Хадис о смерти кратко

Обновлено: 05.07.2024

от Замиль · Июль 22, 2019

Смерть – это та реальность, о которой мы слишком редко вспоминаем. Во многом это происходит из-за страха перед смертью, а иногда из-за любви к этому миру. Однако смерть так и остается неизбежной и неминуемой реальностью. Нам всем предстоит рано или поздно покинуть этот мир.

Всевышний Аллах говорит:

Но что такое смерть? Осознаем ли мы на самом деле ее суть или просто стараемся игнорировать ее существование, потому что нас пугает идея оставления этого мира?

В этой статье приводятся 8 хадисов Посланника Аллаха (мир ему), которые помогут нам глубже познать суть смерти.

1. Как верующие должны относиться к смерти?

Объяснением этого хадиса является то, что смерть воссоединяет верующего со своим Господом, а также, что после смерти верующего ждет великая награда от Всевышнего Аллаха – Рай.

2. Аллах проявляет милосердие даже во время смерти человека.

3. Смерть того, кто находится на пути получения знаний.

4. Размышления о смерти.

5. Что нас ждет после смерти?

6. Дела, продолжающиеся после смерти человека.

7. Как спастись от плохой смерти?

8. Смерть – это прекращение комфортной жизни

Коран и Сунна о смерти и необходимости ее поминания

В Исламе высоко ценится поминание смерти и для каждого мусульманина, достигшего совершеннолетия, это является одним из важных рекомендуемых (сунна) действий. Общеизвестно, что каждого из людей ожидает смерть, все мы смертны. Верующий во Всевышнего Аллаха человек осознает, что после смерти каждому придется держать ответ за свои поступки, совершенные в дольнем мире. Поминание смерти отрывает человека от мирских забот и сверхмерной привязанности сердца к мирскому.

Согласно хадисам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), размышления о смерти способствуют выполнению верующим своих обязанностей, которые вменил ему Всевышний Аллах, и отдалению от всего, что Он запретил. Что же говорится в Коране и изречениях Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) о поминании смерти? Этой теме посвящено множество аятов и хадисов.

Всевышний Аллах упоминает в Коране о смерти 164 раза, что говорит о значимости, придаваемой этому вопросу в Исламе. Мы ограничимся приведением лишь некоторых из них.

Мусульманские ученые-богословы сказали об этом хадисе, что он очень лаконичен и совершенен с точки зрения поучения, увещевания, в нем мало слов, но он содержит в себе великий и глубокий смысл. Кто часто вспоминает о смерти, думает о том, что последует после нее, тот не будет гоняться за удовольствиями этой жизни, ее преходящими ценностями, нарушив границы дозволенного.

Поминание смерти подавляет желание проводить время бесцельно, думать только о благах этой жизни и напоминает о необходимости поклонения Аллаху (мир ему и благословение). Такое поведение помогает верующему ослабить свою привязанность к мирским благам и обратиться к Всевышнему. Есть категория людей, думающая о жизни следующим ошибочным образом: пока они молоды, им якобы все дозволено и

необходимо провести свою молодость в веселье и погоне за мирскими удовольствиями, а соблюдением своих религиозных обязанностей они займутся в будущем, в старческом возрасте.

Если мусульманин контролирует себя и не поддается низменным желаниям, то он будет стремиться совершать благие дела (одобренные Аллахом), надеясь на Его милость. Он станет готовиться к будущей жизни: выполнять дела, угодные Создателю, стремиться не совершать грехи и часто поминать Всевышнего. Мусульманин знает, что только эти и другие предписания Ислама приносят пользу и могут помочь ему в Судный день. Слабовольный же человек следует своим греховным желаниям и не выполняет Повеления Аллаха.

Хасан аль-Басри сказал, что существуют люди, греховные желания которых, став их натурой, повлияли на образ их мышления и поведение. Уходят эти люди из жизни, не имея ни одного благого деяния. Боль, испытываемая человеком во время смерти (когда душа умирающего покидает тело), страшнее боли от тысячи ударов мечом, от распиливания или разрезания тела ножницами.

Передано от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, что когда Пророк (мир ему и благословение) упомянул в своем изречении о Мункаре и Накире (имена двух ангелов, которые проводят допрос в могиле),

‘Умар ибн аль-Хаттаб (да будет доволен им Аллах) был удивлен этому.

Пророк Давуд (мир ему), когда вспоминал о смерти, начинал плакать так, что все части его тела немели, а когда он вспоминал Милость Всевышнего Аллаха, то приходил в себя.

Однако тот, кто занят приобретением знаний, не относится к тем, кому необходимо чаще поминать смерть. Для него не является сунной много поминать смерть, ибо это может уменьшить его интерес к поиску знаний или вообще заставить его прекратить стремление к ним. Так пишут ученые-богословы аш-Шабрамулси и аль-Буджайрими.



Смерть – это та реальность, о которой мы слишком редко вспоминаем. Во многом это происходит из-за страха перед смертью, а иногда из-за любви к этому миру. Однако смерть так и остается неизбежной и неминуемой реальностью. Нам всем предстоит рано или поздно покинуть этот мир.

Всевышний Аллах говорит:

Но что такое смерть? Осознаем ли мы на самом деле ее суть или просто стараемся игнорировать ее существование, потому что нас пугает идея оставления этого мира?

В этой статье приводятся 8 хадисов Посланника Аллаха (мир ему), которые помогут нам глубже познать суть смерти.

1. Как верующие должны относиться к смерти?

Объяснением этого хадиса является то, что смерть воссоединяет верующего со своим Господом, а также, что после смерти верующего ждет великая награда от Всевышнего Аллаха – Рай.

2. Аллах проявляет милосердие даже во время смерти человека.

3. Смерть того, кто находится на пути получения знаний.

4. Размышления о смерти.

5. Что нас ждет после смерти?

6. Дела, продолжающиеся после смерти человека.

7. Как спастись от плохой смерти?

8. Смерть – это прекращение комфортной жизни


1. Посланник Аллаха (С) сказал:

Всякий, кто утешит опечаленного, будет облечён в Судный День в одеяние, которое обрадует его.

2. Имам Казым (А) сказал:

Соболезнования выражаются до и после похорон.

3. Имам Садык (А) сказал:

Выражение соболезнования обязательно (ваджиб) после похорон.

Соболезнованием считается хотя бы то, чтобы тебя увидел обладатель горя.

6. Посланник Аллаха (С) сказал:

Выражение соболезнования даёт наследовать райские сады.

7. Имам Садык (А) сказал:

Если бы терпение не было сотворено раньше горя, то верующий раскололся бы, как яйцо раскалывается о камень.

8. Посланник Аллаха (С) сказал:

9. Имам Садык (А) сказал:

Когда умирает человек, Аллах посылает ангела к самому опечаленному по нему близкому, и тот проводит по его сердцу и заставляет его забыть боль своего горя. Если бы не это, ближний мир никогда не был бы процветающим.

11. Имам Садык (А) сказал:

12. Имам Садык (А) сказал:

Терпение и горе спешат вместе к верующему, и когда его постигает горе, он терпит. И потеря самообладания и горе спешат вместе к неверующему, и когда его постигает горе, он теряет самообладание.

13. Имам Садык (А) сказал:

В могиле спрашивают только тех, чья вера была чиста или чьё неверие (куфр) было чистым. Остальные оставляются в их состоянии до Судного Дня.

16. Фатима (А) приходила к могилам мучеников каждую субботу. И она приходила к могиле Хамзы и призывала на него милость и прощение.

17. От Мухаммада ибн Муслима:

18. Имам Реза (А) сказал:

19. Исхак ибн Аммар спросил Имама Казыма (А):

20. Имам Садык (А) сказал:

Неверующий мёртвый (кафир) посещает свою семью, но при этом видит то, что ему неприятно, и от него закрывается то, что радует его.

21. Сафван ибн Йахья сказал Имаму Казыму (А):

22. Имам Бакир (А) сказал:

По покойному проводят траур (траурные мероприятия) в течение трёх дней с того дня, как он умер.

24. Имам Бакир (А) завещал, чтобы его оплакивали во время хаджа в течение десяти лет (то есть завещал деньги на это).

25. Имам Садык (А) сказал:

26. Он также сказал:

Когда погиб Джафар ибн Аби Талиб, Посланник Аллаха (С) велел Фатиме (А) прийти к Асма бинт Умейс и другим женщинам, чтобы они готовили им еду три дня. И это стало сунной.

27. У Имама Садыка (А) спросили:

28. Он также сказал:

Нет проблемы в том, чтобы нанимать плакальщиц, если они говорят правду (о покойном).

30. Умар ибн Язид спросил Имама Садыка (А):

31. Имам Садык (А) сказал:

За шесть вещей верующий будет получать награду после своей смерти: ребёнок, который будет просить за него прощения; книга, которую он оставляет[1]; дерево, которое он посадил; вода, которую он пустил, колодец, который он вырыл, и благой обычай, который он оставил после себя.

32. Имам Садык (А) сказал:

Нет смерти, которая более радует Иблиса, чем смерть учёного (факиха).

34. Имам Садык (А) сказал:

Мы, Ахль уль-Бейт, печалимся прежде наступления горя. А когда низводится повеление Аллаха, мы довольны Его определением и подчиняемся Его повелению. Мы не бываем в отвращении от того, что желал Аллах для нас.

35. Имам Садык (А) сказал:

Кто боится за самого себя от силы горя (например, что он сойдёт с ума), пусть много плачет, ибо слёзы успокаивают горе.

36. Имам Садык (А) сказал:

Кто проведёт рукой по голове сироты из милости к нему – Аллах даст ему в Судный День свет по числу волос этого сироты.

37. Посланник Аллаха (С) сказал:

Аллаху ненавистны шесть качеств, и они отвратительны Ему среди моих преемников и их последователей после меня: несерьёзное отношение к намазу[2], сквернословие во время поста, попрёк после милостыни, посещение мечетей в состоянии полового осквернения, подглядывание в дома соседей и смех между могилами.

38. Посланник Аллаха (С) сказал:

41. Имам Садык (А) сказал:

42. Имам Садык (А) сказал:

43. Имам Садык (А) сказал:

Аллах не сотворил очевидности, в которой нет сомнения, более похожей на сомнение, в котором нет очевидности, чем смерть[4].

[1] Будь то список Коран или другая полезная книга, которую будут читать люди.

[2] То есть действия во время намаза, которые не относятся к самому намазу, хотя и не портят его, например, гладить бороду.

[4] То есть при том, что смерть является полной очевидностью, в которой нет никаких сомнений, люди обычно относятся к ней так, как будто она является чем-то сомнительным, и в ней нет никакой очевидности.

Читайте также: