Хранение химических реактивов в лаборатории кратко и понятно

Обновлено: 05.07.2024

Хранение химических реактивов в лаборатории регламентировано как и внутренними правилами безопасности, так и на законодательном уровне. Это обусловлено тем, что риски возникновения чрезвычайных ситуаций на химическом предприятии присутствуют не только в производственном процессе, но и в процессе хранения химических веществ.

3 основных требования к лабораториям

Хранение химических реактивов осуществляется в специально оборудованных для этого помещениях. Рассмотрим основные требования к таким помещениям:

  • Во-первых, влажность. Так как некоторые химические вещества взаимодействуют с водой, то % влажности необходимо минимизировать.
  • Во-вторых, проветриваемость. Все испарения вентиляция должна исправно выводить. Причем не допускается нагревание воздуха, во избежание возникновения каких-либо реакций.
  • В-третьих, освещение. Помещение хранения в идеале должно освещаться искусственным освещением со специальными светильниками. Если есть присутствие солнечных лучей, то необходимо исключить их попадание на сосуды с реактивами. Для исключения нагревания помещения рекомендуется использование автоматических систем климат контроля.

Особенности хранения

Исходя от типа вещества, хранение химических реактивов в лаборатории подразделяется на следующие особенности:

  1. Если вещества горючие газообразные, то они хранятся отдельно от окисляющихся газов. Совместно они могут находиться с инертными и горючими газами;
  2. Неорганические кислоты сберегаются отдельно от любых других реактивов;
  3. Необходимо исключение попадания света и тепла в случаях самовоспламеняющихся веществ;
  4. Яды хранятся отдельно от других химических реактивов.

Все особо опасные реактивы помечаются специальными этикетками. Также необходимо обеспечить им хранение в специальной герметичной посуде. Для хранения особо агрессивных химических веществ используют кислостойкие сосуды. Категорически исключено использование посуды из-под других реактивов без предварительной специальной очистки и обработки.

Утилизация отходов

Возникновение химических отходов – неотъемлемая часть лабораторных работ. Отходы производства присутствуют всегда.

В случаях с нетоксичными и неагрессивными веществами возможно выливание отходов в канализацию. Но нужно помнить, что предварительно они растворяются в воде.

Токсичные и агрессивные вещества требуют особого подхода. В случаях с опасными веществами подготавливаются специальные паспорта опасных отходов. По этим паспортам в дальнейшем определяются способы утилизации. В первую очередь такие отходы проходят процедуры обезвреживания. Далее, они смешиваются с другими веществами и в качестве сырья используются в других отраслях.

по приобретению, хранению, использованию и утилизации реактивов в химической лаборатории общеобразовательного учреждения.

Настоящая инструкция разработана на основе следующих документов:

Типовое Положение об общеобразовательном учреждении (Постановление Правительства РФ от 19.03.2001 г. № 196)

Нормы и требования к учебным кабинетам и подразделениям.
НД УМБ РАО-2-2000 Издание официальное
Разработан и внесен Центром средств обучения (Центр СО) Института общего среднего образования Российской академии образования (ИОСО РАО).

Зав. Центром: член-корр. РАО, профессор, доктор педагогических наук Т.С. Назарова

Ответственные исполнители: кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Е.В. Волошинова; сотрудник Е.В. Волошина; кандидат технических наук, зав. лабораторией стандартизацией и качества средств обучения О.Д. Черникова

Исполнители: Ведущий конструктор В.И. Гузеева, Научный сотрудник Т.Н. Тренева

(Н.И. Аппарович), М.Б. Вестицкий, А.Г. Восканян, М.Б. Волович, Е.В. Волошинова, Е.А. Гельтищева, А.Е. Глозман, Т.Ф. Горбунькова, С.И. Гудилина, М.Л. Емельянова, (Л.М. Зельманова), О.А. Кожина, И.Ю. Кудина, В.Н. Лаврова, Г.Г. Левитас, Н.Н. Малюков, К.Н. Марков, Т.С. Назарова, А.В. Николаенко, Е.С. Поларт, Н.А. Пугал, И.В. Роберт, К.М. Тихомирова, Е.Н. Ястребцева.

Утвержден Ученым советом ИОСО РАО 25 октября 1999 г.

(с) Институт общего среднего образования РАО Центр средств обучения, 2000

5. Постановление Правительства РФ от 30 июня 1998 г. N 681 "Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю вРоссийской Федерации" (с изменениями от 6 февраля, 17 ноября 2004 г., 8 июля 2006 г.)

6. ЦЕНТР СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ. П Е Р Е Ч Н И УЧЕБНОГО ОБОРУДОВАНИЯ ПО ХИМИИ ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ РОССИИ
Москва, 1998
Разработано Центром средств обучения Института общего и среднего образования РАО. Авторы-составители: Т.С. Назарова, В.Н. Лаврова, Л.С. Зазнобина, Н.С. Куприянова
Утверждено Ученым Советом "20 " июня 1998
(С) Центр средств обучения Института общего среднего образования РАО, 1998 г.

1. Приобретение реактивов

1.2. В школах используют химические реактивы, имеющие квалификацию "чистые", но допускается применение веществ с квалификацией "технические".

1.3. Реактивы могут быть приобретены в виде наборов или порознь.

Для фронтальных работ, лабораторных опытов и практических занятий необходимо приобретать не менее одного экземпляра (набора, комплекта) оборудования на двоих учащихся.

1.6. Ответственным за приобретение и транспортировку реактивов является заместитель директора по АХЧ.

2. Хранение реактивов

2.1. Не допускается совместное хранение реактивов, способных к активному взаимодействию друг с другом. Распределение реактивов по группам хранения приведено в приложении 2.

2.2. Все реактивы в первичной таре должны храниться в лаборантской. Разрешается первичную тару размещать во вторичной таре. В кабинете допускается располагать реактивы VIII группы хранения и растворы, предназначенные для предстоящих лабораторных или практических работ, при условии, что шкафы запираются, а ключи от них нахо­дятся у заведующего кабинетом или учителя.

2.4. Хранить реактивы и растворы в таре без этикеток или с надписями на ней, сделанными карандашом по стеклу, запрещается; если этикетка утеряна, а идентифицировать содержимое не представляется возможным, оно подлежит уничтожению (Приложение 3).Если содержимое возможно точно идентифицировать, то допускается изготовление этикетки по образцу ( Приложение 4).

2.5. Слабые растворы кислот и щелочей ( концентрация не более 5 %) разрешается хранить в толстостенной стеклянной посуде в нижних секциях вытяжного шкафа или в специальном шкафу с естественной вентиляцией на химически стойких поддонах.

Запрещается хранить растворы щелочей в склянках с притертыми пробками, ЛВЖ и ГЖ — в сосудах из полимерных материалов.

Разрешается вместо этого ящика использовать любые прочные металлические сосуды типа бачка, контейнера для транспортирования кинопленки объемом около 10 л. В их крышке должны быть такие же отверстия, а стенки и дно изнутри изолированы асбестом.

Весь спирт, приобретаемый школой, должен размещаться вместе с ЛВЖ в кабинете химии.

Диэтиловый эфир не должен храниться более одного года с момента выпуска. Если этот срок прошел, следует подвергнуть эфир специальной обработке (Приложение 5).

2.6. Реактивы групп II—VI следует хранить в соответствии с рекомендациями приложения 6. Реактивы VIII группы разрешается размешать рядом с реактивами любой из групп II—VI.

2.7. Реактивы VII группы хранятся только в сейфе, ключи от которого должны быть у директора и заведующего кабинетом. На внешней дверце сейфа приводится опись реактивов, утвержденная приказом, с указанием разрешенных для хранения максимальных масс или объемов.

Примечание. В сейфе на верхней полке хранят: бром; аммония дихромат; бария оксид, гидроксид, нитрат и хлорид; кали едкое, калия дихромат, роданид, хромат; кобальта сульфат; натрия сульфид девятиводный, фторид, натр едкий; никеля сульфат; хрома (III) хлорид; свинца ацетат; серебра нитрат; цинка сульфат и хлорид.

На нижней полке хранят: хлористый метилен, хлороформ, дихлорэтан, гексахлорбензол, углерод четыреххлористый, фенол, анилин, анилин сернокислый, спирт изоамиловый.

2.8. Запрещается изменять относительное расположение реактивов в сейфе на полках и перефасовывать из заводской тары реактивы и материалы, обозначенные в приложении 7 значками X и XX.

2.9. Реактив V группы хранения — красный фосфор не следует изымать из заводской тары (металлического контейнера). Другие вещества этой же группы разрешается хранить только в заводской упаковке.

2.10. Растворы формалина с массовой долей вещества выше 5% необходимо хранить вместе с ЛВЖ и ГЖ.

2.11. Щелочные металлы допускается размещать вместе с ЛВЖ и ГЖ. Слой консерванта над металлом должен быть не менее 0,01 м. Ампулы со щелочными металлами и кальцием хранятся во вторичной таре в запирающихся шкафах или сейфе.

1.7.19. Хранение раздаточного материала. Для проведения лабораторных опытов и практических работ используют выпускаемые промышленностью наборы посуды и принадлежностей (НПМ) и посуды для реактивов (НПР) для работ с малыми количествами реактивов. Их постоянно размещают на рабочих местах обучающихся. Кроме таких настольных комплектов требуются дополнительные наборы реактивов, материалов эпизодического использования (например, по курсу органической химии и др.). Эти наборы комплектует учитель или лаборант и размещают их в малых лотках лоточных секций в лаборантском помещении.

Наряду с использованием выпускаемых промышленностью наборов НПР и НПМ допускается выдача необходимых реактивов, посуды и принадлежностей непосредственно перед работой - в лотках. В этом случае химическая посуда малого объема, лабораторные принадлежности, склянки и банки с реактивами определенной номенклатуры также хранят в малых лотках лоточных секций по видам изделий и по наименованию реактивов. Наборы комплектует лаборант или учитель и размещает их в специальные раздаточные лотки перед выполнением работы заранее.

3.1. Выдача учащимся реактивов для опытов производится в массах и объемах, не превышающих необходимые для данного эксперимента, а растворов — концентрацией не выше 5%. На рабочих местах для постоянного пользования допускаются только реактивы и растворы набора типа НПР.

3.2. В канализацию запрещается выбрасывать реактивы, сливать их растворы, ЛВЖ и ГЖ. Их собирают для по­следующего обезвреживания (Приложение 8).

3.3. Разлитый водный раствор кислоты или щелочи засыпать сухим песком или сухой измельченной глиной. Совком переместить адсорбент от краев к середине, собрать в полиэтиленовый мешочек, завязать плотно и выбросить с твердыми отходами кабинета. Место разлива обработать нейтрализующим раствором, а затем промыть водой.

3.4. При разливе ЛВЖ и других органических реактивов действовать в соответствии с рекомендациями приложения 8.

3.5. Обрезки щелочных металлов и кальция необходимо ликвидировать в тот же день, когда они получены (приложение 9).

3.6. Отработанные ЛВЖ и ГЖ разрешается хранить вместе с исходными реактивами до последующего сжигания (приложение 8).

3.7. Учащимся, которым по состоянию здоровья медицинскими органами запрещено работать с реактивами и растворами, администрация школы обязана обеспечить работу по индивидуальной программе.

3.8. Опыты, при которых возможно загрязнение атмосферы учебных помещений токсичными веществами (хлором, сероводородом, фосфином, оксидом углерода(II), бромом, бензолом, дихлорэтаном, диэтиловым эфиром, формалином, уксусной кислотой, аммиаком), необходимо проводить в исправном вытяжном шкафу или в приборах — замкнутых системах с адсорбцией или аспирацией выделяющихся веществ. В системы с аспирацией следует вводить устройство для контроля за наличием разрежения.

3.9. В качестве адсорбентов для газов и паров разрешается применять активированный уголь (кроме смеси хлора и водорода, которая на активированном угле реагирует со взрывом), водные растворы кислот и щелочей, натронную известь.

3.10. В системах с аспирацией без адсорбции собранные газы по окончании эксперимента вытесняются из аспиратора с помощью напорной склянки в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. Во время этой операции поджигать газ запрещается.

Перед внесением очередной порции жидкость необходимо перемешать до растворений всего вещества. После остывания раствор добавлением воды довести до нужного объема.

3.12. Взятие навески твердой щелочи разрешается пластмассовой или фарфоровой ложечкой. Запрещается использовать металлические ложечки и насыпать щелочи из склянок через край. На весы необходимо поместить фарфоровую выпарительную чашу. Бумагой для этой цели пользоваться запрещается.

3.13. Работа со щелочными металлами, кальцием, концентрированными кислотами и щелочами при подготовке и проведении опытов должна проводиться с применением спецодежды и средств индивидуальной защиты.

3.14. Резка лития и натрия и очистка металлов от оксидной пленки должна проводиться под слоем керосина в широком стеклянном сосуде типа кристаллизационной чаши.

3.15. Демонстрировать взаимодействие щелочных металлов и кальция с водой необходимо в химических стаканах типа ВН-600, наполненных по высоте не более чем на 5 см. В этом случае допускается демонстрация опыта без защитных экранов.

3.16. Переливание концентрированных кислот (уксусной, азотной, соляной, муравьиной), а также водного раствора аммиака и приготовление из них растворов должно производиться в вытяжном шкафу или на открытом воздухе. При этом обязательным является использование воронки, а также применение спецодежды и средств индивидуальной защиты. При пользовании пипеткой запрещается засасывать жидкость ртом.

3.17. Во время приготовления растворов жидкость большей плотности следует вливать в жидкость меньшей плотности.

3.18. Твердые сыпучие реактивы разрешается брать из склянок только с помощью совочков, ложечек, шпателей, пробирок.

3.19. Растворы необходимо наливать из сосудов так, чтобы при наклоне этикетка оказывалась сверху (этикетку — в ладонь!). Каплю, оставшуюся на горлышке, снимают краем той посуды, куда наливается жидкость.

3.20. Разборка приборов после экспериментов с использованием или образованием веществ 1, 2 и 3-го класса опасности производится в соответствии с указаниями по демонтажу (приложение 10).

4.1. Отработанные водные растворы собирают независимо от их происхождения в закрывающийся стеклянный сосуд вместимостью не менее 3 л. После того как он наполнится на 4/5, проверяют рН и нейтрализуют при необходимости жидкость до рН = 7 — 7,5 твердыми карбонатами или гидроксидами натрия или калия. Жидкость выливают в канализацию с одновременной подачей избытка воды.

4.2. Отходы ЛВЖ и ГЖ уничтожают путем сжигания на открытом воздухе согласно рекомендациям приложения 8.

4.3. Реактивы с истекшим сроком годности или утратившие свойства по другим причинам ( нарушение условий хранения реактива, герметичности его упаковки), подлежат утилизации в условиях школьной лаборатории ( приложение 11).

4.4. Реактивы, не подлежащие утилизации в условиях школьной лаборатории ( приложение 12), с истекшим сроком годности, утратившие свойства по другим причинам ( нарушение условий хранения реактива или герметичности его упаковки) списываются с составлением акта по установленной форме (приложение 13), упаковываются в отдельную тару по группам хранения и передаются на централизованную утилизацию ответственному по ОТ и ТБ Управления образования г. Белово. Подготовленные к утилизации реактивы хранят в лаборатории в специально отведённом месте.

2.2. Хранить химические реактивы и препараты следует в отдельном помещении, ориентированном на север, имеющем отопление, вентиляцию, искусственное освещение.

2.3. Реактивы должны храниться на стеллажах или в шкафах и быть доступны только для ответственного за них лица (назначенного приказом главного врача СЭС).

2.4. Температура воздуха в помещении для хранения реактивов должна быть от +8 °C до +20 °C, относительная влажность - 60 - 70 %.

2.5. Хранение реактивов следует систематизировать по их классам: неорганические вещества - простые вещества (металлы и неметаллы); оксиды, основания, соли (расставлять по катионам); органические вещества (расставлять по алфавиту). Кислоты хранить отдельно. Над каждым классом реактивов должна быть надпись.

2.6. При хранении сыпучих, твердых веществ, растворителей, жидких реактивов не рекомендуется их перемещать в другую емкость и следует хранить в таре завода-изготовителя с этикеткой предприятия или расфасовщика. В исключительных случаях допускается их розлив в меньшие емкости при соблюдении правил техники безопасности и условий, гарантирующих сохранение химических свойств реактивов.

2.7. Химические реактивы, используемые в каждодневной работе лабораторий, допускается хранить в специальных шкафах в помещении лаборатории. Ассортимент и количество их должны быть минимальными. Лабораторным подразделениям необходимо иметь список таких реактивов.

2.8. Республиканским, краевым, областным санэпидемстанциям для организации соблюдения правил и сроков хранения химических реактивов в лабораториях нижестоящих санэпидстанций следует иметь фонд государственных стандартов и другой НТД на применяемые в работе химические реактивы.

2.10. При организации хранения необходимо учитывать основные опасные свойства *(1) химических реактивов, в том числе влагочувствительность, светочувствительность, термочувствительность, пожароопасность, токсичность.

*(1) Свойства, существенно влияющие на стабильность качественных показателей химических соединений, а также способные послужить причиной пожара, взрыва, отравления или заболевания персонала.

2.11. Во всех помещениях для хранения реактивов следует поддерживать чистоту и порядок, возможность свободного доступа ко всем стеллажам.

*(2) См. Приложение 1. Список реактивов, наиболее часто применяемых в лабораториях санэпидстанций.

3.1. Хранение влагочувствительных реактивов.

Влагочувствительные реактивы - реактивы, которые при контакте с водой или влагой могут изменять свои свойства и состояния, переходят в кристаллы, воспламеняются, выделяют газы и т.п.

3.1.1. Влагочувствительные реактивы следует хранить в герметичной упаковке; особо гигроскопические и влагочувствительные реактивы сохранять в дополнительной упаковке, герметически жестком футляре или полиэтиленовом мешочке.

3.2. Хранение светочувствительных реактивов.

Светочувствительные реактивы - реактивы, которые под действием света могут изменять свои свойства - окисляться, восстанавливаться, изомерироваться, разлагаться и менять свой цвет.

3.2.1. Светочувствительные реактивы необходимо хранить в таре из оранжевого стекла или светонепроницаемого материала. Допускается хранение некоторых светочувствительных реактивов в таре из бесцветного стекла, но с обязательной упаковкой в черную бумагу.

3.2.2. Перемещение светочувствительных реактивов необходимо проводить осторожно, не допускать нарушения герметичности упаковки и разрыва светонепроницаемой обертки (фотохимические реакции ускоряются в присутствии воздуха, особенно влажного).

3.2.3. Светочувствительные реактивы следует хранить в темном месте, исключающем попадание на реактивы прямых солнечных лучей.

3.2.4. Каждую новую полученную партию светочувствительных реактивов помещают на стеллаже позади имеющейся в наличии партии светочувствительных реактивов.

3.3. Хранение термочувствительных реактивов.

Термочувствительные реактивы - реактивы, изменяющие свои свойства под действием температуры окружающей среды; низкоплавящиеся, низкозатвердевающие, низкокипящие; кипящие до 20 °C, от 20 до 40 °C, от 40 до 60 °C и т.п.

3.3.2. Реактивы с низкой температурой плавления необходимо хранить в прохладном месте, вдали от отопительных элементов, в условиях, обеспечивающих температуру окружающей среды ниже температуры плавления реактива. Хранение их на открытом месте не допускается.

3.3.3. Реактивы с низкой температурой затвердения следует хранить при температуре не выше температуры затвердения реактива.

3.3.4. Низкокипящие реактивы в зависимости от их температуры кипения необходимо хранить в металлических баллонах, запаянных в стеклянных ампулах, в герметически укупоренной таре из стекла, металла или полимерного материала, при температуре ниже температуры кипения.

3.3.5. Термолабильные реактивы должны храниться в холодильнике при температуре от +4 до -20 °C с соблюдением указаний на этикетках по условию их хранения.

3.4. Хранение пожароопасных реактивов.

Пожароопасные реактивы - реактивы, способные к самопроизвольному воспламенению, загоранию, к взрыву или от воздействия тепла, электрической искры, удара, трения, сжатия, при соединении с водой и т.п.

3.4.1. Пожароопасные реактивы необходимо хранить в отдельном помещении вдали от нагревательных приборов, учитывая возможность их самопроизвольного зажигания или взрыва.

3.5. Хранение токсичных реактивов.

Токсичные реактивы - реактивы, которые при попадании в организм, на кожу или слизистые человека оказывают особо вредное воздействие, нарушая деятельность органов и тканей или приводя к их гибели.

3.5.1. Токсичные реактивы группы сильнодействующих ядовитых веществ (СДЯВ) хранятся по правилам, указанным в п. 5.2.

4.2. Приготовленные растворы должны помещаться в посуду с притертыми пробками или в полиэтиленовые флаконы с привинчивающимися крышками (если в НТД нет других указаний).

4.3. На посуду, в которую помещен приготовленный раствор, необходимо наклеить этикетку с четким названием раствора и даты его приготовления. Допускается хранение приготовленных растворов в посуде, в которой они изготовлялись, только в случае их полного расходования в день приготовления. На указанной посуде должна быть этикетка с четким названием приготовленного раствора и даты приготовления.

4.4. Приготовленные растворы должны храниться при температуре от +15 до +25 °C в соответствии с установленным сроком хранения.

4.5. Допускается приготовление точных и отдельных вспомогательных растворов в лабораториях вышестоящих санэпидстанций для лабораторий нижестоящих СЭС. Учет приготовления и расхода их в этом случае следует вести отдельно.


Лаборатория должна располагать ресурсами, необходимыми для управления лабораторной деятельностью и для ее осуществления. Такие ресурсы, в частности химические реактивы, стандартные образцы и другие запасы, приобретенные для обеспечения испытаний, нуждаются в соответствующем контроле, учете и хранении с целью исключения при использовании отрицательного влияния на качество испытаний.

Приобретение и входной контроль

Приобретение химических реактивов, стандартных образцов и других запасов (далее — материалов) для целей испытаний продукции осуществляется лабораторий по заявкам (форму заявки устанавливает лаборатория).

Приобретенные материалы должны соответствовать требованиям соответствующих нормативных документов и иметь необходимые сопроводительные документы (паспорт изготовителя, сертификат соответствия, гигиенический сертификат и другие документы).

Персонал лаборатории проводит входной контроль сопроводительной документации и материалов. После проведения анализа сопроводительных документов и их технического содержания принимают решение об одобрении материалов к использованию.

Далее персонал лаборатории:

  • сверяет полученные материалы со счетом или спецификацией на приобретение;
  • проверяет целостность упаковки и наличие необходимой документации (паспорт, сертификат, удостоверение качества, инструкция);
  • регистрирует поступивший реактив в журнале учёта химических реактивов (форму журнала устанавливает лаборатория);
  • определяет место хранения.
Учет и идентификация

В журнале учёта химических реактивов отражаются следующие данные:

  • название реактива;
  • нормативный документ, по которому изготовлен реактив;
  • дата прихода реактива;
  • количество;
  • дата изготовления;
  • срок годности;
  • подпись сотрудника, принявшего реактив, с расшифровкой (если журнал ведётся в электронном виде, то подпись сотрудника не требуется).

Каждую ёмкость с поступившим химическим реактивом идентифицируют с присвоением номера согласно перечню химических реактивов.

В случае, если на ёмкости с поступившим химическим реактивом отсутствует этикетка завода-изготовителя или поставщика, или химический реактив перефасовывается в другую ёмкость, ёмкость должна снабжаться этикеткой, на которой содержится следующая информация:

  • название реактива;
  • поставщик;
  • степень чистоты;
  • дата изготовления;
  • содержание вещества;
  • химическая формула;
  • срок годности;
  • номер партии;
  • масса нетто;
  • нормативная документация на химический реактив.
Хранение реактивов и стандартных образцов

Реактивы должны храниться в условиях, предписанных нормативными документами, по которым изготовлен реактив, и в соответствии с методическими рекомендациями по технике безопасности при работе в аналитических лабораториях.

Химические реактивы, используемые в каждодневной работе лаборатории, хранятся в специальных шкафах в помещении лаборатории.

Хранение химических реактивов в шкафах осуществляется согласно перечню химических реактивов, который закрепляют на внутренних сторонах дверей шкафа. Персонал лаборатории должен нести ответственность за своевременное обновление этого перечня.

Расход реактивов, использованных в лаборатории, фиксируется в журнале (форму журнала устанавливает лаборатория).

Хранение приготовленных растворов и стандартных растворов в шкафах осуществляется также согласно перечню приготовленных растворов, который закрепляют на внутренних сторонах дверей шкафа. Персонал лаборатории несет ответственность за своевременное обновление перечня приготовленных растворов и стандартных растворов, находящихся на хранении в лаборатории.

Ёмкости с растворами идентифицируются с присвоением номера согласно перечню химических реактивов и снабжаются этикетками, которые содержат следующую информацию:

  • название химического вещества;
  • концентрация раствора;
  • нормативная документация на метод;
  • дата приготовления;
  • срок годности (при наличии такой информации в нормативной документации на метод).

При хранении растворов химических реактивов и стандартных растворов в холодильнике там должен находиться поверенный градусник. Показания градусника ежедневно фиксируются в журнале регистрации температуры в холодильнике (форму журнала устанавливает лаборатория).

На холодильник вывешивается перечень стандартных растворов и растворов химических реактивов, хранящихся в холодильнике.

Стандартные растворы и растворы химических реактивов, хранящиеся в холодильнике, идентифицируются и маркируются.

Ссылка на источник


Химические реактивы - вещества, применяемые в лабораториях для анализа, научных исследований при изучении способов получения, свойств и превращений различных соединений. Обычно к химическим реактивам относят как индивидуальные вещества, так и некоторые смеси веществ (например, петролейный эфир). Также химическими реактивами называются растворы довольно сложного состава специального назначения (например, реактив Несслера - для определения аммиака).

Обеспечение сохранности и порядка использования химических реактивов осуществляется в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами:

Письмо Министерства образования РФ от 16.06.1994 года № 065-М "О недопущении использования в образовательных учреждениях ртути и ртутьсодержащих приборов"

Приказ Министерства просвещения СССР от 10.07.1987 года № 127 "О введение в действие Правил техники безопасности для кабинетов (лабораторий) химии общеобразовательных школ"

Выделяют при взаимодействии с водой легковоспламеняющиеся газы

Литий, натрий, кальций металлический, карбид кальция

В лаборантском в шкафу под замком или вместе с ЛВЖ (4 группа) под слоем консерванта - вазелинового масла

Самовозгораются на воздухе при неправильном хранении

Диэтиловый эфир, ацетон, бензол, этиловый спирт, толуол, циклогексан, изобутиловый спирт, этиленгликоль, формалин 5%-ный, кислота масляная и др.

В лаборантской в металлическом ящике или в специальной укладке. Верхнюю крышку и ручку обернуть негорючим материалом. На дне - песок слоем 5 см. В крышке 6 отверстий диаметром по 1 см. Ящик окрашен светлой краской и имеет соответствующие знаки. Ящик должен стоять вдали от нагревательных приборов. Можно совмещать только со 2 группой.

Легковоспламеняющиеся твердые вещества

Сера черенковая, фосфор красный, парафин, активированный уголь, графит, олеиновая кислота, пальмитиновая кислота, стеариновая кислота, бензойная кислота и др.

В лаборантской в шкафу под замком

Воспламеняющиеся (окисляющиеся) реактивы

Калия перманганат, азотная кислота (ρ=1,42 г/мл), нитраты калия, натрия, алюминия, аммония и др.

В лаборантской в шкафу, отдельно от 4 и 5 групп

Повышенной физиологической активности

Бром, йод, бария оксид, кали едкое, кальция оксид, кальция гидроксид, натр едкий, свинца оксид, аммония дихромат, бария нитрат и хлорид и др.

Читайте также: