Тропарь праздника благовещение пресвятой богородицы кратко
Обновлено: 02.07.2024
Величание Благовещению Пресвятой Богородицы
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы
Днесь спасения нашего главизна, /
и еже от века таинства явление, /
Сын Божий, Сын Девы бывает, /
и Гавриил благодать благовествует, /
тем же и мы с ним Богородице возопиим: /
радуйся, Благодатная, /
Господь с Тобою.
Тропарь предпразднству
Днесь всемирныя радости начатки /
предпразднственное воспети повелевают:/
се бо Гавриил приходит, /
Деве нося благовестие, /
и к Ней вопиет: /
радуйся, Благодатная, /
Господь с Тобою.
Архангельский глас вопием Ти, Чистая: Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою.
Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы
Днесь спасения нашего главизна,
и еже от века таинства явление,
Сын Божий, Сын Девы бывает,
и Гавриил благодать благовествует,
тем же и мы с ним Богородице возопиим:
радуйся, Благодатная,
Господь с Тобою.
Кондак Благовещению Пресвятой Богородицы
Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти, раби Твои, Богородице, но, яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная.
Тропарь предпразднству Благовещения
Днесь всемирныя радости начатки
предпразднственное воспети повелевают:
се бо Гавриил приходит,
Деве нося благовестие,
и к Ней вопиет:
радуйся, Благодатная,
Господь с Тобою.
Из Евангелия от Луки (ибо только он описывает данное событие) мы узнаём, что немногим более двух тысяч лет тому назад в маленьком палестинском городке Назарете совершилось превосходящее наше разумение событие — природа Бога соединилась с природой человека. Здесь жила скромная подданная римского императора Августа, юная Мария, к тому времени сирота. Она происходила из династии царя Давида, к которой принадлежал и Иосиф, хранитель девства Марии, пожилой вдовец, которому Она была обручена во исполнение традиции, воспрещавшей добродетельной женщине оставаться одинокой. Иосиф был беден, разумеется, не афишировал свое происхождение (это было смертельно опасно!) и вел жизнь простого ремесленника.
Можно представить чувства юной Девы, Которой, во время отсутствия Иосифа, вдруг зримо предстал небесный вестник, ангел Гавриил.
«Ангел, войдя к Ней, сказал:
"Радуйся, Благодатная! С Тобою Господь!"
Но Она сильно смутилась от его слов и стала раздумывать, что же значит такое приветствие. И сказал Ей ангел:
"Не страшись, Мариам,
ибо Ты обрела милость у Бога:
и вот, Ты зачнешь и родишь Сына,
и наречешь Ему имя: Иисус.
И будет Он велик,
и назовут Его Сыном Всевышнего."
И сказала Мариам ангелу:
"Как же будет это, если Я не знаю мужа?"
И ангел сказал Ей в ответ:
"Дух Святой сойдет на Тебя,
и Сила Вышнего осенит Тебя,
потому Дитя Твое будет свято
и наречется: Сын Божий."
Одними лишь своими силами человек не мог преодолеть глубочайшую пропасть, разверзшуюся между ним и Богом, ибо страшный удар, сотрясший его в незапамятные времена ("грехопадение прародителей"), расколол его сверху донизу: от высшего сознания до телесной природы. Он перестал принадлежать Своему Создателю, а значит — и своему разумному "я". Потребовалась встреча и реальное соединение Божественной и человеческой природы через Боговоплощение. Только так могла быть возвращена в первозданное достоинство целостная природа человека. И в лице Марии человечество достигло высшей точки своего духовно-нравственного развития и очищения на путях восстановления Союза с Богом.
Древний народный обычай в день Благовещения выпускать из клеток на волю плененных птиц мелодически запечатлен в прекрасных стихах А. Пушкина и Ф. Туманского.
Приложение
Тропарь праздника, глас 4:
Кондак праздника, глас 8:
Поэтическая страничка
А. Красницкий
В день Святого Благовещения
Прошли уже века, но также, как и прежде,
Повсюду этот день — день радости людской -
Встречает целый мир в живительной надежде,
Что сердцу он несет отраду и покой.
Благую весть сердцам, как Ангел кроткой Деве,
Приносит этот день и нам в житейской мгле.
Забыть бы о вражде, о злобе адской, гневе,
И легче бы тогда всем было на земле.
А. Пушкин
Птичка
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Ф. Туманский
Птичка
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленнице моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сиянье голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
Богослужения
Молитвы
Тропарь Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 4
Днесь спасе́ния на́шего глави́зна,/ и е́же от ве́ка та́инства явле́ние:/ Сын Бо́жий, Сын Де́вы быва́ет,/ и Гаврии́л благода́ть благовеству́ет./ Те́мже и мы с ним Богоро́дице возопии́м:/ ра́дуйся, Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.
Кондак Благовещению Пресвятой Богородицы, глас 8
Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых,/ благода́рственная воспису́ем Ти раби́ Твои́, Богоро́дице,/ но, я́ко иму́щая держа́ву непобеди́мую,/ от вся́ких нас бед свободи́, да зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Величание Благовещению Пресвятой Богородицы
Арха́нгельский глас/ вопие́м Ти, Чи́стая:/ Ра́дуйся,/ Благода́тная,// Госпо́дь с Тобо́ю.
Богословское содержание
Иконография праздника
Как правило, иконы этого типа соответствуют следующим иконографическим нормам.
В центре композиции — Дева Мария, а рядом с ней вестник Божий — архангел Гавриил. Богородица часто бывает представлена сидящей. Это интерпретируется и таким образом, что в момент явления ангела Она действительно сидела (существует предание, что в тот момент она трудилась над изготовлением завесы для Храма, а согласно другому преданию, занималась чтением Писания, и именно: читала пророчество, зафиксированное в Книге пророка Исаии о том, что Дева зачнёт и родит Сына, Еммануила (Ис.7:14); иногда эти два предания объединяют и толкуют, как указывающие на два связанных хронологически события). Кроме того тем, что Она изображена сидя, подчеркивается Её превосходство над ангелом.
Образ же стоящей (перед ангелом) Богоматери подчеркивает, что Она со вниманием выслушала переданную им Благую весть.
Иногда правая ладонь Богородицы бывает изображена развернутой в сторону ангела или (и) несколько вверх — знак внимания и послушания Богу, знак готовности к восприятию Божественной благодати. На некоторых иконах правая рука Божьей Матери прижата к груди (при этом голова Её бывает наклонена) — символ смиренного принятия Благой вести.
Мимика Пресвятой Богородицы, воспроизведенная на разных иконах, может выражать различные чувства: смущение (Лк.1:34), согласие исполнить волю Божью (Лк.1:38) и пр.
Взгляды ангела и Девы Марии могут быть обращены друг на друга, а могут быть направлены вверх (на Небо, к Богу).
В верхней части иконы бывает изображен луч, изливающийся из небесной сферы, расходящийся книзу на три луча. В данном случае этот глубокий образ символизирует особое Божественное действие: то действие, благодаря которому, с одной стороны, Дева Мария была очищена, сделавшись из чистой — Пречистой, подготовлена к чрезвычайной миссии — стать и быть Матерью Бога по человеческому естеству, а с другой стороны, благодаря которому произошло сверхъестественное зачатие, воплощение Сына Божьего, восприятие в Его предвечную Ипостась человеческого естества (Лк.1:35). Иногда в месте перехода единого луча в тройственный изображается небольшая сфера, внутри которой — голубь — символ Святого Духа; впрочем, на многих иконах такая сфера отсутствует.
Архитектурные образы, присутствующие на иконах Благовещения, символизируют место, где произошла встреча Богородицы с ангелом (покров, натянутый между строениями, в этом варианте может интерпретироваться как знак того, что действие происходит внутри помещения, и кроме того может указывать на Божественный благодатный покров) и иные городские постройки, а в духовном смысле указывают на Горний Иерусалим, научая нас, что спасение достижимо через веру в Бога, в Иисуса Христа как Спасителя, через послушание Богу.
Богослужебные (литургические) особенности
Накануне вечером совершается всенощное бдение. См. в Минее на 25 март. / 7 апр.
По своим особенностям праздник Благовещения приближается к праздникам Рождества Христова и Богоявления. Праздник выпадает на дни Великого Поста или Светлой седмицы, от четверга 3 седмицы Великого Поста до среды Светлой седмицы (включительно).
Всенощное бдение на праздник Благовещения состоит из великого повечерия с литией, утрени и 1-го часа. На утрене Благовещения всегда читается Евангелие, поются полиелей и величание. Исключением здесь являются:
2) Если Благовещение случится в Неделю Ваий, то после полиелея поется величание Благовещения, но прокимен – Недели Ваий, и Евангелие – Недели Ваий, а не Благовещения.
Тропарь Благовещения поется на богослужении праздника неоднократно. Ведь в задачу тропаря, как типа песнопения, входит сообщать молящимся вероучительный смысл праздника. Поэтому сегодняшнее песнопение исполняется и на вечерней службе, и на Литургии. Так Церковь раскрывает значение события Благовещения как начала новой радостной эпохи в истории человечества. Послушаем тропарь Благовещения Пресвятой Богородицы в исполнении хора Минской духовной семинарии.
Скачайте приложение для мобильного устройства и Радио ВЕРА будет всегда у вас под рукой, где бы вы ни были, дома или в дороге.
Слушайте подкасты в iTunes и Яндекс.Музыка, а также смотрите наши программы на Youtube канале Радио ВЕРА.
Читайте также: