Готический стиль в живописи кратко
Обновлено: 02.07.2024
Готическое искусство ваяния, неразрывно связанное с храмовой архитектурой, в той же степени отличается от романской скульптуры, как романский храм от готического.
Теперь мастера стремятся к большему реализму и правдоподобию в трактовке библейских персонажей и сюжетов.
Они объёмны, и практически полностью отделены от стены, то есть, максимально приближены к, так называемой, круглой скульптуре.
В скульптурных образах, совсем вытеснивших в период готики живопись со стен храма, мастера воплощают все сюжеты святого писания, умело выстраивая многофигурные композиции и раскрывая отношения персонажей между собой.
Общее стремление к реализму и наибо́льшей достоверности в изображении приводило к тому, что часто ску́льпторы помещали рядом с христианскими святыми и библейскими пророками фигуры своих современников и земляков (например, статуи дона́торов (спонсоров) в Наумбургском соборе, Германия).
А святые, зачастую изображались как обыкновенные люди, такие же, как и жители этого города.
Иногда, в скульптурном декоративном оформлении готических соборов, проявляются и элементы сатиры.
Кроме того, здесь хватало места и народной фантазии (таковы химе́ры и горгу́льи – чудовища, часто изображающиеся на крышах и водостоках храмов).
Выдающимися памятниками искусства ваяния периода готики являются скульптуры соборов Реймса, Шартра, Магдебурга, Наумбурга и т.д.
Готический стиль нашёл отражение и в оформлении книги, отношение к которой оставалось неизменно почтительным.
К этому времени вырабатывается, так называемый, готический шрифт - особый стиль написания букв (они вытянуты вверх, остроконечны и орнаментированы).
Абзацы открывают витиеватые, яркие, стилизованные инициалы (укрупнённые заглавные буквы).
Стоит лишь увидеть великолепие готической архитектуры, многокрасочность витражей и книжных миниатюр, почувствовать грандиозность, красоту, праздничность и простор храмового интерьера, как сразу эти стереотипы рушатся, а средневековье представляется яркой, таинственной и манящей страницей европейской истории.
Чтобы лучше представить себе, как выглядело искусство готики, предлагаю посмотреть видео о готическом стиле на моем youtube-канале :
А если вы интересуетесь средневековой культурой, то можно ознакомится со следующими публикациями:
Средневековье – время крестовых походов, доминирования религии над светской жизнью, переломный период в развитии европейских стран. На фоне политических и военных преобразований сформировался узнаваемый, яркий стиль – готика, оказавший влияние на развитие живописи, архитектуры, музыки, скульптуры.
Зарождение и развитие стиля
Периодом формирования стиля стало развитое Средневековье, XII века в странах Западной Европы, в XIII – XVI веках — в Центральной Европе. Грандиозность стиля граничит с устрашением, которое способны вызывать работы живописцев и архитекторов этого периода.
Готическая живопись отличается специфической композицией, обилием цветов и оттенков, динамичностью изображения, напряженностью сюжета. В рамках изучения творений живописцев стоит рассмотреть книжную миниатюру, как репрезентативное направлении в искусстве.
Родиной стиля является Франция, где в XII веке. Оттуда готика распространилась в Германию, Испанию, Англию, Австрию. В следующем столетии готические влияния стали заметны в Италии, где сформировалось местное самобытное ответвление стиля. В период раннего нового времени стиль оформился в интернациональный формат. Дольше всего влияния готики были заметны в странах Восточной Европы.
Готика в живописи в Средние века появилась в искусстве создавать витражи.
Особенности стиля на раннем этапе развития
- Особое построение композиции, иллюзия материальности изображения, созданная мастерами средневековья.
- На полотне преимущественно соседствуют различные группы лиц – их взаимодействие декоративно, лишено естественности.
- Готика не полностью отошла от романского влияния передавать через личность изображенного человека определенный скрытый символический смысл.
- Изображения на картинах не выглядят целостными, композиция расчлененная, каждый элемент необходимо рассматривать отдельно.
- Картины передают реальность через метафоры.
- Экспрессия, передаваемая через оттенки и динамику сюжета.
- Схематичность отображения действия.
- Религиозность, доминирование библейских и мистических сюжетов.
Наиболее ярким жанром считается портрет.
Развитие искусства книжной миниатюры
Оформление книг в Средние века трудно не узнать. Книжная миниатюра достигла высокого уровня развития, отображая религиозные, светские сюжеты при помощи ярких красок в узнаваемом, готическом стиле:
- В миниатюрах отображалась взаимосвязь реального и мистического, переплетение светского и религиозного.
- Иллюстрации характеризуются многоплановостью, плоской передачей динамического сюжета.
- Особое внимание уделяют деталям: узорам, иллюстрации бытовых сцен, эмоциональности передачи атмосферы изображения, птицам, бабочкам, зверям.
- Техника исполнения миниатюр позволяет передать движение – сцены, отображенные в книге, не статичны.
- Для исполнения миниатюры художники выбирали яркие краски.
Миниатюра зародилась во Франции в XIII веке, наиболее известным творцом был Жан Пюссель. Благодаря развитию миниатюры в искусстве, сформировалась узнаваемая парижская школа миниатюры.
Интернациональная готика
Отличительными чертами являлась декоративность, пышность, обилие насыщенных красок. Это наиболее вычурная готика, характеризующаяся экзальтированностью, утонченностью, особой экспрессией.
Узнать картины в этом направлении просто:
- Отсутствие изображения фона и пренебрежение пространством. Фон, преимущественно, золотой;
- Графичность изображения;
- Гротескность;
- Плоское изображение, лишенное перспективы;
- Отсутствие дополнительных предметов, которые обычно сопровождают изображенных людей;
- Внимание облачению людей;
- Эмоциональность в изображении лиц.
Развивался стиль при дворе монархов крупных европейских стран. Готическое искусство этого типа имела свои особенности в каждой стране, что должно бы позволять искусствоведам без труда понять, к какой стране принадлежит конкретное полотно. Но это не так. По причине активного культурного обмена и сети династических браков, из-за которых культурные особенности растекались по всему континенту, очень трудно точно установить, из какой страны был художник или где была написана картина, если отсутствует подпись автора.
Еще одна причина сложностей идентификации – работа художников на заказ. По этой причине француз мог писать полотна для итальянского, испанского двора, его работы могли быть подарены, а из-за этого образовывалась еще большая культурная путаница.
Тематикой ранних произведений в готическом стиле была религия, библейские сюжеты. Интернациональное направление отходит от этой готической догмы. Период развитого Средневековья характеризуется появлением работ на светскую тематику – их заказывают представители дворянства для декорирования интерьера.
Готика зародилась в середине XII века на севере Франции , в XIII веке распространилась на территорию современных Германии , Австрии , Чехии , Испании , Англии , а в конце XIV века пришла в Италию. В Восточную Европу стиль пришел позже и продержался дольше всего — до XVI века.
Так случилось потому , что готика пришла на смену романскому стилю , который зародился и распространялся из Италии — страна неосознанно сопротивлялась новым веяниям извне.
Конечно , больше всего готический стиль заметен в архитектуре. Однако в живописи его устрашающее величие тоже проявляется.
Петрус Кристус — представитель Ранней нидерландской живописи , которая соединяет в себе черты поздней готики и раннего Возрождения. Он творил в очень интересный период развития искусства Нидерландов , который заслуживает пристального изучения.
Каковы главные черты готики?
Серьезность и помпезность во всем. Величественность , одухотворенность. Типичные персонажи и темы: религиозные мотивы , Страшный суд , грехи , рыцари , грациозные дамы , государственные деятели на пороге принятия важных решений и так далее. Персонажи как правило сохраняют серьезные , официальные , суровые позы и лица. К примеру , молодожены на готической картине не будут счастливыми и беззаботными — они будут серьезными и даже суровыми , как будто только что узнали важную тайну мирового значения.
Цвета в готике барочные , с преобладанием бордового , золотого — благородных оттенков , но не светлых , а сочных , густых.
В картинах есть некая угловатость , заостренность форм.
Итальянский вариант
Существует отдельный подвид стиля — интернациональная готика , или же мягкий стиль. Он развивался в Бугундии , Богемии и Серерной Италии в 1380—1430 года. К таким произведениям тяготели все западноевропейские правители того времени. Отсюда третье название направления — придворная готика.
Особенность: красочность , декоративность , изысканность. Здесь меньше тревожности и серьезности , чем в обычной готике , больше цвета. Картины не призывают задуматься о вечном и важном — скорее украшают пространство , предавая интерьеру величественность , строгость.
Золотого цвета в мягком стиле непривычно много , света и тени — мало.
Время и стекло
Витраж — одно из основных направлений готической живописи. Художники предпочитали писать не по полотну , а по стеклу. Результат виден в окнах готических церквей.
В период готики витраж постепенно вытеснил фрески. В эпоху Ренессанса они вернулись.
Изначально сюжеты были религиозными , но со временем появились витражи на бытовую тему , со сценами из жизни ремесленников , крестьян. Эти работы — история Средневековья в картинках. Благодаря ним мы в современном мире имеем представление о том , что творилось в прошлом — это к вопросу о важности проникновения искусства в повседневность.
Готическое цветовое стекло помогло средневековым мастерам выйти на новый уровень развития. Также развитие витражного дела косвенно повлияло на появление муранского стекла в эпоху Феррарской школы живописи.
Вы эксперт, если:
Понимаете , что мягкий стиль , или же интернациональная готика — переходный период к Ренессансу. Это мостик между средневековым искусством и эпохой Возрождения.
Вы профан, если:
Называете готикой современные здания и картины просто потому , что они выглядят готично. Эксперты называют готическими только произведения , которые создавались века. Все более поздние работы в подобном стиле — это неоготика.
Известные мастера жанра:
Знаковые работы
В живописи:
— Мастер Теодорих. Живописное оформление капеллы Св. Креста в замке Карлштейн , возле Праги ( примерно 1357 год)
— Петрус Кристус. Портрет
молодой дамы. Около 1450.
— Потрет английского короля Эдуарда I Плантагенета ( неизвестный автор , предположительно XIII век)
В витражном искусстве: витраж
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
Витраж – (от франц. vitrum – стекло) – вид декоративного искусства, при котором изобразительная или орнаментальная композиция из разноцветного стекла, размещается на сквозном освещении. Зачастую витражами заполняют оконные проемы. Издавна таким образом украшали храмы. С эпохой Возрождения витраж переформатировался в живопись на стекле. В Россию это украшение пришло в XII веке, став одним из must have в интерьерах богатых домов.
Кто из великих художников занимался витражным искусством? Где, посмотрев в окно, можно увидеть картину, через которую пробивается свет? Гауди, Муха, Шагал, Тиффани и не только - посланники радуги на Земле. Читать дальше
Реймского собора.
В архитектуре: Кельнский собор , Дворец до́жей в Венеции , собор Санта-Мария-дель-Мар в Барселоне; в Украине — Латинский собор во Львове.
Вот так история!
В эпоху Ренессанса готика воспринималась как символ всего темного и отсталого , мрачного и упаднического , неестественного , оторванного от реальной жизни.
Однако в конце XVIII начале XIX веков классицисты начали бороться со слишком ветреными идеями романтизма. Тут пригодились каноны готики , строгой и фундаментальной. В то время было построено много неоготических соборов.
Существует так называемое готическое письмо — набор почерков эпохи средневековья. Буквы выписывались с особыми строгими завитками.
Позже появились печатные готические шрифты. Ими набрана знаменитая Библия Гутенберга.
Зарождение готической живописи произошло на территории Франции в XII веке. Готика сменила романский стиль средневекового искусства и первоначально развивалась в архитектуре. Характеристика готического стиля – это устрашающие и величественные сооружения. Постепенно готика начинает проникать во все сферы искусства и распространяться по территории средневековой Европы.
История возникновения готического стиля
Главная идея готики – это движение вверх. Примеры готической архитектуры – это соборы, монастыри, церкви. Получив развитие после романского стиля, который отличается своими мощными стенами с круглыми арками и крошечными окошками, готика устремляется в небо своими:
- высокими тонкими башнями;
- острыми высокими арками;
- витражными окнами;
- множеством резных деталей на фасадах.
Цветное стекло создавало потрясающий эффект. Витражи, созданные из различных по толщине и цвету стекол, придавали атмосфере храмов необыкновенную красоту. Переливы света на полу и стенах углубляли перспективу.
Витражи
Готическая живопись появляется на окнах церквей. Сюжеты на религиозную тематику, созданные из цветного и окрашенного стекла, которое было вставлено в узкие свинцовые полоски, представляли собой картины необычной красоты. Каждое окно представляло тематическую композицию, в которой большое внимание уделялось деталям. Сочные, яркие, контрастные цвета были подобны россыпи самоцветов и заменяли собой традиционные фрески.
Книжная миниатюра
Особенности готической живописи можно увидеть на примере книжной миниатюры. В XIV веке появляется новое оформление рукописей. В иллюстрации включаются сюжеты на бытовые темы. Особое внимание уделяется деталям и цветовой гамме. Это яркие и сочные картины, в которых присутствуют самые разные цвета:
- синий;
- зеленый;
- красный;
- розовый;
- черный;
- белый;
- охристые оттенки.
Листы с рукописями получают красивые бордюры, созданные из различных завитков и растительных орнаментов.
Художники периода готики
После проявления готического стиля в архитектуре он проникает в живопись. Готическое искусство характеризуется двухмерным, плоским пространством на картинах. Часто на них появляются сюжеты на бытовые темы. Композиции украшены листьями, цветами и изображениями животных. На всех картинах особое внимание уделяется деталям.
Среди представителей готической живописи наиболее известны:
- Мастер Бертрам.
- Жакмар де Эсден.
- Мастер Сан-Мартино.
- Донато Венециано.
- Братья Лимбург.
Мастер Бертрам
Самый известный из этих художников - немецкий живописец Мастер Бертрам. Он не только писал картины, но и был мастером деревянной скульптуры, а также делал иллюстрации к книгам. В его распоряжении была мастерская, в которой работали его ученики и подмастерья. Мастер Бертрам жил и работал в Гамбурге. В мастерской выполнялись различные заказы, которые поступали из города и от частных лиц. Наиболее известное произведение – это "Грабовский алтарь", созданный в 1383 году для собора Святого Петра в Гамбурге.
Жакмар де Эсден
Представитель готического стиля в живописи родился в Артуа и был французом по происхождению. Работы Жакмара де Эсдена - книжные миниатюры. Заказчиком художника был родственник короля Франции Карла V – Жан Беррийский. Основное время мастер проводил в Бурже, где занимался заказами герцога. С 1384 по 1414 годы он получал регулярное жалование из казны. Наиболее известные работы художника - это миниатюры:
- "Малого часослова".
- "Брюссельского часослова".
- "Большого часослова".
Основной работой мастера является "Большой часослов".
Мастер Сан-Мартино
Донато Венециано
Братья Лимбург
Уникальные примеры готического стиля
Шедеврами, созданными в готический период искусства, можно любоваться и сегодня:
-
Австрия.
- Мирский замок, Беларусь.
- Антверпенский собор, Бельгия.
- Кельнский собор, Германия.
- Бургосский собор, Испания.
- Собор Святого Вита, Чехия.
- Вестминстерское аббатство, Англия.
- Шартрский собор, Франция.
- Замок Рейншайн, Германия.
- Собор Парижской Богоматери, Франция.
Notre Dame de Paris – это один из первых соборов, который выполнен в готическом стиле. Он возводился с 1163 по 1345 год.
Читайте также: