Опишите взаимоотношения царской власти и церкви кратко

Обновлено: 05.07.2024

а) Преобразование Петром Великим высшего управления Русской Церкви и установление им государственной церковности принципиально изменили как взаимоотношения между государством и Церковью, так и личное отношение императора к Церкви на последующие двести лет существования петровской империи.

При коронации императрицы Анны Иоанновны было допущено значительное изменение, предпринятое, несомненно, по инициативе архиепископа Феофана Прокоповича. Как известно, Феофан Прокопович сыграл немаловажную роль в победе Анны над планами верховников во главе с князем Д. М. Голицыным. В знак своей преданности новой императрице Феофан составил по случаю ее восшествия на престол благодарственный молебен [304]. Свою преданность Феофан продемонстрировал и во время коронации 28 апреля 1730 г., когда он провел императрицу для принятия Святых Даров в алтарь, и она причащалась подобно императорам. Эта же процедура, хотя она и противоречила церковным канонам, повторилась при коронациях Елизаветы и Екатерины II [305]. Император Павел I в соответствии со своими религиозно–мистическими воззрениями ввел в обряд некоторые новшества, которые, впрочем, впоследствии больше не повторялись. Так, во время коронации он был облачен в византийскую далматику, одежду византийских императоров. При миропомазании он не пожелал снять шпагу и отложил ее лишь при святом причащении. Святые Дары Павел принимал сам, как отправляющий богослужение священник [306].

XXXV Отношение государства к Церкви. — Вопрос об их отделении. — Невозможность этого в монархии. — Воспитательное значение Церкви. — Области ведения Церкви и государства. — Их отдельность и их союз

XXXV Отношение государства к Церкви. — Вопрос об их отделении. — Невозможность этого в монархии. — Воспитательное значение Церкви. — Области ведения Церкви и государства. — Их отдельность и их союз По самой сущности своего принципа монархия прежде всего нуждается в

Приветственное слово святейшего патриарха московского и всея руси кирилла Возлюбленные о Господе чада Святой Русской Православной Церкви! Подготовленный Издательским Советом и Учебным комитетом Русской Православной Церкви сборник «Православное учение о церковной

Отношение к иудаизму современной Русской православной церкви

Отношение к иудаизму современной Русской православной церкви В современной РПЦ есть два разных направления по отношению к иудаизму.Представители консервативного крыла обычно занимают отрицательную позицию по отношению к иудаизму. Например, согласно митрополиту

Отношение наше к врагам Божиим и русского народа

Отношение наше к врагам Божиим и русского народа Отвечаю на Ваши вопросы. Первый вопрос касается Вашей внутренней жизни: “можно ли иметь отрицательное чувство по отношению к врагам русского народа и Православной Церкви или нужно подавлять в себе это чувство, повторяя

Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви[1] [2]

Отношение Русской Православной Церкви к намеренному публичному богохульству и клевете в адрес Церкви[1][2] Как подчеркивается в Основах учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека, свобода есть одно из проявлений образа Божия в

V. Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Православной Церкви

V. Хронологический список константинопольских патриархов, византийских императоров и основных событий, имеющих отношение к истории Русской Православной Церкви 30 — Крестная смерть, Воскресение и Вознесение Господа нашего Иисуса Христа. Сошествие Святого Духа на

Глава VI. Первоначальное отношение Русской Церкви к другим Церквам и обществам христианским.

Глава VI. Первоначальное отношение Русской Церкви к другим Церквам и обществам христианским. К концу Х и в 1-й половине XI в. христианский Восток и Запад, по-видимому, сохраняли еще единение между собою. По крайней мере, хоть изредка Восточные первосвятители сносились еще с

9. Отношение Кипрской Православной Церкви к инославному миру; отношение к миротворческому движению

9. Отношение Кипрской Православной Церкви к инославному миру; отношение к миротворческому движению Кипрская Православная Церковь активно трудится на поприще укрепления всеправославного единства. Она вносит свой вклад в лице своих представителей в решение проблем

Глава VII. Отношение Русской Церкви к другим Церквам.

Глава VII. Отношение Русской Церкви к другим Церквам. Не изменились и отношения Русской Церкви к другим Церквам, т. е. как к Церкви Константинопольской, а в лице ее — и ко всей Восточной кафолической, так и к Церкви Западной, или Римской. Но то и другое отношение

Взаимоотношения церкви и государства в XVI—XVII вв. определяли многие процессы в развитии общества и государства. Со времен Ивана IV власть в Московском государстве в лице царя носила сакральный характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. В этой связи православная церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом русскому самодержавию. Не претендуя на светские функции власти, она была приобщена к принятию государственных решений. Так, Священный собор как орган церковного управления принимал участие в работе земских соборов.

После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.

По Уложению 1649 года учрежден был Монастырский приказ, первоначально как исключительно судебное учреждение, куда были переведены дела, ранее находившиеся в ведении Приказа Большого Дворца. Таким изменениям способствовал факт, что судить церковные дела были поставлены государственные чиновники из светских лиц, разумеется, не знакомые с церковными правилами. Монастырский приказ встретил решительное сопротивление в среде духовенства, в том числе и из-за своего регулярного вмешательства в дела вотчинного управления епархий и монастырей. В итоге, на соборе 1666 – 1667 годов, сведшем Никона с патриаршего престола, было принято решение о ликвидации приказа, с которым долгие годы боролся низвергнутый глава русской церкви. Хотя приказ формально просуществовал вплоть до 19 декабря 1677 года, однако оставшееся время было отведено исключительно завершению начатых финансовых дел.

Взаимоотношения церкви и государства в XVI—XVII вв. определяли многие процессы в развитии общества и государства. Со времен Ивана IV власть в Московском государстве в лице царя носила сакральный характер, так как ее источником был Бог, а ограничивалась она только христианскими заповедями, церковными уложениями и традициями. В этой связи православная церковь не посягала на светское управление, а выступала нравственным противовесом русскому самодержавию. Не претендуя на светские функции власти, она была приобщена к принятию государственных решений. Так, Священный собор как орган церковного управления принимал участие в работе земских соборов.




После Смутного времени роль церкви заметно возросла. Это связано с именем патриарха Филарета (отца царя Михаила), который сосредоточил в своих руках светскую и духовную власть и фактически в течение 14 лет правил Россией, заботясь об укреплении самодержавия и новой династии.

По Уложению 1649 года учрежден был Монастырский приказ, первоначально как исключительно судебное учреждение, куда были переведены дела, ранее находившиеся в ведении Приказа Большого Дворца. Таким изменениям способствовал факт, что судить церковные дела были поставлены государственные чиновники из светских лиц, разумеется, не знакомые с церковными правилами. Монастырский приказ встретил решительное сопротивление в среде духовенства, в том числе и из-за своего регулярного вмешательства в дела вотчинного управления епархий и монастырей. В итоге, на соборе 1666 – 1667 годов, сведшем Никона с патриаршего престола, было принято решение о ликвидации приказа, с которым долгие годы боролся низвергнутый глава русской церкви. Хотя приказ формально просуществовал вплоть до 19 декабря 1677 года, однако оставшееся время было отведено исключительно завершению начатых финансовых дел.

В $XV$ в. произошла автокефалия Русской православной церкви. Вскоре Византийская империя пала, и Россия стала воспринимать себя ее преемницей. При этом церковь, больше не зависящая от Константинополя, стала более зависимой от светской власти.

После Смуты церковь также подверглась кризису. Упал общий уровень подготовки священнослужителей, кроме того произошло заметное обмирщение – падение нравственности, участие в коррупции. В богословских вопросах также не все было идеально, поскольку со временем увеличилось число разночтений в литературе.

Отношения церкви и власти накалялись на протяжении $XV-XVII$ вв. Причина состояла в стремлении светской власти поставить церковь под свой контроль, а церковь, в свою очередь, стремилась дистанцироваться и ставила себя выше царя.

Стоит понимать, что религия в жизни общества и каждого отдельного человека того времени занимала важнейшее место.

Патриарх Никон. Реформа

Будущий патриарх родился под именем Никиты Минина в крестьянской семье под Нижним Новгородом. Потеряв в молодости всех детей, он, будучи священником, ушел в монастырь под именем Никона. Вскоре Никон стал игуменом Кожеозерского монастыря.

В $1649$ г. Никон был назначен архиепископом в Новгород. Там он столкнулся с восстанием $1650$ г., с которым активно сопротивлялся. Его осуждение восставших и твердая поддержка царя надломили дух бунта, что помогло навести порядок.

В $1652$ г. Никон стал патриархом. Он сразу же начал активное проведение реформы. По характеру патриарх был слишком резким и грубым, а кроме того, стремился к власти, возможно, отчасти, поэтому его реформа тяжело принималась.

Готовые работы на аналогичную тему

В обрядах произошли следующие изменения:

Реформа была все же принята, на церковных соборах $1654$ и $1656$ гг.

Вскоре Никон надоел царю своими выходками. Он не пригласил его на церемонию, патриарх обиделся и покинул Москву. Вскоре от него потребовали сложить полномочия, но он отказался. У царя и собора не было полномочий для смещения, поэтому дело Никона шло долго. В итоге, в $1666$ г. Большой собор с участием вселенских патриархов разжаловал Никона. А кроме того собор определил разделение властей: приоритет царя в светских делах, а патриарха – в религиозных. Никон был отправлен в ссылку.

Раскол

В статье анализируется характер взаимоотношений церкви и государства в один из самых переломных моментов становления московского государства – период правления Ивана Грозного. На основе материала приведенного в статье автор пытается показать сложный и противоречивый характер этих отношений, суть которых составляло принципиальное соперничество духовной и светской власти за главенство в государстве. Это противостояние в конечном счете закончилось победой светской власти. Немалую роль в этом сыграли особенности характера и мировоззрения Ивана Грозного. В русском православном государстве, где церковные каноны пронизывали всю жизнь общества, Церковь могла быть единственным идеологом нового централизованного государства. XVI век – время поиска новых концепций. В данный исторический период церковь объединяла главный фактор централизации. Рассматривается лютость правления Ивана Грозного.


7. Синицына Н.В. Третий Рим: истоки и эволюция русской средневековой концепции. - М., 1998. - С. 220-230.

В любом средневековом государстве основу идеологии составляла религия. Именно поэтому, опираясь на существующее положение вещей, церковь активно претендовала на приоритет своего влияния и власти в государстве над светской властью, сосредотачивая параллельно в своих руках существенные материальные богатства. Тем самым церковные иерархи стремились окончательно закрепить свое идеологическое господство и экономическое могущество политической властью. Вместе с тем крепнущая в централизованном государстве светская власть стремилась обеспечить свое верховенство. Данные процессы в разных странах проходили с различной интенсивностью, достаточно противоречиво и имели неоднозначные результаты. В московском государстве пик противостояния пришелся на период правления Ивана Грозного. Задача данной работы проанализировать характер этой борьбы, выявить ее основные тенденции, сделать вывод о том, какое сочетание субъективных и объективных факторов привело в конечном счете к победе светской власти и какова роль в этом личности российского царя.

В первый период царствования конфликтов между царем и Русской Церковью не было, так как энергия Ивана была ориентирована на внешнеполитическую сферу. Но вялотекущий характер Ливонской войны и необходимость пополнения казны заставили царя больше внимания уделять вопросам внутренней политики, что в конечном итоге подвигло его на проведение широкомасштабных реформ страны. С этого момента отношения между царем и церковной иерархией начали неуклонно портиться.

Начало этому процессу было положено Василием III. Он женился 47-ми лет на Елене Глинской (ей было 20 лет). Для того чтобы ему жениться, пришлось удалить с московской кафедры митрополита московского Варлаама. Но и с ней первые 4 года все не было детей. Тогда Василий III начинает посещение монастырей и дарит им и вотчины, и вклады, чтобы они вымаливали ему желанного наследника. Родился наследник Иван Грозный, а двумя годами позже в 1532 году - его брат Юрий, который был хоть и характера кроткого, но не имел ни рассудка, ни памяти.

Спустя два месяца после изгнания Шуйским Иосафа, в 1543 году, все та же группировка пригласила архиепископа Макария на митрополию. Но сам Макарий не был обольщен предстоявшей ему ролью: заняв митрополичий престол, Макарий повел политику благоразумной уклончивости от участия в правительственных делах. Такое поведение понятно, так как два предшествующие митрополита были насильственно свергнуты, и положение митрополита среди борьбы правительственных партий становилось тяжелым и угрожаемым. Однако при всей уклончивости митрополит Макарий последовательно держался одной политики: всячески служил интересам развития самодержавной власти великого князя. Он не оправдал в этом отношении надежд Шуйских [9].

Но нравственная атмосфера детства и юности Ивана Грозного формировалась на постоянных убийствах представителей враждующих боярских партий. Иван не отличался большим умом, но обладал в высшей степени страстным характером: впечатлительностью и нервностью. Уже в те годы в его характере формируются непривлекательные черты: пугливость и скрытность, мнительность и трусливость, недоверчивость и жестокость. Во время дворцового переворота 1543 года Иван Грозный (в 13 лет) совершил свое первое убийство: он отдал своим псарям князя Андрея Шуйского на растерзание, после которого ближайшее окружение Шуйского было отправлено в ссылку. Единственным, кто положительно влиял на формирование личности будущего Грозного, был митрополит Макарий, которому до поры до времени все же удавалось частично обуздывать патологические наклонности Ивана. Но неустойчивая психика юного царя потом развилась в манию преследования. В этом плане последовавшая борьба с боярами стала своеобразной идеей фикс, хотя у нее были и другие - чисто политические причины.

Таким образом, ни экономическое могущество церкви, ни слабость светской власти и распри в Московском государстве перед правлением и на начальном этапе правления Ивана Грозного не смогли поколебать устойчивую тенденцию к монополии светской власти. Конечно существенную роль в этом сыграли и личные качества царя, митрополитов, внешнеполитическая обстановка. Роль субъективных факторов была немаловажна, но она лишь усиливала и подчеркивала объективные тенденции. И в этом смысле следует признать малопродуктивными и обреченными на неудачу попытки современных иерархов православной церкви усилить ее влияние в государстве, сделать равнозначной светской власти.

Читайте также: