Тайны внутреннего мира человека преступление и наказание кратко

Обновлено: 16.05.2024

Раскрытию внутреннего мира героев способствует и их речевая характеристика. Например, речь Раскольникова в основном характеризуется прерывистостью, незаконченностью.

Продолжение и подробнее здесь:

Выделяем ссылку и переходим по ней.

У Достоевского во всей структуре повествования нет буквально ни одной детали, которая бы не служила прямому или косвенному воспроизведению внутреннего мира. Раскрытию этого мира способствуют такие художественные приемы, как двойное портретизирование, внутренний монолог, описание снов и видений, диалоги персонажей. Достоевский стремится показать независимость сознания героя от сознания автора. Он прежде всего стремится дать слово самому герою. Вce это делает произведения Ф. М. Достоевского шедеврами русской литературы XIX века и доказывает, что их автор - замечательный психолог, который с необычайным мастерством раскрывает глубины человеческой души.

Мастерство обнаруживается не в
Чувственной красоте форм, а во
Внутренней одухотворенности, и это
Приводит к мастерству изображения.
Гегель
Все произведения Федора Михайловича Достоевского глубоко психологичны. Основной задачей писателя является раскрытие духовного мира Человека. Внутренний мир героев предстает перед нами в особом ракурсе: мы почти не видим у Достоевского нейтральных психологических состояний, душевная жизнь показана в ее крайних проявлениях, в моменты наибольшей психологической напряженности. Герои

Благодаря этому, Достоевский показывает всю глубину человеческой души, противоречивость сознания и подсознания. Герои Достоевского поглощены своей “идеей”, и вся система изобразительных средств подчинена раскрытию этой “идеи” и показу ее развития. Я считаю, что самыми интересными персонажами произведений Ф. М. Достоевского являются герои романа “Преступление и наказание”.

Чем же они так интересны? Какие средства помогают автору раскрыть их внутренний мир?
Идейно-нравственной сущностью главного героя “Преступления и наказания” Раскольникова

становится его теория о “праве на кровь”. Вся жизнь его становится проверкой этой теории, главный герой пытается выяснить, к какому типу людей он принадлежит, “необыкновенный” он человек или “вошь, как все”. Другие персонажи романа также в той или иной степени “идеологи”, причем их “идеи” так или иначе сочетаются с “идеей” главного героя.
В изображении внутреннего мира человека в романе важную роль играет внутренний монолог. У Достоевского он приобретает черты диалога. Это как бы борьба с самим собой, борьба сознания и подсознания.

С первых страниц романа Раскольников постоянно размышляет, мы видим его терзания перед убийством, а также мучения после его совершения. Также важен диалог, который раскрывает авторские идеи и воззрения. Интересно то, что очень часто на страницах романа диалог приобретает форму допроса. Это относится не только к разговорам Раскольникова и Порфирия Петровича; таким является диалог Раскольникова со Свидригайловым, когда последний рассказывает историю о том, как Марфа Петровна “посещать изволит”.

Для романа Достоевского также характерны диалоги-исповеди. Таким является разговор Раскольникова с Соней, когда он признается в убийстве. В этом произведении и повествование, и прямая речь героев – все пронизано психологизмом. Большое значение в раскрытии внутреннего мира человека играют сны и сновидения.

Все сны героев ужасны, и из кошмарного сновидения они переходят в кошмарную действительность. Сны отражают тот ужас, который герои носят в душе. В сновидениях проявляются черты персонажей, которые не всегда видны в их действиях наяву. Например, во сне с лошадью обнаруживается доброта, сострадание Раскольникова.

Также важна портретная характеристика героев. Писатель дважды прибегает к портретной характеристике главных героев, фиксируя как бы два основных момента в их жизни. В этом можно убедиться на примере портретов Раскольникова. Первый дается как бы мельком в начале романа, следующее же описание предстает перед нами уже после убийства.

Во втором портрете мы видим черты, резко контрастирующие с описанием, данным до убийства, которое жестоко ранит его душу.
Особую роль в портретах героев “Преступления и наказания” играют глаза. Так, описывая Свидригайлова, Достоевский замечает, что его глаза смотрели “холодно, пристально и вдумчиво”. Глаза являются зеркалом души героев, по глазам можно узнать их идею, раскрыть их тайну. Большую роль в портретных характеристиках героев играют также губы.

Их мимические движения – улыбка, насмешка, причем каждый раз иная, – соответствуют психологическому состоянию персоналией.
Раскрытию внутреннего мира героев способствует и их речевая характеристика. Например, речь Раскольникова в основном характеризуется прерывистостью, незаконченностью.
Обстановка и пейзаж у Достоевского также являются способами характеристики героя. У Раскольникова, закрытого от мира, комната, напоминающая гроб, у Сони же, открытой миру, комната “большая, с тремя окнами”. Мир, окружающий человека, дается как часть души этого человека, становится как бы “внутренним пейзажем” героя и определяет его поступки.
У Достоевского во всей структуре повествования нет буквально ни одной детали, которая бы не служила прямому или косвенному воспроизведению внутреннего мира. Раскрытию этого мира способствуют такие художественные приемы, как двойное портретизирование, внутренний монолог, описание снов и видений, диалоги персонажей. Достоевский стремится показать независимость сознания героя от сознания автора. Он прежде всего стремится дать слово самому герою.

Вce это делает произведения Ф. М. Достоевского шедеврами русской литературы XIX века и доказывает, что их автор – замечательный психолог, который с необычайным мастерством раскрывает глубины человеческой души.

Тема: Тайны внутреннего мира человека: готовность к греху, попранию высоких истин.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по живописи для 9 класса. Тема " Палитра природы - источник внутреннего мира человека"


Пояснительная записка: данная тема актуальна для учащихся- осужденных в нравственном аспекте, так как лирика Н.М. Рубцова заставит учащихся задуматься о своей жизни, поможет осужденным «от.


Материнство как истинное предназначение женщины и одна из главных духовно-нравственных ценностей человечества.

Роль школы и семьи в формировании ценности материнства.


Урок литературы в 8 классе "Личный дневник как часть внутреннего мира человека"

На уроке поднимается проблема внутреннего мира человека. Урок построен на документальном материале. В основу положены личные дневники Анны Франк, Тани Савичевой, писателей К. Паустовского, Л.Толстого.


Нравственные ценности. Истинные и мнимые ценности.

Воспитательное занятие. Целью которого является обсуждение понятий "ценности", "цена", их буквальное и переносное значение. Содействие формированию у учащихся умения осмысливать и .


Цель: Сохранить через диалог нравственных ценностей историческую память о заступниках земли Русской, причисленных Русской Православной Церковью к лику Святых и пробуждать актуальное желание служить н.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Например, в романе «Преступление и наказание" студент Раскольников - сложный и противоречивый человек.

После совершения преступления герой начинает страдать. Раскольников был уверен, что не будет испытывать угрызения совести, так как следовал своим убеждениям. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Однако начал испытывать тоску, одиночество, отвращение к себе, не мог смотреть в глаза мамы и сестры. Автор показал перелом в сознании героя. Теперь Раскольников не мог жить по-старому. Он понял, что совершил ужасный непоправимый поступок.

Соня Мармеладова призывает его к мукам ради воскрешения души и спасения. Добро и милосердие Сони противопоставлены жестокой теории Раскольникова. Соня нарушила нравственные законы, как и Раскольников. Однако он отнял жизнь у другого человека, а она пожертвовала собой ради семьи.Соня призывает Родиона к раскаянию, она готова помочь ему вынести все страдания.

Для Родиона муки совести страшнее каторги. Попав на каторгу, Раскольников не сразу раскаялся в убийстве, он раскаялся лишь в своей слабости. Спустя несколько месяцев, благодаря девушке, в душе героя произошел переворот. Родион начинает менять свое мировоззрение.

В христианстве он находит утешение и смирение. Душа его начинает возрождаться.

Нажмите, чтобы узнать подробности

2.Цель занятия: формирование у обучающихся внимательного отношения к художественному тексту, создание условий для духовно-нравственного саморазвития.

Этап занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающегося/

обучающихся

Формы, методы, средства обучения

Формируемые образовательные результаты: знания, умения, практический опыт, компетенции

Учитель подводит обучающихся к осознанию темы, цели и задач урока и их формулированию.

Как вы думаете, почему?

Просмотр видеоролика (пастырское слово Патриарха Московского и всея Руси Кирилла о поступках человека и его душе).

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Слушают учителя, проверяют собствен­ную готовность к уроку.

Дают ответы на вопросы.

(Посмотрев видеоролик, обучающиеся высказывают предположения о том, какова тема урока.)

Умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации.

Актуализация опорных знаний

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей урока.

В чем тайна внутреннего мира человека?

Каковы пути спасения души человека?

Осознают границы своего знания и незнания. Обучающиеся планируют способы достижения намеченной цели, а учитель оказывает им помощь в этом, советует.

Развитие навыка планирования.

Коммуникативное развитие: формирование компетентности в общении, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблемы.

Установка познавательной задачи

Итак, перед нами почти детективный сюжет о преступлении. Но роман начинается не с преступления, а заканчивается, не признанием героя. Мы помним, что случайностей у Достоевского быть не может, организация текста подчинена авторскому замыслу, цель которого – ответить на волнующий нас вопрос: в чем же преступление Раскольникова и как объяснить то, что оно произошло (что важнее и труднее)?

Вспомним, что все происходящее в романе (кроме эпилога) – это 13 дней. Первые три дня описаны в первой части романа, которая состоит из скольких глав? Да, из семи глав. Эти семь глав – путь Раскольникова к преступлению – первый событийный круг романа.

Как вы думаете, с какой целью Ф. Достоевский особое внимание уделял цифровой символике.

Участвуют в беседе. Отвечают на вопросы учителя.

Мы можем заметить, что цифра 7 буквально преследует Раскольникова. Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. . В эпилоге романа возникает число 7, но уже не как символ гибели, а как спасительное число.

сообщающее изложение с элементами проблемности

Детальный (текстуальный) анализ эпизодов художественного произведения

Задание: заполните таблицу, опираясь на свои наблюдения за поступками Родиона Раскольникова перед совершением им преступления.

Формирование читательской компетенции.

Формирование умения детального анализа художественного произведения, умения понимать глубинный, в том числе библейский, смысл произведения.

работа с таблицами, эпизодами романа

Работа обучающихся с текстом произведения (анализ эпизодов).

Предлагает проанализировать эпизод романа, в котором Соня, читает Родиону, после совершения им преступления, евангельскую притчу об умершем и вновь воскресшем Лазаре. О своей вере в воскресение Лазаря герой говорит Порфирию Петровичу. Этот же мотив смерти и воскресения реализуется и в самом сюжете романа.

Беседа по вопросам.

Учащиеся должны сделать вывод по теме урока, соотнеся сюжет произведения и Евангелие от Матфея, Марка и Иоанна в описании казни Иисуса Христа, где говорится о разбойниках распятых вместе с ним.

Высказывают своё мнение о том, как изменится жизнь главного героя после раскаяния.

Коммуникативная компетенция.
Использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие
в совместно-продуктивной деятельности и продуктивном диалоге; самовыражение:
монологические высказывания разного типа.

Ответить, что дал сегодняшний урок по формуле-ПОПС:

Позиция: Я считаю, что…

Обоснование: Потому что…

Примеры: Я могу доказать это на примере…

Следствие: Из этого следует…

Оценивает индивидуальную и групповую работу обучающихся.

Самооценивание и взаимооценивание работы на занятии

(на листах самооценивания и взаимооценивания).

Формирование навыков письменной речи.

Духовно-просветительская беседа с епископом Мичуринским и Моршанским Гермогеном.

Приложение 1.

Урок по литературе на тему: Тайны внутреннего мира человека и пути спасения души

Дата проведения урока: ____ февраля 2018 г.

Обучающийся (-щаяся) 1 курса группы_________ ___________________________________

Развитие идеи

Какое состояние у Раскольникова?

Первая встреча с Аленой Ивановной.

Случайно подслушанный в трак­тире разговор студента и офицера.

Месяц мучительных раздумий в тесной комнатенке, похожей на гроб; сидя в углу, как паук: "Вся эта теперешняя тоска нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и концентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя решения".

Детальный анализ, проба, новая встреча со старухой, ее облик. Вопрос Родиона Раскольникова самому себе: «Неужели такой ужас мог прийти мне в голову?"

Сон, в котором сконцентрировалось все вселенское горе: "Пусть, пусть даже нет никаких сомнений во всех этих расчетах, будь это все, что решено в этот месяц, ясно как день, справедливо, как арифметика. Я ведь не вытерплю, не вытерплю!" "Я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей".

Приложение 2.

Работа обучающихся с текстом произведения (анализ эпизодов)

Эпизод 1. (Цель преступления). Действительно, между тряпьем были перемешаны золотые вещи - вероятно, всё заклады, выкупленные и невыкупленные, - браслеты, цепочки, серьги, булавки и прочее. Иные были в футлярах, другие просто обернуты в газетную бумагу, но аккуратно и бережно, в двойные листы, и кругом обвязаны тесемками. Немало не медля, он стал набивать ими карманы панталон и пальто, не разбирая и не раскрывая свертков и футляров; но он не успел много набрать. По дороге он положил все взятое под попавшийся большой камень, и, совсем не запоминая этого места, побрел бессмысленно по улицам Петербурга…

Эпизод 3. (Разговор Раскольникова с Полечкой, младшей сестрой Сони). Он положил ей обе руки на плечи и с каким-то счастьем глядел на нее. Ему так приятно было на нее смотреть, - он сам не знал почему.

- Любите вы сестрицу Соню?

- Я ее больше всех люблю.

- А меня любить будете?

Вместо ответа он увидел приближающееся к нему личико девочки и пухленькие губки, наивно протянувшиеся поцеловать его. Вдруг тоненькие, как спички, руки ее обхватили его крепко-крепко, голова склонилась к его плечу, и девочка тихо заплакала, прижимаясь лицом к нему все крепче и крепче.

- А молиться вы умеете?

- О, как же, умеем! Давно уже; я, как уж большая, то молюсь сама про себя, а Коля с Лидочкой вместе с мамашей вслух; сперва "Богородицу" прочитают, а потом еще одну молитву: "Боже, прости и благослови сестрицу Соню", а потом еще: "Боже, прости и благослови нашего другого папашу, потому что наш старший папаша уже умер, а этот ведь нам другой, а мы и об том тоже молимся.

- Полечка, меня зовут Родион; помолитесь когда-нибудь и обо мне: "и раба Родиона" - больше ничего.

- Всю мою будущую жизнь буду об вас молиться, - горячо проговорила девочка и вдруг опять засмеялась, бросилась к нему и крепко опять обняла его… ".

Эпизод 4. Признание в убийстве.

Эпизод 8. Покаяние Раскольникова на площади. "Поди, на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и перед ней согрешил, и скажи всему миру вслух: "Я убийца".

Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одной искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю. Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастьем. "

Приложение 3.

Рефлексия. Ответьте, что дал Вам сегодняшний урок по формуле-ПОПС:

Позиция: Я считаю, что…_________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Обоснование: Потому что…_______________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Примеры: Я могу доказать это на примере…__________________________________________________________________________________

Следствие: Из этого следует…______________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

Читайте также: