Моцарт и сальери история отношений кратко

Обновлено: 05.07.2024

Как оправдать того, кого уже давно нет на свете и кто, разумеется, не может защитить себя сам? И что может быть важнее чести и доброго имени кого бы то ни было? Тем более такого выдающегося человека, как Антонио Сальери.

Сын колбасника

Антонио Сальери родился 18 августа 1750 года в захолустном итальянском городишке Леньяго, недалеко от Вероны. Ничем не примечательный дом, где он появился на свет, сохранился и поныне.
Сальери был на шесть лет старше Моцарта – и это вроде бы незначительное обстоятельство важно для нашего повествования. Отец Сальери, в отличие от Леопольда Моцарта, отца Вольфганга, не был ни композитором, ни педагогом, а был, о ужас, торговцем колбасой. Что, однако, не помешало ему отдать старшего сына Франческо в обучение скрипачу-виртуозу Джузеппе Тартини. Неизвестно, стал ли он впоследствии профессиональным музыкантом, зато успел преподать музыкальные азы младшему брату Антонио.
Италия во все времена располагала к музыке: в каждой провинции здесь непременно обнаружится местный виртуоз, а уж в крупных городах, где жили настоящие гении, и подавно. Маленький Антонио довольно быстро освоил клавесин с органом – с самого детства он подавал большие надежды. Еще совсем ребенком он мог работать не покладая рук, занимаясь с утра до вечера, успевая еще и петь в церковном хоре. Кроме явных способностей к музыке, главным его качеством было необычайное упорство – качество, которое Сальери сохранил на всю жизнь.
Тем временем дела у его отца шли неважно. В конце концов он разорился и умер. Через год друзья отца увезли четырнадцатилетнего Антонио в Венецию, где им заинтересовался представитель одной из самых знатных венецианских фамилий – Джованни Мочениго. Клан Мочениго был не только очень богатым, но еще и чрезвычайно влиятельным (глава семьи - дож Венецианской республики), покровительствовал искусству и музыкальному образованию. Юному Сальери повезло – он смог продолжить свои штудии уже в Венеции: пел в хоре собора Сан-Марко, обучался у вице-капельмейстера собора, композитора Пешетти, учился пению у тенора Пачини и прилежно изучал основные музыкальные дисциплины. Трудился он как заведённый – до тех пор, пока его не представили Флориану Леопольду Гассману, придворному композитору императора Иосифа II.
Гассман был приглашен в Венецию для постановки одной из своих опер, что красноречиво говорит о его даровании: далеко не каждому иностранцу была позволена постановка собственной оперы в такой музыкальной стране как Италия. Так вот, этот самый Гассман настолько проникся судьбой талантливого паренька, что взял его с собой в Вену.

Культурная столица

Придворный композитор

Лучший, добрейший

Другой стороной таланта этого неординарного человека была способность к педагогике. Он преподает хоровое пение в Венском обществе любителей музыки, работает в Венской Певческой школе, позже преобразованной в консерваторию, обучает множество самых разных музыкантов. В 1815 году его благодарный ученик, Франц Шуберт, написал в честь юбилея учителя кантату, текст к которой сочинил сам:

Амадеус

Измеритель талантов

Сумерки богов

Ай да Пушкин

Адвокат Сальери

Вольфганг Амадей Моцарт, ранее 1791.


Завидовал ли?


Вольфганг Амадей Моцарт в последние годы жизни (1756–1791).

— Слышь, братан, а кто такой этот Моцарт?

— Да ты чё, лох, что ли? Это такой деятель, он, короче, для наших мобильников музыку пишет!


Не убивал?

Людвиг ван Бетховен на портрете Карла Штилера. 1820 год.

Ни могилы, ни креста
Национальная гордость Австрии, музыкальный гений, императорский и королевский капельмейстер и камер-компози-тор не удостоился ни отдельной могилы, ни креста.


Это была ртуть
По мнению ряда ученых, в том числе токсикологов, смерть Моцарта произошла вследствие хронического отравления ртутью, а именно - от многократного поступления в организм двухлористой ртути - сулемы. Она давалась со значительными интервалами: впервые - летом, в последний раз - незадолго до смерти. Причем конечная фаза заболевания схожа с истинным отказом почек, что и послужило основанием к ошибочному диагнозу почечной недостаточности воспалительного характера.
Это заблуждение объяснимо: хотя в XVIII веке очень многое было известно о ядах и отравлениях, врачи практически не знали клинику интбксикации ртутью (сулемой) - тогда с целью устранения соперников было более принято использовать так называемую aqua Toffana (no имени известной отравительницы, составившей адскую смесь из мышьяка, свинца и сурьмы); об aqua Toffana в первую очередь подумал и занемогший Моцарт.
Все симптомы, наблюдавшиеся у Моцарта в начале заболевания, тождественны признакам хорошо изученного в настоящее время острого ртутного отравления (головная боль, металлический привкус во рту, рвота, потеря веса, неврозы, депрессия и др.). В конце длительного периода отравления наступает токсическое поражение почек с конечными уремическими симптомами - лихорадка, сыпь, озноб и т.д. В пользу медленного отравления сулемой говорит и то, что музыкант сохранял ясное сознание и продолжал писать музыку, то есть был трудоспособен, что характерно для хронического отравления ртутью.
Сравнительный анализ посмертной маски Моцарта и его прижизненных портретов дал, в свою очередь, основание для вывода: деформация черт лица явно вызвана интоксикацией (Сергей Мазуркевич, 2003).
Таким образом, многое свидетельствует в пользу того, что композитора отравили. О том, кто и как это мог сделать, тоже есть предположения.

Наталья Борисовна Ласкова
кандидат медицинских наук, врач-невропатолог.

Написано множество книг, посвященных тайне гибели "бога музыки" в 35-летнем возрасте. И большая часть авторов пришли к следующим выводам:

  • что Моцарт был отравлен завистниками
  • что его убийцей был Антонио Сальери
  • что ядом была двухлористая ртуть (сулема)
  • что Сальери действовал с ведома и даже при содействии барона Готфрида ван Свитена, покровителя Моцарта, влиятельного, состоятельного и близкого императорскому двору вельможи. Последний, кстати, полностью отдавал себе отчет в гении Моцарта и высоко его ценил.
  • что Сальери участвовал в распространении версии об "ужасной погоде", якобы помешавшей людям дойти до кладбища, и возможно, был одним, кто придумал эту историю.

Отровление? "Кто же из старых венцев сомневается в этом? - сказал Йозеф Маркс, старейшина австрийских композиторов уже в середине 20 века Г Дуде, соавтору книги о последних годах жизни Моцарта. Также известный автор монументального труда о Моцарте - Гвидо Адлер (1855-1941) сообщил ему, что была найдена запись предсмертной исповеди Сальери, где он признается в совершении преступления. В последние годы "добрый малый" Сальери был помещен в психиатрическую клинику, поэтому по закону духовник имел право раскрыть тайну его исповеди. Кроме того, записи посетителей в разговорных тетрадях оглохшего Бетховена с 1823 года свидетельствуют, что Сальери признался в отравлении Моцарта, и мучимый страшными угрызениями совести, даже пытался перерезать себе горло опасной бритвой.

Наконец, хорошо известно, что сам Моцарт был убежден в том, что его отравили, и сказал об этом своей жене. Так писал его первый биограф - современник и почитатель Франтишек Немечек (1766-1849), опекавший и воспитывавший сыновей Моцарта некоторое время после его смерти. Книга Немечека вышла уже в 1798 году, и в ней впервые появился намек о насильственной смерти Моцарта. В 1794 году в очерке, изданном в Граце, такого намека еще не было, но разговоры ходили, так как " после смерти тело сильно распухло, утверждают даже, что он быо отравлен ".

Подозрения эти подкреплялись и той непонятной торопливостью, с которой он был погребен, не соответствующей ни его общественному положению ( он занимал пост помощника капельмейстера единственного в Вене грандиозного готического собора имени св. Стефана и также имел звание придворного капельмейстера, что указано в записи о смерти), ни отношению к нему современников.

Тело его даже не внесли в собор, а отпевание совершили неспех у капеллы св. Креста, прилегающей к наружней стороне храма . В городе, как известно, в это время не было эпидемии (последняя эпидемия чумы была в Вене за 110 лет до описываемых событий), и Моцарт не стал ее жертвой. Тогда почему? Еще более странным было решение похоронить его по "третьему разряду", принятому по решению богача барона ван Свитена. Именно он, а также Сальери, ученик Моцарта Зюсмайер и композитор Альбрехтсбергер, вскоре назначенный на освободившееся место капельмейстера в соборе св. Стефана, пошли проводить Моцарта в последний путь. Интересная подборка лиц.

До места погребения никто из них не дошел, " по причине сильного дождя, перешедшего в снегопад " по рассказу того де фон Свитена, который он распространил в Вене. Все это похоже на издевательство. Погоду проверили в Центральном институте метеорологии и геодинамики в Вене, и 9 июля 1959 года оттуда прислали справку, что " по сохранившимся записям 6 декабря 1791 года утром в Вене было 2.6 градуса тепла по Реомюру, а днем и вечером - 3 градуса тепла, а в 3 часа дня, именно во время отпевания у собора св. Стефана (не внутри!) был "слабый восточный ветер ". Никаких осадков!

Может быть, налетел "мистический" кратковременный ураган? Нет, по выписке из хранящегося в Австрийском государственном архиве дневника графа Карла Цинцендорфа ( т.36, с.287 ) 6 декабря 1791 года в Вене " Погода теплая и густой туман ". Причем, туманы были не новостью для местных жителей, и уж никак не могли ни способствовать внезапному "мистическому урагану", ни препятствовать проводам всеевропески известного композитора .

Создается впечатление, что поведение небольшой группы людей, сопровождавших катафалк, среди которых не было жены композитора, и никого из близких, было, мягко выражаясь, странным. Их присутствие на кладбище помешало бы осуществлению замысла, по которому могила и должна была затеряться .

"Ибо распространение слухов об отравлении могло привести к эксгумации тела с целью решения вопроса о применении яда. Ван Свитен, положение которого при дворе к этому времени пошатнулось, понимал, что можно легко навлечь гнев императора, если на "первого музыканта империи", обласканного Габсбургами, каким был Сальери, ляжет такая страшная тень. Именно поэтому он принял все меры, распорядившись о погребении Моцарта "по третьему разряду", то есть в рву, вместе с телами десятка бродяг и нищих, позабртившись также о том, чтобы никто не запомнил местонахождения этого рва "(Г.Дуда) .

Последние "изыскания" утверждают, что похороны по третьему разряду предполагали-таки отдельный гроб и были обычным делом для небогатых людей, каковым и был Моцарт в последние годы жизни. Даже если и так, обстоятельства последних проводов кажутся подозрительными. Ведь Свитен был действительно богатым человеком и признанным всеми "поклонником и покровителем" Моцарта. Состоятельные знатные поклонники Бетховена в Вене сложились и назначили глухому гению приличную ежегодную пенсию - это было "прилично" в их кругу. А здесь - той же самой Вене - всемирной столице Музыки - по отношению к Моцарту? Именно поведение ван Свитена вызывает больше всего вопросов. Делал ли он все это по собственной воле или им руководила воля более могущественная, которой никто не мог сопротивляться, например, воля масонов?

Вдову Моцарта не пустили на похороны, сославшись на ее " болезненное состояние в связи с пережитым горем ". Но ведь была Софи Вебер, ее младшая сестра, были актеры и певцы, собратья по цеху, репетировавшие "Волшебную флейту" в доме Моцарта о обожавшие его. Были и другие обожатели и множество знакомых - куда они все исчезли? Вдове сказали, что на месте погребения был поставлен крест. Но почему она появилась там только спустя 17 лет в 1808 году? К этому времени место погребения уже заросло травой, и сравнялось, а могильщик умер в 1802 году. Позже, когда слава Моцарта все росла, Констанция рассказывала окружающим трогательную историю о том, как снежная буря разогнала толпы людей, провожавших великого композитора, и эта версия подтверждала версию ван Свитена. Последний просто прослыл скупцом, а слухи об отравлении остались только слухами, не имея вещественного подтверждения .

Статья Н. Слонимского, развенчавшая историю о "снежной буре", появилась в авторитетном американском журнале "Еру Musical Quarterly" почти одновременно с публикацией моравского профессора Яна Рацка, в 1959 году напечатавшего текст и фотокопию подлинного письма Сальери, посланного в 1821 году. Разбору этого письма будет посвящена следующая статья.

Продолжение следует.

Спасибо, что дочитали до конца! Комментируйте, подписывайтесь , чтоб не пропустить статьи.

Читайте также: