Где используется прицепные транспортные средства кратко

Обновлено: 04.05.2024

Чем прицеп отличается от полуприцепа читайте здесь. Чем же различаются прицепы, а так же полуприцепы между собой? Иными словами по каким признакам можно классифицировать прицепную технику? Обычно классификация прицепов и полуприцепов идет по полной массе и назначению.

Классификация прицепной техники по полной массе

  • Прицепы категории О1 имеют полную массу до 750кг., включительно.
  • Прицепы категории О2 имеют полную массу более 750кг., и до 3,5т. включительно.
  • Прицепы категории О3 имеют полную массу более 3,5т. и до 10т., включительно.
  • Прицепы категории О4 имеют полную массу более 10т.

Прицепы категории О1 и О2, т.е. с полной массой до 750кг. и от 750кг. до 3,5т., используются в основном с легковыми автомобилями. Но могут использоваться и с автобусами, а так же с грузовыми автомобилями. При этом прицепы полной массой до 750 кг. включительно не требуют дополнительной категории в водительском удостоверении ни в каком случае. Об этом можно прочитать здесь.

Для использования с грузовыми автомобилями прицепы категорий О1 и О2 часто оснащаются дышлом с регулируемой высотой сцепного устройства. При этом такое дышло имеет возможность замены сцепного устройства, в зависимости от фаркопа, установленного на буксирующем автомобиле.

Дышло прицепа с регулируемой высотой сцепного устройства

Дышло прицепа с регулируемой высотой сцепного устройства

Безусловно есть и более дешёвые варианты для увеличения высоты сцепного устройства.

Проставка дышла

Проставка дышла

Высокая проставка дышла на прицепе МЗСА со ступенчатой регулировкой высоты Сварной кронштейн, увеличивающий высоту сцепного устройства

Однако такие устройства подойдут для лёгких прицепов и небольших грузов.

Классификация прицепов и полуприцепов по назначению

Так же прицепную технику можно классифицировать по назначению. Иными словами характером перевозимого груза:

  • бортовые прицепы и полуприцепы,
  • тентованные,
  • шторные,
  • шторно-бортовые,
  • зерновозы,
  • самосвальные,
  • щеповозы,
  • металловозы,
  • саморазгружающиеся (с подвижным полом),
  • цистерны для перевозки сыпучих грузов (муковозы и цементовозы)
  • цистерны для перевозки жидкостей (водовозы, молоковозы, бензовозы, газовозы, битумовозы),
  • низкорамные прицепы и полуприцепы,
  • изотермические фургоны,
  • рефрижераторы,
  • контейнеровозы,
  • скотовозы,
  • сортиментовозы, лесовозы,
  • панелевозы,
  • автовозы
  • специальные (например аэродромные топливозаправщики, дизель-генераторные установки, полуприцепы-офисы),
  • тракторные прицепы и т.д.

Для наглядности ниже приведены некоторые фотографии отдельных видов прицепной техники. Все их размещать здесь не имеет смысла. Ведь только панелевозов существует минимум три вида, различающихся методом расположения панелей на полуприцепе. А три вида цементовозов различаются формой цистерны…

Бортовой прицеп Бортовой полуприцеп Бортовой полуприцеп с кониками Тентованный полуприцеп Шторный полуприцеп Шторный прицеп Шторно-бортовой полуприцеп Полуприцеп зерновоз Полуприцеп самосвал Полуприцеп щеповоз Полуприцеп металловоз Саморазгружающийся полуприцеп (полуприцеп с подвижным полом) Полуприцеп муковоз Полуприцеп цементовоз Полуприцеп для перевозки жидкостей (вода, спирт, молоко…) Полуприцеп для перевозки сжиженного газа Низкорамный прицеп Низкорамный прицеп-тяжеловоз Низкорамный полуприцеп Изотермический полуприцеп Полуприцеп рефрижератор Полуприцеп контейнеровоз Полуприцеп скотовоз Полуприцеп сортиментовоз (лесовоз) Полуприцеп панелевоз Полуприцеп автовоз Топливозаправщик аэродромный Раздвижной полуприцеп офис Двухосный самосвальный тракторный прицеп

В редких случаях встречается классификация прицепов и полуприцепов по количеству или расположению осей. Количество осей у прицепной техники скорее относится к характеристикам прицепа. Ну или косвенно к классификации по полной массе. Ведь, обычно, чем больше осей — тем больше и полная масса, и грузоподъёмность. Встречал я классификацию и по подвеске. Но это опять же не классификация, а характеристики прицепа. С тем же успехом можно бортовые прицепы классифицировать по материалу, из которого изготовлены его борта.

Прицеп это транспортное средство или нет, подробным вопросом задаются многие автолюбители. Данный вопрос связан с многими факторами, в первую очередь, необходимостью заведения дополнительной категории, требованиями и условиями использования, наложением штрафных санкций за неправильную транспортировку. Все необходимые ответы будут предоставлены далее.

Понятие и виды транспортных средств в ПДД

Транспортное средство — это устройство, предназначенное для перевозки людей, грузов, личных вещей, животных, ручной клади и так далее. Согласно законодательным нормам, в раздел ТС включаются:

  • Автомобильные приспособления, используемые для регулярной перевозки пассажиров и личных грузов.
  • Воздушные суда коммерческой гражданской авиации.
  • Суда авиации общего назначения.
  • Морской транспорт, используемый в торговых целях.
  • Суда, перемещающиеся на внутренних торговых путях.
  • Железнодорожный состав.

К какому виду автотранспорта относятся прицепы по закону

Транспортные средства бывают разные

Если говорить непосредственно о правилах дорожного движения, то в пункте 1.2 выделены понятия следующих категорий ТС:

  • Велосипед включает в себя устройство с минимум двумя колесами (за исключением инвалидных колясок), приводимые в движение мускульной энергией, в частности при помощи педалей или рукояток, может быть оснащен электродвигателем. Максимальная скорость до 25 км/ч.
  • Гибридный автомобиль — устройство, имеющее не менее двух двигателей и двух разных систем накопления энергии для приведения ТС в движение.
  • Маршрутное ТС — в данную категорию попадают авто общественного пользования (автобусы, троллейбусы, трамваи), предназначенные для перевозки пассажиров, двигающиеся по установленному маршруту с обозначенными местами для остановок.
  • Мопед — ТС двух или трехколесного типа, максимальная скорость которого не превышает 50 км/ч.
  • Прицеп — устройство, не оборудованное собственным двигателем. Применяется только в составе с механическим транспортным средством. Данный термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски.
  • Электромобиль — ТС, приводимое в движение при помощи электрического двигателя. Заряжается оно через внешний источник электроэнергии.

Если говорить о том, является ли прицеп транспортным средством, то, как можно понять из законодательных норм, ответ будет положительным. Различные категории прицепов включены в раздел ТС, в качестве механизма, используемого только дополнительным в составе.

Разделение прицепов на типы

Чтобы лучше понимать ситуацию, следует в первую очередь описать все имеющиеся категории:

  • 01 — легковые с массой до 0,75 тонн;
  • 02 — конструкции от 0,75 до 3,5 тонн;
  • 03 — тяжелые до 10 тонн;
  • 04 — сверхтяжелые свыше 10 тонн.

К какому виду автотранспорта относятся прицепы по закону

Встречаются тяжелые прицепы для автомобилей

Основные условия эксплуатации каждого типа прицепа выделяются в следующем терминологическом ряде:

  • Трейлер — ТС, оборудованное отдельным мотором.
  • Тягач — устройство, применяемое в качестве буксира.
  • Легковые прицепы, чаще всего используемые частными лицами для перевозки грузов с максимальной нагрузкой до 750 килограмм.
  • Тяжелые — приспособления с массой до 750 кг, оборудованные тормозными механизмами.

Следует также понимать, что именно обозначают такие понятия:

  • Полная или максимальная масса включает в себя вес самого транспорта и груз.
  • Снаряженная масса — вес буксира.
  • Грузоподъемность — предельный вес, которые выдерживает конструкция.
  • Допустимая максимальная нагрузка — вес самого авто вместе с пассажирами, водителем и багажом.

Категории прав для перевозки прицепа

К какому виду автотранспорта относятся прицепы по закону

Разные виды прицепов

Список необходимых документов

заправка-автокондиционера

Заправка автокондиционера: почему она может быть опасной, как не ошибиться

Определившись с тем, является ли прицеп автотранспортным средством, стоит отдельно поговорить о документах, которые водитель должен иметь при себе во время его использования.

Стоит отметить, что список немного отличается в зависимости от того, кто именно является собственником (физическое или юридическое лицо).

Какие нужны документы частному лицу

Список документов, которые человек должен всегда возить с собой:

  • Удостоверение водителя, в котором указана соответствующая категория.
  • Свидетельство о регистрации на сам автомобиль, к которому крепится прицеп.
  • СТС на устройство.
  • Полис ОСАГО на авто.
  • Сертификат о безопасности и допуске, если используется самодельная конструкция.

Кроме того, прицепная конструкция должна быть поставлена на учет в ГИБДД. На нее также должны быть поставлены номерные знаки. При их отсутствии водителя ожидает штраф.

Если прицеп принадлежит юридическому лицу

Существенное отличие для юридического лица заключается в обязанности оформления отдельной страховки на прицеп. Соответственно, данный документ должен быть в наличии у водителя при управлении транспортным средством с конструкцией.

К какому виду автотранспорта относятся прицепы по закону

В ряде случаев потребуется оформлять полис ОСАГО

Требуется ли полис ОСАГО

Страховой полис на грузовое устройство не оформляется при соблюдении 3 пунктов:

  • Масса не превышает 3,5 тонн.
  • Оформлено на физическое лицо.
  • Используется для личных (не коммерческих) целей.

Как можно понять, организациям и фирмам, частным предпринимателям (при наличии патента) и владельцам больших грузовых конструкций, ее придется оформлять в обязательном порядке.

Должен ли прицеп проходить техосмотр

Проведение процедуры техосмотра, так же, как и в случае со страховкой, зависит от собственника и массы прицепа. Если устройство весит менее 3,5 тонн, принадлежит частному лицу, которое не занимается коммерческой деятельностью, тогда ТО не требуется. В остальных случаях — это обязательное условие.

Кроме того, по техосмотру установлены следующие требования:

  • Не менее 1 раза в 2 года для грузовых конструкций или принадлежащих юридическому лицу, чей возраст составляет от 4 до 10 лет.
  • 1 раз в год, если устройство старше 10 лет.
  • При перевозке опасных грузов срок проведения ТО сокращается до 2 раз в 1 год.

К какому виду автотранспорта относятся прицепы по закону

Обязательно оформление прицепа в ГИБДД

Транспортный налог на прицепы и полуприцепы

Правила крепления мотоциклов, скутеров в прицепе автомобиля

Правила крепления мотоциклов, скутеров в прицепе автомобиля

Что касается системы налогообложения, то в случае с прицепами она используется не как с обычными ТС. В данном случае, следует обратиться к перечню облагаемых налогом транспортных средств.

Указанные конструкции в данный список не входят, соответственно, оплачивать дополнительный налог собственнику не нужно.

Правила перемещения груза

В первую очередь автовладелец обязан соблюдать следующие правила и требования при перевозке грузов на прицепе:

К какому виду автотранспорта относятся прицепы по закону

Правила перевозки груза на прицепе

Что можно сказать, подводя итоги: прицеп, а также полуприцеп, относятся к категории транспортных средств. Однако же на них распространяются дополнительные разделы и законодательные нормы. В частности, водитель обязан регистрировать конструкцию в течение 10 дней после покупки, а при необходимости оформлять полис ОСАГО и проходить техосмотр.


Прицепы подразделяют по распределению веса нагрузки между тягачом и прицепом:

По количеству осей прицепы подразделяются на одно-, двух- и многоосные. По типу грузовой платформы (роду перевозимого груза) в отечественной практике прицепы принято разделять на бортовые, самосвальные, прицепы-роспуски, прицепы-цистерны, прицепы-фургоны, прицепы-тяжеловозы, легковые прицепы, специальные прицепы. Аналогичное деление применяется и по отношению к полуприцепам.

Организация грузоперевозок, особенно на значительные расстояния, требует серьезных финансовых вложений. Снизить себестоимость транспортировки можно за счет грамотного выбора не только автомобиля, но и буксируемого при его помощи кузова. Чтобы не совершить ошибок в ходе расчетов, необходимо четко понимать, в чем заключаются различия между полуприцепом и прицепом.

Прицеп и полуприцеп: отличия конструкции

Особенности прицепа

Прицеп - это буксируемое транспортное средство, не оснащаемое двигательной установкой. К тягачам крепится при помощи дышла, возможна эксплуатация с различными типами автомобилей. Обладает устойчивой рамой, которая позволяет равномерно распределить вес груза по осям. Может эксплуатироваться на дорогах общего пользования и в других условиях.

Особенности полуприцепов

Полуприцеп — транспортное средство — разновидность прицепа, которая должна в обязательном порядке опираться на раму тягача. Удерживать равновесие самостоятельно полуприцеп не может. При парковке обязательно применение опорных стоек и осей, требуется надежная фиксация. Полуприцепы реже подвергаются переворачиванию, предсказуемо ведут себя в любых дорожных условиях.

Кузов полуприцепа рассчитан на перевозку большого объема грузов, вес которого равномерно распределяется. При масштабных грузоперевозках позволяет снизить себестоимость транспортных услуг. Полуприцепы различаются по техническим характеристикам и назначению.

Основные различия между полуприцепом и прицепом

Эти комбинированные типы транспортных средств позволяют повысить производительность грузовых автомобилей на 40–50%. В это же время удается сэкономить до 40% горючего при грузоперевозках. Но есть и различия между прицепом и полуприцепом.

Колесная схема

Прицеп смонтирован на двух опорных осях, между которыми распределена вся нагрузка от перевозимой продукции. Принцип движения ни в чем не отличается от перемещения обычного четырехколесного транспортного средства.

Полуприцепы оснащают одной или несколькими осями, которые смещены в заднюю часть кузова. Это приводит к необходимости обязательного опирания на тягач с распределением веса транспортируемого груза.

Тип сцепки

Выбор тягача для полуприцепа зависит от конструктивных особенностей машины. Необходимо учитывать тяговое усилие автомобиля, которое зависит от мощности установленного двигателя. Каждый производитель полуприцепов разрабатывает собственные рекомендации по совместимости с различными типами автомобилей. При подборе пары учет этих требований обязателен.

Более сложно реализовано и сцепное устройство. Основной способ, который применяется, это шкворневое соединение, работа с ним требует определенного опыта и мастерства водителя. Качество сцепки прямо влияет на безопасность движения. Избежать аварийных ситуаций при неисправностях в системе торможения удается только при надежном и жестком соединении.

Функциональность

По функциональным характеристикам оба типа транспортных средств сходны. Безопасность движения обеспечивается системами блокировки осей при необходимости экстренного торможения, погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться при помощи модульных устройств. Допускается расширение возможностей за счет установки другого дополнительного оборудования.

Грузоподъемность

Принципиальный момент, в котором существуют отличия. При выборе прицепа учитывают массу прицепа и допустимую грузоподъемность, на которую рассчитан автомобиль. Так, если машина способна перевезти 10 тонн груза, а масса прицепа составляет 4 тонны, то допускается загрузка только 6 тонн.

Грузоподъемность полуприцепов составляет 10–40 тонн, есть и более производительные модели. Степень загрузки ограничивается только мощностью двигателя машины и создаваемого ей тягового усилия.

Маневренность

И по этому показателю существуют различия. Прицеп обладает большей свободой движения. По этой причине он может непредсказуемо вести себя при прохождении поворотов. На управляемость влияют качество дорожного покрытия, уклоны и другие факторы. Возможность опрокидывания при резких маневрах у прицепа выше.

За счет опирания на тягач полуприцеп составляет с ним единое целое. По этой причине не предвидится неприятностей, характерных для прицепа. В дороге поведение предсказуемо, плохие условия оказывают минимальное влияние. Применение полуприцепа снижает нагрузку на водителя, не требует от него ювелирного мастерства в управлении.

В чем похожи прицепы и полуприцепы

С помощью этих транспортных средств можно перевозить почти всю номенклатуру грузов. Выбор зависит от конструктивного исполнения. Различают бортовые и тентованные модели, рефрижераторы и автоцистерны, контейнеровозы и тралы.

Выбирая тот или иной тип устройств, необходимо учитывать следующие факторы:

  • Мастерство водителя.
  • Предполагаемые дорожные условия.
  • Особенности парковки, отстоя техники.
  • Вес перевозимых грузов.

Учитывая то, что полуприцеп считают усовершенствованной версией прицепа, его можно назвать более безопасным транспортным средством. По этой причине для перевозки особо ответственных или опасных грузов лучше выбирать такой вариант. А для решения разовых задач небольшого масштаба подойдут и легкие прицепы.

Читайте также: