Прокофьев оперное творчество кратко

Обновлено: 17.05.2024

2. Балеты

3. Музыка к театральным постановкам

4. Музыка к кинофильмам

II. Вокальная и вокально-симфоническая музыка

1. Оратории и кантаты, хоры, сюиты

2. Для голоса с фортепиано

III. Для симфонического оркестра

1. Симфонии и симфониетты

Симфониетта A-dur, op. 5, в 5 частях. 1914 (1909) Классическая (Первая) симфония D-dur, op. 25, в 4 частях. 1916-17 Вторая симфония d-moll, op. 40, в 2 частях. 1924 Третья симфония c-moll, op. 44, в 4 частях. 1928 Симфониетта A-dur, op. 48, в 5 частях (третья редакция). 1929 Четвертая симфония C-dur, op 47, в 4 частях. 1930 Пятая симфония B-dur, op. 100. в 4 частях. 1944 Шестая симфония es-moll, op. 111. в 3 частях. 1945-47 Четвертая симфония C-dur, op. 112, в 4 частях. Вторая редакция. 1947 Седьмая симфония cis-moll, op. 131, в 4 частях. 1951-52

2. Другие произведения для симфонического оркестра

Увертюра на еврейские темы, транскрипция автора для симфонического оркестра, ор. 34. 1934

IV. Концерты с оркестром

Первый концерт для ф-п. с оркестром Des-dur, op. 10, одночастный. 1911-12 Второй концерт для ф-п. с оркестром g-moll, op. 16, в 4 частях. 1923 (1913) Первый концерт для скрипки с оркестром D-dur, op. 19, в 3 частях. 1916-17 Третий концерт для ф-п. с оркестром C-dur, op. 26, в 3 частях. 1917-21 Четвертый концерт для ф-п. с оркестром для левой руки B-dur, op. 53, в 4 частях. 1931 Пятый концерт для ф-п. с оркестром G-dur, op. 55, в 5 частях. 1932 Концерт для виолончели с оркестром e-moll, op. 58, в 3 частях. 1933-38 Второй концерт для скрипки с оркестром g-moll. op. 63, в 3 частях. 1935 Симфония-концерт для виолончели с оркестром e-moll. ор. 125, в 3 частях. 1950-52 Концертино для виолончели с оркестром g-moll, op. 132. в 3 частях. Закончено после смерти С. Прокофьева М. Ростроповичем. 1952 Концерт для 2 ф-п. и струнного оркестра, ор. 133, в 3 частях. Не закончено. 1952

V. Для духового оркестра

VI. Для инструментальных ансамблей

VII. Для фортепиано

1. Сонаты, сонатины

Первая соната для ф-п. f-moll, op. 1, в одной части. 1909 (1907) Вторая соната для ф-п. d-moll, op. 14, в 4 частях. 1912 Третья соната для ф-п. a-moll, op. 28, в одной части (из старых тетрадей). 1917 (1907) Четвертая соната для ф-п. c-moll, op. 29, в 3 частях (из старых тетрадей). 1917 (1908) Пятая соната для ф-п. C-dur, op. 38, в 3 частях. 1923 Две сонатины [1] для ф-п. e-moll, op. 54, в 3 частях, и G-dur в 3 частях. 1931-32 Шестая соната для ф-п. A-dur, op. 82, в 4 частях. 1939-40 Седьмая соната для ф-п. B-dur, op. 83, в 3 частях. 1939-42 Восьмая соната для ф-п. B-dur, op. 84, в 3 частях. 1939-44 Девятая соната для ф-п. C-dur, op. 103, в 4 частях. 1947 Пятая соната для ф-п. C-dur, op. 135, в 3 частях: (новая редакция). 1952-53 Десятая соната для ф-п. e-moll, op. 137. Эскиз экспозиции (44 такта). 1953

2. Другие произведения для фортепиано

VIII. Для скрипки

Пять мелодий для скрипки и ф-п., ор. 35 bis. 1925 Соната для скрипки solo D-dur, op. 115, в 3 частях. 1947

IX. Для виолончели

Сергей Сергеевич Прокофьев (1891 – 1953), вошедший в историю русской музыки как великий композитор, новатор, мастер музыкального театра, создатель нового музыкального языка и ниспровергатель старых канонов, всегда оставался истинно русским художником.
М. Тараканов отмечает, что в этом – главное историческое значение Прокофьева, продолжившего в данном направлении дело Пушкина и Глинки; его

В то же время, продолжая идти в некотором смысле по пути А. Бородина и М. Мусоргского, он привносит в музыку натиск, динамику, энергию, наполненные глубокими идеями и светлым оптимизмом.

Музыкальный театр Прокофьева


Непрерывный творческий процесс работы композитора в данном русле обусловлен развитием музыкально-сценической драматургии в связи с тремя основными линиями (выделяет Л. Данько):

Оперы С.С.Прокофьева

Тематика оперных сюжетов охватывает образцы русской и европейской классической литературы; временной диапазон от эпохи Средневековья вплоть до периода Советского Союза. Помимо завершенных, немало оперных замыслов осталось нереализованными; некоторые приводит в пример Н. Лобачевская:

Среди завершенных опер:

В целом для оперного творчества Прокофьева характерно господство игровой стихии, тенденция к усилению роли оркестровых эпизодов, стремление воплотить современные идеалы и отразить особенности воссоздаваемой в конкретном сюжете исторической эпохи.

Балеты Прокофьева

Характерная для русского балета ХХ в. тенденция к симфонизации возводит балетный жанр не только в ранг одного из ведущих, но и делает его серьезным конкурентом оперы. Во многом она (тенденция) связана с именем С. Дягилева, по заказу которого были созданы практически все ранние балеты Прокофьева.

Инструментальное творчество Прокофьева

Симфонии

Фортепианное творчество Прокофьева

композиторов-кучкистов, с другой – к представителям западной музыкальной культуры. Так, бодрый тон творчества, стройность музыки, приемы гармонического развития (органные пункты, параллелизмы и т.д.), ритмическая четкость, лаконичность в изложении музыкальной мысли роднят его с Григом; изобретательность в области гармонии – с Регером; изящество тарантелльных ритмов – с Сен-Сансом (отмечает Л. Гаккель).

Кантатно-ораториальное творчество

Прокофьевым создано 6 кантат:

  1. эпика – в выдвижении на первый план народа как главного действующего лица, обобщенной трактовке образа Александра Невского, характеризуемого посредством песни о нем;
  2. монтажный принцип ярко проявляется в сцене ледового побоища посредством подключения нового музыкального материала, обусловленного динамикой зрительного ряда. В то же время он действует на уровне форм – в последовательности самостоятельных разделов, при этом иногда формируются внутренние структуры, иногда – развитие не подчиняется логике ни одной из типовых форм.

Общая динамика эволюции стиля С. Прокофьева отмечена постепенно усиливающимся тяготением к мелодизации в сравнении с моторикой и скерцозностью, имеющими ведущее значение в ранний период творчества, что, впрочем, не всегда было связано с эволюцией творчества композитора, а определялось тем, в какой стране и когда он живет.

Наряду с иными новаторами (К. Дебюсси, Б. Бартоком, А. Скрябиным), он в своем творчестве определил новые пути развития музыки ХХ века.

То, что описываемые события развертывались в родных для композитора местах, на Украине, особенно увлекало Прокофьева. Ещё ни в одном произведении не приходилось ему реализовать впечатления детства – память хранила их в колоритных фигурах односельчан, своеобразии деревенского быта, народных напевов. Первой сценой, к которой обратился композитор, приступая к работе над оперой, была встреча Семена с односельчанами. И хлопотливый подросток Фроська, сестра героя, и любопытные, палящие скороговоркой бабы, и степенные, рассудительные мужики, - все эти персонажи пришли прямо из жизни, оставляя неизгладимое впечатление достоверностью поведения и речи, запечатленных в музыке. Но не только жанровая сторона произведения увлекла композитора.

Первое прослушивание оперы состоялось в Москве, в декабре 1942 года. В ходе обсуждения выяснилась необходимость усилить и укрупнить хоровые эпизоды, сделать более масштабным и торжественным финал-апофеоз. Недостаточно рельефной оказалась и роль Кутузова – выдающегося полководца, олицетворяющего волю народных масс. Прокофьев стразу же принялся за работу.

Многие лирические темы оперы являются общими для Наташи и Андрея, характеризуя объединяющее их чувство.

Тематика опер Прокофьева охватывает огромный временной и пространственный диапазон: она включает русскую и европейскую литературную классику, сюжеты, связанные с эпохами Средневековья и Возрождения, XVII и XVIII столетий, с русской историей и советской действительностью.

Сергей Прокофьев

Сергей Прокофьев

Краткую биографию Сергея Прокофьева и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Прокофьева

место рождения Сергея Прокофьева

Прокофьев становится студентом столичной консерватории в 1904 году. Через пять лет он выпускается с композиторского отделения, а еще через пять - с фортепианного, став лучшим выпускником. Концертировать начинает в 1908. Дебют был исключительно благосклонно оценен критиками, отмечались и исполнительский талант, и композиторская оригинальность. С 1911 года издаются ноты его произведений. Поворотным событием в судьбе молодого Прокофьева стало знакомство с С.П. Дягилевым в 1914 году. Благодаря союзу антрепренера и композитора появились на свет четыре балета. В 1915 году Дягилев организовал первое зарубежное выступление Прокофьева с программой, состоящей из его сочинений.

семья Сергея Прокофьева
Сергей Прокофьев

Автограф Сергея Прокофьева

Прокофьев - композитор

опера Прокофьева

Сергей Прокофьев
Сергей Прокофьев биография

Сергей Прокофьев краткая биография
Прокофьев биография

Интересные факты:

Прокофьев интересные факты

подпись Сергея Прокофьева

Сергей Прокофьев и кино


музыка Прокофьева в кино

Сергей Прокофьев в жизни выдающихся музыкантов

Сергей Прокофьев и Мстислав Ростропович

Галина Уланова в балете Прокофьева

Как это часто бывает с гениями, интерес к музыке Сергея Прокофьева возрастает тем больше, чем больше времени проходит со дня ее написания. Опередив не только свое поколение слушателей, она и в XXI веке диссонансов – не застывшая классика, а живой источник энергии и силы подлинного творчества.

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Сергее Прокофьеве

Сергей Прокофьев - портрет

Сергей Сергеевич Прокофьев – один из величайших композиторов XX века. Первую оперу он написал в 9 лет, а его симфоническая сказка для детей “Петя и волк”, балет “Ромео и Джульетта” и меланхоличная симфония № 7 вошли в сокровищницу мировых шедевров.

Где и когда родился Сергей Прокофьев

Он родился 23 апреля 1891 года в селе Солнцевка Екатеринославской губернии (сейчас Покровский район Донецкой области). Его родители попали в это затерянное в украинской степи село, как говорится, волей случая. Сергей Алексеевич, отец композитора, был дипломированным агрономом и получил должность управляющего имением от помещика Дмитрия Солнцева, с которым когда-то вместе учился. Супруги Прокофьевы приехали в Солнцевку в 1878 году, и с этого момента, история села неразрывно связана с фамилией Прокофьевым.

Фотография Сергея Прокофьева вместе с родителями

Фотография Сергея Прокофьева вместе с родителями

Детство

Прокофьев - вундеркинд, это без преувеличений. Начал писать музыку до того, как научился грамоте: в 5 лет сочинил свою первую пьесу, в 10 — имел кипу собственных произведений, а в 13 — поступил в консерваторию. Его первая опера "Великан" родилась тогда, как Сергею было 9.

Фотография Сергея Прокофьева в детстве за фортепиано

Прокофьев за фортепиано с оперой "Великан".

Эта опера разлинована гувернанткой, нотные листки для него писал денщик, оборачивали все это, изображали, золотыми виньетками обкладывали, банты вязали на тех его партитурах детских. Эта поддержка дала ему огромную уверенность в себе, возможно и слишком большую.

Заметив таланты сына, родители пригласили к нему выдающегося музыканта и педагога Рейнгольда Глиера, чье имя сейчас носит Киевская муниципальная академия музыки. Хотя тогда он еще был просто вчерашним студентом, окончил Московскую консерваторию с золотой медалью.

Учеба в консерватории

В 13 лет Сергей Прокофьев поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию. К тому времени в багаже у юного композитора из Украины было четыре оперы, симфония, две сонаты и несколько фортепианных пьес. В консерватории его наставниками стали известные музыканты – Римский-Корсаков, Витолс, Лядов, Черепнин. В 1909 году окончил консерваторию как композитор, в 1914 – как пианист, в 1917 – как органист. На выпускном экзамене блестяще исполнил свой Первый концерт, за что был удостоен премии имени Антона Рубинштейна.

Портрет

Портрет Сергея Сергеевича Прокофьева

Творчество Сергея Прокофьева

Портрет молодого Сергея Прокофьева

Портрет молодого Сергея Прокофьева

Прокофьев был очень острым в раннем своем творчестве. Он вспоминает в своей автобиографии, что писал что-то, чтобы поиздеваться над профессором. Он говорит так, а я сделал наоборот.

Кстати, всех, кто был лично знаком с Сергеем Прокофьевым, поражало разнообразие его интересов.

афиша балета золушка

Ромен Роллан сказал, что гений не состоит в том, что он нового изобретет, а в том как он умеет синтезировать вещи, которые вокруг него. Прокофьев очень хорошо синтезировал замечательную лирику, он синтезировал ощущение XX века механического движения. Вместе с тем, что интересно, - у Прокофьева наивная детская лирика где-то моцартовского плана. В то же время за каждым разом синтезируется это все и получается неповторимое уникальное произведение.

Сергей Прокофьев создал свой звуковой мир. Поэтому его музыка легко узнается, даже с ранних опусов.

В искусствоведении, среди исследователей, уже сформировалось мнение о том, что истинно великий оригинальный художник обязательно влияет на процесс развития искусства. Бесспорно, что без Сергея Прокофьева мир искусства был бы иным, а значит, его творчество повлияло на развитие мировой музыки.

Список некоторых произведений Сергея Прокофьева

Личная жизнь

В 1917 он двинется за границу искать славы, впоследствии эти поиски его вернут обратно, уже в Советский Союз.

балет каменный цветок

Балет Каменный Цветок

Дягилев наверняка оказал эту услугу ему. Он сказал: "Серж, вы мой второй сын". Первым называя Стравинского. Прокофьев, имея очень большое эго, не мог пережить того, что он не первый в ряду мировых композиторов в той волне сейчас и сегодня. Все-таки решил, что он в Советском Союзе ту пальму первенства получит.

Впрочем, есть и другая версия, почему Сергей Прокофьев возвращается из эмиграции. Мол, Сталин полюбил его музыку и композитор получил предложение жить и работать в Союзе. А Сталин, как известно, не принимал отказов. С 1933 года гастролями, а затем и окончательно, Прокофьев вместе с первой женой и сыном переезжает в СССР.

фотография прокофьева

Прокофьев с первой женой и сыновьями

Вернулся он в Советский Союз со своей женой, Линой Прокофьевой. Времена были не простые, конец 30-начало 40 лет, война. Случилось так, что в 1947 году Лину Прокофьеву отправили в ГУЛАГ. В 1948 году он женился на Мире Мендельсон. Говорят, что мира Мендельсон имела тесные связи с КГБ. Мира Мендельсон не покидала его, была постоянно с ними. Жена, ну практически как нянька.

2 жена Прокофьева - Мира Мендельсон

Он был бдителен. Он скрывал паспорта Нансена вплоть до 1948 года. Уже даже когда жена была арестована, то есть он сдал очень поздно эти паспорта, будучи уже второй раз женат. Еще надо пол века ждать,и возможно будут открыты определенные вещи. Не все произведения еще исполнены, не все произведения еще изданы. Он завещал, что его архивы могут быть открыты за сто лет после его смерти — только в 2053 году.

Болезнь и смерть

Такая травля подорвала здоровье композитора, страдавшего гипертонией. В последующие годы он много и тяжело болел, почти не выходя из квартиры или не покидая дачи. Но при этом, даже до смерти, он продолжал писать музыку.

Сергей Прокофьев скончался в 61 год. Композитор умер во время работы над произведением в день смерти Сталина — 5 марта. Следовательно, новость о его смерти появилась позже. Поговаривают, что даже в этом Прокофьеву не удалось быть первым, ведь все внимание было направлено на прощание с вождем.

Творческое наследие композитора – это 130 музыкальных произведений, среди которых 8 опер, 8 балетов, 7 симфоний, 9 концертов для оркестра, которые вошли в сокровищницу мировой музыки.

Читайте также: