Идея смерти бога ницше кратко

Обновлено: 30.06.2024

Представляется необходимым реорганизация и уточнение содержания. Улучшите его , обсудите области , требующие улучшения, или укажите разделы, которые нужно переработать, используя > .

"Бог мертв! Бог остается мертвым! И это мы убили его! Как мы можем утешить себя, убийцы убийц? То, что до сих пор было самым священным и могущественным в мире, потеряло свою кровь под нашим ножом. - Кто смыт с нас эту кровь? Какой водой мы могли очиститься? Какие искупления, какие священные игры нам придется придумывать? Не слишком ли велико величие этого поступка для нас? Разве нас не заставляют просто становиться богами - лишь бы казаться достойными их? "

Резюме

Контекст

«Человечество никоим образом не представляет собой эволюцию к лучшему, к чему-то более сильному, более высокому в том смысле, в котором мы верим в это сегодня. Прогресс - это просто современная идея, то есть заблуждение. Сегодняшний европеец остается по стоимости намного ниже европейца эпохи Возрождения; факт продолжения его эволюции не имеет абсолютно необходимых последствий возвышения, увеличения, усиления. "

- Антихрист . Trad. Жан-Жак Повер, 1967, стр.79.

Имея в виду

Ницше признает кризис, который представляет собой смерть Бога, исходя из устоявшихся моральных соображений (обесценивание более высоких ценностей).

«Отказавшись от христианской веры, мы лишаем себя права на христианскую мораль. Это не само собой разумеющееся (…). Христианство - это система, целостное видение вещей и места, где все подходит. Если вы уберете основную концепцию, веру в Бога, вы также разрушите все это одновременно: у вас не останется ничего необходимого. "

- Сумерки идолов , Вторжения неактуального, §5.

Вот почему в афоризме 125 глупец адресован не верующим, а атеистам - после смерти Бога ( завершившееся событие : Бог мертв) проблема состоит в том, чтобы воспрепятствовать нигилизму , т.е. отсутствие божественного порядка.

Другие интерпретации

«Так много полярных сияний его еще нет. "

- цитируется в Aurore .

«Это грандиозное событие еще не дошло до ушей людей. Молнии и грому нужно время, свету нужно время, звездному свету нужно время, действиям, даже если они приняты, также нужно время, прежде чем их увидят и услышат. "

- Знание геев §125

Истоки смерти Бога

Размышления Гегеля, а затем Гейне, следовавшего его урокам, показывают, что Ницше далеко не новатор, он идет по пути, проложенному для него другими.

Смерть бога в других авторах

«Старые боги стареют или умирают, а другие не рождаются. "

В словах и вещах , Мишель Фуко занимает ницшеанскую мысль о смерти Бога и использует его , чтобы говорить о смерти человека:

Это смерть человеческой субъективности или смерть картезианского эго, которое концептуализирует человека в чистом и совершенно автономном состоянии, в совершенно познаваемом существе, которое можно изучать с научной точки зрения.

Цитировать Фридриха Ницше — вовсе не значит понимать его. Но теперь ваша светская беседа спасена. Вот короткие разъяснения пяти ключевых идей философа: антихристианства, нигилизма, смерти Бога, сверхчеловека и воли к власти — и бонусом ответы на вопросы, можно ли считать Ницше нацистом и мизогином.

Долой христианство


Почему Ницше так категорично относился к религии и к христианству в частности?

Екатерина Элбакян, религиовед и доктор философских наук:

По мнению Ницше, христианская религия пришла на смену древнегреческому мифу — иррациональному, недоступному разумной доказательности, постичь который можно с помощью инстинктов. Религия же возникает вместе с рационализмом, олицетворением которого для Ницше был Сократ: именно этот древнегреческий философ внес в культуру морализирование.

Ницше считал, что религия — это следствие вырождения человечества и деградации его психической жизни.

А христианство — это утверждение ценностей низших слоев общества: опираясь на разум, они подавляли иррациональные элементы психики и укрепляли мораль, рациональность и науку. Тем самым они уничтожили культуру Греции, чьим фундаментом были инстинкты, и извратили здоровую волю человека к власти.

Нигилизм

Екатерина Элбакян:

Ницше считал, что такая переоценка необходима, потому что современная христианская религия — симптом декаданса, то есть упадка и деградации жизни общества.

Смерть Бога

Впрочем, если Бог мертв, значит, когда-то он был жив. Более того, Ницше прямо говорил, что это было то самое священное, погибшее под ножами человечества.

Люди не оправдали божественных ожиданий и тем самым уничтожили саму идею Бога.

Сверхчеловек

Говоря о смерти Бога, критикуя христианскую мораль за то, что ей должны подчиняться все, за то, что она обращается к несвободным, подавленным людям, считающим несвободу своим жизненным идеалом, Фридрих Ницше считал, что человек должен быть свободен. Он верил, что христианский идеал слабого человека нужно заменить идеалом Античности и эпохи Возрождения — это сильная и свободная творческая личность, не подчиняющаяся моральным нормам христианской религии:

Не всем эта концепция пришлась по душе. В 1899 году философ Владимир Соловьев выразил сожаление, что идеи Ницше влияют на русских юношей. Его тревожило, что молодые люди увлечены идеей превосходства одних людей над другими и придания себе исключительного значения.

Нападки Ницше на христианство имели широкий резонанс в западной культуре. Его учение о нигилизме и переоценке ценностей отразило кризис общественного сознания, в том числе религиозного, в Западной Европе.

Воля к власти

Дмитрий Лобачев, психоаналитик, преподаватель философии:

Вообще, воля к власти есть у всех нас. Просто каждый, очевидно, в силу своего невроза реализует ее по-своему. Невротик будет добиваться этого с помощью накопления капитала — будь то материальный или моральный; истерик будет скорее манипулировать отношениями, пытаясь стать единственным и незаменимым.

С точки зрения бизнеса, амбиции человека, его воля, страсть к достижению большего — это, пожалуй, прекрасные качества. О них рассказывают на модных тренингах и коуч-сессиях. В семейных отношениях, когда кто-то в паре начинает доминировать над другим (без согласия другого человека) или, скажем, ставит свои желания и амбиции выше потребностей другого человека, это выглядит как минимум некрасиво.

Едва ли можно сказать, что воля к власти является чем-то патологическим или таким, от чего следует избавлять человека.

Лечить от воли к власти — это все равно, что лечить от гравитации или силы притяжения. Можно бороться с ней, и есть люди, спортсмены, например, которые на доли секунды могут нарушить законы физики, скажем, прыгнув выше всех или сделав нечто сложное со своим телом. Но вопрос в другом: нужно ли это делать в повседневной жизни?

Ницше — профеминист?

Отношение Ницше к женщинам было противоречивым. В 1882 году он встретил Лу Саломе (уроженку Петербурга). Она покорила его своим умом и обаянием, но на предложение руки и сердца ответила отказом. Отношения философа с сестрой и вовсе были весьма натянутыми из-за ее антисемитских взглядов. Все это наложило свой отпечаток на мировоззрение Ницше. В его работах есть такие высказывания:

Прочитав их, хочется сделать однозначный вывод, что Ницше мизогин и антифеминист. Как можно думать по-другому?

Однако у Ницше был дерзкий, ироничный и метафорический стиль — должны ли мы понимать приведенные выше цитаты буквально или, наоборот, за ними кроется его критика популярных тогда патриархальных взглядов?

Может быть, Ницше в этих цитатах выражает не свои взгляды, а скорее озвучивает распространенное тогда отношение к женщинам и критикует его?

Как пишут некоторые авторы, становясь на защиту философа: важно не то, что говорил Ницше, а как он это говорил.

Но давайте обратимся к его биографии:

Отрицание авторитетов, жесткая критика современной ему морали и общества, отказ от следования правилам — феминистическая философия сегодня может найти в этом какие-то основы для своей теории.

Анастасия Бабаш:

Правда ли, что Ницше антисемит?

А вот против евреев Ницше не выступал. Более того, именно антисемитизм сестры и ее мужа стал поводом для ссор между родственниками. Многие исследователи вообще считают, что именно сестра Ницше ответственна за то, что труды ее брата расценивают как руководство для нацистов.

Это помогло Элизабет добиться внимания фюрера. Она открыла музей-архив Ницше, который трижды посещал Адольф Гитлер. Он назначил ей пожизненную пенсию за заслуги перед отечеством, а музей объявил центром своей идеологии.

Анна Кигай:

В своих трудах Ницше неоднократно поднимает тему "смерти Бога". Эта метафора широко понимается разными исследователями, но я постараюсь описать наиболее общее представление о ней.

"Смерть Бога" у Ницше можно воспринимать как факт того, что люди, стремясь к познанию, к науке пришли к тому, что мир управляется законами природы и тем самым "убили" Бога.

Всевозможные естественно-научные концепции, объясняющие появление человека, отсутствие доказательства законов морали привели к тому, что европейский человек потерял то, на что ориентировался долгие века - веру в Бога. У него словно ушла почва из-под ног. Он больше не знает, за чем следовать, куда примкнуть и во что верить.

Этим можно объяснить мнение Ницше о западной культуре своего времени, которая, по его мнению, теряет былое величие и деградирует. Он отнюдь не сетует на "смерть Бога". Его удручает именно то, как человек переносит эту "смерть". Он винит христианство в том, что современный ему европейский человек является распущенным, слабым и, ко всему прочему, еще и нигилист.

Ницше не дает однозначной оценки в своих трудах того факта, что "Бог умер", он лишь констатирует это. Однако сложно не согласиться с тем, что "смерть Бога" привела европейские народы к ужасным последствиям. Чего стоит только появление ужасных, атеистических и авторитарных режимов, которые заполонили цивилизованный мир в 20-ом веке. Европа выбрала не те смыслы, заменила старые христианские на более страшные и бесчеловечные идолы.

Ницше, на мой взгляд, однозначно бы не понравились такие последствия. В тех местах, где он говорил о смерти бога в позитивном смысле, он, видимо, надеялся на то, что человек сможет самостоятельно создать для себя более высокие, с его точки зрения, идеалы и стремления.

Спасибо за прочтение! Подписывайтесь на канал и делитесь вашим мнением в комментариях

Ницше был атеистом всю свою взрослую жизнь, и поэтому буквальный смысл фразы исключается, а речь, скорее, идет об идее Бога. После эпохи Просвещения мысль о том, что наша Вселенная управляется законами физики, а не божественным провидением, стала реальностью. Философия показала, что легитимность власти оправдывается не божественным помазанием, а согласием граждан; все моральные теории теперь могли существовать также без отсылки к творцу. Это было знаменательное событие. Европа больше не нуждалась в Боге как источнике морали, человеческих ценностей или законов Вселенной; философия и наука заняли его место. Массовая секуляризация западной мысли помогла осознать Ницше, что Бог не просто умер, но что именно люди убили его своей научной революцией, своим стремлением познать мир.

Ницше не удивился бы событиям, произошедшим в Европе уже после его смерти. Коммунизм, нацизм, национализм и другие идеологии, распространявшиеся после Первой мировой войны, стремились обеспечить человека смыслом и ценностями в качестве рабочего или арийца, или вдохновляли на какие-либо другие подвиги аналогично тому, как христианство даровало смысл детям Божьим в виде жизни на Земле. Хотя Ницше, возможно, отверг бы все эти идеологии, он, несомненно, признал бы потребность человечества в том значении, которое они давали.

Смелый сверхчеловек не будет опираться на догму или общественное мнение относительно собственных ценностей.

Однако тут можно задать вопрос: если мы знаем, что Бог умер уже так давно, то почему мы все не стали атеистами? Ницше говорит:

Возможно, мы только сейчас видим проявление высказывания философа.

Атеизм становится все более популярным почти во всех европейских странах, и его новообретенный рост в Соединенных Штатах свидетельствует о новом культурном сдвиге. Но, в отличие от того времени, когда атеизм навязывался коммунистическими группами, сейчас нет необходимости в мировоззрении, поддерживающем отсутствие Бога. Его просто нет. И, действительно, британский философ Бертран Рассел рассматривал большевизм практически как религию; она придавала смысл и диктовала ценности людям. Но этот источник смысла без веры прекратил свое существование.


Фото: ссылка

Ницше не удивился бы событиям, произошедшим в Европе уже после его смерти. Коммунизм, нацизм, национализм и другие идеологии, распространявшиеся после Первой мировой войны, стремились обеспечить человека смыслом и ценностями в качестве рабочего или арийца, или вдохновляли на какие-либо другие подвиги аналогично тому, как христианство даровало смысл детям Божьим в виде жизни на Земле. Хотя Ницше, возможно, отверг бы все эти идеологии, он, несомненно, признал бы потребность человечества в том значении, которое они давали.

Возможно, мы только сейчас видим проявление высказывания философа. Атеизм становится все более популярным почти во всех европейских странах, и его новообретенный рост в Соединенных Штатах свидетельствует о новом культурном сдвиге. Но, в отличие от того времени, когда атеизм навязывался коммунистическими группами, сейчас нет необходимости в мировоззрении, поддерживающем отсутствие Бога. Его просто нет. И, действительно, британский философ Бертран Рассел рассматривал большевизм практически как религию; она придавала смысл и диктовала ценности людям. Но этот источник смысла без веры прекратил свое существование.

Читайте также: