Хошеутовский хурул история кратко

Обновлено: 07.07.2024

Старейший буддийский храм Европы – Тюменевский хурул Хошеутовского улуса расположен в с. Речное Харабалинского района Астраханской области.

Остановимся на истории основания храмового комплекса и его современности.
Основателем Хошеутовского хурула был Сербеджаб Тюмень (1774-1848 гг.) – представитель калмыцкого княжеского рода хошоутов. Сербеджаб Тюмень был выдающимся военачальником, активным участником Отечественной войны 1812 – 1814 гг. В 1811 г. Сербеджаб Тюмень возглавил Второй Астраханский калмыцкий полк. Находясь в действующей авангардной армии награжден чином майора (15 ноября 1811 г.). За участие в боевых действиях в годы Отечественной войны 1812-1814 г. был награжден многочисленными правительственными наградами. После войны стал владельцем Хошеутовского улуса Астраханской губернии.

Хошеутовский хурул, построенный в 1818 г., стал памятником в честь победы в войне 1812 г. Инициатором постройки хурула был Сербеджаб Тюмень. Авторами проекта – его брат – Батур-Убуши Тюмень (выдающийся калмыцкий историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе. Строительство храма было начато вблизи Тюменевки – родового поместья княжеского рода, на месте старого деревянного хурула. Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа и на средства Серебджаба Тюменя.

Внутреннее убранство хурула

Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Молельня (базилика) и главная башня – единственное, что сегодня сохранилось от величественного сооружения XIX в.

1

Кроме постоянного мелкого ремонта проводились и две крупные реставрации комплекса в 1867 и 1907 году. Так в 1907 году хурул реставрировался под руководством архитектора Управления калмыцким народом В. Б. Варганика-Вальдовского.


Тюменевский Большой хурул включал четыре хурула: Ики хурул (собственно Хошеутовский хурул), Большой Манлы, Большой Докшадын, Малый Цацан. В начале XX в. в хуруле было 35 хувараков.

В результате ее значительно пострадал и Хошеутовский хурул. В 30-е годы хурул становится сначала детским садом, затем школой и зернохранилищем. В 60-е годы колхозу понадобился кирпич для строительства коровника – с этой целью были снесены галереи и малые башни хурула. Сегодня сохранилось лишь основное монастырское здание – трехнефная молельня с трехъярусной башней.

После депортации калмыков в 1943 г. и переселения в село в 1947 русских старообрядцев из Румынии, село Тюменевка, вошедшее в состав Астраханской области было переименовано в Речное.

Постепенно менялось отношение светских властей к памятнику. По решению исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1967 года хурул был принят под охрану государством как памятник истории и культуры местного (областного значения). Это спасло храм от окончательного разрушения, но восстановление комплекса за этим решением не последовало. На волне интереса к религии, к историческому прошлому народов России в конце 80-х – начале 90-х годов XX века возник проект реставрации хурула.

На совещании оргкомитета, состоявшемся 23 октября 1990 года в Астраханском музее-заповеднике, прошло обсуждение вопроса о реставрации Хошеутовского хурула в присутствии представителей двух заинтересованных сторон: Калмыцкой АССР и Астраханской области.

На заседании была подчеркнута историко-культурная значимость реставрации архитектурного памятника. Вместе с тем обсуждение выявило различие подхода сторон к данному вопросу. Ряд представителей КАССР первоначально настаивали на передаче памятника буддийской общине и проведении реставрации силами верующих. Астраханская сторона в этом не была заинтересована.

Было решено начать реставрационные работы в мае 1990 года. По плану реставрации памятнику выделялась охранная зона, для организации которой планировалось снести 8 жилых домов, углубить и укрепить берег Волги. Поэтапное восстановление памятника должно было занять 10 лет.

Музей, который планировалось открыть в 1995 году в отреставрированном хуруле, должен был стать центром научно-просветительной работы, рассказывать об истории буддизма, о народах, населяющих Астраханский край.

В декабре 1995 года Хошеутовскому хурулу была присвоена категория памятника федерального значения.

В 1996 г. инициативная группа астраханцев, заинтересованная в восстановлении храма, создает Астраханское отделение Международной Лиги защиты культуры, которое возглавила Е.В. Рожкова. Лига объединила астраханских буддистов, краеведов, представителей Общества национальной калмыцкой культуры, в борьбе за сохранение хурула.

Тема Хошеутовского хурула оставалась злободневной и в начале XXI в. Вопрос о реставрации памятника в последние несколько лет поднимался буддистами Астраханской области и представителями калмыцкой общественности, заинтересованными в восстановлении храма. Вместе с тем, несмотря на обращения широких кругов общественности республики и области, астраханская администрация оставляла актуальный вопрос без внимания…

В 2002 году буддийской общиной села Заволжье был подготовлен и передан в территориальное управление Мингосимущества РФ по Астраханской области пакет документов для оформления передачи Хошеутовского хурула в безвозмездное пользование местной религиозной организации.

В результате многочисленных обращений верующих заинтересованных в восстановлении хурула, эту тему вновь удалось поднять на областном уровне.

7 августа 2004 г. было принято решение о передаче хурула в безвозмездное пользование местной буддийской общине. Первый этап реставрационных работ оценивался в 6 млн. рублей, за счет частных пожертвований, для которых планировалось открыть специальный банковский счет.

Освящение хурула


Службу-молебен проводил тибетский лама Нованг Реглан. Храм заполнили жители села Заволжское, гости, приехавшие из Астрахани, Цаган-Амана.


3_4f4a31c4_d_850.jpg


Интересна история его основания. Царский военачальник, представитель калмыцкого княжеского рода хошоутов Сербеджаб Тюмень (1774-1848 гг.) в 1811 г. возглавил Второй Астраханский калмыцкий полк. Находясь в действующей авангардной армии награжден чином майора. За участие в боевых действиях в годы Отечественной войны 1812-1814 г. был награжден многочисленными правительственными наградами.


По окончании войны с французами ему был пожалован в Астраханской губернии Хошеутовский улус. В этом своем имении Сербеджаб Тюмень задумал возвести буддийский хурул (храм) в честь славной победы русских войск над Наполеоном.
За разработку проекта храма взялся его брат Батур-Убуши Тюмень (калмыцкий историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе.


Возведение храма началось близ родового поместья княжеского рода-Тюменевки. Финансовое обеспечение строительства взял на себя сам герой Отечественной войны. Также свою посильную лепту в виде добровольных пожертвований вносили калмыцкие буддисты.


Хошеутовский хурул был возведен в 1818 г.





В 1967 году власти словно опомнились и по решению исполкома Астраханского областного Совета депутатов трудящихся от 14 ноября 1967 года хурул был принят под охрану государством как памятник истории и культуры местного (областного значения). Правда, восстанавливать комплекс не стали.



"Ржев сквозь века"


Москва и Санкт-Петербург в числе самых ярких городов Европы


В Севастополе появятся экскурсионные троллейбусы


В Суздале увековечили память Андрея Тарковского


Фестиваль на Федюхиных высотах


Владивосток - лидер гастрономического туризма в России


В Москве появится музей скорой помощи


По ком молчит колокол?


К Матроне Московской – не только в Москву


Поднять глаза от земли







Хошеутовский хурул

Уникальный в своем роде буддийский храм, возведенный калмыками в начале 19 века. Он был построен князем Сербеджабом Тюменем в честь победы в войне 1812 года с Наполеоном. Старейший буддийский храм Европы расположен в селе Речное Харабалинского района.

В начале позапрошлого века на левом берегу Волги, на месте, связанном со многими событиями в истории взаимоотношений калмыцкого и русского народов, был воздвигнут памятник их дружбы и боевого братства – Хошеутовский хурул. Он соединил в себе черты восточной буддийской архитектур. Считается, что хурул был построен по модели Казанского Собора в Санкт-Петербурге.

Хошеутовский хурул, построенный в 1818 году, стал памятником в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Инициатором его постройки был представитель калмыцкого княжеского рода хошоутов Сербеджаб Тюмень. Авторами проекта – его брат Тюмень (выдающийся калмыцкий историк и литератор) и буддийский монах Гаван Джимбе. Строительство храма было начато вблизи Тюменевки – родового поместья княжеского рода, на месте старого деревянного хурула, куда на хранение было сдано пробитое французскими пулями походное знамя Второго калмыцкого полка.


Храм возводился на добровольные пожертвования калмыцкого народа. Строители были местные. Вероятно, и кирпич изготавливали поблизости. Почти на каждом кирпиче оттиснут выпуклый рисунок лука со стрелой— знак рода, еще в далекой Джунгарии прославившегося своими воинами, которых часто ставили во главе боевого клина. Рассказывают, что здесь был Александр Дюма старший и В.И. Ленин. Приезжала в Хошеутовский Хурул принцесса из Китая – прямой потомок князей Тюменей.

После своего открытия и вплоть до 1917 года Хошеутовский хурул являлся одним из основных храмов буддистской общины Астраханского региона. Однако после революции он был закрыт, и на протяжении всего 20 века по назначению не использовался и не реставрировался.

В круглом башенном входе каменного храма еще можно видеть изображение журавлей и человека, летящего на птице. Чуть выше располагается плохо сохранившийся полукруглый живописный фриз, образованный размытыми теперь очертаниями пяти человеческих фигур. Сохранилось изображение танцующего монаха в длинном халате, подвязанном кушаком. В высоко поднятой руке он держит небольшое круглое зеркальце, заставляющее вспомнить один из атрибутов шамана. На плече монаха – шестилапая лягушка, на которой согласно калмыцкой космогонии держится земной материк.


Центральная третья фигура из пяти сохранившихся своими очертаниями напоминает Белого Старца с посохом. Остальные фигуры едва различимы. Весь фигурный ряд дан в раме цветочного орнамента, выполненного трафаретом. Многочисленные росписи, покрывавшие другие поверхности стен центрального здания храма снаружи и в интерьере, не сохранились. Ансамбль сооружений Хошеутовского хурула состоял из молельной, центральной башни и двух галерей, отходивших от нее полукругом и заканчивавшихся двумя малыми башнями. Молельня (базилика) и главная башня – единственное, что сегодня сохранилось от величественного сооружения 19 века.

Построенный почти два века назад Хошеутовский хурул как символ братства двух народов и сейчас несет свою миссию единства. Уже 20 лет он имеет статус памятника истории и культуры федерального значения. В настоящее время здесь ведутся активные реставрационные работы по проекту астраханского архитектора А. Махмудова Не исключено, что в дни больших праздников хурал будет действовать как культовое сооружение, в остальное время радовать гостей экспозициями, посвященными истории буддизма в Астраханской области. В целях содействия возрождению духовных традиций калмыцкого народа опеку над храмом взяла местная Община буддистов.

Адрес: Астраханская область, Харабалинский район, село Речное, ул. Ленина

Ландшафты жизни

image009


В начале 17 века калмыки принесли присягу на подданство русскому царю и расселились в междуречье Волги и Яика (Урала). Калмыцкое ханство надежно защищало южные рубежи России, совершала походы против крымских татар и кубанских татар (ногайцев), горцев Северного Кавказа, казахов и мангышлакских туркмен.

Но в результате русской колонизации калмыцких земель, сокращения пастбищных угодий, устройства укреплений Царицынской сторожевой линии на перешейке между Доном и Волгой начались конфликты. В зоне основных кочевий калмыков селились донские казаки. Среди калмыков начала укрепляться идея возвращения на историческую родину в Джунгарию. В 1771 году улусы левобережья Волги отправились в путь, обернувшийся национальной трагедией. Калмыцкая орда потеряла в столкновениях с местными племенами, а так же от ран, голода, холода и болезней до 100 тыс. человек и лишилась основного богатства (скота). В том же году Екатерина Великая ликвидировала Калмыцкое ханство.

Во время Отечественной войны 1812 года было сформировано три калмыцких полка. Из Тюменевки на войну начал путь Второй калмыцкий кавалерийский пятисотенный полк, отличившийся в боях на европейских полях сражений и дошедший до Парижа.

После Отечественной войны 1812 года вернувшиеся из Европы калмыки воздвигнули в честь Победы буддийский храм — Хошеутовский хурул в ставке князя Тюменя (ныне село Речное). В 1858 году хурул в качестве гостя калмыцкого князя посетил знаменитый французский писатель Александр Дюма.

После установления советской власти в 1924 году из Астраханской губернии в Калмыцкую автономную область был передан Хошеутовский улус с Тюменевкой, что отражено на карте Калмыцкой АО 1928 года (из атласа СССР).
Во время Великой Ответственной войны 110-я Отдельная Калмыцкая дивизия успешно сражалась с врагом, но была расформирована в феврале 1943 года из-за малочисленности калмыков. Во время немецкой оккупации часть калмыков (от 5 до 7 тыс.), недовольных советской властью, служило в Калмыцком кавалерийском корпусе и 1-й казачьей дивизией вермахта.

В декабре 1943 года около 100 тыс. калмыков был депортировано в Сибирь, в ссылке умерло более 40 тыс. человек. Калмыцкая АССР была ликвидирована и образована Астраханская область.

После Великой Отечественной войны в связи с острой нехваткой рабочей силы советское правительство разрешило некоторым сословиям бывших российских граждан вернуться на Родину. В 1947 году часть русских старообрядцев (липован), чьи предки бежали за границу еще во время церковных реформ Никона за Дунай в Румынию, мигрировали в Речное (Тюменевку).

Читайте также: