Индивидуальное и типическое в характере евгения онегина кратко

Обновлено: 08.07.2024

Характер Онегина в первой части романа раскрывается в сложном диалогическом отношении между героем и автором. Пушкин и входит в образ жизни Онегина, и поднимается над ним в другое, более широкое измерение бытия. Диалог этот обусловлен не только различиями в характерах Онегина и автора, но и временной дистанцией между ними.

Время героя и время автора не совпадают. Образ жизни, который ведет Онегин, хорошо знаком автору, но остался для него далеко позади, в прошлом. В настоящее время автор уже переболел многими “онегинскими” недугами

и успел исцелиться от них, подняться к новому пониманию смысла жизни.
Заметим, что вся первая глава в ее повествовательной части, касающейся Евгения Онегина, посвящена не характеристике внутреннего мира героя, а детальному описанию его образа жизни, типичного для всей светской молодежи 1810х годов. Пушкин, лишая Онегина голоса, берет рассказ о нем в свои руки и начинает его с истории воспитания героя. Оказывается, что с детских лет его окружали нерусские люди.

Вместо няни за ним ходила француженка потом ее сменил французский гувернер, который “учил его всему шутя”. Пушкин знал существо этих “шуток”

и понимал, что скрывалось за формулой “не докучал моралью строгой”. Вспомним пушкинскую характеристику французского XVIII века, гордого века европейского Просвещения, “разрушительным гением” которого был Вольтер.

И хотя русские мальчики “учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь”, основы просветительской философии на бытовом уровне усваивались ими довольно легко. В центре этой философии, сокрушившей “господствующую религию – вечный источник поэзии всех народов”, оказался предоставленный самому себе “естественный человек”. Целью его существования была свобода, заключавшаяся в удовлетворении “естественных потребностей”.

Провозглашалось полное и “святое” право каждого наслаждаться этим удовлетворением. А для смягчения “войны всех против всех” заключался “общественный договор” – узаконенная сделка между “самоценными” индивидами. На уровне национальном – это добровольно принятое бремя государственных “повинностей”.

Отделяя себя от своего героя ("Всегда я рад заметить разность
Между Онегиным и мной… "), Пушкин тем не менее признает Онегина
человеком своего круга, равным ему не только по возрасту и статусу, но
и по многим душевным качествам.
Но с образом автора не все так просто. Дело в том, что он не только
лирический герой романа, он еще и его персонаж.
Пушкин смешивает свою, отдельную, "лирическую реальность" с реальностью вымышленных персонажей. Так, у Пушкина и у Онегина есть общие знакомые:
К Talon помчался: он уверен,
Что там уж ждет его Каверин, –
пишет автор, называя своего друга приятелем героя романа.
Автор упоминает о том, что они с Онегиным собирались путешествовать
вместе. И более того, у Автора по неизвестно каким причинам оказываются
письма Онегина и Татьяны друг к другу:
Письмо Татьяны предо мною;
Его я свято берегу,
Читаю с тайною тоскою
И начитаться не могу.

И такое "смешение" не выглядит неуместным, так как сам главный герой
Евгений Онегин типичен для светского общества пушкинской эпохи,
настолько реалистичен, что многие современники поэта готовы были
видеть в нем черты своих знакомых, считая их прототипами героя.

Реализм романа. Индивидуальное и типическое в характере Евгения Онегина.

Всего, что знал еще Евгений,

Пересказать мне недосуг…

Как рано мог он лицемерить,

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать.

К живому человеку в этой хищной, эгоистической игре обольститель относится как к мертвой кукле-марионетке. Психологические свойства женской души используются как нити в руках кукловода.

Поразительно, что светская девушка охотно участвует в этой игре, очевидно не чувствуя ее коварства. С детских лет она погружается в отношения, лишенные сердечной глубины, движимые мертвым кодексом светских условностей. В результате она теряет способность отличать подлинное и глубокое чувство от искусной подделки под него.

В центре нарочито растянутого описания – предметы потребления, расставленные на двух столах – обеденном и туалетном. Все эти предметы – иностранные, многим из них нет аналогий в русском языке. Отсюда – поток варваризмов, которые врываются в текст не только в русской, но и в латинской транскрипции.

Высокой страсти не имея

Для звуков жизни не щадить,

Не мог он ямба от хорея,

Как мы ни бились, отличить.

Идет меж кресел по ногам,

Двойной лорнет скосясь наводит

На ложи незнакомых дам…

Раскланялся, потом на сцену

В большом рассеянье взглянул,

Отворотился – и зевнул.

Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят;

Еще усталые лакеи

На шубах у подъезда спят;

Еще не перестали топать,

Сморкаться, кашлять, шикать, хлопать…

А уж Онегин вышел вон…

Так сменой ракурсов повествования (сначала от себя, потом от Онегина) автор показывает различие между ними. Стремлением подчеркнуть это различие продиктовано растянувшееся на много строф лирическое повествование о женских ножках. Пушкин отдает дань воспоминаниям: звучат эротические мотивы лицейской лирики, воскрешаются светские увлечения юношеских лет. Нельзя не заметить в этой поэме о женских ножках легкого оттенка самоиронии. Пушкин как будто бы еще и улыбается слегка над своими увлечениями, над их чрезмерной чувственностью, истончающейся до фетишизма. От целостного и живого образа любимой девушки остаются только детали – ножки, башмачки, которые являются предметом любовного поклонения. Собственно, это еще не любовь, а скорее первоэлемент ее – самозабвенная и живая чувственность, обманчивая в своем фетишизме, в своей слепоте. И Пушкин раскрывает далее этот обман:

Слова и взор волшебниц сих

Обманчивы… как ножки их.

Прошла любовь, явилась муза,

И прояснился темный ум.

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум;

Пишу, и сердце не тоскует,

Перо, забывшись, не рисует,

Близ неоконченных стихов,

Ни женских ножек, ни голов…

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Все это оттеняет по-своему эгоистически расчетливое, а потому и прозаически-грубое, механическое донжуанство Онегина. Не случайно его сопровождает настойчиво звучащая на заднем плане повествования тема охлаждения, отмирания живых жизненных сил. Роман открывается смертью дяди и кощунственным отношением к этому таинству Онегина, призывающего черта. Но над чем посмеешься, тому и послужишь. На фоне живых лирических порывов автора бледной немочью отзываются потуги героя, который

Зевая, за перо взялся,

Хотел писать – но труд упорный

Ему был тошен; ничего

Не вышло из пера его…

Что ж мой Онегин?

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит.

Но, прилетев в деревню дяди,

Его нашел уж на столе,

Как дань готовую земле.

Условий света свергнув бремя,

Как он, отстав от суеты,

С ним подружился я в то время.

В то же время в онегинском разочаровании есть изъян. Герой еще не способен критически подняться над собой, обвинить себя, оценить очевидную ущербность и крах своего миросозерцания. Напротив, он склонен тут обвинять весь мир, весь свет. Его глаза не повернулись зрачками в глубину противоречий собственной души. Они замечают только несовершенный мир вокруг:

Кто жил и мыслил, тот не может

В душе не презирать людей…

Но дружбы нет и той меж нами.

Все предрассудки истребя,

Мы почитаем всех нулями,

А единицами – себя.

Один среди своих владений,

Чтоб только время проводить,

Сперва задумал наш Евгений

Порядок новый учредить.

В своей глуши мудрец пустынный,

Ярем он барщины старинной

Оброком легким заменил;

И раб судьбу благословил.

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной…

Читательская лаборатория Как научиться различать типическое и индивидуальное в литературном характере

Читательская лаборатория Как научиться различать типическое и индивидуальное в литературном характере Вы уже знаете, что литературный характер создается на основе сочетания в персонаже индивидуальных психологических черт с качествами, присущими многим людям.

2. Характерное и типическое в дневниковом образе

2. Характерное и типическое в дневниковом образе Человеческий образ в дневнике не является единичным или периодически повторяющимся. К нему приложимы те же категории характера и типа, что и к образам художественной прозы. Авторы большинства дневников не ограничиваются

§ 3. Типическое и характерное

§ 3. Типическое и характерное В XIX в. упрочилась и возобладала новая концепция искусства как познания, опирающаяся на опыт реалистического творчества. В эту эпоху преодолевались и одновременно синтезировались более ранние теории (подражания и символизирования). Опорные

Типическое в жизни и литературе

Типическое в жизни и литературе Прогрессивная художественная литература всегда стремилась воспроизводить реальную действительность в ее типических проявлениях.Но что же представляет собой типическое в жизни? Это существенные социально-исторические характеры и

Евгений Онегин – главный герой одноименного романа в стихах А.С. Пушкина. Каков же характер Онегина, чем он отличается от других персонажей этого произведения?

Внешность Онегина

Евгений Онегин – молодой человек, аристократ, проживающий в Петербурге. Ему 26 лет, его родители умерли, и он один является наследником всех своих родственников. Герой следит за своей внешностью, одевается по последней моде. Онегин не имел определенных занятий. Он много времени проводил на балах, но не имел ни какой конкретной цели в жизни. Военную службу, популярную среди молодых дворян в то время, он презирал, семью заводить не собирался. Он словно не мог найти самого себя.

Внешности главного героя автор уделяет совсем мало внимания. Мы не знаем, какие черты характера он имел, какого роста был. Все его описание сводится к изображению его одежды и аксессуаров.

Черты характера Евгения Онегина

Главный герой, находясь еще в весьма молодом возрасте, уже устал от высшего света и внимания противоположного пола. Его тяготит общение, все больше времени он проводит в уединении. Скука и хандра становятся его верными спутниками. Если Онегин чем-то и увлекается, то потом очень быстро разочаровывается. Он равнодушен ко всему на свете: и к болезни собственного дяди, и к пламенным чувствам Татьяны Лариной.

Главный герой – очень противоречивая натура. С одной стороны он жесток, эгоистичен и бессердечен, с другой – умен, раним, свободолюбив, честен. Оказавшись в деревне, он знакомится с Ленским, который становится его другом, и Татьяной Лариной, которая влюбляется в него. Однако из-за своего характера он теряет и друга и любовь. Ленский погибает на дуэли с Онегиным, слишком серьезно восприняв его заигрывания с его возлюбленной. Татьяне же на ее откровенное письмо с признанием в любви он отвечает отказом не потому, что она не нравилась ему, а потому, что он был уверен в своем скором разочаровании в девушке. Его хандра и неудовлетворенность жизнью всегда преследовали его. Онегин был лишним человеком в этом мире.

Читайте также: