Пожар большого театра 1853 кратко

Обновлено: 04.07.2024

Ровно на этой неделе, но почти 200 лет тому назад состоялось торжественное открытие Большого театра в Москве. Однако сам театр был основан ещё 28 марта (17 марта) 1776 года. С того дня главная театральная площадка столицы столкнулась с множеством таинственных и необъяснимых событий. Царьград вспомнил все тайны Большого театра, прошедшие сквозь века.

Злоключения театра

Годом рождения Большого театра принято считать 1776-й – именно тогда известный меценат, московский прокурор князь Пётр Урусов получил от Императрицы Екатерины II величайшее дозволение содержать "театрального всякого рода представления, а также концерты, воксалы и маскарады". Урусовым в Москве была создана первая постоянная труппа, организованная из актёров – воспитанников Московского университета и крепостных.

Первоначально театр не имел самостоятельного здания, и спектакли ставились в частном доме Воронцова на улице Знаменке. Однако Урусов довольно быстро осуществил план строительства отдельного театра. Тут-то и начались трагичные события в судьбе Большого. Ещё до открытия первое здание театра сгорело.

Огорчённый князь передал дела по ведению театра своему компаньону, английскому предпринимателю Майклу (Михаилу) Меддоксу. Именно под руководством последнего по проекту архитектора Христиана Розберга в 1776–1789 годах был построен Большой Петровский театр. Своё название он получил благодаря улице Петровке, на которой был построен. Репертуар этого первого профессионального театра в Москве составили драматические, оперные и балетные спектакли.

Однако и Меддокса постигли неудачи – при постройке он выбился из сметы на 50 тысяч рублей серебром и влез в долги. Из-за этого театр был передан в казну, что в итоге позволило ему получить звание императорского.

Петровский театр Меддокса простоял 25 лет, а 8 октября 1805 года здание снова сгорело.

Возродившийся из пепла

Восстановить театр решился Карл Росси. Он воздвиг деревянное здание на Арбатской площади. Территорию вокруг театра благоустроили, площадь вымостили.

Но в 1812 году очередная трагедия – театр снова сгорел. В этот раз причина не была тайной – при нашествии войск Наполеона спалили большую часть Москвы. Но русские, как известно, не сдаются. И здание снова перестроили.

В 1816-м Комиссия о строении Москвы снова объявила конкурс на постройку. При этом главным условием было использование обгоревшей стены театра Меддокса. Конкурс выиграл архитектор Андрей Михайлов, но его проект оказался слишком дорогостоящим. Доверили работу над театром прославившемуся реконструкцией Красной площади Осипу Бове.

Фото: Viktor Chernov/Russian Look/GlobalLookPress

В 1817 году Царю Александру I был представлен проект уже нового театра. Хотя и здесь не обошлось без приключений. Перед презентацией генерал-губернатору Москвы Д. В. Голицыну проект каким-то образом бесследно исчез. В итоге Бове пришлось срочно готовить новые чертежи.

В начале 1820-х, согласно замыслу Бове, Петровская площадь (ныне Театральная) была полностью перестроена в стиле классицизма, и в 1824 году наконец было построено здание Большого театра, которое послужило образцом для строения, которое сегодня все знают.

В те времена великолепное восьмиколонное здание в классическом стиле и с колесницей мифического Аполлона над портиком, декорированное внутри в красно-золотых тонах, признавалось современниками лучшим театром в Европе, уступающим разве что масштабному "Ла Скала". Отпраздновали открытие в 1825 году постановкой "Торжество муз". Сюжет аллегорически рассказывал, как гений Росси объединился с музами и из руин театра Меддокса построил новый. Новое здание москвичи прозвали "Колизей", а проходившие на сцене спектакли неизменно имели успех.

В шаге от катастрофы

Вскоре драма была вытеснена оперой и балетом. В 1842 году состоялись московские премьеры одних из главных русских опер: "Жизнь за Царя" и "Руслан и Людмила".

Но всего через 11 лет театр опять постигло несчастье – и снова пожар. До сих пор неизвестно, из-за чего началось возгорание, однако боролись с ним трое суток. Погибли уникальные нотные тетради, произведения и костюмы, хранившиеся в театре. Разрушено было и само здание.

Восстановить его удалось к 1856 году – к коронации Александра II. За проект взялся архитектор Альберт Кавос. Именно ему Большой обязан своей уникальной акустикой. Оптимальным Кавос считал устройство зрительного зала по принципу музыкального инструмента, для этого архитектор предложил использовать много дерева. Ему пришлось выдержать немало баталий и с современниками-архитекторами, и с пожарными. Все слишком хорошо помнили трагическую череду пожаров, преследующую театр.

Фото: Valery Lukyanov/RussianLook/GlobalLookPress

Однако Кавос настоял на своём: деревянными стали дека плафона, дека пола партера; стенные панели создали из резонансной ели. Кроме того, увеличилась высота театра и изменилась форма зала. Последний был сужен к сцене. Погибшую в пожаре тройку Аполлона заменили бронзовой квадригой работы Петра Клодта.

Свой облик здание меняло при реконструкциях ещё несколько раз и приобрело современный вид к концу XIX века. Сцена Большого прославилась на весь мир. На ней свои триумфы переживали великие русские композиторы, певцы, балерины, актёры. Но самому театру предстояло пережить ещё ряд трудных событий. В 1920 году вся полуциркульная стена зрительного зала осела прямо во время спектакля, двери заклинило, и зрителей пришлось эвакуировать через барьеры лож. Причиной стали прогнившие сваи фундамента.

В шаге от катастрофы театра оказался после революции. Тогда он стал просто Государственным Большим театром, но коммунисты выступали за полную его ликвидацию. Большому удалось уцелеть благодаря тому, что его закрытие сочли "хозяйственно нецелесообразным".

В октябре 1941 года, во время Великой Отечественной войны в здание театра попала бомба. Его реконструировали несколько лет. Однако уже к 1990-м годам здание крайне обветшало, его износ оценивался в 60%. Театр пришёл в полный упадок. Из-за многочисленных перестроек на протяжении всей своей истории сваи фундамента оказались на разных уровнях, на стенах появились трещины, фасады пришли в аварийное состояние, а колонны отклонились от вертикали до 30 см.

В 2005 году историческое здание Большого театра было закрыто на реконструкцию. Сегодня гордость России – Большой академический театр полностью восстановлен, и в нём снова звучат произведения великих русских и зарубежных классиков, а артисты со всего мира мечтают оказаться именно на этой на сцене.


Фото: Natalya Loginova/RussianLook/GloballookPress

1. Пожар императорского Большого театра 11 марта 1853 года (литография по рисунку Э. Лилье). 1853 год

Из театральных служителей первым заметил пламя помощник машиниста сцены Дмитрий Тимофеев. Приходя на работу, он обычно оставлял свой тулуп в чулане, где театральные столяры и плотники хранили инструмент и личные вещи. Эта каморка располагалась с правой стороны сцены, под лестницей, ведущей в женские уборные. Открыв дверь, Тимофеев увидел пламя и сразу же бросился на сцену, сзывая на помощь. Пожарные дежурили в театре только во время спектаклей, так что руководить ликвидацией очага возгорания было некому. Да и тушить, собственно говоря, тоже – по причине раннего времени людей в театре было не много, и погасить огонь, пока он не охватил сцену и партер, не удалось. Чтобы развернуть железный занавес, которым при пожаре перекрывался портал сцены и защищался зрительный зал, достаточно было всего лишь потянуть за рычаг – но о существовании противопожарного занавеса театральные рабочие даже не вспомнили, а когда на месте событий появился смотритель здания Талызин, добраться до спускового механизма было уже невозможно. По тем же причинам не пустили в ход и пожарные рукава, которые могли подать воду из противопожарного резервуара, установленного над сценой и полного воды.

2. Вид Большого театра до пожара на литографии О.-Ж.-Б.-А. Кадоля. 1830-е годы

Оставалось лишь уповать на пожарных, на их мастерство и оборудование. Обоз Тверской части на своих желто-пегих конях примчался быстро, вскоре подтянулись на подмогу и пожарные других частей. Ручные насосы давали струю воды толщиной в палец и до крыши не добивали, а окон в театральном здании не так уж много, к тому же из них пожарные выбрасывали наружу музыкальные инструменты, костюмы и мебель. Паровой насос был намного мощнее ручных, но для его работы нужно в котле поднять пары́, и хотя огонь под котлом развели еще при выезде из депо, необходимое давление образовалось лишь минут через двадцать. Тем временем пламя добралось до декораций – деревянных реек, обтянутых крашеной холстиной. Они вспыхнули, как солома.

3. Пожарная команда. Фотография 1900-х годов

С этого момента театр был уже обречен: даже если бы железный занавес опустили вовремя, раздуваемое сквозняком пламя добралось до зрительного зала через боковые ложи бенуара, и в партере загорелись обитые бархатом кресла, покрытые позолотой барьеры лож и балконов, а следом и все остальное – ведь здание было деревянным, если не считать внешних стен и охватывавшей зрительный зал внутренней подковообразной стены. Огонь побежал и вверх, на колосники. Над ними располагался металлический резервуар с водой. Это средство пожаротушения в первые минуты бедствия не использовали, а позже до пожарных рукавов уже было не добраться; но вот когда до железной емкости добрался огонь, бак лопнул, вода залила пылающую сцену, и сквозь провалившуюся крышу в небо хлестнули клубы дыма и пара.

4. Пожар Большого театра. 1853 год

На Театральной площади от жары таяли сугробы, и вода ручьями бежала под ноги собравшимся зевакам, но никто не расходился, потому что начиналось самое интересное. На кровле пылающего театра появились человеческие фигурки. Они метались по краю, пытаясь отыскать место, где можно не задохнуться в дыму и не сгореть заживо, но такого спасительного уголка не находилось. Вот с отчаянным воплем сиганул с крыши один, за ним следом – другой… Последнему из бедолаг, загнанных пожаром на крышу, жить оставалось считанные минуты – пока не сменится направление ветра. Пожарные ничего сделать не могли. Единственная в городе раздвижная лестница, присланная из Петербурга еще в 1823 году, находилась на месте событий, но она до крыши театра не доставала. К счастью для плотника Дмитрия Петрова, в запрудившей Театральную площадь толпе уже находился его спаситель – но каким же непростым путем привела его туда Судьба!

5. Выезд пожарной команды из пожарного депо на Пречистенке (литография). 1853 год

Двадцатилетний Василий Марин, крестьянин деревни Иевлево Ростовского уезда Ярославской губернии, в Москве отродясь не бывал. Отец его работал кровельщиком, к этому ремеслу он и Ваську пристроил, едва мальчишка подрос; позже представился случай через кого-то из земляков определить парня на котельный завод в Колпино, что под Петербургом. И хотя жилось там посытнее и поинтереснее, нежели в родной деревне, домой Василия тянуло очень сильно. Многие из тех, кто работал вдалеке от дома, пользовались случаем навестить родню, пока праздновались Святки – чего ж не съездить, если от Рождества до Крещения есть несколько нерабочих дней? А Василию вообще с отпуском подфартило (быть может, завод по какой-то причине временно закрывался); так или иначе, к себе в деревню он приехал в декабре, а возвращался в Колпино аж в марте.

7. Каразин Н.Н. Пожар Большого театра в марте 1853 года. Вторая половина XIX века

То, чему пожарные были не обучены и что даже в голову никому из них не пришло, для Марина являлось обычным приемом его прежнего кровельного ремесла. Эка невидаль, забросить веревку на крышу. Правда, времени в обрез, разве что на одну попытку. Значит, надо чтоб наверняка. Не зашвырнуть, а подать. Найти длинную жердь не удалось, ну да ничего, и ухват сходится. Привязав к рогачу веревку, Василий побежал к пожарным. Они возражений не имели (хотя сами лезть на горящую стену особо не рвались). И вот Марин уже карабкается по раздвижной лестнице, обжигаясь об раскалившиеся железные скобы; по водосточной трубе забирается еще выше; стоит на карнизе, чудом удерживая равновесие, пока человек на крыше из последних сил пытается дотянуться рукой до ухвата со спасительной веревкой…

9. Румянцев Н. Внутренний вид Большого Петровского театра после пожара 1853 года. Вторая половина XIX века

Пожар Большого театра в Москве явился прологом театрально-зрелищных катастроф второй половины столетия. Большой московский театр, построенный на месте сгоревшего в 1805 г. Петровского театра Медокса, был открыт торжественным спектаклем 6 января 1825 г.

Величественное здание театра сконструировано по проекту архитекторов Михайлова и Бове. В нем ставились первые русские оперы и балеты.

Здесь звучала также музыка известных композиторов, выступали знаменитые дирижеры, музыканты, певцы и балерины. И этому шедевру суждено было погибнуть от пожара, который произошел 11 марта 1853 г.

Когда пожарные команды города прибыли к театру, огонь охватил все громадное его здание. Тогда пожарные Москвы не располагали ни достаточным количеством сил, ни техникой, чтобы противостоять пожару такого масштаба. Уже в те годы градостроительство намного опережало темпы развития технических средств борьбы с огнем. Имеющимися на вооружении пожарных частей заливными трубами можно было потушить пожар лишь в зданиях в один-два этажа, да и то если он не достиг больших размеров.


В театре имелась достаточно надежная для того времени система противопожарной защиты: противопожарный занавес, внутренний противопожарный водопровод, дежурство пожарных. Но эта система, к сожалению, функционировала только во время спектаклей, а пожар начался утром, когда в театре находилось сравнительно мало людей.

В течение более трех лет жители Москвы были лишены радости театральной жизни, ранее приносимых им артистами Большого театра. Только в 1856 г. в возрожденном архитектором А. А. Кавосом театре распахнулись двери, открыв перед зрителями ослепительное великолепие нового театрального шедевра.

Таким образом, первые противопожарные мероприятия в течение указанного периода носили отрывочный, нерегулярный характер. Законодательные акты были направлены, прежде всего, на меры наказания за поджоги и меры охраны порядка. Противопожарный инвентарь был примитивный: бочки с водой, ведра, метлы, швабры, рогатины и др. Редким явлением был на пожаре ручной насос. Пожары тушились самим населением. Организованных мер борьбы с огнем в стране почти не было. Уровень организации пожарных команд оставался явно недостаточным, поскольку предполагал массовое привлечение горожан для тушения огня и расчистки кварталов. Власть вынуждала горожан содержать за свой счет достаточно дорогие водолейные трубы и другой противопожарный инвентарь, что свидетельствовало о том, что финансово-экономические и материально-технические возможности государства оставались ограниченными. Эти же причины препятствовали созданию не только профессиональной противопожарной службы, но и регулярного, централизованного государственного аппарата. Эти исторические задачи Россия будет решать уже в следующем столетии.




Пожар Большого театра в Москве явился прологом театрально-зрелищных катастроф второй половины столетия. Большой московский театр, построенный на месте сгоревшего в 1805 г. Петровского театра Медокса, был открыт торжественным спектаклем 6 января 1825 г.

Величественное здание театра сконструировано по проекту архитекторов Михайлова и Бове. В нем ставились первые русские оперы и балеты.

Здесь звучала также музыка известных композиторов, выступали знаменитые дирижеры, музыканты, певцы и балерины. И этому шедевру суждено было погибнуть от пожара, который произошел 11 марта 1853 г.

Когда пожарные команды города прибыли к театру, огонь охватил все громадное его здание. Тогда пожарные Москвы не располагали ни достаточным количеством сил, ни техникой, чтобы противостоять пожару такого масштаба. Уже в те годы градостроительство намного опережало темпы развития технических средств борьбы с огнем. Имеющимися на вооружении пожарных частей заливными трубами можно было потушить пожар лишь в зданиях в один-два этажа, да и то если он не достиг больших размеров.


В театре имелась достаточно надежная для того времени система противопожарной защиты: противопожарный занавес, внутренний противопожарный водопровод, дежурство пожарных. Но эта система, к сожалению, функционировала только во время спектаклей, а пожар начался утром, когда в театре находилось сравнительно мало людей.

В течение более трех лет жители Москвы были лишены радости театральной жизни, ранее приносимых им артистами Большого театра. Только в 1856 г. в возрожденном архитектором А. А. Кавосом театре распахнулись двери, открыв перед зрителями ослепительное великолепие нового театрального шедевра.

Таким образом, первые противопожарные мероприятия в течение указанного периода носили отрывочный, нерегулярный характер. Законодательные акты были направлены, прежде всего, на меры наказания за поджоги и меры охраны порядка. Противопожарный инвентарь был примитивный: бочки с водой, ведра, метлы, швабры, рогатины и др. Редким явлением был на пожаре ручной насос. Пожары тушились самим населением. Организованных мер борьбы с огнем в стране почти не было. Уровень организации пожарных команд оставался явно недостаточным, поскольку предполагал массовое привлечение горожан для тушения огня и расчистки кварталов. Власть вынуждала горожан содержать за свой счет достаточно дорогие водолейные трубы и другой противопожарный инвентарь, что свидетельствовало о том, что финансово-экономические и материально-технические возможности государства оставались ограниченными. Эти же причины препятствовали созданию не только профессиональной противопожарной службы, но и регулярного, централизованного государственного аппарата. Эти исторические задачи Россия будет решать уже в следующем столетии.

Он стал первым постоянным театром в Москве, и открылся как раз 10 января 1781 года (по старому стилю 30 декабря 1780 года). МОСЛЕНТА решила напомнить горожанам его историю.

Крепостные театры

Предтеча Большого вырос из крепостного театра графа Воронцова, которых в Москве было множество. Отдельные домашние представления силами крепостных актеров начали устраивать в дворянских домах еще в конце XVII, но распространилась традиция во второй половине XVIII — начале XIX веков.

Просуществовали они вплоть до отмены крепостного права в 1861 году.

Театральные привилегии

Театр Воронцова располагался на Знаменке и был настоящим центром театральной жизни столицы второй половины XVIII века.

Крепостной театр


Английский подход

Медокс исполнил то, что было поручено Урусову — заложил все свое имущество и приступил к строительству каменного театра на участке, купленном у князя Лобанова-Ростовского на Петровке. Он уложился в 5 месяцев вместо 5 лет, но остался серьезно должен Опекунскому совету — по смете Петровский театр должен был стоить 80 тысяч, но на деле обошелся в 130.


Освещали зал 42 хрустальные люстры.

Цены на билеты различались в зависимости от места: в креслах — 2 рубля, за креслами — 1 рубль. Сезон обычно длился с сентября по май, спектакли шли дважды в неделю.

Многопрофильная труппа

По данным открытых источников, костяк труппы составляли артисты университетского театра, Воспитательного дома и театра, принадлежавшего ранее полковнику Титову, и крепостные артисты. Звездами труппы были московские знаменитости: Надежда и Иван Калиграф, Андрей Ожогин, Василий Померанцев и только входившие в славу Мария Синявская, Петр Плавильщиков, Сила Сандунов и Яков Шушерин.


Долги, течь и пожар

Однако и это еще не был привычный всем Большой — здание снова сгорело в 1853 году вместе с декорациями, костюмами, музыкальными инструментами и архивом. На сей раз восстановлением театра занялся Альберт Кавос, чей проект выиграл конкурс. И только в 1856 году здание с колоннами и знаменитой четверкой Апполона работы русского скульптора Петра Клодта было, наконец, открыто.

Читайте также: