Критерии завершения конфликта кратко

Обновлено: 04.07.2024

Завершение конфликта – это деятельность субъектов конфликта, основанная на стремлении разрешить конфликт и проблему, приведшую к нему .

  • разрешение;
  • затухание;
  • урегулирование;
  • устранение;
  • завершение путем перерастания в другой конфликт.

Первые две формы завершения осуществляются силами субъектов конфликта. Разрешение требует совместного участия оппонентов по изменению своих изначальных позиций. Это может произойти благодаря обоюдным уступкам или взаимному компромиссу противоборствующих сторон либо установлением сотрудничества.

Затухание – это временное и частичное завершение конфликта. Противоречие, послужившее причиной столкновения, не разрешается, между оппонентами могут остаться напряженные отношения.

Урегулирование и устранение конфликта – формы завершения, происходящие с участием независимых сторон. Урегулирование может произойти и без согласия конфликтующих сторон.

В результате проводимых переговоров третьи лица сводят конфликт к компромиссному разрешению, добиваются уступок со стороны главных субъектов конфликта. Устранение конфликта основано на радикальном изменении элементов структуры конфликта. Это достаточно жесткая форма разрешения конфликта, но при некоторых конфликтах является единственно возможной.

Иногда при конфликтном взаимодействии появляется новый объект конфликта. Если его значимость для оппонентов более велика по сравнению с прежним объектом, то их взаимодействие перерастает в другой конфликт. Такая форма завершения конфликта возможна как при самостоятельных совместных действиях конфликтующих сторон, так и при участии в разрешении конфликта третьего лица.

Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту центральное место занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь конструктивно выходить из конфликта.

Разрешение конфликта- это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранение противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующей сторон, так и без их согласия. Только около 62% конфликтов между руководителями и подчиненными разрешаются или регулируются ( А.И. Шипилов, 1993). В 38% конфликтов противоречие не разрешается или обостряется. Это происходит тогда, когда конфликт затухает(6%), перерастает в другой (15%) или устраняется административным путем (17%).

Затухание конфликта обычно происходит в результате:

· Потери мотивации к противоборству ( объект конфликта потерял свою актуальность);

· Переориентации мотива, переключения на неотложные дела и т.п.;

· Истощение ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы.

· Изъятие из конфликта одного и оппонентов( перевод в другой отдел; филиал; увольнение с работы).

· Исключение взаимодействия оппонентов на длительное время ( отправка в командировку одного или обоих и т.п.)

· Исключение объекта конфликта ( мать забирает у ссорящихся детей игрушку, из-за которой возник конфликт).

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Исход конфликта рассматривает как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

· Устранение одной или обеих сторон;

· Приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

· Победа одной из сторон ( овладение объектом конфликта);

· Деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

· Согласие о правилах совместного использования объекта;

· Равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;




· Отказ обеих сторон от посягательств на данный объект;

· Альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

Важен вопрос о критериях разрешенности конфликта. По мнению американского конфликтолога М. Дойча (1976), основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами. Отечественный педагог В.М. Афанькова(1975) выделила следующие критерии разрешенности конфликта:

· Устранение травмирующих факторов;

· Достижение цели одной из конфликтующих сторон;

· Изменение позиций индивида;

· Формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем.

Критериями конструктивного разрешения конфликта является степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента. Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем вероятность перерастания конфликта в новое противоборство. Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально- психологическом климате организации, эффективности совместной деятельности, служат предупреждением лицам, которые потенциально могут стремиться достичь сомнительной с правовой или нравственной точки зрения цели с помощью конфликта. Необходимо помнить, что у не правой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новым конфликтами.

3.2 Условия и факторы разрешения конфликта.

Большинство условий и факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает способности поведения и взаимодействия оппонентов, некоторые исследователи выделяют организационные, исторические правовые и другие факторы.

Прекращение конфликтного взаимодействия- первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор пока будут предприниматься какие-то меры с одной или с обеих сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах оппонентов является двухсторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента (Р.Фишер, У.Юри, 1990).

При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение. Главное- снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту.

Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует:

· Критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента;

· Стремление понять интересы другого. Понять не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделать его более объективным;

· Выделение конструктивного начала в поведении или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него необходимо опереться при разрешении конфликта.

Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, уравновешенное поведение и др.

Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствует успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.

Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонента. Слишком радикальные требования могут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству. Еще одно немаловажное условие- выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данный обстоятельствам.

Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс. К ним относятся следующии:

1) время: наличие времени для осуждение проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений. Сокращение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия ведет к повышению вероятности выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью;

2) третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают оппонентам решать проблему. Ряд исследований( В. Корнелиус, 1992; Д.Л. Моисеев, 1997; Ю.И. Мягков, 1994; С.Л. Прошанов, 1994; Ш. Фэйр, 1992; А.И. Шипилов, 1993) подтверждают положительное влияние третьих лиц на разрешение конфликтов;

3) своевременность: стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия- меньше ущерба- меньше обиды и претензий- больше возможностей для того, чтобы договориться.

4) Равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям (равные статусы, должностное положение, вооружение и т.д.), то они вынуждены искать пути к мирному решению проблемы. Конфликты более конструктивно разрешаются тогда, когда между оппонентами нет зависимости по работе;

5) Культура: высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероятность насильственного развития конфликта. Выявлено, что конфликты в органах государственного управления разрешаются более конструктивно при наличии у оппонентов высоких деловых и нравственных качеств.

7) Опыт (пример): наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного из оппонентов, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов;

8) Отношение: хорошие отношения между оппонентами до конфликта способствует более полному разрешению противоречия. Например, в крепких семьях, где между супругами существуют искренние взаимоотношения, конфликты разрешаются более продуктивно, чем в проблемных семьях.

Среди управляющих воздействий по отношению к конфликту центральное место занимает его разрешение. Далеко не все конфликты можно предупредить. Поэтому очень важно уметь конструктивно выходить из конфликта.

Разрешение конфликта- это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению.

Разрешение конфликта предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта. Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов (или хотя бы одного из них), их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта отличается от разрешения тем, что в устранение противоречия между оппонентами принимает участие третья сторона. Ее участие возможно как с согласия противоборствующей сторон, так и без их согласия. Только около 62% конфликтов между руководителями и подчиненными разрешаются или регулируются ( А.И. Шипилов, 1993). В 38% конфликтов противоречие не разрешается или обостряется. Это происходит тогда, когда конфликт затухает(6%), перерастает в другой (15%) или устраняется административным путем (17%).

Затухание конфликта обычно происходит в результате:

· Потери мотивации к противоборству ( объект конфликта потерял свою актуальность);

· Переориентации мотива, переключения на неотложные дела и т.п.;

· Истощение ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы.

· Изъятие из конфликта одного и оппонентов( перевод в другой отдел; филиал; увольнение с работы).

· Исключение взаимодействия оппонентов на длительное время ( отправка в командировку одного или обоих и т.п.)

· Исключение объекта конфликта ( мать забирает у ссорящихся детей игрушку, из-за которой возник конфликт).

Перерастание в другой конфликт происходит, когда в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Исход конфликта рассматривает как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

· Устранение одной или обеих сторон;

· Приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

· Победа одной из сторон ( овладение объектом конфликта);

· Деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

· Согласие о правилах совместного использования объекта;

· Равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

· Отказ обеих сторон от посягательств на данный объект;

· Альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

Важен вопрос о критериях разрешенности конфликта. По мнению американского конфликтолога М. Дойча (1976), основным критерием разрешения конфликта является удовлетворенность сторон его результатами. Отечественный педагог В.М. Афанькова(1975) выделила следующие критерии разрешенности конфликта:

· Устранение травмирующих факторов;

· Достижение цели одной из конфликтующих сторон;

· Изменение позиций индивида;

· Формирование навыка активного поведения индивида в аналогичных ситуациях в будущем.

Критериями конструктивного разрешения конфликта является степень разрешения противоречия, лежащего в основе конфликта, и победа в нем правого оппонента. Важно, чтобы при разрешении конфликта было найдено решение проблемы, из-за которой он возник. Чем полнее разрешено противоречие, тем вероятность перерастания конфликта в новое противоборство. Не менее существенной является победа правой стороны. Утверждение истины, победа справедливости благоприятно сказываются на социально- психологическом климате организации, эффективности совместной деятельности, служат предупреждением лицам, которые потенциально могут стремиться достичь сомнительной с правовой или нравственной точки зрения цели с помощью конфликта. Необходимо помнить, что у не правой стороны тоже есть свои интересы. Если их вообще игнорировать, не стремиться переориентировать мотивацию неправого оппонента, то это в дальнейшем чревато новым конфликтами.

3.2 Условия и факторы разрешения конфликта.

Большинство условий и факторов успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает способности поведения и взаимодействия оппонентов, некоторые исследователи выделяют организационные, исторические правовые и другие факторы.

Прекращение конфликтного взаимодействия- первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор пока будут предприниматься какие-то меры с одной или с обеих сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения в целях, интересах оппонентов является двухсторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента (Р.Фишер, У.Юри, 1990).

При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Оно выражается в отрицательном мнении об оппоненте и в негативных эмоциях по отношению к нему. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение. Главное- снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту.

Одновременно целесообразно перестать видеть в оппоненте врага, противника. Важно понять, что проблему, из-за которой возник конфликт, лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует:

· Критический анализ собственной позиции и действий. Выявление и признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента;

· Стремление понять интересы другого. Понять не значит принять или оправдать. Однако это расширит представление об оппоненте, сделать его более объективным;

· Выделение конструктивного начала в поведении или даже в намерениях оппонента. Не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп. В каждом есть что-то положительное, на него необходимо опереться при разрешении конфликта.

Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, уравновешенное поведение и др.

Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствует успешному поиску решения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.

Когда стороны объединяют усилия по завершению конфликта, необходим учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок, которые может себе позволить ее оппонента. Слишком радикальные требования могут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству. Еще одно немаловажное условие- выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей данный обстоятельствам.

Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс. К ним относятся следующии:

1) время: наличие времени для осуждение проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений. Сокращение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия ведет к повышению вероятности выбора альтернативы, отличающейся большей агрессивностью;

2) третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают оппонентам решать проблему. Ряд исследований( В. Корнелиус, 1992; Д.Л. Моисеев, 1997; Ю.И. Мягков, 1994; С.Л. Прошанов, 1994; Ш. Фэйр, 1992; А.И. Шипилов, 1993) подтверждают положительное влияние третьих лиц на разрешение конфликтов;

3) своевременность: стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия- меньше ущерба- меньше обиды и претензий- больше возможностей для того, чтобы договориться.

4) Равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям (равные статусы, должностное положение, вооружение и т.д.), то они вынуждены искать пути к мирному решению проблемы. Конфликты более конструктивно разрешаются тогда, когда между оппонентами нет зависимости по работе;

5) Культура: высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероятность насильственного развития конфликта. Выявлено, что конфликты в органах государственного управления разрешаются более конструктивно при наличии у оппонентов высоких деловых и нравственных качеств.

7) Опыт (пример): наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного из оппонентов, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов;

8) Отношение: хорошие отношения между оппонентами до конфликта способствует более полному разрешению противоречия. Например, в крепких семьях, где между супругами существуют искренние взаимоотношения, конфликты разрешаются более продуктивно, чем в проблемных семьях.

Завершение конфликта заключается в окончании конфликта по любым причинам.

Сложность этого процесса предполагает многообразие его основных форм.

Формы завершения конфликта:

Разрешение конфликта — это совместная деятельность его участников, направленная на прекращение противодействия и решение проблемы, которая привела к столкновению. Оно предполагает активность обеих сторон по преобразованию условий, в которых они взаимодействуют, по устранению причин конфликта.

Для разрешения конфликта необходимо изменение самих оппонентов, их позиций, которые они отстаивали в конфликте. Часто разрешение конфликта основывается на изменении отношения оппонентов к его объекту или друг к другу.

Урегулирование конфликта — устранение противоречия между оппонентами при участии третьей стороны, что возможно как с согласия противоборствующихсторон, так и без него.

Затухание конфликта — временное прекращение противодействия при сохранении основных признаков конфликта: противоречия и напряженных отношений. Конфликт переходит из явной формы в скрытую. Затухание конфликта возможно:

при потере мотивации к противоборству (объект конфликта потерял свою актуальность);

при переориентации мотива, переключении на другие дела и т. п.;

при истощении ресурсов, всех сил и возможностей для борьбы.

Устранение конфликта — такое воздействие на него, в результате которого ликвидируются основные структурные элементы конфликта. Это возможно с помощью следующих способов:

· изъятие из конфликта одного из оппонентов (перевод в другой отдел, филиал;

· увольнение с работы) или исключение взаимодействия оппонентов на длительное время (отправка в командировку одного или обоих и т. п.);

· изъятие объекта конфликта (мать забирает у ссорящихся детей игрушку, из-за которой возник конфликт);

· устранение дефицита объекта конфликта (мать добавляет конфету одному из ссорящихся детей, у которого их было меньше).

Перерастание в другой конфликт — в отношениях сторон возникает новое, более значимое противоречие и происходит смена объекта конфликта.

Исход конфликта рассматривается как результат борьбы с точки зрения состояния сторон и их отношения к объекту конфликта. Исходами конфликта могут быть:

· устранение одной или обеих сторон;

· приостановка конфликта с возможностью его возобновления;

· победа одной из сторон (овладение объектом конфликта);

· деление объекта конфликта (симметричное или асимметричное);

· согласие о правилах совместного использования объекта;

· равнозначная компенсация одной из сторон за овладение объектом другой стороной;

· отказ обеих сторон от посягательств на данный объект;

· альтернативное определение таких объектов, которые удовлетворяют интересы обеих сторон.

Завершение конфликта — процесс, который хотя и обусловлен намерениями оппонентов, но не исчерпывается ими. Исход конфликта, без сомнений, связан и с целями участников, и с теми средствами, которые они используют. Его длительность и интенсивность зависят от устремлений оппонентов, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, наконец, от времени и усилий, которые нужны для выработки окончательного решения. В то же время достижение согласия в том, что

будет решением проблемы, удовлетворяющим всех, выдвигает на первый план такие факторы, которые объективно детерминируют действия сторон. Эти факторы влияют опосредованно и должны быть рассмотрены отдельно.

Успешность завершения конфликтов зависит от того, как конфликтующие стороны учитывают факторы, оказывающие влияние на этот процесс:

- время: наличие времени для обсуждения проблемы, выяснения позиций и интересов, выработки решений. Сокращение времени вдвое от имеющегося в распоряжении для достижения согласия ведет к повышению вероятности выбора альтернативы, более агрессивной;

- третья сторона: участие в завершении конфликта нейтральных лиц (институтов), которые помогают оппонентам решить проблему. Ряд исследований (В. Корнелиус, Ш. Фэйр, Д. Моисеев, Ю. Мягков, C. Прошанов, А. Шипилов) подтверждают положительное влияние третьих лиц на разрешение конфликтов;

- своевременность: стороны приступают к разрешению конфликта на ранних стадиях его развития. Логика проста: меньше противодействия — меньше ущерба — меньше обиды и претензий — больше возможностей для того, чтобы договориться;

- равновесие сил: если конфликтующие стороны примерно равны по возможностям (равные статусы, должностное положение, вооружение и т. д.), то они вынуждены искать пути к мирному решению проблемы. Конфликты более конструктивно разрешаются тогда, когда между оппонентами нет зависимости по работе;

- культура: высокий уровень общей культуры оппонентов снижает вероятность насильственного развития конфликта. Выявлено, что конфликты в органах государственного управления разрешаются более конструктивно при наличии у оппонентов высоких деловых и нравственных качеств;

- опыт (пример): наличие опыта решения подобных проблем хотя бы у одного из оппонентов, а также знание примеров разрешения аналогичных конфликтов;

- отношения: хорошие отношения между оппонентами до конфликта способствуют более полному разрешению противоречия. Например, в крепких семьях, где между супругами существуют искренние взаимоотношения, конфликты разрешаются более продуктивно, чем в проблемных семьях.

Большинство условий успешного разрешения конфликтов носит психологический характер, так как отражает особенности поведения и взаимодействия оппонентов.

Рассмотрим некоторые из них.

- Прекращение конфликтного взаимодействия — первое и очевидное условие начала разрешения любого конфликта. До тех пор пока предпринимаются какие-то меры с одной или с обеих сторон по усилению своей позиции или ослаблению позиции оппонента с помощью насилия, речь о разрешении конфликта идти не может.

- Поиск общих или близких по содержанию точек соприкосновения оппонентов является двусторонним процессом и предполагает анализ как своих целей и интересов, так и целей и интересов другой стороны. Если стороны хотят разрешить конфликт, они должны сосредоточиться на интересах, а не на личности оппонента.

- Снизить интенсивность негативных эмоций, переживаемых по отношению к оппоненту. При разрешении конфликта сохраняется устойчивое негативное отношение сторон друг к другу. Чтобы приступить к разрешению конфликта, необходимо смягчить это негативное отношение.

- Перестать видеть в оппоненте врага, противника, понять, что проблему лучше решать сообща, объединив усилия. Этому способствует: критический анализ собственной позиции и действий, понимание интересов другого, выделение конструктивного начала в поведении или даже в намерениях оппонента. Раскрывая содержание этих позиций, можно заметить, что признание собственных ошибок снижает негативное восприятие оппонента. Понимание не означает принятия или оправдания, скорее это расширяет представление об оппоненте, делает его более объективным, и, наконец, не бывает абсолютно плохих или абсолютно хороших людей или социальных групп, в каждом есть что-то положительное, на это и необходимо опереться при разрешении конфликта.

- Важно уменьшить негативные эмоции противоположной стороны. Среди приемов выделяют такие, как положительная оценка некоторых действий оппонента, готовность идти на сближение позиций, обращение к третьей стороне, которая авторитетна для оппонента, критичное отношение к самому себе, собственное уравновешенное поведение и др.

- Объективное обсуждение проблемы, выяснение сути конфликта, умение сторон видеть главное способствуют успешному поиску разрешения противоречия. Акцентирование внимания на второстепенных вопросах, забота только о своих интересах снижают шансы конструктивного решения проблемы.

- учет статусов (должностного положения) друг друга. Сторона, занимающая подчиненное положение или имеющая статус младшего, должна осознавать пределы уступок,

которые может себе позволить ее оппонент. Слишком радикальные требования могут спровоцировать сильную сторону на возврат к конфликтному противоборству.

- Выбор оптимальной стратегии разрешения, соответствующей конкретной ситуации.

Завершение конфликта – это деятельность конфликтующих субъектов, направленная на разрешение проблемы, приведшей к конфликту.

Конфликт имеет несколько форм завершения:

  • разрешение;
  • затухание;
  • урегулирование;
  • перерастание в новый конфликт.

Реализация первых двух форм осуществляется самостоятельно субъектами, их силами. Последующие усилия требуют некой помощи, причём не только ресурсной, но и со стороны третьих лиц.

Если проводятся переговоры, то субъекты разрешают конфликт компромиссным способом. При этом учитывается не только позиция субъектов конфликта, а их взаимные интересы, так как именно интересы и цели являются краеугольным камнем преткновения в ходе возникновения конфликтов.

Затухание характеризует лишь временное прекращение конфликта, который может быть возобновлен в любое время. То есть противоречия не разрешены, и между субъектами по-прежнему остаются напряженные взаимоотношения. Поэтому если факторы, которые влияют на конфликт, не будут устранены, конфликт также не будет исчерпан, и в какой-либо момент рискует возникнуть снова.

Урегулирование конфликта

Урегулирование конфликта является особой формой его завершения, нередко происходящей с участием независимых сторон. Урегулировать конфликт можно, в том числе, и при отсутствии спорящих сторон, например, если выносится заочное судебное решение.

Урегулирование конфликта предполагает компромиссный подход к его разрешению, то есть оказание уступок со страны оппонентов по отношению друг другу. При устранении конфликта жесткими способами структура конфликта значительно меняется. Конфликтологи полагают, что устранение – это достаточно жесткая форма разрешения конфликта, однако в некоторых случаях она является единственно возможным вариантом.

Готовые работы на аналогичную тему

Устранение конфликта предполагает следующие обстоятельства:

  • отсутствие взаимодействия между сторонами в течение длительного периода;
  • ликвидация объекта конфликта;
  • удовлетворение интересов конфликтующих сторон.

Иногда в ходе конфликтного взаимодействия может появляться новый объект конфликта, значимость которой будет для оппонента более велика, чем значимость объекта в первом конфликте. В таком случае конфликт может нарастать до тех пор, пока все факторы, провоцирующие его, не будут исключены. Подобная ситуация возможна как при максимально сильном взаимодействии сторон, так и при наличии третьего лица, регулирующего конфликт.

Необходимо понимать, в какой момент конфликт считается завершенным. Выделяют следующие критерии завершенности конфликтов:

  • удовлетворение интересов оппонентов;
  • прекращение противодействия;
  • достижения целей оппонентов;
  • разделение объекта конфликта;
  • устранение кого-либо из оппонентов;
  • перемена позиции оппонента в ходе конфликта.

Методы разрешения конфликтов

Конфликт может иметь как позитивные, так и негативные факторы, влияющие на развитие общества. Некоторые негативные факторы опасны для общества, а потому нуждаются в устранении. Проблемой конфликтологии является поиск методов их устранения и регулирования. В противном случае людям придётся иметь дело не только с конфликтами, но и с их последствиями, которые носят более опасный характер.

Конфликтологи рассматривают понятие урегулирования конфликтов в качестве достаточно широкого понятия. В него включаются следующие позиции:

  • Открытые конфликты, сопровождаемые насильственными действиями, например, в случае войны, массовых беспорядков, терроризма, захвата заложников и так далее.
  • Устранение причин, вызывающих конфликт.
  • Перевод конфликта в новое русло, снижение враждебности между странами и так далее.

Государство вмешивается в конфликты, возникающие между людьми, только в исключительных случаях. Например, когда люди стремятся разрешать конфликты между собой силовыми способами, применяя акты насилия, которые несовместимы с нормами действующего законодательства, а также когда конфликт выливается в массовое насилие.

По сути, все преступления – это конфликты, возникающие между интересами сторон. Например, преступник, желая совершить кражу, тем самым хочет приобрести какую-либо материальную выгоду в виде денежной суммы, похищенного имущества или иной выгоды. При этом нарушаются интересы другой стороны, которая обладает правом собственности на похищенное имущество. Также могут быть нарушены не только частные интересы, но и общественные, государственно-правовые, международные.

Именно поэтому конфликты изучаются не только конфликтологией, психологией, а также такой наукой, как политология. Наука о разрешении конфликтов очень важна в политических взаимоотношениях. Так, именно основной закон России – Конституция РФ – содержит основные законодательные основы разрешения конфликтов, возникающих между сторонами.

Так, в качестве официальных способов разрешения конфликта можно выделить следующие:

  • Примирение субъектов в мировом суде. Здесь посредником является мировой судья, который имеет право утвердить мировое соглашение между сторонами. Например, подобный подход может применяться при разводе.
  • Третейское разбирательство или арбитраж. Данный способ предполагает обращение в судебные органы в случае возникновения противоречий между субъектами. По сути, любое обращение в суд означает наличие конфликта между сторонами, который требуется разрешить.
  • Переговоры. Это один из наиболее распространённых способов разрешения конфликтов. Переговорщиком, например, может стать медиатор, целью которого является разрешение любого вида конфликтов между сторонами.

В качестве критерия завершенности и разрешенности конфликтов учитывается удовлетворенность сторон полученным результатом. Для данного параметра важно не только, как разрешен конфликт, но и были ли удовлетворены все интересы и потребности сторон, чьи интересы были ущемлены и как это повлияет на дальнейшее взаимоотношение субъектов. Если в конфликте присутствует третье лицо, то на фазе завершения они должна обобщить реакцию участников и полученные результаты. Это позволяет диагностировать не только стадию конфликта, и нормализовать в случае возникновения нового конфликта взаимоотношения оппонентов.

Читайте также: