Станиславский вклад в культуру россии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Константин Сергеевич Станиславский (1863-1938) – режиссер, актер, педагог, основоположник уникальной актерской системы, известной во всем мире. Является создателем знаменитого московского театра и Оперного театра-студии. Биография Станиславского Константина Сергеевича полна ярких событий, открытий и встреч с выдающимися людьми своего времени.

Детство и юность

Константин Сергеевич появился на свет 17 (5) января 1863 года в столичном семействе Алексеевых, принадлежавшим династии крупных промышленников. Станиславский – это сценический псевдоним, которым он воспользовался в зрелые годы.

Семья Алексеевых была большая: у Кости было еще девять братьев и сестер. Родители, ни в чем не знавшие нужды, большое внимание уделяли воспитанию детей. С ними занимались лучшие преподаватели по литературе, естественным наукам, иностранным языкам, танцам, музыке.

В ту пору стало модным устраивать домашние любительские театры, и семейство Алексеевых не стало исключением. Для близких друзей и родственников они организовывали небольшие спектакли, в которых неизменно принимал участие маленький Костя.

Он испытывал большое удовольствие во время выступлений, и родители поддерживали интересы сына. Впрочем, театр рассматривался ими только в качестве приятного увлечения. Повзрослев, Константин должен был возглавить дело отца и руководить крупной фабрикой.

Так и случилось. По окончанию Лазаревского института юный Алексеев занимался отцовскими делами, развивал производство, заключал договора, однако не прекращал мечтать о театре.

Организация МОИиЛа

В 1885 году Константин Сергеевич выбрал для себя псевдоним Станиславский, а спустя три года совместными усилиями с Ф. Комиссаржевским и Ф. Сологубом организовал Московское общество искусства и литературы – МОИиЛ. Станиславский не только профинансировал общество, но также лично разработал его устав.

В течение десяти последующих лет Станиславскому удалось создать множество ярких и запоминающихся образов в постановках МОИиЛа. Его актерский талант был по достоинству оценен публикой и театральными критиками.

Обладая немалым творческим потенциалом, Константин Сергеевич не только лицедействовал на сцене, но и занимался постановкой спектаклей.

В 1898 году состоялась судьбоносная встреча Станиславского с театральным режиссером Немировичем-Данченко. В течение суток они обсуждали вопрос, который давно волновал их обоих – создание Московского художественного театра.

Константин Сергеевич все свои силы направил на созданный им театр. Помимо режиссуры, но занялся разработкой собственной системы, согласно которой актер не должен передавать чужие переживания. Важнейшая задача любого артиста – полностью погружаться во внутренний мир своего персонажа.

Смена власти, политического и социального устройства общества никак не повлияла на творческую деятельность режиссера. Более того, советская власть всячески поддерживала все его начинания. В краткой биографии Станиславского есть место личному знакомству с Иосифом Сталиным, любившего постановки МХАТа, который уже успел приобрести статус государственного театра.

Личная жизнь

Первой и единственной супругой режиссера была актриса Мария Петровна Лилина. У Станиславского было двое детей: дочь Кира Алексеева, ставшая директором Дома-музея Станиславского, и незаконнорожденный сын Владимир Сергеев, выбравший путь историка античности.

Последние годы

В 1928 году во время выступления в театре Станиславского настиг сердечный приступ. В течение десяти лет он отчаянно боролся с недугом, продолжая творить, невзирая на сильные боли. Константин Сергеевич ушел из жизни 7 августа 1938 года.


Личности

Cообщение о Станиславском

Алексеев Константин Сергеевич (Станиславский это псевдоним, взятый в 1885 году) появился на свет 17 января 1863 года в Москве в семье владельца фабрики по изготовлению канители. Кроме Константина в семье было еще 9 детей. Они получили прекрасное образование: с ними занимались педагоги по литературе, музыке, танцам, фехтованию, иностранным языкам, словесности. В доме часто устраивался любительский театр. В семейном спектакле Костя начал принимать участие с 4 лет. И ему это очень нравилось.

В 1881 году он закончил обучение в гимназии при институте восточных языков и попросился домой. В период 1877-1888 годов все постановки домашнего кружка осуществлялись только по инициативе Константина Сергеевича, идейного вдохновителя, сорежиссера и актера любительских спектаклей.

По окончанию Лазаревского института Алексеев работает на фабрике отца в должности директора. Он внимательно следил за технической стороной процесса, ездил за границу, внедрял прогрессивные технологии, изучал развитие производства. Но думать о театре не переставал.

Константин Станиславский вклад в культуру совершил большой. Он занимался культурным воспитанием молодых актеров, практической и теоретической разработкой своей системы, по которой артист должен полностью перевоплотиться в роль, а не просто изображать эмоции.

Советская власть не только поддерживала творчество гения, но и всячески поощряла его. Вождь народов Иосиф Сталин любил смотреть спектакли МХАТа, получившего статус государственного и приравнявшегося к Большому и Малому театрам.

Станиславский интересные факты

  • В детстве был слабеньким и рахитичным ребенком.
  • Был женат на Марии Петровне Лилиной. У пары родилось 3 детей: дочь Ксения, дочь Кира и сын Игорь.
  • У Константина Станиславского был внебрачный сын от горничной семьи. Его усыновил отец режиссера.
  • Не мог запомнить и уяснить иерархию верхних эшелонов советской власти и с ним по этому поводу часто случались курьезы.
  • Псевдоним Станиславский появился совершенно случайно. Когда он занимал пост директора фабрики отца, то вечером, втайне от всех ходил играть в театр. И чтобы отец не узнал о его похождения, Константин Сергеевич взял себе псевдоним по фамилии актера, сошедшего со сцены.

Надеемся, что Константин Станиславский доклад помог узнать о жизни и творчестве великого актера и педагога. А краткий рассказ о Станиславском Вы можете дополнить через форму комментариев ниже.

Когда-то много лет назад я учился в школе в провинциальном городке. Сколько себя помню, всегда я был любознательным и эмоциональным. В моей жизни было много интересных открытий и наблюдений. Вообще, это очень интересная тема — пробуждение человеческой души, открытие для себя нового, того, что знают другие, но ещё не знал ты сам. Одной из притягательных вещей в детстве был радиоприёмник. Почти каждый день мы слушали Всесоюзное радио, а ещё очень любимое и интеллигентное Ленинградское радио. Радиоприёмник был для меня в детстве буквально волшебной вещью! Тогда ведь не было ни мобильных телефонов, ни скайпа, ни интернета. Одним из главных средств познания мира был вот этот радиоприёмник. Он уносил тебя мгновенно в любую точку земли, он доносил голоса давно ушедших людей, он помогал тебе знакомиться с природой и учил любить её, он приводил в твой дом великую классическую литературу и поэзию!

Константин Сергеевич Станиславский

Константин Сергеевич Станиславский

Слушая радио и читая книги, я стал узнавать много театральных имён, и очень часто встречал имена Станиславского и Немировича-Данченко. Эти два имени были неразрывно связаны. Тогда-то я и узнал интересную историю создания Московского Художественного театра, а позже, уже повзрослев, понял, какую роль сыграл в истории театра Станиславский. Он для театра всё равно, что Пушкин в литературе, или Ломоносов в науке. В любой сфере человеческой деятельности находится человек, который является для этой сферы краеугольным камнем.

Что же такого сделал Станиславский в театре? Почему он является краеугольным камнем театра? Здесь можно отметить несколько аспектов.

Гаев из

В-четвёртых, Станиславский был гениальным режиссёром. Если не ошибаюсь, некоторые его постановки идут во МХАТе и по сей день! Он как гениальный дирижер видел спектакль целиком, как бы прекрасный оркестр, исполняющий великое произведение. Как он умел гениально показывать роль во время репетиций. Вспомнился рассказ Софьи Пилявской о его показе Коробочки: сидел в кресле Станиславский, и вдруг он встал — и это был уже не он, а старая глупая баба, ум которой как испорченные часы — то двигается, то останавливается.

В такой небольшой заметке, конечно, всего не расскажешь. Я наметил только контуры этого человека. Ничего не сказал о его семье, учителях, окружении, учениках. Ничего не сказал о пьесах Чехова — это тема для особой заметки. Много ещё можно говорить об этой великой личности, ибо, поистине в театре Станиславский — это наше всё!

Как быстротечно время. Читая книги о нём, проживая вместе с ним его жизнь, думаешь, что он родился совсем недавно, а прошло уже полтора столетия! Слава Богу, что с нами жил на земле Станиславский, после него и наша жизнь стала другой!

Основатель, руководитель Московского Художественного театра, актер, режиссер, педагог, театральный мыслитель, создатель современной школы актерского искусства, общественный деятель, выдающийся художник-новатор, продолжатель лучших реалистических традиций русского и мирового театра.

Путь от актера-любителя до реформатора театрального искусства есть естественное развитие высокого ума, сердца и таланта.


В период работы над своей системой он много общался с религиозным философом Иваном Ильиным.

Иван Александрович Ильин


философ Иван Ильин

Сам Станиславский не был профессиональным мыслителем, не умел точно и ярко высказывать свои мысли. Когда молодого Ильина, работавшего в то время, в 1910-1911 годах, над диссертацией о Гегеле, познакомили со Станиславским, Ильин помог Константину Сергеевичу правильно сформулировать многие положения его системы. Система Станиславского глубоко персоналистичная и глубоко христианская:играя злого, ищи, где он добрый. Пытайся даже в отрицательном персонаже увидеть зародыш образа Божиего. Такое отношение и к ролям, и к живым людям было свойственно самому Станиславскому — причем не только в профессии, но и в повседневной жизни. Особенно это стало заметно после революции, когда он заступался за репрессированных, оказывал помощь всем — от буфетчика до актера. Его письма 20-30-х годов переполнены обращениями к различным советским деятелям с просьбами за кого-то. При том, что ему приходилось бороться и за себя — он знал и аресты, и обыски, и отсутствие жилья: дом в Леонтьевском переулке он получил далеко не сразу.


Москва, Леонтьевский переулок, дом 6.Дом-музей Константина Сергеевича Станиславского, где прошли последние 17 лет жизни реформатора русского театра.

Помимо этого,Станиславский стал одним из родоначальников, создателем режиссуры как профессии. Реформа режиссёрского искусства, осуществлённая Станиславским (вместе с коллегой и вторым-основателем Художественного театра Владимиром Немировичем-Данченко и его учеником Евгением Вахтанговым), дала новое направление искусству театра.


Владимир Иванович Немирович-Данченко, один из создателей режиссёрского театра


Евгений Вахтангов, выдающийся режиссер-реформатор

В своей режиссёрской практике К. С. Станиславский широко пользовался всеми средствами выразительности, находящимися в распоряжении режиссёра, всегда стараясь подчинить их единой цели — воплощению идеи пьесы.

Станиславский стал творцом, изобретателем новой эстетики сценического искусства, утверждавшей взгляд на спектакль как на целостное художественное произведение, где все компоненты, образ, создаваемый актёром, пластическое решение, декорации, музыкальное оформление, подчинены общей идее, общему замыслу и согласованы между собой. Новые цели, поставленные перед всеми творцами спектакля, принципиально изменили роль каждого из них в его создании.

Но главный переворот великий реформатор совершил не на сцене, а в голове. Он дал актерской и режиссерской профессии смысл, перевел их из искусства исполнительского в разряд авторского, персонифицировал художника, дал ему свободу — физическую и интеллектуальную.

20-е годы прошлого века — это время бурной жизни в искусстве, время новаторства


Для тех, чья жизнь после 1917 года стала эпилогом, то, что в течение 15 лет они могли смотреть этот спектакль — величайшая заслуга Станиславского. Играли другие, ставили другие, а пробивал — он.

На торжественном Вечере во МХАТе. 1938 год.

К этому времени , будучи преобразователем в театральном искусстве, Константин Сергеевич все же был традиционалистом — и в силу возраста, и в силу сложившейся историко-политической и культурной атмосферы. Он отстаивал традиции русского театра, русской литературы. Симпатий к футуризму, авангардизму, модерну у него не было. Как директор театра, он сотрудничал с Головиным, Бенуа, Рерихом, Кустодиевым, Ульяновым, Крымовым. Работал он и с художниками Серебряного века.

Он мог бы эмигрировать, но у него был театр, за который он отвечал перед своей совестью. Понимал, что речь идет не только о его судьбе, а о судьбах всех людей, с которыми он работал уже 25 лет. Если театр закроют — они окажутся на улице, без пенсий. И ему приходилось идти на компромиссы.


К. С. Станиславский с труппой театра-студии в Леонтьевском переулке в декорациях Особняка Ленского (ок. 1922 г.)

Творчество как форма внутренней эмиграции — единственный способ выживания человека в нечеловеческих условиях.

Память

10 января 2010 года в Караганде перед входом в русский драматический театр был установлен памятник Константину Станиславскому. Памятник изготовлен из бронзы и представляет собой фигуру режиссёра, сидящего в кресле; общая высота памятника вместе с постаментом составляет 2,8 метра.

Читайте также: