Факторы размещения автомобилестроения в россии кратко

Обновлено: 02.07.2024

Содержание

Введение 3
1. Значение автомобилестроения для российской экономики. 4
1.1. Роль автомобильной промышленности в экономике промышленно-развитых стран. 4
1.2. Влияние отрасли на социально-экономическую ситуацию в Российской Федерации. 4
2. Динамика и структура российского автомобилестроения 5
3. Территориальное расположение предприятий отрасли, основные факторы размещения. 7
4. Государственная поддержка автомобилестроения в Российской Федерации. 11
Заключение. 13
Приложение 1. Действующие ставки таможенных пошлин на ввозимые автомобили и размеры утилизационного сбора. 15
Список литературы 20

Прикрепленные файлы: 1 файл

Реферат Технология.doc

В приведенной ниже таблице отечественные автомобильные заводы отсортированы по городам дислокации.

Toyota (посёлок Шушары); General Motors (Chevrolet, Opel) (посёлок Шушары); Nissan; Hyundai (Kia); Scania (посёлок Шушары); Navistar International (город Пушкин); ЯРОВИТ Моторс

Ford (город Всеволожск)

Volkswagen; Skoda; Peugeot — Citroen — Mitsubishi; Volvo; Audi

ЗиЛ; Renault; Marussia Motors

УралАЗ (Группа ГАЗ); Iveco-AMT

Автотор (сборка автомобилей BMW; GM (Opel, Chevrolet, Cadillac); Hyundai; KIA)

ПАЗ (Группа ГАЗ) город Павлово; АМЗ (Военно-промышленная компания) город Арзамас; Правдинский радиозавод город Балахна (производит ЗИЛ-4972; ГВА-3848); Завод корпусов (Военно-промышленная компания) город Выкса; Семар город Семёнов; ЗЗГТ (Группа ГАЗ) город Заволжье; Русская автомобильная компания (УК КОМ) город Богородск (производит Русак); Инновационные технологии (Интех) город Ворсма

КАМАЗ; Соллерс-Набережные Челны (производит SsangYong; Fiat); Атон Импульс (производит Викинг 2992)

ИЖ (производит Lada Granta; KIA; Иж)

УАЗ (Соллерс); BAW-RUS Motor Corporation

ТагАЗ (производит Tagaz; Chery; Hyundai; BYD)

Derways (производит Lifan)

Чеченавто (производит Lada Priora)

ЕлАЗ; Соллерс-Елабуга (производит Fiat Ducato)

ЦАРЗ (производит Iveco LMV)

Соллерс-Дальний Восток (производит SsangYong; Mazda; Toyota)

Соллерс-Дальний Восток (производит SsangYong; Mazda; Toyota)

Ямалспецмаш (производит Ямал)

Кузбассавто ( производит Hyundai)

Как видно из приведенной таблицы, условно можно выделить два типа территорий, где в России производятся автомобили:

  • Центры автомобилестроения, оставшиеся с советских времен. Это, прежде всего, Поволжье (Тольятти, Ульяновск, Энгельс, набережные Челны), второе место - Волговятский район (Нижний Новгород, Павлово), третье дместо занимает Москва и Московская область, последнее место – Урал (Ижевск, Курган, Миасс).
  • Новые автомобильные центры, где сконцентрировано производство иномарок и комплектующих для них (Калининград, Калуга, Санкт-Петербург и Ленинградская область).

При размещении предприятий на территории Российской Федерации иностранные производители оценивают, прежде всего, следующие характеристики субъектов РФ и муниципальных образований:

  1. Фактор наличия трудовых ресурсов. Во-первых, оценивается наличие дешевой рабочей силы. Во-вторых, – уровень квалификации трудовых ресурсов. Производство тяготеет к районам или крупным промышленным центрам, обладающим квалифицированными рабочими и научно-техническими кадрами. Как пример можно привести Калугу, где на момент прихода туда Volkswagen уровень оплаты труда был одним из самых низких в центральном регионе. При этом за счет наличия сильных технических ВУЗов и кластера предприятий машиностроения, которые в постсоветский период значительно сократили производство, в городе наблюдался избыток квалифицированных трудовых ресурсов.
  2. Административный ресурс. За счет в целом неблагоприятного инвестиционного климата в стране (трудность прохождения административных процедур, получения разрешений на строительство и подключение к коммуникациям) автопроизводители пришли в те регионы, руководство которых создавало им максимально комфортные условия для работы. Целевые программы, направленные на привлечение в регион инвестиций есть в каждом субъекте федерации и в большинстве крупных городов, но реально работают они в единичных случаях. Так, общаясь с представителями Volkswagen, тогдашний губернатор Калужской области предложил им выбрать для строительства завода любой пустующий участок земли, находящийся в областной собственности, и брал обязательства по надлежащему оформлению всех необходимых разрешений силами областной администрации.
  3. Специализация и кооперирование. Одна из главных особенностей отрасли — наличие широких производственных связей у большинства автомобильных заводов. Автомобильные заводы имеют сотни предприятий-смежников, поставляющих им детали и узлы для автомобиля. Производственные связи между предприятиями, совместно изготавливающими определенную продукцию, называются промышленным кооперированием.
  4. Транспортный фактор. Он воздействует как на осуществление поставок комплектующих, так и на обеспечение потребителей готовой продукцией. Поскольку перевозка автомобилей или их деталей обычно осуществляется на большие расстояния и в разных направлениях, автомобильные предприятия размещаются на транспортных магистралях. При этом надо учитывать, что затраты на транспортировку готовой продукции, как правило, превышают затраты на транспортировку металла для ее производства.
  1. Государственная поддержка автомобилестроения в Российской Федерации.

Возобновление роста производства автомобилей в России, начиная с 2010 года, связано в первую очередь с принятыми мерами государственной поддержки.

Также в 2009 году была запущена программа льготного автокредитования (программа действовала в 2009—2010 годах, второй раунд программы был запущен в 2013 году и продолжается вплоть до настоящего времени). В 2009 году в рамках программы автокредитования было выдано 71 тыс. ссуд, в 2010 году - 155 тыс., оценивая итоги 2013 года специалисты говорят о 200 - 250 тыс. субсидированных ссуд.

С 1 сентября 2012 года при ввозе автомобилей на территорию России необходимо также оплачивать утилизационный сбор. Сумма сбора для физических лиц при ввозе нового автомобиля составляет 2000 р., при ввозе автомобиля возрастом более 3 лет — 3000 р. Для юридических лиц базовая сумма сбора составляет 20 000 р. В зависимости от объема и типа двигателя, а также возраста автомобиля она умножается на соответствующий повышающий коэффициент. В Приложении 1 приведена развернутая информация о размерах таможенной пошлины и утилизационного сбора.

При этом объем рынка легковых автомобилей в РФ к 2020 году должен составить 3,5-3,6 млн автомобилей, а доля импорта - 20% (700 тыс. автомобилей). Производством автомобилей на 50% будут заниматься отечественные компании со стратегическими иностранными партнерами, а еще 50% рынка составят чистые иностранные производства. Объем рынка грузовых автомобилей к указанному периоду должен составить 190 тыс. при импорте не выше 10%, автобусов - 27 тыс. единиц (импорт - не более 5%). Будут ли достигнуты прогнозные показатели покажет время.

В промышленно развитых странах автомобилестроение уже давно является одним из ключевых секторов национального хозяйства, развитие которого приводит к росту производства в целом комплексе сопряженных отраслей экономики, устойчивому росту занятости населения, повышению уровня жизни, дает импульс научно-техническим разработкам, обусловливает развитие транспортной системы и других звеньев инфраструктуры, в конечном счете обеспечивает обороноспособность страны. Страны-лидеры автомобилестроения занимают первые позиции и в мировой экономике; автомобильная отрасль лучше многих статистических выкладок говорит о платежеспособности населения в конкретной стране.

Важная экономическая особенность автомобилестроительной отрасли – это относительно низкая норма прибыли. Она, а также существование таможенных барьеров, жесточайшая конкуренция цен и качества делают этот рынок труднодоступным для вхождения в него новых участников. Мировой рынок автомобилей в настоящее время представлен ограниченным числом фирм и фактически сформировался.

Таким образом, для России с её амбициями, чрезвычайно важно иметь собствееную конкурентоспособную автомобильную промышленность. Текущее состояния отечественного автомиобилестроения не соответствует ни размеру российской экономики, ни научно-техническому и трудовому потенциалу страны. Доля страны в мировом производстве автомобилей составляет менее 2%, при этом 70% отечественного производства приходится на отверточную сборку иномарок.

Государство тратит на поддержку отрасли значительные финансовые ресурсы, что приводят пока только к экстенсивному росту производства (увеличивается количество производимых на территории страны автомобилей). При этом постоянно сокращается производство российских марок. Основная причина - качество и технологический уровень наших автомобилей значительно уступает иномаркам. Если ранее машины отечественных марок могли конкурировать за счет приемлемых цен, то на сегодняшний день данное преимущество стремительно теряется как за счет неоправданного роста цен на машины российских марок, так и за счет выхода на рынок бюджетных иномарок, главным образом, китайского и корейского производства. В 2010 году Правительством РФ была принята стратегия развития автомобильной промышленности РФ до 2020 г.. Общие затраты на реализацию стратегии должны составить 1,2-1,8 трлн руб. К сожалению, в рамках стратегии не было предложено механизмов реформирования отрасли, предполагается поддерживать российских производителей путем создания совместных предприятий с иностранными автоконцернами, прямых инвестиций в действующие производства, субсидирования процентных ставок по автокредитам. Первые три года реализации стратегии показали, что выбранные меры не эффективны, так как не ведут к качественным изменениям в отрасли.

Автомобилестроение относится к среднему машиностроению. Данная отрасль производит грузовые и легковые автомобили, трамваи, автобусы и троллейбусы.

Главный фактор размещения – это наличие квалифицированной рабочей силы. Также важным фактором является транспортный. Поэтому отрасли автомобилестроения размещают в крупный городах, узловых районах.








CTRL+D

Добавьте сайт в закладки







При использовании данного сайта, вы подтверждаете свое согласие на использование файлов cookie в соответствии с настоящим уведомлением в отношении данного типа файлов.

Если вы не согласны с тем, чтобы мы использовали данный тип файлов, то вы должны соответствующим образом установить настройки вашего браузера или не использовать сайт.

Машиностроение – это наиболее сложная отрасль промышленности, состоящая более чем из 70 отдельных отраслей.

Факторы размещения машиностроения в основном зависят от технологии производства.

Основными факторами для всех отраслей являются:

  1. Трудоемкость. Производство машин требует большого объема труда. Поэтому многие отрасли располагаются в районах с большой концентрацией населения. Большие затраты труда присущи таким отраслям как станкостроение и приборостроение.
  2. Наукоемкость. В современном мире очень большой акцент делается на науку. Поэтому предприятия данной отрасли сконцентрированы в основном в центральных районах, обладающих высокоразвитой интеллектуальной базой (НИИ, конструкторские бюро, опытные заводы).
  3. Сырьевой фактор. Например, тяжелое машиностроение требует больших затрат металла, а значит предприятия данной отрасли будут располагаться вблизи месторождений данного сырья.
  4. Потребительский фактор. Продукция машиностроения очень разнообразна, и многие предприятия располагаются, ориентируясь на потребителя. Например, тракторы для перевозки леса производятся в Карелии, так как они достаточно тяжелы для транспортировки.
  5. Транспортный фактор. Поскольку перевозка машин, оборудования и деталей осуществляется зачастую на дальние расстояния, то многие заводы располагаются близко к крупным транспортным магистралям.
  6. Территориальная концентрация

Стоит отметить, что для металлоемкого производства главным фактором является большой объем металла, а для наукоемкого и трудоемкого машиностроения, таким фактором служат квалифицированная рабочая сила и научные разработки.

К примеру, производство точных машин сосредоточенно в районах, где преобладает высококвалифицированная рабочая сила, так как для данного сегмента наличие сырья не играет большой роли.

География машиностроения

Наиболее значимым фактором размещения предприятий машиностроения служат традиции развития промышленности в конкретных географических условиях. Так, к примеру, в США сосредоточенны предприятия тяжелого машиностроения, так как здесь большое скопление металлургических и химических месторождений. Здесь располагаются самые крупные автомобильные и авиационные заводы.

Определенная география машиностроения прослеживается не только в отдельной стране, но и во всем мире.

Готовые работы на аналогичную тему

Например, юг США, Австралия, Канада и часть Аргентины, всегда являлись районами, в которых отлично развито сельское хозяйство и производство пищевых продуктов. Что приводит к большому спросу на сельскохозяйственную промышленность и оборудования переработки пищевых продуктов.

Иногда определяющим фактором размещения того или иного производства является фактор производства. Это в основном относится к металлоемкому производству.

Главные черты размещения машиностроения

Машиностроение развито на всей территории России, но развито оно не одинаково.

Между западными и восточными странами разный уровень развития. Сложилось так, что большая часть производства сосредоточенна на Европейской части России. На эти районы приходится более 90% продукции.

Даже на Европейской части России производство развито не одинаково. 70% приходится на Урал, Центральную Россию и Поволжье.

Машиностроение располагается в основном в крупных городах, таких как Москва, Екатеринбург, Новосибирск и др.

География машиностроения России

Тяжелое машиностроение – это наиболее металлоемкая отрасль. В настоящее время на данную отрасль приходится 60% производимой продукции. Заводы в основном ориентированы на сырьевую базу и на район потребления.

Основными центрами размещения тяжелого машиностроения можно считать Центральный район, Урал (горнодобывающее оборудование), Сибирь, Санкт-Петербург (турбины и генераторы), Екатеринбург (кузнечнопрессовой оборудование).

Общее машиностроение отличается узкой специализацией, вовлеченностью в кооперирование, невысокое потребление металла, массовостью продукции.

Ведущей отраслью общего машиностроения является автомобилестроение, чьих заводов насчитывается более 200. Для данной отрасли важными факторами служат транспортное соединение, именно поэтому крупные мероприятия располагаются вблизи от крупных магистралей.

Главные центры выпуска легковых автомобилей сосредоточены в Тольятти, Москве, Ижевске. Среднетоннажные автомобили выпускаются в Нижнем Новгороде, Москве. Грузовые машины выпускаются в Набережных Челнах. Из Энгельса выходят троллейбусы, а Краснодар и Голицын занимаются выпуском автобусов.

Тракторная промышленность же сосредоточилась в сельскохозяйственных районах, таких как Санкт-Петербург, Челябинск, Липецк.

Электротехническая промышленность располагается в районах с квалифицированной рабочей базой, крупными потребителями и специализированными научно-техническими организациями. В настоящее время крупные предприятия располагаются в Центральном районе, северо-западном и западносибирском.

Станко-инструментальная промышленность сосредоточенна в машиностроительных районах. Размер предприятий сравнительно невелик. Крупными центрами производства являются Москва, Иваново, Рязань, Новосибирск и др.

Приборостроение сосредоточенно в основном в крупных городах (Москва, Московская область), так как данная отрасль требует много квалифицированных рабочих кадров и научно-исследовательскую базу.

Авиационная промышленность отличается наличием высоким уровнем квалификации инженерно-технического и рабочего персонала, что сосредотачивает основное производство в центрах.

Современны грузовые и пассажирские самолеты производятся в Москве, Смоленске, Воронеже и др.

Более 90% продукции производится в Европейской части страны, так как здесь находится 80% населения, расположены НИИ. Минусом такого размещения является малая вовлеченность регионов, расположенных за Уралом, не смотря на то, что эти регионы довольно богаты сырьем.

Факторами размещения принято считать совокупность различных пространственных неравнозначных условий и ресурсов, при использовании которых достигаются лучшие результаты с точки зрения избранных критериев и поставленной цели размещаемых производственных объектов.

Различают следующие группы факторов: природные - количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, горно-геологические и другие условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, орографические условия и т. д. ; экологические - охранные и конструктивные мероприятия по бережливому использованию природных ресурсов и обеспечению здоровых жизненных и трудовых условий для населения; технические - достигнутый и возможный уровень техники и технологии; социально - демографические - обеспеченность трудовыми ресурсами, состояние социальной инфраструктуры; экономические - экономико-географическое и транспортное положение, стоимость, капитальных и текущих затрат, сроки строительства, эффективность производства, назначение и качество продукции, территориальные экономические связи и т. д.

На размещение автомобильной промышленности не влияют сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, слабо влияют районы потребления готовой продукции, решающее влияние оказывают трудовые ресурсы.

Главными факторами развития машиностроения в республике Беларусь выступают выгодное экономико-географическое положение и наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов.

Факторами размещения принято считать совокупность различных пространственных неравнозначных условий и ресурсов, при использовании которых достигаются лучшие результаты с точки зрения избранных критериев и поставленной цели размещаемых производственных объектов.

Различают следующие группы факторов: природные - количественные запасы и качественный состав природных ресурсов, горно-геологические и другие условия их добычи и использования, климатические, гидрогеологические, орографические условия и т. д. ; экологические - охранные и конструктивные мероприятия по бережливому использованию природных ресурсов и обеспечению здоровых жизненных и трудовых условий для населения; технические - достигнутый и возможный уровень техники и технологии; социально - демографические - обеспеченность трудовыми ресурсами, состояние социальной инфраструктуры; экономические - экономико-географическое и транспортное положение, стоимость, капитальных и текущих затрат, сроки строительства, эффективность производства, назначение и качество продукции, территориальные экономические связи и т. д.

На размещение автомобильной промышленности не влияют сырьевые и топливно-энергетические ресурсы, слабо влияют районы потребления готовой продукции, решающее влияние оказывают трудовые ресурсы.

Главными факторами развития машиностроения в республике Беларусь выступают выгодное экономико-географическое положение и наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов.

Читайте также: