Идеи буташевича петрашевского кратко
Обновлено: 01.05.2024
Семья. Учёба в Царскосельском лицее
Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский родился 1 ноября 1821 года в Санкт-Петербурге. Его семья принадлежала к дворянскому сословию, а крёстным отцом был сам император Александр I.
Родной отец, Василий Михайлович, был врачом-хирургом, доктором медицины. Будучи ординатором Санкт-Петербургского сухопутного госпиталя, он изобрёл две машины для хирургических целей. Во время Отечественной войны 1812 года Василий Михайлович состоял при графе Милорадовиче главным доктором по авангарду и арьергарду. Дошёл до Парижа, был награждён орденом Св. Владимира IV степени и орденом Св. Анны II степени.
Впоследствии устраивал дивизионные госпитали в провинциях, служил штадт-физиком Санкт-Петербурга (то есть руководителем городской медицинской службы), разрабатывал планы устройства больниц. Кроме того, Василий Михайлович оставался личным врачом Милорадовича, который в 1818 году был назначен санкт-петербургским генерал-губернатором.
Во время восстания на Сенатской 14 декабря 1825 года граф оказался ранен Петром Каховским. Петрашевский-старший оперировал Милорадовича, извлёк пулю из тела, но спасти ему жизнь не смог. Это определило его негативное отношение к декабристам и любым проявлениям вольномыслия.
Мать, Феодора Дмитриевна Фалеева, была женщиной своенравной. Биографы Петрашевского описывают её скупой и жестокой по отношению к родным. Она имела в собственности несколько крупных поместий, доставшихся ей по наследству, владела доходными домами в Петербурге.
Родители заботились о судьбе сына. В десять лет они отдали его в самое престижное учебное заведение Империи — Царскосельский лицей. Однако уже там Петрашевский проявляет бунтарский нрав, ведёт себя как можно развязней и грубо. При этом многие его поступки не несли в себе какой-либо мотивации: он нарушает установления ради того, чтобы нарушать. Например, начинает курить лишь потому, что для лицеистов на это был наложен запрет.
Отношения с родителями становились всё более напряжёнными. Отец был недоволен результатами обучения сына. С XIV классом не сделать стремительную карьеру, а положенного жалования Михаилу едва будет хватать на жизнь.
Но больше всего отец и сын расходились по идейным соображениям. Безразличие подростка к чинам и званиям, критические высказывания в адрес бюрократии, по поводу крепостного права и несправедливости законодательства раздражали Василия Михайловича. По окончании лицея Михаил уехал от родителей и стал проживать в районе Коломны (ныне Адмиралтейский район Санкт-Петербурга) в старом, покосившемся доме.
Михаил Буташевич-Петрашевский. Неизвестный художник
Служба чиновником. Утопический мир Фурье
С марта 1840 года Петрашевский служит переводчиком в департаменте внутренних сношений Министерства иностранных дел. В его обязанности входит сопровождение иностранных подданных при посещении ими российских учреждений, например суда или полицейских участков.
С сентября того же года Михаил поступает в Петербургский университет вольнослушателем на юридический факультет — подобное право предоставлялось бывшим лицеистам. Уже через год двадцатилетний юноша получил диплом кандидата. Защитив диссертацию, он стал коллежским секретарём. Отныне его жалованье составляло 495 рублей серебром.
К этому времени Буташевич-Петрашевский знакомится с западными теориями социализма. Он изучает Роберта Оуэна, Анри Сен-Симона, Пьера-Жозефа Прудона. Однако особенно близки ему стали идеи Шарля Фурье.
Фурье критиковал современное ему общество и пришёл к оригинальным выводам. Его учение построено вокруг теории страстного влечения. В жизни человека всё предопределено, поскольку Богом установлены законы, по которым движутся все небесные и земные тела: человеку нужно просто познать эти законы и покорно следовать им. Так как для движения необходимо столкновение тел, Господь создал человеческие страсти, поэтому искоренить их невозможно.
Отсюда, по Фурье, следует, что если страсти приносят вред, то виноват в этом неправильно организованный общественный порядок. А значит, те философы, которые призывали искоренять пороки, оказались неправы. Необходимо создать такой мир, в котором все страсти бы удовлетворялись и служили во благо.
Шарль Фурье. Художник Жан Франсуа Жигу. 1835 год
Для изменения общества в лучшую сторону Фурье предлагает разделить людей на фаланги по 1600–1800 человек. Каждый взрослый трудоспособный член фаланги представлял бы один из характеров. В центре фаланги должен стоять фаланстер — большой дворец, включающий всё необходимое для жизни людей и существующий за счёт труда ассоциации (или фаланги).
Сферы деятельности подразделялись бы по страстям, чтобы каждый смог найти занятие по душе. Тогда никто бы не желал бездельничать.
Утопические идеи Фурье увлекли молодого Петрашевского. Позже он вспоминал:
При этом концепция фурьеризма не предполагала революционных способов ломки существующего строя. Акцентировалось внимание на распространении идей, вооружившись которыми люди сами должны были изменить образ жизни и попытаться организовать фаланстеры.
От теории к практике
Петрашевский даже после университета продолжает заниматься постоянным самообразованием. Его библиотека стремительно растёт. Одним из источников приобретения книг оказалась работа в департаменте. Когда умирал иностранный подданный, Михаилу приходилось заниматься переписью его имущества.
Как правило, библиотека умершего не особо интересовала наследников. Но для русского человека она представляла особую ценность, поскольку могла содержать научные книги, ещё неизвестные или запрещённые в России. Другим источником была книжная лавка Иосифа Лури на Невском проспекте — тот контрабандой перевозил много иностранной литературы.
Однако Буташевич-Петрашевский прекрасно понимал, что простое накопление идей, теорий и новых открытий не имеет смысла — необходимо практическое применение накопленного, распространение учений среди людей.
Кроме этого, в 1844 году Михаил пытается устроиться (в свободное от работы время) учителем, однако и эта идея останется неосуществлённой.
Апогеем неудач станет строительство фаланстера в одном из семейных имений. Крестьяне не оценили социальных экспериментов барина и, испугавшись, что тот желает покончить с институтом семьи, сожгли построенный для них деревянный дом.
Тем не менее юноша не опускал рук. Несмотря на замкнутый характер, он выходит в свет, чтобы обзавестись знакомствами. Ему нужны друзья, с кем можно поделиться мыслями, побеседовать на волнующие темы, обсудить книги. В числе знакомых окажутся молодые писатели Михаил Евграфович Салтыков и Фёдор Михайлович Достоевский. А подходящая вакансия для распространения социалистических идей вскоре найдётся сама собой.
Фёдор Достоевский. Рисунок К. Трутовского. 1847 год
Кроме него, на предложение откликнулись Валериан Майков и Роман Штрандман. Майков принял на себя роль редактора, а также выступил автором многих важных статей.
Собрания проходили без особого регламента: как правило, Петрашевский поручал кому-либо из гостей наблюдать за порядком в качестве председателя. На вечере обсуждали широкий спектр вопросов: от литературы и искусства до критики существующего строя и выработки реформ. Любой желающий мог выступить с докладом, после чего следовало бурное обсуждение. Заканчивался вечер скромным ужином, на котором подавали вино и закуски.
Собрания не представляли собой никакой политической организации, сами участники не сомневались в своей легальности. Один из членов кружка, Дмитрий Ахшарумов, вспоминал:
Михаил Васильевич позже сформулирует эти цели так:
Новый том словаря. Адвокат и редактор
В течение 1846–1847 годов Буташевич-Петрашевский размещает в газете объявление о предоставлении бедным людям адвокатских услуг без оплаты. Дом в Коломне превращается в адвокатскую контору.
Михаил Васильевич берётся за дело с полной самоотдачей. Он рассчитывал, что к нему обратятся люди, права которых были незаконно ущемлены в государственных учреждениях. Однако большинство дел были связаны с финансовыми тяжбами и велись против частных лиц.
Но даже в таких тяжбах Петрашевский находит случаи игнорирования закона со стороны бюрократии и наивно пишет жалобы в вышестоящие органы. О стремлении новоиспечённого адвоката во что бы то ни стало обличить беззаконие вспоминал Михаил Бакунин:
Внедрение в кружок тайного агента. Арест
Николай Спешнев. Художник В. Е. Мейер
Министр внутренних дел граф Перовский приказал установить наблюдение за Петрашевским и его единомышленниками. Дело было поручено Ивану Липранди, знаменитому сыщику-интеллектуалу, тайному агенту полиции. Липранди устроил в Министерство иностранных дел Петра Дмитриевича Антонелли, сына художника, который позже стал посещать собрания Михаила Васильевича.
Главная мысль Петрашевского заключалась в словах:
20 апреля 1849 года шеф жандармов граф Орлов забрал у Липранди дело и передал его в Третье отделение. В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года арестовали активных участников кружка и самого Петрашевского. Была учреждена секретная комиссия, к следствию привлекли 123 человека. 23 арестованных поместили в Петропавловскую крепость.
Смертный приговор
Трибунал счёл, что:
Однако, принимая во внимание смягчающие обстоятельства, включая раскаяние всех подсудимых, суд решил ходатайствовать об уменьшении наказания. Николай I проявил милость, но пожелал инсценировать смертный приговор.
22 декабря заключённых в каретах привезли на Семёновскую площадь, где их ждал эшафот, несколько военных полков и священник. Все были одеты по-весеннему и жутко мёрзли. За восемь месяцев пребывания в Петропавловской крепости многие поменялись в лице.
После того как всех построили, каждому был зачитан приговор, неизменно заканчивавшийся словами:
Затем подошёл священник и предложил каждому исповедаться, но никто не принял его наставления — каждый ограничился лишь целованием креста. Когда первых трёх человек — Петрашевского, Григорьева и Момбелли — привязали к столбу для исполнения приговора и надели им колпаки, Михаил Васильевич сорвал его с себя, говоря, что не боится смерти и может смотреть ей прямо в глаза.
Через некоторое мгновение после барабанного боя подъехал флигель-адъютант и передал бумагу, поданную немедленно к прочтению. В ней говорилось, что государь император дарует всем жизнь и назначает каждому по виновности особое наказание.
Петрашевский лишался всех прав состояния и ссылался на каторжные работы в рудники без срока. Момбелли, Спешнев, Григорьев лишались прав состояния и приговаривались к каторжным работам в рудниках: Момбелли и Григорьев — к 15 годам, а Спешнев — к 10 годам. Достоевскому, Дурову — каторга на четыре года с отдачей потом в рядовые, Толю — два года каторги.
Остальные были посланы на разные сроки в арестанты инженерного ведомства, отданы в солдаты, сосланы на житьё в захолустные регионы.
На этом церемония не закончилась. В своём дневнике Достоевский вспоминает происходящее:
Инсценировка казни наложила на всех неизгладимое впечатление. Николай Григорьев окончательно сошёл с ума. После всего этого процесса Ипполит Дебу заключил:
Последние годы жизни Буташевича-Петрашевского
Каторгу Петрашевский отбывал на Шилкинском и Нерчинском заводах. Манифестом 26 августа 1856 года, по случаю коронации Александра II, Михаил Васильевич был освобождён от каторжной работы. Сначала его перевели на поселение недалеко от Иркутска, а в 1858 году и в сам город. Вместе с ним жили его товарищи Спешнев и Львов.
Однако после дуэли двух чиновников в 1859 году, в организации которой предположительно был замешан генерал-губернатор, Михаил Васильевич вместе с декабристом Дмитрием Завалишиным начал кампанию за привлечение к ответственности Муравьёва, чем заметно ухудшил своё положение. Но окончательно разрыв с местной администрацией произошёл после назначения нового генерал-губернатора Михаила Корсакова, умственные способности которого Петрашевский сравнивал с лошадиными.
Михаил Буташевич-Петрашевский. Фотография. Нерчинск. 1855 год
За протесты против произвола местных властей его арестовывают, а затем ссылают во всё более глухие места Сибири. Наконец 2 мая 1866 года Петрашевского перевели в село Бельское, Енисейской губернии (ныне в Красноярском крае) — заброшенную деревню, со всех сторон окружённую тайгой. Но даже в таких условиях он продолжал вести какие-то тяжбы, писать разоблачительные письма.
Начальник губернии генерал-майор Павел Замятнин докладывал генерал-губернатору Восточной Сибири Корсакову:
Могила М. В. Буташевича-Петрашевского. Село Бельское, Красноярский край. Наши дни
Кружок Петрашевского оставил глубокий след в политической истории страны. Ни до, ни после в России XIX века не было столько масштабного судебного процесса, с таким количеством обвиняемых литераторов, ученых и общественных деятелей.
Что почитать по теме:
1. Егоров Б.Ф. Петрашевцы. — Л.:Наука, 1988. — 236 с.
2. Лейкина-Свирская В.Р. Петрашевцы. — М., 1965. — 166 с.
3. Петрашевцы в воспоминаниях современников: Сб. мат-лов / Сост. П. Е. Щёголев. — М.;Л.: Госиздат, 1926. — 295 с.
4. Русские мемуары. Избранные страницы (1826 — 1856) // Сост., биогр. очерки и прим. И. И. Подольской. — М.: Правда, 1990. — 641 с.
5. Семевский В. И. M. В. Буташевич-Петрашевский и петрашевцы. — M., 1922. — 217 с.
Петрашевцы – участники кружка, собиравшегося в доме русского мыслителя и политического деятеля М. В. Буташевича-Петрашевского для обсуждения перспектив переустройства существующего строя в России.
Участники кружка имели доступ к богатой библиотеке хозяина дома, состоящей из ряда запрещённых в России книг по истории революционных движений. Сам Петрашевский (выходец из дворян) увлекался идеями утопического социализма и был последователем французского утописта Ш. Фурье. В своих публикациях он раскрывал тему демократизации политического строя России и отмену крепостного права с последующим разделением земли между крестьянами.
Начало деятельности кружка, формирование взглядов петрашевцев
С 1844 г. в Петербурге стала собираться молодёжь, желающая переустроить существующий строй в России и считающая, что самодержавие и крепостничество тянут страну назад. С октября 1845 г. собрания стали носить регулярный характер. Участники каждую пятницу собирались в доме у Петрашевского, высказывали свои взгляды на миропонимание, зачитывали доклады о будущей деятельности организации, обсуждали различные философские учения, мечтали организовать собственную типографию, чтобы через неё пропагандировать социалистические идеи.
На идеологию петрашевцев большое влияние оказали прогрессивные взгляды Белинского и Герцена. Однако единства в выборе методов по изменению общества среди участников не было: часть из них ратовала за реформы, другая часть считала, что изменить общество можно только революционным путём.
Участники собраний и кружки, близкие к петрашевцам
Первое время кружок Петрашевского насчитывал 15 человек, но к 1849 г. число петрашевцев выросло до 158 человек. Это были молодые люди – студенты, литераторы, чиновники, офицеры.
В среде петрашевцев возникли ещё два подобных кружка:
Идеи и диспуты петрашевцев
Вопросы, поднимаемые петрашевцами:
- уничтожение самодержания и установление в России республики,
- отмена крепостного права,
- изучение работ Герцена и Белинского,
- изучение западной философской и экономической мысли (особенно, трудов по утопическому социализму Ш. Фурье),
- порядок проведения социальных реформ в России,
- поиск своего места в народных выступлениях.
Диспуты участников кружков были направлены на обсуждение политических событий в Западной Европе, общественной роли литературы; поднимались вопросы об отношениях между верующими и атеистами. На диспутах петрашевцы активно искали ту философскую концепцию, которая объяснила бы происходящие процессы в обществе и помогла бы найти единственно правильное решение, отвергая при этом насильственные действия.
Чёткую политическую программу петрашевцы выработать не успели, но конкретные шаги были предприняты:
составили библиотеку из запрещённых в России книг зарубежных авторов — экономистов, философов, прогрессивных общественных деятелей;
план создания тайного общества для серьёзной подготовки к будущим социальным изменениям и распространению революционных идей среди различных слоёв российского общества посредством издания нелегальной пропагандистской литературы.
Карательные меры правительства и аресты петрашевцев
Более года чиновник по особым поручениям Министерства внутренних дел Липранди вёл тайные наблюдения за участниками собраний. В его докладах указывалось на серьёзность намерений петрашевцев:
- организация тайного общества,
- подготовка политического заговора,
- вероятность вооружения крестьян против помещиков,
- подрыв религиозного чувства в разных сословиях,
- распространение влияния тайного общества по всей Российской империи.
Результаты следствия показали на преувеличения в докладе Липранди. Было установлено, что участники собраний дальше отвлечённых рассуждений не пошли и в их рядах не было единства.
Тем не менее, военный суд проявил суровость: из 122 арестованных участников (трое сошли с ума в ожидании наказания) к смертной казни приговорены 15 человек. Остальным были назначены разные сроки каторги и тюремного заключения.
Инсценировка казни и приговор
Инсценировка казни – это вид психологического давления, при помощи которого можно добиться раскаяния или морального уничтожения личности. Такой вид пытки правительство Николая I применило в отношении Петрашевского и его коллег.
22 декабря 1849 г. на Семёновском плацу в Петербурге всё было готово к казни. На осуждённых, которые до этого провели восемь месяцев в одиночном заключении, надели предсмертные рубахи, выполнили необходимые церемонии (переломили шпагу над дворянскими головами, предложили прочитать молитву, привязали с завязанными глазами к столбу), прочитали смертный приговор и озвучили команду целиться.
Десятиминутное ожидание превратилось в кошмар, прежде чем прискакавший царский офицер объявил об отмене смертной казни.
Осуждённым прочли окончательный приговор:
- Петрашевский — бессрочная сибирская каторга,
- Григорьев, Львов, Момбелли, Спешнев – 10-15 лет каторги,
- Достоевский, Дуров – 4 года каторги и служба в армии рядовыми,
- Плещеев – рядовой в оренбургский батальон,
- Пальм – переведён из гвардии в армию в чине поручика.
Остальные получили наказание в виде ссылки, службы в арестантских ротах и службы рядовыми на Кавказе.
В 1856 году император Александр II издал Указ о помиловании части петрашевцев и смягчения участи каторжникам (замена каторги на поселение).
Влияние идей петрашевцев на творчество прогрессивных писателей XIX века
Формирование кружка
Сам Буташевич-Петрашевский придерживался скорее демократических взглядов и выступал за освобождение крестьян от крепостного права. В своем доме он собрал богатую библиотеку трудов по философии, истории, социологии Шарля Фурье, Этьена Кабе и Жозефа Прудона, большая часть которых была запрещена в России. Себя Петрашевский причислял к последователям Шарля Фурье с его утопическим социализмом и теорией правильной организации труда.
С 1845 года собрания кружка единомышленников стали регулярными. Беседы проходили каждую неделю, на них приходили такие известные критики и писатели, как Фёдор Достоевский и Михаил Салтыков-Щедрин, Николай Данилевский и Алексей Плещеев. Собрания посещали самые разные люди — одни часто, другие раз или два. Сами петрашевцы не считали себя тайным обществом, так как ни целей, ни программы у них не было, а сами члены кружка не были связаны обязательствами.
Члены кружка не делали тайны из еженедельных встреч. Более того, беседы о политике и чтение сомнительной литературы не были чем-то из ряда вон выходящим — такие собрания проходили едва ли не в каждом многоквартирном доме Петербурга.
В 1848 году Петрашевский обсуждал возможность создания общества взаимопомощи из прогрессивно настроенных людей, но идея так и осталась висеть в воздухе — петрашевцы обладали слишком разными убеждениями.
Идеи петрашевцев
Среди петрашевцев выделялась группа радикально настроенных членов под предводительством Н. А. Спешнева. Это были Н. А. Мордвинов, Н. А. Момбелли, П. Н. Филиппов, Н. П. Григорьев, В. А. Милютин, а также писатель Ф. М. Достоевский. Спешнев рассматривал возможность народных восстаний на окраинах империи — на Волге и в Сибири, предлагал печатать за границей запрещенную политическую литературу, пытался организовать тайную типографию у себя дома. Во время следствия среди его бумаг было найдено обязательство его единомышленников участвовать в революции, если она произойдет.
Расследование
В августе 1848 года на стол министра внутренних дел Л. А. Перовского легла докладная о происходящем в окружении Петрашевского. Тут же в его дом были отправлены шпионы с предписанием докладывать о разговорах, происходящих во время собраний. Дело усугублялось личным отрицательным отношением Перовского к Петрашевскому и честолюбием министра. Главе министерства внутренних дел нужно было громкое дело, которое придало бы авторитет сыскной полиции в глазах монарха и отодвинуло за задний план III отделение — надзорный орган за политически неблагонадежными лицами.
Аресты
Во время допросов петрашевцы проявляли раскаяние, лишь сам Петрашевский, человек нрава далеко не покорного, до последнего настаивал на готовности начать реформы в стране. Несмотря на скудость улик, обвинение согласилось с предположениями И. П. Липранди о планах широкого общественного антиправительственного движения.
Пока шло расследование, среди петрашевцев ходили слухи об освобождении по недостатку доказательств либо, в крайнем случае, о ссылке на Кавказ или в Сибирь. Однако император высказался за назначение более строгого наказания, и специально созданная Военно-судная комиссия в ноябре осудила 15 человек на смертную казнь, 5 — на каторгу, 1 — на поселение. Николай I приказал заменить смертную казнь другими наказаниями, но сделать это в последний момент, перед самыми выстрелами.
Казнь
Наказание петрашевцев стало настоящим спектаклем, призванным, с одной стороны, устрашить участников других аналогичных тайных кружков, а с другой — продемонстрировать милость Николая I.
22 декабря 1849 года арестантов, среди которых были сам Петрашевский и Ф. М. Достоевский, в предсмертных рубашках привезли на Семеновский плац. Ритуал казни проходил как обычно, о том, что это инсценировка, ничто не напоминало. Приговоренным прочли приговор и переломили шпагу над ними, завязали глаза, привязали к столбу. Офицер скомандовал солдатам целиться.
В следующий момент объявили отбой, арестантов отвязали и сообщили об изменении меры наказания. Всех, кроме Петрашевского, отправили в Петропавловскую крепость, а затем — на каторжные работы или в арестантские роты. Главу кружка прямо с казни отправили в ссылку в Иркутск, где за выступления против злоупотреблений местного чиновничества он не раз высылался из одного населенного пункта в другое и умер в 1866 году.
Литературно-исторические заметки юного техника
В биографии Буташевича-Петрашевского нет практически никаких загадок, она подробно изучена такими столпами российской и советской исторической науки, как В.И. Семевский, В.Р. Лейкина-Свирская, М.В. Нечкина, Б.Ф.Егоров, В.А. Десницкий.
Детство и юность
Михаил Васильевич родился в Санкт-Петербурге, в семье придворного штаб-медика Василия Михайловича Буташевича-Петрашевского (1787-1845). Его крестным отцом был, не больше не меньше, сам император Александр I. Правда, в качестве заместителя монарха у купели новорожденного стоял герой Отечественной войны 1812 года граф Милорадович. По иронии судьбы, именно Петрашевскому-старшему пришлось через четыре года вытаскивать из умирающего графа Милорадовича пулю декабриста Каховского. По происхождению Михаил Васильевич был дворянин. Его мать, Феодора Дмитриевна Фалеева (1802-1867), женщина жёсткая и своенравная, практически всеми биографами Петрашевского представляется неким семейным деспотом. Она имела несколько крупных поместий, доставшихся ей по наследству от состоятельных родственников, владела в Петербурге доходными домами. Своего мужа-подкаблучника Феодора Дмитриевна откровенно презирала, сына ненавидела за его строптивость, а дочь кормила так скудно, что вскоре добилась полного расстройства её здоровья.
Фурьерист-утопист
Кружок Петрашевского
Осенью 1845 года в доме Буташевича-Петрашевского на окраине тогдашнего Петербурга стали собираться студенты, учителя, молодые офицеры, чиновники, художники, журналисты и писатели. Объединило их вначале чтение книг из уникальной библиотеки Михаила Васильевича. Затем собрания стали регулярными. В течение четырёх лет (1845-1848), по пятницам, у Петрашевского собиралось от 20 до 30 человек. За докладом одного из присутствующих обычно следовало обсуждение социалистических теорий, научных, общественных и политических вопросов. В собраниях петрашевцев принимали участие Ф.М. и М.М. Достоевские, М.Е. Салтыков-Щедрин, В.Н. Майков, А.Г. Рубинштейн, С. Дуров, П.П. Семенов (Тян-Шанский), состоятельный курский помещик Н.Спешнев, гвардейские офицеры Н.П. Григорьев, Н. Момбелли, А.Пальм и другие. Сам Буташевич-Петрашевский весьма эмоционально говорил о фурьеризме, о гласном и общественном суде, об отмене крепостного права. Он считал, что только мирная агитация может способствовать переменам в сознании и общественном устройстве.
Дело петрашевцев
Желание Михаила Васильевича эпатировать окружающих не ограничивалось по-мальчишески хулиганскими, бессмысленными выходками.
Ещё в 1847 году, после неудачной попытки внедрить в своём имении фаланстер, пострадавший помещик Буташевич-Петрашевский представил в следственную комиссию записку, в которой уверенно доказывал, что в 5-6 лет учение Фурье может осуществиться, поэтому он не оставит попытки воплощать на практике социалистические идеи.
В феврале 1848 года, когда Европа уже пылала пожаром очередной буржуазной революции, Петрашевский подал в петербургское дворянское собрание записку об увеличении ценности дворянских имений. В этом опусе он предлагал дать купцам право покупать дворянские имения с личным при этом освобождением крестьян этих имений, учредить земские кредитные учреждения, земледельческие банки, понизить процент по залогу имений в казенных кредитных установлениях, улучшить формы судопроизводства и установить надзор за администрацией. Радикализм Петрашевского выразился в рекомендации начать немедленную реформу суда, ускорить мероприятия по отмене крепостного права. Вынесение либеральных идей на всеобщее обсуждение, да ещё в письменной форме, не могло не привлечь внимания III Отделения.
Через 13 месяцев наблюдение за собраниями в доме Петрашевского было закончено. В ночь с 22 на 23 апреля 1849 года титулярный советник М.В. Буташевич-Петрашевский вместе с другими активными участниками кружка подвергся аресту и заключению в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
Военный суд приговорил 21 петрашевца (в том числе Петрашевского, Достоевского, Дурова, Спешнева, Григорьева) к расстрелу. 22 декабря 1849 года на Семеновском плацу в Петербурге разыгралась инсценировка их казни. Приговорённым прочли конфирмацию смертного приговора; подошёл с крестом в руке священник в чёрной ризе, переломили шпагу над головой дворян. На всех, кроме Пальма, надели предсмертные рубахи. Петрашевскому, Момбелли и Григорьеву завязали глаза и привязали к столбам. Офицер скомандовал солдатам целиться. Григорьев, который и без того от одиночного заключения несколько повредился в уме, в эти минуты совсем его лишился. В последнее мгновение ударили отбой. Привязанным к столбу развязали глаза и объявили об отмене смертной казни. Затем всех отправили обратно в крепость, за исключением Петрашевского, которого тут же на плацу усадили в сани и с фельдъегерем отправили прямо в Сибирь, в бессрочную каторгу.
Петрашевский в Сибири
Из письма М.В. Петрашевского к матери, Феодоре Дмитриевне:
Пешком в составе партии каторжников Петрашевский проделал путь из Тобольска в Иркутск, затем в Нерчинск. Зимой. Семья не оставляла его: мать посылала необходимые вещи и деньги, сестра Елизавета Васильевна и двоюродный брат И.А. Вахрушев ходатайствовали о смягчении приговора, навещали Петрашевского в ссылке.
В Иркутске, вместе с декабристом Д. Завалишиным, Петрашевский начал кампанию против генерал-губернатора Восточной Сибири Н.Н. Муравьева, замешанного в деле убийства на дуэли чиновника Неклюдова. За это бывший каторжник был выслан в село Шушенское Енисейской губернии.
Енисейский губернатор хлопотал, чтобы Петрашевскому назначили местом ссылки Туруханск, но высшее начальство оказалось гуманнее. Его снова выслали в Минусинский округ, сначала в Шушенское, а затем в Кебеж. Однако и здесь Петрашевский не угомонился. Он пишет свои разоблачительные корреспонденции, лечит крестьян, становится добровольным ходатаем по их делам.
Безвинно пострадав в самом начале, М.В. Буташевич-Петрашевский всю оставшуюся жизнь находил в себе силы для неравной борьбы, но так и не нашёл мужества, чтобы просить прощения у тех, кого сделал несчастными. Доставив много горя своим близким, он пользовался, как должным, их расположением и участием, но так и не покаялся перед ними…
Из всеподданнейшего доклада следственной комиссии по делу петрашевцев Николаю I. Раздел доклада с изложением сути социалистических учений.
Выступление Ф.М. Достоевского на собрании кружка петрашевцев.
Начало дела петрашевцев. Аресты
Липранди Иван Петрович (1790–1880) – генерал-майор, историк и деятель тайной полиции.
Читайте также: