Гроза место действия своеобразие конфликта кратко

Обновлено: 02.07.2024

Основным конфликтом произведения является конфликт двух поколений.

Ещё одним конфликтом является внутренний конфликт Катерины. В душе девушки настоящая война, с одной стороны её чувства к Борису, с другой стороны верность мужу. Из её предыстории мы узнаем, что Катерина раньше жила с матушкой, любила ходить в церковь, слушать рассказы странниц и любоваться природой. В образе Катерины Островский воплощает идеал чистоты и нежности. На протяжении всего сюжета автор подчёркивает это деталями, например, на свидание с Борисом девушка идёт, прикрыв плечи белым платком, а, как известно, белый цвет — это символ чистоты и непрочности. Теперь же жизнь Катерины — настоящий ад, в котором воплощением зла является Кабанова со своими патриархальными устоями. Душа девушки противится воли свекрови, ей невыносимо тесно жить с ней, героиня признаётся, что мечтает летать словно птица. В сюжетной линии Катерины немалую роль играет природа, она является отождествлением внутреннего состояния героини. По ходу развития сюжета пейзаж становится всё мрачнее, тучи сгущаются над городом Калинов, так же как и нагнетается конфликт между персонажами и внутреннее состояние Катерины. Истерика девушки и признание её в измене мужа совпадают по сюжету с раскатами грома. Этим эпизодом автор даёт понять, что если был гром, то стоит ждать грозы, а значит и развязки конфликта. Кульминационным моментом становится самоубийство Катерины, которое сопровождается разгаром природной стихии.

Таким образом, в своей драме Островский отобразил не только социальный конфликт, заключающийся в столкновении поколений, но и внутренний конфликт главной героини. Наряду со всеми персонажами ещё одним участником действий является гроза. Сцены описания природы отображают внутренние переживания Катерины и общее развитие действия. В этом и состоит особенность конфликтов в произведении.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Проблематика:

Смысл названия: гроза — воплощение накопившихся проблем, которые уже вот-вот создадут переломную ситуацию. Это касается не только семейных проблем Кабановых, но и всей России в целом.

Литературное направление: реализм.

Литературный жанр: драма.

Время и место действия: действие происходит в середине XIX в. в городе Калинове.

Действующие лица

Краткое содержание

Действие 1

Сад на берегу Волги. Молодой механик Кулигин любуется рекой. По саду прогуливаются два парня — Кудряш и Шапкин. Где-то вдалеке — семейная сцена (Дикой ругает своего племянника).

Кудряш сочувствует Борису, который терпит богатого жестокого дядю.

Борис и Дикой подходят ближе, дядя продолжает кричать на племянника. Затем Дикой уходит, а Борис объясняет присутствующим ситуацию: бабушка оставила им с сестрой наследство, но получить его они смогут только после совершеннолетия — если будут почитать дядю (то есть Дикого). Дядя же каждое слово рассматривает как непочтительное.

Приходит странница Феклуша с дамой. Они расхваливают дом Кабановых: дескать, всё там хорошо и богато, люди там живут добрые и благочестивые. Когда Феклуша уходит, Кулигин замечает, что Марфа Кабанова своих домашних поедом ест. Сам механик-самоучка мечтает об изобретении вечного двигателя и жалеет, что нет денег на модели.

Появляется семейство Кабановых — Марфа Игнатьевна, Катерина, Тихон и Варвара. Кабаниха ругает сына за излишнее внимание к жене и мягкость, потом уходит. Огорчённый Тихон делает Катерине замечание и отправляется к Дикому выпить. Катерина остаётся с Варварой. Она вспоминает, как хорошо ей жилось у родителей: молитвы в церкви, цветы, яркие сны. А сейчас у Катерины ощущение, что она стоит на краю пропасти.

Варвара обещает что-то придумать, когда Тихон уедет. Появляется безумная барыня и начинает кричать об огненной геенне. Катерина пугается, Варвара её успокаивает. Начинается гроза, девушки убегают.

Действие 2

Дом Кабановых. Странница Феклуша и прислуга Глаша говорят о грехах. В это же время Катерина рассказывает Варваре, как в детстве её обидели, она убежала и села в лодку, а потом её нашли далеко от дома. Затем Катерина признаётся, что влюблена в Бориса. Варвара обещает помочь ей, но Катерина пугается, говорит, что Тихона ни на кого не променяет, а когда жить надоест, выбросится из окна или утопится.

Когда Кабаниха с дочкой уходят, Катерина просит мужа остаться или взять её с собой. Но Тихон говорит, что поедет один. Тогда Катерина бросается мужу в ноги и просит взять с неё клятву верности, но Тихон не слушает, поднимает жену с пола.

Тихон уезжает. Кабаниха заставляет Катерину прощаться как положено (в ноги кланяться). Катерина не слушает, и, оставшись одна, Марфа Игнатьевна возмущается, что стариков не почитают.

Действие 3

Улица возле дома Кабановых. На улице стоят Марфа Игнатьевна и Феклуша. Феклуша говорит, что жизнь стала суетливая, особенно в Москве. Кабаниха соглашается и говорит, что в Москву ни за что бы не поехала.

Приходит пьяный Дикой, ссорится с Кабановой, но потом просит прощения, говорит, что расстроен из-за рабочих, которые требуют зарплаты.

Борис сидит и размышляет, что давно не виделся с Катериной. К нему присоединяется Кулигин: механик наслаждается красотами сада, но в то же время говорит, что красота только для богатых, а бедным она не по карману. Приходят Варвара с Кудряшом, они целуются. Кудряш и Кулигин уходят, а Варвара рассказывает Борису, что следующая встреча с Катериной — в овраге.

Наступает ночь. Борис ожидает Катерину; приходит Кудряш, который тоже претендует на это место для свидания. Борис признаётся, что у него связь с замужней. Появляется Варвара и уводит Кудряша. Борис встречается с Катериной. Катерина говорит, что честь её загублена и она боится жить. Борис предлагает не думать о будущем, а насладиться этой встречей. Катерина признаётся Борису в любви.

Возвращаются Кудряш и Варвара. Они предлагают и в дальнейшем устраивать свидания в этом месте.

Действие 4

Галерея, в которой люди прячутся от грозы. На стенах — картины Страшного суда.

Кулигин беседует с Диким, просит у него денег на установку солнечных часов и громоотводов. Дикой отказывает, кричит, что гроза — это божья кара, а Кулигин — безбожник.

Возвращается Тихон. Варвара рассказывает Борису, что Катерина в смятении. Опять надвигается гроза.

Появляются Кулигин, Тихон с женой и Марфа Игнатьевна. Катерина напугана. Ей кажется, что гроза — это божье наказание, предназначенное именно ей. Кулигин говорит, что гроза — не наказание людям, а милость для природы. Но опять появляется безумная барыня. Она кричит Катерине, что прятаться нельзя — нужно молиться, чтобы Бог забрал её красоту. Катерина не выдерживает и сознаётся, что у неё роман с Борисом.

Действие 5

Сад на берегу Волги. Кулигин сидит на скамейке. Подходит Тихон и рассказывает о поездке в Москву (Тихон там пил непрерывно) и о том, что Катерина ему изменила. Мама, говорит Тихон, советует жену живой в землю закопать. Но самому Тихону Катерину жалко. Кулигин убеждает Тихона простить Катерину. Тихон радуется, что Дикой отправил Бориса в Сибирь на целых три года, и рассказывает, что Варвара сбежала с Кудряшом.

Катерина одна. Она хочет повидаться с Борисом. Появляется Борис и рассказывает, что дядя отправляет его в Сибирь. Катерина просит взять её с собой, но Борис отказывается, всё время оглядываясь, чтобы его никто не увидел в обществе Катерины.

Экранизации

Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

В чём противопоставлены образы Тихона и Кабанихи?

Ответ. Тихон не жесток, как его матушка. Он искренне страдает от сложившейся в семье ситуации. А Марфа Игнатьевна испытывает наслаждение, ругая невестку и требуя для неё наказания.

Ответ. Добролюбов.

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова. Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи. Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась. Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение. Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах. Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе. Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка. Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный. А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

В пьесе Островского “Гроза” поднимается
проблема перелома в общественной жизни,
произошедшего в 50-х годах XIX века, смены
общественных устоев, а также проблема поло-
жения и роли женщины в семье и обществе.
В пьесе “Гроза” можно выделить несколь-
ко конфликтов. С одной стороны, показаны
два уклада жизни, старый, “домостроевский”
и новый, представленный молодым поколени-
ем. Поэтому можно сказать, что пьеса посвя-
щена социальному конфликту поколений, где
новое наступает на пятки старому, старое

не
хочет уступать новому. Взаимоотношения не-
вестки и свекрови, неволю женщины в купе-
ческой семье тоже можно рассматривать как
часть социального конфликта. Но пьеса го-
раздо сложнее, чем это может показаться на
первый взгляд. Ведь Катерина борется сама
с собой, конфликтуют разные стороны ее
личности. Это духовный конфликт. В этом
отношении “Гроза” по своему жанру близка
к трагедии. Попробуем разобраться во всех
этих конфликтах по отдельности.
Представителями старого времени, эпохи
“Домостроя” являются Кабанова и Дикой. Уже
одни имена рисуют характеры

этих людей. Ка-
банова – последняя блюстительница “домост-
роевского” уклада в городе. Она придержива-
ется старых порядков, взглядов и стремится
навязать их своим домочадцам: “…никакого по-
рядка, проститься-то путем не умеют. Так-то
вот старина-то и выводится… Что будет, как
старики перемрут, как будет свет стоять, уж
и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не
увижу ничего”. Кабаниха деспотична и свое-
вольна, требует полного себе подчинения.
И добилась этого прежде всего от собственного
сына, который не отваживается пойти против
воли матери. Ее еще больше заставляет дер-
жаться за старый мир вера в то, что за преде-
лами Калинова творится невероятное, там
“просто содом”, люди в суете друг друга не за-
мечают, запрягают “огненного змия” и сам
дьявол ходит между них, никем не замечен-
ный. Старых порядков придерживается и Ди-
кой. Для него главное в жизни – деньги и бо-
гатство, недаром он, разбогатев, даже городни-
чего может “потрепать по плечу”.
Кабанихе и Дикому противопоставлен в
пьесе Кулигин – человек прогрессивных
взглядов, изобретатель. Каждый из против-
ников старается отстоять свои идеалы. В ар-
сенале Дикого дикое церковное суеверие.
Кулигин защищает свое человеческое досто-
инство ссылками, на авторитет Ломоносова
и Державина. Символична в этом отношении
сцена спора Кулигина с Диким. Если присмо-
треться к ней повнимательнее, то мы увидим
в спорящих не просто жадного купца и та-
лантливого механика-самоучку, но человека,
рьяно отстаивающего патриархальные устои,
и лицо, пытающееся их опрокинуть. С этой
точки зрения роли Кулигина и Дикого очень
важны. В этом заключается суть социально-
го конфликта.
Другой конфликт – духовный. Он разви-
вается внутри главной героини пьесы – Ка-
терины. Катерина выросла в мире, где цари-
ли любовь, доброта, нежность. Мать в Кате-
рине “души не чаяла”. Девушка ходила в
церковь, слушала богомолок, жила в едине-
нии с природой. Катерина воспитана так, что
не может нарушить моральные и нравствен-
ные законы, всякое отклонение от них приво-
дит ее в смятение. Из этого мира Катерина
попала совсем в другую среду, где людей за-
ботят иные ценности. Свекровь Катерины,
Кабаниха, делает вид, что ее семья – обра-
зец благополучия: ее боятся и уважают неве-
стка и сын, Катерина боится своего мужа.
Но на самом деле ей все равно, что происхо-
дит в действительности, для нее важна толь-
ко видимость. Старый уклад жизни разру-
шается внутри самой Катерины. Большую
роль здесь играет и Варвара – представи-
тельница молодого поколения, но носитель-
ница других взглядов, отличных от взглядов
Катерины. Именно Варвара подбивает Кате-
рину на свидание с Борисом. Без Варвары
вряд ли Катерина решилась бы на это. Мир
Варвары устроен гораздо проще, она может
закрыть на все глаза. Следуя этой весьма уп-
рощенной морали, Варвара не видит ничего
предосудительного во встречах Катерины
с Борисом. Для Катерины же измена мужу
что-то постыдное, она в глаза ему потом не
может глядеть. Но и Тихон, муж, не соответ-
ствует ее понятиям об идеальном супруге.
Муж – это опора, поддержка, властелин. Ти-
хон же не оправдывает ожиданий Катерины.
Это разочарование приводит ее к Борису. Это
новое чувство для Катерины – грех, оно по-
рождает укоры совести. Если бы она продол-
жала жить в патриархальном мире, этого не
случилось бы. Да и если бы Тихон настоял на
своем и взял ее с собой, она бы забыла о Бо-
рисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что
эта чистая, с высокими нравственными требо-
ваниями натура не умеет приспосабливаться
к жизни. Катерина не смогла жить дальше,
нарушив один раз моральные законы “Домо-
строя”. Замученная укорами совести, она при-
знается во всем мужу, но и в прощении мужа
не находит избавления от душевных страда-
ний. В этом суть духовного конфликта.
Таким образом, в пьесе показаны два ос-
новные конфликта – социальный и духов-
ный. Гибель Катерины доказывает ее мо-
ральное превосходство над “темным царст-
вом” и невежественными людьми.

Читайте также: