Идеология наука и культура в послевоенные годы кратко

Обновлено: 07.07.2024

Первое послевоенное десятилетие - это период правления Сталина, который характеризуется восстановлением промышленности, науки, экономики, а также культуры от военного времени. После военного времени осталось много произведений, которые рассказывали об ужасах той войны. Также появлялись и новые, которые основываются на воспоминаниях.

Проблемы послевоенной культуры

Во время войны было уничтожено порядка 30% культурного наследия стран Советского Союза. Памятники культуры, сооружения необходимо было заново восстанавливать.

Наука во время войны была “занята” не разработками, которые помогут преодолеть болезни или сделать жизнь мирных людей лучше, а на создание нового оружия, которое поможет защитить страну. Также остро повлияло на культуру, науку и образование вмешательство правительства.

Развитие образования и науки

Во время войны подрастающее поколение не смогло пойти в школу, а ребята, которые уже обучались в школах, не имели возможности ее закончить из-за ряда причин. Чтобы в стране не появилось проблемы необразованности, активно развивались высшие учебные заведения. Они же занимались проведением заочной и вечерней формы образования, чтобы каждый имел возможность работать и получать профессию одновременно. Большое распространение получили те специальности, которые были необходимы в дальнейшем продвижении Советского Союза, а также на обеспечение внешней безопасности страны. Государства серьезно отнеслось к “реформе образования”, поэтому была усилена административная система, ответственная за народное образование.

Политика государства направляла науку на полное превосходство всех держав мира. Еще с 1943 года шла активная разработка оружия массового поражения - атомной бомбы, а спустя 6 лет началось испытание первой бомбы. С помощью данной разработки советские ученые завоевали статус первых разработчиков термоядерного оружия. В 47 году 20 века появилась баллистическая ракета, которая дала начало модернизации армии, позволив оснастить в первой половине 50-ых годов ракетно-ядерным оружием.

Развитие искусства

Государство проводило политику (в отношении деятелей культуры), которая должна направлять людей на трудовые подвиги. Именно из-за рвения людей отдаваться полностью работе во благо общего дела Советскому Союзу удалось достигнуть экономического роста в первую пятилетку. Направляли людей патриотические произведение, которые отражались в театре и кино. Довоенная цензура никуда не исчезла, а также продолжала действовать еще долгое время. Многие деятели культуры были репрессированы, либо самостоятельно переезжали в те страны, где их произведения могли быть напечатаны.

Также большую потерю потерпела литература. Многие поэты и писатели погибли в период военного времени, а также во время прихода советской власти. Отдельный пласт деятелей культуры (Ахматова, Казакевич) подвергались массовой публичной травле.

В послевоенные годы культура развивалась очень медленно. Деятелей искусства, которые не писали в угоду правительству, а выражали собственную позицию, ссылали, а, если такой участи удалось избежать, они прозябали в нищете и подвергались массовым гонениям. Наука же, в свою очень, поощрялась. На развитие технологий, которые могли продвинуть Советский Союз вверх по лестнице “сверхдержавы”, выделялись средства. Государство поощряло молодежь, которая была готова связать свою жизнь с профессией, деятельность которой направлена на благо государства. Также было развито вечернее образование - “вечерка”, которую могли посещать вернувшиеся солдаты и люди, работавшие в тылу.

На практике советская идеология уже не могла инициировать новые привлекательные для населения идеи, лозунги, установки. И. В. Сталин понимал необходимость перемен в идеологической доктрине, связанных с итогами закончившейся войны. Он также видел, что победа в войне будила во многих советских людях сомнения в абсолютной истинности прежних идейных догм. В этих условиях оставалось уповать на привычные средства – террор, административный нажим, идеологический контроль партии. Были сделаны попытки сплотить общество под знамёнами социализма с помощью обращения к истории.

Образование и наука. Важнейшей задачей государства в области культурного строительства стало развитие народного образования, и прежде всего – школьного. В 1946 – 1950 гг. в стране построили и ввели в действие (включая восстановленные школы из числа разрушенных в годы войны) 18,5 тыс. школ на 2,5 млн ученических мест. Из них в сельской местности на средства колхозов возвели школы на 1,3 млн мест. С 1944 г. в стране открывались семилетние и средние школы, в городах и рабочих посёлках – школы рабочей молодёжи. Новая форма обучения – без отрыва от производства – получила широкое распространение.

К началу 1951 г. в СССР в основном завершился переход на всеобщее семилетнее обучение. Увеличилось число техникумов и вузов. За период с 1946 по 1950 г. высшие учебные заведения дали народному хозяйству 652 тыс. специалистов. Развивалось вечернее и заочное высшее образование. В 1950-е гг. заметно вырос образовательный уровень населения. В 1958 г. было введено обязательное неполное среднее (восьмилетнее) образование.

В первые послевоенные годы был ужесточён идеологический контроль не только в области литературы, философии, экономики, но и в среде естественных наук. Разгрому подвергались целые отрасли. Так, в 1948 г. на сессии Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук (ВАСХНИЛ) сторонники Т. Д. Лысенко изгнали из науки учёных-генетиков, чем нанесли огромный вред этому важнейшему направлению. Лженаукой была объявлена кибернетика, отдельные научные направления биологии, что на долгие годы определило отставание СССР в сельском хозяйстве, в развитии медицины, производстве вычислительной техники.

Из научных достижений тех лет следует отметить ликвидацию в 1949 г. атомной монополии США. Огромная заслуга в этом деле принадлежала советским учёным: Б. Л. Ванникову, А. И. Алиханову, А. И. Иоффе, П. Л. Капице, И. В. Курчатову, В. Г. Хлопину, Ю. Б. Харитону, И. Н. Вознесенскому, И. К. Кикоину и др.

В 1948 г. советские учёные осуществили запуск первого промышленного атомного реактора, начал работу радиохимический завод по выделению плутония из облучённого урана. В 1949 г. СССР произвёл первые испытания атомного оружия, в 1954 г. оно поступило на вооружение армии.


Ю. Б. Харитон на фоне атомной бомбы


С. П. Королёв с членами отряда космонавтов. Май 1961 г.

Конец 1950-х – середина 1960-х гг. – начало эпохи научно-технической революции. О высоком уровне развития отечественной науки свидетельствовало мировое признание: Нобелевской премии были удостоены Н. Н. Семёнов (1956), И. Е. Тамм, И. М. Франк, П. А. Черенков (1958), Л. Д. Ландау (1961), А. М. Прохоров и Н. Г. Басов (1964).

Снизились государственные расходы на образование и развитие фундаментальной науки. Падал престиж высшего образования, поскольку дипломированные специалисты зарабатывали меньше, чем квалифицированные рабочие. Постепенно наметилось отставание СССР в области наукоёмких технологий.

Вместе с тем первые послевоенные годы стали тяжёлым испытанием для советской культуры.

Жёсткая регламентация творчества продолжала оставаться стержнем партийного руководства культурой. Строгая цензура и мелочные придирки лишали возможности раскрыть свои дарования, что для творческих людей было в буквальном смысле трагедией.

В 1947 г. было принято постановление Совета министров СССР о строительстве в Москве семи высотных зданий в 26 – 32 этажа по единому архитектурному плану. Новые здания органично вписались в исторически сложившийся облик столицы.

В портретной живописи послевоенных лет наряду с образом героя-победителя всё большее место занимает образ человека мирного труда. Значительных успехов достиг П. Д. Корин, опиравшийся на традиции русской живописи, в частности на наследие А. А. Иванова и М. В. Нестерова. Художественные приёмы, выработанные в начале XX в., использовал в своих работах мастер пейзажа М. С. Сарьян.

В послевоенные годы большое внимание уделялось развитию монументальный скульптуры, особенно возведению памятников воинам Советской армии, павшим в боях с фашизмом. Один из них, созданный скульптором Е. В. Вучетичем совместно с архитектором Я. Б. Белопольским и художником А. А. Горпенко, – памятник Воину-освободителю в Трептов-парке (Берлин): простой солдат в походной форме одной рукой прижимает к себе спасённую маленькую девочку, а другой – сжимает тяжёлый меч, разрубивший свастику. Монумент стал одним из символов победы.


Портрет художников Кукрыниксов. Художник П. Корин

В эти же годы сердца многих людей завоёвывает авторская песня. Самым ярким представителем этого жанра стал Б. Ш. Окуджава.

Знаменательным явлением в духовной жизни общества стал состоявшийся в 1957 г. в Москве Международный фестиваль молодёжи и студентов. Здесь советская молодёжь смогла впервые познакомиться со своими зарубежными сверстниками, узнать их настроения и мысли.


Обложка книги А. И. Солженицына


У афиши кинотеатра. 1957 г.

Второе рождение получили музыкальные творения С. С. Прокофьева, впервые исполнялись многие произведения Д. Д. Шостаковича, А. И. Хачатуряна; раскрылись таланты молодых композиторов Г. В. Свиридова, Р. К. Щедрина, А. Я. Эшпая, А. Г. Шнитке.


Вопросы и задания

2. Подготовьте презентацию о любимом архитектурном памятнике вашего города (центра), построенного в 1946 – 1964 гг.

Работаем с документами

Из хроники Академии общественных наук при ЦК КПСС. 1949 г

Историческая наука является одним из участков идеологического фронта, на котором кучка безродных космополитов пыталась вести свою вредную работу, распространяя антипатриотические взгляды при освещении вопросов истории нашей Родины и других стран.

Так, в печатных работах акад. И. И. Минца извращена история Великой Октябрьской социалистической революции, не показано отличие её от всех предыдущих революций, смазана её освободительная роль как революции, спасшей нашу страну от колониального рабства, не раскрыт её социалистический характер, принижена роль СССР в мировой истории. Академик Минц игнорировал, умалял решающую роль русского народа, русского рабочего класса в истории нашей Родины, не показал, как великий русский народ, возглавляемый партией Ленина – Сталина, стал руководящей силой советского государства и выдающейся нацией среди других народов, входящих в состав СССР.

Прикрывая свою бездеятельность, акад. Минц насаждал семейственность и всячески противодействовал развёртыванию критики и самокритики.

Н. Л. Рубинштейн пишет, что историческая наука в России не существовала как самостоятельная наука. Основоположниками исторической науки в России он считает немцев: Миллера, Байера, Шлёцера и др. Н. Л. Рубинштейн принижает русскую культуру, заявляя, что она плелась в хвосте восточной и западноевропейской. Он принижает марксистскую историческую науку перед буржуазной. Так, он поднимает на щит буржуазного историка Павлова-Сильванского с его типично буржуазной концепцией русского феодализма, идеалистически рассматривающего феодализм лишь с точки зрения второстепенных признаков, как систему политической организации.

2. Назовите работы отечественных историков, подвергшиеся критике в 1949 г.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Часть 9. Послевоенные годы

Часть 9. Послевоенные годы После освобождения Мстиславля возвращаться в город жителям сразу не разрешали, потому что вблизи ещё долгое время проходила фронтовая полоса.Трудными были для жителей Мстиславля эти послевоенные годы. Люди, пережившие войну, вспоминают, что

§ 32. Образование, наука, художественная культура и быт

§ 32. Образование, наука, художественная культура и быт Создание единой общеобразовательной системы. Успехи в ликвидации массовой неграмотности коренным образом изменили представления людей о том, какую роль играет в их жизни образование, а значит, и система учебных

§ 27. ИДЕОЛОГИЯ, ОБРАЗОВАНИЕ, НАУКА И КУЛЬТУРА В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

Трудные послевоенные годы

Воспоминания. Послевоенные годы

Воспоминания. Послевоенные годы Вернемся к знаменитой психической атаке. На следующий день, 24 августа, наступление противника продолжалось уже без таких эффектов. Бои шли тяжелые. Именно в этот день у Ивана Ефимовича произошла любопытная встреча с человеком, хорошо

Годы послевоенные, судьбоносные…

Годы послевоенные, судьбоносные… В послевоенный период международный авторитет и влияние Советского Союза, сыгравшего решающую роль в разгроме фашистской Германии и милитаристской Японии, росли как на дрожжах. О социализме и коммунизме заговорили даже в самых

Первые послевоенные годы

Первые послевоенные годы Отстояв в жестокой схватке с империализмом свободу и независимость своей Родины, советский народ под руководством Коммунистической партии вновь приступил к мирному, созидательному труду. Прежде всего требовалось восстановить в кратчайшие

Послевоенные годы: в поисках преемника

Послевоенные годы: в поисках преемника После победы в войне стареющего Сталина, приближавшегося к своему 70-летию, все больше стал занимать вопрос, кто наследует его власть. Он помнил, какая драка развернулась у постели умирающего Ленина и в первые годы после его смерти.

Глава 11 В ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

95. РЕПРЕССИИ 1946–1953 гг. НАУКА И КУЛЬТУРА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ

95. РЕПРЕССИИ 1946–1953 гг. НАУКА И КУЛЬТУРА В ПЕРВЫЕ ПОСЛЕВОЕННЫЕ ГОДЫ После окончания войны многие советские граждане рассчитывали на изменения в социально-политической жизни общества. Они перестали слепо доверять идеологическим догмам сталинского социализма. Отсюда и

4. Идеология и культура ассирии Литература и наука

4. Идеология и культура ассирии Литература и наука Собственный вклад Ассирии в культуру древнего мира был незначительным. Известно, что в области литературы, ей не принадлежит ничего своего, кроме военных царских анналов. Но и эти анналы представляли собой замечательные,

Идеология и наука XIX века – основы современного знания

Идеология и наука XIX века – основы современного знания Ученые часто и по разным поводам наивно говорят, что наука изменила мир. Верно! Но чтобы это произошло, мир должен был поручить науке изменять самое себя. Хотя бы тем, что общество и государство должны были дать науке

8. Народное образование, наука и культура

8. Народное образование, наука и культура В новых условиях, когда СССР вступил в полосу завершения строительства социалистического общества и его упрочения, наряду с укреплением материально-технической базы социализма большое значение приобретала


В уроке говорится о борьбе с низкопоклонством и космополитизмом. Урок знакомит с процессом восстановления системы образования, а также с развитием научных знаний. Подробно описываются литература и кинематограф послевоенного времени, влияние на них советской идеологии.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Идеология, наука и культура в послевоенные годы"


В ходе урока вы узнаете о послевоенных идеологических кампаниях, развитии системы образования и науки, основных тенденциях развития искусства.

Руководство Советского Союза опасалось, что население страны может оказаться под влиянием капиталистических ценностей. В СССР началась кампания против низкопоклонства. Так называют отношение людей к собственной культуре как к менее значимой по сравнению с культурами других стран.

На практике это проявилось в ограничении культурных и научных контактов с западными странами.


С этого момента началась проработка творческой интеллигенции.

В 1947 году состоялся суд над микробиологами Ниной Клюевой и Григорием Роскиным, которые работали над созданием препарата от рака. Их обвинили в передаче материалов американцам и подвергли публичному осуждению.

Под ударом оказались учёные и представители творческих профессий. В основном это были евреи, обвинённые в отсутствии патриотизма.

Послевоенная идеология и репрессии отрицательно сказались на развитии советской культуры и науки. Они привели к распространению шовинизма и ксенофобии. Давайте вспомним значение этих понятий.

Шовинизм – это разновидность националистической политики, содержанием которой выступает распространение ненависти и вражды к другим нациям и народностям.

Ксенофобия – это неприязнь к кому-либо или чему-либо чужому; восприятие чужого, как неприятного.

За годы войны разрушенными оказались здания школ и вузов. Часто их использовали для военных нужд.

Правительство сохраняло практику платы за обучение в старших классах школы, техникумах и высших учебных заведениях.

Решался вопрос о введении всеобщего семилетнего образования. Однако, чтобы это сделать, нужно было построить новые школы и подготовить учителей.

В 1950/1951 учебном году около 80 % учащихся обучались в семилетних и средних школах. Это стало большим достижением. Часть школ работала по принципу раздельного обучения. То есть мальчики и девочки учились в разных школах.

Распространение получили школы для рабочей молодёжи и взрослых.


Распространение среднего школьного образования стало базой для развития высшего образования. С 1946 по 1950 год техникумы и вузы выпустили около двух миллионов человек. Обучение кадров было ориентировано на потребности страны. Более половины выпускников были направлены на работу в сферу образования. А около десяти процентов – здравоохранения. На тот момент учителя и врачи были наиболее востребованы.

Развитие науки стимулировалось социально-экономическими и военными потребностями. Государство оказывало значительную финансовую поддержку учёным.

Роль ведущего научного центра страны стала играть Академия наук СССР.

С 1945 по 1951 год её президентом был физик Сергей Иванович Вавилов. Затем этот пост занял химик Александр Николаевич Несмеянов.


Большое значение в послевоенные годы приобрела отраслевая наука. Внимание уделялось научно-исследовательским институтам, которые занимались атомной энергетикой и ракетостроением.

К 1950 году в СССР было восемь тысяч докторов наук. Их работа щедро финансировалась. Научные работники в СССР имели очень высокий социальный статус. Они получали награды и премии, высокую зарплату, жильё.

Приоритетное развитие получали военные разработки. Быстро развивался советский ядерный проект. Над ним работали Игорь Васильевич Курчатов, Юлий Борисович Харитон, Николай Антонович Доллежаль, Андрей Дмитриевич Сахаров.

Над строительством ракет трудились конструкторы Сергей Павлович Королёв, Валентин Петрович Глушко, Владимир Николаевич Челомей.

Химик Николай Николаевич Семёнов в 1956 году получил Нобелевскую премию по химии за разработку теории цепных реакций.

В 1958 году Нобелевскую премию получили физики Павел Алексеевич Черенков, Игорь Евгеньевич Тамм и Илья Михайлович Франк.

Всемирную известность получил советский физик Лев Давидович Ландау.


В 1951 году под руководством Исаака Семёновича Брука была создана первая советская электронно-вычислительная машина.

Отрицательное влияние на науку оказывали цензура и диктат. В наибольшей степени от этого пострадали гуманитарные науки, в частности история. Работа историков был ограничена рамками официальной идеологии. Изложение советской истории должно было повторять содержание партийных документов.

В 1947 году острой критике подверглись советские философы.

В 1948 году на собрании Всесоюзной академии сельскохозяйственных наук Трофим Лысенко объявил лженаукой все достижения западных генетиков. Также он подверг критике и советские исследования в этой области. Более ста генетиков были уволены, некоторых исключили и партии. В СССР на время были запрещены генетические исследования.

В 1951–1952 годах Сталин руководил дискуссией по вопросам политэкономии. В дальнейшем вся экономическая наука оказалась под идеологическим контролем.

В послевоенные годы не признавали такую науку как кибернетика.

Медленными темпами развивался советский кинематограф. Объяснялось это слабой материально-технической базой. Большинство выходивших на экраны фильмов были проникнуты советской идеологией.

Однако некоторые послевоенные фильмы сохранили популярность и много лет спустя.




Крупнейшими театрами Советского Союза были Московский Художественный академический театр, Театр Советской армии, Киевский украинский драматический театр, Белорусский драматический театр.

На сценах театров ставились не только классические произведения, но и пьесы советских авторов, таких как Константин Симонов, Александр Корнейчук, Борис Лавренёв.

К 1950 году практически восстановили музейную сеть. Но на то, чтобы музейные комплексы в Новгороде, Пскове и под Ленинградом снова заработали, нужны были значительные средства.

Из-за нехватки денег были закрыты многие районные музеи.

В 1948 году ликвидировали Государственный музей нового западного искусства. Объяснялось это проходившими в СССР кампаниями против космополитизма и низкопоклонства. В музее хранилась большая коллекция картин европейских художников, которую ещё до революции собрали русские меценаты. Экспонаты были распределены между Эрмитажем и Пушкинским музеем.

Цензура и идеологический контроль сказались на всём советском искусстве. От представителей творческой интеллигенции требовали создавать произведения, восхваляющие партию и советский государственный строй. Обязательной была критика Запада. Созданные под таким идеологическим контролем произведения были политически востребованы.

Давайте подведём итоги.

В СССР развернулись кампании по борьбе с космополитизмом и низкопоклонством.

После войны получили распространение школы для рабочей молодёжи и взрослых.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2. Лишение А.И.Микояна, В.М.Молотова должностей министров СССР.

3. Переименование партии в КПСС.

4. Указы о борьбе с хищениями государственной и личной собственности.

1 2 Б А 3 4 Г В

Актуализация…

Актуализация…

Идеология, наука и культура в послевоенное время , стр. 92

Идеология, наука и культура в послевоенное время , стр. 92

План: Послевоенные идеологические кампании. Восстановление и развитие системы образования. Развитие науки. Основные тенденции развития искусства.

  • Послевоенные идеологические кампании.
  • Восстановление и развитие системы образования.
  • Развитие науки.
  • Основные тенденции развития искусства.


надежды на дальнейшее смягчения контроля за духовной жизнью общества " width="640"

Демократический импульс войны

Война побудила власти пойти на на ослабление

партийно-идеологического пресса = надежды на дальнейшее

смягчения контроля за духовной жизнью общества

Вопрос к документу

1. Что в творчестве критикуемых писателей вызвало недовольство партийного идеолога?

Послевоенные идеологические кампании, стр. 92 Михаил Зощенко Русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Классик русской литературы. Остриё его сатирических произведений направлено против невежества, мещанского самолюбия, жестокости и других Родился: 10 августа 1894 г., Санкт-Петербург , Российская империя Умер: 22 июля 1958 г. (63 года), Санкт-Петербург , РСФСР, СССР

Послевоенные идеологические кампании, стр. 92

Михаил Зощенко

Русский советский писатель, драматург, сценарист и переводчик. Классик русской литературы. Остриё его сатирических произведений направлено против невежества, мещанского самолюбия, жестокости и других

Бог есть, — строго сказал поп. — Не поддавайся на это. А чего, вспомни, сын-то еще говорил? — Да разное говорил.

Михаил Зощенко

Послевоенные идеологические кампании, стр. 92 Анна Ахматова Поэт Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе. Родилась: 23 июня 1889 г., Умерла: 5 марта 1966 г. (76 лет),

Послевоенные идеологические кампании, стр. 92

Анна Ахматова

Поэт Серебряного века, переводчица и литературовед, одна из наиболее значимых фигур русской литературы XX века. Была номинирована на Нобелевскую премию по литературе.

МУЖЕСТВО

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки.

Анна Ахматова

Послевоенные идеологические кампании, стр. 92

Послевоенные идеологические кампании, стр. 92

Послевоенные идеологические кампании, стр. 92

1948 г. – кампанию по борьбе с космополитизмом =

Идеологическая и культурная изоляция СССР от остального

Железный занавес – система мер, направленных на внешнюю

изоляцию СССР от других стран

Развитие образования в послевоенные годы

Специальное и высшее образование


Образование Война разрушила тысячи учебных заведений и привела к Большим потерям среди профессиональных кадров 1946-1950 гг. - возведено 18,5 тыс. школьных зданий 1946 г. - расходы на науку и образование выросли в 2.5 раза Реализация программы всеобщего 7-летнего образования 1946-1948 гг. – число ВУЗов превысило довоенный уровень ВУЗы подготовили 652 тыс. инженеров, учителей, врачей. Среднее специальное образование получили 1278 тыс. человек

Война разрушила тысячи учебных заведений и привела к

Большим потерям среди профессиональных кадров

1946-1950 гг. - возведено 18,5 тыс. школьных зданий

1946 г. - расходы на науку и образование выросли в 2.5 раза

Реализация программы всеобщего 7-летнего образования

1946-1948 гг. – число ВУЗов превысило довоенный уровень

ВУЗы подготовили 652 тыс. инженеров, учителей, врачей. Среднее специальное образование получили 1278 тыс. человек

Карикатура на генетиков.

Казнь французской королевы Марии Антуанеты во время якобинского террора во Франции.

Фрагмент учебника Истории СССР с личными правками Сталина .

Фрагмент учебника Истории СССР с личными правками Сталина .

Предположи, какая из картин получила сталинскую премию?

№ 1, 1950 г.

Живопись Доминирующий жанр – парадный портрет (А.М. Герасимов)

Доминирующий жанр – парадный портрет (А.М. Герасимов)

Какие явления характеризуют духовную жизнь послевоенной страны?


Идеологический курс послевоенного периода, репрессии против части советской интеллигенции оказывали отрицательное влияние на развитие советской культуры и науки, способствовали распространению шовинизма и ксенофобии.

2. Восстановление и развитие системы образования. В годы войны сильно пострадала материально-техническая база образования. Многие школьные и вузовские здания были разрушены. Значительную их часть использовали для военных нужд. Восстановление происходило с большими трудностями. Сохранялась введённая накануне войны плата за учёбу в старших классах школы, вузах и техникумах. Несмотря на это, в послевоенные годы был поставлен вопрос о всеобщем семилетием образовании. Это решение осуществлялось постепенно, по мере подготовки необходимых условий. Не хватало школьных зданий и учителей. Многие дети не могли учиться семь лет по причине низкого уровня жизни в их семьях и слабых знаний.

В 1950/51 учебном году на семилетние и средние (8—10 классы) школы приходилось около 80% учащихся. Это было большое достижение. Широкое распространение получили школы рабочей и сельской молодёжи, школы для взрослых. В них получали школьное образование уже работающие молодые люди, не имевшие ранее возможности учиться. Однако семилетнее образование всё ещё оставалось недоступным для значительной части детей школьного возраста. Гораздо легче было получить его в городах, где строилось больше новых школ и был выше уровень жизни населения. Часть городских средних и семилетних школ в послевоенные годы работала по принципу раздельного обучения — существовали мужские и женские школы. Эта система, однако, всё чаще подвергалась критике.

Распространение среднего школьного образования было необходимой предпосылкой для развития высшей школы. Выпуск специалистов из высших и средних специальных учебных заведений в четвёртой пятилетке (1946—1950) составил около 2 млн человек. Это было почти столько же, сколько подготовили советские вузы и техникумы за восемь предвоенных лет. Обучение кадров высшей квалификации ориентировалось на текущие нужды развития страны. Среди выпускников вузов в 1950 г. более половины готовились для работы в сфере просвещения, а около 10% — в здравоохранении. Это отражало прежде всего острую потребность в школьных учителях и врачах. Примерно пятую часть выпускников вузов в 1950 г. составляли кадры, подготовленные для промышленности, строительства, транспорта и связи.

Однако, несмотря на быстрый рост числа вузов и техникумов, специалистов высокой квалификации всё ещё не хватало.

3. Развитие пауки. Потребности социально-экономического развития страны и советского военного комплекса стимулировали заметный рост науки. Государственное финансирование научных исследований шло опережающими темпами. Численность научных работников в 1950 г. превзошла довоенный уровень более чем на 60 %. Значительная их часть работала в вузах. Роль ведущего научного центра играла Академия наук СССР, президентами которой в послевоенный период были физик С. И. Вавилов и химик А. Н. Несмеянов. Вместе с тем всё большее значение приобретала отраслевая наука, непосредственно обслуживающая потребности отдельных министерств и ведомств. Особое внимание уделялось научно-исследовательским институтам, связанным с атомной энергетикой, ракетостроением, электроникой, радиотехникой.


Письмо с фронта. С картины А. И. Лактионова. 1947 г.


Испытание советского атомного оружия на Семипалатинском полигоне

Быстрый рост научных кадров в определённой мере сказывался на их качестве. В 1950 г. в стране насчитывалось только 8 тыс. докторов наук и около 46 тыс. кандидатов наук, которые в целом составляли треть от общей численности научных работников. Вместе с тем наличие сравнительно небольшого количества учёных высшей квалификации позволяло щедро финансировать их работу. Многочисленные награды, премии, высокие зарплаты, преимущественное обеспечение жильём способствовали росту социального статуса советских научных работников. В СССР, как и во многих других странах, сложилась система приоритетного государственного финансирования наиболее важных научных направлений, прежде всего связанных с военными разработками. Благодаря этому быстро развивался советский ядерный проект, в котором работали такие известные учёные, как И. В. Курчатов, Ю. Б. Харитон, Н. А. Доллежаль, A. Д. Сахаров. Благодаря усилиям научных институтов под руководством конструкторов С. П. Королёва, В. П. Глушко, B. Н. Челомея быстрыми темпами развивалось советское ракетостроение. Вокруг этих и других крупнейших программ формировались большие коллективы учёных самых разных специальностей.


СЕРГЕЙ ПАВЛОВИЧ КОРОЛЁВ (1906-1966)

Советский учёный, конструктор и организатор производства ракетно-космической техники и ракетного оружия СССР, основоположник практической космонавтики. Дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Ленинской премии, академик Академии наук СССР.

Исследования химика Н. Н. Семёнова, физиков Л. Д. Ландау, П. А. Черенкова, И. Е. Тамма, И. М. Франка послужили основой для перспективных научных разработок, в будущем отмеченных Нобелевскими премиями. В 1951 г. была создана первая советская электронно-вычислительная машина.

Почему именно гуманитарные науки подвергались гонениям в наибольшей степени?


Киноафиша 1949 г.

Классические пьесы представляли собой наиболее интересную часть репертуара советских театров. Вместе с тем ставились пьесы современных драматургов — К. М. Симонова, А. Е. Корнейчука, Б. А. Лавренёва. В концертных залах и оперных театрах наряду с классической музыкой исполнялись произведения советских композиторов Д. Д. Шостаковича, С. С. Прокофьева, А. И. Хачатуряна.


ДМИТРИЙ ДМИТРИЕВИЧ ШОСТАКОВИЧ (1906-1975)

Советский композитор, пианист, педагог и общественный деятель. Народный артист СССР (1954), Герой Социалистического Труда (1966). Лауреат пяти Сталинских премий (1941, 1942, 1946, 1950, 1952), Ленинской премии (1958), Государственной премии СССР (1968). Один из крупнейших музыкальных деятелей мира XX в.

К 1950 г. (по количественным показателям) была восстановлена музейная сеть, действовавшая до войны. Однако для восстановления разрушенных нацистами крупнейших музейных комплексов под Ленинградом, в Новгороде, Пскове и т. д. требовались значительные материальные средства и время. Из-за недостатка средств закрывались районные краеведческие музеи. По политическим причинам в 1948 г. был ликвидирован

Государственный музей нового западного искусства, в котором хранились богатейшие коллекции картин европейских художников, собранные до революции русскими меценатами.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

В послевоенные годы имели место достижения в развитии отечественной науки и культуры. Вместе с тем усиливался контроль со стороны государства над духовной сферой.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Что такое космополитизм? Расскажите о послевоенных идеологических кампаниях. 2. Какие изменения произошли в системе образования в СССР? 3. В чём заключались особенности развития науки в послевоенный период? 4. Охарактеризуйте основные тенденции развития советского искусства в послевоенные годы.

Думаем, сравниваем, размышляем

Читайте также: