История конституции италии кратко

Обновлено: 05.07.2024

Проблема выбора будущего государственного строя Италии появилась после освобождения от фашизма. Король Виктор Эммануил III возглавил монархический режим, скомпрометировавший себя сотрудничеством с фашистами. В борьбу за установление республики и демократизацию политических институтов вступили партии антифашистского блока, в том числе бывшая партия Пополяри.

По вопросу правления в стране был собран референдум, на котором 12 700 000 голосов было подано за республику, и 10 700 000 за сохранение монархии. Проводившиеся в это же время выборы в Учредительное собрание, задача которого состояла в разработке новой конституции, дали следующий результат. Из 556 депутатов большее количество получили три партии:

  • христианские демократы – 35%;
  • социалисты – 21%;
  • коммунисты – 19%.

Под председательством М. Руини была создана так называемая Комиссия семидесяти пяти. Проводившиеся 22 декабря 1947 года длительные дебаты привели к утверждению Конституции Итальянской республики, которая уже 1 января 1948 года вступила в силу.

Конституция 1947 года

Левые и демократические силы оставили свой след на содержании Конституции 1947 года, которая, в свою очередь, относится к конституциям второго поколения. Эти конституции выделяются тем, что были приняты на пике популярности идей о равенстве и социальной справедливости и непосредственно на потоке демократического подъема.

Перед республикой в первую очередь встает задача по устранению препятствий экономического и социального характера. Эти препятствия являются ограничителем для развития человеческой личности и участия граждан в жизни страны, для свободы и равенства граждан.

Один из разделов Конституции 1947 года разрешает совмещение абсолютно разных форм собственности (частная, государственная, корпоративная). Появилась возможность национализации предприятий, имеющих важное значение для общества. Тем не менее землевладение было ограниченно, но вмешательство государства в экономику с целью полного контроля существовало.

Конституция Италии 1947 года объединяет в себе широкий круг демократических прав и свобод граждан. Закреплялись такие права, как право на труд и справедливое вознаграждение за него, права женщин и мужчин были абсолютно равны в экономической области, свобода профсоюзов и стачек, трудящиеся имели право принимать участие в управлении предприятиями.

Равенство абсолютно всех граждан перед законом, социальные, политические, национальные и другие различия не дают никому гражданам никаких привилегий. Свобода личности, неприкосновенность личности, свобода слова – все это относилось к личным и политическим правам.

Сохранение Латеранских соглашений о независимости и суверенности Ватикана было подтверждено. Конституция 1947 года обозначала, что государственный строй Италии – парламентская республика, которая основана на принципе разделения властей.

Устройство органов власти

Двухпалатный парламент, состоящий из палаты депутатов и Сената, имеет законодательную власть. Власть избирается путем всеобщих выборов по пропорциональной системе (Нижняя палата) либо по смешанной избирательной системе органами, представляющими области (Сенат). Возрастные рамки для членов парламента устанавливаются следующие – не ниже 25 лет (член Палаты), не ниже 40 лет (сенатор).

В решении вопросов законодательства и контроля над правительством палаты абсолютно равны. Важным пунктом является возможность проведения референдумов и перенаправления права, издания законов на ограниченное время и по ограниченному кругу вопросов, что ослабило полномочия итальянского парламента на издание законов. Такие права, как право на объявление войны, право утверждения налогов, бюджета, право на утверждения важных международных соглашений принадлежат только парламенту. Правительство, в свою очередь, несет большую ответственность перед парламентом.

Для управления страной избирается президент возрастом не ниже 50 лет. Избирается глава государства путем голосования обеих палат парламента и представителями областей. Срок правления президента – семь лет. Помимо командования армией президент выполняет следующие полномочия: имеет право распустить парламент, но только с согласия председателей самого парламента, может требовать повторного согласования законопроекта, имеет право издавать декреты и постановления. Принцип контрассигнатуры всех актов и полномочий президента премьер-министром прописан в конституции страны.

В Конституции зафиксировано главенство в исполнительной власти за советом Министров, возглавляемым председателем. Так как правительство несет ответ перед обеими парламентскими палатами, политические силы перераспределяются после каждых выборов.

В парламенте ни одна из партий не обладает абсолютным большинством, правительство можно охарактеризовать как коалиционное. На почве этого часто возникают правительственные кризисы.

Согласно принятой Конституции, судебная ветка власти была независимой, она включала в свой состав органы разных компетенций: административные суды и общей юрисдикции, военные трибуналы и Высший совет магистратуры, за которым признано главенство в данной системе. Высшим органом в сфере контроля за соблюдением конституционных норм является Конституционный суд, его работу вели 15 судей. Именно Конституционный суд занимался решением конфликтов между республикой и областями, также в его полномочия входило выдвижение обвинений министрам и президенту.

Особенности государства

Унитарное государство – государство, состоящее из областей, провинций, коммун.

Италия относится именно к таким государствам, с такими представительными органами, как областные и провинциальные собрания, муниципалитеты, которые избирают коллегиальные или же единоличные исполнительные органы, все они создаются на основе всеобщих выборов. Деятельность автономных областей, на которых лежит достаточно широкая компетенция местных органов, во многом контролируется правительственными комиссарами. Правительство назначает префекты, от которых в большей степени зависят провинциальные и коммунальные органы.

Основной проблемой для образовавшейся парламентской республики стала политическая нестабильность. В период после 1946 года произошло более 50 роспусков правительства, парламент не нес ответственности за принятые им решения, границы страны не были зафиксированы на конституционном уровне. Позитивные изменения начали происходить с 1953 года, когда по инициативе Христианско-демократической партии вышел новый избирательный закон. Теперь для того, чтобы получить 65% депутатских кресел, нужно было на выборах набрать 50% голосов плюс еще один голос. Списочная система стала неактуальной, в случае, если ни одна партия не смогла набрать нужного количества, поступали иным образом. По итогам голосования применялась пропорциональная система.

Новый закон был принят с целью создания парламентского большинства, на которое могло бы опираться правительство.

Изменения регламента затронули:

  • полномочия председателей палат, теперь они стали шире, что сделало работу парламента более организованной;
  • временные рамки для выступлений депутатов, теперь каждому представителю народа отводилось равно время;
  • требования относительно дисциплины, контроль парламента за правительством стал более пристальным.

Следующий значимый закон был принят уже в 1998 году, он был призван внести регламент в работу Совета министров, в частности в президиум. В результате данного нововведения многие полномочия Совета, которые фактически осуществлялись ранее, были легитимизированы. Затем в 2000 году вступил в силу Кодекс о местном самоуправлении, его назначение – в упорядочении деятельности на местном уровне, много внимания было уделено работе коммунальных органов.

История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.

Новая Конституция Италии была принята на торжественном заседании Учредительного собрания 22 декабря 1947 г. подавляющим большинством голосов и с 1 января 1948 г. вступила в силу.

В ней не упоминается о принципе разделения властей, но проводится четкое различие трех основных государственных функций: законодательная принадлежит Парламенту и областным советам; исполнительная власть является прерогативой президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд. При сохранении особых отношений с Ватиканом Конституция сохраняет светский характер, следует принципам отделения церкви от государства и равенства вероисповеданий.




Италия превращается в Федеративное государство с четырехуровневой структурой: государство, область, провинция, коммуна. Коммуна становится первичной основой политико-территориальной системы государства. Исторические области Италии (20 областей) преобразуются в полноправные субъекты Федерации с правом принимать собственные законы, иметь свой бюджет и налоговую систему, поддерживать внешнеполитические контакты. Законопроект предусматривает поступление в областные бюджеты не менее 50% всех финансовых доходов области. Широкие автономные права приобретают провинции, входящие в области (могут, в частности, самостоятельно участвовать в выработке и реализации решений в рамках Европейского Союза).

В целях координации действий центральной власти и местного самоуправления при Совете министров Италии создается специальный постоянный орган.

В Италии вводится президентская (или, во всяком случае, полупрезидентская) форма правления с избранием главы государства всеобщим, прямым и тайным голосованием. Президент назначает Председателя Совета министров, но не председательствует на заседаниях правительства. Он наделяется правом роспуска Палаты депутатов в случае отставки правительства. Может инициировать в Парламенте вотум доверия правительству.

Значительно расширяются функцииКонституционного суда,его состав увеличивается с 15 до 20 судей. Впервые отдельные граждане, фракции парламентского меньшинства, коммуны, провинции получают право прямого обращения в Конституционный суд.

История конституционных институтов в Италии насчитывает более полутора веков. За этот период страна прошла через режим конституционной монархии, тоталитарную фашистскую диктатуру, а после того, как в 1946 году в результате референдума была отвергнута монархическая форма правления, в Италии была принята одна из самых демократических конституций послевоенной Европы.

Новая Конституция Италии была принята на торжественном заседании Учредительного собрания 22 декабря 1947 г. подавляющим большинством голосов и с 1 января 1948 г. вступила в силу.

В ней не упоминается о принципе разделения властей, но проводится четкое различие трех основных государственных функций: законодательная принадлежит Парламенту и областным советам; исполнительная власть является прерогативой президента Республики, министров и органов исполнительной власти областей, провинций и коммун; судебная власть входит в компетенцию различных судебных органов, включая Конституционный суд. При сохранении особых отношений с Ватиканом Конституция сохраняет светский характер, следует принципам отделения церкви от государства и равенства вероисповеданий.

Италия превращается в Федеративное государство с четырехуровневой структурой: государство, область, провинция, коммуна. Коммуна становится первичной основой политико-территориальной системы государства. Исторические области Италии (20 областей) преобразуются в полноправные субъекты Федерации с правом принимать собственные законы, иметь свой бюджет и налоговую систему, поддерживать внешнеполитические контакты. Законопроект предусматривает поступление в областные бюджеты не менее 50% всех финансовых доходов области. Широкие автономные права приобретают провинции, входящие в области (могут, в частности, самостоятельно участвовать в выработке и реализации решений в рамках Европейского Союза).

В целях координации действий центральной власти и местного самоуправления при Совете министров Италии создается специальный постоянный орган.

В Италии вводится президентская (или, во всяком случае, полупрезидентская) форма правления с избранием главы государства всеобщим, прямым и тайным голосованием. Президент назначает Председателя Совета министров, но не председательствует на заседаниях правительства. Он наделяется правом роспуска Палаты депутатов в случае отставки правительства. Может инициировать в Парламенте вотум доверия правительству.

Значительно расширяются функцииКонституционного суда,его состав увеличивается с 15 до 20 судей. Впервые отдельные граждане, фракции парламентского меньшинства, коммуны, провинции получают право прямого обращения в Конституционный суд.

Конституция Италии была принята в 1947 году. Конечно же, с тех пор она частично менялась — за последние годы было введено около пятнадцати поправок. Тем не менее, общие положения остаются теми же. Что же касается современной Конституции, то она состоит из двух частей и двенадцати основных принципов.

Конституция Италии: исторические факты

конституция Италии

Безусловно, в стране все еще существовала конституционная монархия. Тем не менее, первая Конституция Италии вводила и некие демократические направления в развитие страны. Эволюция формы правления была прервана в 1922 году, когда на территории страны был введен тоталитарный фашистский режим, а во главе государства встал Бенито Муссолини.

Уже в декабре 1925 года был принят новый закон, который устанавливал в стране однопартийный режим, причем дуче (глава партии) единолично представлял исполнительную ветвь власти. В 1943 году Италия, которая поддерживала Японию и Германию, потерпела поражение во Второй мировой войне. Это стало предпосылкой для ликвидации фашистского режима.

В 1946 году был проведен референдум. Результаты его продемонстрировали стремление населения ликвидировать тоталитаризм, поэтому было собрано Учредительное собрание, на котором было решено провозгласить страну республикой, что и случилось 18 июня 1946 года.

Новая Конституция Италии 1947 года была принята на Собрании большинством голосов. В силу она вступила четыре дня спустя — 1 января 1948 года, и хотя с тех пор Устав претерпел некоторые изменения, общие черты остались теми же.

Конституция Италии: общая характеристика

конституция Италии 1947 года

На самом деле этот политико-юридический документ содержит множество правил, включая социально- правовые основы, юридические положения и философские установки. Как уже упоминалось ранее, Конституция Италии состоит из нескольких частей:

Согласно этому документу вся власть разделена на три стандартные ветви:

  • Законодательная власть принадлежит исключительно членам Парламента, а также областным советам, но лишь в пределах их компетенции;
  • Судебная власть принадлежит Конституционному суду и судебным органам;
  • Исполнительная власть — это прерогатива президента, а также министров.

конституционное право Италии

Кстати, Конституция Италии описывает и особенное отношение к католической церкви: не стоит забывать, что именно здесь расположено государство Ватикан. Еще в 1929 году между Италией и Ватиканом был заключен Конкордат и Договор (части Латеранских соглашений): согласно им Ватикан имеет право на частичный суверенитет. Кроме того, католицизм обозначался как традиционная религия Италии. Интересно, что, наряду с этим, Конституция Италии отделяет государство от церкви и соблюдает принципы равенства всех вероисповеданий.

Италия По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Государственный строй Италии подробнее стала первой страной с установленной фашистской диктатурой. Это произошло в 1922 году. После происшествия Второй мировой войны в государстве учреждалась новая система государственности. Италия обрела статус республики после подведения итогов референдума, произошедшего 02.06.1946 года, когда большей частью избирателей отвергалась форма правления монархического типа.

История конституции Италии

Положения Основного закона По данной теме мы уже выполнили реферат Основы государства и права подробнее демократичного характера не сразу реализовались; некоторые из них так и не осуществились до настоящего времени; последнее, к примеру, относимо к регламентированию множества свобод и прав. Некоторые важнейшие нормы не приводились в жизнь на протяжении долгих лет:

  • образование областного самоуправления затянулось свыше, чем на двадцать лет;
  • под различными предлогами было отложено начало деятельности Конституционного суда По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд (полномочия) подробнее ;
  • лишь в 1970 году законодательным образом отрегулированы процедуры референдума и народной инициативы, и данные институты обрели возможность применения;
  • на протяжении двух лет с момента вступления в силу Основного закона не действовал Высший совет магистратуры По данной теме мы уже выполнили реферат Высший Арбитражный суд подробнее .

Готовые работы на аналогичную тему

До настоящего временного периода не получили реализацию положения Конституции о создании президиума Совета министров - статья 95, не исполнены требования шестого переходного положения об устранении специализированных органов юрисдикции, которые достались современной Италии от фашистской диктатуры.

Сущность Конституции Италии, ее состав

  1. Неотчуждаемые права и обязанности, представленные во 2 статье, законодатель вправе лишь уточнить их, издав нормы об их применении.
  2. Вторая категория является ограниченной в объеме в сравнении с первой; к этой категории относят свободы, права и обязанности, которые затрагивают сферу экономики: право на забастовку - статья 40, право собственности - статья 42 и след., право трудящихся на участие в управлении предприятием – статья 46. Вторая категория свобод и прав урегулирована законами.

Конституция закрепила традиционные свободы и права граждан, представленные неприкосновенностью личности, дополненной неприкосновенностью жилища и тайной переписки, свободным передвижением по государству, свободой ассоциаций и собраний, исключения тайные и военные организации, свободой слова, совести, манифестаций, печали и т. п. На судебную власть возлагается гарантирование свобод и прав. Если же из соображений срочности административные органы должны принимать меры, которые нарушают гражданские права и свободы, то это должно доводиться до сведения судебной власти в срок не позднее 48 часов; если по истечению 48 часов, власть не успеет утвердить принятые временных мер, то они признаются отмененными, их действие подлежит прекращению.

Заметно выделены социальные и экономические свободы и права — право на труд, которое Республика признала за всеми гражданами; она поощрила условия, которые делают данное право реальным - статья 4; Конституция накладывает обязательства на государство по предоставлению собственным гражданам бесплатного начального образования продолжительностью в 8 лет. 36 статья гласит о правах трудящихся обладать правом на вознаграждение, которое соответствует качеству и количеству его труда, достаточно для обеспечения ему и его семье достойного и свободного существования. Признано право на создание профсоюзов и на защиту и охрану собственных интересов со стороны трудящихся – статья 39; использование в таких целях забастовки - ст. 40. Право на забастовку подтвердилось итальянским Конституционным судом еще в 1960 году. В Конституции 1947 года включена значительная переработка элементов по отношению к праву собственности. В статье 42 сказано о следующих формах собственности в государстве:

До принятия Конституции Италии в 1946 г. был проведен референдум о форме правления, где большинство избирателей отвергло монархическое устройство государства. Демократическая Конституция Италии была разработана и принята Учредительным собранием в 1947 г.

в сложной политической обстановке восстановления страны после поражения фашистской диктатуры Б. Муссолини. Она была промульгирована 27 декабря того же года, а с 1 января 1948 г. вступила в силу.

Италия определяется как демократическая республика, основывающаяся на труде (ст. 1). Закрепляются принципы суверенитета народа, обширный круг прав и свобод граждан, в том числе и социально-экономические. Особенностью данного Основного Закона является то, что антифашизм признается в качестве официальной идеологии. В основных нормах закрепляется учреждение в Италии классической парламентской республики и унитарного политико-территориального устройства.

По способу изменения Конституция является жесткой. Порядок ее изменения включает две последовательные стадии. Первая стадия заключается в закона об изменении Конституции и иных положений, который должен получить поддержку каждой из палат Парламента. Вторая стадия состоит в ратификации закона об изменении Конституции. Между первым и вторым голосованием должно пройти не менее трех меся- цев, причем при втором голосовании поправка должна быть одобрена абсолютным большинством голосов в каждой палате. Если в течение трех месяцев после второго голосования пятая часть депутатов любой из палат Парламента, или 500 тыс. избирателей, или пять областных советов потребуют проведения референдума по вопросу об одобрении закона по изменению Конституции, такой закон выносится на референдум.

На референдуме закон считается одобренным, если за него подано большинство действительных голосов избирателей, однако референдум не проводится, если при втором голосовании закон об изменении конституционных положений был принят большинством в две трети голосов. Предметом конституционного пересмотра не может быть республиканская форма правления.

Итальянская Конституция оказалась стабильной — за все время ее действия в нее было внесено всего 10 поправок. Изменения главным образом коснулись организации высших органов государственной власти — Парламента, Президента, Конституционного суда.

В настоящее время в стране продолжается конституционная реформа, начатая в 90-х гг. XX в.

16.2. Основы правового положения личности

Более трети статей конституционного текста непосредственно касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Среди личных прав и свобод закреплены неприкосновенность личности и жилища. Выдача гражданина иному государству возможна только в случаях, международными соглашениями, причем за политические преступления выдача не допускается. Ограничение свободы и тайны переписки возможно только на основании судебного решения. Также провозглашаются свобода передвижения, свобода вероисповедания.

Конституционные нормы фиксируют широкий спектр политических прав и свобод: свобода мысли и печати, избирательные права, которыми наделяются все граждане независимо от пола. Особое место среди них занимает свобода объединений, включая право на политические объединения. При этом допускается ограничение права состоять в политических партиях для судей, кадровых военных, должностных лиц и агентов полиции, дипломатических и консульских представителей за границей (ч. 3 ст. 98).

Право петиций предусматривает возможность обращения в итальянский Парламент с требованием принятия или отмены законодательных актов или с изложением социальных проблем.

Право на доступ к государственной службе получает развитие в конституционных положениях, устанавливающих равное право граждан обоего пола на одинаковых условиях поступать на государственную службу и занимать выборные должности (ч. 1 ст. 51), возможность приема на службу лиц итальянской национальности, не являющихся гражданами Республики (ч. 2 ст. конкурсный порядок замещения должностей в публичной администрации (ч. 3 ст. 97).

В качестве основных обязанностей граждан предусмотрены: защита Отечества, участие в расходах, соблю

дение Конституции, дисциплинированное и достойное выполнение государственных функций теми, кому они доверены.

Читайте также: