Идеи мао цзэдуна кратко

Обновлено: 08.07.2024

Ма́о Цзэду́н (26 декабря 1893 — 9 сентября 1976) — китайский государственный и политический деятель ХХ века, главный теоретик китайского коммунизма (см. « Коммунистическую Партию Китая (КПК), Мао Цзэдун в 1930-е годы стал руководителем коммунистических районов в провинции 1949 году Мао Цзэдун провозгласил Китайскую Народную Республику, фактическим лидером которой он являлся до конца жизни. С 1943 года и до смерти занимал должность председателя китайской компартии, а в 1954-59 гг.также должность президента КНР. Провёл несколько громких кампаний, самой крупной из которых стала « [1] .

Правление Мао характеризовалось объединением страны после долгого периода раздробленности, ростом индустриализации Китая и умеренным ростом благосостояния народа с одной стороны, но также политическим террором, бессмысленными кампаниями, упадком в сфере культуры и культом личности Мао, с другой [2] .

Содержание

Детство и Юность

Ранние годы

Начало политической деятельности

Юный Мао в качестве студента в Ченду.

Покинув Пекин, юный Мао путешествует по стране, занимается углубленным изучением трудов западных философов и революционеров, живо интересуется событиями в России. Зимой 1920 года он посещает Пекин в составе делегации от Национального Собрания провинции Хунань, требующей снятия коррумпированного и жестокого губернатора провинции. Спустя год Мао вслед за своим другом Цай Хэсенем решает взять на вооружение коммунистическую идеологию. В июле 1921 года Мао принимает участие в шанхайском съезде, на котором была основана Коммунистическая Партия Китая . Через два месяца, по возвращении в Чанша, он становится секретарём хунанского отделения КПК. В то же время Мао женится на Ян Кайхуэй, дочери Яна Чанцзи. В течении следующих пяти лет у них рождаются три сына — Ань’ин, Аньцин и Аньлун.

По настоянию Коминтерна КПК была вынуждена вступить в союз с Гоминьданом. Мао Цзэдун, который летом 1923 года входит в состав ЦК КПК, не приветствовал этот компромисс [4] . В 1926-ом году Мао выдвигается на пост секретаря КПК по крестьянскому движению, а годом позже руководителем гоминдановского Института Крестьянского Движения [5] . Все эти годы он много занимается работой с крестьянством, находить взаимопонимание с которым Мао помогает его деревенское происхождение. Мао приходит к выводу, что пролетариат не может быть носителем революции в Китае, где подавляющее большинство населения составляют крестьяне. Уже в то время он начинает формулировать для себя основные тезисы будущей идеологии ( Во время гражданской войны

Советская Республика в Цзянси

Мао Цзедун во время Великого Похода

В то же время Мао пережил личную утрату: агентам Гоминдана удалось схватить его жену, Ян Кайхуэй. Она была казнена в 1930 г., а несколько позже младший сын Мао Аньлун умирает от дизентерии. Второй его сын от Кайхуэй, Мао Ань’ин, погиб в ходе [8] .

Яньаньский период

Спустя год после начала Великого марша, в октябре 1935 г. Красная Армия достигает коммунистического района Японией, которая ведёт себя всё агрессивней по отношению к ослабленному Китаю . После того как война в июле 1937 разразилась в открытую, коммунисты, по указанию Москвы, идут на создание единого патриотического фронта с Гоминьданом. (Подробнее см. « [9] . В 1943 г. он избирается председателем политбюро КПК и тогда же медленно начинает возникать культ личности Мао.

Победа КПК в Гражданской Войне

В войне с Японией коммунисты действуют успешнее Гоминдана. С одной стороны это объяснялось тактикой партизанской войны, позволявшей успешно оперировать в тылу у противника. В конце войны даже предпринимаются попытки сближения с китайскими коммунистами со стороны Америки, разочаровавшейся в Чан Кайши, испытывающим одно поражение за другим.

Мао Цзедун с представителями "


Джавахарлал Неру и Председатель КНР Мао Цзэдун

Годы у власти

Первая кампания “Ста цветов”

Антиревизионистский плакат времён культурной революции.

Одновременно левое крыло партии усиленно укрепляет свои позиции, действуя преимущественно из Шанхая, куда вскоре уехал и сам Мао. Так, новый министр обороны [16] .

Заключительный этап культурной революции. Последние годы Мао.

Мао с президентом США Ричардом Никсоном, 1972.

По окончании культурной революции во внешней политике Китая произходит неожиданный поворот. На фоне крайне напряжённых отношений с Советским Союзом (особенно после [19] .

Культ

Монумент в честь Мао Цзедуна в Ухане

Портрет Мао на вратах Небесного Спокойствия в Пекине

Вне сомнения остаётся, однако, то громадное значение, которое фигура Мао Цзэдуна имеет не только для китайской, но и для мировой истории.

Родственные связи

Братья и сёстры

  • Мао Цзэмин ( 毛泽民 , 1895—1943), младший брат.
  • Мао Цзэтан ( 毛泽覃 , 1905—1935), младший брат.
  • Мао Цзэхун, младшая сестра.

Три других брата Мао Цзэдуна и одна сестра умерли в раннем возрасте. Мао Цзэмин и Цзэтан погибли в борьбе на стороне коммунистов, Мао Цзэхун была убита Гоминьдановцами.

  • Ло Ши, формально супруга с 1907, навязанный брак, непризнанный Мао.
  • Ян Канхуэй ( 杨开慧 , 1901—1930), супруга с 1921 по 1927.
  • Хэ Цзычжэнь ( 贺子珍 , 1910—1984), супруга с 1928 по 1939
  • Цзян Цин ( 江青 , 1914—1991), супруга с 1938 по 1976.
  • Аньин ( 毛岸英 , 1922—1951)
  • Аньцин ( 毛岸青 , род. 1923)
  • Аньлун (1927—1931)
  • Сяо Мао (род.1932, потерян в 1934)
  • Ли Минь ( 李敏 , род. 1936)
  • сын (1939—1940)

Двое других детей оставлены в чужих семьях во время гражданской войны в 1929 и 1935. Предпринятые позже многократные попытки поиска ни к чему не привели.

также предположительно несколько внебрачных детей.

Избранные произведения

Помимо политической прозы в литературное наследие Мао Цзэдуна входит пара десятков стихов, в основном лирики, написанной в стиле китайской кассики времён династии Библиография

Идеи Мао Цзэдуна (毛泽东思想)


Это совокупность идей, обобщающих на основе фундаментальных принципов маркизма-ленинизма уникальный практический опыт совершения революции и организации строительства, который был получен китайскими коммунистами во главе с их важнейшим представителем Мао Цзэдуном. Эти идеи — подтвержденная практикой система истинных теоретических положений и научной идеологии китайской революции и строительства. Являясь квинтэссенцией коллективной мудрости КПК и главными теоретическими итогами первой волны, объединившими универсальные принципы марксизма-ленинизма и конкретной китайской действительности, они отражают развитие и применение марксизма-ленинизма в Китае. Их создателем является Мао Цзэдун, чьи научные труды содержат их обобщенное изложение. В конце 1920-х – начале 1930-х годов внутри международного коммунистического движения и китайской Компартии превалировала ошибочная тенденция догматизации учения Маркса и канонизации решений Коминтерна и опыта Советского Союза. Идеи Мао Цзэдуна формировались и развивались в процессе борьбы с этой ошибочной тенденцией и глубокого обобщения исторического опыта в этой области. Их систематизация, многоплановое развитие и созревание приходятся на поздний период аграрной революции и период Антияпонской войны. Дальнейшее развитие продолжается в период Освободительной войны и после образования КНР. Свой вклад в формирование и развитие этих идей внесли многие выдающиеся руководители КПК. В мае 1945 года VII всекитайский съезд КПК официально утвердил идеи Мао Цзэдуна в качестве руководящей идеологии КПК и внес это в Устав партии. Идеи Мао Цзэдуна обогатили марксизм-ленинизм уникальной теорией и развили его в шести направлениях: 1) новодемократическая революция; 2) социалистическая революция и построение социализма; 3) строительство революционной армии и военная стратегия; 4) политические отношения и политический курс; 5) идейно-политическая и культурная работа; 6) партийное строительство. Живой дух идей Мао Цзэдуна заключается в положениях, установках и методах, которые пронизывают все составные части этой идеологии. Главные составляющие идей Мао Цзэдуна — это реализм, линия масс и независимость, а сами идеи — духовная сокровищница Компартии Китая. В течение длительного периода времени они направляют партию и весь китайский народ. В дальнейшем, твердо придерживаясь идей Мао Цзэдуна, следует серьезно изучать и применять их положения, установки и методы для оценки новых реалий, решения новых вопросов, непрерывной теоретической инновации руководящих идей КПК и открытия новых горизонтов для адаптации марксизма-ленинизма к национальным особенностям Китая.

:Патриотическое военное формирование, образованное армией и населением Северо-Восточного Китая для борьбы против японских захватчиков после Маньчжурского инцидента (1931).

:Посредник или торговый агент, нанятый иностранными предпринимателями и оказывающий им услуги по ведению торговли в Китае.p


Родился: 1893 г., Шаошань, пров. Хунань, Китай.

Умер: 1976 г., Пекин, Китай.

ГЛАВНЫЕ ИДЕИ

Мир наполнен противоречиями, и разрешать их необходимо, руководствуясь принципами диалектики.

Теория возникает из практики, и практика - единственный критерий истины.

В социалистическом обществе пролетарская революция не угасает, она развивается, чтобы уничтожить в самой партии остатки поверженной буржуазии.

Литература и искусство являются орудиями политической борьбы и должны служить интересам пролетариата, интересам масс.

Мао Цзэдун родился в южной горной деревушке Шаошань в провинции Хунань, в зажиточной крестьянской семье. В то время династия Цин уже пришла в упадок, страна раздиралась на части западными империалистами и местными милитаристами, а наиболее передовые представители интеллектуальной элиты лихорадочно искали ответа на вопрос: как возродить нацию? Крестьянское детство многому научило Мао Цзэдуна, который всегда хорошо понимал крестьян, что было немаловажно для аграрного Китая и способствовало быстрой партийной карьере молодого лидера.

Мао Цзэдун окончил Нормальную школу в Чанша, где получил хорошее образование, в том числе в области китайской истории и традиционной литературы. Однако он с ранних лет увлекался чтением западной литературы, и окончательно его философские представления сложились только в 30-е годы XX в., во многом благодаря переведенной с русского языка марксистской литературе. Тем не менее, как всякий китайский марксист, он прежде всего был китайцем, а уже потом марксистом.

В философском отношении идеи Мао Цзэдуна не представляют чего-то нового, и вряд ли можно сказать, что он был великим мыслителем. Однако Мао Цзэдун почти сорок лет пребывал на посту главы КПК и КНР, его идеи наложили существенный отпечаток на всю китайскую идеологию этого периода, в значительной мере повлияли на умы многих людей за рубежом, поэтому знание философии Мао Цзэдуна важно для всякого, кто хочет понять Китай.

Картина мира материалистической диалектики прямо противоположна метафизической: все вещи взаимозависимы, взаимосвязаны, они содержат в себе источник внутреннего развития. Этот источник развития - внутреннее противоречие, имманентное каждой вещи, вот почему противоречие является главным источником всякого развития.

Считается, что Мао Цзэдун разработал новое понимание принципа выделения главного противоречия, или основного аспекта противоречия. В чем заключается эта идея?

Во-первых, по мнению Мао Цзэдуна, в процессе развития сложного объекта действует множество противоречий, среди, которых одно выступает как главное, или принципиальное. Например, во время войны между Японией и Китаем (1937-1945) существовали противоречия между различными общественными группами, однако главным было противоречие между японскими захватчиками и китайским народом. Оно играло ведущую роль и определяло все остальные противоречия. Таким образом, суть маоистского метода разрешения противоречий заключается в выявлении главного противоречия и концентрации сил на его разрешении.

Во-вторых, в самом противоречии одна из сторон может быть главной, а вторая - второстепенной. Главная сторона также определяет развитие противоречия, поэтому когда стороны противоречия меняются местами, то меняется и характер противоречия. Например, в капиталистическом обществе главным является противоречие между классом капиталистов и рабочим классом, причем доминирует буржуазия. Однако рабочий класс может свергнуть господство буржуазии путем пролетарской революции и установить диктатуру пролетариата. Классовое противоречие сохранится еще надолго, однако теперь ведущей стороной станет рабочий класс. Вот почему, учил Мао Цзэдун, так важно изучать диалектику и способы разрешения противоречий.

Трудно сказать, насколько правильна и полезна эта теория, поскольку предлагаемые ею решения для многих проблем непротиворечивы. Например, самоизоляция Китая с 50-х по 70-е годы XX в. оправдывалась тем, что внутренняя сторона противоречия (внутренние дела Китая) является определяющей. Однако в 80-е годы Китай снова открывается для мира, и это объясняют тем, что прогресс страны зависит от международных отношений (так как экономика Китая связана с мировой экономикой). Однако эти проблемы остаются предметом многолетних споров в самом маоизме.

Эта небольшая работа, вероятно, лучше всего характеризует стиль Мао Цзэдуна, представляющий собой сочетание традиционной китайской философии и марксизма. В ней исследуется проблема взаимоотношения теории и практики, проблема, которая давно стояла перед китайскими философами. Естественно, что Мао Цзэдун как приверженец материалистической диалектики высказался в пользу единства теории и практики.

Считается, что маоистская теория познания является материалистической, потому что краеугольным камнем в ней объявляется реальная практика, под которой подразумевается опыт. Мао Цзэдун утверждал, что главный источник нашего знания - это чувственное восприятие. Однако чувственное восприятие не только пассивно, оно может быть активным, возникать при активном воздействии на окружающее, в практике преобразования реальности. Только благодаря этому опыту можно обнаружить истину. Таков первый постулат маоистской теории познания.

Хотя Мао Цзэдун неоднократно иллюстрирует свои рассуждения примерами из китайской истории и литературы, ему так и не удается объяснить, каким образом чувственное восприятие переходит в теоретическое знание. Теория Мао Цзэдуна может иметь значение только как логическое описание абстрактных этапов познания. В действительности никакое знание, чувственное или теоретическое, невозможно без концептуализации.

О ДЕМОКРАТИИ НОВОГО ТИПА: ПОЛИТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ МАО

Основа политической и социальной философии Мао Цзэдуна - это исторический материализм, согласно которому производительные силы определяют развитие производственных отношений, экономический базис определяет функционирование политической надстройки и надстройка, в свою очередь, влияет на развитие экономики.

Маоистская теория революции представляет собой непосредственное развитие теории противоречий в интерпретации Мао Цзэдуна. В начале демократической революции основное противоречие возникает между классом феодалов и империалистами, с одной стороны, и всеми остальными слоями населения - с другой. Социалистическая революция разрешает главное противоречие между буржуазией и пролетариатом. Мао Цзэдуну удалось успешно применить свою теорию на практике: благодаря его политике коммунисты пришли к власти, и несколько десятилетий власть в Китае принадлежала Мао Цзэдуну.

В области этики Мао Цзэдун следовал традиционной конфуцианской теории, объявив приоритет общественных ценностей над личными. Личность должна подчиниться интересам общества, индивидуализм был заклеймен, добродетелью считалось принесение пользы обществу за счет своих интересов. Однако, в отличие от большинства конфуцианцев, Мао Цзэдун провозгласил равенство полов: женщины имеют право на ту же работу и ту же оплату труда, что и мужчины.

Мысли, выраженные Мао Цзэдуном в этих двух речах, вскоре легли в основу официальной политики партии по отношению к литературе и искусству. Вплоть до смерти Мао Цзэдуна в 1976 г. основным требованием, предъявляемым к произведению искусства, было его соответствие политике партии на данном этапе. Писатели и художники, чьи произведения не удовлетворяли этому критерию, были подвергнуты проработке и принуждены молчать.

Мао Цзэдун, несомненно, является одним из наиболее влиятельных китайских мыслителей XX в. и одновременно - самым противоречивым. Даже его приверженцы и последователи ожесточенно спорят, насколько прав был Мао и сколь велики его заслуги и его вина в победах и поражениях Китая в период его правления. Вероятно, потребуется еще немало времени, чтобы оценить вклад Мао Цзэдуна в китайскую культуру, и только история произнесет над ним последний приговор.

Ма́о Цзэду́н (26 декабря 1893 — 9 сентября 1976) — китайский государственный и политический деятель ХХ века, главный теоретик китайского коммунизма (см. « Коммунистическую Партию Китая (КПК), Мао Цзэдун в 1930-е годы стал руководителем коммунистических районов в провинции 1949 году Мао Цзэдун провозгласил Китайскую Народную Республику, фактическим лидером которой он являлся до конца жизни. С 1943 года и до смерти занимал должность председателя китайской компартии, а в 1954-59 гг.также должность президента КНР. Провёл несколько громких кампаний, самой крупной из которых стала « [1] .

Правление Мао характеризовалось объединением страны после долгого периода раздробленности, ростом индустриализации Китая и умеренным ростом благосостояния народа с одной стороны, но также политическим террором, бессмысленными кампаниями, упадком в сфере культуры и культом личности Мао, с другой [2] .

Содержание

Детство и Юность

Ранние годы

Начало политической деятельности

Юный Мао в качестве студента в Ченду.

Покинув Пекин, юный Мао путешествует по стране, занимается углубленным изучением трудов западных философов и революционеров, живо интересуется событиями в России. Зимой 1920 года он посещает Пекин в составе делегации от Национального Собрания провинции Хунань, требующей снятия коррумпированного и жестокого губернатора провинции. Спустя год Мао вслед за своим другом Цай Хэсенем решает взять на вооружение коммунистическую идеологию. В июле 1921 года Мао принимает участие в шанхайском съезде, на котором была основана Коммунистическая Партия Китая . Через два месяца, по возвращении в Чанша, он становится секретарём хунанского отделения КПК. В то же время Мао женится на Ян Кайхуэй, дочери Яна Чанцзи. В течении следующих пяти лет у них рождаются три сына — Ань’ин, Аньцин и Аньлун.

По настоянию Коминтерна КПК была вынуждена вступить в союз с Гоминьданом. Мао Цзэдун, который летом 1923 года входит в состав ЦК КПК, не приветствовал этот компромисс [4] . В 1926-ом году Мао выдвигается на пост секретаря КПК по крестьянскому движению, а годом позже руководителем гоминдановского Института Крестьянского Движения [5] . Все эти годы он много занимается работой с крестьянством, находить взаимопонимание с которым Мао помогает его деревенское происхождение. Мао приходит к выводу, что пролетариат не может быть носителем революции в Китае, где подавляющее большинство населения составляют крестьяне. Уже в то время он начинает формулировать для себя основные тезисы будущей идеологии ( Во время гражданской войны

Советская Республика в Цзянси

Мао Цзедун во время Великого Похода

В то же время Мао пережил личную утрату: агентам Гоминдана удалось схватить его жену, Ян Кайхуэй. Она была казнена в 1930 г., а несколько позже младший сын Мао Аньлун умирает от дизентерии. Второй его сын от Кайхуэй, Мао Ань’ин, погиб в ходе [8] .

Яньаньский период

Спустя год после начала Великого марша, в октябре 1935 г. Красная Армия достигает коммунистического района Японией, которая ведёт себя всё агрессивней по отношению к ослабленному Китаю . После того как война в июле 1937 разразилась в открытую, коммунисты, по указанию Москвы, идут на создание единого патриотического фронта с Гоминьданом. (Подробнее см. « [9] . В 1943 г. он избирается председателем политбюро КПК и тогда же медленно начинает возникать культ личности Мао.

Победа КПК в Гражданской Войне

В войне с Японией коммунисты действуют успешнее Гоминдана. С одной стороны это объяснялось тактикой партизанской войны, позволявшей успешно оперировать в тылу у противника. В конце войны даже предпринимаются попытки сближения с китайскими коммунистами со стороны Америки, разочаровавшейся в Чан Кайши, испытывающим одно поражение за другим.

Мао Цзедун с представителями "


Джавахарлал Неру и Председатель КНР Мао Цзэдун

Годы у власти

Первая кампания “Ста цветов”

Антиревизионистский плакат времён культурной революции.

Одновременно левое крыло партии усиленно укрепляет свои позиции, действуя преимущественно из Шанхая, куда вскоре уехал и сам Мао. Так, новый министр обороны [16] .

Заключительный этап культурной революции. Последние годы Мао.

Мао с президентом США Ричардом Никсоном, 1972.

По окончании культурной революции во внешней политике Китая произходит неожиданный поворот. На фоне крайне напряжённых отношений с Советским Союзом (особенно после [19] .

Культ

Монумент в честь Мао Цзедуна в Ухане

Портрет Мао на вратах Небесного Спокойствия в Пекине

Вне сомнения остаётся, однако, то громадное значение, которое фигура Мао Цзэдуна имеет не только для китайской, но и для мировой истории.

Родственные связи

Братья и сёстры

  • Мао Цзэмин ( 毛泽民 , 1895—1943), младший брат.
  • Мао Цзэтан ( 毛泽覃 , 1905—1935), младший брат.
  • Мао Цзэхун, младшая сестра.

Три других брата Мао Цзэдуна и одна сестра умерли в раннем возрасте. Мао Цзэмин и Цзэтан погибли в борьбе на стороне коммунистов, Мао Цзэхун была убита Гоминьдановцами.

  • Ло Ши, формально супруга с 1907, навязанный брак, непризнанный Мао.
  • Ян Канхуэй ( 杨开慧 , 1901—1930), супруга с 1921 по 1927.
  • Хэ Цзычжэнь ( 贺子珍 , 1910—1984), супруга с 1928 по 1939
  • Цзян Цин ( 江青 , 1914—1991), супруга с 1938 по 1976.
  • Аньин ( 毛岸英 , 1922—1951)
  • Аньцин ( 毛岸青 , род. 1923)
  • Аньлун (1927—1931)
  • Сяо Мао (род.1932, потерян в 1934)
  • Ли Минь ( 李敏 , род. 1936)
  • сын (1939—1940)

Двое других детей оставлены в чужих семьях во время гражданской войны в 1929 и 1935. Предпринятые позже многократные попытки поиска ни к чему не привели.

также предположительно несколько внебрачных детей.

Избранные произведения

Помимо политической прозы в литературное наследие Мао Цзэдуна входит пара десятков стихов, в основном лирики, написанной в стиле китайской кассики времён династии Библиография

Читайте также: