Импрессионизм это кратко в литературе

Обновлено: 30.06.2024

Импрессионизм – это главным образом направление в изобразительном искусстве. Он нашел отражение также в музыке и литературе. И если с художниками и даже композиторами-импрессионистами все более или менее понятно, то с писателями, работающими в этом направлении, и их произведениями все не так просто.

Обыкновенно импрессионизм в литературе тесно связывают с натурализмом и символизмом. Как отдельный художественный метод в искусстве слова он не состоялся. С натурализмом импрессионизм роднит стремление запечатлеть мгновение, описать явление как оно есть. Натурализм как жанр, развившийся из реализма, постулирует отображать реальную природу, настоящий момент сквозь призму впечатления от него. Наиболее ярко характерные черты натурализма выражал в своих романах Эмиль Золя. На удивление чувственно Золя описывал впечатления от запахов, тактильных и зрительных ощущений, вкусов и прочего, словно писал картины. При этом сам описываемый предмет напрямую зависит от самоощущения героя и меняется вместе с его настроением. Символисты, напротив, стремились максимально образно, многозначно и глубоко выразить свою идею мира. Общее, что роднит эти литературные жанры – чувственное, интуитивное, инстинктивное восприятие мира. Как и в живописи, импрессионисты-литераторы пишут "крупными мазками", описывают одну эмоцию, одно впечатление от какого-либо события или явления. Сами же явления постоянно находятся в движении, их описание меняется, как меняется пейзаж в зависимости от положения солнца и погоды. У А. Чехова в повести "Степь" описание природы меняется вместе поворотами сюжета. Степь каждый раз разная.


У импрессионистов именно описания выходят на первый план, становясь как бы индикатором психологического состояния героя. Наиболее характерный жанр для импрессионистов – бессюжетный рассказ, небольшая зарисовка, новелла, рассказ, лирические стихотворения. Для выражения своих замыслов писатели импрессионисты чаще всего выбирали малые формы.

Писатели, творчество которых в большей или меньшей степени включает в себя черты импрессионизма – это братья Жюль и Эдмон де Гонкур, провозгласившие своего рода главный постулат импрессионизма: "видеть, чувствовать, выражать – в этом все искусство", Эмиль Золя, Ги де Мопассан, Поль Верлен. Среди российских писателей литературоведы отмечают имена И. Ф. Анненского и К. Бальмонта. Не обошли стороной импрессионизм в своем творчестве Антон Павлович Чехов, Иван Бунин и даже Максим Горький.

Импрессионизм также очень ярко отразился на труде критиков. Впечатление автора критического эссе, его личный взгляд на произведение стали важнее соблюдения неких общих художественных правил и канонов. Одним из первых критиков, использующих импрессионистическое восприятие и интерпретацию текста, стал французский поэт и романист Анатоль Франц.

Возможно, сжатый и сухой литературный анализ стиля не даст возможности по-настоящему оценить все достоинства данного стиля в искусстве. Для того чтобы насладиться литературными произведениями, необходимо полностью погрузиться в чтение. И тогда, может быть, вы сможете почувствовать дуновение ветра в степи, услышать различные ароматы сыров и нарисовать в своем воображении множество оттенков белых тканей.

А какие произведения импрессионистов от литературы нравятся вам?

(В нашей старой аптеке со многими странно-укромными, чудно`-наивными, забавно-уютными площадками лестниц, закоулками, тайниками, стенными нишами и чердаками было, небо знает, бог знает, чорт знает, сколько одних лишь труб. В одной из них, совсем кривой, пузатой и вздутой, открывали маленькую, заржавленную, всегда так весело визжащую дверцу, сгибали колени, садились на корточки и наклонялись над жутко-зияющей, бурляще-клокочущей, злобно кипящей бездной, из к-рой чадило так, что щипало нос, першило в горле, обжигало глаза от едкого дыма, смолистых дров и ягод можжевельника, и там внутри на черных, тяжелых, длинных поперечных железных брусьях висели большие, толстые, прекрасные, поджаристо-румяные, приятно-лакомые, маняще-вкусные, завлекающие и раздражающие аппетит куски сала, гусиная грудинка, свинина, ветчина и колбасы. Это была коптильня.)


(В нашей старой аптеке со многими странно-укромными, чудно`-наивными, забавно-уютными площадками лестниц, закоулками, тайниками, стенными нишами и чердаками было, небо знает, бог знает, чорт знает, сколько одних лишь труб. В одной из них, совсем кривой, пузатой и вздутой, открывали маленькую, заржавленную, всегда так весело визжащую дверцу, сгибали колени, садились на корточки и наклонялись над жутко-зияющей, бурляще-клокочущей, злобно кипящей бездной, из к-рой чадило так, что щипало нос, першило в горле, обжигало глаза от едкого дыма, смолистых дров и ягод можжевельника, и там внутри на черных, тяжелых, длинных поперечных железных брусьях висели большие, толстые, прекрасные, поджаристо-румяные, приятно-лакомые, маняще-вкусные, завлекающие и раздражающие аппетит куски сала, гусиная грудинка, свинина, ветчина и колбасы. Это была коптильня.)

В этом предпочтении мелочной вещественности и заключается характерная черта И. мелкого мещанства. Можем привести еще один пример — стихотворение малоизвестного последователя Арно Гольца, Роберта Ресса, которое Гольц признает образцом истинной поэзии:

(Когда пустое время недвижимо, я погружаюсь в мелкие вещи. В блики на моем пере, в мертвую муху в моем молоке, в громкое тиканье часов, в тихое таяние свечей у рояля. Моя маленькая бледная сестра посылает мне синий мешочек с конфетами. Она сама свернула его своими тонкими пальчиками. Не хочу раскрывать его, меня радует лишь множество сгибов на твердой бумаге. В комнате темно. Светлые полосы пересекают пол. Я подхожу к окну и смотрю на сияющий месяц. Долго. Его ласковый свет насыщает меня тишиной.)


(Когда пустое время недвижимо, я погружаюсь в мелкие вещи. В блики на моем пере, в мертвую муху в моем молоке, в громкое тиканье часов, в тихое таяние свечей у рояля. Моя маленькая бледная сестра посылает мне синий мешочек с конфетами. Она сама свернула его своими тонкими пальчиками. Не хочу раскрывать его, меня радует лишь множество сгибов на твердой бумаге. В комнате темно. Светлые полосы пересекают пол. Я подхожу к окну и смотрю на сияющий месяц. Долго. Его ласковый свет насыщает меня тишиной.)

(Не прислушивайся к тому, что за вещами. Не копайся в себе. Не ищи себя. Тебя. нет! Ты — синий, легкий, исчезающий дым, поднимающийся кольцами из твоей сигары. Ты — капля, только-что упавшая на подоконник. Ты — тихая, таинственная, шуршащая песнь, которую сквозь тишину поет твоя лампа!)


(Не прислушивайся к тому, что за вещами. Не копайся в себе. Не ищи себя. Тебя. нет! Ты — синий, легкий, исчезающий дым, поднимающийся кольцами из твоей сигары. Ты — капля, только-что упавшая на подоконник. Ты — тихая, таинственная, шуршащая песнь, которую сквозь тишину поет твоя лампа!)

Дега. Балерина с букетом


Дега. Балерина с букетом

(Там снаружи. дюна. Одинокий дом, однотонно по окну. дождь. Позади меня тикают часы, лбом к стеклу! Ничего. Все мимо! Серо небо, серо море и серо. сердце.)


(Там снаружи. дюна. Одинокий дом, однотонно по окну. дождь. Позади меня тикают часы, лбом к стеклу! Ничего. Все мимо! Серо небо, серо море и серо. сердце.)

(Печально, медленно, с болью оборачиваюсь. Комната, как тюрьма! Пыль, книги. книги, книги, книги и бумага!)


(Печально, медленно, с болью оборачиваюсь. Комната, как тюрьма! Пыль, книги. книги, книги, книги и бумага!)

Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

После войны 1914 года, после величайших потрясений, после революции 17 года, после краха буржуазной машинной цивилизации замечается в Европе и, в особенности, в Германии резкий поворот от импрессионизма к экспрессионизму, переход от пассивного отображения мира в той или иной характерной черте, к выражению внутренней жизни художника, стремящегося преодолеть кровавый кошмар действительности (см. Экспрессионизм).

Что такое импрессионизм

Каждая картина в стиле импрессионизм, – как зарисовка из открытого окна. Последователи этого направления предпочитают работать на свежем воздух, чтобы сохранить мимолетность будничных пейзажей и очарование естественных портретов.

Что это вообще такое

Мэри Кассат

Картина художницы Мэри Стивенсон Кассат “Мама играет с ребенком”.

Представители импрессионизма экспериментировали, выбирая непривычные ситуации и новые ракурсы. До появления стиля предпочтение в живописи отдавалось картинам на исторические и религиозные темы. Натюрморт и пейзаж популярностью не пользовались. Но эти художники изменили положение вещей.

История импрессионизма

Картина

Эдгар Дега. Картина “Балетные сцены”

Общество отреагировало на новый стиль неоднозначно. Зрители пребывали в шоке – на полотнах вместо привычных образов и сюжетов импрессионисты сохраняли мимолетность мгновения. Публика негодовала выбору героев картин – видеть дам легкого поведения на полотнах высший свет не хотел. Поэтому неудивительно, что картины в стиле импрессионизм покупали неохотно, а художников обвиняли в аморальности. Сегодня критики удивляются оценкам предшественников. Пейзажи Камиля Писсарро или натюрморты Моне аморальными назвать сложно.

Эдгар Дега

Эдгар Дега “Голубые танцовщицы”

Некоторым живописцам повезло. Творчество Клода Моне, Огюста Ренуара и Камиля Писсарро сделало их знаменитыми при жизни. Но есть и грустные истории. Альфреду Силей не так повезло – признание пришло посмертно.

Французский импрессионизм

Истоки

Живописцы стремились передать реальность с помощью ярких красок и промежуточных тонов еще в эпоху Возрождения. Их манеру переняли испанцы. На Ренуара и Мане влияние оказали Эль Греко, Гойя и Веласкес.

Тени на полотнах Рубенса цветные, используются прозрачные промежуточные оттенки. Черного в работах художника не найти – этот принцип в будущем переняли импрессионисты. В новом направлении искусства также прослеживался английский отпечаток. Клод Моне, Писсарро и Сислей изучали великие работы пейзажистов Лондона в годы франко-прусской войны. Предшественником нового стиля называют Эжена Делакруа. Он одним из первых художников пытался передать на полотне движение. Для этого живописец экспериментировал с насыщенностью красок и способами нанесения мазков.

На французский импрессионизм в живописи влияние также оказало японское искусство, с которым жители Парижа познакомились в 50-ые годы 19 века. Во Франции прошли выставки гравюры. Неизгладимое впечатление на импрессионистов оказали работы Хокусай, Утамаро, и Хиросиге. Французские художники удивились необычным смещениям композиций и композициям с наклоном, а также схематичности в передаче форм.

Творчество Делакруа

Творчество Делакруа

Особенности стиля impressionism

Художники Франции передавали мир не как серию застывших картинок, а как выхваченные из жизни моменты в движении. Импрессионист не уставал любоваться одинаковым сюжетом в разное время года и суток, пытаясь сохранить его переменчивость в зависимости от погоды и освещения. Живописцы придумали способы, которые мастерски передают происходящие вокруг изменения. Чтобы оценить их творческие решения, достаточно изучить следующий список работ:

Импрессионизм – это ожившие картины. На полотнах падают дождь и снег, дует ветерок, передвигаются по небу облака. Чтобы передать атмосферу реальности, художники импрессионисты работали обычно на открытом воздухе.

Творческим экспериментам поспособствовало появление специальных туб. Краски в них долго не засыхали. На смену кожаным мешочкам приходит упаковка из стали.

Черты стиля:

  1. Вместо исторических, библейских и литературных сюжетов появляются будничные и современные зарисовки.
  2. Импрессионисты в своих работах отказываются от важных социальных проблем.
  3. Объектом изображения становятся люди, которые праздно проводят свободное время. Они гуляют в садах, сидят в кафе, танцуют. Возникает ощущение, что вся жизнь – серия маленьких праздников.
  4. Большое внимание уделяется изменчивым городским пейзажам.
  5. Особенности стиля также заключаются в отказе от контуров. Художники заменяют их отдельными мазками.

В 80-ые годы 19 века французские импрессионисты активно экспериментируют в данном направлении живописи. Появляются новые разновидности и художественные группы. Живописцы предпочитают классической смеси красок чистые цвета. Четкие контуры и контрасты исчезают с полотен.

Три шедевра мировой живописи

Почему критики в штыки приняли новое направление? В чем заключался вызов обществу? Попробуем разобраться в новаторских методах трех самых известных художников – рассмотрим лучшие картины импрессионистов.

Эдуард Мане

Эдуард Мане.

Эдуард Мане. “Завтрак на траве”

Полотна Ренуара пропитаны светлыми эмоциями – его не зря считают одним из самых оптимистичных импрессионистов. Он сохранял яркие повседневные моменты, не используя в работе черный цвет. Художник предпочитал писать людей. Замысловатых сюжетов, как и у других последователей направления, у него нет. Огюст Ренуар говорил, что счастлив возможности рисовать букеты и не размышлять подолгу над названиями, ведь история для импрессионистов неважна.

Пьер-Огюст Ренуар.

Пьер-Огюст Ренуар. “Женщина с зонтиком в саду”

Основателем импрессионизма считают Клода Моне. Этому стилю он оставался верен до самой смерти. Если внимательно изучить полотна живописца, становится понятно, что художник писал не портреты и пейзажи. Его творчество – невероятные конструкции из пятен и бликов. Критики выделяли городские пейзажи, выполненные Клодом Моне. Движения он умудрялся передавать при помощи зыбкости изображения.

Клод Моне.

Клод Моне. “Бульвар Капуцинок в Париже”

Новый стиль в литературе, музыке и фотографии

Этот стиль получил распространение и в других сферах искусства. В литературе для этого стиля характерны следующие черты:

  • выражение эмоций и впечатлений автора;
  • отсутствие сюжета;
  • изображение жизни в моменте;
  • мысли заменяются восприятием автора.

Ключевой принцип натурализма – верность себе. Реальность зависит от восприятия каждого отдельного человека и его темперамента. Лучше всего это выражено в произведениях Эмиля Золя – он мастерски описывал звуки и запахи.

Импрессионизм в фотографии не менее интересен, чем в других видах искусства. Авторы стараются поймать мгновения переменчивого мира (impressions) и передать впечатления от них. Съемка проводится в разное время суток – освещение помогает в передаче важных нюансов. На рубеже веков были популярны работы Анны Бригман из Америки и Пихие из Австрии. Оба фотохудожника увлекались ритмом линий и экспериментировали со световыми эффектами.

Проявление в фотографии

Появление этого течения в фотографии

Развитие этого направления в России

Русское направление отличается от классического, представления о котором родились в 19 веке во Франции. Художники уделяют большее внимание смыслу, а динамику стараются передавать напротив меньше. Они не только делают упор на описание увиденного, но и стараются сохранить ощущение от пережитого, оценить происходящее.

  • Исаак Левитан;
  • Константин Коровин;
  • Валентин Серов;
  • Станислав Жуковский;
  • Зинаида Серебрякова;
  • Леонид Пастернак.

Современный импрессионизм в России известен живописью Бато Дугаржапова. Он родился в Читинской области в 1966 году. За плечами выдающегося художника обучение в МГАХИ им. В. И. Сурикова. Бато Дугаржапов посещает российские и американские ярмарки, его работы выставлены в музеях разных стран мира и частных коллекциях.

Картина Бато Дугаржапова

Картина Бато Дугаржапова

Живописец расписывал купол алтаря в Храме Христа Спасителя. Также он принимал участие в оформлении храма в честь Казанской Иконы Божией Матери. Его современные работы запоминаются яркой палитрой – художник применяет чистые тона и использует большую палитру цветовых оттенков. Критики сравнивают его полотна с таинственными новеллами, которые наполнены широким спектром эмоций и впечатлений. При просмотре работ с монитора, рекомендуется отойти подальше от экрана для лучшего восприятия.

Российский импрессионизм

Отличие импрессионизма от других направлений

Параллельно со стилем, вызвавшим такие жаркие дискуссии в обществе, развивались и другие направления. Постимпрессионизм и экспрессионизм нашли почитателей в разных странах.

Критики сравнивают импрессионизм и постимпрессионизм. Постимпрессионисты передавали не только сиюминутные впечатления от увиденного. На их полотнах отражаются длительные состояния. Винсент Ван Гог, Поль Сезанн и Поль Гоген использовали различные техники, но отталкивались в своем творчестве от импрессионизма.

Берта Моризо

Берта Моризо “Игра в прятки”

Импрессионизм и экспрессионизм нередко путают, но это обусловлено в основном схожестью названий. Разница значительная. Экспрессионизм появился через 40 лет. Художники поднимают тему несовершенства мира – человек на их полотнах чувствует себя неуютно в уродливом мире. Это течение считают пессимистичным, ведь его переполняют апокалиптические идеи. Пропорции осознанно удлиняются, а краски используются резкие и драматические.

Чем импрессионизм является для ценителей искусства сегодня? Солнечные краски настраивают на позитивный лад и помогают с помощью живописи подкорректировать отношение к действительности. Бессюжетные картины отличаются легкостью и воздушностью, учат ценить каждый момент и любоваться окружающим с удовольствием.

Импрессионизм (от франц. impressionnisme, impression — впечатление, ощущение) — это стиль, течение в искусстве, живописи, литературе и музыке.

Возникло в 60–70-х годах 19 века — начале 20 века во Франции.

Изначально импрессионизм зародился во французской живописи, а затем проследовал и в другие сферы искусства.

клод моне кувшинки импрессионизм

Клод Моне "Голубые кувшинки" (20 век)

Импрессионист — это художник, поэт, музыкант, который творит в манере, присущей импрессионизму.

  • Клод Моне (1840–1926);
  • Эдуард Мане (1832–1883);
  • Камиль Писсарро (1831–1903);
  • Эдгар Дега (1834–1917);
  • Мэри Кассатт (1844–1926);
  • Пьер Огюст Ренуар (1841–1919);
  • Фредерик Базиль (1841–1870);
  • Жан Батист Арман Гийомен (1841–1927);
  • Гюстав Кайботт (1848–1894);
  • Берта Моризо (1841–1895);
  • Альфред Сислей (1839–1899).

Отличительные черты импрессионизма в искусстве

Живые люди и природа

Течение характеризуется изображением живых людей за их повседневными занятиями и природу.

Импрессионисты изображали настоящую жизнь, окружающую реальность, а не пейзажи и постановочные натюрморты.

эдуард мане импрессионизм

Эдуард Мане "Аржантёй" (1874)

И до возникновения импрессионизма художники рисовали с натуры. Но люди, изображённые на картинах, не имели недостатков. Художники делали их похожими на античные статуи: красивые округлые формы, утончённые черты лица, совершенные пропорции.

На античность в целом делался большой акцент. До эпохи импрессионизма на картинах появлялись сюжеты из древнегреческих мифов и легенд или исторические события.

Техника грубых мазков

Так как импрессионисты рисовали повседневность, жизнь и природу как они есть здесь и сейчас, им нужно было быстро фиксировать происходящее на своих картинах.

Так родилась техника крупных мазков краски. Создаётся ощущение, что картина нарисована каплями.

Камиль Писсарро Бульвар Монмартр зимним утром

Камиль Писсарро "Бульвар Монмартр зимним утром" (1897)

На картину наносилось несколько слоёв краски. Но, во-первых, каждый новый слой наносился до того, как высохнет предыдущий. Это создавало эффект движения на картине, как будто она вибрирует и мерцает.

Во-вторых, краски, как правило, не смешивались. Они располагались рядом друг с другом, но не заходили друг на друга. Это создавало эффект отражения, зеркальности в картинах художников-импрессионистов.

Пьер Огюст Ренуар у озера

Пьер Огюст Ренуар "У озера" (1879–1880)

До появления этого течения считалось, что чем ровнее лежала краска на картине, тем искуснее был художник.

Отсутствие чёрного цвета

На картинах импрессионистов практически отсутствует чёрный цвет. Поэтому картины излучают тепло, солнечный свет и очень красочны.

клод моне импрессионизм

Клод Моне "Стог сена на закате" (1891)

Возникновение импрессионизма

Само название течения пришло от французского слова impression, что значит "впечатление", "ощущение".

В 1874 году в Париже проходит первая выставка художников-импрессионистов. На ней была представлена картина Клода Моне "Впечатление. Восходящее солнце".

После этого такая техника рисования и выбор объектов стали называться импрессионизмом.

клод моне импрессионизм

Клод Моне "Впечатление. Восходящее солнце" (1872)

То есть произошёл уход от мифологии и истории — основных тем картин до последней трети 19 века. Изображаться стали живые люди, природа, естественность происходящего.

Художники фиксировали мир посредством наблюдения. Вместе с происходящим они передавали и свои чувства и эмоции.

эдгар дега танцовщицы импрессионизм

Эдгар Дега "Танцовщицы в розовом и зелёном" (1890)

Импрессионизм в литературе

Импрессионизму как стилю в литературе были присущи следующие черты:

  • описание увиденного, никакого анализа или пояснения тому, что предстаёт перед взором;
  • предпочтение отдаётся чувственности, отсутствует логика;
  • природа, люди описываются в естественном для себя виде: красочная чувственная реальность;
  • основная задача поэта или писателя — наблюдать за происходящим и описать увиденное и полученные эмоции.

К поэтам-импрессионистам относят:

  • русского поэта Константина Бальмонта (1867–1942);
  • французского поэта Поля Верлена (1844–1896);
  • французского литератора Ги де Мопассана (1850–1893);
  • французского поэта Марселя Пруста (1871–1922).

Черты импрессионизма можно найти и в произведениях Стефана Цвейга, Оскара Уайльда, Антона Павловича Чехова, Шарля Бодлера, Александра Блока, Эмиля Золя.

Импрессионизм в музыке

Наиболее ярким представителем стиля импрессионизма в музыке считают французских композиторов Клода Дебюсси (1862–1918) и Жозефф Морисс Равеля (1875–1937).

Их произведениям были присущи:

  • разнообразие музыкальных инструментов;
  • музыкальные произведения создают яркие образы в голове (как красочные мазки художников-импрессионистов);
  • присутствие природы: благодаря уникальному тембру инструментов появляется живость, выразительность.

Для наглядности посмотрите воспроизведение сочинения для фортепиано Клода Дебюсси "Отражения на воде".

В сочинении слышны звуки природы: перелив воды, мерцание отражения окружающих объектов.

Импрессионизм в скульптуре

Среди скульпторов-импрессионистов выделяют француза Огюста Родена (1840–1917), итальянца Медардо Россо (1858–1928) и русского скульптора Анну Голубкину (1864–1927).

Скульптуры эпохи импрессионизма как будто не завершены. Они находятся в движении, пойманы мастером в какой-то один момент.

огюст роден импрессионизм

Огюст Роден "Амур и психея" (1907)

Постимпрессионизм

К концу 19 века наметился упадок в течении импрессионизма. Ему на смену пришёл постимпрессионизм.

Основные черты постимпрессионизма схожи с его предшественником. Художники лишь экспериментировали с подачей материала: сочетанием цветом, светотенью и т. д.

поль гоген постимпрессионизм

Поль Гоген "Беседа" (1891)

тулуз лотрек постимпрессионизм

Анри де Тулуз-Лотрек "Танец в "Мулен-Руж" (1890)

Читайте также: