Храмовый комплекс древнего египта его структура типы колонн кратко

Обновлено: 30.06.2024

Древнеегипетский храм представлял собой модель Вселенной, выполненную в камне. Сооружение располагалось строго по долготе, то есть с юга на север, как бы следуя за Нилом; храм окружали массивные стены. В целом структура описана ниже:

Пилон (пилоны) — главные крепкие ворота с двумя башнями. Обе башни возвышались над широким прямоугольником внутреннего двора, стены обычно были чуть скошенные. Они символизировали земли, по которым Нил течет в Египет, и горы, между которыми садится солнце. В нишах башен стояли сделанные из кедра крепления для флагов, яркие полотнища развевались высоко над стенами.

Внутренний двор, или перистиль: открытый двор, обрамленный галереями с колоннадой.

Колонный, или гипостильный, зал — закрытый, слабоосвещенный зал, с колоннами-опорами для потолочных перекрытий.

Внутреннее святилище — помещение в дальнем конце храма, в самом сумрачном и потаенном уголке, где находилось священное изображение бога. Рядом располагались боковые помещения: молельни, хранилища для приношений, особый покой для Священной ладьи.


Нил делил Древний Египет не только географически, но и в плане архитектуры.

Храмы, жилые и административные постройки возводились на восточном берегу реки. Погребальные и заупокойные постройки – на западном.

Типовые особенности храмов Древнего Египта

Египетские храмы делились на три типа:

• наземные. Архитектурные комплексы в Карнаке и Луксоре – прекрасные примеры этих храмов, воздвигавшихся на открытых пространствах;

• скальные. Эти постройки вырубались в скалах. Наружу выходил лишь фасад. Храм Рамсеса II в Абу-Симбеле представляет собой скальный тип;

• полускальные. Это те храмы, которые могли сочетать в себе особенности первых двух типов. Храм царицы Хатшепсут в Долине Царей частично находится снаружи, а частично – в скале.

Посмотрите видео о храмовом комплексе в Карнаке

Древнеегипетский храм был симметричен в плане. Он начинался с аллеи сфинксов, которая вела к пилонам (от греч. – ворота, трапециевидные башни), перед которыми возвышались статуи богов и фараонов. Здесь же располагался обелиск – материализованный солнечный луч.

Авторство этого элемента традиционно приписывается египтянам. Оставляя пилоны позади, посетитель попадает во внутренний двор, окружённый колоннами – перистиль. За ним стоит гипостиль – колонный зал, освещённый солнечными лучами, падающими через потолочные просветы.

Архитектура Египта

За гипостилем могли располагаться ещё меньшие комнаты, которые, в результате, приводили в святилище. Чем дальше вглубь храма – тем меньшее количество людей могло туда попасть.

Святилище было доступно лишь высшим жрецам и фараону. Традиционный строительный материал для храмов – камень.

Архитектура Египта

Храмовый комплекс в Карнаке

Храм в Карнаке считался главным египетским святилищем. Он традиционно располагается на восточном берегу Нила и посвящён богу Амону-Ра. Эта постройка напоминает по своим размерам небольшой город (1,5 км на 700 м).

Возведение храма началось в XV веке до н. э. К строительству комплекса приложил руку не один фараон. Каждый из них выстраивал свои храмы и расширял масштабы постройки. Выдающимися архитектурными постройками считаются храмы Рамсеса I, II, III, Тутмоса I и III и фараонов из династии Птолемеев.

Среди множества колонн можно заметить центральный проход, обставленный колоннадой высотой 23 м. Это самый высокий зал в Египте, потолок которого возвышается по центру, относительно боковых частей.

Архитектура Египта

Через образованный выступ в зал падает свет, который играет на расписанных стенах и колоннах. В конце зала – новый пилон, за которым новый двор. Эта система залов приводила к священной комнате, где хранилась статуя бога.

С юга к храму примыкает озеро, на берегу которого расположен жук-скарабей из гранита немалых размеров. Когда-то карнакское святилище соединялось с храмом в Луксоре аллей сфинксов. Но теперь она разрушена, часть сфинксов остались нетронутыми временем. Они расположились ближе к карнакскому комплексу. Это высокие статуи львов с головами баранов.

Архитектура Египта

Храмовый комплекс в Абу-Симбеле

Этот храм также был возведён фараоном Рамзесом II в XIII веке до н. э. Постройка относится к типу скальных храмов. На входном фасаде выставлены гигантские статуи покровительствующих фараону богов: Амона, Ра и Птаха. Рядом с ними соседствует сам фараон в сидячей позе. Интересно, что фараон придал свой облик всем трём богам. Рядом с ним сидит его жена – Нефертари вместе с детьми.

Архитектура Египта

Этот скальный храм представляет собой комплекс из четырёх залов. Они последовательно уменьшаются. Доступ в них, кроме самого первого, был ограничен. Самая последняя комната была доступна лишь фараону.

В святилище храма расположились те же четыре статуи, что встречают вас при входе: статуи Амона, Птаха, Ра и самого фараона. Особенностью этой постройки стало то, что 22 октября и 22 февраля с восхода солнца в храм проникает световой луч, который движется по коридору и, попадая в сакральную нишу, последовательно касается каждой из статуй (кроме статуи Птаха, бога тьмы).

Архитектура Египта

Рядом с храмом мужа прорублен в скале другой, посвящённый его жене – Нефертари. При входе внутрь в гигантских альковах возвышаются шесть 10 метровых статуй фараона и его жены. Святилище возводилось в честь богини Хатхор, которой были приданы черты Нефертари.

Архитектура Египта

Храм царицы Хатшепсут

Этот заупокойный храм находится с запада от Нила и относится к полускальному типу храмов. Задолго до появления греческого Парфенона, это святилище преподносит шедевр архитектурной гармонии.

Архитектура Египта

Ко входному пилону нижней террасы вела аллея сфинксов, начинающаяся с побережья Нила. Ширина аллеи достигала 40 метров. Перед храмом был раскинут сад с Т-образными бассейнами. Гигантские статуи украшали постройку.

Квадратные колонны храма царицы Хатшепсут. Известняк. Луксор. конец 16 в. до н.э.

Иногда перед египетскими колоннами устанавливали скульптуры. Скульптуры не несли нагрузки и опирались на колонну (Мединет-Абу, Рамессеум, ансамбль Джосера в Саккаре).

Скульптуры перед колоннами с квадратным сечением не несут нагрузки. Мединет-Абу, Рамессеум - храм Рамзеса III. 1185 — 1153 гг. до н. э.

Египетские колонны в виде граненого цилиндра с 8 или 16 (реже 18 и 20) плоскими поверхностями и каннелюрами.

Колонна с сечением в виде граненого цилиндра. Храм Хатшепсут, XVIII династия. Форма капители говорит о создании колонн из блоков с квадратным сечением.

Колонны Древнего Египта в виде суживающегося кверху цилиндра, часто с каннелюрами и росписями, без утолщения ствола в нижней трети (энтазиса).

Цилиндрические колонны в колонном зале фараона СатиI. Луксор. Храм Карнак.

Колонна с хатхорической капителью - капитель с изображениями головы богини Хатхор. Такие колонны строили, начиная с периода Среднего царства. Встречаются также колонны Осириса - статуя бога Осириса, составляющая с колонной одно целое. Подобные колонны стояли у входа в храм божества.

Колонны гипостильного зала с хатхорической капителью. Святилище Хатхор. Эпоха Тиберия. 34-35 гг. н.э. Литография 19 в.

Лотосообразная египетская колонна. Капители этих колонн, редко использовались в сооружениях, их создавали в виде бутонов цветка или листьев лотоса, иногда стволы таких колонн выглядели как стебли лотоса или папируса.

Храм Эдфу возле Асуана. (около 237 года до н.э.).

Храм, посвященный богу войны - Монту. Медамуд. Сохранились пять колонн, две с лиственными капителями, а три с капителями в виде бутонов лотоса. Художник: Ричард Ван Бюррен.

Египетские колонны со сложносоставной капителью (появилась в более поздний период). Колонны с капителью в виде перевернутого колокола — это редкий тип египетской колонны, такие капители встречаются в Карнаке.

Колоколообразные капители колонн в гипоксильном зале в Карнаке.

Орнаменты и картуш Египта

Орнаменты египетских колонн на современного человека нередко производят мрачное впечатление, однако их смысловое назначение – изображение контраста между земной и небесной жизнью.

Колонны с орнаментом и иероглифами в Карнакском храме в Египте.

Среди изображений на египетских колоннах встречается картуш. Египетский картуш представлял собой продолговатый элемент с нанесенным на него именем владельца, фактически являлся паспортом. Этот предмет считался магическим, дающим власть над людьми. Картуши в Египте также изображали в виде овальных рамок, окаймляющих изображения или имена фараонов. Их наносили вместе с другими иероглифами на колонны, стены храмов и гробниц.

Изображения в картушах Египта

Картуш египетский в составе иероглифов

Картуши на колоннах Луксора.

Картуш Египта нельзя путать с европейским картушем. Как архитектурное украшение европейский картуш появился в эпоху Возрождения, использовался также в эпоху барокко и рококо. Так называли плоское или объемное изображение щита или рулона бумаги с надорванными краями, на котором крепился или изображались герб, эмблема, надпись, девиз, инициалы. Картуш украшал парадные двери дворцов, замков, мемориальные плиты. Картуш также изображали на гравюрах, географических картах.

В современных частных домах, которые строятся по индивидуальным проектам, можно создать имитацию древних колонн, декорируя их с помощью картушей Египта, и опираясь на некоторые знания по расшифровке древнеегипетских обозначений, создать собственную надпись, говорящую о владельце. Автор текста: Марина Калабухова

1.Первобытное искусство человека - важнейший период в истории мировой художественной культуры, давший мощный толчок к возникновению искусства. Оно развивалась по определённым периодам, археологическим эпохам, которые носили названия по материалу орудий - каменный век, железный век, бронзовый век. Каменный век имеет своё деление

на три продолжительных периода: древний каменный век - палеолит, средний каменный век -

мезолит, новый каменный век - неолит.

Дошедшие до нас памятники первобытной культуры представлены главным образом произведениями изобразительного искусства. Первыми изображениями палеолитического человека в пещерах становятся красочные штрихи и пятна, зигзаги и спирали, контуры рук

и т. д. Самым распространённым сюжетом первых рисунков были изображения крупных животных: бизонов, оленей, лошадей, носорогов и др. Рисунки выполнялись чаще в натуральную величину. Они отличались простотой форм, точностью в передаче строения животного, статичностью поз. Тем не менее, художник пытается передать объём с помощью штрихов и теней, намечается перспектива.

Мезолит является переходным этапом. Наиболее переломные изменения в наскальной живописи происходят в неолите.

Билет 2

Понятие художественной культуры. Виды искусства. Их специфика.

Так в архитектуре организуется ПРОСТРАНСВО человеческой жизни. Все архитектурные сооружения делят пространство на две разные части - пространство внешнее и внутреннее. При помощи чего и каким образом: всевозможные материалы, их особенности и возможности, а также конструкции , с ними связанные. До 20 века практически все строили из дерева, камня, глины. Именно материалы , и их свойства определяют тип конструкции. Дерево - это стоечно-балочная конструкция, камень - это своды, арки, купола, а глина - это кирпич.

Тесно связан с архитектурой такой вид искусства , как дизайн. Он и отвечает за организацию ПРЕДМЕТОВ внешнего и внутреннего пространства.

Скульптура художественно организует ОБЪЁМЫ, поэтому моделью для скульптора часто становятся любые объёмы. Скульптура не имеет внутреннего пространства. Как и в архитектуре от материала сильно зависит способ работы. Их три. Это высекание (камень, дерево) и лепка (глина), литьё ( металл ).

Живопись-это организация ПЛОСКОСТИ. Произведения живописи картины - обязательно вставляются в рамочку, организующую эту организованную плоскость.

Архитектура , скульптура, живопись, графика, дизайн - это пространственные виды искусства.

К временным видам искусства относятся следующие: литература, организует РЕЧЬ, музыка - ЗВУК, танец - ЖЕСТ. Однако жизнь человека состоит не из жестов, а из последовательных движений, которые отличаются от жестов целенаправленностью. Именно ДЕЙСИВИЯ и составляют ткань театрального искусства. Последовательное действие актёров, декорации, костюмы, музыка, речь рождают театр.

В 20 веке возникают новые виды искусства. Это фотоискусство и киноискусство. Они художественно организуют мир ВОСПРИЯТИЙ человека. С помощью раскадровки, монтажа. различные виды искусства художественно организуют пространство и время.

Билет 3

Мегалиты древнего мира. Менгиры, кромлехи, дольмены.

1. Первым домом человека была пещера - убежище, созданное природой. Но люди каменного века жили не только в пещерах. В самом конце неолита стали появляться укреплённые поселения - городища, появляются и земляные холмы - курганы, где хоронили богатых умерших.

В веке бронзы своего наивысшего развития достигли сооружения из огромных камней, так называемые мегалиты.

Существуют три вида мегалитов:

· Менгиры - вертикально поставленные камни, различной величины, стоящие отдельно или образуют целые аллеи. Размеры менгиров колеблются от 1 до 20 метров. Менгиры бывают и едва отёсанными камнями, и выполненными в виде монументальной скульптуры. Они , как правило, не были связаны с погребальными обрядами, а выполняли самостоятельную функцию ( например, обозначали место проведения каких-либо ритуалов ).

· Дольмены -это сооружения из двух вертикально поставленных необработанных камней, перекрытых третьим. В конструкции этих сооружений уже присутствуют несущие и несомые части.

Билет 4

Храмовый комплекс др. Египта.

Храм как место встречи солнечного бога с людьми.

Структура египетского храма. Типы египетских колонн.

1. Все заупокойные храмы находились на западном берегу Нила. Храмы, посвящённые богам, такие как Карнакский и Луксорский, были построены на восточном берегу.

Карнакский был главным храмом Амона-Ра и официальным святилищем страны. Его строили по проекту архитектора Инени несколько столетий. Храм неоднократно перестраивался. Он грандиозен со всех сторон: мощные пилоны с гигантами-статуями фараона перед ними, обширный колонный двор, гипостильный зал с целым лесом колонн высотой более 20 м и диаметром более 3 м.

Луксорский храмбыл вторым по значению в стране. На этом месте кого-то стояли Фивы, которые дважды были столицей Египта. Храм Амона-Ра в Луксоре ( зодчие Аменхотеп и Майа) наиболее совершенный. Он отличается чёткой планировкой: два двора с портиками, Культовые помещения и молельни со статуями богов в глубине здания. В первом дворе - колоннада из 14 колонн 20-метровой высоты с капителями в виде раскрытых метёлок папируса. Всего колонн в храме около 150. Древнеегипетские колонны делились на следующие виды:

· Пальмовидная – капитель в форме листьев пальмы;

· папирусовидная с открытым и закрытым цветком;

· лотосовидная – капитель в форме цветка лотоса;

· хаторическая – капитель в виде головы богини Хатор.

Таким образом, в эпоху Нового царства сложился тип храма, который состоит из трёх частей:

1. Перистиль- огромный открытый внутренний двор , обнесённый колоннадой.


Колонны храма Сахура в Абусире (V Династия) с указанием размеров

Горизонтально ствол обычно пересечен орнаментальными полосами или объемными жгутами, связывающими связки стеблей, также объемные в этом случае (Луксор).

Пропорции самой колонны (включая капитель) были относительно тяжелы, развиваясь исторически от стройных форм к массивным, хотя эта тенденция и не всегда последовательно проявляется. В Абусире высота колонны равна 6—7 наибольшим диаметрам, в Карнаке — 6 и 5 диаметрам (обе колонны в гипостильном зале), в Луксоре — около 5,5 диаметров, в Мединет-Хабу от 3 1/4 до 4 1/4 диаметров.

Ствол большинства колонн имеет сужение кверху, причем многие колонны имеют также сужение внизу около базы.

Низ колонн в большинстве случаев обработан прямоугольным или криволинейным орнаментом, подражающим листьям.

2. Капитель


Вид колонны гипостильного зала храма в Дендере (117 г. до н.э. - 98 г.н.э.)

Капители были двух основных типов — закрытый бутон и раскрывшаяся чашечка цветка.

Над всеми капителями имелась абака, равная по толщине архитравной балке, т. е. приблизительно толщине верхнего диаметра колонны.

Капитель в виде бутона расширялась внизу у своего основания над стволом и постепенно сужалась кверху, вписываясь в квадрат абаки.

Капитель в виде чашечки расширялась внизу аналогично бутону и сильно раскрывалась наверху, переходя в тонкое ребро (верхний диаметр колонны). Абака сохраняла размер толщины архитрава и потому становилась почти вдвое уже верхнего круга капители. Тонкое и ломкое верхнее ребро капители не нагружалось и имело исключительно декоративный характер.

Колокол или бутон имели гладкую простую форму. Капитель была круглой в плане (Карнак), граненой (пальмовидная капитель) или состояла из ряда полукруглых жгутов (Луксор). Капители Нового царства почти не имели рельефа. Обработка капители сводилась к орнаментальному убранству, обычно подражающему листьям растений.

Объемная форма капители была простой и значительной по своему размеру. Только в эллинистическое время в Египту появились в сложных капителях скульптурная расчлененность и мелкие объемные формы.

Высота капители по отношению к высоте колонны сравнительно велика (для ионического ордера Греции она около 1/15, для коринфского - 1/8 - 1/7, в Абусире —— 1/4,4 — 1/4 в Карнаке — от 1/3,25 — до — 1/5,3, в Луксоре — около 1/3, в Мединет-Хабу — около 1/3,5 и в Дендера - около 1/2 высоты колонны гипостильного зала), т. е. в последнем случае высота капители почти равна высоте ствола.

3. База


Составляющие части египетских колонн

База представляла собой круглый плоский диск, большей частью без резьбы, покрывающей ствол колонны. Диск этот имел вертикальный или наклонный срез (с расширением книзу). Иногда срезу придавали правильную криволинейную форму части окружности.

База во многих случаях была очень массивной и имела сильный вынос (до двух диаметров колонны).

4. Шаг колонн

Чаще всего для шага колонн применялся метрический ряд с равными, относительно узкими интерколумниями. Но от этого приема было много отступлений. В первом дворе Луксора при переходе с боковой стороны на фасадную шаг колонн меняется, сохраняя Пропорции ордера; часто средний входной интерколумний был шире остальных (Эдфу, Хонсу и др.).

5. Объединение колонн разной формы


Храм Хонсу в Карнаке. Гипостильный зал. На переднем плане - средние колонны зала, на заднем - боковые колонны, над которыми видна решетка окон

Для Нового царства характерно объединение колонн нескольких типов в одном помещении. В гипостильных залах средние ряды колонн были выше других и капители их отличались по форме: в центре — раскрытый цветок, по краям — бутоны. Шаг средних колонн не совпадал с шагом крайних.

В Поздний период капители в колоннадах иногда симметрично повторяли меняющуюся форму. В Эдфу в пределах половины фасада переднего зала и двора капители были все различны по форме и высоте, но симметрично повторялись на другой половине фасада; иногда же, как в колоннаде острова Филе, все капители ряда были различны.

6. Антаблемент

Все изменения, происходившие в элементах ордера в разные периоды египетской архитектуры, в основном относятся к колонне. Антаблемент сравнительно рано получил установившуюся форму. В Древнем и Среднем царствах он состоял из архитравной балки и въгносной прямоугольной плиты, положенной горизонтально; иногда применялись консоли. В Новом царстве и позже антаблемент состоял из архитравной балки, завершавшейся большой выкружкой со сравнительно тонким полувалом под ней. Сочетание выкружки с полувалом, появившееся еще в Древнем царстве, позже стало применяться для венчания всех форм в египетском зодчестве: наличник двери, завершение стены, пилона, антаблемент колоннады и др. Формы антаблемента и карниза в египетском искусстве Позднего времени оставались неизменными.

7. Решение фасадов


Виды капителей храма в Эдфу (эпоха Птолемеев): 1 - пальмовидная капитель, 2 - сложная капитель, комбинация из пальметт и папируса, 3 - сложная капитель, 4 - капетель с открытым цветком лотоса

Жилая архитектура Египта, известная лишь по фрагментам, из нашего анализа исключена.

8. Прогрессивные черты египетской архитектуры


Египетские колонны: 1 - Колонна из Хавара с канителью в виде пучка бутонов папируса (Среднее царство, XII династия), 2 - Папирусообразная колонна с нерасчлененным стволом из большого храма в Мединет-Хабу, 3 - Колонна с капителью в виде закрытого бутона лотоса из гробницы в Абусире, 4 - Колонна с капителью в форме раскрытого цветка папируса (Фивы), 5 - Капитель с волютами из храма на острове Филе, 6 - Капитель в форме перевернутого колокола (Карнак), 7 - Капитель с головой Хатор из храма на о. Филе, 8 - Колонна из храма на острове Филе с канителью в виде раскрытого цветка папируса

Следует отметить ряд прогрессивных элементов египетской архитектуры, имевших значение в дальнейшем развитии мировой архитектуры. К ним должны быть отнесены:

1) большие ансамблевые композиции;

2) разработка проблемы монументальности;

3) сильное развитие в композиции продольной оси с использованием эффектов перспективы и освещения;

4) перистильный двор (в храме и жилом доме);

5) базиликальный разрез (в храме м жилье);

6) ордерная система;

7) разработка системы пропорциональной закономерности;

8) развитие стенной поверхности как основного мотива сооружений, ставшего впоследствии характерным для архитектуры Востока (с одновременным использованием в интерьере колоннад);

9) появление (в эпоху Среднего царства) небольших интимных храмов, близких к форме периптера, окруженных с трех сторон открытыми портиками;

10) синтез искусств, с полным подчинением живописи и скульптуры архитектуре.

Читайте также: