Полномочия участковой избирательной комиссии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Формирование участковых избирательных комиссий осуществляется территориальными избирательными комиссиями не ранее чем за 15 дней и не позднее чем за 1 день до дня истечения срока полномочий участковой избирательной комиссии предыдущего состава. Период приема предложений по составам участковых избирательных комиссий составляет 30 дней. Информация территориальной избирательной комиссии о предстоящем формировании участковых избирательных комиссий и сроках приема предложений по составам подлежит опубликованию.

На избирательном участке, участке референдума, образованном на территории воинской части, расположенной в обособленной, удаленной от населенных пунктов местности, а также на избирательном участке, участке референдума, образованном в труднодоступной или отдаленной местности, на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, или на полярной станции, в местах временного пребывания избирателей, участников референдума или в местах, где пребывают избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, участковая комиссия формируется территориальной комиссией из резерва составов участковых комиссий не позднее чем за 15 дней до дня голосования, а в исключительных случаях — не позднее дня, предшествующего дню голосования. Законом может быть предусмотрено, что участковая комиссия на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, которое будет находиться в день голосования в плавании, или на полярной станции, формируется соответствующими должностными лицами из числа членов экипажа, работников полярной станции, в том числе не входящих в резерв составов участковых комиссий.

Срок полномочий участковой комиссии составляет пять лет. Если срок полномочий участковой комиссии истекает в период избирательной кампании, после назначения референдума и до окончания кампании референдума, в которых участвует данная комиссия, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Срок полномочий участковой комиссии устанавливается сформировавшими ее комиссией либо должностным лицом, но не может истекать ранее чем через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума.

  • до 1001 избирателя — 3–9 членов участковой комиссии;
  • от 1001 до 2001 избирателя — 7–12 членов участковой комиссии;
  • более 2000 избирателей — 7–16 членов участковой комиссии.

В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней максимальное число членов участковой комиссии с правом решающего голоса может быть увеличено, но не более чем на четыре из резерва составов участковых комиссий на срок, установленный территориальной комиссией.

Участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, Калининградской областной Думе, городском Совете депутатов Калининграда, а также предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Количество вносимых предложений не ограничивается.

  • политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;
  • политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Калининградской областной Думе;
  • избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в городском Совете депутатов Калининграда.

Если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, менее одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется назначить часть состава участковой избирательной комиссии по предложениям иных политических партий.

Если число кандидатур, предложенных политическими партиями, избирательными объединениями, более одной второй от общего числа членов участковой избирательной комиссии, рекомендуется определять конкретные кандидатуры из числа предложенных указанными политическими партиями, избирательными объединениями для назначения в состав участковой избирательной комиссии.

Отбор кандидатур проводится на основании процедуры, определенной решением избирательной комиссии Калининградской области, а при его отсутствии — решением соответствующей территориальной комиссии. Процедура отбора может предусматривать рейтинговое голосование, жеребьевку, иные способы определения конкретных кандидатур для назначения в состав участковой избирательной комиссии.

Кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий, который формируется избирательной комиссией Калининградской области в порядке, установленном Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Участковая избирательная комиссия собирается на свое первое заседание не позднее чем на пятнадцатый день после вынесения решения о назначении ее членов с правом решающего голоса, но не ранее дня истечения срока полномочий участковой избирательной комиссии предыдущего состава.

Председатель участковой избирательной комиссии назначается на должность из числа ее членов с правом решающего голоса и освобождается от должности территориальной избирательной комиссией. Решение о назначении председателя участковой избирательной комиссии может быть принято одновременно с принятием территориальной избирательной комиссией решения о назначении членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.

Заместитель председателя и секретарь участковой избирательной комиссии избираются тайным голосованием на ее первом заседании из числа членов этой избирательной комиссии с правом решающего голоса большинством голосов от установленного числа членов участковой избирательной комиссии.

Если сформирование участковой избирательной комиссии невозможно в силу отсутствия предложений по кандидатурам в ее состав, территориальная избирательная комиссия, избирательная комиссия Калининградской области должны во взаимодействии с политическими партиями, иными общественными объединениями, представительными органами муниципальных образований, иными субъектами права внесения предложений по составу участковой избирательной комиссии принять все меры, направленные на внесение предложений по кандидатурам в состав участковой избирательной комиссии, в том числе меры судебной защиты прав избирателей.

Статья 31. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы:

1) информирует избирателей о месте нахождения и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

2) уточняет список избирателей по соответствующему избирательному участку, а в случаях, предусмотренных частями 4 - 7 статьи 16 настоящего Федерального закона, составляет и уточняет указанный список;

3) знакомит избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в этом списке, вносит в него соответствующие изменения;

4) утратил силу. - Федеральный закон от 04.06.2018 N 150-ФЗ;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) контролирует соблюдение правил размещения предвыборных агитационных материалов на территории избирательного участка;

6) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для голосования;

8) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

9) проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, а также составляет протоколы об итогах голосования и передает их в территориальную избирательную комиссию;

10) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по ним мотивированные решения;

11) обеспечивает сохранность и передачу в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

12) обеспечивает на территории избирательного участка использование технических средств подсчета голосов в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

1. Участковая избирательная комиссия при подготовке и проведении выборов депутатов Государственной Думы:

1) информирует население о месте нахождения и номере телефона участковой избирательной комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

2) уточняет список избирателей по соответствующему избирательному участку, а в случаях, предусмотренных частями 4-7 статьи 15 настоящего Федерального закона, составляет и уточняет указанный список;

3) знакомит избирателей со списком избирателей, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в этом списке, вносит в него соответствующие изменения;

4) выдает избирателям открепительные удостоверения;

5) контролирует соблюдение правил размещения предвыборных агитационных материалов на территории избирательного участка;

6) обеспечивает подготовку и надлежащее оборудование помещения для голосования;

Информация об изменениях:

9) организует на избирательном участке голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

10) проводит подсчет голосов избирателей, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, а также составляет протокол об итогах голосования и передает его в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию;

11) рассматривает жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона и принимает по ним мотивированные решения;

12) обеспечивает сохранность и передачу в соответствующую вышестоящую избирательную комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;

13) обеспечивает на территории избирательного участка использование технических средств подсчета голосов в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации";

14) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом.

2. Срок полномочий участковой избирательной комиссии истекает через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов депутатов Государственной Думы, если в вышестоящую избирательную комиссию не поступили жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) данной избирательной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов избирателей, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, соответствующей территории или результатов выборов полномочия участковой избирательной комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей избирательной комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

Статья 27. Порядок формирования и полномочия участковых комиссий

1. Участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.

2. Срок полномочий участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).

3. Число членов участковых комиссий с правом решающего голоса устанавливается законом.

4. Формирование участковой комиссии осуществляется вышестоящей комиссией на основе предложений, указанных в пункте 2 статьи 22 настоящего Федерального закона, а также предложений представительного органа муниципального образования, собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы. Законом может быть предусмотрено формирование участковой комиссии на избирательном участке, участке референдума, образованном на судне, находящемся в плавании, или на полярной станции, а также за пределами территории Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.

5. Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

6. Участковая комиссия:

а) информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;

б) уточняет список избирателей, участников референдума, производит ознакомление избирателей, участников референдума с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;

в) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;

д) контролирует соблюдение на территории избирательного участка, участка референдума порядка проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума;

е) выдает открепительные удостоверения;

ж) организует на избирательном участке, участке референдума голосование в день голосования, а также досрочное голосование;

з) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, участке референдума, составляет протокол об итогах голосования и передает его в территориальную комиссию;

и) объявляет итоги голосования на избирательном участке, участке референдума и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;

к) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение настоящего Федерального закона, иных законов и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

л) утратил силу;

м) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдума;

н) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

1. Участковые комиссии являются особым видом комиссий и обладают рядом признаков, присущих только им. Так, участковые комиссии являются нижестоящими по отношению ко всем иным комиссиям, составляя организационный фундамент системы избирательных комиссий в Российской Федерации. Они образуются только для проведения конкретных выборов или референдума. Комментируемый Федеральный закон прямо определил целевое назначение комиссий – обеспечение решающего момента избирательной кампании, кампании референдума, т.е. процесса голосования и подсчета голосов. Участковые комиссии действуют только на непостоянной (временной) основе и имеют самый короткий по сравнению с другими комиссиями срок полномочий. Комментируемый Федеральный закон впервые предусмотрел возможность возложения полномочий участковых комиссий на другие избирательные комиссии. Это возможно только при проведении выборов в органы местного самоуправления или при проведении местного референдума. Из смысла комментируемого Федерального закона следует, что если одновременно проводятся выборы государственных органов власти и местного самоуправления, то возложение полномочий УИК на иные комиссии невозможно.

Полномочия УИК могут выполнять, например, ОИК по выборам депутатов представительного органа муниципального образования, если территория избирательного округа совпадает с территорией участка, а также избирательная комиссия городского (сельского) поселения, если в данном населенном пункте (деревне, поселке) один избирательный участок. В этих случаях ОИК или ИКМО поселения организуют процесс голосования и подсчета голосов как УИК, составляют протокол об итогах голосования по избирательному участку. Если полномочия УИК возложены на ОИК, то она на основании протокола об итогах голосования принимает решение о результатах выборов по соответствующему избирательному округу. Если полномочия УИК возложены на ИКМО, то в зависимости от вида выборов, она либо на основании протокола об итогах голосования принимает решение о результатах выборов (например, при избрании главы поселения, в котором один избирательный участок), либо составляет протокол участковой комиссии об итогах голосования (например, при избрании главы муниципального района). Конкретно вид решения, принимаемого избирательной комиссией, на которую возложены полномочия УИК, будет зависеть от вида выборов, места комиссии в системе избирательных комиссий и полномочий, которые возложены законом субъекта Российской Федерации или уставом муниципального образования на ту или иную комиссию.

2. Срок полномочий участковых комиссий начинается с установленного законом момента их формирования (например, участковые комиссии по выборам депутатов Государственной Думы должны быть сформированы не ранее чем за 30 дней и не позднее чем за 23 дня до дня голосования). Следует учитывать, что при возложении полномочий участковых комиссий на другие избирательные комиссии, сроки формирования этих других комиссий должны быть такими, чтобы они обеспечили своевременное получение списка избирателей, работу по его уточнению, необходимое информирование избирателей и т.д. Комментируемый Федеральный закон более точно сформулировал норму о сроках прекращения полномочий участковых комиссий. По общему правилу срок заканчивается через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, которое должно осуществиться не позже одного месяца со дня голосования. Следует отметить, что на практике официальная публикация результатов происходит гораздо быстрее, поэтому и срок полномочий комиссий обычно короче максимально допустимого. Однако в случае обжалования или опротестования итогов голосования на конкретном избирательном участке или участке референдума, связанного с нарушениями, допущенными участковой комиссией при организации голосования или подсчета голосов, ее полномочия сохраняются до вынесения решения по жалобе вышестоящей избирательной комиссии, либо вступления в силу решения суда.

4. Вышестоящими комиссиями, формирующими состав участковых комиссий, могут быть в зависимости от вида проводимых выборов: ТИК, ИКМО, ОИК по выборам в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации и в представительные органы местного самоуправления. В новой редакции комментируемого Федерального закона закреплена и объективно сложившаяся практика. Кроме вышестоящих комиссий правом формирования участковых комиссий обладают определенные должностные лица: капитаны судов – при образовании участковой комиссии на судне 1 , находящемся в плавании, начальники полярных станций, руководители дипломатических представительств и миссий – при образовании участковых комиссий за пределами территории Российской Федерации. В этих случаях комиссии формируются преимущественно на основе предложений собраний избирателей по месту их работы.

5. Субъекты предложения кандидатур в состав участковой комиссии те же, что и в состав ИКМО, ТИК и ОИК (см. комментарий к пунктам 7 и 7 1 статьи 25).

6. Исходя из целевого назначения участковых комиссий, федеральный законодатель определил их компетенцию более конкретно и подробно, чем компетенцию иных комиссий. Участковые комиссии ближе всего стоят к избирателям (участникам референдума) и главными направлениями их деятельности являются разнообразное информирование избирателей (участников референдума), работа со списками избирателей (участников референдума), подготовка и проведение голосования и подсчета голосов:

а) первичную информацию о месте нахождения участковой комиссии и помещения для голосования избиратели получают не позднее чем за 40 дней до голосования из соответствующей публикации главы муниципального образования (пункт 7 статьи 19). Сама комиссия должна довести до сведения избирателей график своей работы, и ближе ко дню голосования (еще раз или неоднократно) известить избирателей о времени и месте голосования (обычно такие извещения рассылаются по адресам места жительства избирателей);

б) подробно порядок работы участковой комиссии по уточнению списка и ознакомлению с ним избирателей изложен в пунктах 14–17 статьи 17 комментируемого Федерального закона;

в) поскольку помещения для голосования обычно располагаются в муниципальных или государственных учреждениях (школы, другие учебные заведения, дом культуры и прочее), их окончательное оборудование и подготовку участковая комиссия обеспечивает накануне дня голосования в соответствии с требованиями статьи 61 комментируемого Федерального закона;

г) информирование избирателей о кандидатах, избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, а также о вопросах референдума осуществляется участковой комиссией путем размещения соответствующих сведений на информационных стендах в помещении для голосования или непосредственно перед ним в виде плакатов, публикаций в печатных изданиях и т.п. (пункт 3 статьи 61);

д) контроль за соблюдением правил предвыборной агитации относится к обязанностям всех комиссий, однако спецификой полномочий участковой комиссии является контроль за содержанием и местом размещения наглядной агитации в виде плакатов и иной печатной продукции. При обнаружении фактов распространения печатных агитационных материалов, изготовленных с нарушением требований пункта 2 статьи 54, или правил их размещения (пункты 7, 8 и 10 статьи 54) уполномоченные члены участковой комиссии могут составить протокол об административном правонарушении. Если на территории избирательного участка распространяются незаконные агитационные материалы, комиссии следует довести эти факты до сведения вышестоящей комиссии, осуществляющей учет печатных агитационных материалов на соответствующей территории (пункт 3 статьи 54). Кроме того, именно участковая комиссия должна обеспечить соблюдение содержащегося в пункте 10 статьи 54 комментируемого Федерального закона запрета на размещение агитационных материалов на расстоянии не менее 50 метров от входа в помещение для голосования, а также вправе принимать меры по пресечению незаконной агитации, проводимой на территории избирательного участка в день голосования или в день, предшествующий дню голосования;

е) см. комментарий к статье 62;

ж) порядок осуществления полномочий участковой комиссией по организации на избирательном участке, участке референдума голосования в день голосования, а также досрочного голосования установлен статьями 64–66 комментируемого Федерального закона (см. комментарий к статьям 64–66);

з) см. комментарий к статье 68;

и) см. комментарий к пунктам 1 и 3 статьи 30, пунктам 29, 31 статьи 68;

к) практика показывает, что типичным для деятельности участковых комиссий является рассмотрение определенных видов жалоб. Это жалобы по поводу ошибок и неточностей в списках избирателей, а также на нарушения порядка голосования или подсчета голосов. Важно, что последние должны быть рассмотрены на заседании комиссии непосредственно после подсчета голосов и до подписания протокола об итогах голосования (пункт 26 статьи 68);

м) по поводу обязанности участковых комиссий обеспечивать хранение и передачу в вышестоящую комиссию документов, связанных с подготовкой и проведением выборов и референдумов нужно отметить следующее. Перечень этих документов указан в пунктах 30 и 31 статьи 68 и пункте 10 статьи 70 комментируемого Федерального закона. Учитывая, что участковые комиссии не имеют организационной и материальной возможности для продолжительного хранения избирательных документов, они обязаны обеспечивать их сохранность до передачи в вышестоящую комиссию. Моментом такой передачи обычно является прием вышестоящей комиссией протокола об итогах голосования на участке, а также списка избирателей (участников референдума), бюллетеней, открепительных удостоверений, жалоб и решений по ним, а также иной предусмотренной документации непосредственно после подсчета голосов. С этого момента вся избирательная документация поступает на хранение в вышестоящую комиссию;

н) перечень полномочий участковой комиссии, как и иных комиссий, не носит исчерпывающего характера и предусматривает возможность более подробной регламентации в иных законах.

Участковая избирательная комиссия (УИК) — избирательный орган в Российской Федерации, избирательная комиссия, организующая выборы на одном избирательном участке; занимается подготовкой списка избирателей, информирует население о дне голосования, организует голосование, подсчитывает голоса и подводит итоги выборов на участке, доставляет итоговый протокол в вышестоящую комиссию. Формируется территориальной избирательной комиссией на основе предложений политических партий, общественных объединений и собраний избирателей на срок 5 лет. Действует на постоянной основе.

Участковая избирательная комиссия представляет собой последнее звено в цепочке избирательных комиссий:

    ;
  • избирательные комиссии субъектов РФ; ; ;
  • участковые избирательные комиссии.

Полномочия и обязанности

  • доносит до населения информацию о дне, времени и месте голосования, а также о своем местонахождении и о расписании своей работы;
  • проверяет список избирателей, предлагает населению ознакомиться с ним, при необходимости вносит в него исправления;
  • готовит помещение для голосования и оборудование для голосования вне помещения;
  • распространяет среди избирателей сведения о кандидатах, избирательных объединениях;
  • отвечает за соблюдение правил предвыборной агитации на территории участка;
  • выдает открепительные удостоверения;
  • проводит досрочное голосование, а также голосование в день выборов;
  • осуществляет подсчет голосов, определяет итоги голосования, составляет итоговый протокол и передает его в территориальную избирательную комиссию;
  • выдает заверенные копии итогового протокола, в том числе — и наблюдателям;
  • выносит мотивированные решения по поданным в УИК жалобам;
  • передает в вышестоящие комиссии необходимые документы.

Порядок образования

За образование УИКов ответственность несут соответствующие территориальные избирательные комиссии, принимающие предложения по кандидатурам членов комиссий с правом решающего голоса от:

  • политических партий, кандидаты которых получили мандаты в Государственной Думе РФ;
  • партий, чьи кандидаты получили мандат в законодательном (представительном) органе субъекта федерации либо в представительном органе муниципального образования;
  • других партий; ;
  • представительного органа муниципального образования;
  • собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы.

Общее число вносимых предложений законом не регламентируется, однако от каждой партии, избирательного или общественного объединения в УИК может попасть только один член с правом решающего голоса (ПРГ). Срок, в течение которого принимаются предложения, составляет не менее 30 дней.

Не менее чем половина членов УИК с ПРГ обязательно назначается ТИКом из числа кандидатур, предложенных партиями, получившими депутатские места в Госдуме, законодательном органе субъекта федерации или муниципального образования. Таким образом, все выдвинутые этими партиями лица включаются в состав УИК.

Если полномочия члена комиссии, назначенного по предложению партии, обладающей мандатами в Думе, законодательных органах субъекта федерации или муниципального образования, оканчиваются досрочно, то его место занимается по представлению той же партии.

Если избирательный участок располагается за пределами РФ, то за формирование УИК отвечает руководитель дипломатического представительства (консульского учреждения) либо командир воинской части. Если участок находится в воинской части (располагающейся в обособленной местности); в труднодоступной местности; на судне в плавании; на полярной станции; в местах временного пребывания избирателей; в местах пребывания избирателей без регистрации по месту жительства, то ТИК набирает членов УИК из резерва составов участковых комиссий, обычно — не позднее чем за 15 дней до дня голосования, однако по необходимости сроки могут быть сокращены.

Как правило, число членов УИК-государственных и муниципальных служащих не должно превышать половины от общего состава комиссии; исключение делается для избирательных участков, находящихся на территории воинской части, в отдаленных от населенных пунктов местностях, а также за границей.

Срок полномочий

Обычно участковые избирательные комиссии формируются на 5 лет. Если срок полномочий УИК истекает во время избирательной кампании, то он продлевается до ее окончания. Срок существования УИКов, созданных на особых избирательных участках (за границей, в труднодоступной местности, на полярной станции и т.д.), определяется сформировавшим их органом или лицом, но он не должен заканчиваться ранее чем через 10 дней после опубликования итогов выборов или чем будет принято решение по жалобе, поданной в вышестоящую комиссию.

Члены УИК

Число членов. Резерв составов УИК

  • до 1001 избирателя — 3–9 членов с ПРГ;
  • 1001–2001 избирателя — 7–12 членов с ПРГ;
  • более 2000 избирателей — 7–16 членов с ПРГ.

Если в один день проводится голосование по выборам разных уровней, то количество членов комиссии может быть увеличено максимум на 4 человека, которые приглашаются из резерва . Резерв составов УИК создается избирательной комиссией субъекта федерации из числа предложенных, но не одобренных ТИКом кандидатур и используется для пополнения участковых избирательных комиссий в случае выбытия из них членов с ПРГ.

Члены УИК с правом решающего и совещательного голоса

Именно о членах УИК с ПРГ идет речь, когда говорят о формировании состава УИК. ПРГ занимаются подготовкой к дню голосования и организуют собственно голосование на участке и вне помещения, сортируют и подсчитывают бюллетени, составляют итоговый протокол и т.п. Полномочия ПРГ прекращаются в момент, когда истекают полномочия участковой комиссии. Последние же создаются на срок 5 лет.

Читайте также: