Гуманизм романа достоевского преступление и наказание кратко

Обновлено: 05.07.2024

Во всех произведениях Достоевского мы замечали одну общую черту, замеченную во всем, что он писал: это боль о человеке, который сам себя не признает человеком и даже не вправе быть им.

Ф. М. Достоевский — самый беспощадный художник XIX века, который изображал в своих гениальных произведениях суровую правду жизни, был одержим великой любовью к человеку и считал своим долгом открыть "униженным и оскорбленным" глаза и заставить их бороться, искать пути избавления от страданий и социальной несправедливости. Л. Н. Толстой писал: "Самое важное в произведении искусства, чтобы оно имело нечто вроде фокуса, и он должен быть недоступен полному объяснению словами". Таким фокусом у Достоевского стало изображение крайней нищеты, когда люди не просто гибнут от голода, но и теряют свой человеческий облик и чувство собственного достоинства.

По глубине и тонкости замысла, по мастерству и правдивости отображения реальной действительности роман Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" можно смело назвать вершиной творчества писателя. Ведь в центре внимания автора оказалась страшная картина жизни России середины XIX века, со всей той нищетой, бесправием, угнетением русского народа, который хоть и пытался бунтовать против такой несправедливости, но вместе с тем осознавал свое бессилие в этой борьбе. Для более точного отображения этой действительности писатель старался проникнуть в самую глубину человеческой души, отразить сознание людей, их метания и противоречия.

Роман Достоевского вышел в свет в переломное для страны время, когда русская интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, вынуждена была познать вместо этого глубокое разочарование и потрясение.

Социальные противоречия не исчезли. Напротив, они еще боль-. те обострились, еще острее стала несправедливость общественного устройства. И все это с талантом настоящего мастера сумел тонко подметить и выразить в своем романе Ф.М. Достоевский. При этом на примере трагедии одного человека автор выделил, вывел на первый план трагедию всего народа, отразил целый мир. Писатель не случайно взял своих героев из среды разорившегося дворянства. Именно в этой среде часто проявлялись в то время по-настоящему неординарные личности, яркие, сильные характеры, болезненные спады и светлые подъемы сознания, оказавшегося в конфликте с самим собой.

Действие романа происходит в Петербурге, в той его части, где жила беднота. Серый, мрачный город, многочисленные пивные, зазывающие народ залить горе; толпы пьяных на улицах; женщины, продающие себя за бесценок, а те, кто не желал этого делать, бросались с моста в воду. Страшное царство нищеты, бесправия, болезней, безысходности — вот те условия, в которых существуют простые русские люди, те условия, при которых в сознании многих рождаются ложные (хотя и вполне понятные) идеи восстановления справедливости.

Описывая жизненный путь Родиона Раскольникова — противоречивой личности, вынужденной в силу социальных причин пойти на преступление, на жестокое убийство, — Достоевский в первую очередь стремился показать гибельность подобного шага.

Но вместе с тем он мечтал показать перерождение, очищение человека путем страданий, переосмысления принципов и в конечном итоге преодоления зла. Да, Раскольников совершил преступление, избрал ошибочный путь в жизни. Но главное здесь — то, что толкнуло героя встать на путь убийства. И пытаясь обосновать такой шаг, Достоевский с первых страниц говорит о социальном положении Родиона. Молодой человек вынужден существовать в комнатке, а точнее "каморке", которую сам автор сравнивает со шкафом, сундуком, гробом, подчеркивая крайнюю нищету ее обитателя — "задавленного бедностью", "изуродованного нищетой" "бедного и больного студента".

Создавая психологический портрет своего героя, писатель на первое место выводит те черты, которые рождены именно общественным положением бедного студента: мнительный, самолюбивый, мрачный, угрюмый. И в этих чертах, в этих характеристиках Родиона Раскольникова отражен обобщенный портрет поколения, показаны особенности психологии многих его современников.

Такие люди, как Раскольниковы, Мармеладовы и подобные им, вынуждены влачить жалкое существование в жестоком и несправедливом мире, где распорядителями и хозяевами являются подлые и низкие свидригайловы и лужины. Потому не осуждение в первую очередь, а страшная, щемящая боль пронизывает страницы романа Достоевского — боль за людей, раздавленных нищетой, таких как Катерина Ивановна Мармеладова, которая сама себя сравнивает с заезженной клячей; как ее несчастный муж, спившийся от горя и бедности; как дочь Соня, вынужденная продавать себя, чтобы поддерживать хоть какое-то существование семьи. Ее образ наиболее трагичен. "Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь. свою", — говорит ей Родион. А ведь сколько таких же несчастных девушек губили свою жизнь, принося себя в жертву ради близких, ради какого-то призрачного благополучия. Такой же (или почти такой) путь уготован и сестре Раскольникова. Осознание этого, понимание гибельности того поступка, на который готова пойти ради него сестра, выйдя за нелюбимого, к тому же ничтожного человека, зарождает протест в душе главного героя.

Родион не видит другого выхода, как убийство процентщицы. Так он спасет себя, спасет свою семью. И при таких обстоятельствах смерть никому не нужной старухи кажется ему оправданной, в чем еще больше Раскольников убеждается, получив письмо матери, в котором она сообщает о своем плачевном материальном положении. "Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что-нибудь сделать, и сейчас же, и поскорее. Во что бы то ни стало надо решиться, хоть на что-нибудь, или. Или отказаться от жизни совсем. "

Да, такая идея могла возникнуть в голове героя, как и в голове другого студента, чей разговор Раскольников как-то услышал в трактире, только под влиянием крайней нищеты, безысходности, несправедливости окружающего мира. "За одну жизнь — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения". Не правда ли — благородный, оправданный выход?!

Единственный выход для множества людей, загнанных жизнью в глухой угол, вынужденных каждый день видеть сотни, тысячи гибнущих жизней, жизней, которые еще можно спасти "от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических заболеваний. ". А всего-то нужно — убить никчемную старушонку и забрать ее деньги! Нет, конечно, Достоевский не оправдывает своего героя. Наоборот, вся суть пути Раскольникова в конечном итоге сводится к пониманию своих ошибок. Мучительному пониманию. Но хотя в романе и есть намек на то, что стремления к лучшей жизни не напрасны, не напрасны попытки прийти к ней другим, правильным путем, — мы понимаем, что, к сожалению, сбыться этим стремлениям суждено не так уж скоро. И многострадальному русскому народу еще через много испытаний придется пройти. Отсюда нескрываемая боль автора за весь народ, за все человечество.

И все же, размышляя о далеком грядущем, Достоевский писал в "Дневнике писателя": "Я не хочу мыслить и жить иначе, как с верой, что все наши девяносто миллионов русских (или там сколько их тогда народится) будут все когда-нибудь образованны, очеловечены и счастливы".

Достоевский в романе "Преступление и наказание" анализирует поступки и чувства человека, совершившего преступление. Но это не детективный роман, где смысл всего сводится к поимке преступника.
Эта книга - поиск в лабиринте нравственности.

Автора волнует то, что гуманный человек, чтобы спасти себя и других людей от нищеты, может убить "никчемное" существо.

Получается парадокс. Добрый, умный, образованный молодой человек любит свою мать, сестру, готов пожертвовать собой ради других. Настоящий гуманист вдруг сталкивается с довольно мерзким существом, старухой - процентницей, Алёной Ивановной, коллежской регистраторшей. Даже внешность этой старушенции вызывает отвращение. Она предстаёт перед ними жалким и ненужным существом. Узнав о ней, Раскольников решает убить её, чтобы впоследствии, завладев её капиталом, помочь матери, сестре, самому закончить университет и сделать много добрых дел для людей.

Но ещё задолго до этого родилась теория, в которой он доказывает право сильной личности на убийство. Рассуждая над собственной теорией, молодой человек пришёл к естественному выбору : "Кто же я сам? Тварь дрожащая или право имеющий? "

Разумеется, эта теория противоречит принципам гуманизма, а сама постановка вопроса является античеловечной .

В образе Раскольникова Достоевский рисует здравомыслящего человека, который, желая следовать законам нравственности, вступает в противоречие с ними и переступает через них. Достоевский сумел доказать античеловечность теории Раскольникова, её рождение и несоответствие истинным проявлениям гуманизма.

Но наряду с Родионом Раскольниковым автор представляет и других героев.

В романе их около ста.

Они составляют совершенно необходимый петербургский фон : городовые и шарманщики, мещане и чиновники, кучеры и студенты, священники и просто прохожие. И если не все, то большинство этих лиц долго или на мгновение привлекают внимание Раскольникова. Каждому из них свойственны свои взгляды и ответы на вопросы, которые ставит писатель. Большинство людей, встречающихся на страницах романа, потеряли цель и смысл жизни и живут, не осознавая того, что творится с ними и вокруг них. Они не задумываются над своей собственной судьбой. Им нет дела до кого-то другого. В Петербурге Достоевского мы не видим заботы человека о человеке, сострадания, помощи ближнему. Эти понятия гуманизма не встречаются там, где каждый человек зол на выпавшую ему долю, где нищета и грязь пожирают его душу, где жизнь ничего не стоит. Автор делает вывод, что самый тяжелый и самый гуманный суд - это суд совести.

Гуманизм – это утверждение и защита человеческой личности как мерила всех ценностей жизни.

Антигуманная теория Раскольникова

Достоевский слишком хорошо разбирался в людских душах, поэтому он смог выполнить сложную задачу и показать преступную, мятежную душу изнутри, он сумел проникнуть в ее мысли.

Готовые работы на аналогичную тему

Этих обстоятельств оказалось вполне достаточно для того, чтобы в его душе произошел перелом. Свой новый взгляд Раскольников подкрепляет теорией собственного сочинения. Эта теория росла и с каждым днем становилась все крепче и крепче, подчинила его волю, заслонила думы. Смысл теории Раскольникова заключается в том, что все человечество можно разделить на два типа:

Гуманизм Достоевского

В этой теории и заключается начало преступления. Писатель всеми силами своей души на протяжении всей жизни боролся с взглядом о том, что цель оправдывает средства, который разделяли и проповедовали разные, часто внутренне честные люди. С мыслью о том, что крохотное преступление можно загладить тысячами добрых дел. Писатель убедительно показывает, что этот взгляд ошибочен. Он утверждает, что если средство преступно, то цель никак не может быть хорошей, благородной. Уже по той причине, что переход моральных, нравственных границ, насилие над человеком, и уж тем более убийство, испепеляет душу того, что собирается осчастливить людей. Федор Михайлович дает ясно понять, что люди, поставившие себя в исключительное, особое положение, самостоятельно наделившие себя исключительными правами, поставившими себя в особое положение, присвоившие право принимать решения и определять, что есть хорошо для масс, а что плохо – эти люди становятся противоположностями собственным взглядам.

Оцените пожалуйста этот пост

На этой странице искали :

  • гуманизм романа достоевского преступление и наказание
  • Угрюм мрачен надменен и горд
  • гуманизм романа преступление и наказание
  • трагический гуманизм достоевского
  • гуманизм романа ф м Достоевского преступление и наказание

Сохрани к себе на стену!

Антигуманная теория Раскольникова

Достоевский слишком хорошо разбирался в людских душах, поэтому он смог выполнить сложную задачу и показать преступную, мятежную душу изнутри, он сумел проникнуть в ее мысли.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Гуманизм Достоевского 470 руб.
  • Реферат Гуманизм Достоевского 260 руб.
  • Контрольная работа Гуманизм Достоевского 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Этих обстоятельств оказалось вполне достаточно для того, чтобы в его душе произошел перелом. Свой новый взгляд Раскольников подкрепляет теорией собственного сочинения. Эта теория росла и с каждым днем становилась все крепче и крепче, подчинила его волю, заслонила думы. Смысл теории Раскольникова заключается в том, что все человечество можно разделить на два типа:

Своеобразие гуманизма Достоевского

Абельтин Э.А., Литвинова В.И., Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова

Уже первый идеолог русской литературы B.Г. Белинский отстаивал альфу и омегу того этапа развития: крестьянин — тоже человек. Совокупность социально-исторических и духовно-нравственных причин (Отечественная война 1812 года, движение декабристов, проблемы крепостничества, осознание роли народа в историческом движении) делает народ центральным понятием русского национального самосознания и, естественно, самосознания русской литературы XIX века. Значимость самой личности определяется теперь ее отношением к народу. Гуманизм включается в более широкую систему общественно-исторических и духовно-нравственных ценностей.

В жизни люди говорят и ведут себя иначе, чем говорят и поступают в романах Достоевского. Но они так думают наедине с собой, инстинктивно так чувствуют. И этот мир тайных эмоций писатель выводит в свет как неоспоримую реальность. И будто не люди разговаривают, а общаются их души, спорят их идеи. В будущем оказалось, что разговоры эти не были выдуманы Достоевским: идеи, мысли, инстинкты и эмоции стали нагляднее и острее отзываться в действительности XX века — в образе жизни, социальных конфликтах, эксцессах уголовной хроники.

Но что влечет Достоевского сильнее всего и как бы разрешает для него противоречия свободы и равенства — так это братство. Люди все разные по своей природе, но они изменяются больше, переступив порог совести, заглушив в себе голос справедливости и добра. Палачами не рождаются. Несмотря на незавидную судьбу добра в мире, велика ответственность всякого человека за себя. Обуздать в себе силы природы, а они дремлют в каждом, — немалый душевный труд и духовная задача.

Творческое углубление через индивида в личность совершалось в единстве с углублением через нации в народ. Это всемирно значимое открытие Достоевского привело к глубочайшему преобразованию той направленности искусства, которая связана с понятием гуманизма.

Список литературы

Читайте также: