Художественный мир драматурга островского кратко о главном

Обновлено: 02.07.2024

Потому и купец интересовал писателя не только как представитель торгового сословия. Он был для него цент­ральной русской натурой — средоточием национальной жизни в ее росте и становлении, в ее движущемся драма­тическом существе. Сквозь купеческое сословие Остров­ский видел все многообразие коренной русской жизни — от торгующего крестьянина до крупного столичного дель­ца. За купечеством открывался Островскому русский народный мир в наиболее характерных его типах и прояв­лениях.

Первое ощущение глубинных связей Замоскворечья с Россией народной, первое осознание того, что Москва не ограничивается Камерколлежским валом, пришло к Остров­скому еще в юности, когда в 1848 году отец его, Николай Федорович, вместе с чадами и домочадцами отправился на долгих в путешествие на свою родину, в Костром­скую губернию, в край со скудной землей и находчивым, одаренным народом, проявлявшим в суровых условиях чу­деса предприимчивости. «С Переславля начинается Ме­ря — земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку. Это земляки мои возлюб­ленные, с которыми я, кажется, сойдусь хорошо, — запи­сал тогда Островский в своем дневнике. — Здесь уже не увидишь маленького согнутого мужика или бабу в костю­ме совы. Что за села, что за строения, точно едешь не по


На этом уроке мы поговорим о жизни и творчестве Александра Николаевича Островского. Узнаем, как связана судьба драматурга с судьбой Малого театра. Определим, в чём заключается новаторство драматургии Островского.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Художественный мир А. Н. Островского. Личность и судьба драматурга. Новаторство драматурга"

Сегодня на уроке мы:

– Поговорим о жизни и творчестве Александра Николаевича Островского.

– Узнаем, как связана судьба драматурга с судьбой Малого театра.

– Определим, в чём заключается новаторство драматургии Островского.

Александр Николаевич Островский родился 31 марта 1823 года в доме на улице Малая Ордынка московского района Замоскворечье.


Отец драматурга. Николай Фёдорович Островский был сыном священника, женился на дочери пономаря, закончил духовную семинарию, но решил заняться светской карьерой. Он стал чиновником в общем собрании Московских департаментов сената, дослужился до высоких чинов и получил право на дворянство. После этого Николай Фёдорович ушёл со службы, чтобы открыть частную практику.

Николай Фёдорович Островский был очень образованным и начитанным человеком, он собрал огромную домашнюю библиотеку. Театр Николай Фёдорович не любил, но в его библиотеке было полное собрание всех русских драматических произведений. Так что знакомство с театром Александра Николаевича Островского началось в детстве, когда он свободно выбирал себе книги из отцовского шкафа.

Николай Фёдорович Островский обеспечил детям прекрасное домашнее образование. Уже в подростковом возрасте Александр Николаевич свободно владел французским, немецким и греческим языками. Испанский, итальянский и английский языки драматург изучил, самостоятельно уже будучи взрослым человеком.

В восемь лет Александр Николаевич Островский лишился матери. Любовь Ивановна умерла. Новой женой отца стала дочь обрусевшего шведского барона Эмилия Андреевна фон Тессин. Благодаря ей образование приёмных детей вышло на новый качественный уровень. В дом стали приглашать учителей музыки.


А для композитора Александра Николаевича Серова Островский записывал мелодии костромских песен.

В числе первых учеников Островский не значился, но учился он хорошо и получил право поступать в Московский университет без вступительных экзаменов.

Александр Николаевич Островский мечтал об историко-филологическом факультете, ведь уже тогда он начинал пробовать свои силы в сочинительстве. Но по настоянию отца ему пришлось выбрать юридический. В те же годы в Московском университете учились поэты Афанасий Фет, Яков Полонский, Аполлон Григорьев.

В 1843 году после второго курса Островский ушёл из университета. По настоянию отца он начал работать писцом в Московском совестном суде, а после перевёлся в Коммерческий суд.

Творчество Островского и его методы работы с актёрами вызывали много противоречивых мнений. Публика пьесы Островского обожала, но и врагов у драматурга-новатора было достаточно. Недовольство вызывала не только позиция драматурга, многие не могли смириться с новаторским характером его пьес.

В чём состояло новаторство Островского?

Центром своих пьес Островский всегда делал личность, а не сюжет, как раньше. Главным для него было раскрыть характер героя, а не создать сложную интригу.

Главная роль женских персонажей, их бунт и внимание к их проблемам – тоже новаторская черта в драматургии.

Островский принёс на театральную сцену методы критического реализма. В его пьесах мы видим детальные картины быта разных сословий, а речь персонажей точно отражает социальный статус, характер, образованность и профессию героев.

Новая драматургия Островского требовала и нового драматического искусства. Актёры того времени часто переигрывали, пытаясь привлечь к себе всё внимание зрителей. Звёзды сцены придерживались одного амплуа, а весь спектакль вертелся вокруг этой звезды. Кроме того, актёры во время спектакля часто общались со зрителями.

Пьесы Островского ориентированы не на одного актёра, а на весь актёрский ансамбль. Драматург репетировал с актёрами, давал им указания. Разумеется, далеко не всем актёрам это нравилось. Например, знаменитый актёр Михаил Семёнович Щепкин долгое время был ярым противником драматурга.

Александр Николаевич Островский организовал Артистический кружок и воспитал в нём множество талантливых актёров. Школа Островского стала основой знаменитой системы Станиславского, которая признана по всему миру.

За достижения в искусстве драматургу дали Уваровскую премию и сделали членом-корреспондентом Академии наук.


В конце жизни Островский стал заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Но воплотить свои идеи по преобразованию русского театра драматург не успел. В 1886 года Островский умер в своём любимом имении Щелыково Костромской губернии.

Творчество Островского было новым для русской драматургии. Для его произведений характерна сложность и многосоставность конфликтов, его стихия — это социально-психологическая драма, комедия нравов. Особенности его стиля — это говорящие фамилии, специфические авторские ремарки, своеобразные названия пьес, среди которых часто употребляются пословицы, комедии на фольклорных мотивах. Конфликт пьес Островского в основном строится на несовместимости героя со средой. Его драмы можно назвать психологическими, в них присутствует не только внешний конфликт, но и внутренний драматизм нравственного начала.

Несомненно, пьесы Островского всегда будут иметь современное звучание. Театры постоянно обращаются к его творчеству, поэтому оно стоит вне временных рамок.

Драматургия Александра Николаевича Островского.

Обладая незаурядным общественным темпераментом, О. всю жизнь деятельно боролся за создание реалистического театра нового типа, за подлинно художественный национальный репертуар, за новую этику актёра. Он создал в 1865 Московский артистический кружок, основал и возглавил общество русских драматических писателей (1870).

Драматургия О. знаменовала собой важнейший этап в развитии русского национального театра. Как драматург и режиссёр О. содействовал формированию новой школы реалистической игры.

Пороки и недостатки, изобличаемые О., не нуждаются в особо подробном анализе после того освещения, к-рое дал им Добролюбов. О. бичевал прежде всего хищническое накопление капитала, создание богатства путем обмана и замаскированного грабежа. «Городничему, — рассказывает в «Грозе

Особняком стоит в творчестве Островского весенняя сказка «Снегурочка

Для полноты характеристики стиля О. необходимо хотя бы вкратце остановиться на исключительном богатстве и яркости его языка

Русский театр и драматургия II половины XIX ст. А.Островский и театр

Александр Николаевич Островский

(31 марта (12 апреля) 1823 — 2 (14) июня 1886) — русский драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук.

С появлением на сцене пьес великого русского драматурга А. Н. Островского

Во второй половине XIX в. значительно увеличивается интерес к русской современной драме. Революционно-демократическая критика во главе с Чернышевским и Добролюбовым поддерживает драматургию Островского, обличающую темное царство купцов-самодуров, продажность и лицемерие бюрократической машины русского самодержавия.

В 50 — 70-е годы XIX в. большое общественное значение приобретает Малый театр. Его роль в культурной жизни России чрезвычайно велика. Недаром Малый театр за его высокую просветительскую и воспитательную роль называли вторым университетом.

Вместе с Садовским на сцене Малого театра играла выдающаяся русская трагическая актриса Любовь Павловна Никулина-Косицкая

Передовые, демократические стремления талантливейших актеров Малого театра постоянно вызывали ожесточенное сопротивление со стороны театрального начальства и цензуры. Многие пьесы Островского, несмотря на их успех у зрителей, часто снимались с представления. И все же пьесы Островского все прочнее входят в репертуар театра, оказывая влияние и на других драматургов. В сценическом искусстве продолжают совершенствоваться творческие принципы Щепкина. Основой труппы Малого театра 50 — 70-х годов XIX в. становятся такие актеры, как П. М. Садовский, Л. П. Никулина-Косицкая, С. В. Шумский, С. В. Васильев, И. В. Самарин.

В 80 — 90-е годы XIX в. после убийства народовольцами Александра II усиливается наступление реакции. Цензурный гнет особенно тяжело сказался на репертуаре театра. Малый театр переживает один из самых сложных и противоречивых периодов своей истории. Основой творчества крупнейших актеров Малого театра стала классика.

Постановки драм Шиллера, Шекспира, Лопе де Вега, Гюго с участием величайшей трагической актрисы Марии Николаевны Ермоловой

Труппа Малого театра в конце XIX в. была необыкновенно богата талантливейшими актерами. На его сцене в это Время играли Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, М. П. Садовский, О. О. Садовская, А. И. Южин-Сумбатов, А. П. Ленский —

крупнейшие художники, творчество которых составляет целую эпоху в истории сценического искусства. Они явились замечательными продолжателями славных традиций Малого театра, его искусства глубокой жизненной правды, хранителями заветов Щепкина, Мочалова, Прова Садовского.

Александрийский театр в Петербурге в первые десятилетия второй половины XIX в. переживает наиболее трудный период своей истории. Большое влияние на судьбу театра всегда оказывала его близость к царскому двору. Дирекция императорских театров с нескрываемым пренебрежением относилась к русской драматической труппе. Явное предпочтение отдавали иностранным актерам и балету. Искусство актеров Александрийского театра развивается в основном в направлении совершенствования внешних приемов выражения. Величайшим мастером перевоплощения, виртуозно владевшим техникой актерского искусства, был Василий Васильевич Самойлов

(1813 — 1887), создававший жизненно достоверные, сценически эффектные образы.

Творчество талантливейшего актера-гуманиста Александра Евстафьевича Мартынова

Политическая реакция 80 — 90-х годов особенно остро сказалась на судьбе Александрийского театра. Засилье бюрократов в руководстве театра пагубно влияло на его репертуар, делало театр далеким от прогрессивного общественного движения. И все же в эти годы Александрийский театр был значительным явлением в художественной жизни России. Своей славой он обязан замечательным актерам, пришедшим в труппу театра в 70 — 80-х годах. Мария Гавриловна Савина

(1854 — 1915) — великолепная актриса, обладавшая тонкостью, изысканностью мастерства, умением предельно сжато дать исчерпывающую характеристику образа.

Периоды и характеристика творчества Островского А.Н.

Александр Николаевич Островский (1823—1886) является одним из величайших драматургов второй половины XIX в. Его перу принадлежит 54 пьесы, каждая из которых отразила многогранность его таланта. Творческий путь Островского можно охарактеризовать следующим образом:

✓ первый период (1847—1860), имеющий следующие характеристики:

• использование гоголевских традиций;

• овладение передовой эстетикой своего времени;

✓ второй период (1860-1875), имеющий следующие характеристики:

• обращение к традициям исторической драматургии А. С. Пушкина, повышенный интерес к прошлому страны;

• убежденность в важности литературного освещения истории, так как это помогает лучше осмыслить настоящее;

• раскрытие духовного величия русского народа, его патриотизма, подвижничества;

• использование новых образов и мотивов, которые отражали и новые общественные отношения в стране, и суть мировоззрения самого автора;

• разработка жанра хроники и стихотворной трагедии;

✓ третий период (конец 70-х — начало 80-х гг. XIX века), имеющий следующие характеристики:

• продолжение разработки намеченных на предыдущих этапах тем и мотивов: сатиры на русскую буржуазную действительность, темы маленького человека;

• углубление психологизма в исследовании и раскрытии характеров и в анализе среды, окружающей героев пьес Островского;

, учитель русского языка и литературы,

школа-гимназия №32, город Астана.

Цель: ознакомление с жизнью и творчеством ; особенностями драматургии Островского.

в) воспитывать интерес к драматургическому искусству, творчеству Островского; любовь к театру.

Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, иллюстрационно-объяснительный, частично-поисковый, проблемный.

Оборудование: портрет , словарь литературоведческих терминов, эпиграф, тексты произведений.

3. Опрос д/з по хронологии жизни и творчества на знание отдельных фактов биографии (2 ученика работают у доски, учитель называет по пять основных дат из биографии драматурга, которые учащиеся записывают и комментируют).

4. Личность Островского в воспоминаниях современников.

— Каким предстает Островский из воспоминаний современников? (учащиеся делают выводы и обобщения, пользуясь отзывами).

— Итак, о чем это произведение?

Островский – мастер речевой характеристики. Он наделяет своих героев речью, которая ясно раскрывает их психологию, взгляды на жизнь, идеалы.

— Послушаем беседу дочери богатого купца Большова (Липочки) со свахой Устиньей Наумовной.

7. Инсценирование эпизода из пьесы.

Всего несколько реплик и перед нами вырисовываются характеры действующих лиц.

— Какими предстают герои? ( учащиеся делают выводы о том, как речь героев раскрывает духовный мир и жизненные идеалы героинь)

8. Работа с текстом произведений.

9. Толкование значения названий пьес. Своеобразие драматургии Островского.

— Как эти названия характеризуют стиль драматургии Островского?

— Какими они предстают?

( 4-е действие, 11-е явление)

Лариса умирает дважды: когда перестает верить в любовь после предательства Паратова и во второй раз – от выстрела Карандышева. Но эта смерть неожиданно светла и героична.

12. Творческая работа.

Задание: написать эссе по прочитанным произведениям Островского на тему:

— Какие актуальные и современные проблемы вы видите в пьесах Островского.

13. Вывод: Что изучили на уроке? Какие мысли и чувства возникли в ходе работы по творчеству драматурга?

Своеобразие творчества Островского А.Н.

Своеобразие и важность творчества Островского заключаются в следующем:

✓ новаторство в тематике, жанрах, литературном стиле и образах пьес;

✓ историчность: события и сюжеты его пьес охватывают огромный исторический период развития России от Ивана Грозного до второй половины XIX в.;

✓ бытовая наполненность, погруженность сюжета в семейные, частные отношения, так как именно в них проявляются все пороки общества, и через раскрытие сути этих семейных отношений автор раскрывает и общие человеческие пороки;

✓ органическая связь драматизма и эпического начала;

✓ индивидуализированность, сочность и яркость языка героев и самих пьес.

Творчество Островского и разрабатываемые им драматические традиции оказали сильнейшее влияние на последующие поколения драматургов и литераторов XIX и XX вв., и в частности на таких авторов, как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, А И. Южин-Сумбатов, В.И. Немирович-Данченко, Е.П. Карпов, А.М. Горький, А.С. Неверов, Б.С. Ромашов, Б.А. Лавренев, Н.Ф. Погодин, Л.М. Леонов и др.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ ТУЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное профессиональное образовательное учреждение Тульской области

студентки II курса

Руководитель проекта: Чекалова Т.М.- преподаватель русского языка и литературы

Целью моей работы является привлечение внимания молодых людей к творчеству великого писателя, нравственно-идеологическим принципам, положенным в основе его произведений и пробуждение желания читать его книги.

Исходя из этой цели, были поставлены следующие задачи:

 изучить биографию А. Н. Островского;

 Познакомиться с произведениями писателя;

 Исходя из предыдущих пунктов, сопоставить реальные события из жизни писателя с событиями в его произведениях и людей, ставших прототипами героев ;

 выяснить, роль театра в жизни А. Н. Островского.

II. Теоретическая часть.

2.2 Жизнь и творчество писателя…………………………………………….. 4

2.3 Последние годы жизни……………………………………………………. 9

Русский театр ждал драматурга, который продолжил бы лучшие традиции реалистической драматургии Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и внёс бы новый богатый вклад в дело создания русской национальной драматургии. Такой замечательный драматург и появился у нас в середине ХХ века в лице Александра Николаевича Островского. (2 слайд)

Александр Николаевич Островский родился в Москве 12 апреля 1823 года в семье чиновника-разночинца. (3 слайд)

Первым учителем мальчика был семинарист, подготовивший его к поступлению в губернскую гимназию (единственную тогда в Москве). Гимназист Островский страстно увлекался театром и, посещая спектакли Московского Малого театра, где выступали замечательные актёры Щепкин и Мочалов, весь находился под обаянием их могучих артистических талантов.

Окончив гимназию, Островский по совету отца поступил в 1840 году на юридический факультет Московского университета. Но не юридические науки были его призванием. В 1843 году он оставил университет, не окончив курса обучения, и решил полностью отдаться литературной деятельности.

Правдиво, до мельчайших деталей, с превосходным знанием всей обстановки очерчена в пьесе жизнь представителей старомосковского купечества.

Всего Островским было создано сорок семь оригинальных комедий, драм, драматических хроник, не считая пьес, написанных в сотрудничестве с другими драматургами, а также переводов произведений западноевропейских писателей (Шекспира, Сервантеса, Гольдони). Именно с Островского начинается русский театр в его современном понимании. Писатель создал театральную школу и целостную концепцию игры в театре. (4 слайд)

Сущность театра Островского заключается в отсутствии экстремальных ситуаций и противодействия актерскому нутру. В пьесах Александра Николаевича изображаются обычные ситуации с обычными людьми, драмы которых уходят в быт и человеческую психологию. (5 и 6 слайд)

Вот почему реалистическое творчество Островского возродило русскую сцену. Всю жизнь он работал только для неё, все его пьесы входили в репертуар театров, очень многие из них пользовались шумным успехом у публики.

Однако славянофильские настроения Островского не были глубокими и продолжительными. События 50-х годов (Крымская война, крушение старого, крепостного порядка) должны были рассеять славянофильские иллюзии о патриархальной жизни.

Оживление и подъём общественной мысли на этом переломном этапе русской жизни нашли своё выражение в обилии обличительной литературы. Естественно, что общественная борьба должна была найти своё отражение и в художественной литературе.

Однако ни трудолюбие, ни возраставшая популярность не принесли Островскому материальной обеспеченности. Особенно тяжело было его положение в середине 60-х годов.

В 1881 году Островский составил докладную записку правительству о создании русского национального театра, настойчиво проводя в ней мысль о необходимости разрешения в России частных театров.

В январе 1886 года Островский был назначен заведующим репертуарной частью московских театров и начальником театрального училища. Мечты драматурга о возможности реорганизации театрального дела в России, наконец, стали сбываться.

Островскому не удалось провести в жизнь своих широких планов. Здоровье его к этому времени было уже подорвано. В 1886 году он, тяжело заболев, уезжает в сельцо Щелыково Костромской губернии. И 14 июня 1886 года его не стало.

2. Журавлева А. И., Некрасов В. Н. Театр Островского-М., 1986.

3. Журавлева А. И., Макеев М. С. Александр Николаевич Островский-М., 1997.

5. Лотман Л.М. Островский и литературное движение 1850-1860-х годов// А. Н. Островского и литературное движение 19-20 веков-Л., 1974.

6. Лотман Л. А. Н. Островский и русская литература его времени. М.-Л.,1961.

7. Холодов Е. Драматург на все времена. Островский и его время. Островский и наше время. М., 1975.

Читайте также: