Гуманизм и реформизм эпохи возрождения кратко

Обновлено: 02.07.2024

К началу шестнадцатого века стало очевидно, что церковь в Западной Европе вновь остро нуждается в реформе. Казалось, что кровь перестала течь по сосудам церкви. Правовая система отчаянно нуждалась в реформе, а некомпетентность и коррупция церковной бюрократии были общеизвестны. Нравы духовенства часто были распущенными, и это приводило паству в замешательство. Духовенство (даже самого высокого уровня) часто отсутствовало в своих приходах и епархиях. Например, в Германии только один из четырнадцати приходов имел священника-резидента; во Франции Антуан дю Прат, архиепископ Сенский, посетил только одну службу в своем соборе. Его роль во время этой службы была такой же пассивной, как если бы это были его собственные похороны. Назначения на высшие церковные должности осуществлялись сомнительными способами: Внимание уделялось, прежде всего, политическому или финансовому положению кандидатов, а не их духовным качествам. Например, в 1451 году герцог Амадей VIII Савойский добился того, что его сын был назначен епископом Женевы. А если кто-то и сомневался, что новый епископ не был рукоположен в священники, потому что ему было всего восемь лет, то об этом благоразумно умолчали. Папа Александр VI, член семьи Борджиа (известной своими смертоносными пирами), добился избрания папой в 1492 году, несмотря на наличие нескольких любовниц и семерых детей, во многом благодаря тому, что открыто купил папство через головы своих ближайших соперников.

Реформация и гуманизм

Основные причины возникновения Реформации

Во-вторых, средневековый католицизм был не просто вероучением; как царство мира сего, он вызывал протесты иного рода против себя, из чисто мирских побуждений, из отношений земной жизни человека и общества. Это была целая система, наложившая свои рамки на всю культуру и социальную организацию средневековых католических народов: ее универсализм отрицал национальность, ее теократическая идея дробила государство, ее клерикализм, который давал духовенству привилегированное положение в обществе, подчиняя светские сословия церковной опеке, ее спиритуалистический догматизм давал слишком узкое пространство для мысли. Поэтому национальное самосознание, государственная власть, светское общество и образование, которое все более усиливалось в последнем, боролись против средневековой католической системы не во имя чистоты христианского учения, не во имя восстановления Библии как главного авторитета в вопросах религии, не во имя требований совести и религиозной мысли, а просто потому, что эта система жестко подавляла все, загоняла всю общественную жизнь в свои рамки и препятствовала ее свободному развитию. Нападки на католицизм как на конфессию и Церковь, не согласную со Священным Писанием и требованиями верующей совести, объединили, усилили и направили к одной цели элементы чисто светской борьбы против католицизма во имя национальных прав, прав государства, светских сословий, прав образования, словом, прав, имеющих в своей основе чисто светские интересы. Религиозное движение, в свою очередь, нашло поддержку в этой оппозиции Риму, национальной и политической, в этой враждебности к духовенству, социальной и культурной. Гуманизм также воплощал идеи, с помощью которых эта чисто светская оппозиция могла объединиться. В определенной степени она секуляризировала мысль и жизнь западноевропейских обществ: но значение Р. заключается именно в том, что под знаменем реформатской религии оппозиция католической системе культуры и общества шла во имя чисто человеческих принципов интереса и права.

Взгляд Оскара Кристеллера на гуманизм широко распространен среди североамериканских и европейских ученых и до сих пор не опровергнут. Кристеллер рассматривает гуманизм как культурное и образовательное движение, озабоченное в первую очередь развитием красноречия в его различных проявлениях. Обращение к манерам, философии и политике имело второстепенное значение. Быть гуманистом означало интересоваться в первую очередь красноречием, а другими вещами лишь постольку, поскольку они были затронуты им. Гуманизм был по сути культурной программой, которая подчеркивала красноречие и опиралась на классическую древность как образец этого красноречия. В искусстве и архитектуре, как и в устной и письменной речи, античность рассматривалась как культурный источник, из которого Ренессанс черпал свои силы. Петрарка называл Цицерона своим отцом, а Вергилия — братом. Архитекторы пятнадцатого века упорно игнорировали готический стиль северной Европы, чтобы вернуться к классическим стилям античности. Цицерона изучали больше как оратора, чем как политического и морального писателя.

Короче говоря, гуманизм интересовался тем, как получать и выражать идеи, а не тем, в чем суть этих идей. Гуманист мог быть платоником или аристотелианцем, но в любом случае идеи, которые он рассматривал, были заимствованы из античности. Гуманист мог быть как скептиком, так и верующим, но в любом случае он отстаивал свои взгляды с точки зрения античности. Привлекательность взгляда Кристеллера на гуманизм заключается в том, что он прекрасно объясняет удивительное разнообразие эпохи Возрождения. В то время как Барон выделяет один набор идей в качестве центрального, а Берк Хардт — другой, Кристеллер указывает на то, что центральным был способ генерирования и обработки идей. Многообразие идей, характерное для гуманизма эпохи Возрождения, основывалось на общем согласии относительно того, как эти идеи вывести и выразить.

В ходе работы над диссертацией станет очевидным, что любое обсуждение взаимоотношений между гуманизмом и Реформацией полностью зависит от используемого определения гуманизма. Определение Кристеллера позволяет наиболее точно оценить взаимоотношения между двумя движениями.

Гуманизм и швейцарская Реформация

Трения между Реформацией и гуманизмом

Хотя гуманизм, как мы только что видели, внес решающий вклад в развитие Реформации, тем не менее, между гуманизмом и обоими течениями Реформации существовали трения. В связи с этим можно выделить пять областей, которые необходимо прокомментировать.

  1. отношение к схоластическому богословию. Гуманисты, швейцарские реформаторы и виттенбергские реформаторы без колебаний отрицали схоластику.
  2. отношение к Писанию. Все три направления рассматривали Писание как ключ к реформе Церкви, как свидетельство христианской веры и практики в ее первоначальном виде. 3. отношение к Отцам Церкви. Для гуманистов патристические писатели представляли простую и понятную форму христианства, чей авторитет основывался на их древности и красноречии. В целом, гуманисты придавали более или менее равное значение всем Отцам Церкви, поскольку все они принадлежали примерно к одному и тому же периоду античности. Эразм, однако, считал некоторых Отцов особенно важными: в начале 1500-х годов он выделял Оригена, а с 1515 года предпочитал Иеронима. Однако виттенбергские реформаторы Лютер и Карлштадт отдали предпочтение Августину. Гуманисты использовали два критерия для оценки Отцов Церкви: древность и красноречие. Отсюда предпочтение Эразма к Оригену и Иерониму. Однако виттенбергские реформаторы использовали четко сформулированный богословский критерий при оценке Отцов: надежность в толковании Нового Завета. На основании этого критерия предпочтение было отдано Августину, а к Оригену реформаторы относились с некоторым подозрением.
  3. отношение к образованию. Поскольку период Реформации принес с собой рождение ряда новых религиозных идей (или, по крайней мере, идей, которые были новыми для большинства людей шестнадцатого века, даже если реформаторы утверждали, что это старые идеи), как для Виттенбергской, так и для Швейцарской Реформации было важно провести комплексную программу религиозного образования. Гуманизм был по сути образовательным и культурным движением, основанным на реформе гуманитарных искусств, в результате чего большинство гуманистов начала XVI века были профессиональными педагогами. Поэтому интересно отметить, что большинство гуманистов Северной Европы поддержали Реформацию не потому, что одобряли ее религиозные идеи, а из-за ее образовательных идеалов.
  4. Отношение к риторике. Гуманизм был заинтересован в устном и письменном красноречии, поэтому риторика изучалась как средство достижения этих целей. Однако реформаторы, как в Германии, так и в Швейцарии, были озабочены распространением своих религиозных идей через письменное и устное слово. Риторика была средством распространения идей Реформации

Исходя из вышеприведенных аргументов, мы можем сделать вывод, что швейцарское крыло Реформации находилось под гораздо большим влиянием гуманизма, чем виттенбергское. Однако даже в Виттенберге новая программа изучения Библии и трудов Августина многим казалась вдохновленной гуманизмом.

Читайте дополнительные лекции:

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Эпоха Возрождения – это культурный феномен позднего средневековья XIV-XVI веков, характеризующийся сменой христианской культурной парадигмы, на светски-гуманистическую, основанную на переосмыслении достижений античной мысли.

Понятие гуманизма и этапы его развития в эпоху Возрождения

Гуманизм – это философско-этическая позиция в центре которой находится человек, его естественные права, свободы, ценности, идеалы, которая направлена на всестороннее совершенствование человека при его жизни и в рамках его жизни.

Философские идеи которые можно было бы отнести к гуманистическим, возникали еще до эпохи Возрождения в работах античных авторов, схожие мотивы можно обнаружить и в трудах средневековых схоластов, однако именно в период Ренессанса, гуманизм сформировался как всестороннее и мощное культурное течение. Формирование философии и этики гуманизма являло собой естественный ответ со стороны наиболее творческой, интеллектуальной части общества на его запросы. После многовекового периода доминирования религиозно-христианского мировоззрения, основанного на формальном превозношении духовного над мирским, и посмертного над прижизненном, при фактическом стремлении церковных иерархов к обогащению и потреблению земных благ здесь и сейчас, общество не могло не прийти к переоценке ценностей и доминирующего мировоззрения, что вылилось в движение реформации в религиозной сфере и философии гуманизма зародившейся в области культуры и стремящейся к созданию новой светской культуры.

Открытие новых земель, первое внедрение научных наработок в практическую деятельность, возрастающая роль капитала в системе общественного производства, ставила задачи создания нового миропонимания, в центре которого находится человек, не пассивный раб высших сил, но активный, действующий, преобразующий и подчиняющий окружающий мир. Что характерно ответ на эти задачи был дан не официальными философами – выпускниками христианских университетов, монастырскими деятелями, а людьми искусства, литераторами, живописцами, изобретателями. В эпохе Возрождения можно выделить два больших периода:

  • реставрации, в течении которого (XIV-XV в.) основная работа мыслителей была связана с восстановлением наследия античной мысли и попытками адаптировать его к реалиям тогдашней эпохи;
  • натурфилософский (XVI в.) во время которого развивалась оригинальная философская мысль, ставшая предтечей философии Нового времени.

Основные идеи гуманизма

Гуманизм зарождается в богатых городах северной Италии, таких как Милан, Флоренция, Венеция, мощных торговых и культурных центрах, обладающих вековыми традициями и независимых от феодалов и церкви. Вместе с тем деятели раннего гуманизма, такие как Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Дж. Боккачо в своих произведениях не стремятся отринуть или разрушить христианское мировоззрение, напротив, признавая авторитет божественного, они лишь ставят перед собой цель выявить специфику человеческого, посмотреть на человека как на личность, посмотреть на него не с точки зрения высших божественных принципов, но глазами другого человека, исходя из его потребностей, целей, ценностей, желаний.

Готовые работы на аналогичную тему

Гуманизм эпохи Возрождения антропоцентричен, его главной ценностью является человек, человеческая жизнь. При этом мыслители гуманисты формируют моральный облик идеального человека и задают ему достаточно высокую планку. Гуманист – это высоко духовная, развивающая личность, творец, стремящийся к саморазвитию и преобразованию мира, отважный исследователь покоряющий природу и неизведанный земли, храбрый, смелый, великодушный, но главное деятельный, активный, живущий полной жизнью. Также учение гуманистов закладывает несколько принципиальных идей:

  • представление о естественных правах человека на жизнь, свободу, собственность и т.д., как заложенных в его природу, неотъемлемых;
  • представление о равенстве всех людей вне зависимости от их происхождение, разрушение сословной системы;
  • представление о доброй, созидательной природе человека, в противовес христианскому пониманию природы человека как грешной и испорченной;
  • представление об обществе как естественно возникшем единстве людей, необходимой среде существования человека.

Политические идеалы гуманизма

Одной из важных проблем философии гуманизма было переосмысление социально-политического устройства общества, тех оснований, на которых выстраиваются в нем отношения между людьми. Можно выделить два основных подхода к решению данной задачи. Один из них представлен теми мыслителями, которые стремились дать реалистическое описание политики, ее целей, средств и задач. Наиболее ярким его представителем является Никколо Макиавелли По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Никколо Макиавелли подробнее .

Макиавелли вводит понятие государственного интереса, который в его представлении отражает интересы всего общества, как единого целого, по сохранению суверенитета государства, укреплению его мощи, повышению благосостояния. При этом Макиавелли указывает, что государь – это тот человек, который должен заботиться в первую очередь не о абстрактных понятиях чести, достоинства, добродетели, но о реализации государственного интереса и укреплении власти, и для достижения этих целей использовать любые подходящие средства, в том числе обман, хитрость, насилие.

Другой подход связан с описанием общества нового типа, построенного на принципах равенства всех его членов, принципах коллективного самоуправления, справедливого распределения труда и производимых благ. Он раскрывается в произведениях гуманистов-утопистов, таких как Т. Мор, Т. Кампанелла и др. В их произведениях закладывались принципы демократического общественного устройства, которое должно было прийти на смену феодальных отношениям.

Особенности философии Возрождения:

- гуманизм – в широком смысле: система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию творческих способностей;

- секуляризация – культура и философия приобретают светский характер, освобождаются от влияния богословия, однако этот процесс не дошел до возникновения атеизма;

- антисхоластическая направленность – изучать нужно не слова, а явления природы;

- пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир;

- взаимодействие с наукой;

- взаимодействие с художественной культурой.

Космология и онтология:

- гелиоцентризм – учение, что не Земля, а Солнце является центром мира;

- идея единства мироздания и его законов;

- идея бесконечность Вселенной и множественности миров.

Гносеология:

- укрепление позиций разума, развитие научных методов познания природы;

- скептицизм – в философии М.Монтеня: критическое рассмотрение на основе разума, сомнения относительно любых идей, какими бы истинными они не казались;

- эксперимент – у Г.Галилея: главный метод познания законов природы;

- математике принадлежит особая роль в познании природы (Н.Кузанский, Г.Галилей).

Философская антропология:

- принципы гуманизма;

- реабилитация телесного начала в человеке;

- подобие микрокосмоса макрокосмосу – принцип, указывающий на особый статус человека в мире, его возможность познать Бога и созданный им мир (Н.Кузанский, Мирандола);

- культ творческой, всесторонне развитой личности.

Этика:

- секуляризация морали – освобождение ее от религиозной санкции;

- гражданский гуманизм – доктрина, согласно которой участие в общественных и государственных делах – это обязанность каждого гражданина;

- гражданские добродетели, обеспечивающие разумное подчинение личных интересов общественным интересам в интересах общего блага;

- труд – главный фактор развития человека, способ реализации творческих способностей;

- гедонизм – получение удовольствий как главная цель жизни человека;

- благородство – понятие, характеризующее достоинство человека не по происхождению, а по личным качествам и заслугам;

- идея Фортуны – удача приходит только к деятельному, трудолюбивому человеку.

Социальная философия:




Философия истории:

- идея законов исторического развития, которые вырабатываются в ходе коллективной исторической деятельности людей, неучастия Бога в историческом процессе;

- теория исторического круговорота – учение, согласно которому все народы проходят примерно одинаковые, повторяющиеся стадии развития;

- концепция роли выдающейся личности в истории в ее связи с идеей Фортуны.

- предопределение - принцип учения М.Лютера: у человека нет свободы воли, воля Бога предопределяет жизнь каждого человека;

- профессиональная деятельность – в учении Ж.Кальвина: успех в ней – признак богоизбранности, профессия – это призвание, место служения Богу, профессиональный успех самоценен, а не является средством достижения мирских благ;

- мирской аскетизм – принцип учения Ж.Кальвина: человек в повседневной жизни должен довольствоваться только необходимым для жизни.

Особенности философии Возрождения:

- гуманизм – в широком смысле: система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и реализацию творческих способностей;

- секуляризация – культура и философия приобретают светский характер, освобождаются от влияния богословия, однако этот процесс не дошел до возникновения атеизма;

- антисхоластическая направленность – изучать нужно не слова, а явления природы;

- пантеизм – философское учение, отождествляющее Бога и мир;

- взаимодействие с наукой;

- взаимодействие с художественной культурой.

Космология и онтология:

- гелиоцентризм – учение, что не Земля, а Солнце является центром мира;

- идея единства мироздания и его законов;

- идея бесконечность Вселенной и множественности миров.

Гносеология:

- укрепление позиций разума, развитие научных методов познания природы;

- скептицизм – в философии М.Монтеня: критическое рассмотрение на основе разума, сомнения относительно любых идей, какими бы истинными они не казались;

- эксперимент – у Г.Галилея: главный метод познания законов природы;

- математике принадлежит особая роль в познании природы (Н.Кузанский, Г.Галилей).

Философская антропология:

- принципы гуманизма;

- реабилитация телесного начала в человеке;

- подобие микрокосмоса макрокосмосу – принцип, указывающий на особый статус человека в мире, его возможность познать Бога и созданный им мир (Н.Кузанский, Мирандола);

- культ творческой, всесторонне развитой личности.

Этика:

- секуляризация морали – освобождение ее от религиозной санкции;

- гражданский гуманизм – доктрина, согласно которой участие в общественных и государственных делах – это обязанность каждого гражданина;

- гражданские добродетели, обеспечивающие разумное подчинение личных интересов общественным интересам в интересах общего блага;

- труд – главный фактор развития человека, способ реализации творческих способностей;

- гедонизм – получение удовольствий как главная цель жизни человека;

- благородство – понятие, характеризующее достоинство человека не по происхождению, а по личным качествам и заслугам;

- идея Фортуны – удача приходит только к деятельному, трудолюбивому человеку.

Социальная философия:

Философия истории:

- идея законов исторического развития, которые вырабатываются в ходе коллективной исторической деятельности людей, неучастия Бога в историческом процессе;

- теория исторического круговорота – учение, согласно которому все народы проходят примерно одинаковые, повторяющиеся стадии развития;

- концепция роли выдающейся личности в истории в ее связи с идеей Фортуны.

- предопределение - принцип учения М.Лютера: у человека нет свободы воли, воля Бога предопределяет жизнь каждого человека;

- профессиональная деятельность – в учении Ж.Кальвина: успех в ней – признак богоизбранности, профессия – это призвание, место служения Богу, профессиональный успех самоценен, а не является средством достижения мирских благ;

- мирской аскетизм – принцип учения Ж.Кальвина: человек в повседневной жизни должен довольствоваться только необходимым для жизни.


Принципы гуманизма

Во 2-ой половине XIV в. важной становится классическая литература — произведения Древних Греции и Рима. Писателей этих существовавших некогда государств, считали настоящими учителями людей, выделяя Вергилия. Известно, что гуманист Гермолай Варвара (1453- 1493 гг.) сказал, что кроме Христа и литературы иных господ для него не существует.

По убеждениям гуманистов, человека следует оценивать не по тому, сколько он имеет денег, не по тому, насколько он знатен и не по тому, что сделали его предки. Они считали, что индивидуума могут охарактеризовать исключительно собственные его достижения.

Философия Лоренцо Валло имела много общего с эпикурейством. Он отождествлял природу с Богом, не допуская, что она может являться источником зла; считал, что человек хочет удовольствий, так как того требует природа. Поэтому чувственные удовольствия Валло не считал безнравственными. По мнению индивидуалиста Лоренцо, интересы окружающих должно учитывать постольку, поскольку они касаются личных удовольствий.

Гуманисты оставались добрыми христианами — посещали церковь, соблюдали посты, однако не лишали себя простых радостей.

Творчество гуманистов

Писатели-гуманисты посвящали свои произведения не одним лишь святым, но и обычным гражданам, в жизнях которых случаются плохие и счастливые моменты. Поэты читали вирши не только о блаженстве на небесах, но и о любви к женщине и Родине, о верности долгу. Земная любовь для этих людей не являлась грешной, напротив, считали это высокое чувство Божьим даром.

Произведения гуманистов прославляли благородных людей, служивших людям и родине.

Художники-гуманисты продолжали посвящать работы главным образом религии, однако Христа, апостолов и святых могли писать с реальных личностей. Бог и святые изображались в одеждах современников гуманистов на фоне чудесных земных ландшафтов. Картины гуманистов прославляли еще и человеческую красоту, красоту природы, земные радости.

В эпоху Ренессанса живописцы и скульпторы изображали человеческое тело живо и достоверно. В то время началось применение перспективы при написании картин. Творения стали живее, реалистичнее.

По убеждению гуманистов, индивидуум мог достичь в жизни всего, если действительно того хочет. По их мнению, нельзя было всецело полагаться на Бога, нужно было и самому прилагать усилия. Бог помогает тому, кто сам себе помогает. Только человек сделает свою жизнь счастливой и наполнит ее красками, считали гуманисты.


Культура Возрождения (Ренессанс) составила не слишком долгую эпоху. В Италии, где эта культура возникла впервые, она продолжалась три столетия — с XIV по XVI в. А в остальных европейских странах и того меньше — XV-XVI вв. Что же касается других стран и континентов, то там наличие эпохи Возрождения представляется по меньшей мере проблематичным. Тем не менее некоторые отечественные ученые, в частности известный востоковед Н.И. Конрад, выдвигают идею всемирного Возрождения.

Эта идея имеет поддержку и в самих восточных странах. Так. китайские ученые разрабатывают концепцию, согласно которой в Китае была не одна, а четыре эпохи Возрождения. Имеются также сторонники индийского Возрождения. Однако выдвигаемые при этом аргументы и доказательства не являются достаточно обоснованными и убедительными. То же самое можно сказать о Возрождении в России: некоторые авторы настаивают на его существовании, но их доводы вызывают сомнения. Культура Ренессанса не успела сложиться даже в Византии. В еще большей степени это относится к России.

В социально-экономическом и политическом отношениях, а также хронологически эпоха Возрождения в целом остается в границах Средневековья, в рамках феодализма, хотя и с этой точки зрения она во многом является переходной. Что же касается культуры, то здесь Возрождение действительно составляет совершенно особую, переходную эпоху от Средневековья к Новому времени.

Итальянский феномен возникновения новой культуры не был случайностью, а обусловливался особенностями итальянского феодализма. Гористая местность Северной и Средней Италии не позволяла создавать крупные земельные владения. Страна к тому же не имела постоянной королевской династии, не являлась единой и централизованной, но была раздроблена на отдельные города-государства.

Все это способствовало более раннему (X-XI вв.), чем в других странах, и более быстрому росту городов, а вместе с ними — росту и усилению роли пополанов, т.е. торгово-ремесленных слоев, которые в борьбе с феодалами уже в XIII в. к своему экономическому господству добавили и политическую власть во Флоренции, Болонье, Сиене и других городах.

В результате создавались благоприятные условия для возникновения и развития элементов капитализма. Именно нарождавшийся капитализм, нуждавшийся в свободной рабочей силе, ускорял разрушение системы феодальных отношений.

К сказанному следует добавить то, что именно в Италии сохранилось многое от римской античности, и прежде всего язык древности — латынь, а также города, деньги и т.д. Сохранилась память о величии далекого прошлого. Все это и обеспечило Италии первенство в создании новой культуры.

Утверждению и развитию культуры Возрождения способствовали и многие другие события и явления. К их числу в первую очередь относятся великие географические открытия - открытие Америки (1492), открытие морского пути из Европы в Индию (XV в.) и т.д., — после которых уже нельзя было смотреть на мир прежними глазами. Огромное значение имело изобретение книгопечатания (середина XV в.), положившего начало новой, письменной культуре.

Формирование культуры Возрождения являлось прежде всего ответом на глубокий кризис средневековой культуры. Поэтому основными ее чертами являются антифеодальная и антиклерикальная направленность, явное преобладание светского и рационального начала над религиозным. Религия при этом не устраняется и не исчезает, она во многом сохраняет свои ведущие позиции. Но ее кризис означал кризис самого фундамента средневековой культуры. Кризис католицизма оказался настолько серьезным, что в нем возникло мощное движение Реформации, которое привело к его расколу и появлению в христианстве нового направления — протестантизма.

Однако главным и наиболее существенным в культуре Возрождения является гуманизм.

Основателем гуманизма и всей ренессансной культуры стал итальянский поэт Франческо Петрарка (1304-1374). Он первым заговорил о повороте культуры к Античности, к Гомеру и Вергилию. Петрарка не отвергает христианство, но оно предстает у него переосмысленным, очеловеченным. Поэт весьма критически смотрит на схоластику, осуждает ее за подчиненность теологии, за пренебрежение к проблемам человека.

Петрарка всячески подчеркивает значение гуманитарных наук и словесных искусств — поэзии, риторики, литературы, этики, эстетики, которые помогают нравственному и духовному совершенствованию человека, от развития которых зависит успех новой культуры. Концепция Петрарки получила дальнейшее развитие у его последователей — Колюччо Салютати, Лоренцо Валлы, Пико делла Миран доллы и др.

Вместо веры в Бога гуманизм провозглашает веру в человека и его развитие. Человек определяется как совершенное существо, наделенное безграничными способностями и неисчерпаемыми возможностями. У него есть все необходимое и достаточное, чтобы быть творцом своей судьбы, ни к кому не обращаясь за помощью, полностью полагаясь на самого себя.

Гуманисты также провозгласили веру в разум человека, в его способность познать и объяснить окружающий мир без обращения к Божьему промыслу. Они отвергли притязания теологии на монопольное обладание истиной, выступили с критикой прежней роли религиозных догм и авторитетов в деле познания.

В противоположность средневековой морали, которая обещала человеку лучшую жизнь в потустороннем мире, гуманизм объявил земную жизнь человека высшей ценностью, возвеличил земное предназначение человека, утвердил его право на счастье в реальном посюстороннем мире.

Гуманистическая культура создала не только новое понимание человека, но и новый взгляд на природу. В Средние века на нее смотрели религиозными глазами, она воспринималась весьма скептически, как источник скверны и соблазна, как то, что отделяет человека от Бога. Гуманизм Возрождения возвращается к античным идеалам в толковании природы, определяющим ее как основу и источник всего существующего, как воплощение гармонии и совершенства.

Реформация и рождение протестантизма

Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры и прежде всего в религии. Как уже отмечалось выше, кризис католицизма привел к возникновению в начале XVI в. широкого движения Реформации, результатом которого явился протестантизм — третье направление в христианстве. Однако признаки серьезного неблагополучия в католицизме отчетливо проявились задолго до Реформации. Главной причиной тому являлось то, что католическое духовенство и папство не устояли перед искушением материальных благ.

Церковь буквально утопала в роскоши и богатстве, она потеряла всякую меру в своем стремлении к власти, обогащению и к расширению земельных владений. Для обогащения использовались всякого рода поборы, которые оказывались особенно разорительными и невыносимыми для северных стран. Совершенно непотребный вид приобрела торговля индульгенциями, т.е. отпущением грехов за деньги.

Необходимость реформирования христианства и Церкви понимали и сами служители культа, но все их попытки в этом направлении не увенчались успехом. В результате они получили мощное движение Реформации и раскол католицизма.

Одним из первых предшественников Реформации стал английский священник Джон Уиклиф (1330-1384), выступивший против права Церкви на владение землей, за ликвидацию папства и отказ от ряда таинств и обрядов. Со сходными идеями выступил также чешский мыслитель Ян Гус (1371-1415), который требовал отменить торговлю индульгенциями, вернуться к идеалам раннего христианства, уравнять в правах мирян и духовенство. Гус был осужден Церковью и сожжен.

В Италии пионером реформаторских устремлений стал Дж. Савонарола (1452-1498). подвергавший папство суровой критике, изобличавший Церковь в ее стремлении к богатству и роскоши. Он также был отлучен от Церкви и сожжен. В Италии движение Реформации не получило широкого распространения, поскольку здесь притеснения и злоупотребления папства ощущались менее остро.

Главными фигурами Реформации являются немецкий священник Мартин Лютер (1483-1546) и французский священник Жан Кальвин (1509-1564), возглавившие бюргерско-буржуазное направление, а также Томас Мюнцер (1490-1525), возглавивший народное крыло Реформации, которое в Германии переросло в крестьянскую войну (1524-1526). В Нидерландах и Англии движение Реформации привело к буржуазным революциям.

Точной датой начала Реформации считается 31 октября 1517 г., когда Лютер прибил на дверях своей церкви в Виттенберге листок, содержащий 95 тезисов, направленных против торговли индульгенциями.

Реформация затронула не только торговлю индульгенциями, но и более фундаментальные вещи в католицизме. Она выступила с лозунгом о возврате к самим истокам христианства. С этой целью она провела сверку католического Священного предания со Священным писанием, Библией, сделав вывод, что Священное предание является грубым искажением изначального христианства. Церковь не только не имеет права продавать индульгенции, но и вообще отпускать грехи человека.

Отрицание Католической церкви обосновывалось также новым пониманием Бога. В католицизме Он воспринимается как нечто внешнее по отношению к человеку, некий небожитель, внешняя опора человека. Пространственный разрыв между Богом и человеком в известной мере допускал наличие между ними посредника, каковым и стала Церковь.

В протестантизме понимание Бога существенно меняется: из внешней опоры Он превращается во внутреннюю, находящуюся в самом человеке. Теперь вся внешняя религиозность становится внутренней, а вместе с этим все элементы внешней религиозности, включая Церковь, теряют свое прежнее значение. Так как божественное начало переносится внутрь человека, то от него самого зависит, как и насколько он сможет воспользоваться имеющимся в нем божественным даром.

Пересмотр места и роли Церкви в религиозной жизни повлек за собой отказ от многих обрядов, таинств и святынь. Были сохранены только те. которые строго соответствуют Писанию. В частности, из семи таинств осталось только два: крещение и причастие.

Отсюда она всячески подчеркивает значение усилий самого человека, его личной веры, личного выбора, личной ответственности. Само спасение она объявляет личным делом человека. Как и гуманизм. Реформация способствовала усилению роли светского начала, мирской жизни. Лютер, в частности, отвергал монашество как высший образ служения Богу.

Возникший из Реформации протестантизм включает в себя несколько течений: лютеранство, кальвинизм, англиканство, пресвитерианство, баптизм и др. Однако все они представляют собой религию. которая является удивительно простой, дешевой и удобной. Именно такая религия нужна была нарождавшейся буржуазии. Она не требует больших денег на строительство дорогих храмов и обслуживание пышного культа, что имеет место в католицизме. Она не отнимает много времени для молитв, паломничества к святым местам и других обрядов и ритуалов.

Она не стесняет жизнь и поведение человека соблюдением постов, выбором пищи и т.д. Она не требует каких-либо внешних проявлений своей веры. Чтобы быть в ней праведником, достаточно иметь веру в своей душе. Такая религия вполне устраивает современного делового человека. Не случайно Ж. Кальвин отмечал, что успех в профессиональной деятельности является признаком богоизбранности.

Утверждение новой религии шло с большими трудностями. Католицизм во главе с папством не мог смириться с тем, что терял контроль над значительной частью Германии, Франции, Швейцарии и всей Англией. Противостояние между старой и новой религиями привело во второй половине XVI в. к открытой религиозной войне с протестантизмом, получившей название Контрреформации, в которой особую роль сыграл Орден иезуитов, созданный Игнатием Лойолой (1491-1556).

Именно этот орден прославился таким печально знаменитым событием, как Варфоломеевская ночь, когда водном только Париже в ночь на 24 августа 1572 г. было убито более 2 тыс. протестантов-гугенотов, а по всей стране в течение последующих двух недель — около 30 тыс. протестантов.

Благодаря Контрреформации, закончившейся в XVII в., Католической церкви удалось сохранить влияние в Италии, Испании, Франции, южных областях Германии и ряде восточноевропейских государств. Однако европейская культура была расколота на католическую и протестантскую.

Читайте также: