Политический реализм кратко и понятно

Обновлено: 04.07.2024

Таким образом, в качестве факторов силы Макиавелли перечисляет здесь не только элементы относящиеся к собственно вооруженным силам — фортификационные сооружения, вооружения и боевую технику, но также элементы материально-технического снабжения — запасы воды, продовольствия и топлива. Но самое главное, что Макиавелли выходит за рамки чисто материалистического взгляда на силу государства и в качестве элементов силы приводит такие идеальные факторы, как поддержка народом руководства страны и военное искусство.

Таким образом, классики марксизма-ленинизма ограничивали свое понимание интересов государства интересами господствующего класса данного государства, причем в основном, интересами экономическими. Они не признавали наличие национальных интересов, отражающих интересы всех основных классов и слоев общества. Такой зауженный подход временами вел к ошибочным оценкам и выводам при принятии внешнеполитических решений. Между тем, еще Макиавелли писал, что правящая элита того или иного государства должна действовать в интересах общего блага, иначе такая элита не сможет долго удерживать власть и будет сменена более адекватными правителями[13].

Моргентау также считает, что всегда существует точка слома морального духа нации. Этот слом может быть следствием постепенного упадка морального духа, а иногда может происходить обвальным путем. Причем, эта точка слома может отличаться для одной нации в схожих ситуациях. Так, сравнивая поведение французов, русских и немцев в период Первой и Второй мировых войн, он приходит к выводу, что точки слома морального духа каждой из этих наций в обоих войнах различались. Например, коллапс немецкого духа в ноябре 1917 года произошел далеко не в самых катастрофических обстоятельствах, в то время как в самых неблагоприятных условиях 1945 года немцы сопротивлялись до конца[24].

Сложности исчисления национальной мощи государств, которые назвал Моргентау, возможно выглядели непреодолимыми в его время. Однако, сейчас, в эпоху информационной революции, эта задача представляется вполне решаемой. Современные компьютерные системы позволяют накапливать, обрабатывать и анализировать гигантские потоки информации. Это дает возможность учитывать при оценке национальной мощи государств самые разнообразные факты и обстоятельства. Это позволяет также выражать факторы национальной мощи в различных условных единицах и проводить их сравнение. Даже такие нематериальные факторы как национальный дух и национальный характер могут учитываться в оценках национальной мощи через определенные математические алгоритмы с учетом исторического опыта конкретных наций[35]. В итоге информационно-управленческая революция позволила подойти к решению сверхсложной задачи стратегического прогнозирования международных отношений.

Здесь важно понимать, что субъективные поступки и поведение лидеров и других ключевых политических фигур не могут оказывать быстрого влияния на объективные факторы международных отношений и приводить к немедленному изменению баланса сил. Даже такое, казалось бы, быстрое действие как смена союзников каким-нибудь влиятельным государством не может произойти только по прихоти лидера этого государства. Во-первых, для такой смены должны иметься некие объективные причины, например, изменения международного положения страны или изменения во внутриполитической ситуации, приводящие к изменению интересов и настроений правящей элиты. Более того, лидер, намеревающийся сменить союзников, должен провести определенные консультации внутри правящей элиты, вступить в переговоры с государством или коалицией, которых он видит в качестве союзников, и предпринять соответствующие внешнеполитические шаги. Все это не может ускользнуть из поля зрения грамотного аналитика, который предупредит руководство своей страны, и то внесет коррективы во внешнеполитический прогноз.

С этой оценкой Моргентау можно согласиться лишь частично. Дело в том, что борьба за максимальное влияние дело очень затратное. Более того, рост влияния любого государства всегда ограничен объективными факторами — размером его экономики, финансовыми ресурсами, уровнем развития науки и техники и другими. А также готовностью общества терпеть лишения и неудобства ради целей наращивания мощи собственного государства. Поэтому в борьбе государств за влияние всегда действует закон обратной связи, который ставит объективные границы наращиванию их мощи таким образом, что эта мощь, никогда не может достигнуть максимального уровня. Исключением из этого правила является только ситуация тотальной войны, когда все ресурсы государства мобилизуются для достижения победы.

Поэтому вопрос национальных интересов в работе Моргентау фактически не рассматривается, что, безусловно, является ее слабым местом. Надо сказать, что в этом смысле его первоначальное видение международных отношений явилось явным шагом назад даже по сравнению с Макиавелли, который считал, что поведение субъектов международных отношений обуславливается их интересами, а не некими врожденными особенностями человеческой натуры. Да и сама практика международной жизни вовсе не подтверждает, что стремлением всех государств является расширение своего влияния. Напротив, подавляющее большинство государств были бы просто счастливы, если бы их оставили в покое и дали бы возможность спокойно существовать в уже имеющихся границах. Очень мало стран мира стремится к великим свершениям, большинство из них ведет чисто обывательский образ жизни и не готово платить ни за экспансию, ни за рост международного авторитета. Поэтому можно предположить, что взгляд Моргентау на этот вопрос обусловливался анализом поведения небольшого числа великих мировых держав, которое он возвел в абсолют и придал ему универсальное значение.

Таким образом, мы видим здесь принципиальный отход от первоначальной позиции, где борьба государств за влияние рассматривалась Моргентау как некая самоцель, и чем выше национальная мощь государства, тем лучше. Из данной цитаты, напротив, следует, что сила является фактором, подчиненным национальному интересу и предназначена для поддержки целей внешней политики. Сами же национальные интересы Моргентау понимает довольно узко, отождествляя их с национальной безопасностью государства. На самом деле, национальную безопасность можно, в крайнем случае, рассматривать только как часть национальных интересов.

Дело в том, что национальные интересы формулируются именно под воздействием того мировоззрения и той системы ценностей, которые доминируют в конкретном обществе. И будь система ценностей данного государства другой, то и национальные интересы представлялись бы элитой этого государства по-другому . Это обстоятельство является важнейшей предпосылкой эффективного стратегического прогнозирования международных отношений. Именно поэтому при составлении стратегических прогнозов необходимо опираться не только на теорию политического реализма, но и на теорию цивилизаций, которая оперирует мировоззренческими категориями культуры, идеологии и ценностей.

История политического реализма началась в 5 веке до н э, Фукиддид написал книгу История Пелопонесских войн, в которой первые соображение касательно реализма. Термина не было, но были принципы. Столкновения сверх военизированной Спарты со сверхбогатыми торговыми Афинами привело Фукиддида на определенные мысли, что избыток силы так или иначе смещает баланс и способствует выработке страха у другой стороны. Избыток силы способен предотвратить дальнейшие войны, и т.п. Макиавелли - первый политический проводник. Он рассмотрел ряд политических вопросов, он совершенно оставил доктрину теологического свойства (божьи наказания за военные грехи и т д). Он заявил, что государств борется друг с другом не по причине ереси или благочестия, а исключительно за свои меркантильные интересы. До 17 века все было более менее стабильно. Гоббс перенес все в политику, показав политическую карту мира как арену иерархической конкуренции между государствами за ресурсы, деньги, торговые пути. У Гоббса анархия не тождественна хаосу - это просто отсутсвие верховой власти. (Делай что хочешь таков закон Кроули). До 20 века стабильно, под самый закат классического реализма все принципы собрал и суммировал Моргентау в своей книге Политика среди государств: Борьба за влияние. Излагает принципы классического политического реализма. Постулаты Моргентау:

1) анархия; отсутсвие верховной власти в МО;

2) помоги себе сам; ни одно государство не может опираться на что либо, кроме своей силы; союзники никогда не остаются до конца; договоры не исполняются до конца; единственный способ защиты - сила, аккумулируемая им самим;

3) объективные законы; несмотря на анархичность, можно выделить объективные закономерности в развитии текущей системы МО и сделать прогноз, так как государство не будучи урегулированные МО правом ведут себя рационально и могут быть исследованы так же, как животные биологами; презумпция рациональности отличает реалиста от либерала;

4) политика определяется рационально понятыми национальными интересами; согласно реалисту государство всегда более или менее осознает в чем состоят его текущие национальные интересы и действует в соответсвии с ними; государству как субъекту не доступна форма идеалистического мышления; даже те, кто претендует на отказ от национальных интересов, всё равно действуют в этих интересах, даже если провозглашено противостояние (интересы другого государства); государство всегда действует рационально;

5) политика опирается на силу всегда; других базисов нет и быть не может, так как имеющаяся у государства сила (военная, идеологическая и т.п.) определяет горизонт возможного для политики; с другой стороны, сила всегда будет конвертироваться в политику; активно растущее государство не может не действовать активно;

Акторы в политическом реализме:

1) государство; никто кроме государств действовать в политике не может, даже международные организации и т.п.

Реализм претендует также на то, что он вечен. Реализм утверждает, что война никогда не меняется. Межгосударственные отношения останутся теми же, так как не изменится сам человек - безгранично стремится к силе, безгранично требователен, безгранично эгоистичен.

Рассматривает ли реалист возможность баланса системы? Классический реалист относится к этому достаточно скептически, так как рано или поздно баланс будет смещен и система будет разрушена. Однако сейчас довольно мало классических реалистов. Уже после второй войны был изобретен неореализм.

Основные школы в теории МО

//шесть основных и две дополнительные//

Политический реализм

История политического реализма началась в 5 веке до н э, Фукиддид написал книгу История Пелопонесских войн, в которой первые соображение касательно реализма. Термина не было, но были принципы. Столкновения сверх военизированной Спарты со сверхбогатыми торговыми Афинами привело Фукиддида на определенные мысли, что избыток силы так или иначе смещает баланс и способствует выработке страха у другой стороны. Избыток силы способен предотвратить дальнейшие войны, и т.п. Макиавелли - первый политический проводник. Он рассмотрел ряд политических вопросов, он совершенно оставил доктрину теологического свойства (божьи наказания за военные грехи и т д). Он заявил, что государств борется друг с другом не по причине ереси или благочестия, а исключительно за свои меркантильные интересы. До 17 века все было более менее стабильно. Гоббс перенес все в политику, показав политическую карту мира как арену иерархической конкуренции между государствами за ресурсы, деньги, торговые пути. У Гоббса анархия не тождественна хаосу - это просто отсутсвие верховой власти. (Делай что хочешь таков закон Кроули). До 20 века стабильно, под самый закат классического реализма все принципы собрал и суммировал Моргентау в своей книге Политика среди государств: Борьба за влияние. Излагает принципы классического политического реализма. Постулаты Моргентау:




1) анархия; отсутсвие верховной власти в МО;

2) помоги себе сам; ни одно государство не может опираться на что либо, кроме своей силы; союзники никогда не остаются до конца; договоры не исполняются до конца; единственный способ защиты - сила, аккумулируемая им самим;

3) объективные законы; несмотря на анархичность, можно выделить объективные закономерности в развитии текущей системы МО и сделать прогноз, так как государство не будучи урегулированные МО правом ведут себя рационально и могут быть исследованы так же, как животные биологами; презумпция рациональности отличает реалиста от либерала;

4) политика определяется рационально понятыми национальными интересами; согласно реалисту государство всегда более или менее осознает в чем состоят его текущие национальные интересы и действует в соответсвии с ними; государству как субъекту не доступна форма идеалистического мышления; даже те, кто претендует на отказ от национальных интересов, всё равно действуют в этих интересах, даже если провозглашено противостояние (интересы другого государства); государство всегда действует рационально;

5) политика опирается на силу всегда; других базисов нет и быть не может, так как имеющаяся у государства сила (военная, идеологическая и т.п.) определяет горизонт возможного для политики; с другой стороны, сила всегда будет конвертироваться в политику; активно растущее государство не может не действовать активно;

Акторы в политическом реализме:

1) государство; никто кроме государств действовать в политике не может, даже международные организации и т.п.

Реализм претендует также на то, что он вечен. Реализм утверждает, что война никогда не меняется. Межгосударственные отношения останутся теми же, так как не изменится сам человек - безгранично стремится к силе, безгранично требователен, безгранично эгоистичен.

Рассматривает ли реалист возможность баланса системы? Классический реалист относится к этому достаточно скептически, так как рано или поздно баланс будет смещен и система будет разрушена. Однако сейчас довольно мало классических реалистов. Уже после второй войны был изобретен неореализм.

РЕАЛИЗМ ПОЛИТИЧЕСКИЙ - одна из основных парадигм исследования международных отношений и политики в целом. Реализм вписывается в идеологию традиционного консерватизма. Реализм предполагает, что люди (государства и любые другие участники политических отношений) преследуют собственные интересы (главный из которых — обеспечение выживания и безопасности), используя для этого все доступные способы, включая применение силы. В политике люди противостоят друг другу как члены определенных социальных групп. Государства считаются главными действующими лицами мировой политики, они рассматриваются как антропоморфные образования; международная политика — это борьба за власть и влияние, главная задача государства — наращивание возможностей прежде всего силового потенциала (военного, экономического и др.). Конфликтность присущая самой природе человека, переносится на понимание государства.

Словарь философских терминов. Научная редакция профессора В.Г. Кузнецова. М., ИНФРА-М, 2007, с.468.

  • Политический реализм — направление (школа) в политике, и парадигма в теории международных отношений и политологии, основанная Гансом Моргентау. Направление основывалось на традиции, восходящей к Никколо Макиавелли и Томасу Гоббсу.

Взгляд реалистов на международные отношения пессимистичен: государства озабочены в основном самосохранением, потому из-за отсутствия международной полиции рациональным поведением для них является максимизация мощи, в том числе военной, которая необходима для сохранения независимости. Национализм силён, а государства эгоистичны, так что доверия между ними мало, а альтруизма нет совсем. Международные нормы права или организации не способны существенно повлиять на поведение сильных игроков. Любая попытка переделки мира в соответствии с какой-либо идеологией потому обречена, независимо от абстрактного качества предлагаемых идей.

Связанные понятия

Тео́рия междунаро́дных отноше́ний — дисциплина, в рамках которой международные отношения рассматриваются с теоретической точки зрения. Данная дисциплина прослеживает и анализирует общие закономерности международных отношений в виде концепций. Оле Холсти описывает функционирование теории международных отношений как пары цветных солнечных очков, которые позволяют человеку видеть в них разные цветовые окраски окружающего мира, но не всю действительность. К примеру, реалист может пренебречь определенным.

Теория демократического мира (или либеральная демократическая теория, или просто демократический мир) — популярная теория, согласно которой демократические режимы, или в более узкой трактовке либеральные демократические режимы, не воюют друг с другом.

Теория многополярного мира — политологическая концепция, предложенная российским философом, социологом и политическим мыслителем А. Г. Дугиным, и в наиболее полном виде представленная в одноименной монографии, вышедшей в 2012 году. Теория многополярного мира представляет собой альтернативную трактовку широко используемого в теории международных отношений концепта многополярности. Разработанная А. Г. Дугиным концепция сочетает в себе элементы анализа международно-политических реалий, теоретического.

Культурная гегемония — понятие марксистской философии, характеризующее господство правящего класса над культурно неоднородным обществом. Воздействуя на совокупность представлений, верований, ценностей и норм, выраженных в культуре общества, правящий класс навязывает собственное мировоззрение в качестве общепринятой культурной нормы и общезначимой господствующей идеологии. Такая идеология узаконивает социальный, политический или экономический статус-кво, на деле являющийся лишь социальным конструктом.

Упоминания в литературе

Политический реализм , корни которого уходят в эпоху Николо Макиавелли, убеждает: для сохранения и укрепления власти годятся любые средства. Властвующая элита зачастую применяют тезис о вседозволенности, даже включая использование террора для достижения своих целей. Ибо в этом случае действует уверенность, что власть превращается в самоценность.

Связанные понятия (продолжение)

Негативная свобода характеризуется как свобода от насильственного вмешательства других людей и используется в качестве противопоставления позитивной свободе, которая определяется как свобода индивида от ограничений социальной системы внутри общества, таких как классизм, сексизм или расизм.

Неограмшизм (неограмшианство) — это критическая теория, которая изучает каким образом соотношение различных социальных сил (классов), их материальных возможностей, а также продвигаемых ими идей и институтов формирует политическую систему в рамках одного государства и, определяя поведение любого государства на международной арене, формирует систему международных отношений в целом.

Делиберативная (совещательная) демократия — это модель демократии, при которой принятие политических решений, формулировка политической повестки и рассмотрение спорных вопросов основывается на делиберативном общественном мнении. Под делиберативным общественным мнением понимается мнение, формирующееся в рамках рационального и аргументированного публичного дискурса, направленного на достижение консенсуса.

Постмодернизм в теории международных отношений представляет собой оформившийся в 1980-е гг. комплекс теоретических подходов к исследованию явлений международной жизни, в основе которого лежат идеи европейских философов-постструктуралистов 20 века (Мишель Фуко, Жак Деррида, Франсуа Лиотар, Жан Бодрийяр). Существует два подхода к пониманию постмодернизма как теории международных отношений. В узком смысле постмодернизм анализируют дискурс эпохи модерна, критикует идеалы Просвещения и выявляет последствия.

Коне́ц исто́рии — философское предположение о том, что история человечества с какого-то момента станет однообразной, замедлится или закончится (то есть будет достигнут некоторый идеал или конечная точка бытия). Завершение истории связано с идеей цели, по достижении которой исчезают противоречия, которые подталкивали прежнюю историю, а описание нового, неспешного и прямого развития трудно назвать историей в привычном смысле слова.

Массовое общество — теоретическая модель, описывающая социальные преобразования, вызванные модернизацией (прежде всего урбанизацией, развитием СМИ, всеобщим образованием, демократизацией политики и т. п.), которая активно разрабатывалась в 1920—1960-е годы.

Технологи́ческий детермини́зм — это теоретико-методологическая установка в философских и социологических концепциях и исследованиях на сведение понимания общественного развития к прогрессу техники, определяющим образом воздействующему на бытие, мышление и язык своих носителей. Возник в 1920-х в связи с бурными успехами в развитии науки и техники, нарастающей эффективностью их массового применения в развитии производства.

Наступательный реализм (англ. Offensive realism) — структурная теория международных отношений, одно из направлений школы политического реализма. Основная идея теории заключается в представлении современных международных отношений как анархичной системы, внутри которой государства действуют агрессивно, исходя из своих национальных интересов. Впервые данная теория была выдвинута Джоном Миршаймером, впоследствии его идеи развивались такими политологами, как Роберт Гилпин, Фарид Закария, Эрик Лабс.

Социальные изменения, также культурные изменения — перемены, происходящие в течение некоторого времени внутри социальных систем и во взаимоотношениях между ними, или в обществе в целом. Различают четыре вида социальных изменений: структурные, процессуальные, функциональные и изменения в духовной сфере.

Социология потребления — это подраздел социологии, официально признанный Американской социологической Ассоциацией как раздел, посвященный потребителям и потреблению. В рамках этой области социологи рассматривают потребление в качестве центрального элемента повседневной жизни, идентичности и социального порядка в современных обществах таким образом, что оно намного превосходит рациональные экономические принципы спроса и предложения.

Неортодоксальная, или альтернативная, экономика — широкий спектр альтернатив доминирующим в обществе экономическим идеям и практикам, то есть теории, идеи и экономические школы, не попавшие в мейнстрим, идеологию, лежащую в основе политики Всемирной торговой организации, Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Конвергенция (от лат. convergere — сближаться, сходиться) — политическая теория второй половины XX века, согласно которой СССР постепенно становится более либеральным, а Запад — более социалистическим, в результате чего должна возникнуть усреднённая социально-экономическая система, сочетающая принципы социализма и капитализма (например, плановую экономику и политическую демократию соответственно). В более широком смысле — увеличение сходства между различными обществами, находящимися на одной стадии.

Структуралистский марксизм (англ. Structural Marxism) — философское течение в марксизме, основывающееся на идеях и концепциях структурализма.

Критика либерализма — совокупность политических, экономических и философских идей, составляющих оппозицию либеральным идеологиям, организациям и правительствам.

Тео́рия социа́льных движе́ний, или тео́рия обще́ственных движе́ний (англ. social movements theory) – коммуникативная теория, имеющая целью узнать причины возникновения общественных движений, а также исследовать вклад общества и индивида в события социальной жизни.

В большинстве дискуссий, глобальное гражданское движение является скорее определением общественно-политического процесса, нежели конкретной политической организации или партийной структуры. Этот термин часто употребляется как синоним антиглобалистского движения или движения за глобальную справедливость.

Социология революции — раздел социологии социальных изменений, изучающий революционные политические преобразования общества.

Социальный порядок — это максимально обобщенное понятие, организованности общественной жизни, упорядоченности социального действия и всей социальной системы.

Инструментали́зм — направление в философии и методологии науки, рассматривающее научные понятия, теории и гипотезы как инструменты, необходимые для ориентации человека в его взаимодействии с природой и обществом. Инструментализм тесно связан с прагматизмом, операционализмом и конвенционализмом. Развернутую концепцию инструментализма сформулировал Джон Дьюи. Идеи инструментализма оказали определённое влияние на позиции ряда ученых (Г. Р. Кирхгоф, Г. Герц, П. У. Бриджмен, А. С. Эддингтон).

Посткапитализм — любая гипотетическая будущая экономическая система, которая должна заменить капитализм в качестве доминирующей формы экономики.

Политическая этика — один из разделов этики. В центре внимания политической этики находится проблема морали и власти.

Теория элит — концепция, предполагающая, что народ в целом не может управлять государством и эту функцию берёт на себя элита общества.

В этой статье описываются психологические черты авторитаризма. По форме правления, который носит то же имя, см. АвторитаризмТеория авторитарной личности разработана психологами Калифорнийского университета в Беркли Эльзой Френкель-Брюнсвик, Даниэлем Левинсоном и Р. Невитт Сэнфордом, а также немецким социологом и философом Франкфуртской школы Теодором Адорно. Свои взгляды на феномен авторитарной личности они изложили в книге 1950 года с одноимённым названием. Тип личности определяется девятью признаками.

Спор о методах (нем. Methodenstreit) — происходившая в 80-90-х годах XIX века дискуссия между двумя экономическими школами — австрийской и исторической. Спор о методах стал важным этапом в развитии экономической науки.

Республиканский либерализм (Republican liberalism) – теоретический подход в рамках либеральной школы теории международных отношений, объясняющий влияние разнообразных общественных групп и их преференций на поведение государства на международной арене.

Политическое участие (англ. participation) — понятие в политической науке и политической социологии, в самом широком смысле означающее деятельность граждан, направленную на выбор политиков, а также принятие и претворение в жизнь политических решений.

Теория жизненного пространства — одна из основополагающих теорий геополитики, согласно которой государство рассматривается как живой организм, который рождается и развивается, естественным образом стремясь к территориальному расширению.

Глобали́зм — целостная система взаимосвязанных идеологических, политических, экономических, социальных, военных, культурных и других мероприятий, направленных на утверждение в глобальном масштабе господства той или иной социально-экономической, политической, идеологической, религиозной доктрины. Как правило, источником глобализма становится универсальное государство. В человеческой истории имеется ряд примеров глобализма из разных эпох: глобализм империи Александра Македонского и Римской империи.

Общечелове́ческие це́нности — теоретически существующие моральные ценности, система аксиологии, содержание которых не связано непосредственно с конкретным историческим периодом развития общества или конкретной этнической традицией, но, наполняясь в каждой социокультурной традиции собственным конкретным смыслом воспроизводится, тем не менее, в любом типе культуры в качестве ценности. (см. также моральный абсолютизм).

Диалекти́ческое противоре́чие — философское понятие, применяемое в диалектике Гегеля, Канта и диалектическом материализме.

Марксистская концепция культуры — культурная концепция, созданная Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом, базирующаяся на понимании истории с материалистической точки зрения. Данная концепция рассматривает культуру во взаимосвязи с процессами производства материальных благ, а также с человеческим трудом, которые являются главными источниками общественного прогресса. Также, следует отметить факт того, что К. Маркс в своей концепции развивает теорию Г. Гегеля. Это позволяет рассмотреть марксистскую концепцию.

Читайте также: