Губернский институт это кратко

Обновлено: 04.07.2024

История становления института губернаторства в России с XVIII века по 1917 год. Передача полномочий советам рабочих, солдатских и крестьянских депутатов. Институт губернаторства в современной России. Борьба двух позиций в команде Бориса Ельцина.

Рубрика Государство и право
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 23.10.2013
Размер файла 38,8 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Введение

Тема является актуальной потому, что в контексте решения современных проблем территориальной организации государственной власти большой интерес представляет изучение структуры, места в системе органов власти и практики функционирования института губернаторства, существовавшего в дореволюционной России со времен Петра I.

Целью работы является исследование института губернаторства в России: истории и современности.

Задачами работы являются:

1. Рассмотрение истории становления института губернаторства в России с XVIII века по 1917 год;

2. Изучение институт губернаторства в современной России.

Предметом работы являются правовые нормы, регулирующие институт губернаторства в России, а также теоретический материал, посвященный данной теме.

Объектом работы является институт губернаторства в России.

1. История становления института губернаторства в России с XVIII века по 1917 год

Институт губернаторства возник в России в период перехода к абсолютной монархии и просуществовал вплоть до 1917 г. Он был создан Петром I как орган местной власти вместо существовавшего ранее института воеводства. Новый институт должен был стать опорой центральной власти на местах в решении сложных задач государственного управления, одной из которых была острая необходимость финансового пополнения казны государства.

Прежнее административное деление не могло быть приспособлено к новым задачам, поставленным со времен Петра I перед Русским государством. Основными этапами в установлении нового административного деления являлись Указ 1708 г. об учреждении губерний и Указ 1714 г., который развивал основные положения Указа 1708 г.

По Указу 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний. При делении империи на губернии руководствовались не территориальными размерами, а количеством населения, причем реформа в целом преследовала главным образом фискальные и военные цели. Губернии делились на уезды (всего было 319 уездов). Вскоре в составе губерний стали создаваться более мелкие административные единицы - провинции. Не трудно понять, что организованные губернии, из коих многие включали свыше сорока провинций, были весьма обширны и включали в себя территории с различным национальным составом.

В 1715 г. губернии были разделены на доли (по 5536 дворов), но это деление было вскоре упразднено. В 1719 г. число губерний было увеличено до 11, причем каждая губерния была разделена на провинции, а провинции на дистрикты. С течением времени число губерний увеличитесь, к началу царствования Екатерины II число их (достигло 17.

Благодаря проведению Петром I губернской реформы были ликвидированы последние особенности административного устройства некоторых частей Русского государства, которые вели свое начало с древнейшего времени (например, в Пскове, Новгороде, Вятке и т.д.) .

Накануне реформы Россия разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. По реформе 1775 г. губернии разукрупнялись.

Реформа проводилась в жизнь в течение 20 лет, и к концу царствования Екатерины II в стране насчитывалось уже 50 губерний.

Главный смысл реформы заключался в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Поэтому единственным критерием выделения губерний и уездов являлось количество населения.

Губерния составляла территорию с населением в 300-400 тыс. душ и делилась на уезды по 20-30 тыс. душ. Провинции были упразднены, как и должности воевод. Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губернии. Он возглавлял губернское правление, в которое, кроме него, входили губернский прокурор и два советника. Всеми доходами и расходами в губернии ведала казенная палата. В ведении приказа общественного призрения были школы, больницы.

Количество уездов увеличилось почти вдвое. Уездную администрацию возглавляли земский исправник и нижний земский суд. Они избирались дворянством уезда и им принадлежала административная власть в уезде. Нижнему суду (нижний земский суд состоял из земского исправника и двух заседателей) поручались руководство земской полицией, исполнение законов, проведение в жизнь решений губернских правлений и т.д.

В городах была введена должность городничего. Реформа 1775 г. носила ярко выраженный феодально-крепостнический характер, она значительно укрепила позиции дворянства на местах. Был создан такой аппарат, который мог эффективнее, чем прежде, пресекать классовые выступления трудящихся.

Перелом в истории генерал-губернаторств произошел при Павле I. С целью уменьшения расходов он предпринял заметное сокращение административно-территориальных единиц, учреждений и штата чиновников. И, прежде всего, из губернских штатов были исключены генерал-губернаторы. К середине января 1797 г. из 19 наместников были смещены 15, а П.А. Румянцев умер. Институт генерал-губернаторства был фактически ликвидирован.

Однако одновременно появляется совершенно новая должность - военный губернатор. О ее введении, так же как и об упразднении генерал-губернаторов, не было издано никакого специального указа, но в январе 1797 г. военные губернаторы уже были в Петербурге, Москве, Архангельске, Астрахани, Екатеринославе, Казани, Каменце-Подольском, Киеве, Оренбурге, Риге, Смоленске, а позднее также в Иркутске, Выборге, Ревеле и Вильне.

Но Павел I возлагал на военных губернаторов и дополнительные обязанности: поручал управление губерниями (как правило, одной, редко двумя или тремя) и по гражданской части. Правда, происходило это нерегулярно, всякий раз относилось к конкретному лицу и оформлялось отдельным указом. Тем не менее, в Москве, Смоленске и Каменце-Подольском все военные губернаторы последовательно правили гражданскую часть, причем в последнем случае сразу в трех губерниях - Минской, Волынской и Подольской.

Военные губернаторы, управляющие и гражданской частью, функционально были очень близки генерал-губернаторам, хотя оставались прежде всего военными чиновниками, назначались не повсюду и не постоянно и не считались частью системы губернского управления.

Александр I, вступив на престол, поручил рассмотрение вопроса о губернском устройстве Непременному совету, который предложил восстановить упраздненные Павлом I губернии и генерал-губернаторов, но в меньшем числе (19 вместо 24, за счет укрупнения округов). В Негласном комитете также не раз высказывались за их возвращение, но император был против.

Однако попытка упорядочить систему военных губернаторов не увенчалась успехом: расписание 1801 г. в большинстве случаев не соблюдалось. Были назначены в первые годы и несколько генерал-губернаторов (в отличие от военных губернаторов, ими могли быть и гражданские чиновники), но устойчивые округа сложились лишь в Малороссии и Сибири.

Эти курии избирали выборщиков, а выборщики на своих собраниях избирали депутатов (гласных) в уездные собрания (от 10 до 96). На уездных собраниях избирались члены губернского собрания (от 15 до 100). Депутатами земских собраний могли стать мужчины не моложе 25 лет, не опороченные по суду.

Земские собрания, как в уезде, так и в губернии, собирались один раз в год (своеобразные сессии), заседали несколько дней, решая насущные проблемы. В перерывах между ними действовали управы (председатель и 2-6 членов), избиравшиеся из числа гласных. Члены управ работали постоянно и получали жалованье из земских сборов, размеры которого определялись собранием. Председателем земского собрания по должности являлся предводитель дворянства.

Не занимаясь политикой, земства внесли огромный вклад в развитие отечественного хозяйства и культуры. Они подготовили почву для введения в стране всеобщего начального обучения. Работа в земских органах способствовала формированию гражданского сознания, российской интеллигенции, выходившей из разных слоёв населения. В 1865-1867 гг., к примеру, дворяне составляли 46% гласных, свыше 34% крестьяне, 10,2% купцы, оставшуюся часть делили между собой духовенство и представители других сословий.

Земская реформа была проведена в 34 из 59 российских губерний. Её положения не действовали на территории Польши, Финляндии, в Прибалтике, где имело место своё особое национальное управление.

Они не распространялись на Сибирь, некоторые обширные северные и южные губернии (Архангельскую и Астраханскую), в которых отсутствовали дворянство и помещичье землевладение.

Таким образом, государственные реформы второй половины XIX в. были недостаточно эффективными. Российское самодержавие пыталось интегрировать органы местного самоуправления в существующую систему губернского управления, максимально сохранив значение института губернаторства на местах. Более того, на протяжении всего XIX в. принимаемые законы в отношении института губернаторства свидетельствовали о стремлении самодержавия к усилению роли губернаторов и генерал-губернаторов на местах путем значительного расширения их полномочий.

Уровень власти института губернаторства за весь период существования всецело зависел от степени личных взаимоотношений императора с каждым из своих ставленников. Однако часто на столь важные государственные посты назначались лица, не имеющие соответствующего административного опыта и способностей для успешного управления регионами.

Фактором низкой эффективности института губернаторства было также отсутствие преемственности в политике российских императоров по улучшению деятельности губернаторов и генерал-губернаторов на местах.

Российское самодержавие считало институт генерал-губернаторов наиболее приемлемой формой управления присоединенными окраинами. Генерал-губернаторы учитывали местную специфику, экономическое развитие, социально-политическую обстановку в регионе, налаживали взаимодействие между различными органами власти и осуществляли административный контроль за ними, что позволяло органично вводить новые территории в состав российского государства. Однако законодательство России четко не определяло место и роль генерал-губернаторов в системе государственного управления России. При назначении на должность каждому генерал-губернатору давались персональные инструкции.

Постоянные политические волнения в провинции вынудили центральное правительство прибегнуть к военно-карательным мерам. Военно-окружные штабы сделались центрами руководства деятельностью карательных отрядов, а военно-окружные суды распространили свои полномочия не только на военных, но и на гражданских лиц.

После победы Февральской революции новые органы власти должны были некоторое время сосуществовать с прежними государственными структурами, что было свойственно не только столицам, но и всем губерниям. Если центральные правительственные учреждения практически все сохранялись в дееспособном состоянии, то губернские органы управления подверглись радикальной реорганизации.

Характерной особенностью местного правления стало расширение объема полномочий и компетенции земских и городских органов самоуправления. Функции земств и городских органов самоуправления были расширены. В ряде регионов (Тамбовская, Оренбургская, Полтавская, Пермская губернии) земства обладали реальной политической властью, принимая активное участие в формировании органов местной власти 59 Земства были созданы в Сибири, Семиреченской, Акмолинской, Архангельской и Астраханской губерниях.

С приходом к власти большевиков в октябре 1917 г. прежние институты губернского правления были упразднены, вся полнота власти перешла в руки Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и уполномоченных ими комиссаров. До начала советизации местных органов власти осколки прежней управленческой системы еще местами продолжали функционировать, но их окончательное разрушение было делом недалекого будущего.

2. Институт губернаторства в современной России

Институт губернаторства появился как результат демократической революции в России 90-х гг., приведшей к распаду СССР, смене общественного строя, переходу от унитарного к федеративному устройству Российского государства.

В своем развитии он прошел несколько этапов.

I этап. 12 июня 1991 г. избрание на всенародных выборах первого президента России Б. Ельцина, первого мэра Москвы Ю. Лужкова, первого мэра Санкт-Петербурга А. Собчака, президента республики Татарстан М. Шаймиева.

2 этап. Август 1991 г. Путч ГКЧП. Приход к власти команды Б. Ельцина

Борьба двух позиций в команде Б. Ельцина:

1) Избирать губернаторов, но к ним приставить представителей Президента РФ;

2) Назначать губернаторов.

22 августа 1991 г. Президент РФ Б. Ельцин назначил Василия Дъяконова - первым главой администрации (Краснодарского края). Победу одержала точка зрения о назначении губернаторов в связи опасениями, что на прямых губернаторских выборах в большинстве регионов победят коммунисты. Это однако не помешало в скором времени приставить к назначенным губернаторам еще и полпреда президента Ельцина.

За назначение губернаторов развернулась борьба в ельцинском окружении между Г. Бурбулисом, В. Илюшиным, Р. Хасбулатовым, А. Руцким, В. Петровым. Главным критерием были политические и идеологические взгляды кандидата, а уже затем деловые качества и профессионализм.

Губернаторами становились представители двух основных групп.

Во-первых, это демократическая интеллигенция, имевшая революционные взгляды, но не имевшая, как правило, опыта практической административной работы. В губернаторы тогда шли журналисты, врачи, ученые, преподаватели. Треть из них стала известной благодаря депутатству в Верховном Совете РСФСР.

Из 17 ельцинских назначенцев в дальнейшем прошли демократическую выборную процедуру только трое: это Б. Немцов (Нижегородская губерния, физик), М. Пруссак (Новгородская, директор совхоза) и К. Титов (Самарская, экономист). Остальные либо были вскоре заменены Ельциным на профессионалов, либо проиграли выборы.

Второй группой были представители старой региональной элиты, которые в августе 1991 г. переприсягнули Б. Ельцину (в основном это были председатели облисполкомов и председатели облсоветов).

3 этап. 1992 г. Назначение Президентом губернаторов с согласия областных Советов.

Усиление противостояния законодательной и исполнительной ветвей власти в стране. Элита поделилась на две партии: Партия Ельцина, куда вошли губернаторы и Партия Хасбулатова, куда вошли председатели областных советов регионов.

Таким образом, в 1991-1993 гг. в России сложился президентско-парламентский режим с относительным равновесием законодательной и исполнительной власти.

К этому времени, если на федеральном уровне сменилось 80% старой элиты, то в регионах только 40%.

4 этап. Конец 1993 г. - середина 1996 г. - разгон Верховного Совета и большинства оппозиционных областных советов, принятие Конституции суперпрезидентской республики, проведение вторых президентских выборов.

С уничтожением Советской власти в центр региональной власти встал губернатор, назначаемый Президентом страны. Произошел переход от президентско-парламентской к президентской модели власти в субъектах федерации.

5 этап. Вторая половина 1996 г. - 1997 гг. - прямое избрание губернаторов, мэров, депутатов законодательных и муниципальных собраний.

В результате выборов 1996-1997 гг. была разрушена единая вертикаль исполнительной власти, сформированная в 1991-1996 гг. Период диктата закончился. Было проведено разграничение полномочий между тремя уровнями власти. Центр стал искать новые сдержки и противовесы против избранных губернаторов в лице мэров столичных городов и представителей президента в регионах (1997 г. кампания двух первых вице-премьеров в Правительстве России А. Чубайса и Б. Немцова).

В этот период стала активно разворачиваться кампания по подписанию договоров между президентом Б. Ельциным и губернаторами. Это был способ политического торга между центром и региональными элитами, который вел к затягиванию создания новых федеративных отношений на демократических началах.

Президентские выборы 2000 г. были уже фактически безальтернативными и поддержанными подавляющим большинством губернаторского корпуса. В. Путин оказался вне конкуренции. Ему стало все равно, кто станет губернатором в том или ином регионе, ибо любой глава региона, при рейтинге Путина в 70%, будет поддерживать Президента.

Ставка В. Путина на федеральную бюрократию.

Начало строительства жесткой вертикали власти сверху:

1) Создание семи федеральных округов во главе с полпредами Президента.

- установление политического контроля над губернаторами

- выведения из их подчинения силовых и ряда других федеральных структур.

2) Выведение губернаторов и председателей законодательных собраний из верхней палаты парламента. Понижение их статуса с федерального до регионального. Путин избавился в лице губернаторов от конкурентов на президентских выборах.

Но новые законодательные механизмы не были ни разу использованы Президентом (Е. Ноздратенко, М. Машковцев). Вместо них использовались старые испытанные еще при Ельцине средства: Генпрокуратура и Счетная палата.

7 этап. Сентябрь 2004 год - до н.в. Завершение строительства вертикали власти, отказ от демократических институтов избрания губернаторов, переход к фактическому назначению губернаторов. Свертывание федерализма, возврат к унитарному государству.

4. Кроме губернаторов должны были перейти и к назначению мэров городов. Однако Совет муниципальных образований Европы выступил с резкой критикой позиции Кремля, после чего В. Путин дезавуировал свое заявление.

5. Реформы Кремля и Белого дома по разграничению полномочий привели к сильнейшей централизации финансов и других ресурсов в руках федерального центра и полной зависимости регионов и губернаторов он руководства страны.

Рассмотрев теоретический материал, посвященный институту губернаторства: истории и современности, можно сделать следующие выводы.

Таким образом, становление и развитие института губернаторства прошло долгий исторический путь.

Список литературы

губернаторство ельцин институт полномочие

1. Об учреждении губерний и расписании к ним городов от 18.12.1708 года // Хрестоматия по истории государства и права России. - М.: Проспект, 2008. - 464 с.

2. Арутюнян В.Г. Генерал-губернаторства при Александре I: автореф. дис. канд. истор. наук. - М., 2008. - 26 с.

3. Белковец Л.П., Белковец В.В. История государства и права России. - Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2000. - 216 с.

5. Титов Ю.П. История государства и права России. - М.: Проспект, 2009. - 576 с.

6. Юшков С.В. История государства и права России (IX-XIX вв.). - Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. - 736 с.


Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

ГУБЕ'РНСКИЙ, ая, ое (истор.). Главный в губернии, относящийся ко всей губернии. Г. город. Г. архив. Губернское правление.

губе́рнский

1. связанный, соотносящийся по значению с существительным губерния

Фразеологизмы и устойчивые сочетания

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: закрутка — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Ассоциации к слову «губернский»

Синонимы к слову «губернский»

Предложения со словом «губернский»

  • Небольшой губернский город N., весь обвеянный сумрачною прохладой, замолк, в ожидании минуты, когда с высоты соборной колокольни прозвенит первый удар.
  • В этот день вечером вся Тула осветилась иллюминацией. Светлейший въехал в город. Наместник, губернатор, вице-губернатор, губернские и уездные предводители с дворянством, многие военные генералы, штаб-офицеры, гарнизон, все чиновники присутственных мест встретили его у дворца.

Сочетаемость слова «губернский»

Губе́рнские учрежде́ния — совокупность административных органов, посредством которых осуществлялось государственное управление Российской империи на губернском уровне. Учреждения могли быть имеющими постоянный штат организациями (правления, платы) и периодически собираемыми собраниями (присутствия, съезды, комитеты, комиссии). Губернские учреждения, в целом возглавляемые чиновником министерства внутренних дел — губернатором, находились под началом различных министерств и ведомств. Основным законом.

Губернский предводитель дворянства — выборный глава дворянства губернии Российской империи. Избирался дворянством губернии на 3 года и служил без вознаграждения, что делало эту должность почетной. Губернский предводитель дворянства, кроме исполнения им собственно дворянских сословных обязанностей, был активно вовлечен в общегосударственную деятельность. Закон предусматривал членство губернского предводителя дворянства во множестве комиссий (преимущественно называвшихся присутствиями), посредством.

Губернский архитектор — должность в Российский империи, связанная с осуществлением и регулированием архитектурно-строительной деятельности в губерниях. Существовала с последней четверти XVIII века до ликвидации государственного аппарата дореволюционной России.

Губернский (областной) статистический комитет — орган государственной (правительственной) статистики в губерниях и областях Российской империи.

Дополнительно

Предложения со словом «губернский»

Небольшой губернский город N., весь обвеянный сумрачною прохладой, замолк, в ожидании минуты, когда с высоты соборной колокольни прозвенит первый удар.

Он родился в простой, незнатной семье, в четырнадцать лет окончил уездное училище и отправился служить в канцелярию губернского правления, где показал себя старательным работником.

Затем было приступлено к выборам кандидатов губернского предводителя дворянства.

губернский прил. 1) Соотносящийся по знач. с сущ.: губерния, связанный с ним. 2) Свойственный губернии, характерный для нее. 3) Принадлежащий губернии. 4) Живущий в главном городе губернии.

губернский
прил. к губерния
губернский город — principal town of a province

губернский прил., кол-во синонимов: 1 • общегубернский (1) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. .

⊲ ГУБЕРНСКИЙ (-ой), ая, ое. Отн. к губернии. Оные до отдачи в полки обр ѣ татися в губернском содержании будут. ДПС III 283. Собранию Дворянства в Нам ѣ стничеств ѣ дозволяется избрать Губернскаго Предводителя Дворянства той Губернии. ПСЗ XXII 349. Г. канцелярия, правление, магистрат. В губернскую же Канцелярию Московской губернии являются челобитчики. ДПС III 117. Сие Наше постановление .. судебныя м ѣ ста отд ѣ ляет от губернских правлений. УГ Введ. ◊Г. город. Главный город в губернии, резиденция губернатора. Петрозаводск, губернский город Олонецкаго нам ѣ стничества. МИГ 1791 51.

Лекс. РЦ губе́рнский.


1) Орфографическая запись слова: губернский
2) Ударение в слове: губ`ернский
3) Деление слова на слоги (перенос слова): губернский
4) Фонетическая транскрипция слова губернский : [гб'`эрнск']
5) Характеристика всех звуков:
г [г] - согласный, твердый, звонкий, парный
у у - гласный, безударный
б [б'] - согласный, мягкий, звонкий, парный
е [`э] - гласный, ударный
р [р] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
н [н] - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
с [с] - согласный, твердый, глухой, парный
к [к'] - согласный, мягкий, глухой, парный
и и - гласный, безударный
й й - согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный 10 букв, 7 звук

Серник Серин Сергий Серб Сени Сек Сейб Сегун Сгиб Сбир Сбег Русин Рубин Рубик Рубенс Рубен Рнк Риск Рис Ринк Ринг Рин Рик Рений Рейс Рейн Рей Регин Регби Ребус Нус Нукер Нуг Никс Нигер Неук Нер Негус Негрский Негр Кус Курс Курб Куний Кунг Кун Куб Кси Круг Крис Крин Крен Кнур Кнр Кинг Кий Кибер Керн Кен Кейс Кеб Кгб Иск Инсбрук Инкуб Инк Икс Игрун Игрек Ибсен Ибер Ерник Ерик Ейск Гуск Гусек Гус Гурий Гун Гук Губин Губернский Грин Гриб Грекий Грек Гнус Гну Гнейс Гик Герник Герб Генри Гений Ген Гекуб Гекс Геб Бусик Бурский Бург Бур Бункер Буксир Букс Букер Бук Буй Буер Буек Бугский Буг Брус Бруней Бриг Брек Брейк Брег Бисер Бис Бинк Бикс Бийск Бий Биг Сиг Бес Беруни Бернский Син Синур Сиу Скб Скен Бернс Скин Снг Снег Снегур Сруб Суб Суинг Сукин Сукре Убег Угр Берг Уник Уренский Усик Бек Бейсик Бей Бегун Бег Унр Бен Бер Уик Сурик Сук Беринг Берн Суберин

Целью курсовой работы является рассмотрение процесса эволюции института губернаторства в России и его особенностей на современном этапе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
- рассмотреть процесс становления института губернаторства в России,
- определить проблемы институтов губернаторства и проследить их экономических, социально-политический и правовой аспект.
Объект работы - институт губернаторства в России.

Оглавление

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИИ……………………………………………….5
История становления института губернаторства в России с XVIII
века по 1917 год……………………………………………………………5
1.2. Институт губернаторства в современной России………………….16

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИИ И ЕГО ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ…………………….26
2.1. Институт губернаторства в контексте политических,
экономических и социальных детерминант…………………………….26
2.2. Институт губернаторства в стратегиях российской власти……….36

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…43

Файлы: 1 файл

Kursovaya_GIMU_Komissarova (3).docx

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КАФЕДРА ОБЩЕСТВЕННЫХ ДИСЦИПЛИН

Курсовая работа

Тема: История института губернаторства в России

Дисциплина: Основы государственного и муниципального управления

Студентки курс курса

Комиссаровой Карины отчество

ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИИ……………………………………………….5

    1. История становления института губернаторства в России с XVIII

    1.2. Институт губернаторства в современной России………………….16

    ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИИ И ЕГО ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ АСПЕКТ…………………….26

    2.1. Институт губернаторства в контексте политических,

    экономических и социальных детерминант…………………………….26

    2.2. Институт губернаторства в стратегиях российской власти……….36

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…43

    Исследование региональных политических процессов в РФ и губернаторства как института власти приобретает особенную значимость в контексте переходного состояния российского общества в процессе формирования постсоветской государственной системы. Смысл трансформации политической системы России начала 1990-х гг. заключался в реализации проекта модернизации, предполагающего переход от мобилизационной к инновационной модели развития, которая создает экономическую и социальную основу существования демократических систем в западных странах. Ключевая роль в процессе трансформации отводится политической элите, важнейшая функция которой - выработка и принятие стратегических решений и обеспечение их трансляции на уровень массового сознания и поведения [4, с. 89].

    В переходные периоды исторического развития усиливается интерес к различным вариантам политического опыта, который можно было бы использовать в процессе поиска адекватных способов решения политических проблем сегодняшнего дня. В данном контексте можно выделить такой теоретический аспект актуальности избранной темы, как ее сопряженность с задачей переработки и критического осмысления опыта взаимодействия политических элит, которые являются значимыми авторами в российском политическом процессе. Это представляется особенно важным для политически активных элементов общества, деятельность которых направлена на выработку собственной модели политического развития и поиск способов ее реализации [4, с. 100].

    Целью курсовой работы является рассмотрение процесса эволюции института губернаторства в России и его особенностей на современном этапе.

    Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:

    - рассмотреть процесс становления института губернаторства в России,

    - определить проблемы институтов губернаторства и проследить их экономических, социально-политический и правовой аспект.

    Объект работы - институт губернаторства в России.

    Предмет исследования – процесс становления Института губернаторства в России.

    Методы исследования: методы сбора и анализа информации, метод системного анализа.

    При написании курсовой работы использовалась учебная и научная литература, издания периодической работы, законодательные и нормативные акты, монографическая литература.

    ГЛАВА 1. ПРОЦЕСС СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА ГУБЕРНАТОРСТВА В РОССИИ

    1.1. История становления института губернаторства в России с XVIII века по 1917 год

    Институт губернаторства возник в России в период перехода к абсолютной монархии и просуществовал вплоть до 1917 г. Он был создан Петром I как орган местной власти вместо существовавшего ранее института воеводства. Новый институт должен был стать опорой центральной власти на местах в решении сложных задач государственного управления, одной из которых была острая необходимость финансового пополнения казны государства.

    Прежнее административное деление не могло быть приспособлено к новым задачам, поставленным со времен Петра I перед Русским государством. Основными этапами в установлении нового административного деления являлись Указ 1708 г. об учреждении губерний и Указ 1714 г., который развивал основные положения Указа 1708 г.

    По Указу 1708 г. Россия была разделена на восемь губерний. При делении империи на губернии руководствовались не территориальными размерами, а количеством населения, причем реформа в целом преследовала главным образом фискальные и военные цели. Губернии делились на уезды (всего было 319 уездов). Вскоре в составе губерний стали создаваться более мелкие административные единицы – провинции. Не трудно понять, что организованные губернии, из коих многие включали свыше сорока провинций, были весьма обширны и включали в себя территории с различным национальным составом.

    В 1715 г. губернии были разделены на доли (по 5536 дворов), но это деление было вскоре упразднено. В 1719 г. число губерний было увеличено до 11, причем каждая губерния была разделена на провинции, а провинции на дистрикты. С течением времени число губерний увеличитесь, к началу царствования Екатерины II число их (достигло 17) [5, с. 10].

    Благодаря проведению Петром I губернской реформы были ликвидированы последние особенности административного устройства некоторых частей Русского государства, которые вели свое начало с древнейшего времени (например, в Пскове, Новгороде, Вятке и т.д.).

    Накануне реформы Россия разделялась на 23 губернии, 66 провинций и около 180 уездов. По реформе 1775 г. губернии разукрупнялись.

    Реформа проводилась в жизнь в течение 20 лет, и к концу царствования Екатерины II в стране насчитывалось уже 50 губерний.

    Главный смысл реформы заключался в приспособлении аппарата к фискальным и карательным целям государства. Поэтому единственным критерием выделения губерний и уездов являлось количество населения.

    Губерния составляла территорию с населением в 300–400 тыс. душ и делилась на уезды по 20–30 тыс. душ. Провинции были упразднены, как и должности воевод. Во главе губерний стоял губернатор, назначаемый и смещаемый императором. Ему принадлежала вся полнота власти в губернии. Он возглавлял губернское правление, в которое, кроме него, входили губернский прокурор и два советника. Всеми доходами и расходами в губернии ведала казенная палата. В ведении приказа общественного призрения были школы, больницы.

    Количество уездов увеличилось почти вдвое. Уездную администрацию возглавляли земский исправник и нижний земский суд. Они избирались дворянством уезда и им принадлежала административная власть в уезде. Нижнему суду (нижний земский суд состоял из земского исправника и двух заседателей) поручались руководство земской полицией, исполнение законов, проведение в жизнь решений губернских правлений и т.д. [6, с. 93].

    В городах была введена должность городничего. Реформа 1775 г. носила ярко выраженный феодально-крепостнический характер, она значительно укрепила позиции дворянства на местах. Был создан такой аппарат, который мог эффективнее, чем прежде, пресекать классовые выступления трудящихся.

    Перелом в истории генерал-губернаторств произошел при Павле I. С целью уменьшения расходов он предпринял заметное сокращение административно- территориальных единиц, учреждений и штата чиновников. И, прежде всего, из губернских штатов были исключены генерал-губернаторы. К середине января 1797 г. из 19 наместников были смещены 15, а П.А. Румянцев умер. Институт генерал-губернаторства был фактически ликвидирован.

    Однако одновременно появляется совершенно новая должность – военный губернатор. О ее введении, так же как и об упразднении генерал-губернаторов, не было издано никакого специального указа, но в январе 1797 г. военные губернаторы уже были в Петербурге, Москве, Архангельске, Астрахани, Екатеринославе, Казани, Каменце-Подольском, Киеве, Оренбурге, Риге, Смоленске, а позднее также в Иркутске, Выборге, Ревеле и Вильне.

    Но Павел I возлагал на военных губернаторов и дополнительные обязанности: поручал управление губерниями (как правило, одной, редко двумя или тремя) и по гражданской части. Правда, происходило это нерегулярно, всякий раз относилось к конкретному лицу и оформлялось отдельным указом. Тем не менее, в Москве, Смоленске и Каменце-Подольском все военные губернаторы последовательно правили гражданскую часть, причем в последнем случае сразу в трех губерниях – Минской, Волынской и Подольской.

    Военные губернаторы, управляющие и гражданской частью, функционально были очень близки генерал-губернаторам, хотя оставались прежде всего военными чиновниками, назначались не повсюду и не постоянно и не считались частью системы губернского управления [14, с. 170].

    Александр I, вступив на престол, поручил рассмотрение вопроса о губернском устройстве Непременному совету, который предложил восстановить упраздненные Павлом I губернии и генерал-губернаторов, но в меньшем числе (19 вместо 24, за счет укрупнения округов). В Негласном комитете также не раз высказывались за их возвращение, но император был против.

    Корень: -губерн-; суффикс: -ск; окончание: -ий [Тихонов, 1996] .

    1. связанный, соотносящийся по значению с существительным губерния ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
    2. свойственный или принадлежащий губернии ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).
    3. живущий в главном городе губернии ◆ Отсутствует пример употребления (см. рекомендации ).

    От сущ. губерния, вероятно, новообразования (по образцу император → империя) от русск. губернатор или польск. gubernator , из лат. gubernātor ‘кормчий, правитель’, из др.-греч. κυβερνήτης ‘кормчий, правитель’ от др.-греч. κυβερνάω ‘управлять’; также ср. польск. gubernia (которое Смирнов считает источником русск. слова) и лат. gubernō ‘управлять’. Использованы данные словаря М. Фасмера. См. Список литературы.

    Читайте также: