Христианство на западе кратко

Обновлено: 18.05.2024

Христианская церковь была создана учениками и последователями Иисуса Христа в период расцвета Римской империи. В середине IV в., когда в эпоху всеобщего кризиса пошатнулись идеологические основы римской государственности, христианство стало господствующей религией в империи. В период раннего Средневековья христианская церковь, бывшая ранее лишь структурой, объединявшей общины верую­щих, постепенно превратилась в значимую политическую и экономическую силу, союза с которой искали императоры. Крушение Западной Римской империи не только не разрушило христианскую церковь, но сделало ее единственной организованной силой в масштабах всей Европы. В эпоху постоянных войн, упадка морали церковь выступала в качестве хранительницы культуры, защитницы ценностей порядка и милосердия. Христианство было тем общим, что объединяло пря­мую наследницу Римской империи — Византию — и королевства, ос­нованные в Западной Европе варварами.

До середины XI в. христианская церковь считалась единой. В За­падной Европе главой церкви являлся папа римский, а на территории Византии (Восточной Римской империи) — константинопольский патриарх. Во второй половине IX в. определились различия между Западной и Восточной церковью в вероучении, обрядах, церковной орга­низации, восходящие к различиям между латинской и греческой куль­турами. Конфликт усугубляло и языковое различие — официальным языком церкви на Западе оставалась латынь. Восточная же церковь допускала службу на национальных языках. В конце концов, эти отли­чия привели к обособлению западного христианства - католицизма от восточного — православия. Этот процесс, начавшийся еще в VIII в., завершился разделением церквей (произошел церковный раскол). В 1054 г. константинопольский патриарх и римский папа прокляли друг друга. Так в Средние века возникли два христианских мира. С тех пор Западная церковь называется католической (т. е. всемирной), а Восточная — православной (истинной).

Католическая церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был римский папа. На второй ступеньке стояли кардиналы — ближайшие помощники папы. Папа назначал епископов — управляю­щих церковными округами (епархиями) и настоятелей монастырей — аббатов. Низшую ступеньку церковной иерархии занимали приход­ские священники и монахи. Правители европейских государств нужда­лись в поддержке папы, обладавшего большим влиянием на верующих. Пользуясь этим, римский первосвященник претендовал не только на духовную власть в церкви, но и на власть над всеми монархами Евро­пы. Папы обладали и реальной светской властью, являясь правителя­ми Папской области.

В отличие от западно-христианской церкви, возглавлявшейся папой римским, в восточно-христианской не было единого церковного центра. Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Алек­сандрийская патриархии считались самостоятельными. Однако фактически главой восточной церкви был константинопольский патри­арх. С VII в., после того как арабы отняли у византийцев их восточные провинции, он остался единственным патриархом на территории им­перии.

Глава западной церкви, претендуя не только на духовную власть над всеми христианами, претендовал и на верховенство над светскими владыками — королями, герцогами и князьями. На востоке же светская власть в лице императоров полностью подчинила себе церковь. Импе­раторы беззастенчиво вмешивались в церковные дела и влияли на на­значение патриарха.

Христианская церковь была создана учениками и последователями Иисуса Христа в период расцвета Римской империи. В середине IV в., когда в эпоху всеобщего кризиса пошатнулись идеологические основы римской государственности, христианство стало господствующей религией в империи. В период раннего Средневековья христианская церковь, бывшая ранее лишь структурой, объединявшей общины верую­щих, постепенно превратилась в значимую политическую и экономическую силу, союза с которой искали императоры. Крушение Западной Римской империи не только не разрушило христианскую церковь, но сделало ее единственной организованной силой в масштабах всей Европы. В эпоху постоянных войн, упадка морали церковь выступала в качестве хранительницы культуры, защитницы ценностей порядка и милосердия. Христианство было тем общим, что объединяло пря­мую наследницу Римской империи — Византию — и королевства, ос­нованные в Западной Европе варварами.




До середины XI в. христианская церковь считалась единой. В За­падной Европе главой церкви являлся папа римский, а на территории Византии (Восточной Римской империи) — константинопольский патриарх. Во второй половине IX в. определились различия между Западной и Восточной церковью в вероучении, обрядах, церковной орга­низации, восходящие к различиям между латинской и греческой куль­турами. Конфликт усугубляло и языковое различие — официальным языком церкви на Западе оставалась латынь. Восточная же церковь допускала службу на национальных языках. В конце концов, эти отли­чия привели к обособлению западного христианства - католицизма от восточного — православия. Этот процесс, начавшийся еще в VIII в., завершился разделением церквей (произошел церковный раскол). В 1054 г. константинопольский патриарх и римский папа прокляли друг друга. Так в Средние века возникли два христианских мира. С тех пор Западная церковь называется католической (т. е. всемирной), а Восточная — православной (истинной).

Католическая церковь имела строгую иерархическую структуру. Ее главой был римский папа. На второй ступеньке стояли кардиналы — ближайшие помощники папы. Папа назначал епископов — управляю­щих церковными округами (епархиями) и настоятелей монастырей — аббатов. Низшую ступеньку церковной иерархии занимали приход­ские священники и монахи. Правители европейских государств нужда­лись в поддержке папы, обладавшего большим влиянием на верующих. Пользуясь этим, римский первосвященник претендовал не только на духовную власть в церкви, но и на власть над всеми монархами Евро­пы. Папы обладали и реальной светской властью, являясь правителя­ми Папской области.

В отличие от западно-христианской церкви, возглавлявшейся папой римским, в восточно-христианской не было единого церковного центра. Константинопольская, Антиохийская, Иерусалимская, Алек­сандрийская патриархии считались самостоятельными. Однако фактически главой восточной церкви был константинопольский патри­арх. С VII в., после того как арабы отняли у византийцев их восточные провинции, он остался единственным патриархом на территории им­перии.

Глава западной церкви, претендуя не только на духовную власть над всеми христианами, претендовал и на верховенство над светскими владыками — королями, герцогами и князьями. На востоке же светская власть в лице императоров полностью подчинила себе церковь. Импе­раторы беззастенчиво вмешивались в церковные дела и влияли на на­значение патриарха.

Преследование христиан Диоклетианом в 303 году было одним из самых жестоких и практически последний гонений. Гонимое в начале IV века языческим общество и государством, раздираемое внутри сложными богословскими спорами, христианство встречает новый V век, являясь единственной официально признанной религией Римской империи. Победа христианства связана с именем императора Константина I (274 - 337), принимавшего участие не только в укреплении официального положения христианства в империи, но и в решении внутрицерковных, догматических вопросов. С изданием Миланского эдикта (313 г.) христиане оказались под защитой государства и получили равные права с язычниками. С середины IV в. Христианство стало официальной государственной религией, обязательной для всех полноправных членов Римской империи. К концу века император Феодосий I ввел запрет на языческие культы. Языческие храмы были разрушены или превращены в церкви. Можно говорить об окончательном торжестве новой веры. Римская империя стала христианской империей. Новая вера впервые распространилась по городам. Сельские приходы появились только в V - VI вв. На рубеже VI - VII вв. оно распространено уже повсюду.

Обоснование церковного первенства (верховенства) кафедры апостола Петра стало основным направлением деятельности папства в IV - V вв. Наиболее полно это учение было выражено Папой Львом I Великим (440 - 461). Однако на востоке империи верховенство римского епископа было признано только формально, и претензии Льва Великого на вознесение над самими Вселенскими Соборами, которые продолжали считаться высшей церковной властью, были отвергнуты.

Вместе с тем среди восточных патриархов в V в. Константинополь вышел вперед. Если на востоке империи церковь находилась под строгим контролем императора, активно вмешивавшегося в решение догматических вопросов, то на западе папство стремилось защитить автономию духовенства и, как следствие, свою власть. Этому во многом способствовал перенос столицы империи из Рима и ликвидация Западной Римской империи. Папа Геласий I в конце V века. объявил безусловным злом любое вмешательство империи в дела церкви.

К концу IV в. Христианство утвердилось почти во всех провинциях Римской империи. На его одобрение не повлияло создание германских государств на Западе. За исключением франков, все другие народы Запада были обращены в христианство в его эротической, арийской интерпретации еще до того, как поселились в империи. Еще в 40-х годах IV века. стараниями епископа арианства Вулфилы (от имени александрийского священника IV в. В V веке. в Испании вестготы приняли арианство от вандалов и свеви, а в Галлии - от бургундов. Лангобарды, вторгшиеся в Италию в 568 году, переняли арианство от астготов.

Православное христианство продолжало господствовать к северу от вестготского и астроготского маршрутов. В 496/497 году оно был принят королем франков Хлодвигом. Религия, принятая на Никейском соборе, преобладала в юго-западной Европе: в начале V века. в Бургундии, в 589 г. у вестготов, до конца VII в. у лангобардов. В Ирландии, не входившей в состав Римской империи, христианство начало распространяться в первой половине V века. Христианизация варварских народов в основном происходила сверху, в сознании масс долгое время продолжали жить языческие идеи и образы. Часто королей приводили к крещению по чисто политическим мотивам или желанию получить покровительство более могущественного бога, способного обеспечить удачу. Стремясь расширить свое влияние, церковь адаптировала языческие идеи к христианству. Результатом стало странное слияние христианского учения и язычества. Языческие праздники и ритуалы наполнились новым христианским содержанием. Слова христианских проповедников разъяснялись необразованным слоям населения вопреки их воле в духе, далеком от богословской традиции.

В 597 году папа послал к англосаксам языческих проповедников христианства во главе с монахом Августином. К концу VII в. Англосаксонская церковь стала первой церковью к северу от Альп, непосредственно подчинявшейся Риму, усвоившей его обычаи и литургию. В течение VIII в. Европейский континент более глубоко привязан к христианству. Заслуга обращения германских народов в христианство принадлежит англосаксонскому монаху Бонифацию из Уэссекса, который в первой половине VIII в. развернул миссионерскую деятельность в Германии. Он реформировал франкскую церковь, целью которой было ее объединение и подчинение Риму. Каролинги использовали христианизацию, чтобы укрепить власть франков на завоеванных территориях, и превратили ее в оружие внешней политики. Именно в это время возник личный тип христианской миссии, несущей новую веру на острие меча. Такова была христианизация Саксонии в последней трети восьмого века. Каролинги взяли у св. Бонифация идею церковной реформы, посредством которой они создали единую Римскую церковь и укрепили авторитет папства в Западной Европе.

В конце Х - начале ХI в. языческий мир отступает в северную и восточную Европу. Частью экспансионистской политики германских императоров была христианизация соседних языческих народов. В Х веке. усилиями немецких миссионеров христианство было утверждено в Чехии, Польше и Венгрии. В 1000 году венгерский герцог принял христианство. В то же время началась насильственная христианизация славянских племен между реками Эльба и Одер, продолжавшаяся до XIII века. В Х веке немецкие миссионеры дали толчок распространению христианства в Скандинавии. В 1010–1030 годах, после обращения нормандских герцогов в христианство, к христианскому миру присоединились короли Норвегии, Швеции и Дании. Включение южных и восточных славян в христианский мир во многом связано с Византией. Начиная с перехода к христианству, сербы болгары и другие восточнославянские племена предпочитали Византию в отличии от германских племен. А западные славяне (поляки, чехи, словаки) и некоторые южные славяне (хорваты, словенцы) обратились в христианство франко-немецкими монахами, что сыграло свою роль в разделении славянских народов.

Начинается упорная работа по созданию духовенства, возведению храмов, формированию корпуса литургической литературы. Важным событием для христианского мира стала деятельность святых братьев Константина (Кирилла) и Мефодия. Византийские монахи Кирилл и Мефодий, призванные моравскими правителями в 863 году, создали славянский алфавит на основе греческих букв, которые легли в основу современного белорусского алфавита, перевели литургические книги с греческого на славянский и начали богослужение на славянском языке. . В 864 г. крестился болгарский хан Борис вместе со своей семьей и сановниками. Разобравшись с антихристианским движением (приказав уничтожить 52 языческих мятежника, ослепить собственного сына за предательство христианства), он, маневрируя между Римом и Константино-полем, ввергая новообращенных болгар в бездну раздора между ними, начинает многовековую борьбу за независимость болгарской церкви.

Непосредственным толчком к провозглашению христианства государственной религией в Польше и на Руси послужили политические обстоятельства. Руководя борьбой за Западную Померанию и столкнувшись с угрозой политической и религиозной экспансии Германии, польский король Мешко I стремился найти союзника в лице чешских правителей и занять равные позиции в политических и дипломатических отношениях со Священной Римской империей. Союз с Чехией был скреплен браком с чешской принцессой, который сопровождался крещением самого Мешки и его ближайшего окружения. Христианизация Польши до XII века было заботой государства. Первыми оплотами христианства были монастыри. Восстание 1037 г. свидетельствует о трудностях проникновения новой веры в народные слои. В течение X-XII вв польская культура претерпела глубокие внутренние преобразования, став частью западного христианства.

В 988 году христианство приняли княжеский двор Руси и киевляне, а затем жители других городов и областей. Процесс христианизации восточных славян длился веками, но решительный шаг был сделан. Русь получила доступ к более высокой византийской культуре. После организации церкви сюда стала проникать не только греческая, но и славянская (сначала литургическая, затем светская) литература. Важную роль в этом процессе сыграла Болгария, в которой славянская письменность базировалась на более чем вековой традиции, а собственная литература достигла высокого уровня. Русь активно копировала опыт Византийской империи в каменном зодчестве, живописи, книгах, ювелирном деле и стеклоделии. В XI в. на Афоне был основан русский монастырь, который стал важным центром восточно-славянско-византийских культурных связей. Культурные и торговые связи между странами не прерывались до конца XI века, а затем на долгое время практически прекратились в связи с захватом Константинополя крестоносцами в 1204 году и разорением Киева монголо-татарами в 1240 году.

Таким образом, к началу второго тысячелетия христианство утвердилось во всей Западной, Центральной и Восточной Европе, за исключением Прибалтики, а также в частях Испании и Сицилии, оккупированных арабами. Распространение христианства сильно изменило облик средневековой Европы. Христианские церкви - римско-католическая, православная греческая, а в позднем феодализме - протестантская и униатская - стали ведущими факторами в ее духовной и социально-политической жизни. Христианство формировало религиозное сознание и продвигало культуру европейского общества - письменность, литературу, философию, архитектуру и изобразительное искусство, было хранителем древнего культурного наследия, способствовало созданию и укреплению цивилизационного единства Европы, приобщая ее народы к новым этическим нормам. В то же время христианская церковь стала крупным землевладельцем (в странах Западной Европы, например, ей принадлежало около трети земельного фонда), а также главной идейной силой феодального общества, ее учение освящало феодальный строй.

Между тем отношения между христианским Востоком и Западом ухудшаются. Уже в девятом веке между Византийской и Западной Римской империями с разными политическими системами, с разными языками и конфессиями нет почти ничего общего. Окончательный разрыв между Римом и Константинополем становится лишь вопросом времени. Разделенный политически и культурно, христианский мир разделен и церковно. В 1054 году произошел раскол между папством и Восточной церковью, положивший начало раздельному существованию двух церквей: римско-католической и православной. Фактически, церкви на латинском Западе и греческом Востоке долгое время развивались отдельно, а расколы (схизмы) происходили и раньше. Противостояние Восточной и Западной церквей во многом определялось разными представлениями о соотношении светской и духовной власти, а также соперничеством между Папой и Константинопольским Патриархом. Значительную роль в обострении отношений между Римом и Константинополем сыграли политические факторы: возрождение Римской империи на Западе и борьба империи и папства против Византии на юге Италии в первой половине XI века.

Несмотря на углубление богословских разногласий, современники не воспринимали раскол 1054 года как окончательный. Это стало возможным только после захвата Константинополя крестоносцами в 1204 году, сопровождавшегося зверствами латинян в греческих церквях. С каждым столетием разрыв между двумя ветвями христианства увеличивался. Были предприняты попытки преодолеть раскол и восстановить утраченное единство христианства. В 1274 году в Лионе и в 1439 году во Флоренции были заключены союзы, фактически подчинявшиеся папе церкви ослабленной Византийской империи. Позже они были отвергнуты Православной церковью, но были признаны униатскими церквями Беларуси и Украины, где после провала попыток глобального объединения христианства в 1596 году была заключена Брестская региональная церковная уния. Движение за возвращение былого единства христианства


Западное христианство является одним из двух подразделений христианство (Восточное христианство будучи другим). Западное христианство состоит из Латинская церковь и Протестантизм, вместе с их ответвлениями, такими как Независимый католицизм и Реставрационизм.

В то время как Латинская церковь поддерживает использование Латинские литургические обряды, Протестантские конфессии и независимый католицизм используют самые разные литургические практики.

Содержание

История


Титульный лист лютеранского шведского Библия Густава Васы, переведенный братьями Петри вместе с Лаврентий Андреэ.


Иезуит ученые в Китай. Верхний: Маттео Риччи, Адам Шаал и Фердинанд Вербист (1623–88); Дно: Пол Сиу (Сюй Гуанци), Колао или премьер-министр, и его внучка Кандид Хиу

На протяжении большей части своей истории церковь в Европе была культурно разделенный между латиноязычным западом, центром которого был Рим, и грекоязычный восток, центром которого был Константинополь. Культурные различия и политическое соперничество создали напряженность между двумя церквями, что привело к разногласиям по поводу доктрина и экклезиология и в конечном итоге раскол. [9]

подобно Восточное христианство, Западное христианство уходит своими корнями прямо в апостолы и другие ранние проповедники религии. В исконной территории западного христианства латинский был основным языком. Христианские писатели на латыни имели там большее влияние, чем писавшие на латыни. Греческий, Сирийский, или другие восточные языки. Хотя первые христиане на Западе использовали греческий язык (например, Климент Римский), посредством четвертый век Латинский язык вытеснил его даже в космополитическом городе Рим, хотя есть свидетельства латинского перевода Библия во 2 веке (см. также Ветус Латина) в южная галлия и Римская провинция Африки. [10]

На протяжении веков разногласия отделяли западное христианство от различных форм восточного христианства: сначала от Восточно-сирийское христианство после Эфесский собор (431), затем из Восточное Православие после Халкидонский собор (451), а затем из Восточное православие с Раскол между Востоком и Западом 1054 года. С последней формой восточного христианства, соглашения о воссоединении были подписаны в Второй собор Лиона (1274) и Совет Флоренции (1439), но они оказались неэффективными.

Историк Павел Легутко из Стэндфордский Университет сказал католическая церковь находится «в центре развития ценностей, идей, науки, законов и институтов, составляющих то, что мы называем Западная цивилизация". [12] Подъем Протестантизм привели к серьезным разделениям в западном христианстве, которые все еще сохраняются, и войнам, например, Англо-испанская война 1585–1604 гг. имел религиозные, а также экономические причины.

В и после Эпоха открытий, Европейцы распространить западное христианство в Новый мир и в другом месте. Римский католицизм пришел в Америку (особенно Южную Америку), Африку, Азию, Австралию и Тихоокеанский регион. Протестантизм, включая англиканство, пришел в Северную Америку, Австралию и Тихоокеанский регион и некоторые регионы Африки.

Сегодня географическое различие между западным и восточным христианством стало гораздо менее абсолютным из-за больших миграций европейцев по земному шару, а также работы миссионеры во всем мире за последние пять веков.


Большинство европейцев назвали себя христианами

Отмечен процент тех, кто назвал себя христианином во время опроса

Вера и Церковь: ходят ли европейцы в храмы

Большинство опрошенных взрослых по-прежнему считают себя христианами, даже если редко посещают церковь. Непрактикующие христиане (то есть люди, идентифицирующие себя как христиане, но посещающие церковные службы не более нескольких раз в год) составляют наибольшую долю населения в регионе. Во всех странах, кроме Италии, их больше, чем христиан, посещающих церковь (не реже одного раза в месяц). В Англии, например, примерно в три раза больше непрактикующих христиан (55%), чем христиан, посещающих церковь (18%).


В большинстве западноевропейских стран непрактикующие христиане – самая большая группа населения

Слева направо: христиане, посещающие церкви; непрактикующие христиане; люди без определенной религиозной принадлежности; последователи других религий в странах Западной Европы

Большинство непрактикующих христиан в Европе верят в Бога, но необязательно в такого, как описано в Библии

— Непрактикующие христиане скорее положительно относятся к церквям и религиозным организациям, считая, что те служат обществу – помогают бедным и объединяют людей. Их отношение к институту Церкви хуже, чем у христиан, посещающих церковь, но они скорее, чем европейцы без определенной религиозной принадлежности, склонны верить, что церкви и другие религиозные организации вносят позитивный вклад в общество.

— Христианская идентичность в Западной Европе сопровождается высоким уровнем негативного отношения к иммигрантам и религиозным меньшинствам. Самоидентифицированные христиане – независимо от того, посещают они церковь или нет – чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, выражают негативные взгляды относительно иммигрантов, а также мусульман и евреев.

— Подавляющее большинство непрактикующих христиан, как и подавляющее большинство людей без определенной религиозной принадлежности, выступают за законные аборты и однополые браки. Христиане, посещающие церковь, более консервативны в этих вопросах, хотя многие, а в некоторых странах большинство, поддерживают законные аборты и однополые браки.

— Почти все посещающие церковь христиане, воспитывающие несовершеннолетних детей (до 18 лет), утверждают, что воспитывают детей в христианской вере. Среди непрактикующих христиан таких несколько меньше, хотя подавляющее большинство также признают, что воспитывают своих детей как христиан. Нерелигиозные родители, как правило, при воспитании детей не касаются вопросов религии.

Религиозная идентичность и практика – не единственные факторы, влияющие на убеждения и мнения европейцев по данным вопросам. Например, высокообразованные европейцы, как правило, терпимы к иммигрантам и религиозным меньшинствам. Как показывает исследование, посещающие церковь христиане, непрактикующие христиане и европейцы без определенной религиозной принадлежности имеют различные религиозные, культурные и социальные взгляды.

Бог без Библии: кто избегает духовности


Большинство непрактикующих христиан и христиан, посещающих церковь, также верят в жизнь после смерти и убеждены в существовании души. А большинство взрослых без определенной религиозной принадлежности отвергают веру в загробную жизнь и не верят, что имеют душу.

Большинство европейцев без религиозной принадлежности считают, что наука сделала религию ненужной

Церковь и государство: вместе или рядом

Западные европейцы относятся настороженно к сращиванию государства и Церкви. В 15 обследованных странах преобладающим является мнение, что Церковь должна быть отделена от государства (60%).


Христиане, посещающие церковь, гораздо чаще, чем непрактикующие христиане, выступают за государственную поддержку религиозных ценностей. В Австрии, например, большинство (64%) христиан, посещающих церковь, занимают эту позицию, в то время как среди непрактикующих христиан – только 38%.

Христиане чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, говорят, что власти должны поддерживать религиозные ценности и убеждения

Отмечена доля тех, кто считает, что государство должно поддерживать религиозные ценности и убеждения. Цветом выделены слева направо: люди без определенной религиозной принадлежности, непрактикующие христиане, практикующие христиане; вертикальная черта – средняя доля среди опрошенных в целом.

Христиане, посещающие церковь, положительно оценивают роль религиозных организаций в обществе. Например, почти каждый четвертый христианин в Бельгии (73%), Германии (73%) и Италии (74%) согласен с тем, что церкви и другие религиозные учреждения играют важную роль в оказании помощи бедным и нуждающимся.

Кровь и почва: дает ли вера превосходство

Большинство граждан Италии и Португалии и менее половины Швеции и Дании считают, что, чтобы действительно разделять национальную идентичность, нужно быть гражданином страны в нескольких поколениях (например, чтобы быть настоящим датчанином, нужно иметь датское происхождение).


Непрактикующие христиане реже, чем практикующие, считают, что родословная – ключ к национальной идентичности. Люди без определенной религиозной принадлежности считают так еще реже.

И регулярно посещающие церковь, и непрактикующие христиане чаще, чем люди без определенной религиозной принадлежности, связывают национальную идентичность с происхождением

Отмечена доля тех, кто считает, что для того, чтобы считаться истинным гражданином страны, необходимо иметь соответствующее происхождение. Цветом выделены слева направо: люди без определенной религиозной принадлежности; непрактикующие христиане; практикующие христиане; вертикальная черта – средняя доля среди опрошенных в целом.

Другими словами, в целом христиане Западной Европы чаще склонны выражать националистические настроения.

Секс и дети: что происходит с европейской семьей

Подавляющее большинство непрактикующих христиан и граждан без определенной религиозной принадлежности по всей Западной Европе поддерживают законные аборты и однополые браки.

С другой стороны, практикующие христиане значительно более консервативны в вопросах абортов и однополых браков.


Образованность сильно влияет на отношение к этим вопросам: респонденты, получившие образование в колледже, значительно чаще, чем респонденты с меньшим уровнем образования, выступают за законный аборт и однополые браки. В целом женщины чаще, чем мужчины, выступают за законный однополый брак.

Люди без определенной религиозной принадлежности и непрактикующие христиане в основном поддерживают законные аборты и однополые браки

Отмечена доля тех, кто поддерживает легализацию абортов (слева) и однополых браков (справа). Цветом выделены слева направо: практикующие христиане, непрактикующие христиане, люди без определенной религиозной принадлежности; вертикальная черта – средняя доля среди опрошенных в целом.

Из прошлого в будущее: как изменится христианство в Европе


Большинство жителей Западной Европы называют себя христианами. Но процент христиан снизился, особенно в некоторых странах. Сегодня жители Западной Европы чаще заявляют о том, что были воспитаны в христианских семьях, чем что считают себя христианами.

Доля взрослого населения без определенной религиозной принадлежности колеблется от 15% в Ирландии, Италии и Португалии до 48% в Нидерландах

Отмечена доля тех, кто считает себя атеистом, агностиком и не относит себя к определенной религии по странам Западной Европы

Но в некоторых странах (Бельгия, Дания и Франция) атеистов в этой категории столько же, сколько людей без определенной религиозной принадлежности.

Однако эти цифры в разных странах существенно различаются. Например, подавляющее большинство взрослых без определенной религиозной принадлежности в Испании (86%) и Португалии (74%) подтверждают, что они выросли в христианской вере. В Великобритании, напротив, примерно две трети (65%) взрослых без определенной религиозной принадлежности говорят, что выросли в религиозных семьях.

Взрослым без определенной религиозной принадлежности, которые воспитывались в христианских семьях (или семьях, исповедующих другие религии), был задан ряд вопросов о потенциальных причинах, по которым они отошли от религии. Респонденты могли выбрать из нескольких причин.

Небольшая группа опрошенных приводит другие причины. Например, люди считают, что религия не удовлетворяет их духовные потребности, или сообщают, что отошли от религии, когда выходили замуж/женились на нерелигиозном партнере.

Вероятно, некоторые западноевропейцы отказались от своей религиозной идентичности из-за существующих в религиях консервативных взглядов на мультикультурализм, сексуальные нормы и гендерные роли. Возможно, их отношение к иммигрантам изменилось вместе с изменением их религиозной идентичности.

Тем не менее, значительная доля людей без определенной религиозной принадлежности в 15 странах, охваченных исследованием, верят в Бога или какую-либо другую высшую силу.

Pew Research Center опубликовал исходный текст на английском языке, но не пересмотрел или не одобрил этот перевод

Pew Research Center has published the original content in English but has not reviewed or approved this translation

Читайте также: