Художественное творчество в россии в 1990 е гг кратко

Обновлено: 04.05.2024

В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Картины социальной проблематики, воспевавшие трудовой энтузиазм рабочих, колхозников, представителей интеллигенции, присущие советской эпохе, уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возрождена утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.

Портретное искусство было представлено творчеством как известных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых талантливых художников (Никас Сафронов и др.).

Героями произведений искусства стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Получило развитие монументальное искусство. Наиболее ярким его представитель - президент Российской академии художеств 3. Церетели (автор памятника Петру I, Мемориальный комплекс на Поклонной Горе в Москве и др.).

Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы основаны частные художественные галереи (галерея М. Гельмана и др.)

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.

Серия художественных выставок ведущих музеев России была организована в США, крупнейших европейских странах.

Второе рождение переживает русское иконописное искусство. Росписи восстановленных в 90-е гг. храмов выполнены лучшими мастерами страны.

Сложные, многоплановые процессы происходили в российском искусстве, в сфере художественного творчества. К числу их наиболее зримых черт 1990-х годов можно отнести коммерциализацию, отсутствие идеологических ограничений, огромное влияние западной массовой культуры.

В литературе продолжалось развитие отечественных реалистических традиций. В этом направлении продолжили свое творчество В. Астафьев, В. Распутин, М. Алексеев, В. Белов, Ю. Бондарев и др. Появилось немало новых интересных писа- телей-реалистов, которые в своих произведениях стремились осмыслить традиционное православное духовное наследие и христианские нравственные идеалы — В. Николаев, А. Сегень, Костров, М. Попов, А. Семенов. В то же время большую популярность приобрели писатели, работающие в постмодернистской манере. В числе наиболее читаемых — В. Войнович, А. Битов, Т. Толстая, Д. Пригов, В. Пелевин, В. Пьецух, Е. Попов, Л. Петрушевская. Для приверженцев этого направления характерен отказ от социальности и морализма.


Получило дальнейшее развитие музыкальное искусство. С одной стороны, ценители классики имели возможность посещать концерты выдающихся дирижеров и исполнителей симфонических произведений, оперных и балетных спектаклей. С другой стороны, 1990-е годы стали временем бурного развития новой молодежной музыкальной культуры, отличающейся большим стилевым разнообразием и охватом самой широкой аудитории.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Изобразительное искусствоВ России 1990-ых

Описание презентации по отдельным слайдам:

Изобразительное искусствоВ России 1990-ых

Изобразительное искусство
В России 1990-ых

Изобразительное искусство в начале 90-хВ российской живописи 90-х гг. развива.

Изобразительное искусство в начале 90-х
В российской живописи 90-х гг. развивались самые различные направления. Картины социальной проблематики, воспевавшие трудовой энтузиазм рабочих, колхозников, представителей интеллигенции, присущие советской эпохе, уступили место как абстракционистским, так и реалистическим живописным полотнам, пейзажам и натюрмортам. Возрождена утраченная в годы революции практика заказной живописи, когда жанровые картины создавались по заказу богатых клиентов и государства.
Именно в 1990-х годах сформировался феномен интернационального арт-мира, чему способствовало широкое распространение биеннале, появление новых художественных центров и возросшая мобильность художников и кураторов. В ответ на расширение социально-политического контекста искусства художники стали искать новые связи между событиями, акциями и идеологиями, равно как и новые способы размежевания и противостояния между ними.

Портретное искусство представлено творчеством как известных мастеров (А. Шило.

Портретное искусство представлено творчеством как известных мастеров (А. Шилов и др.), так и молодых талантливых художников (Никас Сафронов и др.).
Картины А. Шилова
Портреты и картины тех времён в целом
Портреты от Никаса Сафронова

Героями произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивав.

Героями произведений стали исторические персонажи, прежде критически оценивавшиеся в исторической литературе (серия картин и памятников, посвященных Николаю II и царской семье, П. А. Столыпину, генералам белой армии).

Царская семья
М.К. Дитерихс
П. А. Столыпин

Реорганизация традиционных живописных жанров идет в России последнего десятил.

Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, п.

Открылись художественные галереи, основой которых стали коллекции живописи, переданные крупнейшими мастерами в дар Москве и другим городам страны. Впервые за многие годы появились частные художественные галереи (галерея М. Гельмана и др.).

Возрождены традиции российского меценатства. На Родину вернулись художественные ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны, в том числе фрагменты Янтарной комнаты из Екатерининского дворца в Царском Селе под Петербургом.
Художественные галереи и возращение утерянного


Правление Сталина охватывает огромный период: приблизительно с 1926 года по 1953.За это время произошли важнейшие политические события: прошли репрессии тридцатых, отгремела Великая Отечественная война. На фоне таких глобальных перемен духовная сфера для современного читателя может показаться не такой значительной. Однако без знаний о живописи, литературе, кинематографе той поры невозможно до конца понять, как жили люди в сталинские времена. Ведь они не только героически сражались и трудились в тылу, но и пели песни, ходили в кино. В этой статье будет произведён краткий анализ основных составляющих духовной жизни в сталинские времена.

Ответ или решение1

90-е гг. ознаменовались для России рядом перемен, включая живопись. В числе основных тенденций российской живописи рассматриваемого периода можно выделить направления, представленные: исчезновением цензуры, что сопровождалось одновременным появлением ряда стилей и направлений; повторным расцветом практики живописи на заказ, особое место при этом отводилось портретам; дальнейшее развитие монументального искусства; возрождение меценатства; появление галереи, состоящей, главным образом, из частных коллекций, подаренных городам либо музеям.

Как написать хороший ответ?Как написать хороший ответ?

  • Копировать с других сайтов запрещено. Стикеры и подарки за такие ответы не начисляются. Используй свои знания. 🙂
  • Публикуются только развернутые объяснения. Ответ не может быть меньше 110 символов!

В поисках новых духовных и нравственных идеалов

С середины 80-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходящие в своей стране и в мире. На фоне распада миро­вой системы социализма, а затем и СССР коммунистическая идея перестала быть популярной. Люди попытались осознать свое место в мире при помощи иных идейных, религиозных и философских концепций.

Либеральные идеи воспринимались значительной частью общества как чуждые. Постепенно возвращался интерес к национальной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям. На этой основе особо популярными для части населения становились идеи национализма. Правда, общественное сознание не вернулось на путь поддержки даже обновленной коммунистической идеологии. Оно оказалось готово воспринять скорее национально-либеральную идеологическую концепцию.

Одной из главных особенностей духовной жизни общества в 90-е гг. стал реальный идейный плюрализм: законодательно были сняты все запреты и ограничения на любые идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию, социальной и национальной вражде).

Литература

Влияние религии и церкви на общественное сознание

Кризис общественных идеалов и сложившейся системы ценностей всегда сопровождался обращением людей к вере. Также и кризис коммунистической идеологии на рубеже 80—90-х гг. вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. К середине 90-х гг., по данным социологических опросов, до 34% взрослого населения страны считало себя верующими, а еще 35% колебалось между верой и неверием.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог, дацанов. В Москве все­го за 5 лет был восстановлен храм Христа Спасителя, построенный в XIX в. на деньги миллионов простых людей в память о великой победе в Отечественной войне 1812 г. Теперь он стал символом духовного возрождения России. Большим спросом стала пользоваться религиозная литература, издающаяся большими тиражами.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. В Прибалтике власти потребовали передачи приходов и имущества РПЦ под управление Константинопольского патриархата. На Украине небольшая группа церковного руководства объявила об автокефалии (независимости) Украинской православной церкви. Это вызвало раскол православия на Украине, которое к тому же испытывает агрессивный напор со стороны униатской церкви. При поддержке властей униаты силой захватили практически все православные церкви в западных областях Украины.

Возобновились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман в Мекку.

Однако демократизация политической и духовной жизни, с одной стороны, и религиозная неграмотность вчерашних атеистов — с другой, привели к экспансии в Россию самых разных религиозных сект и течений, в том числе радикальных. Традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Кинематограф

Литература и искусство

На развитие отечественной культуры в 90-е гг. оказали значительное влияние три основных внешних фактора: снятие ограничений на свободу творчества; резкое сокращение государственных ассигнований на развитие учреждений культуры; серьезное снижение общекультурного уровня населения.

Новые явления имели место и в российской литературе. Творческим кризисом было отмечено мастерство тех литераторов, которые в прошлые годы выступали апологетами советской системы.

Основной чертой новых литературных произведений стали ирония над советским прошлым и поиск необычных форм самовыражения авторов.

Переход к рыночным отношениям поставил представителей творческой интеллигенции в необычные для них условия: с одной стороны, государство впервые сняло все запреты на творчество, но с другой — оно практически прекратило прежнее финансирование творческой деятель­ности.

Таким образом, развитие отечественной науки и культуры в 90-е гг. носило такой же противоречивый характер, как и в других сферах жизни: с одной стороны, творческая интеллигенция получила полную свободу самовыражения, но с другой — лишенная финансовой поддержки государства в условиях рынка и резкого падения стремления большей части населения к приобщению к культурным ценностям была не в состоянии реализовать свой потенциал в полной мере.

Образование

Война уничтожила 84 тысячи советских школ и сотни вузов. Восстановление и развитие народного образования стало принципиальной задачей. С 1949 года было введено повсеместно 7-летнее бесплатное обучение. С 1950 по 1955 появилось около 50 новых высших учебных заведений. Ряды студентов пополнили демобилизованные фронтовики, многие из которых стремились получать гуманитарной образование. Интеллигенция после войны, ожидавшая движение в сторону либерализации, была разочарована только усилившимся тоталитарным контролем.

Кол-во блоков: 9 | Общее кол-во символов: 14204
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:


В уроке рассказывается об особенностях развития театрального искусства, живописи и скульптуры в 1990-е годы. Описывается процесс становления российских средств массовой информации. В уроке говорится о спортивных достижениях россиян. Отдельное внимание уделяется религиозной политике.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Духовная жизнь страны в 1990-е годы. Театр. Изобразительное искусство. СМИ. Спорт. Религия"

В ходе урока вы узнаете о театре, изобразительном искусстве, средствах массовой информации, спортивной и религиозной жизни.

В 1990-е годы менялась театральная жизнь. В советское время для театральных постановок были характерны утверждение репертуара и иносказания.

В конце 20 века на первый план вышли режиссёрские решения и способы яркого воплощения образов. Между режиссёрами шла борьба за любовь зрителей. Ведь театры оказались на самообеспечении и был важен каждый зритель в зале.

Распространение получили коммерческие и сезонные спектакли, в которых участвовали популярные актёры.

Для российской живописи было характерно наличие большого количества направлений. Картины советской эпохи, которые имели социальную проблематику и воспевали трудовой энтузиазм, были уже не актуальны. Им на смену пришли абстракционизм и реализм, пейзажи и натюрморты.

В 1990-е годы возродилась заказная живопись. Государство или состоятельные люди делали заказ на написание жанровых картин.

Популярным был советский портретист Александр Шилов. Появился и молодой художник Никас Сафронов. Он писал портреты многих политических и общественных деятелей, артистов шоу-бизнеса, без их согласия, после чего дарил их прототипам. Таким образом его картины оказывались в домах известных людей.

Часто героями произведений живописи становились те, к кому советская власть относилась критически. Появился ряд новых изображений Николая II и Петра Столыпина.

Развивалось монументальное искусство. Одним из самых ярких его представителей стал Зураб Церетели. Множество споров вызвал его памятник Петру I, установленный в 1997 году на Москве-реке. Это один из самых высоких памятников в России, его высота составляет 98 метров.

По всей России стали открываться художественные галереи, как государственные, так и частные. Возродились традиции меценатства. Состоятельные люди скупали произведения искусства по всему миру и предоставляли их музеям и галереям.

В Россию были возвращены ценности, утраченные в годы революции и Великой Отечественной войны. Так, например, России были переданы флорентийская мозаика и комод из Янтарной комнаты Екатерининского дворца.

Особо стоит выделить русское иконописное искусство. Новое государство возвращалось к религии. Ещё в 1990 году при Московской Духовной Академии была открыта иконописная школа. Лучшие мастера расписывали храмы.

Серьёзные перемены произошли со средствами массовой информации. Их деятельность больше не контролировалась партией. Одной из примечательных черт печатных СМИ 1990-х годов стало обилие цветных молодёжных журналов. В них можно было найти ответы на многие вопросы, волнующие молодых людей.

Формировалось отечественное телевидение, которое предоставляло зрителям правдивую информацию.

В 1990 году была создана Всероссийская государственная телерадиокомпания.

В 1995 году создано Общественное российское телевидение. Его первый генеральный директор Владислав Листьев, запретил рекламу на телеканале. Этот канал транслировал в перерывах между передачами только социальные ролики.

Проблемы, возникшие в государстве, отразились и на развитии спорта. Из-за экономического кризиса сократилось количество спортивных сооружений. Стала исчезать возможность для массового занятия спортом.

Естественно такое положение дел отразилось на достижениях российских спортсменов, уменьшилось количество олимпийских медалей. Однако, несмотря на все сложности, российские спортсмены добивались успеха.

Борец Александр Карелин становился олимпийским чемпионом в 1992 и 1996 годах, из года в год побеждал на чемпионатах мира и Европы.

С 1990 по 1998 годы лыжница Лариса Лазутина пять раз побеждала на олимпийских играх.

Четырёхкратным олимпийским чемпионом стал пловец Александр Попов.

Мировую известность получили российские теннисисты – Марат Сафин, Евгений Кафельников и Анна Курникова. В 1996 году Кафельников стал первым россиянином, который выиграл турнир Большого шлема. А в 1999 году он стал первой ракеткой мира. Курникова стала самой юной участницей Олимпиады. На момент её первого появления на олимпийских играх в Атланте Анне было всего 15 лет.

Настоящим любимцем молодого поколения россиян стал хоккеист Павел Буре.

В фигурном катании спортсмены из России продолжали оставаться фаворитами всех соревнований. В 1998 году восемнадцатилетний Алексей Ягудин стал чемпионом мира. В конце 1990-х дебютировал Евгений Плющенко.

В 1990-е годы начался всплеск религиозных настроений. После долгого периода атеизма, люди снова возвращались к вере. Уже к середине 1990-х годов почти 34 % населения России считали себя верующими.

Возрождались традиционные для России религии: православие, ислам, буддизм, иудаизм. Массово строились культовые сооружения.

Всего за пять лет был восстановлен храм Христа Спасителя в Москве. Он стал своеобразным символом духовного возрождения государства.

В России наблюдался спрос на религиозную литературу, совершались массовые паломничества к святыням.

Важным процессом был рост религиозного самосознания людей. Большая часть населения России исповедовала православие. Резко выросло количество тех, кто регулярно посещал богослужения и принимал участие в таинствах.

При храмах работали библиотеки и воскресные школы. Церковные организации вернулись к обустройству приютов; помощи в реабилитации людей, имевших различные зависимости; уходу за престарелыми.

Открывались православные молодёжные центры.

Развивалась сфера религиозного образования.

Неотъемлемой частью жизни россиян стали религиозные праздники. Важным событием стало прославление новомучеников и исповедников, пострадавших в годы советской власти. В 2000-м году была канонизирована царская семья.

Особенно был заметен рост национального самосознания среди людей молодого и среднего возраста. Например, средний возраст российских мусульман, посещавших мечети, составлял 45 лет. В основном это были жители Северного Кавказа, Татарстана и Башкортостана.

В 2004 году отмечали столетие самой крупной в России соборной мечети в Москве.

В Конституции была закреплена свобода совести. Это гарантировало гражданам России право свободно исповедовать любую религию или вовсе не исповедовать никакую. Однако люди в большинстве своём не отличались религиозной грамотностью. В Россию стали проникать различные секты, которые использовали запрещённые моральные приёмы воздействия.

В 1990-е годы нормализовались отношения между государством и религиозными организациями.

Давайте подведём итоги.

В конце XX века в театральном искусстве на первый план вышли режиссёрские решения и способы яркого воплощения образов.

В 1990-е годы возродилась заказная живопись.

Одним ярких представителей монументального искусства был Зураб Церетели.

Средства массовой информации вышли из-под контроля партии.

В 1990-е годы в России стали массово пользоваться интернетом.

Из-за экономического кризиса в 1990-е годы сократилось количество спортивных сооружений.

Читайте также: