Социологическая теория э дюркгейма и р мертона кратко

Обновлено: 04.07.2024

В современную социологию термин аномии ввел Э. Дюркгейм. Аномия как тотальное явление - это кризисное состояние, характеризующееся рассогласованием ценностно-
нормативной основы, нарушениями в функционировании системы социальных институтов и всех сфер жизнедеятельности, расширением сферы нелегитимного нормативного регулирования, изменением социокультурных ориентиров и образцов деятельности, расширением проявлений девиантного поведения.

Содержание работы

Введение …………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Теория аномии Э. Дюркгейма и Р. Мертона…………. …………….6
1.1. Э. Дюркгейм и теория аномии……………………………………. ……. 6
1.2. Р. Мертон и теория аномии……………………………. ………………. 11
Глава 2. Сравнительный анализ теории аномии Э. Дюркгейма
и Р. Мертона ………………………………………………………….……. …..15
2.1 Общее в подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона……………..….……. ….15
2.2 Различия в подходах Э. Дюркгейма и Р. Мертона……..….…………..…. …19
Заключение …………………………………………………………….…………. 22
Список использованной литературы ….………………………………..….….

Файлы: 1 файл

Аномия.doc

Определив социальную структуру, т.е. цели и средства, Мертон выводит пять вариантов поведения людей в той или иной ситуации. При этом один вариант не будет присущ одному человеку постоянно, поведение человека зависит от принятия конкретной роли в специфической ситуации, а не только от его личности. Выбор варианта поведения человека далеко не случаен, он зависит, кроме как от конкретной жизненной ситуации, от таких факторов как социализация, социальный контроль, авторитет нормы (средств) по отношению к цели и т.д. Первым, и наиболее желательным для общества вариантом поведения Мертон называет конформность, вариант, когда индивид руководствуется как навязанными культурой целями, так и разрешенными способами для их достижения. Это наиболее распространенный тип приспособления, а иначе и не может быть, поскольку в противном случае было бы невозможно обеспечить стабильность и преемственность в обществе. Конформность не является источником отклоняющегося поведения и возникновения аномии. Никакого отношения к аномии не имеет также ритуализм — оставление либо понижение целей и автоматическое следование нормам. Но и полезной для общества эту форму поведения назвать нельзя, так как массовый ритуализм ведет к общественному застою. Абсолютно противоположной комфорности формой поведения (как по частоте, так и по смыслу) является ретритизм – отказ как от определяемых культурой ценностей, так и от институционализированных средств. Инновация – вариант поведения, наиболее часто встречающийся в обществе, в котором делается сильный акцент на достижение успеха, богатства как цели, но в то же время ее осуществление следуя институциональным нормам для большинства практически невозможно. В таком случае в ход идут запрещенные нормами, но эффективные способы достижения богатства и власти. Инновация, а вслед за ней и ретритизм — два варианта поведения в современном обществе, которым следуют люди вследствие невозможности достижения цели законным путем, и чем обусловлены рост преступности и процветание аномии. Инновация и ретритизм не представляют большой опасности для фундаментальных основ общества (в том числе для правовой системы) до тех пор, пока не будут широко распространены.

Повальное применение этих двух видов приспособлений привело бы к усугублению аномии, а затем и к развалу общества. Против основ общества направлен последний из предложенных Мертоном вариантов поведения — мятеж, который побуждает людей отказаться от существующих целей и средств и заменить их новыми. Это революционное, мятежное поведение, направленное на замену социальной структуры в корне, но, поскольку Мертон изучает определенную социальную структуру, то этому типу приспособления особого внимания не придает.20

Мертон сформулировал эти формы девиации не неожиданно. Предварительно он односторонне разрушил категориально-понятийный аппарат структурно-функционального анализа: в отличие от своих коллег, он противопоставил понятию функции понятие дисфункции, чем подготовил основу для перехода к понятию аномии. Мертон считал, что функционализм должен сосредоточить внимание на динамической, а не статической стороне социальной действительности; поэтому он должен исследовать и функцию, и дисфункцию, т.е. и источники стабильности, и основы социальных перемен.21

ГЛАВА 2. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРИИ АНОМИИ Э. ДЮРКГЕЙМА И Р. МЕРТОНА

2.1 ОБЩЕЕ В ПОДХОДАХ Э. ДЮРКГЕЙМА И Р. МЕРТОНА

Изучение дюркгеймовской и мертоновской трактовок аномии показывает, что они взаимодополняемы. Основные сходства теорий двух ученых заключаются в следующих положениях:

2.1 РАЗЛИЧИЯ В ПОДХОДАХ Э. ДЮРКГЕЙМА И Р. МЕРТОНА

Несмотря на то, что многие исследователи считают Мертона дюркгеймовским последователем, и сам Мертон в ходе разработки своей теории старался руководствоваться классической концепцией Э. Дюркгейма, в определениях понятия аномии у двух ученых все же существуют некоторые расхождения:

  1. Дюркгейм писал о том, что аномия в обществе возникает из-за неограниченных человеческих потребностей, в то время как у Мертона цели устанавливает господствующая культура. Однако, если рассматривать аномию как источник преступности, нет существенной разницы, какие социальные факты рассматривают исследователи в качестве причин ее возникновения, важно именно то, что обе теории говорят о связи аномии с преступностью;
  2. C другой стороны, Мертон предполагает, что аномия возникает в ситуации, когда субъект не пользуется существующими нормами. У Дюркгейма же аномия означает отсутствие либо несоответствие норм в какой-либо отрасли или в обществе в целом, что возможно либо вследствие того, что сами эти нормы ясно не сформулированы, не применяются четко и регулярно, либо вследствие конфликта между различными, противоречащими друг другу нормами. Такое состояние оставляет людей без четких границ поведения, они не представляют ясно, как следует себя вести, а зачастую и не интересуются этим. Понятно, что в обществе возможно состояние аномии разного рода, обусловленного как отсутствием норм, их нечеткими границами, так и конфликтами между действующими нормами и потребностями населения. Любой из перечисленных случаев незамедлительно отразится на состоянии преступности и количеству самоубийств;
  3. Самоубийство, интерпретированное Дюркгеймом главным образом как следствие состояния аномии, для Мертона стало только одной из возможных поведенческих реакций на аномию, в числе которых он рассматривал преступление, правонарушение, психическое расстройство, алкоголизм, наркоманию и много других феноменов.25;
  4. Подход Э. Дюркгейма включает в себя экономический фактор, так как он рассматривает аномию в качестве одной из анормальных форм разделения труда. Р. Мертон же рассматривает аномию вне связи с социально-экономическими факторами. В его подходе главным выступает социопсихологический фактор при достижении культурных целей в условиях социально-дифференцированного доступа к легальным средствам. Мертон полагает, что выраженность девиантного поведения в каком-либо обществе варьируется в зависимости от социального класса, этнического или расового статуса и прочих характеристик. Распределение девиантного поведения зависит от доступа к законным средствам достижения целей и степени ассимиляции целей и норм различными социальными слоями общества. Исходя из выделенных двух основных социальных переменных, рассогласование между которыми влечет аномию, Мертон строит возможную типологию социального поведения, представляющую собой разнообразные альтернативные способы приспособления индивидуума к условиям, существующим в обществе или группе: подчинение,обновление, ритуализм, ретретизм и мятеж. Ни одна из этих адаптаций, как указывает Мертон, не избирается индивидом сознательно а также не является утилитарной: поскольку все они суть результат напряжений в социальной системе, то можно считать, что они в известной степени спонтанны. 26;
  5. Бедность, согласно Дюркгейму, является фактором, предохраняющим от возникновения аномии, по его мнению, чем человек богаче, тем свободнее себя чувствует и тем легче расстается с жизнью. Мертон же, напротив, говорит о бедных слоях населения как о наиболее подверженных риску отклоняющегося поведения, т. к. они, в отличие от высших слоев, находящихся в достатке и способных действовать в соответствии с запросами культуры, не применяя при этом противоправных средств, не всегда имеют возможность поступать правомерно. Здесь правы оба ученых, ведь объектом их исследований выступали два абсолютно разных общества — американское XX в. в период Великой депрессии и европейское XIX в. в период перехода от сельского общества к городскому. В истории нашей страны можно встретить пример, иллюстрирующий данное различие: советский Таджикистан, в котором среди бедного населения практически не наблюдалось преступности, и относительно богатая Эстонская республика, где уровень преступности был выше среднего по союзу.27;
  6. Если у Дюркгейма аномия, возникшая в результате каких-либо социальных процессов, является предпосылкой противонормного поведения, то у Мертона, напротив, аномия выступает в качестве следствия девиантного поведения. Разумеется, из-за безответственного отношения людей к законам и правилам общественной жизни усугубляется риск возникновения аномии, поэтому не только является причиной преступности, но и наоборот, преступность в какой-то степени тоже будет являться причиной аномии.

Жизнь общества не течет сама по себе, различные социальные институты (в том числе право) пытаются регулировать отношения внутри общества с помощью норм. При этом интересы одних людей отображаются в нормах в большей степени, чем интересы других. Развитие общества в какой-то момент оказывается на такой ступени, когда нормы не соответствуют действительности, затормаживают, опережают, находятся в ином противоречии с общественным прогрессом. Возникает состояние аномии. Современное общество развивается сравнительно динамично, поэтому аномия — явление постоянное и нормальное для нашего времени. Аномия — это конфликт, ее развитие в обществе подобно любому социальному конфликту. Как и все конфликты, аномия протекает в трех этапах. На первом этапе создается скрытый причинный фон для столкновения интересов, почва, на которой аномия разворачивается в последствии. На втором — индивиды осознают нарушение, незащищенность своих интересов. На третьем этапе аномия проявляется в обществе в различных формах человеческой активности.28 К сожалению, в настоящее время социальные институты начинают реагировать только с наступлением третьего этапа аномии, когда в обществе начинаются забастовки и массовые беспорядки, когда резко растет число самоубийств и преступлений.

Теория аномии Э. Дюркгейма. Для объяснения девиации Э. Дюр-кгейм предложил теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов девиации.

В обществе существуют социально одобряемые цели и социально одобряемые средства для достижения этих целей. Социальные правила играют очень важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют поведением людей и они знают чего следует ожидать от других и чего ждут от них. Жизненный опыт людей соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами.

Однако во время кризисов и радикальных социальных перемен (экономический кризис, инфляция, революция, война, экологические катастрофы и т.д.) жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, выраженным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Это состояние Дюркгейм и назвал аномией (разрегулированностью, безнормностью).Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и это способствует девиантному поведению.

Социальная дезорганизация может возникнуть, например, в результате смешения религиозных, этнических, расовых групп, которые имеют различные верования, нормы жизни, культуру и т.д. (Гарлем в Нью-Йорке считается центром преступности, с точки зрения всего остального общества, поскольку нормы и правила поведения этих людей не соответствуют общепринятым).

4. Теория Роберта Мертона. В 1938 году Роберт Мертон внес изменения в концепцию аномии Э. Дюркгейма. Он определил, что причинами девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (каждый желает быть богатым – богатство и высокий статус – цель в обществе, но средства достижения богатства могут быть одобряемыми (обучение, работа, следование установленным нормам и правилам) и неодобряемыми – рэкет, спекуляции, торговля наркотиками, игры и т.д.).

Мертон выделил несколько типов поведения людей в обществе.

Первый тип поведения – конформизм – согласие с целями общества и законными средствами их достижения (конформность – соответствие). Здесь цель достигается законными средствами. Это единственные недевиантный тип поведения.

Второй тип поведения – инновация – предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Это самый опасный вид девиантного поведения.

Инноватор будет использовать новые, но незаконные способы достижения основной цели общества – богатства и высокого статуса: рэкет, шантаж, вымогательство, торговля наркотиками и т.д. Инноваторами, по мнению Р. Мертона, людей делает общество, неспособное обеспечить достойный образ жизни. Здесь Мертон имел в виду в основном низшие слои населения и не обращал внимание на то, что инновации свойственны и богатым.

Третий тип поведения – ритуализм – предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства (порой доведенное до абсурда). В основном это нарушения чиновников-бюрократов, которые абсолютизируют формальные процедуры.

Четвертый – ретриатизм (бегство от действительности) – отвергаются и цели и социально одобряемые средства их достижения. Здесь опять Мертон имеет в виду низшие слои населения: он говорит о маргиналах – бродяги, наркоманы, душевнобольные, которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

Пятый тип поведения – бунт – отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология, появляются новые ценности и ориентации (например революция).

Теория аномии Э. Дюркгейма. Для объяснения девиации Э. Дюр-кгейм предложил теорию аномии, которая раскрывает значение социальных и культурных факторов девиации.

В обществе существуют социально одобряемые цели и социально одобряемые средства для достижения этих целей. Социальные правила играют очень важную роль в регуляции жизни людей. Нормы управляют поведением людей и они знают чего следует ожидать от других и чего ждут от них. Жизненный опыт людей соответствует ожиданиям, которые обусловлены социальными нормами.

Однако во время кризисов и радикальных социальных перемен (экономический кризис, инфляция, революция, война, экологические катастрофы и т.д.) жизненный опыт перестает соответствовать идеалам, выраженным в социальных нормах. В результате люди испытывают состояние запутанности и дезориентации. Это состояние Дюркгейм и назвал аномией (разрегулированностью, безнормностью).Социальные нормы разрушаются, люди теряют ориентацию и это способствует девиантному поведению.

Социальная дезорганизация может возникнуть, например, в результате смешения религиозных, этнических, расовых групп, которые имеют различные верования, нормы жизни, культуру и т.д. (Гарлем в Нью-Йорке считается центром преступности, с точки зрения всего остального общества, поскольку нормы и правила поведения этих людей не соответствуют общепринятым).

4. Теория Роберта Мертона. В 1938 году Роберт Мертон внес изменения в концепцию аномии Э. Дюркгейма. Он определил, что причинами девиации является разрыв между культурными целями общества и социально одобряемыми средствами их достижения (каждый желает быть богатым – богатство и высокий статус – цель в обществе, но средства достижения богатства могут быть одобряемыми (обучение, работа, следование установленным нормам и правилам) и неодобряемыми – рэкет, спекуляции, торговля наркотиками, игры и т.д.).

Мертон выделил несколько типов поведения людей в обществе.

Первый тип поведения – конформизм – согласие с целями общества и законными средствами их достижения (конформность – соответствие). Здесь цель достигается законными средствами. Это единственные недевиантный тип поведения.

Второй тип поведения – инновация – предполагает согласие с одобряемыми данной культурой целями, но отрицает социально одобряемые способы их достижения. Это самый опасный вид девиантного поведения.

Инноватор будет использовать новые, но незаконные способы достижения основной цели общества – богатства и высокого статуса: рэкет, шантаж, вымогательство, торговля наркотиками и т.д. Инноваторами, по мнению Р. Мертона, людей делает общество, неспособное обеспечить достойный образ жизни. Здесь Мертон имел в виду в основном низшие слои населения и не обращал внимание на то, что инновации свойственны и богатым.

Третий тип поведения – ритуализм – предполагает отрицание целей данной культуры, но согласие использовать социально одобряемые средства (порой доведенное до абсурда). В основном это нарушения чиновников-бюрократов, которые абсолютизируют формальные процедуры.

Четвертый – ретриатизм (бегство от действительности) – отвергаются и цели и социально одобряемые средства их достижения. Здесь опять Мертон имеет в виду низшие слои населения: он говорит о маргиналах – бродяги, наркоманы, душевнобольные, которые отказываются от поиска безопасности, престижа, притязаний на достоинство.

Пятый тип поведения – бунт – отрицает и культурные цели, и социально одобряемые средства их достижения. Но он приводит к замене старых целей и средств на новые: развивается новая идеология, появляются новые ценности и ориентации (например революция).


Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Есть разные ситуации, когда нарушается равновесие в нормативной системе культуры. Одна из таких форм называется аномией (в переводе с французского ‘беззаконие’). Есть несколько определений этого понятия. Наиболее полно суть этого явления отражено в следующем определении.

Под аномией понимается такое состояние общества, которое отличается разрушением системы культурных ценностей, что обусловлено общественным кризисом, распадом его социальных институтов, противоречием между провозглашенными целями и невозможностью их реализации для большинства.

В такое время в обществе большая часть его членов намеренно не исполняет принятые нормы, хотя и прекрасно знает их.

Аномией, ее причинами и последствиями занимались многие ученые, наиболее интересные теории высказаны Э. Дюркгеймом и Р. Мертоном.

Теория аномии Эмиля Дюркгейма

По мнению самого Э. Дюркгейма, аномия развивается в результате эволюции капиталистического общества, потому что именно в это время традиционные нормы уже потеряли свою значимость, а новые, буржуазные, еще не были в достаточной степени сформированы и не имели влияния на общество. При этом ученый не считал, что в сформировавшемся индустриальном обществе совсем нет норм, просто в обществе появилось такое количество подсистем культурных норм, что порой человеку сложно в них ориентироваться.

Готовые работы на аналогичную тему

В переломные периоды люди перестают понимать, что общество ждет от них, и затрудняются согласовывать свои поступки и действующие нормы. Прежние нормы уже не подходят, а новые, зарождающиеся, еще не подходят для того, чтобы служить моделями поведения. Количество случаев девиации обычно резко возрастает в такие периоды.

Теория аномии Роберта Мертон

Роберт Кинг Мертон, развивая теорию понятия аномии Дюркгейма, предложил стройное учение, по которому она являлась итогом конфликта культурных норм, т.е. конфликтом между официально провозглашенными целями и доступными законными средствами их достижения.

Ученый обращает внимание на то, что аномия возникает тогда, когда члены общества не могут достичь законным путем целей, которые были провозглашены социумом в качестве нравственного закона.

Принципы официально провозглашаемые социализмом – равенство и моральная заинтересованность в труде, капитализм провозглашал цели индивидуальной наживы и материального успеха. А когда большему числу членов социума законные способы достижения этих целей недоступны, тогда они используют незаконные.

Основное различие между Аномией Дюркгейма и Аномией Мертона состоит в том, что теория аномии Дюркгейма описывает отсутствие социальной сплоченности и солидарности, которые часто сопровождают быстрые социальные изменения, в то время как теория аномии Мертона описывает, как аномия приводит к отклонению от норм и возникновению преступности в обществе.

Содержание

  1. Обзор и основные отличия
  2. Что такое Аномия Дюркгейма?
  3. Что такое Аномия Мертона?
  4. В чем разница между Аномией Дюркгейма и Мертона?
  5. Заключение

Что такое Аномия Дюркгейма?

Французский социолог и философ Давид Эмиль Дюркгейм

Французский социолог и философ Давид Эмиль Дюркгейм

Что такое Аномия Мертона?

В 1938 году американский социолог Роберт Мертон связал понятие аномии с отклонением от норм и создал теорию структурной деформации. Она объясняет, как аномия приводит к отклонению и преступности. Согласно этой теории, когда общество не предоставляет людям законных средств для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные пути, чтобы вырваться из норм и достичь своих целей. Например, если общество не предоставит достаточно рабочих мест, которые позволят людям нормально жить, многие из них превратятся в преступников или будут использовать незаконные методы заработка. Таким образом, согласно Мертону, отклонением от норм и преступность являются результатом аномического состояния беспорядка.

Американский социолог Роберт Кинг Мертон

Американский социолог Роберт Кинг Мертон

В чем разница между Аномией Дюркгейма и Мертона?

Теория аномии Дюркгейма относится к ней как к ненормальности, так и к отсутствию социальной сплоченности и солидарности, которые часто сопровождают быстрые социальные изменения. С другой стороны, теория аномии Мертона является продолжением теории аномии Дюркгейма и описывает, как аномия приводит к отклонениям от норм и преступности.

Согласно Дюркгейму, аномия — это ненормальность, которая является результатом отсутствия социальной сплоченности и солидарности, которая обычно сопровождает быстрые социальные изменения. Однако, согласно теории аномии Мертона, большинство людей пытаются достичь культурно значимых целей. Когда общество не предоставляет людям законные средства для достижения культурно значимых целей, они ищут альтернативные пути, тем самым отходят от норм для достижения своих целей, что приводит к преступности и отклонению.

Заключение

Теория аномии Дюркгейма описывает отсутствие социальной сплоченности и солидарности, которые часто сопровождают быстрые социальные изменения, в то время как теория аномии Мертона описывает, как аномия приводит к отклонениям и преступности в обществе.

Читайте также: