Охарактеризуйте части классического сонатного цикла кратко

Обновлено: 02.07.2024

Примерно в последней трети 18 века в музыке сложился сонатно- симфонический цикл. Свой классический облик (4-х частный) приобретает у представителей Венской классической школы - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена.

Первая часть, как правило, написана в сонатной форме. Она идет в быстром или умеренно быстром темпе, чаще всего Allegro. Такую часть принято называть сонатным аllegro. Музыка в нем зачастую имеет энергичный, действенный характер, нередко напряжённый драматический.

Вторая часть всегда контрастирует первой по темпу и общему характеру. Часто она - медленная, самая лирическая и певучая. Но она может быть и другой, например похожей на неспешное повествование или танцевально-грациозной.

В 3-х частном цикле последняя, третья часть, финал. Она вновь быстрая, обычно более стремительная, но внутренне менее напряженная по развитию в сравнении с первой. Финалы классических сонатно-симфонических циклов (особенно симфоний) нередко рисуют картины многолюдного праздничного веселья, а их темы близки народным песням и танцам. При этом часто используется форма рондо.

Все это отличает и многие финалы 4-х частных циклов. Но в них между крайними частями помещены две средние части. Одна - медленная в сонате, симфонии, концерте обычно бывает второй, а в квартете — третьей.

Третьей частью классических симфонии 18 века является менуэт (позже скерцо), который в квартете занимает второе место.




Термины

Мотив - мельчайший элемент музыкальной формы, любой наименьший отрезок мелодии, который обладает ясным, определенным музыкальным содержанием. Порой по мотиву мы можем вспомнить известную музыкальную пьесу или рассказать о ее характере.

Тест

1) В каком городе родился Бетховен?

а) Вена б) Бонн в) Берлин

2) Сколько симфоний у Бетховена?

a) 104 б) 41 в) 9 г) 2

a) № 5 б) № 3 в) № 6 г) № 9

4) Бетховен вырос в семье потомственных музыкантов?

5) Сколько частей в 5 симфонии?

a) 1 б) 2 в) 3 г) 4

6) В каком году была написана 5 симфония?

a) 1812 б) 1809 в) 1808 г) 1799

7) Основополагающая тема в творчестве Бетховена

a) Любовная лирика б) жизнь и смерть в) религия г) борьба с судьбой

Примерно в последней трети 18 века в музыке сложился сонатно- симфонический цикл. Свой классический облик (4-х частный) приобретает у представителей Венской классической школы - Й. Гайдна, В. А. Моцарта, Л. Бетховена.

Первая часть, как правило, написана в сонатной форме. Она идет в быстром или умеренно быстром темпе, чаще всего Allegro. Такую часть принято называть сонатным аllegro. Музыка в нем зачастую имеет энергичный, действенный характер, нередко напряжённый драматический.

Вторая часть всегда контрастирует первой по темпу и общему характеру. Часто она - медленная, самая лирическая и певучая. Но она может быть и другой, например похожей на неспешное повествование или танцевально-грациозной.

В 3-х частном цикле последняя, третья часть, финал. Она вновь быстрая, обычно более стремительная, но внутренне менее напряженная по развитию в сравнении с первой. Финалы классических сонатно-симфонических циклов (особенно симфоний) нередко рисуют картины многолюдного праздничного веселья, а их темы близки народным песням и танцам. При этом часто используется форма рондо.




Все это отличает и многие финалы 4-х частных циклов. Но в них между крайними частями помещены две средние части. Одна - медленная в сонате, симфонии, концерте обычно бывает второй, а в квартете — третьей.

Третьей частью классических симфонии 18 века является менуэт (позже скерцо), который в квартете занимает второе место.




Термины

Мотив - мельчайший элемент музыкальной формы, любой наименьший отрезок мелодии, который обладает ясным, определенным музыкальным содержанием. Порой по мотиву мы можем вспомнить известную музыкальную пьесу или рассказать о ее характере.

Сегодня мы вспомним основные направления развития европейской музыки второй половины XVIII — первой четверти XIX вв.

Наше внимание будет сосредоточено на жанре инструментальной сонаты. Мы познакомимся со строением сонатно-симфонического цикла, подробно разберем строение сонатной формы. Послушаем ярчайшие образцы сонатного творчества композиторов-венских классиков – В. А. Моцарта и Л. ван Бетховена.

Термин соната возник еще в 16 веке. Он произошел от слова sonare, что в переводе означает – звучать. Первоначально сонатами называли любое инструментальное сочинение, а все вокальные сочинения назывались кантатами (т.к. cantare в переводе - петь). Но позже соната стала одним из жанров инструментальной музыки.

Соната – это многочастное циклическое произведение, состоящее из 3-х (4-х) частей, предназначенное для одного-двух инструментов.

Циклическое значит в произведении есть несколько отдельных частей, самостоятельных по строению, но связанных единым замыслом. К ним можно отнести симфонию, сонату, квартет, концерт. Сонатно-симфонический цикл состоит обычно из трёх- или четырёх отдельных частей. Например, симфония или квартет включает сонатное allegro, медленную часть, менуэт и финал (это четырёхчастный цикл). Сонаты писали для одного-двух инструментов. Например, для фортепиано сочинял сонаты Бетховен, всего 32 сонаты; у Моцарта 17 сонат, и они тоже все написаны для 1 инструмента –фортепиано. Но некоторые композиторы пишут сонаты для 2-х инструментов, например, для скрипки и фортепиано, для виолончели и фортепиано.

В сонате 3 части:

1 часть – всегда быстрая, стремительная, жизнерадостная, в темпе allegro (поэтому сонатную форму называют ещё и сонатное аллегро)

2 часть – медленная и размеренная, в темпе andante.

3 часть – заключительная, пишется в духе 1-ой части в темпе allegro.

Разберём строение первой части сонаты.

1 часть чаще всего пишется в сонатной форме. Вот как она строится:

Вступление - бывает не всегда.

I часть – экспозиция - основные музыкальные темы - главная и побочная - либо противопоставляются друг другу или дополняют одна другую.

II часть – разработка -эти темы звучат по-новому, сталкиваются, борются.

III часть – реприза - повторяются темы экспозиции, но с изменениями, произошедшими в разработке.

Кода – окончательная точка завершения, итог, позволяющий слушателю понять замысел композитора.

Таким образом, сонатная форма – это музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов: в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция.

Людвиг ван Бетховен (1770—1826) — великий представитель классического направления в музыке. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX в. Музыка Бетховена воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстает вся жизнь человека, со всеми eго душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли свое отражение в процессе развертывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.

Соната состоит из трех частей. Контрастное сопоставление тем, их столкновение, борьба придают музыке драматический характер. В отдельных моментах Сонаты № 8 фортепиано по силе и сложности техники игры звучит подобно оркестру.

Необычно начало сонаты. Быстрой музыке I-й части предшествует обширное медленное вступление. Именно в нем возникает первое противопоставление образов — источник конфликтности. Оно раскрывает центральный образ сонаты, который получает дальнейшее развитие во всех ее частях.

Контраст между трагедийностью вступления, бурным драматизмом главной партии и душевной лирической взволнованностью побочной темы определяет дальнейшее развитие сонаты, все части которой интонационно родственны. Из темы вступления вырастает главная тема (или, как говорят, главная партия) 1-й части, а из побочной — тема рондо 3-й части (финала).

Необходимым этапом развития становится медленная и певучая 2-я часть. Можно сказать, что это осмысление пережитого. Применяя принцип варьирования, композитор обогащает раздумья все новыми деталями, дополнительными штрихами.

Ярким контрастом тихому и умиротворенному завершению этой части является быстрая и взволнованная 3-я часть.

Послушайте Сонату № 8 Л.В. Бетховена и ответьте на вопросы:

В 1ой части Сонаты № 8 (до 6 мин. 40 сек.): в каких разделах сонатной формы вновь появляются интонации вступления? Какую роль тема вступления играет в разработке и последующем развитии музыки? Как завершается 1-я часть?

Во 2-ой (с 6 мин 40 сек) и 3-ей (с 11 мин. 25 сек.) частях Сонаты №8: как меняется состояние героя в каждой из них? В какой части музыка скорее выражает напряжение мысли, а в какой передает действие? Каким предстает в этой музыке человек?

Первая часть цикла – обычно Allegro - выражение противоречивости жизненных явлений. Она пишется в сонатной форме. В основе сонатной формы – сопоставление или противопоставление двух музыкальных сфер, выраженных главной и побочной партиями. Ведущее значение закрепляется за главной партией. Первая часть состоит из трёх разделов: экспозиция – разработка – реприза.

Вторая, медленная часть сонатно-симфонического цикла (обычно Andante, Adagio, Largo) - контрастна первой части. Она раскрывает мир внутренней жизни человека, либо мир природы, жанровые сцены.

Менуэт – третья часть четырёхчастного цикла (симфоний, квартетов) – связана с бытовым проявлением жизни, с выражением коллективных чувствований (танец, объединяющий общим настроением большие группы людей). Форма всегда сложная трёхчастная.

Финал – не только последняя, но итоговая часть цикла. В нём общность с другими частями. Но есть черты, присущие лишь финалу – много эпизодов, в которых участвует весь оркестр, как правило, пишется в форме рондо (многократное повторение главной мысли – рефрена создаёт впечатление законченности высказывания). Иногда для финалов используется сонатная форма.

Рассмотрим строение сонат Гайдна, Моцарта и Бетховена.

Гайдн. Соната ми минор.

Соната состоит из трёх частей.

Presto.Первая часть написана в форме сонатного allegro. В ней две контрастные темы. Главная тема взволнованная, беспокойная. Побочная партия более спокойная, светлая.

Andante. Вторая часть светлая, спокойная как размышление о чём – то хорошем.

Allegro assai.Третья часть. Характер грациозный, танцевальный. Построение близко форме рондо.

Моцарт. Соната до минор.

Соната состоит из трёх частей.

Molto Allegro. Первая часть написана в форме сонатного allegro. В ней две контрастные темы. Главная тема суровая, строгая, а побочная партия напевная, нежная.

Adagio. Вторая часть проникнута светлым чувством, песенного характера.

Allegro assai. Третья часть написана в форме рондо. Характер тревожный, напряжённый.

Главным принципом строения классической сонаты было наличие в первой части двух разнохарактерных тем (образов), вступающих в драматические взаимоотношения по ходу их развития. Это мы и увидели в рассматриваемых сонатах Гайдна и Моцарта. Первая часть этих сонат написана в форме сонатного allegro: есть две темы – главная и побочная парии, а также три раздела – экспозиция, разработка и реприза.

Первая же часть “Лунной сонаты” не подпадает под эти структурные особенности, которые делают инструментальную пьесу сонатой. В ней нет двух разнохарактерных тем, вступающих в конфликт друг с другом.

Первая часть — в медленном движении, в свободной форме фантазии. Так и пояснил Бетховен произведение — Quasi una Fantasia — вроде фантазии, без твердых ограничительных рамок, диктуемых строгими классическими формами.

Нежность, печаль, раздумье. Исповедь страдающего человека. В музыке, которая как бы рождается и развивается на глазах у слушателя, сразу улавливаются три линии: нисходящий глубокий бас, мерное укачивающее движение среднего голоса и умоляющая мелодия, возникающая после краткого вступления. Она звучит страстно, настойчиво, пробует выйти к светлым регистрам но, в конце концов, падает в бездну, и тогда бас печально завершает движение. Выхода нет. Кругом покой безнадежного отчаяния.

Но так только кажется.

Allegretto– вторая часть сонаты, названная Бетховеном нейтральным словом Аллегретто , никак не поясняющим характер музыки: итальянский термин Аллегретто означает темп движения — умеренно быстрый.

Как бы то ни было, Аллегретто своей подчеркнутой простотой представляет величайшие трудности для исполнителей. Здесь нет определенности чувства. Интонации допускают толкование от совсем непритязательной грации до заметного юмора. Музыка вызывает в памяти картины природы. Возможно, это воспоминание о берегах Рейна или пригородах Вены, народных праздниках.

Таким образом, мы видим, что в классической сонате Гайдна и Моцарта строго выдержанный трёхчастный цикл с типичной последовательностью частей. Бетховен изменил сложившуюся традицию:

Вывод:

Бетховен посвятил сонату Джульетте Гвиччарди.


Величавое спокойствие и светлая печаль, первой части сонаты, вполне могут напомнить ночные грезы, сумрак и одиночество, которые навевают мысли о темном небе, ярких звездах и таинственном свете луны. Четырнадцатая соната обязана своим названием медленной первой части: уже после смерти композитора сравнение этой музыки с лунной ночью пришло на ум поэту-романтику Людвигу Рельштабу.

Цикл – это ряд произведений, объединенных одним замыслом или одной тональностью.

Симфонический цикл состоит из 4-х частей, расположенных по принципу контраста:

I-я часть – сонатное аллегро (быстрая)

II-я часть – адажио (медленная)

III-я часть – менуэт или скерцо (танцевальная)

IV-я часть – финал (стремительная)

Сонатный цикл состоит из 3-х частей. I и II как у симфонии, а III часть –

Особое место в сонате и симфонии занимает I ч. – СОНАТНОЕ АЛЛЕГРО.

I раздел - ЭКСПОЗИЦИЯ

Вступление (его может и не быть)

Главная партия (Г.П.) написана в основной тональности.

Связующая партия (С.П.) или связка. Она осуществляет переход к побочной партии.

Побочная партия (П.П.) обычно в тональности доминанты или параллельной тональности.

Заключительная партия (З.П.) завершает экспозицию.

Кодазавершает первую часть (встречается не всегда)

II раздел - РАЗРАБОТКА

В ней развиваются яркие мотивы из экспозиции. Проводятся по разным тональностям, регистрам, варьируются. В разработке обычно наступает КУЛЬМИНАЦИЯ (наивысшая точка напряжения), которая потом разрешается и приводит к III разделу.

III раздел - РЕПРИЗА

Здесь повторяется материал экспозиции, но все темы звучат в основной тональности.

Жанр песни. Использование народной песни в творчестве композиторов – классиков.

Жанр – это совокупность признаков, характерных для ряда музыкальных произведений.

Песня – это самый распространенный музыкальный жанр - небольшое вокальное произведение (мелодия со словами), написанное в куплетной форме (запев и припев),

Существуют две основные группы песен: народные и авторские.

Народная песня – неиссякаемый источник, откуда берет начало русская классическая музыка. Многие композиторы учились у народа мелодизму.

М.А. Балакирев и А.К. Лядов делали обработки русских народных песен для фортепиано и оркестра.

Жанр оперы.

Опера – крупный синтетический жанр. В него вошли несколько видов искусства: музыка, литература (либретто – текст оперы), живопись (декорации, костюмы), хореография (танцы, пантомима), драматическое искусство (игра актёров на сцене).

В Италии опера разделилась на два направления:

Опера – SERIA (сериа) – серьёзная опера и комическая опера – BUFFA (буффа). Из Италии опера распространилась по странам Европы, в каждой из них обретая новые черты. Например, во Франции появилась ГРАНД-ОПЕРА (пышная опера), а в Германии опера ЗИНГШПИЛЬ (подобие оперетты, где есть разговорная речь), в России создателем классической оперы стал М.И. Глинка. Он дал начало двум ветвям – сказочной опере и исторической.

Музыкальные номера оперы:

Увертюра – оркестровое вступление

Интродукция – оркестрово-хоровое вступление к опере

Ария – характеристика героя

Ариетта – маленькая ария

Ариозо - небольшая по размеру ария лирического характера

Терцет – 3 голоса

Квартет – 4 голоса

Квинтет - 5 голосов

Хор – многоголосное исполнение

Опера делится на действия, а действия на картины.

В конце оперы обычно бывает финал – заключительный раздел.

Жанры инструментальной музыки.

Самый распространенный жанр инструментальной музыки – пьеса. Это небольшое музыкальное произведение, передающее какой-то образ или настроение.

Цикл – это несколько пьес или произведений, объединенных одним замыслом или одной тональностью.

Сюита - (последовательность, ряд) несколько пьес, объединенных одним сюжетом. Танцевальная сюита – это ряд танцев.

Концерт – крупное музыкальное произведение для солирующего инструмента и оркестра (роли инструмента и оркестра равнозначны).

Квартет – произведение камерного жанра (для небольшого зала). Его состав – 2 скрипки, альт и виолончель

Жанр балета.

Балет – сложный вид музыкально-драматического искусства. Его составные части: музыка, хореография (танцы, пантомима), литературный сценарий (либретто), художественное оформление (декорации, костюмы).

Искусство балерины и танцовщика – раскрыть в пантомиме и танце смысл происходящего на сцене, чувства и эмоции героев.

Декорации и костюмы создают атмосферу, в которой происходит действие.

Балеты бывают одноактными и многочастными.

Характерный танец – это изображение животных или использование движений из народных танцев.

Пантомима – рассказ мимикой и жестами.

Много замечательных танцоров играли на сценах Большого и Мариинского театров. Среди них Галина Уланова, Анна Павлова, Майя Плисецкая, Екатерина Максимова, Марис Лиепа, Владимир Васильев, Лавровский и другие.

Жанр кантаты и оратории.

Оратория и кантата относятся к хоровому жанру.

Оратория подобна опере, но без действия на сцене. В ней есть сюжет, арии, речитативы, солисты, ансамбли, хор. Обычно в оратории повествуется о каких-то событиях.

Из композиторов XX века выделяются русские музыканты:

Из известных музыкантов XX века стоит назвать так же Альберта Шнитке.

Его хоровые и симфонические произведения очень проникновенны.

Читайте также: