Литература народов россии кратко

Обновлено: 04.07.2024

Литература народов России в конце 19 века

Переход от крепостничества к капитализму, усиленный процесс формирования буржуазных наций, развитие революционного движения, национально-освободительной борьбы, рост взаимного общения между народами — все это стимулировало развитие литературы и искусства народов России.

Передовая русская культура оказывала благотворное влияние на народы России своим гуманизмом и демократизмом, глубоким реализмом, связью с освободительными стремлениями масс и прогрессивной интеллигенции.

Передовые силы России с симпатией следили за ростом национальных литератур, национального искусства, поддерживали их. Постепенно все более возрастал вклад отдельных народов в общую сокровищницу культуры России, в совместную освободительную борьбу.

Значительную отрасль украинской литературы составляла драматургия (И. К. Карпенко-Карый, М. Л. Кропивницкий, М. П. Старицкий), о которой будет речь в связи с историей украинского театра.

Боевой, революционный характер отличает рано оборвавшееся творчество младшего современника Богушевича и Лучины— поэта и публициста А. К. Гуриновича, уже значительно затронутого влиянием марксизма и рабочего движения.

Передовая литовская литература развивалась в борьбе и с гнетом самодержавия и с влиятельным в крае католическим клерикализмом. Творчество ряда писателей было внутренне противоречиво, совмещая прогрессивные патриотические стремления и реалистические черты с более или менее явно выраженными буржуазно-националистическими идеями. Не мог преодолеть либерально-буржуазной ограниченности и Винцас Кудирка, автор сатирических .произведений, написанных под влиянием Гоголя и Щедрина, стихотворений, проникнутых демократическими настроениями, удачных переводов из русской, польской, немецкой литературы, поборник связи литературного творчества с требованиями жизни. Сложное сплетение прогрессивных и буржуазно-националистических элементов характеризует творчество видного поэта, представителя позднего романтизма Майрониса (псевдоним Ионаса Мачюлиса), выступившего в конце века.

Заслуживает признания деятельность фольклориста Якоба Хурта, организатора сбора и публикатора народных песен.

Значительно шагнула вперед и литература Армении. Общественный подъем в России эпохи падения крепостного права нашел отражение в передовых кругах армянского общества. Глубокий след в общественном движении и культуре армянского народа оставила многогранная деятельность Микаэла Налбан-дяна. Философ-материалист, революционный публицист, критик и поэт, Налбандян внес яркую демократическую струю в армянскую общественную мысль. Он смело выступал против феодально-клерикальной и националистической идеологии, в литературе и искусстве он боролся за принципы реализма и народности, призывал к правдивому изображению жизни масс.

Одним из сподвижников Ахундова был просветитель-публицист, критик, педагог Гасан-бек Зардаби (Меликов), поборник реализма, противник религиозной литературы. В жанре сатирической поэзии с большим успехом работал прогрессивный литературно-общественный деятель Сеид Азим Ширвани. С конца XIX в. развертывается деятельность столь известного в дальнейшем в качестве писателя, ученого, революционного деятеля-коммуниста Наримана Нариманова.

Вторая половина XIX в. ознаменована деятельностью ряда просветителей в Казахстане. Объектом критики казахских просветителей были отрицательные явления, связанные с феодально-родовыми отношениями и обычаями, реакционная роль религии и духовенства, насилия царских администраторов и местных богатеев над народом. Просветители казахского народа боролись за светское образование, прославляли научные знания. Огромное значение в преодолении отсталости своего народа, в борьбе за его лучшее будущее они придавали общению и сотрудничеству с прогрессивными силами России, с русской культурой, наукой.

На страницах настоящего тома, посвященных национально-освободительным движениям, охарактеризована просветительская деятельность казахского педагога-писателя Ибрагима Ал-тынсарина.

Просветительские тенденции проявились в тот же период у таджиков и узбеков. Ахмад Дониш начинает историю новой таджикской литературы. Его деятельность протекала в Бухарском эмирате. Он осуждал порядки эмирата, скорбел о тяжелом и бесправном положении народных масс. Надеясь в начале своей деятельности на возможность серьезных реформ, которые проведет эмир, Дониш в дальнейшем все более склоняется к мысли о необходимости решительной борьбы самих трудящихся за свое счастье.

Единомышленником Фурката был сатирик и лирический поэт Мукими. Глубоко преданный интересам трудящихся масс, Мукими резко обличал враждебные народу элементы — духовенство, байство, колониальное чиновничество. И Фуркат, и Мукими защищали мысль о важном гражданском назначении литературы, призывали ее быть прямой и правдивой, служить требованиям жизни.

Творчество Дониша и группы его последователей, Фурката, Мукими противостояло занимавшей господствующее положение в Таджикистане и Узбекистане реакционной литературе, обслуживавшей правящие слои, защищавшей застой, поддерживавшей религиозный фанатизм.

Выразителями народных чаяний в дореволюционной Киргизии, не знавшей письменной литературы на родном языке, были народные певцы — акыны. Виднейшее место среди них занимает Токтогул Сатылганов. Он создавал песни о любви и труде. Громко звучали в его творчестве гражданские обличительные мотивы. Токтогул восторженно приветствовал Октябрь и стал зачинателем киргизской советской литературы. Настроения и стремления народа выражал и другой видный представитель киргизской акынской поэзии — Тоголок Молдо.

Среди башкир и татар популярны были стихи и афоризмы башкирского поэта-просветителя Акмуллы. Акмулла славил разум и знания, обличал баев и мулл. Значителен и разнообразен вклад в башкирскую литературу и культуру в целом М. И. Умидбаева, историка, филолога, фольклориста, поэта, убежденного сторонника приобщения своего народа к русской культуре (по политическим воззрениям он был, впрочем, умеренным деятелем,— его идеалы не выходили за рамки реформированной монархии).

Просветителем чувашского народа стал И. Я. Яковлев. В. И. Ленин отмечал, что Яковлев 50 лет работал над национальным подъемом чувашей. Яковлев был видным педагогом, опиравшимся в раннюю пору своей деятельности на поддержку отца Ленина, И. Н. Ульянова. Создатель чувашского алфавита, он в книгах для чтения помещал собственные рассказы из жизни народа и обработанные им фольклорные произведения.

Вторая половина XIX в. знаменует важный этап в истории новой еврейской литературы. Крупную роль в ее развитии сыграл один из основоположников современного еврейского литературного языка, Менделе-Мойхер-Сфорим (Ш.-Я. Абрамович), выступавший как талантливый сатирик, бытописатель еврейской бедноты. Виднейшим представителем следующего поколения в еврейской литературе был Шолом-Алейхем (Ш. Н. Рабинович). Его деятельность началась на рубеже 70-х и 80-х годов XIX в. и продолжалась в начале XX столетия. Наряду с Менделе-Мойхер-Сфоримом его учителями были Гоголь, Щедрин, Толстой, Диккенс, Гейне; впоследствии на него оказал влияние Горький. Шолом-Алейхем — новеллист, романист и драматург, литературный критик. С реалистических и демократических позиций, особенно широко пользуясь оружием сатиры и юмора, Шолом-Алейхем запечатлел жизнь всех слоев еврейского общества в период разложения патриархальных устоев и развития капиталистических отношений. Художник, отличавшийся, по известной оценке Горького, славной, добротной и мудрой любовью к народу, Шолом-Алейхем, обличая социальную несправедливость и национальное угнетение, непоколебимо верил в победу над общественным злом. Почетное место в еврейской литературе принадлежит И.-Л. Перецу, поэту и прозаику, в творчестве которого, насыщенном обличительными и освободительными мотивами, переплетаются реалистические и символистско-романтические элементы.

На территории РФ, помимо литературы на русском языке, существуют письменные профессиональные литературы на языках народов России: абазинская, аварская, адыгейская, алтайская, башкирская, бурятская, даргинская, долганская, еврейская, ингушская, кабардино-черкесская, калмыцкая, карачаево-балкарская, карельская, коми-зырянская и коми-пермяцкая, корякская, кумыкская, лакская, лезгинская, мансийская, марийская, мордовская (мокшанская и эрзянская), нанайская, ненецкая, нивхская, ногайская, осетинская, рутульская, саамская, табасаранская, татарская, татская, тувинская, удмуртская, удэгейская, ульчская, хакасская, хантыйская, цыганская, чеченская, чувашская, чукотская, шорская, эвенкийская, эвенская, эскимосская, юкагирская, якутская и др. Корпус литератур народов России образуют следующие зональные группы: Поволжье (7 литератур) и карельская литература (1), Северный Кавказ (17) и калмыцкая литература (1), Сибирь (4), Север и Дальний Восток (14). Разноуровневый и разностадиальный характер литератур не отменяет тот факт, что каждая из них – сложноорганизованная система, в рамках которой формируется определённый тип художественного сознания.

Вследствие высокой идейной насыщенности и глубокой народности передовая русская культура оказывала могучее революционизирующее воздействие на культурное развитие других народов России. Его прежде, всего испытали те народы, которые издавна были объединены с русским народом в одном государстве и развивались с ним в рамках общей экономической системы. При этом единство революционных устремлений и совместное участие в освободительном движении во многом способствовали укреплению культурных связей между народами России. Приобщение к передовой русской культуре вдохновляло и морально поддерживало прогрессивную национальную интеллигенцию. Русская классическая литература являлась для национальных писателей и поэтов сокровищницей идей и образов, школой художественного реализма, примером беззаветного служения народу. Особенно плодотворным было культурное общение русской и украинской интеллигенции.

С 20-х годов XIX в. значительный размах приобрело изучение истории украинского народа и его устного творчества, что свидетельствовало о росте национального самосознания среди местной, тогда еще преимущественно дворянской, интеллигенции.

Развитие национальной культуры народов Прибалтики происходило в борьбе против реакционной феодально-клерикальной идеологии немецко-шведских баронов и ополячившихся литовских магнатов. Злейшими врагами местных просветителей выступали церковники из числа католического и лютеранского духовенства. Зарождавшейся национальной литературе народов Прибалтики была свойственна с самого начала определенная антифеодальная направленность. Литовский поэт Антанас Страздас (1763—1833), как и талантливый собиратель эстонского народного эпоса Фридрих Крейцвальд, смело выступал против крепостничества.

Благодаря присоединению к России усилились прогрессивные тенденции в культурной жизни народов Кавказа, что нашло выражение в появлении там светской школы, возникновении газет и журналов, национального театра. Личные встречи с приезжавшими на Кавказ выдающимися русскими писателями — Грибоедовым, Пушкиным, Лермонтовым, Бестужевым и ознакомление с их произведениями идейно обогащали передовых деятелей местной интеллигенции.

Факторы, влияющие на развитие литератур народов России

Кроме литературы на русском языке на территории России существуют профессиональные литературы на языках народов России:

  • Алтайская
  • Башкирская
  • Абазинская
  • Нивхская
  • Нанайская
  • Марийская
  • Якутская
  • Эскимосская
  • Эвенская
  • Чукотская
  • Татарская
  • Ульчская
  • Удмуртская
  • Чеченская
  • Удэгейская и др.

Развитие литературы народностей России определялось целым рядом общих факторов. Одним из таких факторов является основополагающая роль фольклора, в первую очередь произведений эпического жанра. Фольклорные произведения являются предшественниками и сопутствующими источниками профессиональной литературы. Еще одним фактором, оказавшим влияние на развитие литературы народностей России, является стимулирующее воздействие русской литературы. Немалую роль в развитии литературы российских народностей сыграла и деятельность просветителей – этнографов, педагогов, переводчиков, историков, языковедов. Усвоение системы жанров западной литературы, таких как роман, новелла, поэма в ее видовых модификациях, сонет – еще один фактор, повлиявший на развитие этических литератур. Эти новые жанры стали восприниматься так же легко и естественно, как и жанры традиционные – йыр, дастан, тулки, сарын, рубаи, шаири и т.д.

Вместе с этими факторами, для литературы народностей России присуще значительное разнообразие, которое обусловлено их принадлежностью к разным регионально-этническим общностям – Сибирь, Поволжье, Дальний Восток, Северный Кавказ, Крайний Север. Также для литературы народностей России характерно традиционное тяготение к какому-либо полюсу культурно-религиозной идентификации – к исламскому миру, к культуре буддизма или к ценностям христианства при сохраняющемся сопряжении с верованиями язычества.

Дифференциация литературы народов России обусловлена еще и тем, что к началу двадцатого века они находились на разных уровнях развития. Например, татарская и еврейская литература имеют многовековой опыт развития, а литература чувашского, удмуртского, кумыкского, якутского народа сформировалась в конце 19 века. После 1917 года возникла литература тувинских и адыгейских народностей, а также народов Дальнего Востока, Сибири, Крайнего Севера и некоторых народов Кавказа.

В результате интенсивного процесса взаимообогащения, активно происходившего в советский период, сформировался билингвизм, который является существенным фактором развития литературного процесса в России.

Готовые работы на аналогичную тему

Проза в литературе народов России

Для романистики второй половины двадцатого века характерно расширение сферы самосознания главного персонажа, усиление художественной самореализации характера, которое исключает самоцельность, дидактизм и очерковую описательность этнографизма. В этот период важнейшими достижениями национальных литератур являются многоплановые романы, среди которых выделяются:

Драматургия в литературе народов России

Поэзия в литературе народов России

Ведущую роль в литературах наров России играла поэзия. Многим видным национальным авторам всероссийскую известность принесли именно произведения стихотворного жанра.

В конце 20-го века поэзия народностей России пережила процесс активного жанрового обогащения, которое проявилось, в основном, в интенсивном освоении новых стихотворных и жанровых форм – верлибра, сонета и других. В развитии поэзии народов России в 21 веке важное значение имеют обращение к разным модификациям стихотворного эпоса, таких как поэма-монолог, лирическая поэма, лироэпическая поэма, роман в стихах, а также увеличивающееся значение философских тем и тем национального самосознания, исторической памяти народа.

У каждого народа или нации, страны или местности – своя культурная история. Большой сегмент культурных традиций и памятников составляет литература – искусство слова. Именно в ней отражается быт и жизненные особенности любого народа, по которым можно понять, чем жили эти люди в прошлые столетия и даже тысячелетия. Поэтому, наверное, ученые считают литературу важнейшим памятником истории и культуры.

История русской литературы

Не исключение, а скорее, подтверждение вышесказанного – русский народ. История русской литературы насчитывает многовековую историю. С момента появления письменности на Руси прошло больше тысячи лет. Исследователи и ученые многих стран изучают ее, как феномен и ярчайший пример словесного творчества – народного и авторского. Некоторые иностранцы даже специально изучают русский язык, а ведь он считается не самым легким в мире!

Периодизация

Традиционно история русской литературы подразделяется на несколько основных периодов. Некоторые из них довольно протяженные по времени. Некоторые – более кратки. Давайте рассмотрим их поподробнее.

Долитературный период

До принятия христианства (Ольгой в 957, Владимиром в 988) на Руси не существовало письменности. Как правило, если было необходимо, использовалась греческая, латынь, еврейская. Точнее, своя была, даже во времена язычества, но в виде черточек или насечек на деревянных бирках или палках (называлась: черты, резы), но литературных памятников на ней не сохранилось. Произведения (сказки, песни, былины – в основном) передавались в устной форме.

Древнерусская

история русской литературы

18 век

литература история русский язык

История русской литературы 19 века

история русской литературы 19 века

Серебряный век

Данный период довольно непродолжителен по времени – всего-то с 1890 по 1921 годы. Но в это бурное время войн и революций происходит мощный расцвет русской поэзии, возникают смелые эксперименты в искусстве в целом. Блок и Брюсов, Гумилев и Ахматова, Цветаева и Маяковский, Есенин и Горький, Бунин и Куприн – наиболее яркие представители.

Советская эпоха и новейшее время

Временем распада СССР, 1991-м годом датируется окончание советского периода. А с 1991 по наши дни – новейший период, который уже дал русской литературе новые интересные произведения, но об этом с большей точностью, наверное, рассудят потомки.

Читайте также: