Индивидуация по юнгу кратко

Обновлено: 02.07.2024


Для Юнга психика не является чем-то статичным, незыблемым, остающимся всегда неизменным и равным самому себе; но это – к омплекс, который постоянно находится в движении и который обнаруживает себя в весьма лабильном равновесии. Это самое движение вызывается посредством напряжения противоположностей, а также тенденцией по их выравниванию. Данный процесс определяет все психическое хозяйство.

Вероятно, может сложиться впечатление, будто Юнг рассматривал бессознательное только как нечто реактивное, лишь как нечто компенсаторное по отношению к сознательной установке. Однако это совершенно не так: бессознательное не только реактивно, но и креативно. Более, того, вполне возможно – Юнг приводит многочисленные описания своего психотерапевтического опыта – что бессознательное захватывает собственную инициативу и инициирует из самого себя перемену личности, которую уже никак нельзя объяснить только в качестве реакции на установку сознания.

Индивидуация и процесс индивидуации


Возврат архетипических проекций, т.е. разбирательство с бессознательными компонентами личности, предъявляет высочайшие требования к психике: от человека требуется, чтобы он выложил все свои силы, ибо разбирательство с коллективным бессознательным влечёт за собой чудовищные последствия для Я-сознания.

Чтобы иметь возможность получше вчувствоваться в этот процесс и чтобы составить себе более точное представление о комплексности и усложненности той психологии, которую представляет Юнг, остановимся подробно на отдельных ступенях этого процесса.

Объектная ступень

  • Разрушение Персоны: бессознательные, а три известных условиях даже противоречивые тенденции захлестывают сознание (инфляция), что в экстремальном случае может привести к шизофрении.
  • Регрессии в более раннюю стадию развития, т.е восстановление своей прежней Персоны.
  • Идентификация с коллективной психикой, что равнозначно инфляции сознания, возведенного теперь только до уровня системы. Доступ к коллективной психике означает обновление жизни; человек может быть проглочен всем этим и выступать, как пророк идей, берущих свое начало в данной идентификации. Вместо того чтобы переработать натиск бессознательного и в некотором смысле его преодолеть и интегрировать, происходит некритическая идентификация.

Все эти опасности необходимо постоянно держать в уме и помнить о них в ходе последующей работы, даже если к тому есть хоть малейшие намеки. Весь путь характеризуется как постоянная борьба с психикой и внутри психики, как постоянное преодоление, страхов, которые возникают уже на стадии освоения Тени, но с полным правом и в большей мере относятся к коллективному бессознательному.

Субъектная ступень


После демонтажа Персоны и интеграции личного бессознательного на очереди стоит более трудная и продолжительная фаза процесса: интеграция архетипов. Это – разбирательство между Я и коллективным бессознательным.


Под интеграцией архетипа Юнг понимает возврат и приятие обратно в психику архетипической проекции от объекта. Энергия, связанная прежде воедино с желанием (да и вообще с ожиданиями и страхами), возвращается теперь назад в собственную душу, но не для того, чтобы покончить с этими пожеланиями и т д. словно с иллюзиями, но прежде всего для того, чтобы человек 1) более не идентифицировал слепо себя самого с архетипическими пожеланиями и импульсами, чтобы он научился себя от них отличать и 2) постиг собственное содержание архетипа и признал его в качестве чего-то наличествующего в психике. Итак, если желание (связанное с архетипом матери) быть сокрытым и защищенным, проецируется на телесную мать, то, говоря об интеграции, предполагается не упразднение данного желания в качестве бессмысленного и невыполнимого, а признание его именно в качестве первенствующего любой проекции и как приближение – посредством возврата проекции в психику – к цели, т.е. нахождение этого сокрытия в собственной психике, в некоем стоящем над Я центре (в Самости).

Решающие ступени этого процесса можно сопоставить друг с другом и обобщить, если данный процесс рассматривать одновременно и в аспекте дисганциронания (истинной личности от не-я), на аспекте становления цельности и интеграции (психики):

Аспект дистанцирования

1. Дистанцирование от Персоны

2. Дистанцирование от идентификации с архетипом мана-личности

3. Следствие: становление самости. Самость как новое средоточие персоны, истинная и собственная индивидуальность, неподверженность никаким иным психическим силам и властям.

Аспект интеграции

1. Интеграция личного бессознательного (Тени!)

2. Интеграция содержаний Анимы, или Анимуса (Анима и Анимус реализуют функцию моста с бессознательным).

3. Интеграция содержаний архетипа манна-личности (манна)

4. Следствие: Цельность! Новое вышестоящее средоточие психики, которое может быть охарактеризовано как тесное сопряжение противоположностей; посему только ему и исключительно ему одному с полным правом причитается свойство манны.

Существенное содержание этого самого душевного порыва встраивается в психику сознательно, в результате чего проекции этого содержания (бывшие в объектах) возвращаются опять в субъекта.

Во избежание недоразумений и для того, чтобы ясно изложить теорию Юнга присовокупим еще некоторые дополнительные замечании.

Индивидуальность и универсальность


Это Нечто, что напирает и теснит, есть архетип Самости, а то, на что направлено и устремлено это чудовищно могущественное томление – есть осуществление Самости.


Из этого следует, что индивидуация – есть необходимая предпосылка, если человек желает установить лучший и социально более приглядный мир!

Само по себе Бессознательное в понимании Юнга – это, своего рода психический музей всего, что было накоплено человеком. В этом смысле задача человека – найти и построить свою целостность. При этом человек не знает, как выглядит эта целостность. У него нет априорного представления о том, каким он должен быть и к чему он должен стремиться.

В Бессознательном существуют две тенденции:

Мандола очень часто используется в архитектуре городов. Так, согласно Плутарху, при закладке города Рима Ромул призвал строителей, которые дали ему наставления о сакральных обычаях и посвятили в правила проведения такой церемонии, следовать которой надо неукоснительно, как если бы это были правила проведения мистерии. Сначала они вырыли круглую ямку там, где сейчас стоит Дворец Ассамблеи. Затем бросили в эту ямку символические подношения плодов земли. Потом каждый взял горсть земли из той стороны, откуда пришел – и все вместе бросили эту землю в ямку. Эта ямка получила название мундуса, что также подразумевает космос. Вокруг ямки Ромул начертал плугом, в который запряг буйвола и корову, границу города в виде круга. Там где планировались ворота, буйвол и корова выпрягались.

Ну, это лирическое отступление, а теперь – собственно об индивидуации.

Процесс индивидуации Юнг считал обретением собственной Самости человека.

Индивидуация по Юнгу есть порождение своей собственной целостности. Это путь, в процессе которого мы пытаемся достичь объединения всех противоположностей. Сам Юнг выделял четыре ступени на пути человека к индивидуации:

1 Ассимиляция Тени

2 Гармонизация взаимоотношений с Анимой/Анимусом

3 Ассимиляция архетипа Старца/Мудреца/Смысла

На этом этапе мы начинаем понимать какие-то глубинные смыслы мира.

4 Гармонизация всех пар противоположностей и обретение Самости

К этому этапу можно идти очень долго (хотя бы потому, что для описания Самости Юнг использует заимствованное у Аристотеля понятие энтелехии как некоторой потенциальности Самости – это то, что может произойти). Причем Юнг отдельно оговаривал, что чем более зрелым является человек, чем сильнее его Эго – тем сильнее те конфликты, с которыми ему придется столкнуться в процессе прохождения этапов индивидуации. Но тем больше у него ресурса для того, чтобы подняться выше

Индивидуация Дамы и господа, я рад вновь видеть вас в этом зале. В прошлый раз мы говорили о реальности психического и преодолении типично западной установки превосходства внешнего над внутренним. Сегодня я раскрою вам ключевое понятие мысли Карла Густава Юнга – понятие индивидуации.

Дамы и господа, я рад вновь видеть вас в этом зале. В прошлый раз мы говорили о реальности психического и преодолении типично западной установки превосходства внешнего над внутренним. Сегодня я раскрою вам ключевое понятие мысли Карла Густава Юнга – понятие индивидуации.

Перед тем, как непосредственно приступить к теме, я предлагаю поразмыслить вот над чем: нам всем знакома теория эволюции, согласно которой из простейших форм жизни в ходе естественного отбора появляются более сложные. Сейчас очень многие подвергают эту гипотезу сомнению, но на данный момент у нас нет иной альтернативы, ибо не будем же мы всерьёз воспринимать гипотезу Адама и Евы, которая даже недостойна критики. Итак, согласно теории эволюции, человек произошел из некоего существа, отдалённо напоминающего обезьяну.

Вопрос, который я хочу поставить перед вами: по-вашему, в какой момент эволюционного движения произошел эволюционный сдвиг и человек стал человеком?

Классический материализм предполагает, что человека сделал труд, но уже сейчас в свете открытий в области зоологии очевидна ущербность этой гипотезы. Орудиями труда без какого-либо внешнего обучения пользуются некоторые обезьяны, причём в отдельных стаях у них оказываются совершенно свои навыки труда по добыванию пищи, которым взрослые особи обучают детенышей. Заметим, что это нисколько не приближает современную обезьяну к состоянию человека. Итак, вопрос остаётся открытым.

Тем не менее, пра-человек был абсолютно лишен способности разделять внутреннее и внешнее. Определённые психические процессы, которые оказывались в поле ещё неустойчивого сознания, автоматически проецировались на внешнюю реальность. Именно так появилась первая мифология.

Индивидуация – ключевое понятие юнгианской психологии. В прошлой лекции мы в общих чертах определили её главную идею – трансформация из бессознательного и аморфного состояния в целостную индивидуальность. Сейчас же мы рассмотрим это понятие несколько подробнее и определим основные стадии этого процесса.

Юнг рассматривает индивидуацию как основную движущую силу психики. Все сферы человеческой деятельности, за исключением тех, что продиктованы инстинктом выживания, согласно Юнгу, исполнены неосознанным стремлением к индивидуации. Но хотя потребность к индивидуации в бессознательном есть у всех, способность к её осуществлению имеется только у немногих.

Поняв, что все есть отображение воли к индивидуации, мы можем попасть в хитрую ловушку, решив, что если все мифы говорят об одном, то достаточно знать один миф, чтобы понять всё. Но бессознательное, в отличие от сознания, способно говорить на тысячи языках и использовать сотни символов в совершенно разных контекстах и значениях. Если мы не будем понимать его язык, то просто впадем в иллюзию духовного роста, чем и занимается большинство современных ньюэйджевских групп. Хотя любой процесс индивидуации имеет некоторые архетипические закономерности (о которых мы поговорим впоследствии), нет двух тождественных индивидуаций – каждому придется столкнуться со своим набором испытаний, символов и знаков на этом пути.

Но именно здесь, на первобытной и примитивной стадии, начинаются первые инстинктивные импульсы индивидуации. Прежде всего, эти импульсы находят свое выражение в примитивной, зачаточной религии. Именно здесь впервые происходит отделение себя, как поклоняющегося, от внешнего объекта, которому происходит поклонение. Не труд, как наивно полагали марксисты, а обряд, религия, тотем сделали животное человеком, даровав первый проблеск сознания.

Процесс индивидуации можно разделить на две части. Первая часть, которую можно назвать предварительной индивидуацией, направлена на познание внешних объектов и формирование устойчивого эго, которое эффективно действует во внешнем мире. Вторая часть индивидуационного процесса, собственно, и является индивидуацией в юнговском смысле – это познание бездонных глубин психики, прыжок в неизвестность и достижение трансформации своего Я. Мотивы и образы именно второй части индивидуации проявляются в мифологии и религии.

Путь индивидуации – это путь героя, проходящего определённые испытания, чтобы в конце пути достичь слияния со своей женской ипостасью (символизируемой в мифах принцессой) или, что является ещё более высоким уровнем, установить контакт с некой высшей божественной силой. Путь, который проходит герой, встречаясь с помощниками и врагами, колдунами и драконами, ведьмами и феями – символ пути индивидуации, в ходе которого эго встречается в глубинах психического с инстинктивными и архетипическими фигурами. Именно потому мифология крайне полезна с точки зрения психологии.

По сути, никакой разницы между сказками и современным фольклором, как то голливудский боевик или фильм ужасов, нет. И там и там основной темой повествования является символический путь героя, целью которого является спасение Анимы (то есть своей женской ипостаси) и преодоление неких теневых персонажей.

Стремление к индивидуации, являясь стремлением к большей осознанности, как и другие инстинктивные стремления бессознательно. В этом парадоксе кроется разгадка того, что зачастую действия, которые по символике можно было бы отнести к индивидуационному инстинкту, ведут к ещё большей бессознательности. Вся психическая жизнь (будь то религия, искусство, политика или любая другая сфера приложения человеческого духа) движима инстинктом индивидуации, но поскольку в абсолютном большинстве случаев этот инстинкт бессознателен и спроецирован вовне, то вместо индивидуации идёт бессмысленный расход сил ни на что и в результате – ещё большая бессознательность.

Поскольку символы индивидуации наиболее чётко представлены в мифологии, следовательно, изучая мифологический путь героя, мы можем определить, какие именно стадии и примерно в какой последовательности проходятся на пути индивидуации. Для более подробно ознакомления с символикой пути героя я настоятельно рекомендую к прочтению книгу Джозефа Кембелла “Герой с тысячей лиц”. В рамках лекций я могу лишь кратко и сжато осветить основные архетипы пути индивидуации.

К слову – самой грубой ошибкой Фрейда было зацикливание на предварительной индивидуации, в результате чего он ошибочно отождествлял примитивные, навязчивые повторения и религиозные церемонии, полные глубочайших символов пресуществления психики.

Мы говорили, что первобытный человек обладает лишь зачатками сознания. Но что представляет собой среднее сознание обычного человека? Так ли далеко оно ушло от первобытного состояния? Современный человек имеет преимущество перед примитивным в том, что способен дифференцировать свое эго от внешних объектов. Однако эта дифференциация является далеко не полной и касается только физических объектов, в то время как способность дифференцировать себя от внешних (привнесенных) психических воздействий бывает очень маленькой. Средний человек не способен критично смотреть на доминирующие коллективные представление и автоматически принимает их в себя, считая своими собственными. С одной стороны, его сознание оказывается подчинено инстинктам, с другой – ограничивающим догмам, навязанным системой воспитания. Да, именно так – сейчас мы обращаемся к классической схеме папаши Фрейда: сверху – контролер суперэго, снизу – неистовые инстинкты ид, а в середине, точно Мюнхгаузен между крокодилом и львом, заперто наше эго-сознание.

В юнгианской традиции суперэго определяется, как ужасный отец, а изначальная инстинктивность – как ужасная кастрирующая мать. Вопреки парадигме Фрейда, в жизни часто бывает, что эти, на первый взгляд, непримиримые противоположности действуют как бы заодно, на манер "плохого и хорошего полицейского".

Освобождение от власти навязанных извне стереотипов, их критическое переосмысление – первая стадия индивидуации. Уже здесь подстерегает большое количество сложностей. Окружающий мир готовит тысячи искушений и подмен, чтобы только оставить нас в бессознательном, некритичном состоянии. Помните: система подобна пожирающей матери, которая даёт своему ребёнку тысячи возможных игр и игрушек, только бы защитить от взросления. Потому первой стадией индивидуации является символическое отключение от ложных идентификаций и серьёзная интроспекция, то есть самопознание.

Несомненно, первой ступенью является символический уход из дома. В мифах герой оставляет дом своих родителей и устремляется в странствие. Он перестаёт быть “дитем своей матери” и становится полноценной отдельной единицей. Это означает разрыв с семейным бессознательным и начало собственного самоопределения. Проявлением этой ступени часто является подростковый бунт, который, к сожалению, в силу своей бессознательности, в 95 процентах из ста заканчивается полным поражением и возвращением к состоянию “дитя своей матери”, хотя в роли матери может выступать что угодно – работа, семья, президент. Бессознательный инстинкт индивидуации порой даёт о себе знать, но увы, в силу бессознательности самого индивида оказывается потерянным.

В древних культурах были разработаны особые инициации взросления, зачастую достаточно жесткие. Их цель – отделение индивида от семейного бессознательного, разрушение идентификации с прежним состоянием ребёнка через символическую смерть и новое рождение в принципиально новом качестве. Отсутствие в современной культуре подобных инициаций и является причиной повального невротизма и инфантильности.

Выше я кратко обрисовал ключевые архетипы, которые связаны с индивидуацией. В дальнейшем каждому из этих архетипов будет посвящена отдельная лекция, и вы сможете усвоить тему значительно глубже.

Индивидуация — процесс достижения целостности и, таким образом, стремление к большей свободе. Процесс включает развитие динамической связи между эго и самостью с интеграцией различных частей психики: эго, персоны, тени, анимы и анимуса и других архетипов бессознательного. Когда люди становятся более интегрированными, они начинают выражать эти архетипы более тонкими и сложными способами.

Работая в качестве аналитика, Юнг обнаружил, что пациенты, которые приходят к нему в первой половине своей жизни, не слишком включены во внутренний процесс индивидуации; они нацелены в первую очередь на результат, на успех в достижении целей эго. Пациенты старшего возраста, уже достигшие этих целей, добиваются других: стремятся к интеграции больше, чем к достижениям, и ищут гармонию с общностью психики.

С точки зрения эго рост и развитие включают интегрирование в сознание нового материала, это процесс приобретения знаний о мире и о себе. Рост для эго — лишь возрастание осведомленности сознания. Индивидуация, напротив, является развитием самости, а с точки зрения самости целью является единство сознания и бессознательного.

Раскрытие персоны

В начале процесса индивидуации мы должны начать раскрытие персоны и рассматривать ее, скорее, как полезный инструмент, чем как постоянную часть самих себя. Хотя персона выполняет важные защитные функции, она также является маской, скрывающей самость и бессознательное.

В результате становления знаний об ограничениях и деформациях персоны мы стали более независимы от нашей культуры и нашего общества.

Борьба с тенью

Мы вынужденно сталкиваемся с тенью, когда смотрим на то, что стоит за внешними проявлениями. Мы можем освободиться от влияния тени в той мере, в какой приняли реальность темной стороны каждого из нас и одновременно поняли, что представляем собой больше, чем тень.

Противостояние аниме и анимусу

Следующим шагом является столкновение с анимой или анимусом. Мы должны относиться к этому архетипу как к реальному человеку или людям, с которыми мы можем общаться и учиться у них. Например, Юнг спрашивал у являвшихся ему персонажей анимы об интерпретации символов сна, подобно тому, как пациент консультируется у аналитика. Мы также узнаем, что фигуры анимы или анимуса достаточно автономны и могут влиять на нас и даже управлять нами, если мы игнорируем их или слепо принимаем их образы и планы за свое собственное личное создание.

Развитие самости

Несмотря на то что возможно описать индивидуацию в терминах последовательных ступеней, процесс значительно сложнее, чем просто развитие, представленное здесь. Все описанные шаги частично перекрывают друг друга, и каждый из нас постоянно возвращается к старым проблемам и вопросам (с надеждой, обусловленной различными перспективами). Индивидуацию можно представить как спираль, в которой перед нами встают все те же основные вопросы, каждый раз в более ясной форме. (Это понятие тесно связано с понятием дзэн-буддизма об озарении, в котором человек никогда не решит проблему личного коана, или духовную проблему, и его поиск становится самоцелью.)

Препятствия росту

Индивидуация, осуществляемая сознательно, — трудная задача, так что человек должен быть психологически здоров, чтобы управлять этим процессом. Требуется весьма сильное эго, чтобы переносить эти потрясающие изменения, быть вывернутым буквально наизнанку в процессе индивидуации:

Этот процесс особенно труден, потому что это инициатива отдельного человека, часто осуществляемая в условиях отрицания или, в лучшем случае, равнодушия других. Юнг пишет, что

Тень также может стать главным препятствием индивидуации. Люди, не знающие о своей тени, могут просто выплескивать губительные импульсы, не обращая на них внимания как на неправильные или вообще не осознавая свои собственные негативные чувства. В таких людях начальный импульс разрушать или делать скверные вещи немедленно рационализируется, когда они терпят неудачу в признании в себе таких импульсов. Игнорирование тени может найти выражение и в установках морального превосходства или проекции тени на других. Например, некоторые из таких людей в восторге кричат от того, что правительство разрешило фотографии, которые сами же они хотят запретить; они могут верить даже в то, что нужно внимательно изучить всю доступную порнографию, чтобы стать квалифицированными цензорами.

Конфронтация с анимой или анимусом привносит, вместе с тем, проблему связи с коллективным бессознательным. У мужчины анима может порождать непредсказуемые эмоциональные изменения или настроения. У женщины анимус способен обнаружить себя как иррациональные, ригидно удерживаемые мнения. Дискуссия Юнга об аниме и анимусе не является описанием маскулинности или феминности в целом. Содержание анимы или анимуса — дополнение нашего осознанного понимания самих себя как мужчины или женщины, которое у большинства людей детерминировано культурными ценностями и социально обусловленными гендерными ролями.

Человек, раскрывающий коллективный материал, сталкивается с опасностью поглощения им. Согласно Юнгу, этот результат может иметь две формы. Есть возможность раздувания эго, когда человеку требуются все добродетели и знания о коллективной психике. Противоположной реакцией является слабость эго; человек чувствует, что он или она не имеет власти над коллективной психикой, и вдруг осознает неприемлемые аспекты бессознательного — иррациональные, негативные импульсы и т. д.

Во многих мифах и сказках самыми большими препятствиями оказываются те, которые подстерегают героя у самой цели. Когда человек вступает в контакт с анимой или анимусом, с цепи срывается страшная энергия. Эту энергию можно использовать, чтобы строить эго, а не развивать самость. Юнг называл такое идентификацией с архетипом мана-личности. (Mana — меланезийское слово, обозначающее энергию или силу, исходящую от людей, объектов или сверхъестественных сущностей; эта энергия таинственной или чарующей природы.) Эго идентифицируется с мудрым мужчиной или мудрой женщиной, мудрецом, который знает все. (Этот синдром встречается не только среди университетских профессоров старшего возраста.) Мана-личность опасна, потому что является ложным преувеличением силы. Люди застревают на этой стадии, пытаясь быть и больше, и меньше, чем они есть на самом деле: больше, потому что имеют тенденцию верить, что стали совершенными, цельными или даже подобными богу; но в результате они оказываются меньше, потому что потеряли контакт со своей неотъемлемой человеческой природой, — и фактически нет ни одного непогрешимого, безупречного и абсолютно мудрого человека.

Юнг видит временную идентификацию с архетипом самости или мана-личности как явление, почти неизбежное в процессе индивидуации. Лучшая защита от раздувания эго — помнить об исключительно человеческом и не терять контакта с реальностью того, что можно и должно делать, а не того, что хотелось бы делать или кем бы хотелось быть.

Пожалуйста, скопируйте приведенный ниже код и вставьте его на свою страницу - как HTML.

Читайте также: