Герой нашего времени проблематика кратко

Обновлено: 02.07.2024

Главный герой произведения – Григорий Печорин. Он эгоистичен, но умен и образован. Этому есть обоснование и оправдание. Таким его сделали время, власть. Печорин стал таким из-за того, что его и многим молодым людям его поколения не дали реализоваться и воплотить в жизнь свои желания планы и мечты – это, кстати, можно назвать одной из проблем.

Герой находится в непрерывном поиске счастья, но все никак не может остановиться и почувствовать себя счастливым человеком.

Печорин всецело, до мозга костей одинок, но виноват сам. Лермонтов нарисовал портрет поколения, обрисовал все проблемы, чем самым помогает читателям 21 века измениться. Безусловно, творчество Михаила Юрьевича Лермонтова было, есть и будет бессмертным.

Вариант 2

"Герой нашего времени" - произведение Лермонтова М. Ю. актуально и в нашу эпоху. Роман проблематичен, очень много поставленных вопросов. Михаил Юрьевич уникально раскрывает все темы, в которых куча разных проблем. Печорин - является важным персонажем в данной книге, где решаются вечные вопросы о зле и добре, о чести и достоинстве, о счастье, дружбе и любви. А также о человеческом смысле жизни.

Печорин живёт, опутанный задачей: для чего он появился на свет? Какая от него польза для человечества? Ответа не находится. И молодой человек мучается в полном непонимании. Хотя его душа кипит прекрасными чувствами, и он сам отчётливо осознаёт всеобъемлющий прилив своих сил.

Рушатся судьбы людей на глазах героя, всё происходит непонятным для него образом. И что самое удивительное: Печорин - сам невольный виновник всех событий. Например, погибла Бэла. Жизнь её поломал Печорин, благодаря своим прихотям и эгоизму. Ещё он оскорбил Максима Максимыча, показал своё поведение, каким он может оказаться в душе чёрствым. Попадает герой в круг "честных контрабандистов", а затем им приходиться исчезнуть. Таким образом, каждый в свою рутину попадают Грушницкий, Мери, Вера и всё это получается с помощью Григория Печорина.

Он постоянно думает над своими поступками и действиями, разбирает и взвешивает всё с чем столкнулся. Как и у всех, в нём живут "ангел" и "бес". Печорин движим своим индивидуализмом. Глядя на людские мучения и их счастье, он словно подпитывает свой душевный покой и энергию. Так он сам высказывается о себе.

Григорий хочет понять и разгадать тайну счастливой человеческой судьбы. Он называет счастье насыщенной гордостью. А этого у героя достаточно: купается в любви окружающих его людей, подчиняет их своим особым шармом. Общаясь с различными героями, Григорий утоляет и насыщает в себе гордость. А счастье так и не приходит, лишь наступает скукота да депрессия.

Любовь и дружбу главный герой так и не познал. Это было вызвано тем, что Печорин не доверял свою внутреннюю жизнь кому-либо. Он жил своим душевным миром и делиться чувствами ни с кем не желал.

Не стоит винить Печорина в том, что он эгоист, что судьба его пролетела без пользы. Он где-то искренен, не возвышается, хочет встретить идеал и не находит.

Проблематика романа Герой нашего времени

Несколько интересных сочинений

Александр Сергеевич Пушкин величайший поэт и писатель России, его имя известно по всему миру, произведения Пушкина до сих пор не оставляют никого равнодушным, они дают пищу для размышлений, ведь в своих творениях автор поднимал фундаментальные вопросы

Главный персонаж рассказа – старая богатая барыня, живущая в большом особняке в центре Москвы. Среди крепостных, окружавших помещицу, был дворник. Герасим был весьма крупного телосложения

Вариант 1

Вариант 2

Не менее интересна проблема справедливости. Григорий, с одной стороны, является чутким и справедливым человеком. Ему претит откровенная безнравственность, поэтому он, например, находит в себе силы прямо признаться Мери в том, что он ее обманул. Благодаря своему уму и наблюдательности, Печорин разоблачает Грушницкого, ведь его злит подлость этого человека. Чтобы докопаться до его сущности, Печорин ставит героя в трагическую ситуацию. И в этом эпизоде Григорий переход грань между поисками справедливости и откровенной жестокостью. Он убивает юнкера только за то, что тот попытался подложить незаряженный пистолет и не признался в этом. В этой ситуации от Печорина отворачивается даже его родственная душа — Вернер. Сложная этическая дилемма, в которой оказался герой, ставит неразрешимые вопросы и перед читателем. Имел ли право Григорий убивать своего обидчика? Гуманизм все-таки подсказывает, что нет.

Печорин является противоречивым героем. Вызывают возмущение и недоумение его цинизм и эгоизм. В то же время, восхищают его ум и сила характера. Потрясенный смертью Бэлы, герой сумел увидеть свои недостатки и осудить себя.

Автор: Виктория Комарова

Автор: Самый Зелёный · Published 04.11.2019

Автор: Самый Зелёный · Published 28.04.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 25.07.2019

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTcnIHN0eWxlPSdtYXJnaW46IDhweCAwOyBjbGVhcjogYm90aDsnPgo8IS0tIFlhbmRleC5SVEIgUi1BLTMzMDYzNS03IC0tPgo8ZGl2IGlkPSJ5YW5kZXhfcnRiX1ItQS0zMzA2MzUtNyIgc3R5bGU9ImRpc3BsYXk6IGlubGluZS1ibG9jazsiPjwvZGl2Pgo8c2NyaXB0IHR5cGU9InRleHQvamF2YXNjcmlwdCI+CiAgICAoZnVuY3Rpb24odywgZCwgbiwgcywgdCkgewogICAgICAgIHdbbl0gPSB3W25dIHx8IFtdOwogICAgICAgIHdbbl0ucHVzaChmdW5jdGlvbigpIHsKICAgICAgICAgICAgWWEuQ29udGV4dC5BZHZNYW5hZ2VyLnJlbmRlcih7CiAgICAgICAgICAgICAgICBibG9ja0lkOiAiUi1BLTMzMDYzNS03IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIHJlbmRlclRvOiAieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTciLAogICAgICAgICAgICAgICAgYXN5bmM6IHRydWUKICAgICAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgfSk7CiAgICAgICAgdCA9IGQuZ2V0RWxlbWVudHNCeVRhZ05hbWUoInNjcmlwdCIpWzBdOwogICAgICAgIHMgPSBkLmNyZWF0ZUVsZW1lbnQoInNjcmlwdCIpOwogICAgICAgIHMudHlwZSA9ICJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiOwogICAgICAgIHMuc3JjID0gIi8vYW4ueWFuZGV4LnJ1L3N5c3RlbS9jb250ZXh0LmpzIjsKICAgICAgICBzLmFzeW5jID0gdHJ1ZTsKICAgICAgICB0LnBhcmVudE5vZGUuaW5zZXJ0QmVmb3JlKHMsIHQpOwogICAgfSkodGhpcywgdGhpcy5kb2N1bWVudCwgInlhbmRleENvbnRleHRBc3luY0NhbGxiYWNrcyIpOwo8L3NjcmlwdD48L2Rpdj4K' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

История создания

Смысл названия

О чем книга

Основные темы

Судьба поколения

Юноши и девушки получали должное воспитание и образование, но реализовать свои возможности было невозможно. Из-за этого молодость их проходит не за удовлетворением амбиций путем достижения целей, а за постоянными весельями, отсюда и берет начало пресыщение. Но Лермонтов не корит своего героя за его действия, задача произведения состоит в другом – писатель старается показать, как Григорий пришел к такому положению дел, он старается показать психологические мотивы, по которым персонаж действует тем или иным образом. Конечно, ответом на вопрос является эпоха. После неудач декабристов, казней лучших представителей общества молодые люди, на глазах которых вершилось подобное, никому не верили. Их приучили к хладности разума и чувств, сомнению во всем. Люди живут, оглядываясь по сторонам, но при этом, не выказывая виду. Эти качества и вобрал в себя герой романа М.Ю. Лермонтова — Печорин.

В чем смысл?

Характеристика главных героев

Герои-двойники в романе

Проблемы

  • Проблема поиска смысла жизни. На протяжении всего романа Григорий Печорин ищет ответы на вопросы бытия. Герой чувствует, что не достиг чего-то высокого, но вот вопрос, чего? Он старается заполнить свою жизнь интересными моментами и интригующими знакомствами, испытать весь спектр своих возможностей, и в этих стремлениях к самопознанию губит других людей, поэтому теряет ценность собственного существования и бездарно тратит отведенное время.
  • Проблема счастья. Печорин в своем журнале напишет, что удовольствие и настоящее чувство счастья – насыщенная гордость. Он не приемлет легкодоступность. Несмотря на то, что он имеет все аспекты для насыщения своей гордости – он несчастен, поэтому герой и пускается во всякие авантюры, надеясь хоть в этот раз достаточно потешить свое самолюбие, чтобы стать счастливым. Но становится лишь удовлетворенным, и то ненадолго. Истинная гармония и радость ускользают от него, так как Григорий отрезан обстоятельствами от созидательной деятельности и не видит ценности в жизни, как и возможности проявить себя, принести обществу пользу.
  • Проблема безнравственности. Григорий Печорин был слишком рьяным циником и эгоистом, чтобы остановить себя в игре с человеческими жизнями. Мы видим постоянные размышления героя, он анализирует каждое действие. Но находит, что ни к любовному счастью, ни к крепкой долговременной дружбе не способен. Его душа наполнена недоверчивостью, нигилизмом и усталостью.
  • Социальная проблематика. Например, очевидна проблема несправедливого политического строя. Через своего героя М.Ю. Лермонтов передает потомкам важный посыл: личность в условиях постоянных ограничений и жесткой деспотичной власти не развивается. Писатель не судит Печорина, его цель показать, что таковым он стал под влиянием времени, в котором родился. В стране с огромным количеством нерешенных социальных вопросов такие явления – не редкость.

Композиция

Интересно, что роман начинается с рассказа о событиях на Кавказе и заканчивается там же – кольцевая композиция. Автор сначала демонстрирует нам оценку героя чужими глазами, а потом уже раскрывает особенности устройства души и разума, найденные в результате самоанализа. Повести выстроены не в хронологическом, а в психологическом порядке.

Психологизм

Лермонтов открывает читателям глаза на внутренние составляющие души человека, мастерски анализируя личность. Необычной композицией, сменой повествователя, героями-двойниками автор раскрывает таинства сокровенного внутреннего мира героя. Это и называется психологизмом: повествование направлено на то, чтобы изобразить личность, а не события или явление. Акцент смещается с действия на того, кто его выполняет и на то, зачем и почему он это делает.

Лермонтов считал бедой начала 19 века робкое молчание людей, напуганных последствиями декабристского восстания. Многие были недовольны, но снесли обиду и не одну. Кто-то терпеливо страдал, а кто-то даже не подозревал о своих несчастьях. В Григории Печорине писатель воплотил трагедию души: отсутствие реализации своих амбиций и нежелание за нее бороться. Новое поколение разочаровалось в государстве, в обществе, в себе, но даже не попробовало что-то изменить к лучшему.




(Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова)

Для того чтобы выявить специфику трактовки темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова, любопытно сравнить его поэзию со стихами А.С. Пушкина.

У Лермонтова дружеской лирики почти нет, а любовная окрашена в основном в трагические тона. Любовь не избавляет лирического героя от душевного одиноче­ства и приносит одни лишь страдания:

Пусть я кого-нибудь люблю,

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно.

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал; -

Такой души ты знала цену? –

Ты знала: я тебя не знал!

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной.

Отчасти тема трагического одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова имеет биогра­фические основы. С детства поэт был очень одинок: он рано лишился матери, а с отцом был разлучён. В силу особенностей своего характера трудно сходился с людь­ми, и настоящих друзей у него почти не было. В одном из своих стихотворений он признаётся:

Никто не дорожит мной на земле,

И сам себе я в тягость, как другим.

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье - все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Сопоставительный анализ мотивов дружбы и любви в пушкинской и лермонтов­ской лирике позволяет сделать вывод о том, что М.Ю. Лермонтов создает уникаль­ную философскую концепцию одиночества.

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Почёл потерянным досугом.

На светлый запад удалюсь,

Вид моря грусть мою рассеет,

Hue кем в отчизне не прощусь –

Никто о мне не пожалеет!

Одиночество лирического героя особое: оно не навязано ему извне, а выбрано им добровольно и сознательно как единственно возможное состояние души. Герой отвер­гает этот мир, так как ставит себя выше окружающих, считая необыкновенной лич­ностью, и бежит прочь от ненавистного ему общества. Поэтому из мотива одиноче­ства закономерно вытекают два других мотива - избранничества и странничества.

Изгнаньем из страны родной

Хвались повсюду, как свободой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей.

Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, герой рисует в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сознанием:

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье,

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Лирический герой М.Ю. Лермонтова одинок, так как выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, да и в человеческом обществе нет никого, кто был бы достоин поэта. Поэтому лирический герой гордит­ся своим одиночеством. Осознание своего избранничества соединяется в его душе с чувством ненависти и презрения к толпе:

Как ты, мой друг, я не рождён для света

И не умею жить среди людей;

Я не имел ни время, ни охоты

Делить их шум и мелкие заботы.

Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы: он чувствует себя одиноким подобно демону, который с презрением взирает на всю все­ленную, сотворённую Богом:

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землёй,

Он сеял зло без наслажденья.

Воплощением бесконечного одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова стал парус из одноимённого стихотворения. Одинокий белый парус, затерявшийся в бесконеч­ных просторах моря, символизирует восприятие поэтом самого себя в окружающем мире. Мятежная душа лирического героя обречена на вечные одинокие скитания.

(Тема гордого одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова)

Для того чтобы выявить специфику трактовки темы одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова, любопытно сравнить его поэзию со стихами А.С. Пушкина.

У Лермонтова дружеской лирики почти нет, а любовная окрашена в основном в трагические тона. Любовь не избавляет лирического героя от душевного одиноче­ства и приносит одни лишь страдания:

Пусть я кого-нибудь люблю,

Любовь не красит жизнь мою.

Она как чумное пятно

На сердце, жжёт, хотя темно.

Не знав коварную измену,

Тебе я душу отдавал; -

Такой души ты знала цену? –

Ты знала: я тебя не знал!

Гляжу на будущность с боязнью,

Гляжу на прошлое с тоской

И, как преступник перед казнью,

Ищу кругом души родной.

Отчасти тема трагического одиночества в поэзии М.Ю. Лермонтова имеет биогра­фические основы. С детства поэт был очень одинок: он рано лишился матери, а с отцом был разлучён. В силу особенностей своего характера трудно сходился с людь­ми, и настоящих друзей у него почти не было. В одном из своих стихотворений он признаётся:

Никто не дорожит мной на земле,

И сам себе я в тягость, как другим.

Как страшно жизни сей оковы

Нам в одиночестве влачить,

Делить веселье - все готовы:

Никто не хочет грусть делить.

Сопоставительный анализ мотивов дружбы и любви в пушкинской и лермонтов­ской лирике позволяет сделать вывод о том, что М.Ю. Лермонтов создает уникаль­ную философскую концепцию одиночества.

Я к одиночеству привык,

Я б не умел ужиться с другом;

Я б с ним препровожденный миг

Почёл потерянным досугом.

На светлый запад удалюсь,

Вид моря грусть мою рассеет,

Hue кем в отчизне не прощусь –

Никто о мне не пожалеет!

Одиночество лирического героя особое: оно не навязано ему извне, а выбрано им добровольно и сознательно как единственно возможное состояние души. Герой отвер­гает этот мир, так как ставит себя выше окружающих, считая необыкновенной лич­ностью, и бежит прочь от ненавистного ему общества. Поэтому из мотива одиноче­ства закономерно вытекают два других мотива - избранничества и странничества.

Изгнаньем из страны родной

Хвались повсюду, как свободой.

Один и без цели по свету ношуся давно я,

Засох я без тени, увял я без сна и покоя.

И если как-нибудь на миг удастся мне

Забыться, памятью к недавней старине

Лечу я вольной, вольной птицей;

И вижу я себя ребёнком, и кругом

Родные всё места: высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей.

Не имея возможности полюбить ни одну из светских красавиц, присутствующих на балу, герой рисует в своем воображении портрет прекрасной возлюбленной. Этот вымышленный образ целиком овладевает его сознанием:

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье,

С глазами, полными лазурного огня,

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

Лирический герой М.Ю. Лермонтова одинок, так как выше людей, которые не только не хотят, но и не могут понять его. В светской толпе, да и в человеческом обществе нет никого, кто был бы достоин поэта. Поэтому лирический герой гордит­ся своим одиночеством. Осознание своего избранничества соединяется в его душе с чувством ненависти и презрения к толпе:

Как ты, мой друг, я не рождён для света

И не умею жить среди людей;

Я не имел ни время, ни охоты

Делить их шум и мелкие заботы.

Порой одиночество лирического героя приобретает космические масштабы: он чувствует себя одиноким подобно демону, который с презрением взирает на всю все­ленную, сотворённую Богом:

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Ничтожной властвуя землёй,

Он сеял зло без наслажденья.

Воплощением бесконечного одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова стал парус из одноимённого стихотворения. Одинокий белый парус, затерявшийся в бесконеч­ных просторах моря, символизирует восприятие поэтом самого себя в окружающем мире. Мятежная душа лирического героя обречена на вечные одинокие скитания.

Читайте также: