Биография бортнянского дмитрия степановича кратко

Обновлено: 04.07.2024

Как глава капеллы и автор духовных композиций Бортнянский оказал заметное воздействие на церковное пение в России 19 в. При Бортнянском исполнительское мастерство придворного хора достигло больших высот, а положение и образование певчих значительно улучшились. Бортнянский первым получил по императорскому указу право цензуры на исполнение и публикацию новых духовно-музыкальных произведений (это право капеллы было отменено только в 1880-е годы;).

Духовно-музыкальные произведения Бортнянского включают около сотни богослужебных песнопений (в том числе двухорных), около полусотни духовных концертов, литургию, трио, обработки традиционных распевов. Весь этот репертуар исполнялся повсеместно в течение всего 19 в.; такие произведения, как Херувимская песнь № 7, великопостное трио Да исправится молитва моя, ирмосы канона св. Андрея Критского Помощник и покровитель, рождественские и пасхальные концерты, звучат в русских храмах и по сей день. Стиль Бортнянского ориентирован на классицизм (с элементами сентиментализма), в духовной музыке это сочетается с глубоким знанием традиционного обиходного пения, с использованием песенных интонаций, русских и украинских. Бортнянский создал новый тип духовного хорового концерта (помещавшегося в литургии на месте запричастного стиха – киноника), в котором далее работали и другие авторы. Бортнянскому приписывается авторство (или по крайней мере – покровительство) замечательного памятника – Проекта об отпечатании древнего российского крюкового пения, который, хотя и не был своевременно опубликован, но стал важной вехой в поисках основ русского духовно-музыкального творчества (см. РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МУЗЫКА)

Дмитрий Бортнянский родился в Глухове (Сумская область Украины) в семье казака, служившего у гетмана К.Г. Разумовского. Его отец происходил из села Бортне и принадлежал к народности лемков. После переселения в Глухов отец композитора сменил свое подлинную фамилию Шкурат на Бортнянский, образованную от названия его родной деревни.

В 1763 г. императрица Екатерина II подписала указ о приглашении к императорскому двору из Венеции известного итальянского композитора и одного из лучших европейских капельмейстеров Галуппи Буронелли. Побывав на выступлении придворной певческой капеллы, итальянский композитор особо отметил своим вниманием нескольких солистов, в числе которых был и Дмитрий Бортнянский. Когда наступило время возвращения в Италию, Галуппи Буронелли взял будущего композитора с собой.

Обучение в Италии. Первые серьезные произведения.

В 1779 г. он получил письмо от главного директора придворных театров и музыки И. П. Елагина, в котором тот призывал Бортнянского вернуться в Россию. Композитор возвращается на Родину.

Петербургский период творчества композитора

В Санкт-Петербурге Бортнянский занял должность капельмейстера придворного певческого хора. Одновременно начинается новый этап в творчестве композитора, для которого характерно написание в основном хоровой музыки. Стиль Бортнянского, проявившийся у него с самых первых произведений, открывает новый исторический этап в развитии русской хоровой музыки. Композитор, в отличие от своих предшественников, при написании музыки уверенно опирается на бытующие светские жанры. Стараниями Бортнянского хоровая музыка выходит за пределы академичного полифонического письма. Появление его опусов в печати стало первым примером публикации авторских духовных музыкальных сочинений в России.

В 1780-1790-е гг. композитор написал большую часть своих хоровых сочинений. В основном они были написаны для обычного четырехголосного состава, но присутствуют в его творческом наследии и двухорные произведения. Есть у Бортнянского и трехголосные литургические сочинения, а также многочастные хоровые композиции (концерты). Именно хоровые концерты Бортнянского, в которых строгая красота классицизма сочеталась с интонационной мягкостью национальной лирики, составляют самую известную часть его творческого наследия. Принадлежали его перу и одночастные литургические хоры, которые нередко превосходили хоровые концерты по степени яркости лирических образов, отточенности тематизма, изысканности фактуры и изяществе формы.

Начиная с последнего десятилетия XVIII в. жизнь Бортнянского значительно изменилась. В 1796 г. он одновременно получил чин коллежского советника и должность директора придворной певческой капеллы, а через полгода ему был пожалован чин статского советника. При нем в капелле произошло отделение хора a capella от оперного, упорядочение и повышение певчим жалования, а в дальнейшем началось строительство для них новых жилых корпусов. Бортнянский бережно хранил и развивал вокальные традиции капеллы. Из поколения в поколение певчие воспитывались на вокальной школе, обеспечивавшей стабильную тембровую ровность и слитность хора от дискантов до басов, что облегчало техническую работу с ансамблем и давало ему огромные выразительные возможности. Одновременно с деятельностью в капелле композитор преподавал в Смольном институте и участвовал в работе Петербургского филармонического общества.

В начале 1800-х гг. Бортнянский проявил себя и в музыкально-общественной деятельности. Он ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы, в течение многих лет сохраняя эту традицию. Немалое место в его жизни занимала исполнительская работа с хором капеллы для концертов Петербургского филармонического общества. Большая и даже подавляющая часть концертных программ общества состояла из вокально-симфонических произведений. В 1806 г. Бортнянский получил чин действительного статского советника.

Композитор умер 28 сентября 1825 г. в Санкт-Петербурге и был похоронен на Смоленском православном кладбище, но в 1953 г. прах композитора был перенесён на Тихвинское кладбище при Александро-Невской лавре в Пантеон деятелей российской культуры.

Содержание

Биография





После возвращения в Россию Дмитрий Бортнянский был назначен учителем и директором Придворной певческой капеллы в Петербурге.

Музыкальное наследие





Но если хоровые произведения Бортнянского исполнялись и многократно переиздавались после его смерти, оставаясь украшением русской духовной музыки, то светские его сочинения — оперные и инструментальные — были забыты вскоре после его кончины.

Талант Бортнянского с легкостью владел и стилем церковного пения, и стилем современной ему оперы и камерной музыки. Светские произведения Бортнянского … остаются неизвестными не только публике, но даже музыкальным исследователям. Большинство произведений композитора находятся в автографных рукописях в библиотеке Придворной певческой капеллы, за исключением квинтета и симфонии (хранятся в Публичной библиотеке).

Автор призывал придворную певческую капеллу опубликовать имеющиеся в её распоряжении материалы, однако — безрезультатно.

О светских сочинениях Бортнянского вновь заговорили спустя ещё полвека. Многое к этому времени оказалось утраченным. Архив Капеллы после 1917 года был расформирован, а его материалы по частям переданы в разные хранилища. Некоторые произведения Бортнянского, к счастью, были найдены, но большая их часть бесследно исчезла, в том числе и сборник, посвященный великой княгине. Поиски их продолжаются и по сей день.

Бортнянский Дмитрий Степанович

Композиторская музыка в России начала делать свои первые шаги только в XVIII в. Её истоком было народное творчество. Именно в XVIII в. его начали собирать, исследовать и записывать.

В Петербурге и Москве начали ставить оперы. Появились и свои композиторы: Осип Козловский (1757-1831), Михаил Соколовский (1756-?), Михаил Матинский (1750-1820), Даниил Кашин (1769-1841), Дмитрий Бортнянский (1751-1825).

Дмитрий Степанович Бортнянский был не только композитором, но и певцом и дирижёром. Он автор опер, хоров, увертюр, концертов, сонат, маршей, разнообразной инструментальной музыки, а также духовных произведений. Его творческая жизнь сложилась очень счастливо, что редко бывает с истинными талантами.

Происхождение и детство

По отцу, Штефану Шкурату, род Бортнянских восходит к русинам (этнографическая группа украинцев). Казак Штефан Шкурат состоял на службе у гетмана К.Г. Разумовского. Он сам изменил свою фамилию на более благородную по названию села, где родился. Польское село Бортне расположено недалеко от польско-словацкой границы. Так Штефан Шкурат стал Степаном Васильевичем Бортнянским.

Мать – Марина Дмитриевна Бортнянская (по первому мужу Толстая).

Дмитрий Бортнянский родился в городе Глухове (ныне Сумская область Украины) 28 октября 1751 г.

Музыкальные способности у него проявились очень рано, удивительно красивым и чистым был его голос (дискант), поэтому уже в 5 лет его отдали в Певческую школу в Глухове, где он 2 года учился вместе с будущим композитором М. Березовским. Здесь маленькие певчие занимались вокалом и игрой на музыкальных инструментах (бандуре, гуслях, скрипке).

Краткая биография

Дмитрий Бортнянский (худ. М. И. Бельский 1788)

Дмитрий Бортнянский (худ. М. И. Бельский 1788)

Личная жизнь

Жена: Анна Ивановна Бортнянская.

Дети: сын Александр – военный. Служил в гвардии в чине поручика.

Внуки: Марья и Дмитрий. Дмитрий имел сильный и красивый голос и ещё в раннем детстве был принят дедом в капеллу певчим.

В семье Бортнянского приютили и воспитали сироту Александру Михайлову.

Дмитрий Бортнянский (рисунок 1841 г.)

Дмитрий Бортнянский (рисунок 1841 г.)

Значение деятельности

Он много сделал для развития хорового искусства:

  • Отделил хор a capella от оперного.
  • Повысил певчим жалования.
  • Строил для певчих новые жилые корпуса.
  • Хранил и развивал вокальные традиции капеллы.

В начале 1800-х гг. ввел дневные открытые концерты в зале Капеллы.

Бортнянский – автор духовных произведений. Его духовная музыка сильно изменила церковное пение в России. Он создал новый тип духовного хорового концерта. Новаторство этих концертов в том, что в них он использовал элементы народной музыки и маршевые ритмы, лирические песенные мотивы и танцевальные мелодии.

Памятник Д.С. Бортнянскому в Глухове

Памятник Д.С. Бортнянскому в Глухове

Музыка композитора отличается безупречным художественным вкусом, сдержанностью, благородством, классической ясностью, высоким профессионализмом, которого он добился в результате изучения современной европейской музыки.

Творческое наследие Бортнянского поражает жанровым разнообразием: 6 опер, более 100 произведений для хора, множество инструментальных произведений, произведений для клавесина и оркестра, романсов, ораторий.

В XIX в. его музыка была почти забыта, оценивалась порой как слишком слащавая, но в XX в. о ней вспомнили и сейчас она вновь вернулась к слушателям. А его духовная музыка всегда пользовалась популярностью.

  • 55 духовных хоровых концертов для четырёхголосного хора.
  • 12 духовных концертов.
  • 30 хоровых концертов.
  • Около 20 переложений церковных песнопений.

Бортнянский одним из первых в России начал писать кантаты, очень сложный музыкальный жанр (вокально-инструментальное произведение для солистов, хора и оркестра).

Он пользовался любовью соотечественников не только как композитор, но и как разносторонне одаренная личность, обладавшая редким обаянием. Был страстным коллекционером, собирал произведения живописи и скульптуры.

Читайте также: