Эстетизм в литературе это кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

В последнее десятилетие явно усилился интерес к европейской и отечественной декадентской культуре конца XIX столетия. Это обусловлено и тем, что мы опять на грани веков, и тем, что труды символистов, теософов, эстетов и адептов прочих упаднических школ были у нас долгое время под запретом.

Гайденко правильно отмечает, что основой эстетизма является именно наслаждение красотой и поэтому всякое художественное творчество отступает на второй план. Эстет – это потребитель и защитник прекрасного. Вот главная его характеристика.

Вышеприведённое определение Жуллиана ценно тем, что в нем, хотя и в скобках, указывается на древнее восточное происхождение эстетизма. В средневековом Китае, Японии и других странах Дальнего Востока эстетизм был весьма существенной характеристикой духовной культуры.

Можно говорить о причастности к эстетизму и античной культуры, и культуры Возрождения, и маньеризма, а также последующих эпох. Но во всех этих случаях эстетизм был только моментом. Его значение в разные времена было то большим, то меньшим – эстетизмом в строгом значении слова является только приравнивание смысла жизни к наслаждению красотой.

Порой об эстетизме вспоминают, когда обращаются к таким именам, как Ш. Гюисманс, О. Уайльд, М. Кузмин или В. Набоков. Среди художников к эстетам часто причисляют О. Бердсли, Г. Климта, прерафаэлитов, мирискусников. Однако большинство исследователей сходятся в том, что своего расцвета эстетизм достиг в викторианской Англии.

Уолтер Пейтер заложил фундамент английского эстетизма, утверждая, что переживание прекрасного само по себе может придать значение человеческой жизни. Порой у Пейтера проскальзывает мысль о том, что жизнь могут наполнить смыслом не только красота, но и стремление к самым разнообразным сильным переживаниям, лишённым всякого нравственного наполнения.

Оскар Уайльд назвал Пейтера создателем нового гедонизма. Страсть, переживание, впечатление стали основными ценностями европейского эстетизма. В этом крылась определённая опасность, так как удержаться в границах утончённого, изысканного и изящного при стремлении к сильным переживаниям довольно сложно. Тут необходимы чувство меры и недюжинная сила воли, чтобы остановиться перед опасностью деградации и потерей всяких ограни-
чений.

Путь от эстетизма через полный декаданс к гибели прошёл герой романа О. Уайльда Дориан Грей. Начал он с преклонения перед юностью и красотой, затем стал искателем острых ощущений, часто совершенно чуждых изысканности и красоты, а закончил убийством друга, а затем и самоубийством. Судьба самого Уайльда тоже была печальной.

Для того чтобы понять, что такое эстетизм конца XIX столетия, лучше обращаться всё же не к Пейтеру, а к Оскару Уайльду. Пейтера знали плохо; Уайльд был очень популярен не только на родине, но и во Франции, а также в США, куда он ездил с лекциями. В начале XX века Уайльд прославился и в России; здесь его причисляли к символистам.

Самое сильное влияние на Уайльда оказали Пейтер и английские романтики. Многим обязан он Джону Рёскину и Уильяму Моррису. Из французов им были любимы Гюисманс, Бальзак, Готье, Бодлер… С уважением Уайльд относился к русским писателям Тургеневу и Достоевскому.

Благодаря такой оценке действительность оказывается эстетически бедной. Только сознание человека привносит в природу и общество эстетические и иные ценности. Все это немало напоминает кантовский априоризм.

По Уайльду, действительность (в обыденном смысле слова) хотя и может служить источником творчества, но этого крайне мало для искусства. Решающее значение тут приобретают условность и фантазия. Наиболее интересным и плодотворным явлением в истории европейского искусства и литературы Уайльд считает романтизм, а наиболее несовершенным – реализм (и натурализм). Между ними английский писатель ставит знак равенства.

Процесс заимствования одними видами искусства у других тем и сюжетов всегда имел место, но когда эта тенденция абсолютизируется, содержание искусства основательно сужается и обедняется. Тем не менее и такая методология даёт положительные результаты: иные произведения эстетов вошли в сокровищницу мировой культуры.

Если действительность почти непригодна для искусства, если искусствам приходится обращаться друг к другу за сюжетами и темами, то художнику ничего не остаётся, как стать художественным критиком, так как базой для его творчества выступают уже созданные произведения. Критика в данном случае понимается как существенная часть творческого духа.

Ложь, ирония, фантазия, притворство – эти понятия хорошо характеризуют эстетское отношение к жизни и к искусству. Но это не пошлое и корыстное лганьё, это красивость и стильность, которые самоценны. Художник обязан лгать не ради обмана, а ради Красоты, она оправдывает всё.

Эстет считает себя избранным, отличающимся от прочих; он тонкий ценитель красоты и её защитник. Ощущение избранности, инаковости порождает неординарные принципы поведения, новые моральные нормы, базирующиеся на эстетических ценностях.

В ненависти Уайльда к викторианскому морализму надо отметить и положительную сторону, ибо освобождение искусства из-под ига дидактизма необходимо для раскрытия его эстетической сущности. Закономерный процесс самоотделения искусства от иных форм духовной деятельности у неоромантиков достигает первой зрелости, а завершается на наших глазах в новом тысячелетии.

Ницше и Уайльд очерчивают границы европейского эстетизма, каким он был в конце века. Границы, внутри которых заключено богатое разнообразие вариантов. Это разнообразие продолжает реализовываться и сегодня и далеко ещё не исчерпано.

Проповедь художественного формализма была начата романтиками и нашла концептуальное завершение, пройдя через эстетизм, в манифестах модернистов. Со всей ясностью этот факт был осознан только тогда, когда на эстетику раннего модернизма взглянули через полстолетия временной дистанции, спокойно сопоставив прозрения авангардистов с эстетическими исканиями Ницше, Уайльда и других неоромантиков. На грани третьего тысячелетия мы всё чаще обнаруживаем истоки всех основных постулатов современности в культуре XIX века, который становится благодаря этому ближе и понятнее.

Вряд ли стоит спорить с тем, что структуралистская эстетика, рассматривающая искусство как самостоятельную и замкнутую сферу, продолжает идеи неоромантиков. Внутренние закономерности построения и бытия художественного произведения трактуются структуралистами вполне в духе герметического эстетизма, и позитивистские поползновения структуралистов не могут помешать достаточно ясно различить их связь с концепциями, позитивизму, казалось бы, противоположными.

Эстетизм учит, что не искусство должно подражать жизни, а жизнь обязана равняться на искусство, по возможности приближаясь к идеалу. Такое желание средствами искусства изменить, облагородить жизнь соответственно вызвало ответное движение жизни к искусству. Рёскин утверждал, что жизнь без труда есть воровство, а труд без искусства – скотство! Ему вторили и Уильям Моррис, и Оскар Уайльд, и множество других неоромантиков во всех странах Европы. Таким образом, на рубеже веков происходила явная театрализация поведения и быта неоромантиков. Игра стала определять не только характер художественной культуры, но и стиль жизни её создателей. В России всё это проявилось не менее ярко, нежели во Франции или Англии.

Отметив, что символизм и эстетизм – течения неоромантизма и имеют очень много сходных черт, здесь стоит указать и на различия. От символизма эстетизм отличается пристрастием к чувственным наслаждениям. Эстетизм есть разновидность гедонизма, с претензией на утонченность и изысканность. Отсюда проистекает, несмотря на настойчиво декларируемый философский идеализм эстетов, их весьма приземлённый эмпиризм. Символизм же устремлён в области нездешнего, бестелесного и бесконечного. Он тяготеет к христианству (католическому чаще всего), а эстеты скорее язычники, чем христиане. Можно утверждать, что символизм и эстетизм являют спиритуалистическую и сенсуалистическую крайности неоромантизма конца XIX–начала XX века.

На пути соединения жизни и искусства были бесспорные достижения, но были и теневые стороны. Так, с обыденной точки зрения, подобное соединение часто воспринимается как аномалия, как нечто неестественное. Излишне манерная речь и жестикуляция, шокирующий костюм, наркотики, спиритизм и нередко однополая любовь – на грани веков всё это было знаками избранности и порождало снобизм в эстетской среде.

Литературно-художественная богема, резко противопоставлявшая себя массе, искала новизны, необычности, остроты переживаний. Ещё одной возможностью преодоления мóрока жизни стал оккультизм в самых разнообразных его проявлениях. Магия, спиритизм и теософия привлекали неоромантиков не только в качестве колоритного материала для их художественных произведений, но и как реальные пути расширения собственных духовных горизонтов.

На рубеже веков в России появилась новая генерация литературно-художественной интеллигенции; она заметно отличалась от поколения шестидесятников не только творческими интересами и социальным положением, разительны были внешние различия. Мирискусники, голуборозовцы, символисты, акмеисты внешностью и манерами усиленно подчёркивали свою светскость, уделяя серьезное внимание костюму, облику в целом. Эту тенденцию часто называют русским дендизмом, она характерна была для людей явно западной ориентации.

Бурная театрализация жизни не могла, конечно, не увлечь дам той эпохи. В столице мирового искусства Париже, как на сцене, так и в жизни эталоном женственности считалась актриса Сара Бернар, с которой было написано немало портретов. Оскар Уайльд старательно подражал её выго-
вору.

В российской столице блистала поэтесса Зинаида Гиппиус. То она носила исключительно белые платья, то наряжалась в мужской костюм, который ей весьма шёл. Одетой почти по-мужски ходила известная пианистка И. Миклашевская, та же склонность была у художницы Елизаветы Кругликовой. Здесь театрализация плавно перетекала в карнавал. Карнавальное поведение нашло мощное продолжение у футуристов и представителей авангарда, но это особая тема…

Отечественные приверженцы национальной идеи облачались, в противоположность эстетствующей богеме, в деревенские, а чаще в псевдодеревенские наряды. Поддёвки, шёлковые рубахи-косоворотки, сафьяновые сапожки, лапти и прочие деревенские атрибуты активно и с удовольствием использовали Сергей Есенин, Николай Клюев, Фёдор Шаляпин, Максим Горький. Уместно здесь вспомнить и последователей Льва Толстого, одетых в широкие крестьянские сборчатые блузы с пояском. Как видно, и западники, и народники в начале XX века в одинаковой степени были подвержены желанию выразить в поведении свои эстетические принципы и таким образом хотя бы отчасти преодолеть разрыв между жизнью и искусством.

Как самостоятельное направление в мировой культуре эстетизм принадлежит XIX веку и завершает его. После первой мировой войны он потерял прежнюю определённость, но не перестал существовать. Прозрения эстетов (и шире – неоромантиков) эпохи модерна легли в основание современного искусства и эстетики индивидуалистического толка, в основание постмодернизма.

Для нас важно то, что эстетизм конца XIX столетия предъявил достаточно цельное и последовательное мировоззрение, имеющее древние корни, яркую историю и будущее, чреватое новыми метаморфозами на грядущих поворотах духовного развития.

[1] Бычков В. В., Бычкова Л. С. XX век: предельные метаморфозы культуры // Полигнозис. 2000. № 3. С. 83.

[2] Jullian Ph. Esthètes et Magiciens. Paris, 1969. P. 30

[3] Гайденко П. П. Трагедия эстетизма. М., 1970. С. 142.

[4] Патер У. Ренессанс. М., 1912. С. 5.

[6] The Aesthetes. A Sourcebook. London. 1979. P. 12.

[7] Патер У. Воображаемые портреты. М., 1908. С. 33.

[8] См.: Андреев Л. Г. Импрессионизм. М., 1980. С. 186.

[9] Патер У. Воображаемые портреты. Ребёнок в доме. М., 1908. С. 105.

[10] Патер У. Ренессанс. М., 1912. С. 107.

[11] Патер У. Ренессанс. М., 1912. С. 190.

[12] Уайльд О. Полн. собр. соч. СПб., 1912. Т. 4. С. 169.

[13] Уайльд О. Полн. собр. соч. СПб., 1912. Т. 3. С. 198.

[15] Уайльд О. Избр. произв.: В 2 т. Т. 2. М., 1993. С. 220–221.

[16] Уайльд О. Избр. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1960. С. 51.

[17] Уайльд О. Полн. собр. соч. Т. 3. С. 206.

[18] Манн Т. Художник и общество. Статьи и письма. М., 1986. С. 178.

[19] Ницше Ф. Генеалогия морали. СПб., 1908.

[20] История эстетической мысли: В 6 т. Т. 5. М., 1990. С. 218.

[21] Вельш В. Постмодерн. Генеалогия и значение одного спорного понятия // Путь. 1992. № 1. С. 112.

[22] Ходасевич В. Конец Ренаты: Сб. Русский эрос и философия любви в России. М., 1991. С. 338.

Что такое эстетизм в литературе - Разница Между

Что такое эстетизм в литературе - Разница Между

Содержание:

Что такое эстетизм

Эстетизм - это художественное движение, поддерживающее акцент эстетических ценностей больше, чем другие темы для литературы, изобразительного искусства, музыки и других искусств. Другими словами, это движение было основано на том принципе, что стремление к красоте и возвышение вкуса были главной целью искусства. Основа эстетического движения считается сформулированной в 18 го века Иммануилом Кантом. Это анти-викторианское движение, имевшее пост-романтические корни.

Что такое эстетизм в литературе

В английской литературе эстетическое движение набрало силу в конце 19 го века. Хотя движение прерафаэлитов рассматривается как отдельное движение от эстетического движения, его предшественники также оказали влияние на эстетизм.


Оскар Уальд

Оскар Уайльд (1854-1900), Алджернон Чарльз Суинберн (1837-1909), Джон Аддингтон Симондс (1840-1893), Вернон Ли (1856-1935), Артур Саймонс (1865-1945), Эрнест Доусон (1867-1900), Обри Бердсли (1872-1898) - некоторые писатели, принадлежавшие к эстетическим движениям. Большинство этих авторов следовали концептуальному искусству ради искусства не только для своих работ, но и для своей личной жизни; они жили экстравагантной жизнью и были преданы культу красоты и искусства. Они считали, что жизнь должна копировать искусство.

Более поздний период эстетического движения связан с появлением декадансного или декадентского движения и ранней символики.

Резюме

  • Эстетизм был анти-викторианским движением, имевшим место в 19 го века.
  • Это было основано на фундаменте, что стремление к красоте и возвышению вкуса было главной целью искусства.
  • Это отклонило понятие, что у искусства должно быть моральное или социальное предназначение.
  • Это также связано с декадансом и ранней символикой.
  • Интенсивное использование символов, чувственности, внушения, а не высказываний и эффектов синестезии - вот некоторые характеристики эстетизма.

Эстетизм в своем роде означает признание красоты, как основной и вечной ценности человечества. Это направление стало культом в литературе и живописи. Эстетизм является частью романтизма и берет свои истоки в начале XIX века в Англии. Его существование как движения было недолгим. Время эстетизма пришло к эпичному завершению в самом конце XIX века. Возможно, поэтому термин эстетизм не воспринимается всерьез, как например другие направления в истории искусства, однако используется достаточно обширно.

Среди самых влиятельных эстетов можно назвать имена таких поэтов как Джон Китс, Данте Габриель Россети, Джеймс Макнил Уистлер, а также одного из самых знаменитых эстетов — Оскара Уайльда. Именно они отразили направление эстетизма в своих произведениях, влияли на разум людей, внушая, что в жизни нужно ценить наслаждение, чувственное удовольствие и быть обворожительным.

Единственный герой, кто выступает в роли положительного персонажа это художник Бэзил Холлуорд, нарисовавший этот роковой портрет. Но и он, пытаясь вернуть Дориана в реальность, руководствуется лишь чувством эгоизма и собственничества, так как хочет, чтобы Дориан видел в нем единственную любовь и друга. Нельзя найти героя, который был бы полностью положительным, однако можно восхищаться описанием атмосферы, костюмов и внешних факторов. Автор не скупится и в полной мере передает словами все образы, в этом весь Оскар Уайльд. Не обращая особого внимания на людей, он пытается заинтересовать читателя с помощью красоты окружающего мира, а в этом романе он ярко использовал персонажи, чтобы полностью передать смысл Эстетизма.




Эстетизм в своем роде означает признание красоты, как основной и вечной ценности человечества. Это направление стало культом в литературе и живописи. Эстетизм является частью романтизма и берет свои истоки в начале XIX века в Англии. Его существование как движения было недолгим. Время эстетизма пришло к эпичному завершению в самом конце XIX века. Возможно, поэтому термин эстетизм не воспринимается всерьез, как например другие направления в истории искусства, однако используется достаточно обширно.

Среди самых влиятельных эстетов можно назвать имена таких поэтов как Джон Китс, Данте Габриель Россети, Джеймс Макнил Уистлер, а также одного из самых знаменитых эстетов — Оскара Уайльда. Именно они отразили направление эстетизма в своих произведениях, влияли на разум людей, внушая, что в жизни нужно ценить наслаждение, чувственное удовольствие и быть обворожительным.

Единственный герой, кто выступает в роли положительного персонажа это художник Бэзил Холлуорд, нарисовавший этот роковой портрет. Но и он, пытаясь вернуть Дориана в реальность, руководствуется лишь чувством эгоизма и собственничества, так как хочет, чтобы Дориан видел в нем единственную любовь и друга. Нельзя найти героя, который был бы полностью положительным, однако можно восхищаться описанием атмосферы, костюмов и внешних факторов. Автор не скупится и в полной мере передает словами все образы, в этом весь Оскар Уайльд. Не обращая особого внимания на людей, он пытается заинтересовать читателя с помощью красоты окружающего мира, а в этом романе он ярко использовал персонажи, чтобы полностью передать смысл Эстетизма.

Будь ты дитя небес иль порожденье ада,

Будь ты чудовище иль чистая мечта,

В тебе безвестная, ужасная отрада!

Ты отверзаешь нам к безбрежности врата.

Ты Бог иль Сатана? Ты ангел иль Сирена?

Не все ль равно: лишь ты, царица Красота,

Освобождаешь мир от тягостного плена,

Шлешь благовония и звуки и цвета!

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Фрэнк Кермоуд Эстетическое наслаждение

Фрэнк Кермоуд Эстетическое наслаждение Г-н Набоков значительный романист, доказательства тому существуют, но стали очевидными далеко не сразу, а лишь по выходе в Британии его прежних романов. Вероятно, он не будет всеобщим любимцем; личность, контролирующая нас своей

5. Украшение и эстетическое восполнение мира

5. Украшение и эстетическое восполнение мира Самая простая и вместе с тем величественная роль, которую на стадии эротической эйфории романтики – как западные, так и русские – приписывают обретенному идеалу, – его способность отображать в себе все божественные чары

1 Эстетическое как философская категория. Искусство как создание эстетических ценностей

1 Эстетическое как философская категория. Искусство как создание эстетических ценностей Искусство — это прежде всего явление эстетическое. Его сфера — созданные творческим усилием человека произведения, предназначенные для эстетического восприятия. § 1.

§ 1. Эстетическое: значение термина

§ 7. Эстетическое и художественное

§ 7. Эстетическое и художественное Соотношение между художественным творчеством и эстетическим как таковым понималось и понимается по-разному. В ряде случаев искусство, будучи осознано как деятельность познавательная, миросозерцательная, коммуникативная,

Эстетизм

Эстетическое восприятие и нарушенная гармония

Эстети́зм (англ. Aestheticism) — идеология, в основу которой положено убеждение о преобладании в жизни эстетических ценностей над этическими, над прагматическими обстоятельствами, утилитарными потребностями, социально-экономическими факторами, политическими, религиозными и моральными установлениями. В искусстве — преобладание прекрасной формы над содержанием. Отсюда второй, производный поведенческий термин — эстетство.

Павлинья комната (Джеймс Уистлер, 1876-77 годы)

Пылающий июнь (Фредерик Лейтон, 1895 год)

Эстети́ческое движе́ние (англ. Aesthetic movement) — конкретно-исторический термин, в отличие от предыдущих обозначающий общеевропейское движение, возникшее в последней трети ХIХ века под влиянием европейского романтизма, сочинений Дж. Китса, П. Б. Шелли, а также Дж. Рёскина, Д. Г. Россетти и живописи английских прерафаэлитов. Движение охватило литературу, архитектуру, оформление жилого интерьера, изобразительное искусство и декоративно-прикладное искусство [4] [5] .

Читайте также: