Зачем дирижеру палочка кратко

Обновлено: 04.07.2024

Люди, далекие от музыки, часто не представляют себе роли дирижера. А поборники эстрады да и джаза с роком часто отрицают необходимость такой профессии. Обходятся же рок-музыканты без дирижера.

Но давайте представим себя альтистом симфонического оркестра. Он сидит прямо перед дирижером в центре оркестра. Ему более-менее слышны и скрипки, и контрабасы. Можно и без дирижера обойтись, главное слышать своих коллег. Но сзади примостился какой-нибудь тромбон и дует альтисту прямо в ухо. Для справки: тромбон один спокойно перекрывает весь оркестр. Так что нашему альтисту довольно трудно слышать всех остальных. Приходится поглядывать на дирижера.

А теперь представим себя скрипачом, сидящим на самом краю оркестра. Кроме скрипок он, бедный, ничего не слышит. И тут дирижер может пригодиться.

Кто же такой дирижер?

Ближайшие родственники

Ближайшим родственником симфонического оркестра является духовой оркестр. Они бывают очень велики по своему составу, и музыкантам требуется такой же координатор (дирижер). Когда оркестр сидит или стоит, перед ним как раз и красуется такой руководитель, все с той же палочкой.

Немного истории

Сначала руководил оркестром один из музыкантов (обычно композитор). Он направлял музыкантов как своей игрой, так и специальными движениями рук. Составы музыкантов росли. Появились большие оркестры. Дирижеров (из числа музыкантов) требовалось несколько, их число могло доходить до пяти. Один руководил хором, другой — струнной группой.

А как же квартеты?

Дирижер с двумя палочками

Поклонники эстрады, джаза и рок-музыки часто отрицают роль дирижера, поскольку указанные коллективы обходятся, вроде бы, без него. Но это не так. Дирижер там есть. И у него целых две палочки! И это — барабанщик. Он как раз и задает темп игры. А специальными ритмическими рисунками он показывает и размер, в полном соответствии со стилем исполняемой музыки. Когда все музыканты вступают одновременно, барабанщик, подняв палочки над головой, постукивает ими друг о друга, показывая темп и размер, в котором играется музыка.

Во многих джазовых коллективах барабанщик отсутствует. Но ритм-секция все-таки присутствует и там. Ее роль играет обычно контрабас. Его как раз и пытались заменить, изобретая бас-гитару (уж больно он велик). У нее первоначально было всего четыре струны, в отличие от обычной шестиструнной. И настроены они так же, как на контрабасе. Иногда ритмическую функцию исполняет и банджо.

Речь, конечно, не об ирландских симфонических оркестрах, а о народной музыке. Дирижера как такового там нет, как обычно в маленьких составах. Собираются несколько человек и играют. Кто на скрипке, кто на гармошке, кто на дудке или гитаре. Ирландская музыка обычно танцевальная, а, следовательно, довольно ритмичная. Вроде все просто.

Но среди музыкантов часто можно заметить одного, который странно сучит ногами (а играют всегда сидя). Вроде как бы ходит, сидя на стуле. Это он так дирижирует! Одна нога указывает сильную долю такта, другая слабую. То есть, все тот же темп и размер.

Второй или пятый класс?

Второй класс знакомится с дирижером в контексте изучения музыкального театра и его основных жанров – оперы и балета. Здесь дирижирование достаточно редко представлено отдельной темой, однако специальное обращение к этому виду музицирования также возможно.

Кто такой дирижер, что такое дирижерская палочка, и как это рассказать детям

волшебная палочка дирижера виды оркестра

Дирижер располагается в основании оркестра, на небольшом помосте – кафедре, откуда он видит всех оркестрантов, а они – его жесты и мимику. При исполнении музыки он находится спиной к зрителю; все его движения чрезвычайно важны для оркестра – иногда достаточно движения глаз и брови, чтобы музыкант начал играть или изменил громкость звучания своего инструмента.

Роль дирижера в музыке XIX-XXI века огромна, сегодня он не только регулирует техническую сторону вопроса исполнения музыки, но и представляет собственную трактовку музыкального произведения. В этом смысле дирижер – полноценный интерпретатор, и чем ярче его личность и талант, тем интереснее слушать то или иное произведение.

Для большинства детей в средней школе (без базового музыкального образования) роль этого музыканта представляется крайне туманной, как и необходимость управления оркестром. Его деятельность в представлении школьников ограничивается активным движением рук, что зачастую вызывает у них улыбку и соответствующую моторную реакцию. Учитель призван разъяснить значение дирижирования как можно более доступно и широко. Это делается через сравнение дирижера с волшебником, который творит чудеса, заставляя оркестрантов слаженно играть, а музыку – литься единым гармоничным потоком. Помочь в этом может освоение простых ритмических движений с помощью рук: двух-, трех- и четырехдольных размеров.

Палочка дирижера – волшебная палочка

При управлении оркестром дирижер, как правило, пользуется дирижерской палочкой.

волшебная палочка дирижера

С ее помощью задается ритмический рисунок, показываются вступления и требуемая громкость для всех инструментов оркестра. Дирижерская палочка стала использоваться не сразу – ей предшествовали другие предметы и способы управления музыкантами. До XIX века ее роль играли баттута или смычок скрипки. Первая представляла собой большую палку, которой дирижер ударял о землю, указывая ритм и темп звучания. Баттута была несовершенна, ее звук часто заглушал звучание музыки.

В симфонических оркестрах XVII-XVIII вв. роль дирижера часто играла первая скрипка - главный музыкант оркестра. С помощью смычка он показывал вступление и основные моменты, на которые нужно было обратить внимание при исполнении музыки.

волшебная палочка дирижера инструменты

Дирижер в музыкальном театре

Музыкальный театр – прежде всего театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера здесь не только управляет оркестром, но и ориентирует артистов в их действиях и номерах.

театр оперы и балета волшебная палочка дирижера

Дирижер хора

Как правило, о дирижировании хором на уроках музыки редко заходит речь. Но при разучивании песенного репертуара педагог всегда пользуется жестами. Это значит, что дети регулярно сталкиваются с дирижерским жестом, не осознавая его значения. Понять и представить себя в роли дирижера поможет разучивание простых ритмических рисунков.

Кроме того, жестами школьники могут показывать высотность звуков, динамику. Элементарные знания о дирижировании – это не только знакомство с музыкальной профессией, но и тренировка координационных навыков.

Дирижер оркестра

волшебная палочка дирижера оркестр

Знаменитые дирижеры

О выдающихся дирижерах мира учащимся стоит говорить. Многие великие композиторы дирижировали при исполнении своих произведений, а некоторые были еще и выдающимися дирижерами. Здесь можно упомянуть венских классиков, которые сами руководили оркестрами, исполнявшими их симфонии, оперы, квартеты и др., великих дирижеров ХХ века (на фото - А. Тосканини).

дирижеры мира волшебная палочка дирижера

Нужен ли дирижер в популярной музыке?

Конечно, нужен. Правда, дирижерская палочка в джазе, роке и современных поп-направлениях, где звучит живая музыка (исполненная на инструментах, а не на компьютере или микшере), попросту бесполезна (она организует более сложные музыкальные тексты). Барабанщик всегда задает темп и ритмический рисунок, он, таким образом, выполняет дирижерские функции. Поп- и рок-музыка, которую школьники часто знают значительно лучше, чем классику, также начинает представляться управляемой, дирижируемой, а знания о классике оказываются уместными и в других контекстах.

Смежные темы программы как продолжение разговора о значении дирижера в музыке

волшебная палочка дирижера образы борьбы

С цели и задач урока начинается любое планирование. Определив содержательную сторону, педагог сможет легче контролировать освоение учебного материала и формирование необходимых компетенций, которые развиваются в ходе одного учебного занятия или целого цикла.

  • видах оркестра;
  • симфоническом оркестре и его основных инструментах;
  • деятельности дирижера;
  • театре оперы и балета и т. п.

Задачи ориентированы на развитие компетенций учащихся и варьируются в зависимости от содержательности урока:

  • Создать углубленное представление о роли волшебной палочки дирижера в опере и балете (симфоническом оркестре или видах оркестра).
  • Раскрыть место и роль дирижера в классической музыке.
  • Познакомить с историей дирижирования и дирижерской палочки.
  • Представить функции волшебной палочки дирижера в оркестре.
  • Показать значение профессии через знакомство со знаменитыми дирижерами мира.
  • Познакомить учащихся с азами дирижирования.

Эти вариативные задачи дополняются другими, исходящими из прочих этапов урока (например пения, нотной грамоты или повторения материала предыдущих уроков).

Дирижёрская палочка — предмет, служащий дирижёру для управления оркестром. Используется в дирижировании с XIX века.

До появления дирижёрской палочки существовали различные формы управления музыкальным коллективом: в хронологическом порядке друг друга сменяли запев, осуществляемый лидером хора, хейрономия (условные жесты кисти и пальцев), тактирование (отбивание такта баттутой), концертмейстерское управление (музыкант, как правило, клавесинист, ведущий за собой оркестр). Время от времени концертмейстер мог прекращать игру и использовать для дирижирования вспомогательные предметы: смычок, свёрнутый рулон бумаги, палочку.

В XIX веке развитие симфонической музыки и усложнение состава оркестра потребовали освобождения дирижёра от исполнительской деятельности и его полного сосредоточения на процессе дирижирования. Именно в этот период общепринятым становится использование дирижёрской палочки. (Взято из Wikipedia)

Эту палочку иногда называют волшебной. Потому что один ее взмах может вызвать гром барабанов и звуки труб, пение скрипок и трели флейты.

История появления дирижерской палочки очень необычна и интересна.

В 18 веке в опере дирижера называли “дровосеком” потому, что в руках у него была палка из дерева длинной 1 метр 80 см, называли ее “батута”. Батутой громко ударяли по полу в ритм мелодии. Такое дирижирование называлось “громким или шумным ”.


И мы с вами сейчас это проверим.

Включите любую музыку, которую помните с урока

М.И.Глинка романс "Жаворонок"

Э.Григ "Песня Солвейг" (из сюиты "Пер Гюнт")

Э.Григ "Утро" (из сюиты "Пер Гюнт")

Э.Григ "В пещере горного короля" (из сюиты "Пер Гюнт")

И в такт музыке постучите карандашами о стол.

Скажите, мешал ли стук батуты=карандаша слушанию музыки?

Да, воспринимать музыку под такой стук очень сложно: стук батуты мешал слушанию музыки. восприятию музыки.

В 19 веке появился первый скрипач оркестра, который отложил скрипку и стал дирижером. С развитием оркестровой игры появилась необходимость в более четкой ритмической организации оркестра. Возникло “тихое дирижирование” жестами рук.

Чтобы сделать руки дирижера более заметными, использовали различные предметы. Чаще всего использовали скрипичный смычок


или нотные листки, свернутые в рулон, некоторые использовали обыкновенную ветку с дерева.

Дирижеры стояли лицом к публике - показывать ей спину считалось неприличным. Небольшую деревянную палочку для дирижера впервые применил композитор и дирижер Людвиг Шпор.


Музыкантам очень неудобно было видеть жесты дирижера, который стоит к ним спиной. Первым, кто повернул дирижера к оркестру, стал немецкий композитор и дирижер Рихард Вагнер.


Чтобы дирижерская палочка была более заметной, ее делают светлой. Палочка явилась как бы продолжением руки дирижера.

Без дирижера шумовой оркестр не звучит.

Следовательно, роль дирижера очень велика, потому что дирижер направляет и управляет оркестром.

В переводе с французского Дирижер- направлять, управлять, руководить, а помогает ему в этом его волшебная палочка.

Все музыканты должны очень внимательно следить за жестами дирижера, если дирижер поднимает руки выше, значит, инструменты должны звучать громче, если опускает ниже – тише.

Как вы думаете, трудно быть дирижером?

Какими способностями, качествами должен обладать дирижер?

Продолжите фразу “Чтобы быть дирижером нужно. ”

Известный дирижер ответил так: “Ой, их не перечислишь! Но прежде всего это: хороший музыкальный слух, память, коммуникабельность, жизненная активность, великолепная физическая форма, громадная сила воли, широчайший кругозор знаний в самых разных областях. Качеств очень много и лишь все вместе они дают облик профессионального дирижера. Отсутствие какого-либо из них – уже изъян”.

В нашей стране много выдающихся дирижеров, которые внесли огромный вклад в развитие дирижерского искусства. Посмотрите слайды, на которых будут представлении великие дирижеры нашей страны.


Евгений Светланов, -советский российский дирижёр, композитор и пианист. Народный артист СССР (1968). Лауреат Ленинской (1972) и Государственной премии СССР (1983). Герой Социалистического Труда (1986).


Вероника Дударова,

советский и российский дирижёр, педагог. Первая женщина-дирижер. Народная артистка СССР (1977).


Владимир Ашкинази, -пианист дирижер


Владимир Спиваков — советский и российский дирижёр, скрипач, педагог. Художественный руководитель и главный дирижёр Национального филармонического оркестра России и Государственного камерного оркестра “Виртуозы Москвы”, президент Московского международного Дома музыки.


Валерий Гергиев советский и российский дирижёр. Художественный руководитель Мариинского театра (с 1988 года), главный дирижёр Лондонского симфонического оркестра. Народный артист России (1996) [1] и Украины (2003). Лауреат двух Государственных премий России (1993, 1998).

Симфонический оркестр может исполнять музыку сам, а может сопровождать действие спектакля. В таком случае оркестр располагается в специальной нише перед сценой, ее называют оркестровая яма.

Читайте также: