопрос Воланда: ". кто же, спрашивается, управляет жизнью человеческой и всем вообще распорядком на земле?" И неуверенный Иванушкин ответ: "Сам человек и управляет" - не то что не вызывает несогласия, а просто проходит куда-то мимо. И с этого момента начинается то единственно важное и самое ценное, что мы имеем в жизни, - наша вера.

Вера - великая сила!

Жить без веры человек вообще не может, как бы он ни уверял себя в своем безверии. Вот как пишет об этом архиепископ Иоанн (Шаховской): "Путь высокой веры есть на-правление, данное всем людям. Даже неверующие в Бога, сами того не понимая и не желая признавать, живут верой в своей жизни. Они верят свидетельству других; доверяют другим и в исторической, и в личной своей жизни. Так мы, люди, не сомневаемся, что наша мать есть именно наша мать, хотя уверенность наша не покоится на опыте собственных знаний, а держится на вере, на доверии к близким людям. "
Вера - великая сила! Если к ней не примешивать житейскую логику (а разве такое вообще может быть?), то расшатать ее практически невозможно. Примечателен пример апостола Петра, который с верою шел по волнам (Мф 14:30), но, как только вмешалась логика, стал тонуть. Грех, особенно смертный, тоже сильно вредит вере, так как по существу является раной на "теле" души. Он лишает нас благодати Божией, а без нее вера гаснет и может даже умереть. Если присмотреться к жизни, то вокруг нас найдется немало женщин, которые потеряли веру после первого аборта.

Спасение или осуждение?

Но вера, как известно, бывает разная. Вера может быть во спасение и преображение души, а может - в осуждение и гибель человека. Хорошо, если она окрыляет, учит правильно жить и ради нее совершаются подвиги. Но ведь бывает и так, что она буквально застилает глаза и приводит человека к страшным поступкам. Вспомним только языческие жертвоприношения - например, ханаанскую практику сжигания младенцев или "вечернюю жертву восьми молодых и сильных" племени астматов, обитавших в Новой Гвинее. Не от жестокости люди приносили столь страшные жертвы - скорее от отчаяния. Слишком далек Бог - слишком близки "боги". И слишком непостоянен у них характер: сегодня помогают - завтра издеваются. И, словно выражая последнюю надежду, люди убивали друг друга перед лицом "богов": может, хоть это сделает вас милосерднее.

Все это у нормального человека вызывает чувство омерзения и ужаса, реже - жалости, но ведь и в наше время достаточно случаев, когда ради веры совершаются непонятные для многих, а порой и трагические поступки.

Буквально несколько дней назад в программе "Время" Первого канала передавали сюжет о смертельно больном трехлетнем мальчике, которому было необходимо срочное переливание крови. Ребенка разъедала страшная опухоль мозга, и единственным, что могло дать ему шанс на спасение, была именно эта процедура. Его привезли в Москву из Саратова в тяжелейшем состоянии, счет шел не то что на дни - на часы. Но отец мальчика, воинствующий свидетель Иеговы, не давал свое согласие на переливание, мотивируя свое решение тем, что это противоречит догмам учения и его религиозным убеждениям. Врачи, полдня потратившие на то, чтобы переубедить полубезумного родителя, в конце концов обратились в суд, имея на то полное право, так как речь шла о спасении жизни человека. Судья, учитывая исключительность случая, принял решение в течение нескольких минут - и, конечно же, в пользу докторов. Спустя полчаса после оглашения вердикта началась без разрешения отца ребенка необходимая врачебная операция; она прошла успешно, и сейчас мальчик хоть и находится в реанимации, но его состояние уже гораздо лучше. Самое интересное, что его папа после результатов процедуры заявил: он был вовсе не против переливания, просто врачи его "не так поняли".

Важно верить правильно!

Конечно, данный пример кроме возмущения "непробиваемостью" папаши вызывает еще и удивление: какой же все-таки спрут с длинными загребущими щупальцами все эти секты. И как же страшно коверкают души и религиозное чувство современные сектанты, которые, как известно, являются отличными психологами! Конечно, правильно верующим людям их паутина не грозит, но вот что касается невоцерковленных, которые только делают свой выбор. Оплетут невидимой, но прочной сетью, затащат в свое логово - и человек порой не успевает опомниться, не понимает, как это случилось, ведь на него вроде никто не давил, говорили что-то непонятное о Боге. Но так кажется только на первый взгляд.

"Вера - свободный выбор. Суть веры и религиозной жизни не в принудительной очевидности, а в усилии и выборе. Вера - путь к Богу, опыт, который всегда удается. Праведники стремились к небу, и оно приняло их. "При-близьтесь к Богу, и Бог при-близится к вам" (Иак 4:8). Убедить кого-либо в существовании Бога совершенно невозможно, так как все, что можно словами сказать о вере, ни в какой степени не может передать того, что вообще несказуемо и что в ней главное. Доводы веры не против разума, а помимо него. Те, кто хотят доказательства для своей веры, - на ложном пути. Там, где есть хотя бы скрытое даже от самого себя желание доказательства, нет веры. Знаки Богоявления не надо принимать как "подтверждение" - этим мы снижаем, перечеркиваем подвиг веры", - пишет священник Александр Ельчанинов, и это высказывание сводит на нет многие усилия сектантов. Может быть, стоит задуматься, прежде чем вообще начинать разговаривать с ними на улице.

Вера - родник жизни

Конечно, эти все печальные примеры веры "в осуждение" ничего не стоят в сравнении с яркими положительными образцами настоящей Веры, которая вносит столько радости в нашу жизнь, является источником сил и вдохновения, которая творит чудеса, потому что она - величайший из даров человеку от Господа.

Моя свекровь практически не пьет никаких лекарств, кроме святой воды. В 73 года она почти самостоятельно управляется с огородом и еще успевает помогать мне дома и с детьми. Я никогда не видела ее унывающей, хотя знаю, что у нее часто болят и ноги, и сердце. Она легко может выстоять две литургии в один день - и раннюю, и позднюю. Лицо нашей бабушки озарено верой! И все ее по-ступки тоже. Даже когда 28 лет назад убили горячо любимого старшего сына, а вслед за этим умер от разрыва сердца супруг, ее плечи, говорят, поникли только на короткое время. Она никогда не ропщет, хотя мы частенько даем для этого повод. И в том хорошем, что происходит с нами в жизни, огромную роль играет ее горячая молитва за нас. Порой я, выискивая примеры подвижников в современном мире, напоминаю себе, что немаловажный пример - у меня перед глазами.

"Ты трижды мать. "

В любой, пусть даже самой сомнительной ситуации вера помогает сделать правильный выбор. Когда в нашей жизни происходят тяжелые события, потеря близкого человека, расставание с любимыми, когда нас с головой окутывает безысходность или мы слышим страшный диагноз - только вера становится утешением, и если мы доверимся Господу, то все будет как надо и как лучше для нас. Но только о себе надо думать в последнюю очередь или не думать вообще, спрятать свое эгоистичное "я" как можно глубже, чтобы дать место Божественному лучику, который пробьется, обязательно пробьется, если человек очень к этому стремится. Так сказал мне батюшка, когда я, однажды заболев и неправильно восприняв свою болезнь, пришла к нему с чувством неимоверного страха, что в следующий раз я могу заболеть еще сильнее, - а ведь у меня трое деток, что же будет с ними, если со мной что-нибудь случится? "Ты трижды мать, и если Господь Сам дал тебе детей, то неужели Он о них не позаботится? Доверься Ему, не растрачивайся на бесполезные метания и думай о себе как можно меньше. Мы в этой жизни без Бога - ничто".

Верить - по-настоящему доверять Богу

Есть такая хорошая фраза: "Человек и ложку не поднимет без ведома Всевышнего". У меня и статья-то эта не писалась, покуда я у батюшки благословения не взяла, а до этого никак не могла мысли в кучу собрать. И доченька наша перестала часто болеть не после очередного курса антибиотиков, а после того, как мы с ней съездили в Москву, в Покровский монастырь, где приложились к мощам святой Матронушки.

Большинство значительных дел не случается и проходит мимо нас именно из-за не-уверенности и сомнений в исходе события. Иногда оно и к лучшему, ибо ограждает от кучи нежелательных последствий, но зачастую человек пропускает очень важные повороты на своем жизненном пути, новые дороги, которые могли бы в корне изменить его жизнь, укрепить веру. И в такие моменты очень важно, чтобы рядом оказался человек - кто-то из нас, православных христиан, кто даст добрый совет и будет переживать и молиться за страждущего. Как правило, таким человеком чаще всего оказывается священник, но, может быть, и кто-то еще, кто-нибудь из близких. Или, наоборот, совершенно посторонний, который вдруг оказывается самым родным. Но даже если такого не случится, мы можем помочь себе сами, надо только научиться с детской радостью и сердечной благодарностью принимать то, что посылает нам Господь.

Люди, даже если мы говорим о религиозных людях, верят не обязательно в Бога, но во что-то всё же верят. Кто-то верит, например, в различных духов и богов, кто-то — в переселение души и нирвану, ну а кто-то в построение коммунистического будущего.

Почему у человека есть потребность в вере? Прежде всего, вера даёт некоторую определённость и систему ориентиров. Проблема человеческого существования состоит в том, что наши знания всегда ограничены, что обуславливает необходимость некоторого доверия, принятия чего-то на веру. Если говорить на бытовом уровне, то мы, например, верим другим людям, что они исполнят свои обязательства. Скажем, что водитель автобуса вовремя подрулит на нашу остановку. Вряд ли мы можем быть в этом абсолютно уверены, но без такой бытовой веры наша жизнь превратилась бы в полный хаос.

Религиозная вера, разумеется, отличается от бытовой. Но принцип, во многом, состоит в том же: людям нужна уверенность в том, что их жизнь не является напрасной, что за событиями жизни стоит какой-то высший план или цель. Я не случайно поставил построение коммунизма в один ряд с религиозной верой — в этом смысле эти явления психологически схожи. Человек живёт перед лицом своей смертности, но хотел бы думать, что его жизнь является частью чего-то более значительного.


Те, кто не заморачивается и живет одним днем, остаются абсолютно инертными к проблемам бытия, смысла, целей и т. п. вещей. Но если кого-то устраивает жизнь чуть более цивилизованная, чем у животного, то флаг им в руки и барабан на шею, каждый идет своим путем. Для тех же, кого не устаревает одна лишь возможность поудобнее устроиться в этой жизни, попробуем поискать ответы.

Поиск утешения, смыслов и целей могут быть первыми шагами к вере, но не причиной веры. К вере человек не обязательно должен прийти через скорби, бывает, что этот путь лежит и через радости или просто внимание к себе, к зову своей души. Не зря же Тертуллиан говорил, что всякая душа по природе – христианка. В знаменитой проповеди апостола Павла в Ареопаге мы найдем слова о том, что Бог от одной крови произвел всех людей, назначив время и пределы жизни, чтоб каждый искал Его, не найдет ли, хотя Он и совсем близко к нам (Деян. 17:26-27). Отсюда мы видим, что Господь и близок к каждому человеку, и создал все условия, чтоб мы могли обрести Его. Я уже упомянул, что вера не может быть принуждением, потому Бог и установил некоторые препятствия для открытия Себя, чтоб каждый мог проявить свободное волевое усилие, поверить не потому что так надо, а потому что я сам этого хочу и к этому стремлюсь. Подумайте о том, что многие люди задаются важными вопросами бытия, многие проходят испытания, но обретают веру не все. Если бы причина веры лежала в каких-то внешних обстоятельствах, то ситуация в обществе была бы совсем иная, тогда бы нам не хватило храмов, дабы вместить всех желающих.

Определение веры

Становление веры

Итак, отвечая на вопрос, вынесенный в заглавие статьи, обобщающе можно указать, что вера проходит четыре этапа становления:

Проблема неверия

Выводы

Вопрос веры всегда волновал человечество, в несуществующего Бога верить невозможно. Если мы говорим о вере, то мы всегда говорим об отношении к Абсолюту. Поэтому, по слову свт. Луки (Войно-Ясенецкого), даже у атеистов есть свое к Нему отношение, а отношение уже подразумевает наличие минимум двух взаимодействующих субъектов, коими, в данном случае, являются Бог и человек.

Зачем люди верят в Бога? Надеюсь, что мне удалось дать ответ на этот непростой вопрос. Что бы там ни говорили, а если человек перестает верить в Бога, он начинает верить в что-то другое: науку, прогресс, силу разума, НЛО, возможность построения социальной справедливости на земле и пр. Последствия такой веры бывают весьма плачевны, но это уже совсем другая история.


Вера — штука личная, и обсуждать ее открыто не всегда уместно. Но понимать, в чем функция религии в обществе, и знать виды современных мировых религий — важно для образованного человека.

О чем эта статья:

11 класс, ЕГЭ/ОГЭ

Что такое религия

мировоззрение и поведение людей, которое определяет вера в существование какой-либо сверхъестественной силы;

система символов, моральных правил, обрядов и культовых действий, исходящая из представления об общем порядке бытия;

вера в сверхъестественное (в Бога);

совокупность взглядов и представлений, система верований и обрядов, которая собирает людей в единую общность;

одна из форм приспособления человека к окружающему миру, способ удовлетворения духовных потребностей.

Религиозное сознание тесно связано с верой, и эти понятия часто используют как синонимы.

Вера — это безоговорочное принятие чего-либо за истину без поиска доказательств и дополнительных рассуждений.

Главные признаки религии — это:

иррациональность — вера в абсолютную истинность;

догматизм — отсутствие необходимости в доказательствах;

ритуальность — молитвы и другие священнодействия;

вера в сверхъестественное;

Мы раскрыли определение религии. Давайте рассмотрим функции религии и узнаем, как она воздействует на общество.

Функции религии

Основные функции религии:

Мировоззренческая. Религия формирует определенную картину мира у последователей. Через призму веры человек видит и понимает мир, общество и себя.

Ценностно-смысловая. Религия отвечает на вопросы о смысле и цели жизни, участвует в создании ценностных ориентиров.

Психологическая (компенсаторная). Через молитву, медитацию или обращение к Богу верующий получает утешение в трудную минуту, снимает стресс.

Коммуникативная. Общая вера объединяет людей, дает возможность ощущать себя сопричастным и не одиноким. Кроме того, через религиозные обряды верующий может обращаться к святым, Богу, ангелам и т. п.

Культурно-транслирующая. Религия может быть фактором развития искусства, через религиозные произведения происходит передача культурного наследия.

Воспитательная. Религия способствует социализации человека, прививает определенные правила поведения в обществе.

Регулятивная. Вера упорядочивает стремления и деятельность человека.

Интегрирующая и дезинтегрирующая. Религия объединяет группы верующих, но в то же время противопоставляет друг другу социальные группы, исповедующие разные религии.

Примеры функций религии: самопроверка

Подумайте, какие функции религии проявляются в этих примерах. Правильные ответы вы найдете в конце статьи.

В 1815 году Россия, Пруссия и Австрия заключили так называемый Священный союз, целью которого было подавление революционных настроений. Позднее в союз вступили и другие христианские монархии.

При синагоге работают языковые курсы, на которых любой желающий может бесплатно выучить иврит и лучше узнать еврейские традиции и культуру.

В заведении не продают алкоголь, так как хозяин и большинство посетителей — мусульмане, а Коран запрещает употребление алкоголя.

Поможем закрепить новый материал на курсах по обществознанию в онлайн-школе Skysmart.

Ранние формы религии

Есть четыре типа древних религий, которые существовали много веков: тотемизм, шаманизм, фетишизм, анимизм.

Тотемизм — это способ связи человека с окружающим миром через поклонение тотему. В качестве тотема чаще всего выступает животное, реже — растение или какой-то неодушевленный предмет.

Шаманизм — взаимодействие с миром духов через проводника, который называется шаманом. Считается, что шаманы умеют общаться с духами и высшими силами, поэтому все племя прислушивается только к его словам и указам.

Фетишизм — вера в предметы, которые обладают сверхъестественными силами. Такие предметы называют фетишами. Ими может быть что угодно, например, камень необычной формы или драгоценный металл.

Анимизм — вера в духов. Это могут быть духи умерших людей, животных и растений или духи, которые обитают в определенной местности.

По количеству почитаемых богов все религии делят на политеистические и монотеистические.

Политеизм — это многобожие или язычество. Буддизм, синтоизм, индуизм — это политеистические религии.

Монотеизм — вера в одного Бога-творца. Примеры монотеистических религий: ислам, христианство, иудаизм.

Современные религии

В наши дни выделяют три типа религиозных верований:

Родоплеменные верования — те самые тотемизм, шаманизм, фетишизм и анимизм, о которых мы рассказали выше. Это архаические религии, но они сохранились в некоторых обществах, например, у племен Африки или канадских индейцев.

Национально-государственные религии тесно связаны с отдельным народом, этнической общностью. Например, индуизм и джайнизм преимущественно распространены на территории Индии, иудаизм — в Израиле, синтоизм — в Японии, даосизм и конфуцианство — в Китае.

Мировые религии выходят за пределы одной нации или государства и охватывают большое число верующих по всему миру. Таких религий три: христианство, буддизм и ислам.

Каждая религия построена на целом своде правил, ограничений, норм поведения, включает систему культовых действий, обрядов. Давайте узнаем немного о каждой из трех мировых религий, а потом обобщим знания в сводной таблице.

Христианство

Христианство зародилось в I веке нашей эры на востоке Римской Империи и быстро распространилось по другим провинциям. Уже в V веке религия вышла за пределы Римской Империи и охватила европейские государства, а в XVI–XX веках миссионеры активно обращали в христианство жителей других материков. Сегодня религия насчитывает ориентировочно 2,4 миллиарда приверженцев.

Это монотеистическая религия. В центре христианской веры — идея единства Бога Отца, Сына и Святого Духа. Бог в представлении христиан совершенен, он воплощает абсолютный разум и любовь.

Христиане считают, что душа бессмертна, и верят в воскресение всех людей. Духовный мир для приверженцев этой религии важнее материального. Цель жизни человека — духовный рост, а достичь его можно через смирение, посты и молитвы.

Главная книга — Библия, которая состоит из Ветхого и Нового Завета, символ — крест.

В христианстве есть три направления:

Православие исповедуют в России, некоторых странах СНГ и Восточной Европы.

Католицизм распространен в Западной Европе, Литве, Чехии, Польше.

Протестантизм характерен для США, Канады, Австралии и Великобритании.

Ислам

Ислам — это самая молодая мировая религия. Он возник в Западной Аравии в VII веке, а его основоположником был пророк Мухаммед. Первое мусульманское государство, Халифат, активно вело завоевательные войны с соседями и обращало их в ислам. Благодаря этому уже в первые сто лет своего существования религия обрела последователей в Передней и Средней Азии, Индии и Закавказье, Северной Африке и на Балканском полуострове. Сегодня ислам исповедуют примерно 1,9 миллиарда людей.

Это монотеистическая религия, родственная иудаизму и христианству. Всемогущий Бог, которого почитают мусульмане — Аллах. Как и христиане, мусульмане верят в бессмертие души и возможность ее спасения после смерти. Символы ислама — звезда и полумесяц, главная книга — Коран. Доказательства веры мусульманина — ритуальная молитва, соблюдение поста и паломничество в Мекку (город, в котором зародился ислам).

Наиболее крупных ветвей ислама — две:

Суннизм распространен в Центральной и Южной Азии, Африке.

Шиизм характерен для Азербайджана, Ирана и Ирака.

Буддизм

Буддизм — самая древняя из трех мировых религий, он зародился в VI веке до нашей эры. За первые два тысячелетия своего существования буддизм проник на Шри-Ланку, в Китай, Японию и Тибет, распространился по Юго-Восточной и Средней Азии. Сегодня буддизм исповедуют около 500 миллионов жителей Земли. В России эта религия распространена на территории Бурятии, Калмыкии, Тувы.

В отличие от христианства и ислама, в буддизме нет ни Бога-творца, ни идеи о бессмертной душе, ни представления о грехе и его искуплении.

Основа религии — учение о четырех благородных истинах, в которых говорится о страдании, его причине (жажде), прекращении страдания (нирване) и Благородном пути, ведущем к прекращению страдания. Буддисты верят в бесконечную цепь перерождений — сансару, и в карму — закон связи между действиями человека и его дальнейшей жизнью.

Два основных течения буддизма:

Хинаяна распространена в Шри-Ланке, Мьянме, Таиланде, Лаосе и Камбодже.

Махаяна распространена на Дальнем Востоке, в Центральной Азии, на Западе

Читайте также: