Динамика мотивационной сферы кратко

Обновлено: 02.07.2024

Мотивационная сфера личности — это иерархическая система мотивов личности. Структура мотивационной сферы очень сложная. При этом мотивация выстраивается в определенную иерархию не только внутри каждого вида деятельности, но и происходит ранжирование мотивации различных видов деятельности.

Мотивационная сфера, как и другие структурные образования личности, проявляется во множестве качеств. От особенностей преобладающих мотивов зависит, какие именно свойства и качества личности будут формироваться легче, быстрее, а какие — с большими трудностями, медленнее.

Поскольку наиболее общая структура личности состоит из совокупностей качеств личности, проявляющихся в отношении к себе, обществу и выполняемой деятельности, в мотивационнопотребностной сфере соответственно существуют три вида направленности личности: личная, коллективная и деловая. Возможное преобладание одной из них проявляется в отвечающей этой направленности группе качеств.

В мотивационной сфере особое место занимают социальные мотивы, существенно влияющие на деятельность человека в организации (стремление завоевать высокий авторитет, чувство собственного достоинства), а также мотив самовыражения, самоактуализации, заключающийся в стремлении личности проявить и развить свои способности, умения, качества. В иерархии мотивов личности эти и другие мотивы могут поразному соотноситься, взаимодействовать, быть ведущими или подчиненными. Поэтому руководитель, стремясь понять того или иного человека, по сути, должен разобраться в структуре его мотивов, в особенностях построения его мотивационной сферы. Помимо того, что мотивационная сфера человека имеет сложное строение, она имеет также очень сложную, тонкую динамику.

К важнейшим характеристикам мотивационной сферы личности относятся множественность, структурность, иерархичность, сила, устойчивость мотивов, их определенность и динамичность.

Множественность мотивов является следствием увеличения не только количества потребностей современного человека, но также средств и предметов их удовлетворения. Это свойство мотивов проявляется также в том, что реализация одной и той же потребности связана обычно с совокупностью не только однородных, но и разнородных мотивов. Множественность отражает прежде всего развитость содержания мотивации, которая обеспечивает положительное устойчивое отношение к деятельности. Она предполагает наличие достаточного количества мотивов, измеряемых с помощью количественных и качественных показателей.

Структурность мотивации оценивается по наличию определенных ее видов исходя из желательности, а иногда и необходимости определенных видов мотивов.

Иерархичность мотивации определяется на основании оценки "главенствования" различных групп мотивов в соответствии с определенным порядком соподчиненности, ранжирования.

Сила мотивации как показатель непреодолимого стремления личности оценивается по степени и глубине осознания (понимания, "присвоения", "принятия") потребности и мотива, по его интенсивности.

Устойчивость мотивов проявляется в длительном сохранении действенности мотивации (по крайней мере большинства составляющих мотивов). Кроме того, устойчивые мотивы не исчезают по мере их реализации в деятельности. Например, хороший заработок как мотив трудовой деятельности не исчезает при ежемесячном получении высокой заработной платы; стремление заслужить поощрение не исчезает при получении очередной благодарности; принятие руководством мнений и предложений подчиненных не ослабляет стремлений последних к новым творческим поискам, чаще даже способствует новым поискам. Обычно мотивы претерпевают лишь некоторые изменения — усиливаются или ослабевают, что в значительной степени зависит от особенностей деятельности, ее организации.

Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека означает, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.

Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы как отдельных мотивов, так и мотивации в целом. Динамика мотивов может быть положительной или отрицательной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться. Динамичность мотивационной сферы личности проявляется и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов.

Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности. Исследования показывают, что для устойчивой, высокоэффективной деятельности человека необходимы такие факторы:

  • развитость мотивов определенной деятельности (их множественность), обеспечивающая положительное отношение к ней;
  • достаточная сила мотивов;
  • устойчивость мотивов;
  • определенная структура мотивации;
  • определенная иерархия мотивов.

Мотивационная сфера характеризует личность лишь с одной стороны. Наряду с ней различают и другие сферы: эмоциональную, волевую, интеллектуальную. Все они важны и взаимозависимы. Например, зависимость мотивационной сферы от интеллектуальной выражается в том, что первая формируется и развивается при участии второй. Эмоциональная сфера влияет на мотивацию с энергетической стороны. От ее особенностей зависит внешняя выраженность мотивации, ее динамика в процессе поведения и деятельности. От особенностей волевой сферы в значительной степени зависит устойчивость мотивационной. В свою очередь, мотивационная сфера также влияет на них. Ее воздействие на интеллектуальную сферу проявляется в познавательных процессах, определяя избирательность восприятия, особенности памяти, воображения, мышления и речи человека. Мотивация влияет и на эмоции, задавая их характеристики. Например, одни и те же явления вызывают у одних людей радость, а у других — гнев и возмущение.

Воля как способность управлять своим поведением также пронизана мотивами, которые входят в волевое действие как одно из его важнейших составляющих. Таким образом, сохраняя самостоятельность, мотивация тесно связана с другими сферами личности.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Понятия мотивации и мотива_________________________________________ 2

Виды мотивации___________________________________________________ 5

Потребность как основа мотивации ___________________________________ 7

Мотивационная сфера личности _____________________________________ 8

Мотивация – одна из наиболее сложных проблем психологической науки. К настоящему времени она недостаточно полно и всесторонне изучена, что сдерживает решение и других, связанных с нею теоретических и практических задач. Ей уделяется большое внимание как в отечественной, так и в зарубежной науке. Сегодня нет единых взглядов в отношении данной проблемы. Методологические ориентиры и мировоззренческая позиция ученых выступают как основания, лежащие в ее осмыслении. Представители западной психологической науки рассматривают мотивацию с биологизаторских позиций как проявление биологической сущности, как отражение внутренних инстинктивных побуждений. Отечественные ученые понимают ее в русле взаимодействия социального и биологического при ведущей роли социального начала. Особое внимание уделяется деятельностному подходу. Существует различие понятий мотивации и мотивационной системы. При этом выделяют разные мотивирующие факторы.

Проблема мотивации и мотивов поведения и деятельности человека — одна из стержневых в психологии.

Ей посвящено большое количество монографий как отечественных (В. Г. Асеев, В. К. Вилюнас, В. И. Ковалев, А. Н. Леонтьев, М. Ш. Магомед-Эминов, В. С. Мерлин, П. В. Симонов, Д. Н. Узнадзе, А. А. Файзулла- ев, П. М. Якобсон), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, Г. Холл, К. Мадсен, А. Маслоу, X. Хекхаузен и др.). Обилие литературы по проблеме мотивации и мотивов сопровождается и многообразием точек зрения на их природу. Между тем непредвзятый анализ позволяет увидеть в различных гипотезах и формулировках много ценной информации, которую можно использовать при построении целостной и непротиворечивой концепции мотивации и мотива в развитии человека.

ПОНЯТИЯ МОТИВАЦИИ И МОТИВА

Таким образом, можно дать несколько вариантов понятия этого слова: побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость; совокупность побуждающих факторов, определяющих активность человека.

Специалисты расходятся в своих мнениях о том, что такое мотивация. Одни считают, что это совокупность процессов, а для других совокупность мотивов определяет мотивацию.
Мотивом служит материальный предмет, стремление к которому определяет смысл действий. Для людей это выражено в тревоге или переживаниях, что в дальнейшем может вызвать как положительные (в случае достижения предмета), так и отрицательные (при неудовлетворенности положением) эмоции.

Примером может послужить желание, вызванное голодом. Человек стремится добыть еду, для того чтобы удовлетворить свое желание. Положительные эмоции вызывает то, что цель близка, а отрицательные – если таковой возможности в ближайшее время не предвидится, в этом случае появляется неудовлетворенность.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т. е. определяющих поведение (К. Мадсен, Ж. Годфруа), в другом случае — как совокупность мотивов (К. К. Платонов), в третьем — как побуждение, вызывающее активность организма и определяющее ее направленность. Кроме того, мотивация рассматривается как процесс психической регуляции конкретной деятельности (М. Ш. Магомед-Эминов), как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И. А. Джидарьян), как совокупная система процессов, отвечающих за побуждение и деятельность(В.К.Вилюнас).
Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов.

Например, согласно схеме В. Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними — знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т. д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения.

Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм. Однако и в том и в другом случае мотивация у авторов выступает как вторичное по отношению к мотиву образование, явление. Больше того, во втором случае мотивация выступает как средство или механизм реализации уже имеющихся мотивов.

Например, В. А. Иванников (1985) считает, что процесс мотивации начинается с актуализации мотива. Такая трактовка мотивации обусловлена тем, что мотив понимается как предмет удовлетворения потребности (А. Н. Леонтьев), т. е. мотив дан человеку как бы готовым. Его не надо формировать, а надо просто актуализировать (вызвать в сознании человека его образ).
Однако при таком подходе остается непонятным, во-первых, что же придает побудительность — ситуация или мотив, во-вторых, каким образом возникает мотив, если он появляется раньше, чем мотивация.

Таким образом, ни в понимании сущности мотивации, ее роли в регуляции поведения, ни в понимании соотношений между мотивацией и мотивом нет единства взглядов.

Во многих работах эти два понятия используются как синонимы.

Мотивация человека является одним из достаточно интересных вопросов, который не первый год волнует многих. Никто не будет спорить с тем фактом, что она оказывает огромное влияние на жизнь и развитие личности, как таковой. Если человек правильно выбирает цель и достаточно мотивирует тебя, тогда не возникает проблемы на пути к самосовершенствованию либо улучшению своих личностных качеств. Если приоритеты выставлены неверно, то все попытки получить желаемое будут обречены на провал, несмотря на её разные виды. Перед тем как понять основные движущие моменты, необходимо разобраться с видами мотивации.

Приведем основные виды мотивации:

Внешняя. Обусловлена обстоятельствами, которые происходят вокруг человека. Например, ваша коллега приобретать недвижимость, и у вас появляется определённое желание получить нужную сумму для покупки своего дома.

Внутренняя. Она не имеет никакой связи с внешними обстоятельствами либо воздействием, все происходит внутри человека. Например, вам захотелось купить автомобиль. Поэтому вы начинаете целенаправленно двигаться к получению желаемого. Ваша внутренняя мотивация может стать объектом внешней мотивации для какого-то человека.

Положительная . Она будет полностью основываться на каком-то положительном стимуле. Примером может служить получение того же велосипеда за отличное окончание четверти либо повышение по работе, если хорошо выполнять абсолютно все поставленные задачи.

Отрицательная. Она будет основываться от противоположного. Что сегодня надо делать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию? Вариантом может быть посещение студентом лекции ради не отчисления. Или работа человека на определённом месте из-за того, чтобы его не выгнали или не оштрафовали.

Есть ещё и второстепенные виды мотивации, куда можно отнести материальную, статусную, трудовую, принудительную либо нормативную.

ПОТРЕБНОСТЬ КАК ОСНОВА МОТИВАЦИИ

Вторую ступень потребности занимает безопасность и уверенность в будущем дне. Человек стремится обезопасить себя во внешнем мире и утвердиться в будущем.

Социальная потребность становится на следующую ступень. Это отношение человека к социуму, желание общения и необходимость в поддержке.

Потребность в уважении занимает очередную ступень. Есть желание произвести впечатление на людей и заслужить уважение со стороны значимых людей.

Заключающую ступень занимает потребность самовыражения. Это когда человек старается реализовать свой личностный потенциал.

Таким образом, несмотря на различия в понимании потребностей, большинство исследователей видят в них движущую силу активности.

МОТИВАЦИОННАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей, интересов и целей, тем более развитой является его мотивационная сфера.

Широту мотивационной сферы не следует путать с широтой мотивационного поля, которое участвует в образовании актуального мотива.

Гибкость мотивационной сферы, отмечает Ильин Е. П., ссылаясь на Р.С. Немова, характеризуется разнообразием средств, с помощью которых может быть удовлетворена одна и та же потребность. То есть речь идет фактически о замещении одной цели другой.

Иерархизированность мотивационной сферы — это отражение в сознании человека значимости той или иной потребности, мотивационной установки, других мотивационных диспозиций, в соответствии с чем одни имеют доминирующее значение при формировании мотива, а другие — подчиненное, второстепенное; одни используются чаще, другие — реже.

Целенаправленное формирование мотивационной сферы личности — это, по существу, формирование самой личности, т. е. в основном педагогическая задача по воспитанию нравственности, формированию интересов, привычек.

Определенность, своеобразие мотивационной сферы каждого человека означает, что мотивационные сферы личностей различаются содержанием и структурой мотивации, иерархией, силой и устойчивостью мотивов.

Динамичность мотивационной сферы проявляется в изменении силы как отдельных мотивов, так и мотивации в целом. Динамика мотивов может быть положительной или отрицательной относительно деятельности; стремление выполнить какую-либо задачу может ослабевать, угасать или укрепляться, усиливаться. Динамичность мотивационной сферы личности проявляется и в изменении структуры мотивации, иерархии основных групп мотивов.

Оценка особенностей мотивационной сферы имеет важное значение для прогнозирования успешной деятельности.

Человек рождается с основными органическими потребностями. Потребности высших уровней (по А. Маслоу) приобретаются по мере общего развития организма и психики.

Мотивационная сфера личности имеет следующие вехи развития .
Первый год жизни: основные интересы, на основе которых развивается мотивационная сфера личности ребенка, связаны с восприятием предметов. В сферу его интересов попадают те, которые привлекают его внимание своей яркостью и незнакомыми звуками. Попытки взять эти предметы. Наблюдаются и зародыши эмоциональных переживаний: ребенок улыбается, испытывая удовольствие от контакта со взрослыми. Можно говорить о неосознанной потребности во впечатлениях.

1,5-2 года: расширение спектра интересов через повышение двигательной активности. Ребенок производит самостоятельные манипуляции с предмета ми (рассматривает их, вращая в руках, периодически бросает их на пол, отслеживая их полет и звук при ударе, и др.). В основе его зарождающихся потребностей лежат неустойчивые интересы и эмоциональная насыщенность желаний. Начинает формироваться ценностная сторона мотивационной сферы личности: он в состоянии отличать плохое от хорошего. Ярче проявляются мотивы позитивного взаимодействия со взрослыми людьми.

Возраст начальных классов школы: резкий рост интересов к знаниям, к школе как к процессу трудовой деятельности, к миру вообще. Для ребенка здесь все одинаково интересно: и поведение сверстников, и поведение учителя, и оценки в тетрадях, и возня в перерывах между уроками. Пробуждаются чувства долга и ответственности за учебу, хотя истинный мотив здесь маскируется стремлением получить хорошую отметку или похвалу.

Возраст старших классов школы: рост потребностей в интеллектуальном, физическом и нравственном самосовершенствовании. Человек задумывается о будущем, своем месте в жизни. При этом происходит дифференциация интересов и даже их резкое ранжирование. На первом месте оказываются те интересы и потребности, которые соответствуют представлениям индивида о своем будущем, о своей профессии. Все большее место в мотивационной сфере личности занимают потребности в самореализации. Интенсивно формируются потребности в справедливости.

Юношеский и последующий за ним возраст актуализирует интересы, связанные в первую очередь с профессиональной деятельностью, отношением полов, семьей и т.п.

Таким образом, мотивационная сфера личности формируется и развивается в непосредственной связи с той системой деятельности и общественных отношений, в которую он вовлекается но мере взросления. Статистически верной оказывается фраза: каждому возрасту - своя мотивационная сфера личности. Личность, проходя сквозь годы, встречается с различного рода кризисными явлениями.

Итак, мотивационная сфера личности имеет огромное значение в развитии личности.

На протяжении многих лет ученые не оставляют надежду объяснить поведение человека. Результатом этого интереса являются многочисленные теории мотивации, количество которых насчитывает не один десяток.

Из анализа точек зрения разных авторов явствует, что мотивация является сложным образованием, структурными компонентами которого являются мотивы.

Именно мотив является побудителем человеческой деятельности, ее причиной. Вследствие того, что мотивы любого человека индивидуальны, различными будут и пути удовлетворения потребностей.

В идентичных условиях, различия в действиях разных людей, при достижении одних и тех же целей объясняются тем, что люди отличаются по степени упорства и энергичности - одни на разнообразные ситуации действуют однообразно, а другие в тех же ситуациях отвечают разнообразными действиями.

Анализ теоретического материала по психологической проблеме, который исследует сущность мотивации личности, показывает, что это сложная структура, требующая дальнейших теоретических и практических исследований, сопоставления материалов исследований ученых-психологов XX века и современности, наблюдения проявлений мотивации в реальной жизни.

В структуре личности мотивационная сфера занимает существенное место. Влияние любой мотивации на человека является основополагающим фактором, способным оказывать воздействие на человека для достижения поставленных перед ним целей, то есть согласовывать его интересы с разработанной для него системой мотивации.

Многообразие теорий и результатов научных исследований позволяют сделать вывод о том, что изучение мотивационной составляющей в структуре личности представляет интерес и является и будет являться всегда объектом научного познания.

Мотивация – это активный процесс, состоящий в сознательном формировании мотива как основы действия. Разные стороны мотива связаны, во-первых, с потребностью субъекта, во-вторых, с побуждением к достижению поставленной цели. Среднее звено между ними составляют особые психические образования, которые обеспечивают осознанный выбор личностью путей и способов удовлетворения потребности. Данные психические образования – это мотивационные детерминанты (мотиваторы), составляющие в совокупности с мотивами мотивационную сферу личности.

Мотивационная сфера личности

В современной научной литературе предлагается следующее определение: мотивационная сфера личности – иерархически организованная система устойчивых мотивов, характеризующая направленность личности. Особенности мотивационной сферы личности кратко можно описать законом Йеркса – Додсона: сила мотивации прямо пропорциональна результативности деятельности. Однако данная связь сохраняется до определенного момента – достижения оптимального уровня. Дальнейшее наращивание интенсивности мотивации сопровождается снижением эффективности деятельности.

С точки зрения Е. П. Ильина, мотивацию можно разделить на внешне организованную и внутренне организованную. Первый тип строится на формировании самим субъектом своего поведения (например, на основании советов окружающих, самовнушения и др.). Данный тип влияет на внушаемость человека, конформность и негативизм. При преобладании внутренне организованной мотивации выделяется такая характеристика личности, как высокая степень включенности в задачу, или увлеченность. Такие люди обладают, как правило, внутренним локусом контроля.

Закономерности развития отдельных мотивов в мотивационной сфере

В процессе взросления многие ведущие мотивы поведения со временем становятся настолько характерными для человека, что превращаются в черты его личности. К их числу следует отнести мотивацию достижения, или мотивацию избегания неудачи, мотив власти, мотив оказания помощи другим людям (альтруизм), агрессивные мотивы поведения и др.

Доминируя, мотивы начинают полноценно характеризовать личность, отражаясь в ее устойчивых чертах. Мотивация достижения (или мотивация избегания неудачи) определяет ориентацию личности на успех, реалистичные взгляды, позитивное отношение к миру. Мотивы избегания неудачи способствуют пессимистичным взглядам личности, заниженной (в редких случаях завышенной) самооценке.

Особенности формирования самооценки в научной литературе описываются отдельно. Так, на уровень самооценки личности оказывают влияние удовлетворенность (или неудовлетворенность) личности собой, собственной деятельностью, на которую влияют как достижение успеха человеком, так и частые неудачи. Соотношение успехов и неудач в жизни человека, преобладание одного и отсутствие другого непрерывно сказывается на самооценке человека. В свою очередь, самооценка личности проявляется в преобладающих мотивах и общей направленности деятельности, так как человеком движет стремление к достижению именно тех результатов, которые согласованы с его самооценкой, содействуют ее укреплению.

Самооценка личности находится в тесной взаимосвязи с уровнем притязаний, под которым подразумевается результат деятельности, на который субъект рассчитывает. Необходимо отметить, что значительные изменения самооценки личности наблюдаются в том случае, когда успехи и неудачи связываются человеком с обладанием (или отсутствием) определенных способностей.

Мотивы аффилиации (стремления к общению) проявляются и находят удовлетворение лишь в процессе общения людей. В качестве основного проявления мотива аффилиации служит желание человека установить положительные отношения с окружающими людьми. В эмоциональном плане данный мотив актуализируется в виде чувств привязанности, верности. Внешне же это проявляется в общительности человека, его намерении вступать в сотрудничество с людьми, быть частью группы. Важно, что многие отношения, построенные на мотиве аффилиации, являются взаимными. Партнеры в коммуникации, которые обладают данным мотивом, не настроены лишь посредством другого удовлетворить свои личные потребности, не демонстрируют доминирование или подчинение, рассчитывая на равноправное сотрудничество. Таким образом, следование мотиву аффилиации способствуют построению доверительных, открытых взаимоотношений, которые основаны на симпатии и взаимопомощи.

В качестве противоположного мотиву аффилиации выступает мотив отвержения, проявляющийся в боязни быть непринятым, отвергнутым значимыми для личности людьми. Доминирование у человека мотива аффилиации порождает стиль общения с людьми, характеризующийся уверенностью, непринужденностью, открытостью и смелостью. Напротив, преобладание мотива отвержения ведет к неуверенности, скованности, неловкости, напряженности. Преобладание данного мотива создает препятствия на пути межличностного общения. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты умения и навыки общения.

Не менее значимым мотивом в мотивационной сфере личности является мотив власти, который можно определить как отчетливое и стабильное стремление субъекта к власти над окружающими людьми. Описывая данный мотив, Г. Мюррей предлагает следующее определение: это склонность манипулировать социально значимым окружением, оказывая воздействие на их поведение разными способами: убеждением, внушением, запрещением и др. Мотив власти личности находит проявление в побуждении других людей к поступкам, соответствующим ее интересам и потребностям.

Аналогичная точка зрения, но разработанная несколько в ином контексте, представлена в работах другого неофрейдиста – Э. Фромма. Исследователем было установлено, что подкрепление психологической власти одного человека над другими достигается несколькими путями. Первый путь предполагает возможность вознаграждать и наказывать людей. Второй основан на принуждении к выполнению конкретных действий, в том числе на основании норм морали или права, которые позволяют одним людям управлять, а другие вынуждены подчиняться авторитету власти.

Особое место занимают исследования так называемых просоциальных мотивов и соответствующего просоциального поведения. Под таким поведением понимаются любые альтруистические действия человека, направленные на благополучие других людей, оказание им помощи. Эти формы поведения по своим особенностям разнообразны и располагаются в широком диапазоне от простой любезности до серьезной благотворительной помощи, оказываемой человеком другим людям, причем иногда с большим ущербом для себя, ценой самопожертвования. Некоторые психологи считают, что за таким поведением лежит особый мотив, и называют его мотивом альтруизма (мотивом помощи, мотивом заботы о других людях).

Альтруистическое поведение может быть охарактеризовано как действия, направленные на удовлетворение потребностей другого человека и не предполагающие награду за их совершение. Поведение, которое мотивировано альтруистическими мотивами, в большей степени способствует благополучию других людей, нежели самой личности.

Несмотря на то, что альтруистические акты совершаются личностью добровольно и безвозмездно, они не всегда приносят человеку удовлетворение, так как могут предполагать ущемление других более важных – базовых – потребностей. По своей сути альтруистическое поведение диаметрально противоположно агрессивному.

Агрессивное поведение – это действия, предполагающие намеренное нанесение вреда (физического, морального, материального) другим людям. Сложность устранения проявлений агрессии связана с тем, что агрессивно действующий субъект не всегда рассматривает свои действия как психологическую проблему, чаще всего оправдывая каждый агрессивный акт какими-либо воздействиями на него со стороны окружающих, тем самым человек словно снимает с себя вину.

Готовые работы на аналогичную тему

А. Бандура предложил рассматривать следующие типичные способы оправдания самими агрессорами своих действий:

  1. соотнесение агрессивного акта с собственными личностными недостатками или поступками человека, оказавшегося жертвой агрессии;
  2. оправдание агрессии по отношению к другому человеку определенными соображениями, имеющими идеологическую или религиозную основу;
  3. отрицание ответственности за совершение акта агрессии и др.

Таким образом, в мотивационной сфере человека присутствуют две прямо противоположные мотивационные тенденции: первая из них связана с агрессией, вторая – с ее торможением. Тенденция к агрессивному поведению расценивается как предрасположенность индивида воспринимать жизненные ситуации и поведение окружающих угрожающе, реагируя на них собственными агрессивными актами. Тенденция к подавлению агрессии – это склонность личности оценивать собственные агрессивные действия как нежелательные и неприятные, вызывающие сожаление и угрызения совести. Эта тенденция на уровне поведения ведет к подавлению, избеганию или осуждению агрессивных действий. Итак, сформированные в процессе жизни и деятельности мотивы, ставшие привычными, или основными, отражаясь в характере и поведении человека, образуют специфически организованную мотивационную сферу личности.

Мотивационная динамика Они широко используются специалистами по персоналу в деловом мире, а также учителями и другими людьми, которые работают в школе.

Забота о мотивации студентов и работников, в зависимости от контекста, в котором мы выполняем какую-либо деятельность, является важной задачей, и это, без сомнения, повлияет на результаты и полученные результаты, а также на состояние поощрение.


Мотивация и другие связанные с этим факторы могут быть проработаны с помощью динамики, осуществляемой сплоченной рабочей группой и управляемой хорошим лидером..

В этой статье мы увидим 10 динамик, которые будут способствовать улучшению мотивации, которая может применяться в разных областях, адаптируясь к уровню группы. То, что мотивация членов команды выше, вызовет ряд позитивных последствий на личном уровне, в дополнение к улучшению работы в группе.

Различные исследования показывают, что мотивированная команда достигает больших успехов и производительности труда. Напротив, работа становится рутиной и, таким образом, происходит снижение производительности, в дополнение к чувствам, связанным с отчуждением работы.

10 Динамика мотивации для использования в группах и командах

Далее мы увидим различные динамики и приемы, которые можно использовать для повышения мотивации команд. Очень важно принять во внимание, каковы цели динамики при применении для достижения максимальной производительности в той же.

1- Оголенный провод

цели:

Добиться успеха в анимации группы.

Способствовать концентрации во времена дисперсии.

Время, необходимое:

Тридцать минут примерно.

Размер группы:

Сокращенный, максимум десять человек.

Место:

Широкое пространство, в котором члены группы могут сидеть по кругу.

Необходимые материалы:

Шаги, чтобы следовать:

1- Партнера просят покинуть комнату.

2- Остальные одноклассники сидят в кругу и держатся за руки друг друга. Ведущий говорит, что круг работает как электрическая цепь и что есть оголенный провод. Среди всех выбирай, кто будет работать как голый провод.

3- Когда решение принято, партнера, находящегося за пределами комнаты, просят войти. Ведущий группы объясняет, что группа представляет собой электрическую цепь и в ней есть оголенный провод. Он должен использовать свой ум, чтобы узнать, кто он.

обсуждение

В этой динамике нет правильного или уникального результата. Фасилитатор должен обратить внимание на то, как развивается упражнение и как участвуют различные члены команды. В качестве заключительного размышления вы можете спросить, как каждый из них чувствовал себя на протяжении всего упражнения.

Другие комментарии

Эта динамика очень полезна во времена рассеяния и стресса, чтобы создать расслабленную и расслабленную атмосферу среди членов группы.

2- опрос мотиваций

цели:

Знайте мотивы коллег, которые составляют группу.

Время, необходимое:

Примерно полчаса. В зависимости от размера группы.

Размер группы:

Любая группа, в идеале, более десяти человек.

Место:

Широкий, крытый или открытый.

Необходимые материалы:

Бумага и ручка для каждого человека.

Шаги, чтобы следовать:

1. Фасилитатор группы в качестве презентации будет контекстуализировать, что каждый раз, когда мы начинаем новую деятельность, мы делаем это по определенной причине. Он спросит членов группы, что побудило их быть там.

2. Члены группы по отдельности ответят на ряд вопросов такого типа: почему я пришел к этому занятию, какое у меня настроение сегодня? Что я надеюсь получить сегодня? Что я готов внести сегодня?

3. Каждый человек делится с остальной частью группы своими проблемами и ответами на вопросы, которые фасилитатор группы поднял вначале..

обсуждение:

Важно, чтобы человек, который руководит деятельностью, знал, как адекватно управлять комментариями разных членов группы..

Другие комментарии:

Вы можете добавить некоторый объект, чтобы уважать время разговора каждого партнера. То есть единственный человек, который может говорить, это тот, у кого в руке такой предмет.

3- Добровольцы, чтобы сформировать группу

цели:

Покажите важность создания мотивации в группе.

Подумайте, как пробудить интерес и беспокойство участников к заданию.

Время, необходимое:

Пятнадцать минут примерно.

Размер группы:

Место:

Широкое и удобное пространство.

Необходимые материалы:

Нет, в частности.

Шаги, чтобы следовать:

1- Фасилитатор без объяснения причин попросит добровольцев выполнить упражнение.

2- Когда количество требуемых добровольцев ушло (это число будет варьироваться в зависимости от количества членов группы), спросите остальных, почему они не ушли.

3- Спросите людей, которые вызвались добровольцами, почему они это сделали.

4. Подумайте, как группа, о проблемах и страхах, которые люди могут испытывать в данной ситуации. Кроме того, важно подумать о том, какие стратегии можно использовать, чтобы мотивировать людей добровольно участвовать в деятельности..

обсуждение:

Это нормально, что, не зная, какую деятельность они собираются выполнять, и без какой-либо мотивации со стороны фасилитатора, не работают добровольцами. Таким образом, группа должна быть осведомлена о том, какие инструменты могут быть использованы для создания климата участия.

4- Галстук

цели:

Повышение групповой мотивации через командную работу.

Способствовать групповой сплоченности.

Время, необходимое:

Примерно 45 минут.

Размер группы:

Группа не должна превышать 15 человек.

Место:

Необходимые материалы:

Галстук или шнур.

Шаги, чтобы следовать:

1- Создаются две группы с одинаковым количеством участников. Им дают приказ, что они не могут говорить по динамике.

2- После того, как они уже разделены, петля или нить помещаются с одной стороны комнаты на другую на высоте талии самого высокого человека в группе. Кроме того, на земле будет отмечена линия, на которую нельзя наступать.

3. У них есть 30 минут, чтобы переместиться с одной стороны комнаты на другую, минуя линию и не наступая на линию, отмеченную на полу..

обсуждение:

Победившая команда будет той, которая передала всех своих участников перед одной стороной другой и выполняет правила. Если прошло тридцать минут, и ни одна из них не закончилась, команда выигрывает, если на другой стороне больше участников..

После завершения будет групповое размышление, чтобы увидеть, что они чувствовали и какие препятствия им пришлось преодолеть, чтобы достичь цели..

5- Что мне дает группа??

цели:

Подумайте о сильных и слабых сторонах работы, которая проводится в этой группе.

Поощряйте мотивирующие воспоминания.

Время, необходимое:

Примерно 30 минут.

Размер группы:

Это можно сделать в любой группе, даже индивидуально.

Место:

Необходимые материалы:

Шаги, чтобы следовать:

1- Напишите на листе бумаги десять хороших вещей, которые компания и командная работа вносят в нее..

обсуждение:

Если это делается в группе, а не индивидуально, будет предоставлено место, чтобы каждый мог поделиться своим мнением и увидеть, над какими пунктами команда должна работать больше, чтобы поддерживать высокий уровень мотивации членов..

6- Личные ограничения

цели:

Думая о слабостях каждого.

Убедитесь, что у всех нас есть ограничения и что они не такие серьезные.

Подумайте о стратегиях и о том, какие инструменты можно использовать для их улучшения.

Время, необходимое:

Примерно 45 минут.

Размер группы:

Это безразлично. Чем больше людей, тем больше времени.

Место:

Широкое пространство, позволяющее членам группы сидеть в кругу.

Необходимые материалы:

Шаги, чтобы следовать:

1 - Фасилитатор группы просит каждого человека написать на бумаге три ограничения или слабые стороны каждого. Имя не будет написано на этой бумаге. Через несколько минут соберите все бумаги.

2- Распределите эти документы случайным образом, чтобы каждый получил.

обсуждение:

Благодаря этой динамике будут предлагаться новые точки зрения на проблемы, которые затрагивают нас лично. Кроме того, будет замечено, что у всех нас есть недостатки.

7- Основные моменты жизни

цели:

Подумайте о личной мотивации.

Время, необходимое:

Размер группы:

Может быть адаптирован для малых и больших групп.

Место:

Широкое пространство, позволяющее членам группы сидеть в кругу.

Необходимые материалы:

Шаги, чтобы следовать:

1. Ведущий группы попросит каждого подумать о том, какие 30 секунд своей жизни они хотели бы прожить снова в гипотетическом случае, когда им осталось жить только это время..

2- Отразить в этой группе. Если мысль близка и если вы не хотите делиться с остальной частью группы, человек не должен чувствовать себя обязанным.

обсуждение:

Задача посредника в этой динамике состоит в том, чтобы побудить людей бороться за свои мечты и думать, действуют ли они правильно в соответствии с тем, чего они действительно хотят в своей жизни..

цели:

Стимулируйте обсуждение и мысли членов группы о мотивации и осведомленности.

Время, необходимое:

Размер группы:

Может быть адаптирован для малых и больших групп.

Место:

Широкое пространство, позволяющее членам группы сидеть в кругу.

Необходимые материалы: нет.

Шаги, чтобы следовать:

1- Разделите большую группу на команды. В зависимости от количества участников будут в парах или, по группам из 3 или 4 человек.

2- Фасилитатор группы задаст вопросы о месте, где работает данная группа. То есть про офис, классную комнату или школу и т. Д. Кроме того, о характеристиках различных членов или задач, которые выполняет каждый из них..

обсуждение:

Выиграй команду, которая правильно ответит на большинство вопросов. Участие может быть поощрено с некоторым призом.

9- Как мои коллеги видят меня??

цели:

Поощряйте индивидуальную мотивацию и сплоченность группы.

Время, необходимое:

Размер группы:

Это безразлично. Чем больше людей, тем больше времени.

Место:

Широкое пространство, позволяющее членам группы сидеть в кругу.

Необходимые материалы: конверты, post-it двух разных цветов и шариковая.

Шаги, чтобы следовать:

1- Фасилитатор группы, дает имя каждому члену с именем каждого из них. Они будут доставлены в случайном порядке, и никто не получит конверт со своим именем.

2. Речь идет о разных членах группы, пишущих что-то позитивное и негативное об этом человеке на бумаге. Каждый из них в цвете пост-это, что сказал ведущий. Например, хорошая вещь в зеленом посте это и плохая в красном посте это.

3- Каждый добавляет комментарии обо всех своих коллегах.

4- Сидя в кругу, каждому человеку дают свой конверт. В свою очередь, каждый откроет свои и прочитает вслух записки, которые они получили. Поделитесь с остальными одноклассниками, как вы себя чувствовали.

обсуждение:

Важно, чтобы ведущий поощрял взаимодействие между одноклассниками. Что у них есть возможность выразить себя и что они могут рассказать своим коллегам, почему они сделали этот комментарий в пост-ит.

Другие комментарии:

Рекомендуется, чтобы негативные комментарии сопровождались тем, как они могли бы улучшить этот аспект, чтобы он не воспринимался как критика..

10- Создание логотипа

цели:

Способствовать групповой сплоченности.

Создать элемент, который идентифицирует группу.

Повысить мотивацию на уровне группы.

Время, необходимое:

Размер группы:

Может использоваться с небольшими и большими группами.

Место:

Достаточно места, в котором каждый может чувствовать себя комфортно, работая.

Необходимые материалы:

Большой картон и цвета (карандаши, фломастеры, краски для пальцев и т. Д.).

Шаги, чтобы следовать:

1- Фасилитатор предлагает карточку группе и объясняет, что у них есть 15 минут для создания логотипа, который идентифицирует их как группу.

2- По прошествии времени спросите членов группы, удовлетворены ли они проделанной работой, почувствовали ли они, что их коллеги услышали, и т. Д..

Другие комментарии:

Окончательный результат можно поставить на видное место в классе или офисе, чтобы они имели это в виду. Кроме того, он может начать использоваться в качестве идентифицирующего элемента группы.

Здесь у вас есть видео-резюме с некоторыми из самых выдающихся динамики:

Читайте также: