Художественное познание это кратко

Обновлено: 05.07.2024

Познание- творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозаключения ведут к получению нового знания. При индукции требуется проверка, т. к. индукция не полна. При дедукции требуется проверка исходного постулата.

Научное познание формируется на основе обыденного.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектовнаука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

4.Существенным признаком познания является его системность. Без системы это не наука.

5. ДЛЯ науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Знание должно быть подтверждено фактами.

7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, – закрепленных в языке Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала - важный показатель (критерий) научности.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности – фальсификация. Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.

Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении, не требует предварительных систем доказательств.

Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер. Ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.




Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становится его рациональный пересказ. Рациональное переложение картины, стихотворения, книги есть лишь некая проекция или срез этих вещей.

С точки зрения гносеологии интуитивизма критерий истины, прямо основанный на самоубедительности , указывает на высокое положение художественного познания в иерархии типов знания. Другой отличительный момент художественного познания — требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью как его субъекта, так и объекта. В этом корни противоположности художественного метода научному.

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Мир, творимый воображением, не повторяет действительного мира. Художественное произведение имеет дело с условностью: мир искусства — всегда результат отбора.

Практическое познание испытывает наибольшее по сравнению с любым другим видом интеллекта влияние смежных областей человеческого духа - эмоциональной, волевой, коммуникативной, образуя динамический комплекс. Практику необходимо ценить знание и знать ценности: сущее (истина) проверяется у него должным (оценкой). Его деятельность, как правило, сопровождается личным соперничеством, даже противоборством людей, их воль, характеров, чувств и настроений, мотивов и интересов. В этих условиях от качества знания и способностей к его оперативной обработке и применению зависят решения и поступки, жизненно важные для человека.

Практическое познание осуществляется не ради самого знания, а для эффективного воздействия субъекта на объект. Потому проверка результатов практического познания совпадает с их использованием работающим человеком.

В составе практики познавательные приемы и операции, как правило, подчинены внешним поступкам, предметным действиям. В науке, в частности экспериментальной, наоборот, манипуляции ученого с вещами, приборами должны подкрепить или опровергать некую идею. О практическом же мышлении, а тем более наглядном восприятии предмета труда можно сказать, что они осуществляются исключительно ради действия и очень часто самими действиями.

Вместе с тем, наряду с проверенными, надежными знаниями практики вынуждены использовать знание вероятностное, неточное, которому наука не слишком расположена верить. Преодолевая дефицит информации, практическое познание вынуждено сообразовывать ее всякий раз заново с теми изменениями, которые происходят в жизни. Держа в уме очередную цель своей умственной и физической работы, практик предпочитает обдумывать ее поэтапно, дабы не переусложнить схему вариантов своего действия. Практическое познание оперативно и ситуативно, ибо связано прежде всего с временным ограничением большинства стадий материального производства, цикличностью социальной жизни в целом.

При этом следует еще раз подчеркнуть, что практическое познание составляет руководящую подсистему всей практической деятельности человека, оно не отрицает науку и виды вненаучного познания, а дополняет и продолжает их познавательные усилия, представляя собой синтез научных и вненаучных, чувственных и логических, рациональных и иррациональных форм.

Познание- творческая деятельность субъекта, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Познание является сущностной характеристикой бытия культуры и в зависимости от своего функционального предназначения, характера знания и соответствующих средств и методов может осуществляться в следующих формах: обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и научное.

Познание начинается с чувственного (ощущения, восприятие, представление), затем логическое (понятие, суждение, умозаключение). Суждения имеют общую форму и не зависят от языка. Умозаключения ведут к получению нового знания. При индукции требуется проверка, т. к. индукция не полна. При дедукции требуется проверка исходного постулата.

Научное познание формируется на основе обыденного.

Особенности научного познания:

1. Основная задача научного познания – обнаружение объективных законов действительности – природных, социальных (общественных) законов самого познания, мышления и др. Это основной признак науки, главная ее особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектовнаука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности.

3. Непосредственная цель и высшая ценность научного познания – Объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но не без участия живого созерцания и внерациональных средств.

4.Существенным признаком познания является его системность. Без системы это не наука.

5. ДЛЯ науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается — в той или иной мере – осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

6. Научному познанию присуща строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Знание для науки есть доказательное знание. Знание должно быть подтверждено фактами.

7. Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства и воспроизводства новых знаний, образующих целостную и развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, – закрепленных в языке Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального и методологического арсенала - важный показатель (критерий) научности.

8. Знание, претендующее на статус научного, должно допускать принципиальную возможность эмпирической проверки. Процесс установления истинности научных утверждений путем наблюдений и экспериментов называется верификаций, а процесс установления их ложности – фальсификация. Важным условием при этом является направленность научной деятельности на критику своих же собственных результатов.

Обыденное познание существовало с самого зарождения человечества, доставлявшее элементарные сведения о природе и окружающей действительности. Основой был опыт повседневной жизни, имеющий, однако, несистематический характер. Является исходным пластом всякого познания. Обыденное знание: здравый смысл, и приметы, и назидания, и рецепты, и личный опыт, и традиции.

Его особенностью является то, оно используется человеком практически неосознанно и в своем применении, не требует предварительных систем доказательств.

Другая его особенность — принципиально бесписьменный характер. Ученый, оставаясь ученым, не перестает быть просто человеком.

Особую форму вненаучного знания представляет собой так называемая народная наука, которая в настоящее время стала делом отдельных групп или отдельных субъектов: знахарей, целителей, экстрасенсов, а ранее шаманов, жрецов, старейшин рода. Народная наука существует и транслируется в бесписьменной форме от наставника к ученику. Можно выделить конденсат народной науки в виде заветов, примет, наставлений, ритуалов и пр.

Искусству дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими другими способами. Поэтому чем лучше, совершеннее художественное произведение, тем более невозможным становится его рациональный пересказ. Рациональное переложение картины, стихотворения, книги есть лишь некая проекция или срез этих вещей.

С точки зрения гносеологии интуитивизма критерий истины, прямо основанный на самоубедительности , указывает на высокое положение художественного познания в иерархии типов знания. Другой отличительный момент художественного познания — требование оригинальности, неизбежно присущее творчеству. Оригинальность художественного произведения обусловлена фактической уникальностью, неповторимостью как его субъекта, так и объекта. В этом корни противоположности художественного метода научному.

В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Мир, творимый воображением, не повторяет действительного мира. Художественное произведение имеет дело с условностью: мир искусства — всегда результат отбора.

Практическое познание испытывает наибольшее по сравнению с любым другим видом интеллекта влияние смежных областей человеческого духа - эмоциональной, волевой, коммуникативной, образуя динамический комплекс. Практику необходимо ценить знание и знать ценности: сущее (истина) проверяется у него должным (оценкой). Его деятельность, как правило, сопровождается личным соперничеством, даже противоборством людей, их воль, характеров, чувств и настроений, мотивов и интересов. В этих условиях от качества знания и способностей к его оперативной обработке и применению зависят решения и поступки, жизненно важные для человека.

Практическое познание осуществляется не ради самого знания, а для эффективного воздействия субъекта на объект. Потому проверка результатов практического познания совпадает с их использованием работающим человеком.

В составе практики познавательные приемы и операции, как правило, подчинены внешним поступкам, предметным действиям. В науке, в частности экспериментальной, наоборот, манипуляции ученого с вещами, приборами должны подкрепить или опровергать некую идею. О практическом же мышлении, а тем более наглядном восприятии предмета труда можно сказать, что они осуществляются исключительно ради действия и очень часто самими действиями.

Вместе с тем, наряду с проверенными, надежными знаниями практики вынуждены использовать знание вероятностное, неточное, которому наука не слишком расположена верить. Преодолевая дефицит информации, практическое познание вынуждено сообразовывать ее всякий раз заново с теми изменениями, которые происходят в жизни. Держа в уме очередную цель своей умственной и физической работы, практик предпочитает обдумывать ее поэтапно, дабы не переусложнить схему вариантов своего действия. Практическое познание оперативно и ситуативно, ибо связано прежде всего с временным ограничением большинства стадий материального производства, цикличностью социальной жизни в целом.

При этом следует еще раз подчеркнуть, что практическое познание составляет руководящую подсистему всей практической деятельности человека, оно не отрицает науку и виды вненаучного познания, а дополняет и продолжает их познавательные усилия, представляя собой синтез научных и вненаучных, чувственных и логических, рациональных и иррациональных форм.

Найдено научных статей по теме — 15

Проблема интерсубъективности в художественном познании

статья посвящена проблеме художественного познания. Искусство является важным источником понимания мира, однако скептический подход к теории когнитивизма в понимании искусства занимает прочные позиции в истории философии.

Моделирование в научном познании и художественном творчестве

В статье рассматриваются возможности моделирования как одного из основных методологических подходов, используемых в научном познании и художественном творчестве.

О роли художественной литературы в познании психологии человека

Художественная литература рассматривается как источник психологических знаний о человеке. Человековедческая функция художественной литературы обусловлена ее уникальным психологизмом.

Художественное познание и творчество в контексте конструктивного реализма

В статье анализируются сущность и природа художественного познания и творчества как единства отражения и онтологического отрицания в контексте конструктивного реализма.

Народная художественная культура Белгородчины как код познания бытия народа

В статье представлен ретроспективный анализ становления и развития наиболее традиционных пластов, жанров, видов и форм бытования народной художественной культуры Белгородского края, позволяющих проследить некоторые аспекты бытия ч

Сходство и различие научного и художественного познания занимали философов и ученых во все времена. Научное и художественное познание находятся в постоянной динамике, но в их развитии есть различия. Новые научные открытия делаются на опыте прошлых достижений, которые со временем могут и утрачиваться. Тем временем художественное познание не знает поступательного движения, накопленные ценности не надстраиваются одни над другими, они не отвергаются со временем.

Одно научное познание не способно полностью охватить мир с его многогранностью и многоликостью, раскрывать субъективный мир человека.

Раскрытие субъективной действительности происходит, как правило, в образных интуитивных формах, что является первой отличительной чертой художественного познания. Ярким примером художественного познания может служить творчество Ф. М. Достоевского, в своих трудах показавшего удивительный внутренний мир человека. В своих произведениях, погружая человека в экстремальные жизненные условия, он показывает, как трансформируется представление человека о себе и об окружающих его людях.

Художественное и научное познание находятся в гораздо большем взаимопроникновении, чем это может показаться на первый взгляд. Так творчество А. Эйнштейна и Ф. М. Достоевского переплетаются с неожиданной силой. Эйнштейн признавал, что творчество Достоевского дало многое в его творчестве. Условия, в которые погружал своих героев гениальный ум Ф. М. Достоевского, мысли ими высказанные, настроили ум и творческую активность другого гениального ученого на выдвижение принципиально новых идей и неожиданных заключений.

Таким образом, можно сделать вывод, что познание научное и художественное являются взаимодополняющими способами познания. При их взаимодействии существует возможность наиболее полно и глубоко познать окружающую нас действительность.

В художественные знания Это тип знаний, основанный на творчестве и врожденных способностях каждого человека, которые углубляются с опытом, изучением и наблюдением. Благодаря этому мужчина общается со своими сверстниками и может выражать свои эмоции, чувства и мысли.

Этот тип знаний позволяет воссоздавать мир и открывать его красоту и простоту в игровой и эмоциональной перспективе. В отличие от научных или эмпирических знаний, их невозможно передать, так как это основной продукт творчества. Он индивидуален по своей природе; то есть использовать или развивать его может только сам человек.

Это знание, которое люди развивают с раннего возраста, в котором можно рационализировать мир, воспринимать и анализировать его, когда человек может отличить прекрасное от неприятного или эстетическое от неприглядного.

Точно так же с течением времени и с приобретением новых знаний и опыта этот тип знаний также меняется. Таким образом создается, воспроизводится и закрепляется собственное художественное знание каждого человека.

Знания и искусство

Интеллектуалы предложили объединить социологию искусства с социологией знания, чтобы лучше изучить их отношения и обогатить социальные науки. Искусство или художественное произведение считается особой формой знания, которая отличается от других.

С древних времен отношения между знанием и искусством были предметом широких споров между такими философами, как Платон и Аристотель; Эти дебаты продолжаются до сегодняшнего дня. Неясно, действует ли в искусстве опыт как элемент знаний в других областях таким же образом.

Немецкий философ Э. Дюркгейм утверждал, что моменты величайшего интеллектуального и эстетического творчества обычно связаны с большими социальными потрясениями, потому что общество вынуждено создавать и производить ответы, а люди - встречаться и обмениваться идеями и знаниями.

Можете ли вы научиться у искусства?

Другими словами, производит ли искусство пропозициональное знание? Можем ли мы учиться у искусства или нет? Это приводит к другим вопросам: как и чему можно научиться у искусства? В пользу этой дискуссии есть аргументы за и против того, чтобы не прояснить, а расширить дискуссию.

Те, кто утверждает, что у искусства можно учиться, утверждают, что искусство пробуждает определенные эмоции в человеке или что оно помогает производить и облегчать знания. Другими словами, произведение искусства может помочь лучше понять мир.

С этой точки зрения искусство рассматривается как источник знаний и сознания, потому что оно помогает нам по-другому взглянуть на мир.

С другой стороны, есть те, кто отрицают пользу искусства как элемента обучения. Его аргумент состоит в том, что все знания основаны на предложениях, а если нет, то это не знание.

Искусство и правда

Отказ от искусства как источника знаний основан на представлении о том, что оно не обеспечивает истину и не приводит к истинным убеждениям. Дело в том, что искусство не оправдывает и не хочет и не намеревается оправдывать убеждения, которые оно передает через свои творения.

Однако оба подхода согласны в том, что, если искусство рассматривается как источник знаний, есть только один способ, которым эта функция будет выполняться: знания, генерируемые художественным творчеством, обязательно должны отражать что-то существенное в отношении природы и ее природы. собственная ценность как искусство.

характеристики

- Художественные знания, как практическая способность к творчеству и продукт опыта, не могут быть переданы другому человеку. Что вы можете сделать, так это научить художественным приемам, потому что художественные знания являются личными и могут быть развиты только этим человеком.

- Представляет высокий уровень социализации, но низкий уровень систематизации; Это следствие его собственной природы.

- Художественные познания обладают высокой степенью субъективности из-за личного характера, который художник навязывает своей работе. Он содержит очень личные элементы автора, такие как чувства, страсть, видение, идеология и т. Д.

- Это не стандартизованное или неизменное знание, поскольку восприятие искусства варьируется в зависимости от каждого человека, несмотря на то, что существуют параметры социального и культурного порядка, которые стремятся или пытаются гомогенизировать этот тип знания.

- Художественные познания - это проявление эстетической чуткости к красоте. Это вид знания практического характера; то есть в нем есть полезность.

Типы

Чтобы понять взаимосвязь между знанием и искусством, необходимо понять, что такое искусство.

Искусство - это выражение человеческого творчества, направленное на создание предметов или эстетических проявлений культурной ценности.

Посредством искусства создаются визуальные или слуховые произведения, а также произведения искусства, которые выражают творческие способности, стиль и художественную технику их автора. Его внутренняя ценность - красота или способность вызывать эмоции.

В художественном знании различают три типа или измерения в зависимости от отношений, существующих между искусством и знанием:

- Первое понятие художественного знания относится к изучению художественных приемов, посредством которых раскрываются и реализуются определенные человеческие способности.

- Второй работает в области анализа эстетических явлений, опираясь в основном на гуманитарные и социальные науки.

- Третье понятие художественного знания относится к возможным знаниям, полученным через искусство.

Основные типы претензий к искусству

Южноафриканский философ Дэвид Новиц (1998) утверждает, что существует три основных типа художественных знаний или утверждений об искусстве. Эти утверждения различаются по соответствующим объектам.

Первое заявление

Это связано с тем, во что мы верим или знаем о самом арт-объекте, а также обо всем остальном, что может быть связано с этим объектом.

Например, утверждать, что мы знаем ту или иную вещь о том, как свет отражается в живописи. Кувшинки Моне или геометрические формы Пикассо.

Это знание или интерпретация произведения искусства всегда будет субъективным, это зависит от точки зрения каждого человека. Следовательно, оно не будет иметь той же ценности, что и научное знание, которое можно проверить.

Вторая претензия

Это утверждение о знании искусства относится к соответствующей эмоциональной реакции при оценке или наблюдении за художественным произведением. Часто считается, что правильное прочтение того или иного произведения искусства зависит от тех ощущений, которые оно вызывает в нас.

Проблема возникает при попытке унифицировать ответы или установить эмоциональный образец для конкретной работы. Должны ли все одинаково реагировать на одно и то же произведение искусства?

Обычно можно наблюдать разные типы эмоциональных реакций на одно и то же произведение искусства, и это не обязательно означает, что об искусстве известно больше или меньше.

Третье заявление

Это относится к той информации, которую само искусство может предоставить о мире. Другими словами: с помощью искусства можно ли получить реальные знания о мировых действиях и событиях, реальных или вымышленных?

Принято считать, что искусство передает очень важное представление о том, как мы видим и понимаем мир. Также широко признано, что искусство может придавать определенную степень смысла жизни, помогает генерировать новые убеждения и знания о мире.

Однако остается проблема, которую предстоит решить, а именно: художественная литература не отражает реальный мир. Этот тип знания может быть довольно опасным, если знание реального мира приобретается только из художественной литературы.

Например, может быть нездорово иметь представление о влечении только из любовных романов.

Примеры

Следующие человеческие выражения являются примерами того, как проявляются художественные знания:

Музыка

Это искусство создания и организации звуков с помощью музыкальных инструментов, приятных для слуха своей мелодией, гармонией и ритмом.

Танец

Это вид искусства или художественного выражения, которое состоит из движений тела, обычно сопровождаемых музыкой. Он практикуется как форма социального взаимодействия и выражения красоты в художественных, религиозных или развлекательных целях.

Картина

Это искусство запечатлеть или графически представить человеческую мысль и природу с помощью различных пигментов.

Скульптура

Это искусство лепки из глины и резьбы по камню, дереву или любому другому материалу.

Литература

Это искусство выражать себя и творить с помощью письменного или устного слова.

Читайте также: