Готический стиль в живописи кратко

Обновлено: 02.07.2024

Готическое искусство ваяния, неразрывно связанное с храмовой архитектурой, в той же степени отличается от романской скульптуры, как романский храм от готического.

Теперь мастера стремятся к большему реализму и правдоподобию в трактовке библейских персонажей и сюжетов.

Они объёмны, и практически полностью отделены от стены, то есть, максимально приближены к, так называемой, круглой скульптуре.

В скульптурных образах, совсем вытеснивших в период готики живопись со стен храма, мастера воплощают все сюжеты святого писания, умело выстраивая многофигурные композиции и раскрывая отношения персонажей между собой.

Общее стремление к реализму и наибо́льшей достоверности в изображении приводило к тому, что часто ску́льпторы помещали рядом с христианскими святыми и библейскими пророками фигуры своих современников и земляков (например, статуи дона́торов (спонсоров) в Наумбургском соборе, Германия).

А святые, зачастую изображались как обыкновенные люди, такие же, как и жители этого города.

Иногда, в скульптурном декоративном оформлении готических соборов, проявляются и элементы сатиры.

Кроме того, здесь хватало места и народной фантазии (таковы химе́ры и горгу́льи – чудовища, часто изображающиеся на крышах и водостоках храмов).

Выдающимися памятниками искусства ваяния периода готики являются скульптуры соборов Реймса, Шартра, Магдебурга, Наумбурга и т.д.

Готический стиль нашёл отражение и в оформлении книги, отношение к которой оставалось неизменно почтительным.

К этому времени вырабатывается, так называемый, готический шрифт - особый стиль написания букв (они вытянуты вверх, остроконечны и орнаментированы).

Абзацы открывают витиеватые, яркие, стилизованные инициалы (укрупнённые заглавные буквы).

Стоит лишь увидеть великолепие готической архитектуры, многокрасочность витражей и книжных миниатюр, почувствовать грандиозность, красоту, праздничность и простор храмового интерьера, как сразу эти стереотипы рушатся, а средневековье представляется яркой, таинственной и манящей страницей европейской истории.

Чтобы лучше представить себе, как выглядело искусство готики, предлагаю посмотреть видео о готическом стиле на моем youtube-канале :

А если вы интересуетесь средневековой культурой, то можно ознакомится со следующими публикациями:

Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры.

Зарождение и развитие стиля

готический стиль, книжная миниатюра XIII века

Периодом формирования стиля стало развитое Средневековье, XII века в странах Западной Европы, в XIII – XVI веках — в Центральной Европе. Грандиозность стиля граничит с устрашением, которое способны вызывать работы живописцев и архитекторов этого периода.

Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. В рамках изучения творений живописцев стоит рассмотреть книжную миниатюру, как репрезентативное направлении в искусстве.

витраж в готическом стиле, стили, эпохи живописи

Родиной стиля является Франция, где в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии готические влияния стали заметны в Италии, где сформировалось местное самобытное ответвление стиля. В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат. Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы.
Готика в живописи в Средние века появилась в искусстве создавать витражи.

Особенности стиля на раннем этапе развития

  • Особое построение композиции, иллюзия материальности изображения, созданная мастерами средневековья.
  • На полотне преимущественно соседствуют различные группы лиц – их взаимодействие декоративно, лишено естественности.
  • Готика не полностью отошла от романского влияния передавать через личность изображенного человека определенный скрытый символический смысл.
  • Изображения на картинах не выглядят целостными, композиция расчлененная, каждый элемент необходимо рассматривать отдельно.
  • Картины передают реальность через метафоры.
  • Экспрессия, передаваемая через оттенки и динамику сюжета.
  • Схематичность отображения действия.
  • Религиозность, доминирование библейских и мистических сюжетов.

Наиболее ярким жанром считается портрет.

Развитие искусства книжной миниатюры

Оформление книг в Средние века трудно не узнать. Книжная миниатюра достигла высокого уровня развития, отображая религиозные, светские сюжеты при помощи ярких красок в узнаваемом, готическом стиле:

Pucelle Jean, книжная миниатюра в готическом стиле

  1. В миниатюрах отображалась взаимосвязь реального и мистического, переплетение светского и религиозного.
  2. Иллюстрации характеризуются многоплановостью, плоской передачей динамического сюжета.
  3. Особое внимание уделяют деталям: узорам, иллюстрации бытовых сцен, эмоциональности передачи атмосферы изображения, птицам, бабочкам, зверям.
  4. Техника исполнения миниатюр позволяет передать движение – сцены, отображенные в книге, не статичны.
  5. Для исполнения миниатюры художники выбирали яркие краски.

Миниатюра зародилась во Франции в XIII веке, наиболее известным творцом был Жан Пюссель. Благодаря развитию миниатюры в искусстве, сформировалась узнаваемая парижская школа миниатюры.

Интернациональная готика

Отличительными чертами являлась декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Это наиболее вычурная готика, характеризующаяся экзальтированностью, утонченностью, особой экспрессией.

Узнать картины в этом направлении просто:

готическая живопись Германии

  • Отсутствие изображения фона и пренебрежение пространством. Фон, преимущественно, золотой;
  • Графичность изображения;
  • Гротескность;
  • Плоское изображение, лишенное перспективы;
  • Отсутствие дополнительных предметов, которые обычно сопровождают изображенных людей;
  • Внимание облачению людей;
  • Эмоциональность в изображении лиц.

Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но это не так. По причине активного культурного обмена и сети династических браков, из-за которых культурные особенности растекались по всему континенту, очень трудно точно установить, из какой страны был художник или где была написана картина, если отсутствует подпись автора.

Еще одна причина сложностей идентификации – работа художников на заказ. По этой причине француз мог писать полотна для итальянского, испанского двора, его работы могли быть подарены, а из-за этого образовывалась еще большая культурная путаница.

Тематикой ранних произведений в готическом стиле была религия, библейские сюжеты. Интернациональное направление отходит от этой готической догмы. Период развитого Средневековья характеризуется появлением работ на светскую тематику – их заказывают представители дворянства для декорирования интерьера.

Готика зародилась в середине XII века на севере Франции , в XIII веке распространилась на территорию современных Германии , Австрии , Чехии , Испании , Англии , а в конце XIV века пришла в Италию. В Восточную Европу стиль пришел позже и продержался дольше всего — до XVI века.

Готика

Так случилось потому , что готика пришла на смену романскому стилю , который зародился и распространялся из Италии — страна неосознанно сопротивлялась новым веяниям извне.
Конечно , больше всего готический стиль заметен в архитектуре. Однако в живописи его устрашающее величие тоже проявляется.

Петрус Кристус — представитель Ранней нидерландской живописи, которая соединяет в себе черты поздней

Петрус Кристус — представитель Ранней нидерландской живописи , которая соединяет в себе черты поздней готики и раннего Возрождения. Он творил в очень интересный период развития искусства Нидерландов , который заслуживает пристального изучения.

Каковы главные черты готики?

Серьезность и помпезность во всем. Величественность , одухотворенность. Типичные персонажи и темы: религиозные мотивы , Страшный суд , грехи , рыцари , грациозные дамы , государственные деятели на пороге принятия важных решений и так далее. Персонажи как правило сохраняют серьезные , официальные , суровые позы и лица. К примеру , молодожены на готической картине не будут счастливыми и беззаботными — они будут серьезными и даже суровыми , как будто только что узнали важную тайну мирового значения.
Цвета в готике барочные , с преобладанием бордового , золотого — благородных оттенков , но не светлых , а сочных , густых.
В картинах есть некая угловатость , заостренность форм.

Антонио Пизанелло. Мужской профиль

Итальянский вариант

Существует отдельный подвид стиля — интернациональная готика , или же мягкий стиль. Он развивался в Бугундии , Богемии и Серерной Италии в 1380—1430 года. К таким произведениям тяготели все западноевропейские правители того времени. Отсюда третье название направления — придворная готика.
Особенность: красочность , декоративность , изысканность. Здесь меньше тревожности и серьезности , чем в обычной готике , больше цвета. Картины не призывают задуматься о вечном и важном — скорее украшают пространство , предавая интерьеру величественность , строгость.
Золотого цвета в мягком стиле непривычно много , света и тени — мало.

Наряды у персонажей пышные, как и интерьеры вокруг. Простым языком можно назвать это «готика по-бога

Время и стекло

Витраж — одно из основных направлений готической живописи. Художники предпочитали писать не по полотну , а по стеклу. Результат виден в окнах готических церквей.
В период готики витраж постепенно вытеснил фрески. В эпоху Ренессанса они вернулись.

Изначально сюжеты были религиозными , но со временем появились витражи на бытовую тему , со сценами из жизни ремесленников , крестьян. Эти работы — история Средневековья в картинках. Благодаря ним мы в современном мире имеем представление о том , что творилось в прошлом — это к вопросу о важности проникновения искусства в повседневность.

Готическое цветовое стекло помогло средневековым мастерам выйти на новый уровень развития. Также раз

Готическое цветовое стекло помогло средневековым мастерам выйти на новый уровень развития. Также развитие витражного дела косвенно повлияло на появление муранского стекла в эпоху Феррарской школы живописи.

Вы эксперт, если:

Понимаете , что мягкий стиль , или же интернациональная готика — переходный период к Ренессансу. Это мостик между средневековым искусством и эпохой Возрождения.

Вы профан, если:

Называете готикой современные здания и картины просто потому , что они выглядят готично. Эксперты называют готическими только произведения , которые создавались века. Все более поздние работы в подобном стиле — это неоготика.

Известные мастера жанра:

Знаковые работы

В живописи:
Мастер Теодорих. Живописное оформление капеллы Св. Креста в замке Карлштейн , возле Праги ( примерно 1357 год)
Петрус Кристус. Портрет

молодой дамы. Около 1450.

Потрет английского короля Эдуарда I Плантагенета ( неизвестный автор , предположительно XIII век)
В витражном искусстве: витраж

Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше

Витраж – (от франц. vitrum – стекло) – вид декоративного искусства, при котором изобразительная или орнаментальная композиция из разноцветного стекла, размещается на сквозном освещении. Зачастую витражами заполняют оконные проемы. Издавна таким образом украшали храмы. С эпохой Возрождения витраж переформатировался в живопись на стекле. В Россию это украшение пришло в XII веке, став одним из must have в интерьерах богатых домов.

Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше

Реймского собора.
В архитектуре: Кельнский собор , Дворец до́жей в Венеции , собор Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне; в Украине — Латинский собор во Львове.

Вот так история!

В эпоху Ренессанса готика воспринималась как символ всего темного и отсталого , мрачного и упаднического , неестественного , оторванного от реальной жизни.
Однако в конце XVIII начале XIX веков классицисты начали бороться со слишком ветреными идеями романтизма. Тут пригодились каноны готики , строгой и фундаментальной. В то время было построено много неоготических соборов.

Существует так называемое готическое письмо — набор почерков эпохи средневековья. Буквы выписывались

Существует так называемое готическое письмо — набор почерков эпохи средневековья. Буквы выписывались с особыми строгими завитками.
Позже появились печатные готические шрифты. Ими набрана знаменитая Библия Гутенберга.


Зарождение готической живописи произошло на территории Франции в XII веке. Готика сменила романский стиль средневекового искусства и первоначально развивалась в архитектуре. Характеристика готического стиля – это устрашающие и величественные сооружения. Постепенно готика начинает проникать во все сферы искусства и распространяться по территории средневековой Европы.

История возникновения готического стиля

Картина с готическим замком

Главная идея готики – это движение вверх. Примеры готической архитектуры – это соборы, монастыри, церкви. Получив развитие после романского стиля, который отличается своими мощными стенами с круглыми арками и крошечными окошками, готика устремляется в небо своими:

  • высокими тонкими башнями;
  • острыми высокими арками;
  • витражными окнами;
  • множеством резных деталей на фасадах.

Цветное стекло создавало потрясающий эффект. Витражи, созданные из различных по толщине и цвету стекол, придавали атмосфере храмов необыкновенную красоту. Переливы света на полу и стенах углубляли перспективу.

Витражи

Витражное окно

Готическая живопись появляется на окнах церквей. Сюжеты на религиозную тематику, созданные из цветного и окрашенного стекла, которое было вставлено в узкие свинцовые полоски, представляли собой картины необычной красоты. Каждое окно представляло тематическую композицию, в которой большое внимание уделялось деталям. Сочные, яркие, контрастные цвета были подобны россыпи самоцветов и заменяли собой традиционные фрески.

Книжная миниатюра

Книжная миниатюра

Особенности готической живописи можно увидеть на примере книжной миниатюры. В XIV веке появляется новое оформление рукописей. В иллюстрации включаются сюжеты на бытовые темы. Особое внимание уделяется деталям и цветовой гамме. Это яркие и сочные картины, в которых присутствуют самые разные цвета:

  • синий;
  • зеленый;
  • красный;
  • розовый;
  • черный;
  • белый;
  • охристые оттенки.

Листы с рукописями получают красивые бордюры, созданные из различных завитков и растительных орнаментов.

Художники периода готики

После проявления готического стиля в архитектуре он проникает в живопись. Готическое искусство характеризуется двухмерным, плоским пространством на картинах. Часто на них появляются сюжеты на бытовые темы. Композиции украшены листьями, цветами и изображениями животных. На всех картинах особое внимание уделяется деталям.

Среди представителей готической живописи наиболее известны:

  • Мастер Бертрам.
  • Жакмар де Эсден.
  • Мастер Сан-Мартино.
  • Донато Венециано.
  • Братья Лимбург.

Мастер Бертрам

Грабовский алтарь

Самый известный из этих художников - немецкий живописец Мастер Бертрам. Он не только писал картины, но и был мастером деревянной скульптуры, а также делал иллюстрации к книгам. В его распоряжении была мастерская, в которой работали его ученики и подмастерья. Мастер Бертрам жил и работал в Гамбурге. В мастерской выполнялись различные заказы, которые поступали из города и от частных лиц. Наиболее известное произведение – это "Грабовский алтарь", созданный в 1383 году для собора Святого Петра в Гамбурге.

Жакмар де Эсден

Брюссельский часослов

Представитель готического стиля в живописи родился в Артуа и был французом по происхождению. Работы Жакмара де Эсдена - книжные миниатюры. Заказчиком художника был родственник короля Франции Карла V – Жан Беррийский. Основное время мастер проводил в Бурже, где занимался заказами герцога. С 1384 по 1414 годы он получал регулярное жалование из казны. Наиболее известные работы художника - это миниатюры:

  • "Малого часослова".
  • "Брюссельского часослова".
  • "Большого часослова".

Основной работой мастера является "Большой часослов".

Мастер Сан-Мартино

Донато Венециано

Коронование Марии

Братья Лимбург

Братья Лимбург

Уникальные примеры готического стиля

Собор Парижской Богоматери

Шедеврами, созданными в готический период искусства, можно любоваться и сегодня:

    Австрия.
  • Мирский замок, Беларусь.
  • Антверпенский собор, Бельгия.
  • Кельнский собор, Германия.
  • Бургосский собор, Испания.
  • Собор Святого Вита, Чехия.
  • Вестминстерское аббатство, Англия.
  • Шартрский собор, Франция.
  • Замок Рейншайн, Германия.
  • Собор Парижской Богоматери, Франция.

Notre Dame de Paris – это один из первых соборов, который выполнен в готическом стиле. Он возводился с 1163 по 1345 год.

Читайте также: