Быт и нравы крестоносцев кратко

Обновлено: 18.04.2024

Главной целью крестовых походов на Ближний Восток была защита Гроба Господня, однако крестоносцы очень быстро забыли о своей миссии. Захватив Иерусалим, они основали ряд феодальных государств, которые просуществовали там практически два столетия.

1. Защита или экспансия?

В ходе Первого крестового похода на территории Леванта одно за другим возникли 4 государства – Иерусалимское королевство, графство Эдесское, княжество Антиохии и графство Триполи. Крестоносцы не осмелились продвигаться вглубь материка, где им угрожали турки-сельджуки, а поэтому государственные новообразования большей частью расположились узкой полосой вдоль Средиземного моря.
Установление европейскими переселенцами новых порядков сопровождалось массовыми притеснениями местного населения. Несмотря на все заверения в мирных намерениях, крестоносцы не смогли устоять от соблазна разграбления богатых ближневосточных городов. Арабский хронист Ибн аль-Каланиси так описывает действия Раймунда Тулузского, приведшего свое войско к прибрежной крепости Джебейль (в античности – Библос):

Западные завоеватели притесняли не только мусульман, но и местных христиан. Если при владычестве сельджуков христианское население региона могло беспрепятственно отправлять свои религиозные обряды, то теперь оно столкнулось с нетерпимостью католической церкви.

Значительная часть арабского населения была истреблена, а оставшиеся в живых вынуждены были покинуть обжитые места. Тех, кто не успел убежать – продавали в рабство. На рабовладельческом рынке стоимость одного раба равнялась одному безанту, что было в три раза дешевле чем давали за лошадь.
2. Графство Эдесское

Первым и самым большим государством крестоносцев на Востоке было графство Эдесское. Оно просуществовало с 1098 по 1146 год. Из-за отсутствия выхода к морю графство было наименее заселенным. Количество жителей города Эдесса не превышало 10 000 человек, на остальной же территории государства за исключением крепостей поселений практически не было.
Накануне прихода крестоносцев Эдесское княжество переживало непростые времена, являясь объектом раздора между правителями Алеппо, Антиохии, Самосаты и Хисн Кайфы. Не имевшее сильной армии княжество нуждалось в надежном защитнике. Именно в лице Балдуина Фландрского армянское население Эдессы увидело будущего покровителя княжества.

Под давлением совета армянских ишханов правитель княжества Торос Эдесский усыновляет рыцаря, чтобы разделить с ним власть и обеспечить безопасность земель. Однако скоро ему пришлось пожалеть о своем выборе.
Властолюбивый Балдуин при поддержке все тех же ишханов устроил в княжестве переворот, а закрепившемуся в цитадели Торосу, поклявшись на святых реликвиях, пообещал беспрепятственный уход в Мелитену. Обещания крестоносца ничего не стоили, и доверившийся ему армянский князь был казнен.
За свою короткую историю графство Эдесское пережило множество событий, в числе которых внутренние распри, сложные взаимоотношения с Византией и соседними арабскими государствами. В конечном итоге ослабленное графство пало под натиском войск сельджукского атабека Нур ад-Дин Махмуда.
3. Княжество Антиохии

Новые правители Антиохии вели достаточно агрессивную политику по присоединению к княжеству сопредельных территорий. Так на какое-то время Боэмунду I удалось захватить византийские города Тарсус и Латакию. Однако, дальнейшая экспансия в византийские земли закончилась для крестоносцев поражением и унизительным Девольским договором (1108), по которому княжество Антиохии признало себя вассалом Византии.

Сюзеренитет Византии над Антиохией длился до 1180 года. Но после смерти византийского императора Мануила I Комнина союз, защищавший антиохийские земли от мусульман распался. Впрочем, благодаря итальянскому флоту Антиохия какое-то время оберегала свои земли и даже отразила нападение Саладина. Однако в 1268 году крестоносцы не смогли ничего противопоставить войскам мамлюкского султана Бейбарса.
4. Иерусалимское королевство

История Иерусалимского королевства берет свое начало после взятия крестоносцами Священного города – в 1099 году. Формально Иерусалимскому королевству подчинялись и другие государства крестоносцев на Востоке, но на деле они имели достаточную степень автономии.
Тем не менее, Иерусалим стал центром Западной цивилизации на Ближнем Востоке. С Арьергардным крестовым походом в Иерусалиме появился латинский патриарх, а итальянские города-государства Пиза, Венеция и Генуя обозначили там свою монополию на торговлю.

Последним восточным государством крестоносцев стало графство Триполи, которое просуществовало с 1105 по 1289 год (располагалось на территории современного Ливана). Его основателем стал граф Тулузский Раймунд. Он и не скрывал, что едет в Святую землю чтобы получить там собственное владение.
Как расчетливый политик Раймунд заручился поддержкой Византии, благодаря которой получал всяческую помощь – продовольствие, строительный материал, золото, рабочих. Все это заметно поддерживало рвение провансальцев в создании своего государства.
Конец существованию графства Триполи в 1289 году положил египетский султан Килаун ал-Алфи.

Жизнь в Крестовых походах

Life in the Crusades
Крестовые походы романтизированы в фильмах и книгах, но правда состоит в том, что это была серия продолжительных войн, где погибло множество людей
С вятая Земля расположена между рекой Иордан и Средиземным морем, и на большей части ее расположены Израиль и Палестинские территории. Это обширное пространство имеет большое религиозное значение, как для мусульман, так и для христиан, а в сердце конфликта находится Иерусалим. Для христиан – это место распятия Иисуса на кресте и место, где находится его храм. Для исламской же религии это “Самый дальний Храм”, куда Мухаммед путешествовал во время своего “Ночного Путешествия”. У каждой стороны были глубокие религиозные причины, чтобы желать управлять Святой Землей.

Причины крестовых походов

Мусульмане придают особое значение Иерусалиму из-за двух важных мест. Это мечеть аль-Акса – то место, куда Мухаммед, как предполагалось, был перенесен во время Мираджа, Ночного Путешествия в Иерусалим. Это также место, где находится мечеть Куббат ас-Сахра или Купол Скалы, откуда Мухаммед поднялся на небеса.

Христиане полагают, что Святая Земля – это место для “богоизбранных”. Это было место Иерусалимского Храма где Иисус творил чудеса, и где он был замучен. Путь, который Христос прошел до места своего распятия на кресте, – Виа Долороса или “Путь Скорби”, является местом религиозного паломничества для христиан даже в настоящее время.

Первый крестовый поход

Крестовые походы начались в 1095 году по призыву Папы Римского Урбана II об освобождении Святой Земли от мусульман. За Первым успешным Крестовым походом последовала серия других. Результаты военных кампаний колебались от больших триумфов до печальных поражений, а власть переходила то к мусульманам, то к христианам.

Христиане столкнулись со многими трудностями во время сражений и независимо от результата каждой кампании, жизнь крестоносца была одинаковой. Дни были долгими и изнурительными. Воины хорошо знали, что такое голод, страх и боль. Но вера делала их сильными перед лицом несчастий.

После того, как начались Крестовые походы проповедники также начали проводить кампанию среди людей, чтобы поднять их против мусульман, которые представлялись им дикими людьми, чуждыми Богу. Они подталкивали народ присоединиться к Крестовым походам, взять в руки оружие ради Бога и стать одним из “Христова Воинства”. Целью было освобождение Святой Земли из грабительских рук мусульман.

Лидеры

Крестоносцы не имели лидера, которому бы они верили, и не доверяли церковникам, которые отправились с ними в поход. Они не имели никакого формального соглашения с Византийской Империей и не знали, союзники они или враги. Непонятные условия похода привели к недоверию и делению крестоносцев на группировки, которые иногда боролись между собой.

Разные лидеры вели своих воинов различными маршрутами, которые сходились в Константинополе. Некоторые шли по морю, в то время как другие двигались по суше вдоль Адриатического моря. Поскольку крестоносцы шли на восток, к ним присоединялись тысячи людей, от крестьян до рыцарей.

Мало кто знал, чего им ожидать после того, как они оставили безопасность и комфорт своих домов и семей. Они не были подготовлены к трудностям длинного и опасного перехода из Константинополя через неприветливый пейзаж по территории, которая сегодня принадлежит Турции. Многие умерли от голода, утомления и истощения в долгом походе.

Первый крестовый поход

Гигиена, нехватка еды и болезни были основными факторами, влиявшими на здоровье воинов. Хоть они и охотились вдоль дороги к Святой Земле, но все равно для десятков тысяч воинов еды не хватало, и многие стали красть еду и припасы. Это привело к еще большему разделению и фракционности. Несмотря на эти проблемы, взятие Иерусалима было кровавой победой – множество жителей города погибло вместе с воинами с той и другой стороны.

После победы в Иерусалиме большая часть крестоносцев была готова вернуться домой, но иные из них обнаружили, что Святая Земля богата. Они добивались установления постоянного христианского присутствия, так же, как и насаждения христианской военной культуры. Они полагали, что постоянное представительство власти могло помочь им сколотить состояние.

После того, как было основано Иерусалимское королевство и три других государства крестоносцев – графство Триполи, княжество Антиохия и графство Эдесса – крестовые походы усилились. Те, кто пытались держать контроль над Иерусалимом, зависели от воинов и ресурсов с Запада. К сожалению, большая часть помощи поступала только во время открытых конфликтов, но постоянные войны изнуряли людей.

К борьбе добавлялось личное соперничество, которое они перевели в ссоры между фракциями. Трения, вместе с европейской ревностью и напряженными отношениями, в дальнейшем разделили государства крестоносцев и ограничили единую политику среди государств.

Нехватка продовольствия и напряжение постоянной войны стали вызывать надломы в государствах. Они не были подготовлены иметь дело с объективными реальностями войны, такими, как необходимость рекрутирования и содержания верных солдат. Потери были большими, а дух воинов начал падать. Некоторые из них были вдали от дома и семей в течение многих месяцев, а кто-то и в течение многих лет. Для воинов было трудно сохранять тот же уровень энергии, с которой они прибыли в Святую Землю.

Новые походы

Мусульмане полагали, что восстановить власть над Иерусалимом можно было только военным путем. Перейдя в наступление, в 1144 году они вернули себе Эдессу. Эта потеря отметила начало конца христианских воинов, державшихся за Святую Землю.

Крестоносцы держались только за счет контроля над Иерусалимом, но смогли удержать его только до 1187 года, когда мусульманский султан Саладин сокрушил их армию и захватил город. Борьба стала более политизированной – заключались сделки, дабы христиане могли иметь доступ к Иерусалиму. Только дипломатия смогла зайти так далеко, а потребность во власти и управлении победила.

В 1199 году вновь был брошен призыв к крестовому походу для возвращения Иерусалима, но сделано это было для получения политической выгоды. Сражений с мусульманами не происходило, а сам крестовый поход никогда не угрожал их власти. Все последующие крестовые походы не были массовыми предприятиями. Незначительные беспорядочные усилия были слишком малы для восстановления контроля над Иерусалимом. Было предпринято какое-то количество малых войн, но без политической и военной поддержки, нужных для достижения больших результатов, Крестовые походы были недолгими.

Тяжелые чувства и распри все еще существуют между мусульманами и христианами, а Святая Земля все еще имеет существенное религиозное значение для обеих сторон.

Хроники крестовых походов

Когда крестоносцев брали в заложники, очень важны навыки ведения переговоров. Эти навыки, несомненно, проявились во время Седьмого крестового похода (1248–1254 гг.).

Седьмой крестовый поход, инициированный, возглавляемый и в значительной степени финансируемый королем Франции Людовиком IX, был одной из самых сложных с точки зрения логистики экспедиций на Востоке. Хотя вначале были большие обещания, все закончилось неудачей.

Действия Людовика IX во время крестовых походов были задокументированы его близким другом Жаном де Жоанвилем, который принимал участие в большинстве переговоров и принятии решений. Жуанвиль поведал одну из самых ярких и интересных историй в истории крестоносцев: он одержим деталями, наделен невероятной фотографической памятью и страстно увлекается одеждой. Вдобавок ко всему, он едва скрывал любовь к жене Людовика IX, королеве Маргарет Провансальской, которая также принимала участие в кампании.

Хроники крестовых походов

Большинство хроник крестовых походов предлагают своей аудитории бесчисленные истории об индивидуальном мужестве и самопожертвовании. Джоанвиль делал именно это, но также описывал короля, который боролся с приступом дизентерии настолько серьезно, что проделал в штанах дыру.

В конце концов, умелые переговоры королевы Маргариты спасли их: она передала Дамиету мамлюков в обмен на жизнь ее мужа, а Луи заплатил 400 000 фунтов стерлингов, чтобы освободить армию.

Женщины в крестовых походах

Принимали ли женщины активное участие в битвах во время крестовых походов? Это очень спорный вопрос. Бытует мнение, что попадая под перекрестный огонь, женщины не раздумывая брались за оружие и надевали доспехи.

Поэма Томаса Беверли о деяниях его сестры Маргарет дает представление о борьбе преданной женщины. Маргарет совершила паломничество в Святую Землю и была в Иерусалиме, когда он был осажден Саладином в 1187 году. В стихотворении говорилось, что ей удалось воспользоваться нагрудником, но из-за отсутствия шлема ей пришлось импровизировать с котлом!

Медицина у крестоносцев

Во время крестовых походов медицинские знания ценились высоко и были одной из ключевых точек соприкосновения восточной и западной культур.

Книга созерцания Усамы ибн Мункида

В одной из своих историй Усама рассказывал о шайзарском мастере по имени Абу аль-Фат, чей сын страдал золотухой (туберкулезная инфекция лимфатических узлов на шее).

Медицина у крестоносцев

Когда Абу аль-Фат находился в Антиохии в деловой поездке со своим сыном, один франк заметил на шее мальчика раны и предложил им лекарство.

Лекарство было передано Усаме, который рассказал нам, что сам использовал его при лечении нескольких больных. Через его мемуары препарат попал к будущим поколениям.

Суп из улиток Гвидо да Виджевано

Некоторые медицинские советы крестоносцев включали не очень аппетитные лекарства. Например, анатом и королевский врач XIV века Гвидо да Виджевано предложил суп из улиток в качестве противоядия от отравления аконитом.

В 1335 году Виджевано написал текст (Texaurus Regis Francie), призывающий короля Франции Филиппа VI начать новый крестовый поход. В текст включены технические планы, чертежи осадных машин и колесницы с ветряной тягой, а также медицинские советы, в том числе вышеупомянутое средство от отравления аконитом (самакитка, ежевика), что, хотя это звучит и неприятно, но на самом деле гениально.

Аконит – очень ядовитое растение, и мусульмане использовали его как оружие во время крестовых походов.

Почему улитки? Виджевано заметив улиток, питающихся листьями аконита, и задумался, как это можно использовать. Он собирал и варил из улиток суп, который сначала испытывал на животных. Достигнув удовлетворительных результатов, он принял немного аконита и попробовал собственное лекарство.

Виджевано с гордостью сообщил, что, хотя первые две дозы вызвали у него рвоту, с третьей дозой он уже избавился от яда. К сожалению, он не стал предлагать проходить этот неприятный процесс остальным, поскольку крестовый поход Филиппа VI провалился.

«. раненные германцы, говорившие на непонятном окружающим языке, страдали от того, что у них не было возможности рассказать о своих болезнях или других нуждах. Тронутые несчастьем своих соотечественников, несколько германских дворян из Бремена и Любека, прибывшие морем, сняли паруса со своих судов, сделали из них большой шатер, собрав туда всех раненных германцев и стали ухаживать за ними. К ним присоединились еще сорок германских дворян, и они образовали своего рода полевой госпиталь при лагере. Это объединение знатных людей, как и рыцари св. Иоанна, движимых состраданием, вскоре незаметно преобразовались в военный орден и основали новый госпиталь.

Братья всех военных орденов, не исключая Тевтонский, должны были выполнять религиозные обязанности монахов или уставных каноников. Не такие строгие, как у настоящих монахов, а некоторым образом адаптированные под их военную практику.

После падения Акры в 1291 году и изгнания крестоносцев из Святой Земли, Тевтонский орден обратил внимание на Прибалтику. Война с язычниками пруссами и жмудью (совр. литовцы) внесла свои коррективы в жизнь немецких рыцарей. Военные утехи сделались едва ли не главным занятием со всеми вытекающими последствиями. От монашеского смирения не осталось и следа. В качестве иллюстрации о нравах тевтонов того периода можно привести запись из официальной хроники ордена:

Ныне Тевтонский орден занимается тем же, с чего и начинал - уходом за больными. Штаб-квартира располагается в Вене [Австрия].

Крестовые походы способствовали становлению идей, обычаев, морали рыцарства, взаимодействию западных и восточных традиций. В ходе их в Палестине для защиты и расширения владений крестоносцев возникли особые организации западноевропейских феодалов - духовно-рыцарские ордены. К ним относятся орден Иоаннитов (1113), орден Тамплиеров (1118), Тевтонский орден (1128). Позже в Испании действовали ордены Калатрава, Сант-Яго, Алькантара. В Прибалтике известен орден Меченосцев и Ливонский. Члены ордена давали монашеские обеты (нестяжание, отказ от имущества, целомудрие, повиновение), носили схожие с монашескими одеяния, а под ними - военные доспехи. Каждый орден имел свою отличительную одежду (например, у тамплиеров - белый плащ с красным крестом). Организационно они строились на основе строгой иерархии, возглавляемой выборным магистром, утверждаемым папой римским. При магистре действовал капитул (совет), с законодательными функциями.

Отражение рыцарских нравов в области духовной культуры открыло ярчайшую страницу средневековой литературы со своим особым колоритом, жанром и стилем. Она поэтизировала земные радости вопреки христианскому аскетизму, прославляла подвиг и не только воплощала рыцарские идеалы, но и формировала их. Наряду с героическим эпосом высокого патриотического звучания (например, французская "Песнь о Роланде", испанская "Песнь о моем Сиде") появились рыцарская поэзия (например, лирика трубадуров и труверов во Франции и миннезингеров в Германии) и рыцарский роман (история любви Тристана и Изольды), представлявшие так называемую "куртуазную литературу" (от французского courtois - учтивый, рыцарский) с обязательным культом дамы.

В Европе рыцарство теряет значение основной военной силы феодальных государств с 15 в. Предвестницей заката славы французского рыцарства стала так называемая "битва шпор" (11 июля 1302 г.), когда пешее ополчение фландрских горожан разгромило французскую рыцарскую конницу. Позже неэффективность действий французского рыцарского войска с очевидностью проявилась на первом этапе Столетней войны, когда оно потерпело ряд тяжелейших поражений от английской армии. Выдержать конкуренцию наемных армий, использовавших огнестрельное оружие (оно появилось в 15 в.), рыцарство оказалось не способным. Новые условия эпохи разложения феодализма и зарождения капиталистических отношений привели к исчезновению его с исторической арены. В 16-17 вв. рыцарство окончательно утрачивает специфику особого сословия и входит в состав дворянства. Воспитанные на военных традициях предков представители старых рыцарских родов составляли офицерский корпус армий абсолютистского времени, отправлялись в рискованные морские экспедиции, осуществляли колониальные захваты. Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несомненно, несет в себе влияние рыцарской эпохи.

Читайте также: