Уровни сознания фрейд кратко

Обновлено: 17.05.2024

Во второй половине XIX века психология отделилась от философии и стала самостоятельной наукой. Основной темой исследования ученых-психологов стала психическая деятельность взрослого человека. Долгое время исследователи отдавали ведущую роль в психической жизни людей человеческому сознанию, однако, молодой венский врач выдвинул теорию, повернувшую взгляды и мнения ученых того времени в противоположную строну.

Этого молодого врача-австрийца звали Зигмунд Фрейд, и его теория зиждилась на утверждении, что психика человека строится на конфликте между сознательным и бессознательным, имеющим сексуальную и агрессивную природу.

Уровни сознания

В начале своей работы Зигмунд Фрейд применял топографическую модель личностной организации. Она представляла собой три уровня психической жизни личности:

Указанный уровень представляет собой совокупность ощущений и переживаний, которые испытывает человек в данный момент времени. Он содержит небольшой процент информации, который хранится в мозге человека. По мнению Фрейда только малая часть психической деятельности человека входят в область сознания;

Уровень предсознания или доступная память.

Данный уровень определяет весь полученный опыт, который в данный момент времени не осознается, но к нему можно обратиться, приложив небольшие усилия, либо он возвращается в сознание спонтанно. Фрейд охарактеризовал предсознание, как мост между сознательным и бессознательным;

Бессознательное является местом хранения инстинктов, а также эмоций и переживаний, которые были подавлены, так как представляли угрозу для сознательного. Это могли быть детские травмы, подавленные сексуальные мысли и желания, обиды на родителей. Согласно Фрейду, бессознательное оказывает большое влияние на повседневную жизнедеятельность человека.

Готовые работы на аналогичную тему

Структура личности

В начале 20-х годов Зигмунд Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель и предложил новую. Согласно новой модели личность состоит из трех структур.

Эго является исполнителем желаний ид, центром мыслительных процессов и решений проблем и задач.

Суперэго.

Суперэго является неотъемлемой частью личности, определяющей ее функционирование в обществе людей. По мнению Фрейда, суперэго не является врожденной структурой личности. Человек приобретает суперэго в детстве, когда контактирует с родителями, учителями и т.д. На первом этапе оно выражает только родительские представления о хорошем и плохом. Со временем этот круг расширяется до границ того, что общество считает приемлемым.

Фрейд разделял суперэго на совесть и эго-идеал. Совесть формируется посредством родительских наказаний. Она помогает ребенку приобрести чувство вины, понимать моральные запреты и критически относиться к себе. Эго-идеал создается на основе поощрений и одобрений родителей и при достижении цели вызывает чувство гордости и уважения к себе.

Роль инстинктов в поведении личности

В своей теории Зигмунд Фрейд отвел ведущую роль в поведении человека инстинктам. Он определил инстинкт, как психический образ телесных потребностей, который представлен в виде желаний. По мнению Фрейда, мотивация и активность человека выражается инстинктами, а большая часть психической энергии направлена на умственную деятельность, которая может снизить уровень возбуждения, вызванного желанием.

Также Фрейд придерживался мнения о существовании двух групп инстинктов:

Эрос или инстинкты жизни.

Танатос или инстинкты смерти.

Данные инстинкты проявляются в жестокости, убийствах, самоубийствах и агрессии. Согласно Фрейду, все люди стремятся к смерти. Хотя Фрейд не выделил отдельного определения энергии инстинктов смерти, он считал ее не менее важной, чем энергию инстинктов жизни.

В заключении следует отметить, что психодинамическая теория личности Фрейда оказала большое влияние на развитие психологии XX века. Его теория олицетворяла вызов обществу и господствующим в то время положениям о психике. Зигмунд Фрейд внес огромный вклад в изучение психологии и разработку практических методов психотерапии.

Психоанализ: двуликий сфинкс

Мнения о его теории настолько расходятся, что компромисс практически невозможно установить. Приверженцы воззрений Фрейда считают его выдающимся ученым. Его заслугу они видят в том, что он смог увидеть очевидные факты, по каким-то причинам остававшиеся непонятными для других психологов. Есть и другая категория ученых – те, что считают его не просто заблудившимся среди собственных измышлений, но и расценивают Фрейда как мошенника и лжеца. Какую сторону принять относительно открытого Фрейдом психоанализа – каждый волен решать для себя сам.

Концепция Дарвина не подвергается такой жесткой критике, как теория развития личности Фрейда. Ведь в пользу ее есть множество доказательств. В научном мире она давно считается общепризнанной, не считая некоторых фанатиков, которые пытаются протащить религиозные взгляды в сферу науки. Но аргументация психоанализа нередко сложна для понимания. Разум человека противится всем доказательствам, которые приводит в своих трудах Фрейд.

теория развития личности Фрейда

Фрейд и его детище

теория развития личности Фрейда

Детство и формирование личности самого Фрейда

Немного биографии

Фрейд родился 6 мая 1856 года в городе Фрайбург в Моравии. Родители будущего отца психоанализа были евреями. Мать, Амалия Натансон, была второй супругой Якова Фрейда, который торговал шерстью и тканями. В 1860 году семейство Фрейдов переезжает в один из бедных районов города Вены. Тогда этот город был похож на медаль, с одной стороны которой были вальсы, кафе и развлечения, а с другой – глубокая нищета.

Услышав унизительную историю от отца, Фрейд с той поры внутренне стал мечтать о мести. Он отождествлял себя со всемогущим семитом Ганнибалом, поклявшимся отомстить за Карфаген. С юных лет Фрейд умел сдерживать свой гнев, выносить собственные суждения и бесконечно уважать еврейский народ. Развитие личности самого Фрейда происходило на довольно благоприятной почве. Несмотря на двоякое отношение будущего отца психоанализа к родителям, они очень любили сына и питали относительно него немало честолюбивых надежд. С юных лет Фрейд посвящал время чтению трудов великих философов – Канта, Гегеля, Ницше. При этом он также интересовался изучением иностранных языков – даже латынь давалась ему легко.

теория развития личности Фрейда

Профессиональное становление великого психиатра

После окончания школы Фрейд долго раздумывал, какой же профессиональный путь выбрать дальше. Для представителей его национальности тогда выбор был невелик. Ни юриспруденция, ни промышленность, ни медицина не вызывали у него интереса. Фрейд остановил внимание на последней, хотя врачом так и не стал.

Теория развития личности Фрейда открыла также одну из основополагающих истин для научного сообщества. Она состоит в том, что психоз – это последствие тяжелых для человека воспоминаний, от которых он не имеет возможности освободиться. В это же время ученый выводит теорию о влиянии Эдипова комплекса на развитие личности. Это заявление вызвало немало скандалов, при этом самого Фрейда обвиняли в том, что он болен психозом.

теория развития личности Фрейда

Уровни сознания по Фрейду

теория развития личности Фрейда

сознание эго

Теория развития личности Фрейда в психоанализе

Фрейд считал, что стадии развития личности происходят согласно движению либидо (сексуальной энергии) в организме. С течением времени она перемещается между различными частями тела – рот, анус, гениталии. Фрейд был убежден, что эти этапы обязательны для каждого человека, независимо от его национальности и культурного происхождения. Он выделил следующие психосексуальные стадии развития:

Оральная стадия развития (0-18 месяцев)

Источник удовольствия на данном этапе расположен в области рта. Одну из своих жизненно важных потребностей – кормление – ребенок удовлетворяет при помощи сосания груди. Поэтому интерес для младенца представляет именно ротовая полость, а также все, что связано с ней – язык и губы. Здесь он ощущает удовольствие. Сосание и глотание, которое происходит при кормлении, представляют собой прообраз каждого полового акта в будущем. Фрейд считал, что остаточные проявления оральной стадии развития свойственны и взрослым. Такие поведенческие паттерны, как курение, употребление жвачки, поцелуи, переедание – все это теория развития личности Фрейда называет привязанностью либидо к области рта.

Объекты, которые впервые в жизни приносят младенцу удовольствие – это материнская грудь или соска (при искусственном вскармливании). Но со временем материнская грудь перестает быть для ребенка объектом любви. Он замещает ее частями собственного тела – поэтому младенцам свойственно сосание пальца или языка, чтобы уменьшить напряжение.
Когда кормление грудью прекращается, каждый ребенок испытывает стресс. Чем мощнее этот стресс для младенца, тем в большей степени либидо оказывается сконцентрированным в области рта.

Частью оральной фазы является орально-агрессивная стадия, или же орально-садистическая. Наступает она в то время, когда у ребенка появляются зубы. При помощи кусания и жевания он выражает свою неудовлетворенность, когда матери нет рядом, или же отсутствует возможность получить удовольствие. Согласно Фрейду, фиксация на данной стадии приводит к тому, что взрослый человек любит спорить, оказывается циничным, проявляет потребительское отношение к другим.

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ФРЕЙДА В ПСИХОАНАЛИЗЕ

Анальная стадия (от 1 – 1,5 года до 3 лет)

Теория развития личности Фрейда гласит, что если родители в этом отношении слишком строги или требовательны, то развивается фиксация на анальной стадии по удерживающему типу. Ребенок, назло родителям, старается держать все в себе. Это чревато не только запорами в детстве, но и развитием определенного типа личности. Такой взрослый будет иметь ряд характерных черт: скупость, упрямство, чрезмерная пунктуальность, неумение мириться с любым типом неопределенности или беспорядка. Этот тип называется анально-сдерживающим. Существует и другой способ фиксации на анальной стадии – анально-выталкивающий. Он развивается в тех случаях, когда ребенка приучают к горшку слишком поздно. Для таких взрослых свойственны чрезмерные траты, беспокойство, даже некий садизм.

Фаллическая стадия (от 3 до 5-6 лет)

Латентная стадия (6-7 – 12 лет)

Родителям рекомендуется на этом этапе поощрять любые начинания ребенка. Он должен получать наслаждение от достижений в различных областях деятельности. В это время ребенок становится особенно застенчивым. Если раньше для малыша было легко встать на стул и продекламировать стихи для аудитории, то теперь он может побояться выйти к школьной доске. В это время девочки уже могут влюбляться в различных кумиров – актеров или певцов, а мальчики – в подруг матери, певиц. На этой психосексуальной стадии развития такая влюбленность является нормальной. Поэтому родителям необходимо быть деликатными к детским тайнам, иначе можно вызвать психологическую травму.

ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ ФРЕЙДА В ПСИХОАНАЛИЗЕ

Генитальная фаза (12-18 лет)

Продукт успешно пройденной генитальной фазы – это генитальный характер, который Фрейд считал наиболее оптимальным и здоровым. Отличительной его чертой является способность человека к нормальной гетеросексуальности, без ощущений вины или других конфликтов. Зрелая личность по Фрейду не замкнута на одной сфере – она способна заботиться об окружающих, нести ответственность, умеет трудиться, способна откладывать удовольствие при необходимости.

Теория развития личности Фрейда выделяет еще одну отличительную черту генитальной фазы – это обретение независимости от родителей. Человек не только выбирает себе партнера, чтобы пережить Эдипов комплекс, но и начинает включаться во взаимоотношения с другими людьми.

Развитие в детстве и психологические конфликты взрослого

Фрейдом выделялось два вида невротических расстройств, связанных с конфликтной ситуацией в настоящем времени: неврастения, которая приобретается в результате излишеств в половой жизни, а также невроз тревоги, возникающий вследствие чрезмерного подавления сексуальных желаний.

Вывод

Понравилась статья, расскажи друзьям

САЛИД © При полном или частичном копировании материала, ссылка на первоисточник обязательна.

Согласно этой модели, в психической жизни можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное.

Уровень сознание состоит из ощущений и переживаний, которые мы осознаем в данный момент времени. По мнению Фрейда, сознание вмещает в себя только малый процент всей информации, хранящейся в мозге, и эта информация быстро опускается в область предсознательного и бессознательного по мере переключения человека на другие сигналы.

Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания. Область бессознательного во многом определяет наше повседневное функционирование.

Фрейд придал концепции бессознательной жизни эмпирический статус. В частности, он подчеркивал, что бессознательное следует рассматривать не как гипотетическую абстракцию, а скорее, как реальность, которую можно продемонстрировать и проверить. Фрейд твердо верил в то, что действительно значимые аспекты поведения человека оформляются и направляются импульсами и побуждениями, всецело находящимися вне сферы сознания. Эти влияния не только не осознаются, но, более того, если они начинают осознаваться или выражаться в поведении, это встречает сильное внутренне сопротивление индивидуума. Неосознанные переживания, в отличие от предсознательных, полностью недоступны для осознания, но они в значительной степени определяют действия людей. Однако неосознанный материал может выразиться в замаскированной или символической форме, подобно тому, как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях, игре и работе[5].

2.3 Структура личности

Концепция неосознаваемых психических процессов являлась центральной в раннем описании личностной организации. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры: ид (оно), эго и суперэго. Это было названо структурной моделью личности, хотя сам Фрейд был склонен считать их некими процессами, нежели структурами.

Взаимосвязь между топографической и структурными моделями показана на рисунке.




Рис. 1. Связь структурной модели с уровнями сознания

Из рисунка видно, что сфера ИД полностью неосознаваема, в то время как суперэго пронизывает все три уровня. Сознание охватывает все три личностные структуры, хотя основная часть его сформирована импульсами, исходящими от ИД.

Рассмотрим подробнее все три структуры.

ИД представляет собой локализованное в бессознательном средоточие инстинктивных побуждений, стремящихся к немедленному удовлетворению независимо от отношений субъекта к внешней реальности. Самая мощная сфера личности – не признающий течения времени, действующий по принципу удовольствия комплекс разнообразных бессознательных побуждений, представлений, тенденций, импульсов, движущих сил личности, инстинктов и прочих компонент. Котел, полный бурлящих возбуждений, и полный резервуар либидо, где сосуществуют противоположные импульсы и силы всех основополагающих душевных процессов. Для процессов, идущих в нем, не существует логических законов, поэтому там, не удаляясь и не отменяя друг друга, сосуществуют противоположные импульсы, могущие под давлением принципа экономии для разрядки энергии объединяться в компромиссные образования. Оно не знакомо ни с какими оценками, с добром и злом, ни с какой моралью. Оно иррационально и бессознательно и потому находиться в антагонизме со Сверх-Я, включающим моральные стандарты и запреты[7].

Первичные процессы – нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – эго[8].

Таким образом, мы подошли к последней структуре психики.

Так представлял Фрейд суперэго – последний компонент развивающейся личности, функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.

Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины у ребенка. Поощрительный аспект суперэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.

Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Если Я поддается чрезмерному желанию наслаждения под давлением Оно и делает что-то вопреки совести, то неизбежно его со стороны Сверх-Я в форме чувства стыда и раскаяния. Я соизмеряет себя с Я-идеалом, формирование коего входит в функции Сверх-Я, стремиться к нему и старается выполнить его требование постоянного самосовершенствования. Сверх-Я находится в постоянном антагонизме с Оно, запрещая Я выполнять его стремления и желания[13].

Раздел: Психология
Количество знаков с пробелами: 47210
Количество таблиц: 1
Количество изображений: 1

Во второй половине ХIХ века, когда психология выделилась как отдельная наука, главной ее целью стало раскрытие основных элементов человеческой психики методом интроспекции в лабораторных условиях. В этом направлении работала первая в то время лаборатория В. Вундта. Поэтому появление радикально иного подхода к изучению людей вызвало ошеломляющий эффект.

Разработанная Зигмундом Фрейдом теория личности представила человека не как существо разумное и осознающее свое поведение, а как существо, находящееся в вечном конфликте, истоки которого лежат в другой, более широкой сфере психического - в неосознанном.

Фрейд первым охарактеризовал психику как поле боя между непримиримыми инстинктами, рассудком и сознанием. Его психоаналитическая теория служит примером психодинамического подхода. Понятие динамики в его теории подразумевает, что поведение человека полностью предопределено, и бессознательные психические процессы имеют большое значение в регуляции поведения человека.

Далее мы рассмотрим теорию личности Фрейда как основу всех дальнейших исследований, таких как психоаналитическая терапия, психоанализ и многое другое.

Структурная теория личности

1. Топографическая модель уровней сознания
Согласно топографической модели в психической жизни можно выделить три уровня: 1) сознание, 2) подсознательное, 3) бессознательное.

Самая глубокая и значимая область разума – бессознательное. Оно
представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений плюс эмоции и воспоминания, которые в результате ряда причин были вытеснены из сознания.
Область бессознательного во многом и определяет наше повседневное
функционирование.

2. Структурная модель личности
Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три основных структуры:
1) ид (оно), 2) эго, 3) суперэго. Это и было названо структурной моделью личности.


Рассмотрим поподробнее все три структуры.

Фрейд также описал два процесса,посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. Примером рефлекторных действий является кашель на раздражение дыхательных путей. Но не всегда эти действия приводят к снятию напряжения. Тогда вступают в действие первичные процессы, которые формируют психический образ, непосредственно связан с удовлетворением основной потребности. Первичные процессы - нелогичная, иррациональная форма человеческих представлений. Она характеризуется неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное. Проявление поведения как первичного процесса может привести к гибели индивидуума, если не появятся внешние источники удовлетворения потребностей. Так младенцы, по утверждению Фрейда не могут откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. И только после осознания ими существования внешнего мира, появляется способность к отсрочке удовлетворений этих потребностей. С момента появления этого знания возникает следующая структура – эго.

*Суперэго
Суперэго – последний компонент развивающейся личности,
функционально означающую систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в окружении индивидуума.

Суперэго подразделяется на две подсистемы: совесть и эго-идеал.
Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она включает
способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и
возникновение чувства вины у ребенка.

Поощрительный аспект суперэго – эго-идеал. Он формируется из положительных оценок родителей и ведет индивидуума к установлению у себя высоких стандартов.
Суперэго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется на самоконтроль. Однако принцип самоконтроля не служит принципу реальности. Суперэго направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. Оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических идей над реалистическими.

Психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда представляет собой пример психодинамического подхода к изучению поведения человека. Теория считает, поведение человека полностью предопределенным, зависимым от внутренних психологических конфликтов. Также эта теория рассматривает человека как целое.

Из анализа теории следует, что Фрейд больше чем другие психологи, был привержен к идее неизменяемости. Он был убежден, что личность взрослого формируется из опыта раннего детства. С его точки зрения изменения, происходящие в поведении взрослого человека неглубинные и не затрагивают изменения структуры личности.

Считая, что ощущение и восприятие человеком окружающего мира является чисто индивидуальным субъективным, Фрейд предположил что, поведение человека регулируется стремлением редуцировать неприятное возбуждение, возникающее на уровне организма при возникновении внешнего раздражителя. Мотивация человека, согласно Фрейду, основана на гомеостазе. И так как он считал, что поведение человека полностью предопределено, то это дает возможность полностью исследовать его с помощью науки.

Теория личности Фрейда послужила основой для психоаналитической терапии,успешно применяемой в настоящее время.

Интересно, как эта теория интерпретирует 2 Статью Конституции РФ, которая в той или иной степени присутствует в Основных Законах многих "продвинутых" стран?
Статья 2 Конституции РФ

"Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства."

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Читайте также: