Подготовка научных кадров кратко

Обновлено: 05.07.2024

35.Формы подготовки научных кадров.

Основная форма подготовки научных и научно-педагогических кадров различных специальностей - аспирантура и докторантура. Возможна работа над диссертацией и вне аспирантуры, на правах соискателя. После завершения разработки темы оформляют диссертацию и защищают ее на диссертационном совете. Требования к кандидатским диссертациям и порядок их защиты их определяет Высшая аттестационная комиссия (ВАК) при Министерстве РФ.

Основными видами обучения в системе повышения квалификации и переподготовки кадров, которые обеспечивают его непрерывность и могут использоваться также в работе по подготовке и повышению квалификации научных кадров, являются:

– систематическое самостоятельное обучение работника (самообразование) по индивидуальному плану, утвержденному его непосредственным руководителем и выполняемому под его контролем;

– участие не реже одного раза в месяц в постоянно действующих семинарах по производственным и экономическим вопросам, как по месту работы, так и на других предприятиях и в организациях;

– краткосрочное (по мере необходимости, но не реже одного раза в год) обучение по месту работы или в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

– длительное периодическое обучение (не реже одного раза в пять лет) в учебных заведениях(подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров;

– стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях, в высших учебных заведениях, в том числе за рубежом;

– обучение в целевой аспирантуре, докторантуре по темам, интересующим данную организацию или предприятие;

– переподготовка – получение новой специальности в академиях, институтах повышения квалификации, на специальных факультетах вузов и отделениях средних учебных заведений.

Основная образовательная программа подготовки магистра юриспруденции предусматривает научно-исследовательскую работу студента, в том числе научно-исследовательскую практику, научно-педагогическую практику, подготовку магистерской диссертации. Программа магистерской подготовки состоит из двух частей: образовательной и научно-исследовательской. К научно-исследовательской части программы предъявляются следующие требования: магистр должен уметь:

· определять проблему, формулировать гипотезы и задачи исследования;

· разрабатывать план исследования;

· выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы исследования;

· обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных исследований;

· вести библиографическую работу с привлечением современных инфо технологий;

· представлять итоги научного исследования в виде отчетов, рефератов, статей.

В завершающем семестре обучения в магистратуре предусматривается сдача выпускных экзаменов и защита магистерской диссертации, являющейся самостоятельным научным исследованием. Результаты выпускных магистерских экзаменов могут быть засчитаны вузом в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру. Студентам, обучающимся по магистерской программе, может быть разрешена сдача экзаменов кандидатского минимума.

В аспирантуру вузов, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г., поступающие в аспирантуру сдают конкурсные вступительные экзамены по специальной дисциплине, философии, иностранному языку, определяемому вузом или научной организацией и необходимому аспиранту для выполнения диссертационного исследования.

Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов. Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе лиц, наиболее подготовленных к научной и педагогической работе. Зачисление в аспирантуру производится приказом руководителя вуза (научного учреждения, организации).

Обучение в аспирантуре может осуществляться по очной форме не более трех лет, по заочной форме – четырех лет. За время обучения аспирант обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (в совет, отдел, лабораторию, сектор).

Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета, обеспечиваются государственной стипендией, иногородним предоставляется общежитие. Аспиранты очного обучения пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца. Аспиранты, обучающиеся по заочной форме, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка, а также на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой зарплаты.




Аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также имеют право на командировки.

Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. В срок до трех лет докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить ее на кафедру (в отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения. С целью оказания помощи в проведении исследований ему может быть назначен научный консультант из числа докторов наук.

Лица, имеющие высшее профессиональное образование могут сдать кандидатские экзамены и подготовить диссертацию вне аспирантуры - на правах соискателя. Для этого соискатель прикрепляется к вузу (научному учреждению, организации), имеющему аспирантуру по соответствующей специальности. Прикрепление для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более двух лет, а для подготовки кандидатской диссертации – на срок не более трех лет. Порядок подготовки кандидатских диссертаций в форме соискательства установлен Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, для подготовки докторских диссертаций могут поступить в докторантуру, перевестись на должность научного сотрудника либо прикрепиться к вузу (научному учреждению, организации), имеющему докторантуру по соответствующей научной специальности в качестве соискателя.

Таким образом, сегодня в России выстроена эффективная система подготовки квалифицированных научных кадров.

Основная образовательная программа подготовки магистра юриспруденции предусматривает научно-исследовательскую работу студента, в том числе научно-исследовательскую практику, научно-педагогическую практику, подготовку магистерской диссертации. Программа магистерской подготовки состоит из двух частей: образовательной и научно-исследовательской. К научно-исследовательской части программы предъявляются следующие требования: магистр должен уметь:

· определять проблему, формулировать гипотезы и задачи исследования;

· разрабатывать план исследования;

· выбирать необходимые и наиболее оптимальные методы исследования;

· обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся научных исследований;

· вести библиографическую работу с привлечением современных инфо технологий;

· представлять итоги научного исследования в виде отчетов, рефератов, статей.

В завершающем семестре обучения в магистратуре предусматривается сдача выпускных экзаменов и защита магистерской диссертации, являющейся самостоятельным научным исследованием. Результаты выпускных магистерских экзаменов могут быть засчитаны вузом в качестве результатов вступительных экзаменов в аспирантуру. Студентам, обучающимся по магистерской программе, может быть разрешена сдача экзаменов кандидатского минимума.

В аспирантуру вузов, научных учреждений или организаций на конкурсной основе принимаются лица, имеющие высшее профессиональное образование.

Согласно Положению о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования России от 27 марта 1998 г., поступающие в аспирантуру сдают конкурсные вступительные экзамены по специальной дисциплине, философии, иностранному языку, определяемому вузом или научной организацией и необходимому аспиранту для выполнения диссертационного исследования.

Лица, сдавшие полностью или частично кандидатские экзамены, при поступлении в аспирантуру освобождаются от соответствующих вступительных экзаменов. Приемная комиссия по результатам вступительных экзаменов принимает решение по каждому претенденту, обеспечивая зачисление на конкурсной основе лиц, наиболее подготовленных к научной и педагогической работе. Зачисление в аспирантуру производится приказом руководителя вуза (научного учреждения, организации).

Обучение в аспирантуре может осуществляться по очной форме не более трех лет, по заочной форме – четырех лет. За время обучения аспирант обязан: полностью выполнить индивидуальный план; сдать кандидатские экзамены по философии, иностранному языку и специальной дисциплине; завершить работу над диссертацией и представить ее на кафедру (в совет, отдел, лабораторию, сектор).

Аспиранты, обучающиеся в очной аспирантуре за счет средств бюджета, обеспечиваются государственной стипендией, иногородним предоставляется общежитие. Аспиранты очного обучения пользуются ежегодно каникулами продолжительностью два месяца. Аспиранты, обучающиеся по заочной форме, имеют право на ежегодные дополнительные отпуска по месту работы продолжительностью 30 календарных дней с сохранением среднего заработка, а также на один свободный от работы день в неделю с оплатой его в размере 50% получаемой зарплаты.

Аспиранты пользуются бесплатно оборудованием, лабораториями, учебно-методическими кабинетами, библиотеками, а также имеют право на командировки.

Подготовка докторантов осуществляется по очной форме. В срок до трех лет докторант обязан выполнить план подготовки диссертации и представить ее на кафедру (в отдел, лабораторию, сектор, совет) для получения соответствующего заключения. С целью оказания помощи в проведении исследований ему может быть назначен научный консультант из числа докторов наук.

Лица, имеющие высшее профессиональное образование могут сдать кандидатские экзамены и подготовить диссертацию вне аспирантуры - на правах соискателя. Для этого соискатель прикрепляется к вузу (научному учреждению, организации), имеющему аспирантуру по соответствующей специальности. Прикрепление для подготовки и сдачи кандидатских экзаменов может проводиться на срок не более двух лет, а для подготовки кандидатской диссертации – на срок не более трех лет. Порядок подготовки кандидатских диссертаций в форме соискательства установлен Положением о подготовке научно-педагогических и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования в Российской Федерации.

Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, для подготовки докторских диссертаций могут поступить в докторантуру, перевестись на должность научного сотрудника либо прикрепиться к вузу (научному учреждению, организации), имеющему докторантуру по соответствующей научной специальности в качестве соискателя.

Таким образом, сегодня в России выстроена эффективная система подготовки квалифицированных научных кадров.

Содержание

1. Подготовка научных кадров.
2. Российский опыт ранней подготовки кадров для науки: подходы, формы, результаты.
3. Индивидуальный подход, фундаментальность образования, ранняя специализация.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Работа состоит из 1 файл

к.р. 2.docx

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОУ ВПО Саратовский Государственный Технический университет

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Выполнила: ______________________________ __

Саратов 2012

    1. Подготовка научных кадров.
    2. Российский опыт ранней подготовки кадров для науки: подходы, формы, результаты.
    3. Индивидуальный подход, фундаментальность образования, ранняя специализация.

Классическое определение науки генетически связано с возникновением философского знания. Наука – это форма духовной деятельности людей, направленная на постижение законов бытия (общества, природы, мышления).

Основные стороны бытия науки – это, во-первых, процесс получения нового знания, т.е. познавательная деятельность; во-вторых, результат этого процесса, т.е. органическая система знаний; в-третьих – социальный институт со своей инфраструктурой организации науки; в-четвертых – это особая сфера культуры, взаимодействующая с другими формами общественного сознания. Другими словами, наука – это специфическая форма деятельности, это совокупность дисциплинарных знаний и социальный институт.

Философия как особая форма интегрирующего знания призвана создавать обобщенную картину мира, где имеют место самые разнообразные явления: природа, общество, человеческие отношения, сознание и познание, их роль в рациональном освоении мира. Философия сегодня представлена различными дисциплинами.

Философия науки – философская дисциплина посвященная философскому осмыслению науки и научного знания, которая изучает проблемы возникновения науки, структуру, динамику, уровни и формы научного знания, средства и методы научного познания.

Философия науки – относительно молодая дисциплина философского знания, которая стала успешно и бурно развиваться в наше время в связи с развернувшейся научно-технической революцией XX столетия и заявила о себе не менее значимой, чем традиционные онтология и гносеология. Как философская дисциплина она представлена различными концепциями, которые предлагают ту или иную модель развития науки, различными подходами и взглядами. Предметом философии науки являются общие закономерности научной деятельности по производству научных знаний, которые рассматриваются в их историческом развитии.

Специфика научной деятельности требует работников, имеющих специальную профессиональную подготовку. Базовая научная подготовка кадров осуществляется в вузах. После успешного обучения в российском вузе можно получить начальную ученую степень и квалификацию бакалавра наук (бакалавр химии, бакалавр технических наук по различным направлениям и др.) и квалификацию дипломированного специалиста по различным специальностям (химик, физик, инженер, менеджер и др.). Эти ученые степени и квалификации свидетельствует о соответствующих знаниях и умениях человека с высшим профессиональным образованием и в области науки.

Наличие высшего профессионального образования позволяет получить в вузе за 2 года ученую степень или квалификацию магистра наук по различным направлениям (магистр химии, магистр технических наук и т.п.) и за 3-4 года (по очной и заочной формам обучения в аспирантуре) - ученую степень кандидата наук по различным специальностям (кандидат химических наук, кандидат технических наук и т.п.).

Любой человек с высшим профессиональным образованием может получить ученую степень кандидата наук без обучения в аспирантуре при условии подготовки и успешной защиты диссертации в диссертационном совете, состав которого утверждается Высшим аттестационным комитетом Российской Федерации (ВАК).

Лица, имеющие ученую степень кандидата наук, могут получить ученую степень доктора наук по различным специальностям после обучения в докторантуре в течение 3 лет или без такого обучения при условии подготовки и успешной защиты соответствующей диссертации в диссертационном совете. Допускается присуждение ученой степени доктора наук лицам с высшим профессиональным образованием, не имеющим ученой степени, за глубокие профессиональные знания и научные достижения в определенной отрасли науки.

Аспирантура и докторантура решением органов государственной власти открываются не только в вузах, но и в научных организациях. Наличие у лиц ученых степеней (бакалавра, магистра, кандидата и доктора наук) подтверждается соответствующими дипломами государственного образца. Лицам, имеющим глубокие профессиональные знания и достижения не только в науке, но и в педагогике, органами государственной власти присваиваются ученые звания доцента и профессора соответствующих кафедр вузов. Возможно присвоение ученых званий старшего научного сотрудника и профессора по различным специальностям за научные достижения. Наличие у лиц ученых степеней профессора, доцента, старшего научного сотрудника подтверждается аттестатами государственного образца.
В системе государственных и общественных академий наук предусматривается присвоение ученых званий действительного члена (академика) и члена-корреспондента соответствующих академий наук.

Государство материально стимулирует повышение научной квалификации лиц, работающих в государственных структурах. Для должностей, предусматривающих наличие ученых степеней и званий, устанавливаются соответствующие надбавки к заработной плате.

  1. РОССИЙСКИЙ ОПЫТ РАННЕЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ НАУКИ: ПОДХОДЫ, ФОРМЫ, РЕЗУЛЬТАТЫ

В настоящее время широко обсуждается вопрос привлечения молодежи в науку и закрепления в ней молодых кадров, разрабатываются концепции, предлагаются различные виды государственных мер. Но вопрос этот является только частью более общей проблемы реструктуризации научной сферы в соответствии с изменившимися экономическими и политическими условиями в стране. Имидж науки и престиж научной деятельности в глазах молодежи в последние годы упал: роль и государственный статус, которые в настоящее время отводятся науке, не способствуют росту этого престижа. На наш взгляд, с учетом общегосударственных интересов имеет смысл сосредоточиться не только на аспирантах и молодых специалистах, но и на школьниках и студентах младших курсов, поскольку именно в их среде возможно формирование нового отношения к науке. Они могут пойти в науку и остаться в этой сфере, если исследовательская деятельность будет достойно финансироваться, если для нее будет создана развитая научная инфраструктура и гибкая организация. Тогда можно рассчитывать и на сохранение научных школ, – а именно этот аргумент приводится обычно в пользу необходимости привлечения и закрепления молодежи в науке.

Подготовка будущей научной элиты возможна только при раннем приобщении школьников и студентов к исследованиям, их знакомству с тем, что представляет собой научная деятельность, в том числе и ее социально-психологические аспекты. Это важно не только для воспитания будущих ученых, но и для обеспечения качественного образования безотносительно к будущей сфере профессиональной деятельности.

В истории системы подготовки элитных кадров можно выделить как минимум два периода наиболее активного создания специальных образовательных учреждений. Первый период – послевоенный (после 1945 г.). В то время специальные системы подготовки создавались с целью наращивания кадров для растущего научного комплекса, в первую очередь оборонного. Второй всплеск произошел в конце 1980-х – начале 1990-х гг., когда появились признаки нарушения преемственности в науке и стал очевидным факт стремительного старения научных кадров, особенно в системе Академии наук.

У этой системы были и остаются не только последователи, но и критики. Так, подготовка на базовых кафедрах обеспечивает раннюю и узкую специализацию, ориентированную на то, что выпускники останутся там, где работали еще будучи студентами. Это позволяет избежать болезненной адаптации и дообучения. Однако узкая специализация имеет и очевидные негативные стороны, особенно если выпускник этой системы вынужден принципиально менять род занятий. Вместе с тем система непрерывного элитного образования за последние пятьдесят лет развилась, модифицировалась, появились новые формы, а также различные подходы к обучению, учитывающие специфику областей наук, в которых осуществляется специальная подготовка школьников и студентов.

Обобщение и анализ опыта работы таких структур очень важны, особенно, когда готовятся новые государственные решения о политике в научно-технической сфере. Это позволит, во-первых, более широко распространить имеющиеся в практике элитарной подготовки находки или ноу-хау, которые уже соответствующим образом адаптированы к российским условиям. Во-вторых, это даст возможность оценить границы возможностей таких школ и выделить те составляющие исследовательской деятельности, в том числе и обеспечивающие приток молодежи в науку, которые должны быть поддержаны с использованием других механизмов.

Академия может самостоятельно присуждать ученые степени по 8 отраслям науки*, а также ведет подготовку в аспирантуре и докторантуре по 11 направлениям.

Аспиранты и докторанты Академии активно включены не только в российское, но и в международное научное сообщество, благодаря долгосрочным партнерским отношениям Президентской академии с ведущими научными школами мира.


Аспирантура


Докторантура


Диссертации и объявления о защитах


Защиты диссертаций

Признание иностранных ученых степеней и званий в Академии

На основании решения ученого совета Академии от 17.12.2019 года в РАНХиГС утверждено Положение о порядке признания иностранных ученых степеней, иностранных ученых званий в целях организации доступа их обладателей к профессиональной деятельности в РАНХиГС.

Признание осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, международными договорами, регулирующими вопросы признания и эквивалентности документов об ученых степенях, званиях и имеющими юридическую силу на территории Российской Федерации, а также международными рекомендациями.

Для признания в Управление аспирантуры и докторантуры Академии предоставляются следующие документы

Заявление о признании на русском языке, заверенное личной подписью обладателя иностранной ученой степени, звания (доверенного лица)

Документ об иностранной ученой степени, звании или его копия, заверенная в установленном порядке (нотариально)

Документы или их копии, учитываемые Академией при проведении экспертизы и (или) установлении научной специальности, по которой признается иностранная ученая степень, звание (перевод на русский язык указанных документов предоставляется по решению Экспертной комиссии)

Иные документы, материалы или их копии (предоставляются по желанию)

Документы об иностранных ученых степенях, званиях, признаваемых Академией, должны быть в установленном законодательством Российской Федерации порядке легализованы и переведены на русский язык, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.

Рассмотрение документов, необходимых для признания, осуществляется в срок, не превышающий 20 рабочих дней, следующих за днем регистрации заявления о признании. В случае проведения Академией дополнительных процедур, необходимых для объективной оценки иностранной ученой степени, звания, срок рассмотрения документов, необходимых для признания, может быть увеличен до 30 рабочих дней.

Управление аспирантуры и докторантуры Президентской академии

Читайте также: