Альбрехт дюрер меланхолия кратко

Обновлено: 05.07.2024

Меланхолия Альбрехт Дюрер. 1514
Чем больше я читала об этой гравюре,тем больше приходила к выводу,что истину знал только мастер,но он не захотел ни с кем делиться.Поэтому мы с полным правом можем делать свои умозаключения и предположения,не считаясь ни с чьим мнением.

НЕМНОГО О ХУДОЖНИКЕ

Альбрехт Дюрер — немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером гравюры и одним из величайших мастеров западноевропейского искусства.
Гравюра"Меланхолия,"вырезанная на меди в 1514 году, была одной из любимых работ автора.
Сам Дюрер считал себя меланхоликом, что позволяет считать эту гравюру духовным автопортретом мастера.

Перед нами морской берег, безграничная даль воды и сумеречное небо, прорезанное радугой и зловещими лучами кометы . На переднем плане сидит крылатая женщина в пышном наряде, подперев рукой голову, погруженная в глубокую задумчивость. У нее массивное тело, сильные руки, крупные правильные черты лица.

Взгляд ее устремлен вдаль. Такой взгляд бывает у человека, который смотрит на окружающий мир, но ничего не замечает, потому что на самом деле взгляд его направлен внутрь, и то, что он видит в своей душе, — невесело. На темном лице пугающе яркими кажутся белки глаз, и взгляд от этого обретает трагическое выражение. В позе женщины — душевный упадок, огромная усталость.

У ног крылатой фигуры, свернувшись клубком, спит тощая борзая собака – символ меланхолического темперамента.

Женщину окружает семья инструментов для измерения: часы, циркуль, линейка, весы. Сколько надежд связывал Дюрер с измерениями и вычислениями! Как часто ему казалось, что именно они откроют тайну прекрасного. И вот теперь женщина, погруженная в печальное раздумье, держит циркуль рассеянно и небрежно, а линейка брошена и валяется у ее ног.

За год до того, как создать гравюру, Дюрер занимался составлением астрономических карт, сам следил за движениями небесных светил. В конце декабря 1513 года он увидел комету, которая двигалась к месту созвездия Весов (на гравюре висят на стене), где тогда находилась планета Сатурн. Именно ту комету изобразил Дюрер на картине.Разбросанные инструменты, циркуль в руках женщины связаны с земельными и измерительными работами (бог Сатурн — бог земли).

Дюрер составил первый в европейском искусстве магический квадрат 4х4. Сумма чисел в любой строке, столбце, диагонали. И даже в каждой четверти (по углам и в центральном квадрате тоже) и в углах большого квадрата сумма равна 34. Два средних числа в нижнем ряду указывают дату создания картины (1514). В средних квадратах первого столбика вносились исправления – цифры деформированы.

Вот огромный многогранник неправильной формы. Совсем недавно, заинтересовавшись гравюрой Дюрера, минералоги определили — это кристалл плавикового шпата. Такие находили в горных разработках под Нюрнбергом.

Дюреру причудливое создание природы показалось таинственным. Он решил, что так же будет воспринимать его и зритель гравюры. Рядом с многогранником — тяжелое каменное ядро. Подобные тела, как символы планет, появлялись в сочинениях о магии. А в астрологических были символом мира, Вселенной вообще. Тигель на горящей жаровне — он тоже есть на этой гравюре — непременный предмет оборудования алхимических лабораторий. Вспомним, что додекаэдр, по Платону, является символом эфира – главной стихии, объединяющей собой все остальные. Т.е. Дюрер замахнулся не больше и не меньше, чем на строительство самого мироздания.

Мы всматриваемся в неподвижный жернов, в никуда не ведущую лестницу, в странное, хаотически заполненное предметами пространство и ощущаем парадоксальность гравюры: ее части загадочны и непонятны, а общее впечатление — печали, тяжкого раздумья, тревоги — возникает сразу и без пояснений передается нам, охватывает нашу душу.

Дюрер умел побеждать это настроение работой. И все-таки ему было обидно думать, что, родившись меланхоликом, он должен постоянно бороться с такими препятствиями, которые воздвигнуты перед ним от рождения.

Многие интерпретации предметов на этой гравюре очень противоречивы в разных источниках.Поэтому вы можете добавить своё видение этой гравюры.Напишите свои размышления.

Картина “Меланхолия” является самой известной и в то же время самой загадочной гравюрой Альбрехта Дюрера. По толкованию смысла эта гравюра одна из самых сложных в мире. За пятьсот лет издано огромное количество объяснений изображенному на картине. Но она так и остается до конца не понятой и загадочной.

В полотне заключено столько символов и ребусов, которые так и не объяснены до конца ни искусствоведами ни математиками.Кто изображен на картине? Кем является этот персонаж, сидящий в самом центре полотна? Точного ответа на этот вопрос нет, большинство воспринимают эту картину как духовный автопортрет самого художника.

Сам Дюрер очень туманно описывал свою работу, он упоминал лишь, что связка ключей на боку у “Меланхолии” – это символ власти, а мешочек с монетами у ее ног – это символ богатства. Голова фигуры украшена венком из цветов-лютиков и водяного кресса. Это народные средства от приступов смертельной тоски.

Чуть левее от крылатой Меланхолии расположился маленький Амур с книжкою в руках. Он не летает и не стреляет своими любовными стрелами, а просто тихонько спит на краю мельничного жернова. Возможно это означает, что в состоянии меланхолии, в которой находился художник, такие страсти как любовь и желание отходят на второй план и засыпают.

На картине изображено большое количество разных инструментов – пила, рубанок, линейка, молоток, гвозди. Многие известные искусствоведы считают, что тема картины – это человеческое познание, которое движется по восходящей. Первая ступень – это познание через предметы, обыденные вещи, ремесла.

Далее мы видим инструменты научного познания – циркуль, весы, песочные часы, магическая доска, магический кристалл. На этом уровне человек познает мир с помощью цифр, вычислений и абстрактного мышления. И самый высокий уровень познания – это связь человека с всевышним.

Этот уровень символизирует лестница Иакова, по которой Ангелы взбираются на небеса и спускаются на землю. Еще одна интересная и загадочная деталь на картине – это таблица с цифрами на стене. Это квадрат “Сатурна” придуманный самим автором.

В нем зашифрованы некоторые важные для автора даты – например цифра 16 означала день смерти его матери, а две цифры в нижнем ряду составляют год создания картины. Значение остальных цифр так и остались тайною автора.

Первый автопортрет Дюрера, выполненный в 13 лет. Автор А. Дюрер. ¦ Фото: wikiart.org.

Альбрехт Дюрер (нем. Albrecht Dürer, 1471—1528) — немецкий живописец и график, первый теоретик искусства, один из величайших мастеров Северного Ренессанса, был третьим ребенком в семье из восемнадцати рожденных и восьми выживших детей. Отец, золотых дел мастер, пытался с детства приобщить сына к ювелирному ремеслу,которым сам зарабатывал на жизнь.

Портрет отца художника. (1490). Дерево, масло. Автор А. Дюрер. ¦ Фото: livejournal.com.


Но вопреки его ожиданиям, в пятнадцать лет юный Альбрехт становится учеником Михаэля Вольгемута – ведущего нюрнбергского художника, живописца и великолепного гравера. От него то прилежный ученик и получил те познания и умения, которые использовал на протяжении своего творческого пути. К тому же, первый успех юному художнику принесли именно деревянные и медные гравюры. Впоследствии он стал новатором в этой технике. А о живописных работах Дюрера и говорить не приходится - это шедевры мирового искусства.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет. Автор А. Дюрер. ¦ Фото:livejournal.com.

Познания Дюрера в астрономии, математических и естественных науках были потрясающими. Он создавал карты звездного неба, следя за небесными светилами с крыши собственного дома, на которой располагалась небольшая обсерватория. Он рассчитал значения, для впервые созданного в Европе, магического квадрата, создал теоретические труды об искусстве.

В центре композиции видим женщину с крыльями и в венке, олицетворяющую собой Логику – это Муза Дюрера. Неподвижно сидящая на крыльце, она погружена в меланхолическую задумчивость и печаль: женщина хоть имеет крылья, но не может проникнуть за завесу тайны Вселенной. Все, что вокруг происходит - проходит без ее участия. Это ее угнетает и навевает меланхолическое настроение.


Угрюмый мальчик с крыльями, рядышком сидящий на мельничном жернове, что-то задумчиво пишет на восковой дощечке. Это Путто, символизирующий предвестника ангельского духа.
Вокруг героев гравюры разбросаны измерительные и строительные инструменты. А у ног, свернувшись в клубок, спит борзая собака, символизирующая меланхолический темперамент.

Гравюра размерами 23,9 х 18,8 сантиметров перенасыщена деталями и предметами. Здесь можно увидеть песочные и солнечные часы, весы, колокол, циркуль, сферу, многогранник, высеченный магический квадрат, а так же строительные инструменты.

А самым интереснейшим предположением российского искусствоведа Паолы Волковой является версия: на гравюре изображена не крылатая женщина, а сам Альбрехт Дюрер с крыльями ангела, что впрочем вполне закономерно.

Магический квадрат

На стене видим таблицу с числами, заключенными в магический квадрат, где их сумма на каждой горизонтальной, и вертикальной линиях, а так же по диагоналям равна числу тридцать четыре.
До сих пор среди искусствоведов ведутся споры на тему: сам ли Дюрер составил этот квадрат, или же взял за основу квадрат Корнелия Агриппы, видоизменив порядок чисел. Как бы там ни было, но в своем магическом квадрате Дюрер зашифровал год создания гравюры (два средних числа снизу), дату смерти матери и несколько других знаковых дат для самого художника.

Также считают, что магический квадрат был позаимствован Европой у Индии в начале 16 века. А в самой Индии он стал известен в I веке нашей эры. Ученые предполагают, что идея магического квадрата принадлежит китайцами, ибо в китайских рукописях, написанных 4000-5000 лет до нашей эры, впервые упоминается о них. Вот такой древнейший возраст у магического квадрата!

Загадка в названии гравюры

Первая из версий: художник задумал создать несколько работ, отображающих меланхолию, поэтому и начал нумеровать свои произведения. Но как известно, продолжения серии гравюр, посвященных Меланхолии, у Дюрера больше не было.

Вторая версия опиралась на психологические учения того времени, которые гласили, что существуют три вида меланхоликов. Одни из них были творческими людьми, с развитой фантазией, другие – политики и ученые, с развитым умом, и третьи - люди религии и философы, с развитой интуицией. Поэтому Дюрер, считавший себя меланхоликом, пишет на гравюре: MELENCOLIA I.


Шедевры мирового искусства

Автор

Альбрехт Дюрер (1471-1528) – крупнейший художник позднего Средневековья, мастер и теоретик живописи, графики, поднявший гравировку и, в частности, ксилографию (по дереву) до уровня высокого искусства. Пропагандировал важность разностороннего образования и развития художников. Разработал сравнительную систему антропометрических признаков человека. Кроме достижений в художественном искусстве имеет успешные разработки как военный инженер. Личность разносторонняя: география, астрономия, математика, естествознание – всё интересует Дюрера. По темпераменту художник во-многом относил себя к меланхоликам. Возможно, поэтому родилась такая сложная для понимания, загадочная одноимённая гравюра.

Тема познания себя

Знаменитая загадка

Предыстория

Одушевлённые персонажи гравюры

На переднем плане сидит, подперев голову, женщина, первый персонаж гравюры. На её голове венок из лютиков и кресс-зелени, народных средств избавления от смертельной тоски, за спиной крылья. Может, это Логика, любимая муза Дюрера, или аллегория меланхолии. Она находится в задумчивом и печальном настроении: взгляд исподлобья, безвольное расслабленное положение тела, сложенные крылья, бесполезные в стремлении постичь тайны Вселенной. Женщина совершенно безучастна к происходящему вокруг.

На мельничном жернове, бездействующем и приваленном к стене постройки, рядом с фигурой в длинном платье сидит второй персонаж, малыш Путто, предвестник ангельского духа. Его образ – частый герой живописных полотен Ренессанса и Барокко, это амур и купидон античности. Он спокойно и сосредоточенно что-то пишет, выцарапывая буквы стилусом на восковой дощечке.

Говорящие элементы гравюры

Небольшая площадь шедевра вмещает удивительно много деталей, и каждая здесь имеет глубокий смысл, тайно, иносказательно зашифрованный мастером:

Рассматривать, изучать и предполагать можно бесконечно, что и делается уже пять веков. К тому же, важно, магическое сознание основано на взаимосвязи всего со всем. Это означает разный смысл одного объекта в разных условиях: к примеру, комета для целого народа и страны – это одно, для отдельного человека – совсем другое. Расшифровка порой противоречива.

Подписанная гравюра

Буквы и символы, из которых сложено название гравюры – также полноправные герои картины, на этой гравюре Дюрер поместил её название (прочие его работы обошлись без этого приёма). Причём сделал это не просто, а изрядно озадачив специалистов.

Четыре версии, объясняющие написание названия, выглядят следующим образом:

Вечный ребус

Читайте также: