Индия после второй мировой войны кратко

Обновлено: 08.07.2024

В период Второй мировой войны Индия официально выступала на стороне стран антигитлеровской коалиции, но ее политические деятели вели себя по разному. Индийский национальный конгресс предъявил претензии английскому правительству: обещали поддержать Англию в войне только при условии официального признания английским правительством права Индии на самоопределение, созыв учредительного собрания и образование ответственного правительства (потребовали самостоятельного управления). Английское правительство не согласилось и с 42 по 44 Индийский национальный конгресс был под запретом. => в эти года Индийский национальный конгресс боролся на два фронта и против Гитлера и против английского правительства. К концу Второй мировой войны позиция Англии смягчалась. Основной проблемой оставалось взаимоотношение между конгрессом и мусульманской лигой (точка расхождения у них – последовательность предоставления независимости. Индийский национальный конгресс требовал сначала предоставить независимость, а потом провести территориальное размежевание между мусульманами и индусами, мусульманская лига наоборот – боялись оставаться в составе Индии без английского присутствия)

В 1944 конгресс начинает нормальную политическую деятельность. После окончания Второй мировой войны, в июне вице-король Арчибальд Уэйвелл предоставляет план о предоставлении Индии независимости (фактически протекторат):

  1. 1. Статус доминиона
  2. 2. Право индусов на собственную конституцию
  3. 3. Предоставление индийцам всех мест в исполнительном совете (правительстве), за исключением поста вице-короля (главы совета) и главнокомандующего (Войска находятся в ведении митрополии)
  4. 4. Право внешних сношений
  5. 5. Отдельное представительство в совете кастовых индусов

Этот план никому не понравился. Индийский национальный конгресс требовал, чтобы представительство кастовых индусов было за ним. Мусульманская лига требовала, чтобы только она предоставляла мусульман, не признавая права представления мусульман за Индийским национальным конгрессом. (Далее новое лейбористское правительство пытается всячески ускорить предоставление независимости, а индусы не могут распределить последовательность ее получения)

В 1946 идет распределение на различные зоны, в которых должно произойти голосование о создании различных государств. Восток-запад (теперешний Пакистан и Бангладеш) – большинство мусульман и север (Хиндустан, Раджпутана, Бидар, Бенгалия) центр (Декан) юг. Предполагается, что первые две зоны (запад и восток) будут соединены в одно государство, а остальные – отдельное индусское государство. Но возникает несколько проблем:

  • · Проблема Пенджаба (в нем половина мусульман половина индусов)
  • · Проблема Джаммы и Кашмира
  • · Проблема Хайдарабада (значительная часть ассимилирована мусульманами)

Эттли (премьер-министр Великобритании, вице-король Индии) эти вопросы решить не может. В феврале 1947 он издает уже 3-ю декларацию, которая говорит об уходе Англии не позднее 1948.

В марте 1947 Эттли сменяет Маунтбеттен (последний вице-король Индии). Он предоставляет план Маунтбеттена (Если в течение 47 г. индусы и мусульмане не договорятся между собой, то он передаст власть провинциям) => начинают шевелиться, 1947 – образование 2 доминионов: Пакистан (просуществовал до 1956) и Индия (просуществовал до 1950).

15 августа 1947 в силу вступает план Маунтбеттена о независимости Индии. Главой Индии на 3 года продолжает оставаться английский король, премьер-министром становится Джавахарлал Неру.

С 1947 по 1949 к Индии присоединяется 555 (всего было 601) княжество, они вошли на разных основаниях. Но в общем не самый благоприятный период для Индии (+ период стычек, военных действий между мусульманами и индусами, которые шатались по проблемным территориям и не знали где осесть). За князьями проблемных территорий было оставлено право решать вопрос присоединения самостоятельно Проблема Хайдарабада: правитель Хайдарабада должен был решить к кому он присоединяется к Индии или Пакистану, поэтому Индийские войска встали по периметру Хайдарабада и попросили поскорей определиться => раджи Хайдарабада решил присоединиться к Индии. Проблема Джаммы и Кашмира: раджи был индус, а население – мусульмане. В Джамму и Кашмир вошли индийские войска, Пакистан счел это актом агрессии => началась война, которая длиться до сих пор.

Индия – многоэтничная страна - было решено, что на 15 лет государственным языком на ряду с хинди будет английский (таким он остался и до сих пор). В 1950 принимается конституция, по которой в Индии создавалось 3 группы штатов с различным правовым статусом:

  1. Бывшие провинции британской Индии. Управление: губернатор штата, правительство штата и местный двухпалатный парламент.
  2. Бывшие княжества. Управление: князь становился губернатором и у него однопалатная ассамблея
  3. Бывшие комиссарские провинции – провинции, которые имели управление – подчинялись непосредственно центральному правительству. Управление: губернатор штата или президентский комиссар, назначаемый правительством.

С 1950 Индия объявляется независимой. Ведущей политической силой является индийский национальный конгресс, в нем есть различные течения. Основное течение представлял Джавахарлал Неру (левое и центристское крыло) – формально смешанная экономика (на самом деле доминирование гос сектора), плановая экономика, проведение аграрной реформы. Во внешней политике формальный нейтралитет, реально склонение в русло политической направленности Советского Союза. Правое крыло – представлено заместителем премьер- министра Патель + влиятельная фигура – председатель конгресса Тандон – свобода предпринимательства, создание современного рынка, встраивание в международную капиталистическую систему.

После объявления независимости от Индийского национального конгресса начинают отпочковываются различные партии:

  • Крестьянская рабочая партия
  • Конгресс-социалисты => социалистическая партия
  • Доминирует Джавахарлал Неру – конгрессистский социализм и гандийский социализм

На первых выборах 1951 Индийскому национальному конгрессу противостояла партия Джан Сангх (народный союз). Джан Сангх союзник коммуналистской партии (традиционные индуистские организации, как Хинду Махасабха и Раштрия сваямсевак сангхан) – отстаивали интересы индуистов . Глава – Мукерджи. Программа – построение истинного национализма, (лозунгом Индийского национального конгресса был секуляризм – отделение религии от гос-ва) требование изменения секуляристской политики, покровительства индуистам и обеспечения их приоритета. На выборах побеждает Индийский национальный конгресс (получили 75 мест в парламенте).

Начинает реализовываться курс Неру:

  1. Обеспечение себя всем необходимым, создание импортозамещающей промышленности.
  2. Программой национального конгресса было предусмотрено создание этнолингвистических штатов. В 1956 принимается закон о реорганизации штатов, согласно которому в 19 штатах и союзных территориях должны существовать гомогенные этнолингвистические сообщества (что опять выдвинуло проблему единого языка – стало ясно что введение хинди, как государственного языка откладывается)
  3. В первый срок Индийского национального конгресса выявился подконгрессистский социализм – ограничение стяжательских инстинктов и собственнических устремлений
  4. Считали что необходима борьба кастовыми ограничениями (упразднение неприкасаемых)
  5. Создание условий для развития отсталых народов и племен
  6. Упор на этатизм и смешанную экономику

На вторых выборах 1957 – опять победа Индийского национального конгресса, но уже с меньшей поддержкой народа (особо она снизилась в региональных областях). Эти выборы также продемонстрировали усиление Джан Сангх.

В 1959 из конгресса выходит группа, которая недовольна курсом Неру – Сватантра (более правая организация), которая примыкает к Джан Сангх, они тоже собираются строить истинный индусский социализм.

В 1957 создается республиканская партия, которая выражает интересы низкокастовых и внекастовых индийцев.

Создаются партии на базе различных сект: раджпутов, брахманов.

1962 – третьи выборы . Видна существенная потеря авторитета Индийского национального конгресса (потеряно 6 млн. избирателей). Усиливаются правые Сватантра и Джан Сангх. В Индийском национальном конгрессе разворачивается фракционная борьба, если раньше Джавахарлал Неру представлял и левых и центристов, то теперь только центристов. Левые приобретают своего нового вождя – Маллавия, правыми остаются Патель и Десаи. => группировки внутри Индийского национального конгресса выступают против официально выдвинутых кандидатов в конгресс. В 1963 Морарджи Десаи и Патель образуют группу внутри конгресса, которая назевается Синдикат и в 1969 они выходят из Индийского национального конгресса.

В 1964 умирает Джавахарлал Неру, премьер-министром становится Лал Бахадур Шастри – не может преодолеть разногласия внутри конгресса, продолжается распадение.

В Индии фактически 5 коммунистических партий:

  • · Коммунистическая партия
  • · Марксистская коммунистическая партия
  • · Ценристская партия марксистов-интеллектуалов
  • · Марксистско-ленинская коммунистическая партия
  • · Движение наксалитов

В это время 1964-65 война с Пакистаном. Примирение сторон происходит в Ташкенте. В 1967 Лал Бахадур Шастри понимает, что он не может справится с управлением Индийским национальным конгрессом и с Индией => постепенно устраняется от дл. В 1967 в результате внутренней политической борьбы к власти в Индийском национальном конгрессе приходит Индира Ганди .

1967 – четвертые выборы . на которых Индийский национальный конгресс теряет значительное число мест в парламенте (19 мест в народной палате). В 1969 выходит Морарджи Десаи и происходит раскол:

  • Индийский национальный конгресс с Индирой
  • Индийский национальный конгресс Синдикат (организация) с Десаи

В это время в стране с одной стороны развивается гос. сектор и создается тяжелая промышленность, новейшие технологи, проходит аграрная реформа (за счет перераспределения земель между крупными землевладельцами и неимущими), и в то же время в стране дикая бедность, 70% страны – находятся в крайне бедноте. Все экономические успехи проходят в меньшей части населения.

Пятые выборы 1971-72 прошли на фоне сильного внешнеполитического успеха Индии, произошел раскол традиционного противника Индии – Пакистана (в 1971 Пакистан потерял свою восточную половину и образовалась Бангладеш). => Индийский национальный конгресс получил абсолютное большинство и возможность изменять конституцию.

На фоне успехов Индийского национального конгресса оппозиционные илы объединяются: Сватантра, Джан Сангх, Индийский национальный конгресс Синдикат, Объединенная социалистическая партия и Региональный конгресс – пытаются противостоять Индийскому конгрессу.

1974-75: ситуация обостряется, образуется Индийская народная партия (аграрная), которая основывается на выражении интересов богатых слоев деревни (недовольных аграрной реформой)

В 1975 против Индиры Ганди возбуждается процесс, ее обвиняют в фальсификации выборов, нарушении законов штата. На пост премьер-министра выдвигается Рам. В 1975 в Индии вводится чрезвычайное положение, Индийский национальный конгресс с помощью чрезвычайных мер пытается стабилизировать свою социальную базу. На политическую арену выдвигается молодежное движение во главе с сыном Индиры – Санджаем Ганди, сторонник жестки методов решения проблем => выдвигает программу:

  1. Ликвидация неграмотности (хождение в народ, образование народных масс + попутное разъяснение им насколько хороша политика Индиры Ганди)
  2. Борьба с кастовостью (устранение неприкасаемости) – поднятие низших каст
  3. Отмена приданого
  4. Борьба за чистоту улиц (снос старых домов и строительство новых из которых получали прибыль)
  5. Борьба с рождаемостью – свелось к стерилизации мужского населения.

В январе 1977 отменили чрезвычайное положение, выборы назначены на март. Аппозицией был создан народный фронт (Джарата фронт) во главе с Морарджи Деси. основной задачей которого было:

Шестые Выборы 1977 – первое поражение Индийского национального конгресса. У власти Джарата фронт, представляемый конгломератом различных партий. Они попытались из фронта сделать партию => май 1977 – Джарата партия, но как только они объединились у них начинаются терки. Из Джарата фронта начинают выходить различные партии =>фактически он распадается. Все это приводит к дестабилизации, нарушению управления. =>

На седьмых выборах 1980 опять побеждает Индийский национальный конгресс . (Внутри конгресса за это время произошли изменения – проявилось стремление несколько отступить от курса гандийского социализма)

В стране в это время активизируются национальные аппозиционные движения:

  • · Сикхи – объявляют о стремлении создать собственное гос-во Халистан
  • · Тамилы – пытаются образовать независимое гос-во Тамил-Илам
  • · Джамму и Кашмир – ведутся то открытые ото тайные военные действия

Внутреациональная борьба приводит к тяжелым последствиям. Охрана Индиры Ганди состояла из сикхов => октябрь 1984 - они убили Индиру.

На восьмых выборах 1984 побеждает Индийский национальный конгресс во главе которого стоит Раджив Ганди (он полностью меняет политический курс):

  1. Отступает от гандийского социализма
  2. Начинается приватизация, уменьшается доля гос. сектора
  3. Индия склоняется в сторону США, ФРГ и Японии – резко изменяется внутренний и внешний курс

Одновременно правительство Раджива Ганди подвергается нападкам в связи с коррупцией, что резко подрывает веру в Индийский национальный конгресс. Из него опять выходит группа членов в 1988.

Девятые выборы 1989 – второе поражение конгресса. Конгрессистское правительство уходит в отставку и к власти приходит национальный фронт (Раштрия Морча) во главе с Вишванат Пратап-Сингхом. => Стабильности нет, с 1989 по 1991 продолжают пороться различные политические силы (из числа правых: на базе Джарата фронта образуется пария - Бхаратия Джаната партия ).

1991 десятые выборы (между турами выборов убивают Раджива Ганди) => сердобольные индусы голосуют за Индийский национальный конгресс. В индии новый премьер – Нарасимха Рао. в его программе:

  1. Денационализация
  2. Смена импортозамещающей экономики на лицензионную

1990-е – резкий рост и модернизация экономики. На одиннадцатых выборах 1996 Индийский национальный конгресс проигрывает (проблема приватизации, обогащения, переход на дружбу с Америкой – исконно политика не конгресса, есть те кто делают это лучше).

На двенадцатых выборах 1996 побеждает Бхаратия Джаната партия. К власти приходитАтал Бихари Ваджпае(на короткий срок занимает пост премьер-министра - 16 мая 1996 — 1 июня 1996)

+ Появилась новая организация – Объединенный фронт ( во главе с Деве Говда,который с 1 июня 1996 занимал пост премьер-министра Индии от Объединённого фронта (коалиция 13 центристских и левых партий). Правительство Деве Говда ушло в отставку 21 апреля 1997) – технократы, люди представляющие в основном региональные интересы (ориентируются на улаживание отношений с Китаем). Фактически они проводили ту политику, которую проводил Индийский национальный конгресс в 1991-95, но делали это лучше и с большей определенностью – идут по пути развития капитализма (продаются частные предприятия, идет приватизация). Но им не хватает определенности (либо гандийский социализм, либо истинный национализм) => Итогом парламентского компромисса между Конгрессом и Объединенным фронтом, нежелавшими проведения досрочных всеобщих парламентских выборов после отставки правительства Х.Д. Деве Говды, стало правительство И.К. Гуджрала (партия Джаната Дал – премьер 21 апреля 1997 — 19 марта 1998).

Тринадцатые выборы 1998 – опять успех Бхаратия Джаната партии. ПремьерАтал Бихари Ваджпае,в о время премьерства Ваджпаи Индия провела первые ядерные испытания на полигоне в штате Раджастхан (Резкий экономический рост, выделяются зоны развития – Индия выбивается в число ведущих стран) Все это не может не тревожить ту часть общества, которая привержена идеям гандизма (семью Ганди в то время возглавляет итальянка Соня Ганди- жена Раджиба.

Четырнадцатые выборы 2004 – победа Индийского национального конгресса и встает проблема делать ли премьером итальянку или поступить по-другому. В итоге премьером становится индус - Манмохан Сингх.

После Второй мировой войны в Индии — самой богатой коло­нии Великобритании начался подъём антиколониального движе­ния. Для его ослабления в 1946 г. было принято решение о выбо­рах в Центральное законодательное собрание. Победа светского, не выражавшего интересов определённых религиозных групп Ин­дийского национального конгресса (ИНК) вызвала неудоволь­ствие мусульман, отказывавших в доверии индусам и требовавших своего представительства во власти. ИНК, не желавший идти на­встречу требованиям мусульман, подчёркивал своё стремление стать единственной общенациональной партией, представляющей интересы как индусов, так и мусульман.

Именно это побудило Му­сульманскую лигу под руководством Мухаммеда Али Джинны по­рвать с ИНК и вступить на путь сепаратизма, что и привело к воз­никновению государства Пакистан. В августе 1947 г. был принят закон о независимости, предусматривавший создание двух госу­дарств. Бывшая колония расчленялась по религиозному признаку на Индию, в которой большинство населения исповедовало ин­дуизм, и Пакистан, в котором преобладало мусульманское населе­ние. 14 августа в Индии и 15 августа 1947 г. в Пакистане впервые отмечали День независимости.

Резня в Индии (1947 год)

Но не успели закончиться праздни­ки, как началась трагедия. В течение августа и сентября 1947 г. бы­ли убиты до 500 тыс. мусульман, покидавших индийскую половину восточного Панджаба (Пятиречья). Воинственные сикхи (предста­вители религиозного учения, отличающегося от ислама и индуиз­ма) не щадили даже женщин и детей, останавливали поезда, пере­полненные беженцами, и хладнокровно убивали всех. Убийства индусов проходили и в Пакистане, но гораздо в меньших масшта­бах. Мусульманская лига пыталась выжить сикхов и индусов, ока­завшихся на территории Пакистана. В поисках спасения миллио­ны беженцев пересекали границу в обоих направлениях, обезумев от ужаса межобщинной войны. Из Индии бежали 9-10 млн мусуль­ман; в Западном Пакистане осталось совсем немного индусов, но в Восточном Пакистане их было около 30 млн. Межобщинные столкновения и убийства происходили и позднее, но никогда не достигали ужасающих размеров 1947 г.

Индия справляется с продовольственными трудностями, она вошла в первую десятку стран мира по объёму промышленного про­изводства.

Отношения с Пакистаном

В отличие от Индии, в Пакистане была провозглашена ислам­ская республика с сильной президентской властью. Несогласие Пакистана с условиями территориального разграничения, считавшего, что ряд мусульманских регионов ошибочно вошёл в состав Индии, стало причиной неоднократных вооружённых конфликтов между странами.

Образование Бангладеш

В Пакистане, так же как и в Индии, проводились экономические реформы, но менее радикальные. Именно эти ре­формы вызвали острые противоречия между Западным Пакистаном и Восточной Бенгалией, оппозиционные партии которой выступа­ли за отделение от Пакистана. В 1971 г. началась кровопролитная гражданская война, в результате которой на карте мира появилось новое государство — Народная Республика Бангладеш.

В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В 1945—1946 гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно-полицейскими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создавалась революционная ситуация.
Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели.

Образовались два государства: Индия и Пакистан. Завоевание независимости было омрачено грандиозными столкновениями мусульман с индусами и сикхами, происшедшими при разделе страны, переселением миллионов беженцев. Тяжелыми оказались и экономические последствия раздела. Все это в наибольшей степени ощущалось на востоке и северо-западе Северной Индии. Положение осложнялось вооруженным конфликтом 1947—1949 гг. между Индией и Пакистаном из-за княжества Кашмир, вошедшего в Индию в качестве отдельного штата. В 1947 г. национальный лидер М. К. Ганди был убит религиозным фанатиком-экстремистом.

В течение первых лет независимости, когда Индия оставалась британским доминионом, были предприняты усилия по преодолению отрицательных экономических последствии раздела страны в 1947 г., индианизацин аппарата управления, интеграции индийских княжеств в состав штатов независимой Индии. Учредительное собрание в 1949 г. приняло новую конституцию, по которой Индия 26 января 1950 г. стала суверенной республикой, сохранившей некоторые связи с Содружеством – наследником распавшейся английской колониальной империи.

Достижение главной цели освободительного движения — политической независимости — привело к новой широкой перегруппировке политических сил. На первый план выступили обострившиеся социально-классовые противоречия. На фоне продолжавшихся массовых выступлений рабочих и крестьян произошел раскол во всех организациях трудящихся, особенно в профсоюзах, где были организованы три основных профцентра: под эгидой ИНК — Индийский национальный конгресс профсоюзов, КПИ—ВИКП и Объединенный конгресс профсоюзов под эгидой вышедших из ИНК конгресс-социалистов, •оформившихся в Народно-социалистическую партию. Наибольшим влиянием левые профсоюзы в Северной Индии пользовались в Бенгалии, в отдельных промышленных центрах, таких, как Канпур и Дели.

Индия — крупнейшее государство Азии, прошедшее сложный исторический путь. Эта страна объединила не только сотни народов и множество культур, но и регионы, находившиеся порой на совершенно разных уровнях социально-экономического развития. Поэтому процесс модернизации в ней характеризовался сложностью и уникальностью по сравнению с остальными развивающимися государствами мира. Особенности страны диктовали индийскому правительству осторожность в проведении социально-политических преобразований. В первую очередь предстояло преодолеть наиболее архаичные пережитки в жизни общества. По конституции 1950 г. были уравнены в правах представители высших и низших каст (к последним принадлежало три четверти населения). Ограничивалось крупное помещичье землевладение. Арендаторы получили возможность выкупа обрабатываемых ими земель. Землевладельцы лишились права собирать налоги с крестьян. В то же время правительство не нарушало традиционного уклада сельской жизни. В деревнях сохранилась система натурального и полунатурального хозяйства. Плантации, принадлежавшие колонизаторам, перешли в собственность государства. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. проводилась политика зеленой революциивнедрения передовых приемов землепользования. Она позволила добиться самообеспечения страны продовольствием.


Большое значение придавалось поддержанию социально-политической стабильности, необходимой для привлечения иностранного капитала. Показательно, что при общем низком уровне жизни разрыв в доходах 20 %богатейших и 20 % беднейших семей в Индии составляет всего 4,7 к 1, что близко к показателям Швеции. Таких результатов удалось добиться благодаря продуманной социальной политике. Ее основные направления — внедрение программ по борьбе с бедностью и создание новых рабочих мест. Адресная материальная помощь оказывается городской бедноте, женщинам, сельской молодежи в возрасте от 18 до 35 лет сельским ремесленникам. Значительную роль в поддержке неимущих играет государственная система распределения продовольствия по сниженным ценам, которая существует уже более 60 лет.

Основой экономических преобразований стал протекционизм, государственная поддержка перспективных отраслей промышленности, в том числе и путем предоставления льгот вкладывающим в них средства индийским и иностранным предпринимателям. Особое значение индийское правительство придает развитию мелкого бизнеса, в котором занято около 80% наемных рабочих всей индийской промышленности.

Итогом политики модернизации стало формирование многоукладной экономики, усложнение социальной структуры общества. В стране выросли города-гиганты европейского типа, возникли районы высокотехнологичного производства, научные центры, по своему уровню не уступающие передовым странам. С 2000 г. начали создаваться специальные экономические зоныс льготными условиями для развития бизнеса. Индия самостоятельно овладела технологией производства ядерного оружия и ракетной техники.

Подобные очаги модернизации соседствуют с натуральным хозяйством в деревнях (хотя в стране сложились и центры современного аграрного производства). До половины взрослых неграмотные, не умеет ни читать, ни писать. Эти люди живут в деревнях, где нет ни канализации, ни водопровода, ни электричества. Но при огромной численности населения (1 027 млн. человек) общее количество ученых и людей с высшим образованием в Индии больше, чем в любой другой стране мира. Так, в начале ХХI в. индийские вузы ежегодно оканчивают 350 тыс. инженеров, тогда как, например, американские — 70 тыс. Быстрыми темпами растет средний класс, его численность достигла 350 млн. человек.

Характерной чертой индийского общества является то, что именно сельское, неграмотное и малограмотное население обеспечивает в Индии социально-политическую стабильность. Крестьянство не охвачено стремлением к постоянному повышению уровня жизни, довольствуется малым и отрицательно относится к любым переменам. На выборах оно поддерживает партию или лидера, которые стали привычными, традиционными. Показательно, что партия Индийский национальный конгресс (ИНК) стала терять влияние, когда ее лидеры начали добиваться сокращения рождаемости. Сельские избиратели расценили это как покушение на те устои жизни, к изменению которых они не были готовы.


Многие ученые считают, что Индия — одна из супердержав ХХI в. Для таких суждений есть определенные основания. Страна не только обладает ядерным оружием, но и самостоятельно производит вполне современные суперкомпьютеры, не уступающие американским, имеет собственную программу освоения космического пространства. Фармацевтическая индустрия Индии успешно соперничает с западноевропейской.

5. Исламский мир

Страны исламского мира (Ближний и Средний Восток, Северная Африка, Пакистан, Индонезия) значительно различаются по своему облику. Среди них есть монархии (Саудовская Аравия, Иордания, Марокко и другие), страны, где утвердились демократические режимы (Турция, Египет и другие), государства с авторитарными формами правления (Ливия, Пакистан и другие). Неодинаково и их экономическое положение. Нефтедобывающие страны (Саудовская Аравия, Кувейт, Объединенные Арабские Эмираты и другие), получая большие прибыли от экспорта нефти, по среднему уровню доходов на душу населения приближаются к показателям Евросоюза. В то же время в государствах, не обладающих нефтяными богатствами (Египет, Пакистан и другие), уровень жизни намного ниже.

Несмотря на эти различия, а также религиозные трения между суннитами и шиитами исламские страны имеют много общего. Прежде всего это большое влияние религиина повседневную жизнь граждан (в том числе и в светских государствах) и огромный авторитет духовенства. Значительное воздействие на взаимоотношения исламских стран во второй половине ХХ в. оказали арабо-израильские конфликты.


В ходе войны 1947—1949 гг. Израиль оккупировал палестинские земли, на которых ООН планировало создать арабское государство. В 1964 г. возникла Организация освобождения Палестины, боровшаяся за независимость арабского народа, бессменным руководителем которой в 1969—2004гг. был Ясир Арафат. В 1994 г. после трудных палестино-израильских переговоров на части земель, оккупированных Израилем, была создана Палестинская автономия. Однако вопрос о ее окончательном статусе до сих пор не решен.

Основой политики Ирана стал фундаментализмстрожайшее соблюдение религиозных норм (законов шариата). Во многих странах возникли или усилились фундаменталистские группировки, многие из которых прибегают к террору для достижения своих целей. Они не скрывают, что стремятся к установлению Всемирного исламского халифата, а главным противником считают США и другие развитые страны Севера, а также Израиль.

Влияние ислама сильно и в странах, которые идут по пути модернизации, таких, как богатые нефтью Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Однако даже их правительства не решаются затрагивать образ жизни и традиции относительно малочисленного коренного населения. В бурно развивающейся нефтедобывающей, нефтеперерабатывающей, строительной промышленности используется преимущественно труд иностранных инженеров и рабочих (в частности, арабов — выходцев из Палестины, индусов, иранцев, филиппинцен, китайцев и других).

Власти большинства стран Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки учитывают опыт революции в Иране. Модернизируя экономику они стремятся избегать конфликтов с течениями воинствующего ислама. Это нередко осложняет их отношения со странами Запада, правительства которых негативно относятся к исламскому фундаментализму.

6. Страны Центральной и Южной Африки

Задачи преодоления экономической отсталости приобрели встранах Африки исключительную остроту. Несмотря на значительные запасы полезных ископаемых, большинство из них (кроме ЮАР) обладали слаборазвитой промышленностью и малопроизводительным сельским хозяйством. Капиталы, необходимые для подъема экономики, отсутствовали. Зарубежные корпорации, учитывая политическую нестабильность на континенте, воздерживались от крупных инвестиций в африканскую экономику.

Благодаря помощи ООН были достигнуты успехи в борьбе с эпидемиями, удалось снизить детскую смертность. Это вызвало стремительный рост численности населения, опережавший увеличение производства продовольствия. Из 30 самых бедных стран мира 22 находятся на Африканском континенте. Значительная часть их населения не имеет доступа к услугам медицины, пользуется недоброкачественной водой, живет в городах и населенных пунктах, лишенных канализации, хронически недоедает. Без зарубежной помощи не могут обойтись жители Анголы, Ботсваны, Мали, Буркина-Фасо, Лесото, Мозамбика, Чада. Это усиливает остроту внутренних социальных и этнических конфликтов. Проблема беднейших государств Африки в последнее десятилетие все больше превращается в глобальную и международную.

С одной стороны,эти страны не в состоянии сами преодолеть бедственное положение. Внутренние ресурсы для модернизации у них отсутствуют. Не сложился и социальный слой, способный стать ее движущей силой.

С другой стороны, проблемы беднейших стран порождают сложности для всего международного сообщества. Гражданские войны, перевороты, вооруженные столкновения становятся обычным явлением. Остро стоит проблема беженцев и эмигрантов из зон социального бедствия и районов межэтнических конфликтов. Страны, охваченные хаосом, в которых отсутствует сильная центральная власть, притягивают внимание международных преступных синдикатов. Они используют их территорию для производства наркотиков. Там создаются базы экстремистских и террористических организаций. Из-за слабости системы медицинского обслуживания населения, его безграмотности в вопросах гигиены эти государства являются очагами возникновения и распространения опасных инфекционных заболеваний.

Преодоление этих трудностей требует совместных усилий самих народов Африки, государств Запада и международных организаций. Ведущие страны Запада избегают вкладывать средства в африканские государства. Туда направляется лишь 7 % инвестиций, предназначенных для стран Юга. Инвестирование в страны Азии, обладающие дешевой и квалифицированной рабочей силой (Китай, Индия и другие), приносит в 10 раз больше прибыли.


На рубеже ХХ—ХХI в. усилилось стремление африканских государств к сотрудничеству. В 1999 г. участники существовавшей с 1963 г. Организации африканского единства (ОАЕ)приняли Декларацию о намерении учредить Африканский союз (АС).Последняя заключительная сессия ОАЕ состоялась в Дурбане (ЮАР) в 2002 г. На ней было объявлено о роспуске ОАЕ и создании АС.


АС, по замыслу его создателей, должен стать более сплоченной организацией, чем ОАЕ. Его высший орган — Ассамблея глав государств и правительствстран-участниц. Созданы Панафриканский парламент, Африканский суд. Большое значение АС придает поддержанию мира на континенте и борьбе с международным терроризмом. Однако в отношении к конкретным конфликтам позиции членов АС нередко расходятся.

Читайте также: