Индивидуальные различия в восприятии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического развития определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность. Синтетический тип восприятия характеризуется большей целостностью и эмоциональностью. Обладатели аналитического типа проявляют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее распространен средний аналитико-синтетический тип восприятия.

Людям с недостаточным развитием дифференцировочной деятельности свойственны неполнота и неточность восприятия. Их восприятие чаще дополняется субъективными привнесениями, особенно в ситуациях, связанных с повышенной эмоциональностью. Значительное влияние на восприятие оказывает подверженность личности косным стереотипам.

Неполнота опыта и знаний обусловливает фрагментарность восприятия, его недостаточную осмысленность и целостность. Воспринимая предметы и явления, человек оценивает их. Любознательность, пытливость, аналитичность выражаются в его наблюдательности – способности воспринимать малозаметные существенные особенности явлений.

– Ксения, расскажи, пожалуйста, о чем хочется.

– Я не знаю… Ладно… Расскажу, как мы с дедушкой в лес ходили. Мы зашли в лес и пошли по тропинке. КОЛЮЧИЕ, ВЫСОХШИЕ от солнца ветки ХЛЕСТАЛИ нас по лицу. Потом появились черные тучи, пошел дождь. Я ПОЧУВСТВОВАЛА, как на меня падают капли. Началась гроза. Было страшно.

– Ты боялась ярких молний или грома?

– Нет, а чего грома бояться?

– А почему страшно?

– Просто страшно, и все. А еще могло что-нибудь на меня УПАСТЬ: ветка или даже дерево. Все вокруг развезло. Такая НЕПРИЯТНАЯ ГРЯЗЮКА вокруг. Мы шли по упавшим деревьям, поросшим мхом и древесными грибами. Вокруг нас прыгали зеленые лягушки. Лягушкам хорошо – им НРАВИТСЯ МОКРЯТИНА, и совсем им не страшно…

– Ксения, расскажи, как ты в гости ходила.

– Я опишу их квартиру: темная, ДУШНАЯ, НЕПРОВЕТРИВАЕМАЯ, и большой кот у них живет – им ПАХНЕТ…

– Ты наряжаться любишь?

– от аппарата, которым давление меряют.

– Эту нет, купили другую, очень МЯГКУЮ.

Мир Ксении, – мир колючих веток и мокрых капель, душных комнат, тесных или мягких курток. Ксения – КИНЕСТЕТИК, то есть для ее сознания наибольшее значение имеют ощущения тела, движения, прикосновения, а также запахи и вкусы.

А теперь – мир одиннадцатилетнего Саши.

– Расскажи, пожалуйста, как ты любишь проводить свое свободное время.

– Я иногда с друзьями, а иногда с собакой люблю ходить гулять в лес. Могу бродить часами, СЛУШАЯ ЗВУКИ ПРИРОДЫ: то ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ на деревьях, то ЩЕБЕТАНИЕ ПТИЦ. В лесу есть небольшая ЖУРЧАЩАЯ РЕЧКА. Там, где я гуляю, почти не бывает людей, поэтому ЧУВСТВУЕШЬ ТАКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ДАЖЕ ОТ ТИШИНЫ ЛЕСА.

– Какой твой любимый урок?

– Люблю историю и иностранный язык. Из истории узнаешь, как люди жили раньше. Иностранный – для умения ОБЩАТЬСЯ с людьми на другом языке.

Кроме кинестетиков и аудиалов, принято выделять также ВИЗУАЛОВ – для их сознания преимущественное значение имеет зрительная информация. Таким образом, существует три типа людей, различающихся по типу ВЕДУЩЕЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ.

Преобладание того или иного вида репрезентативной системы может быть выражено очень ярко, а может и достаточно слабо. Первое в большей степени характерно для маленьких детей, у которых сначала развивается лишь одна из репрезентативных систем (чаще – кинестетическая) и лишь потом – вторая и третья. К примеру, у девятилетней Ксении, наряду с кинестетическими, отмечаются яркие визуальные и слуховые образы. Приведем беседу с шестилетним Колей. Обратите внимание, что даже отдельные обращения к визуальной системе быстро переводятся в привычный для мальчика кинестетический код.

– Коля, чем ты больше всего любишь заниматься?

– Спортом, лыжами. На них можно покататься с горки, потренироваться. Поиграть, разогнаться, на скорости поездить и с горки можно порулить, как на машине.

– А еще чем ты любишь заниматься?

– Зарядкой. Там много всяких упражнений. Особенно ползать по канату. Нравится, что можешь на высоте посидеть, так интересно.

– А почему интересно на высоте посидеть?

– А что тебе видно?

– Ну, будешь старше всех.

– А тебе хочется быть старше всех?

– Да. Чтобы быть высоким. Чтоб ДОСТАТЬ до неба и СНЯТЬ оттуда солнышко…

– Представь такую ситуацию: ты оказался в лесу один и заблудился. Как ты будешь выбираться, искать дорогу домой?

– По дереву можно определить. ПОСМОТРЕТЬ, где больше мха, где меньше. Где меньше мха – там север, где больше – там юг.

– Пойдем по той дороге, ГДЕ ТЫ УЖЕ ХОДИЛ.

Что определяет в жизни человека его ведущая репрезентативная система? Во-первых, она определяет то, какая информация из окружающего мира усваивается легче и быстрее всего, на какие ее аспекты прежде всего будет обращено внимание. Скажем, ребенок видит в магазине новую интересную игрушку. Визуал постарается рассмотреть ее как следует. Аудиал начнет расспрашивать, что это такое, для чего нужна игрушка и как с ней играть. Кинестетик же попытается подержать в руках и потрогать игрушку. Скорее всего эти трое и предпочтут разное: визуал – яркую и красивую игрушку, кинестетик – мягкую или приятную на ощупь. Что касается аудиала, то если звучащей или говорящей игрушки в магазине не будет, он, возможно, предпочтет выбрать персонаж сказки или мультфильма – того, с кем связана какая-нибудь интересная история.

Второе различие, связанное с ведущей репрезентативной системой, – предпочитаемая форма хранения информации в памяти и легкость извлечения из памяти разных видов информации. Скажем, думая о любимом человеке, один вспомнит прежде всего его лицо, другой – голос, а третий – мягкость рук или запах.

Третий важный аспект репрезентативных систем – легкость оперирования с разными типами информации в процессе мыслительной деятельности. Рассмотрим для примера процесс выбора правильной дороги в незнакомой местности. Визуал постарается запастись планом и ориентироваться по нему. Если же плана нет, он попытается как можно лучше представить себе местность и выбрать дорогу, исходя из ее зрительного образа. Аудиал будет расспрашивать прохожих. Кинестетик, скорее всего, станет искать правильный путь, двигаясь в разных направлениях, пока не доберется до цели.

Однако не всегда существует возможность выбора оптимального способа представления информации. Скажем, в процессе школьного обучения визуалу легче усваивать новый материал с доски или из книги, а аудиалу – из объяснения учителя. Но учитель выберет лишь что-то одно (что именно, скорее всего будет зависеть от его собственной ведущей системы). Кинестетику же почти никаких возможностей современная система образования не предоставляет. Однако среди детей младшего школьного возраста именно кинестетиков оказывается больше всего. Поэтому очень многие трудности начальных этапов обучения определяются тем, что форма обучения плохо согласуется с ведущей репрезентативной системой ребенка. Преодолевать такие трудности следует, развивая все три репрезентативные системы и формируя навыки перекодирования информации из одной системы в другую. Именно это происходит стихийно в первые годы обучения в школе.

О том, насколько сложно понимать друг друга даже самым близким людям, если у них различные репрезентативные системы, свидетельствует следующий пример, приведенный Гриндером и Бэндлером.

Таким образом, учет индивидуальных особенностей восприятия позволяет повысить эффективность обучения и организации познавательной деятельности, а также улучшить взаимопонимание между людьми.

Специалисты НЛП определяют ведущую репрезентативную систему по движениям глаз, что, однако, требует специального обучения. Менее точно, но все же возможно определить ведущую репрезентативную систему по особенностям речи и поведения. Именно это мы предлагали вам выполнить в задании практикума.

Индивидуальные различия в восприятии велики, но, тем не менее, можно выде­лить определенные типы этих различий, характерные не для одного конкретного человека, а для целой группы людей. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и ана­литическим, восприятием.

Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подроб­ности. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавли­вают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу. Лица с другим типом восприятия - детализирующим, или аналитическим, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замеча­ется. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми может потеряться смысл целого. Чаще всего эти типы восприятия дополняют друг друга. Однако даже крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, поскольку очень часто они определяют то своеобразие восприятия, которое по­зволяет человеку быть неординарной личностью.

Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объясни­тельный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительно­му типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объек­тивного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Люди же с субъективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышенно пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъек­тивные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых они рассказывают.

Особенность наблюдательности как характеристика активности восприятия

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют раз­личия в наблюдательности.

Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или ха­рактерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюдательность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особен­ностей личности. Так, например, любознательность является фактором, способ­ствующим развитию наблюдательности.

Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно высту­пает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Поэтому наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность может рассматри­ваться как характеристика активности восприятия.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать по материалам главы 1 следующие выводы:

- В процессе деятельностного активного отражения объективно существующей среды выстраивается и корректируется субъективный ее образ. Образ является продуктом восприятия;

- В настоящее время исследователи различают чувственный и мысленный образ;

- В свойствах восприятия (предметности, целостности, константности и др.) проявляется его активность;

- На перцептивном уровне происходит принятие решений после построения и перебора перцептивных гипотез. Затруднения в выборе ведут к осознанию и деталей образа и гипотез;

- Все сказанное о влиянии на восприятие прошлого опыта субъекта, мотивов и задач его деятельности, установки, эмоцио­нального состояния, мировоззрения показывают, что восприятие - активный процесс, которым можно управлять.

Читайте также: